Кто пишет романы профессия

Обновлено: 25.06.2024

Публикую статью от Натальи Ерофеевой, редактора серии "Другие миры". И, да, я помню, что обещала в рамках конкурса "Звезды других миров" тоже написать свои соображения по поводу писательского мастерства))) но у меня так весело, как у Натальи не получается, так что как только немножко избавлюсь от занудливости текста, сразу опубликую. А пока.

. КАК СТАТЬ ЗНАМЕНИТЫМ ПИСАТЕЛЕМ,
или ВЗГЛЯД РЕДАКТОРА

Начинающие писатели! Или не начинающие. Есть тут такие? Есть, я знаю. Кто из вас (или из нас. ) не мечтает, чтобы его издали?
Проснуться утром, на полках твои книги, на банковской карте гонорары, продюсеры киностудий обрывают телефоны, дабы снять фильм по твоей книге. Красота.

Много раз я натыкалась на различные рассуждения о том, как сделать так, чтобы тебя заметили, оценили, напечатали. Как стать знаменитым писателем, в общем. И то, что я здесь буду рассказывать - это просто взгляд редактора на данную проблему. Я нахожусь по другую сторону ваших баррикад, поэтому напишу то, что вижу сама.

Утверждение первое. "Нужно писать то, что популярно и в тренде, попасть в мейнстрим!"
Логично? Логично. О чём будем писать? О девочке-девственнице, пришедшей брать интервью у миллионера-извращенца? Или о бедной - но только не умом! - и наивной девочке, влюбляющейся в ректора какой-нибудь магической академии? Или. или.
Суть в том, что мейнстрим - это не секта и не мишень, в него не так легко попасть, как кажется. Это похоже на морскую волну - вот он, гребень, а через секунду уже вас подхватило и унесло вниз. И вам могут сказать: "Вы знаете, это было трендом год назад, но сейчас этого уже полно на рынке". И я ещё не говорю про то, что даже самый хороший мейнстрим под пером автора, который мейнстримить совсем не умеет, получится просто у.гэ.
И наконец. как вы оцениваете то, что нынче в тренде? Быть может, у редакторов совершенно другое мнение, откуда вы знаете? Вы можете проверить рейтинги книжных магазинов за последний год по всей стране? Вы сумеете провести глубокий маркетинговый анализ?
Так о каком мейстриме мы вообще говорим?
Мы говорим о мейнстриме, который находится только у вас в голове. А это уже не мейнстрим получается.

Утверждение второе. "Нужно писать в серию".
Давайте попробуем написать в серию. Вот есть прекрасная серия - "ЖЗЛ" называется, может, туда?))
Здесь мы сталкиваемся с той же проблемой, что и в первом пункте. Вы уверены, что вы правильно оценили формат той серии, в которую собираетесь писать? Всем и всегда кажется, что это очень просто, но на самом деле - нет, не очень. Хотя бы из-за того что издательства создают свои серии исключительно потому, что есть много книг, которые можно причесать под эту общую гребёнку. Взять, допустим, "Академию магии" Эксмо. Вы же сами не хуже меня знаете, сколько на самиздате (и не только) неизданных академок. Лет на десять вперёд хватит, и ещё останется.
Это как с поступлением в вуз - пять человек на место, десять человек, двадцать. сто. Вы пишете в серию, и автоматически попадаете в эту очередь.
Попали, молодцы.
Что дальше будем делать?

Утверждение третье. "Нужно писать НЕ в серию".
Гениальная мысль. С учётом количества серий в современных издательствах уж хотя бы в одну из них ваша книга точно попадёт. Если только вы не напишете про однополую любовь в детском саду. Тогда она попадёт под закон о запрете гей-пропаганды)
Ладно, допустим, вы действительно написали книгу, которая не подходит ни под одну из существующих серий. Я встречала такие книги. И обычно именно под такие книги
создают новую серию. Вообще сия чаша - я про серийность - вряд ли может миновать современного автора. Если только вы не Борис Акунин или любой другой автор с тиражами свыше 20 тысяч экз. в месяц.
Без серий издают лишь ОЧЕНЬ популярных авторов.

Утверждение четвёртое. "Нельзя писать большие книжки и длинные серии"
Давайте дружно и хором скажем это. Джорджу Мартину, например. Вот он порадуется!
Или Оксане Панкеевой, она тоже будет очень счастлива.
Запомните - ваша успешность не зависит от объёма. Однотомник, дилогия, цикл из двенадцати книг - сколько угодно. Издательству всё равно. Оно напечатает одну книгу цикла, и если ее будут плохо покупать, то просто не станет печатать продолжение.
А если вам отказали с формулировкой "издательство не возьмёт в серию цикл, потому что циклы плохо продаются". Вам просто соврали.
Это бывает, не переживайте)

Это основные заблуждения, которые встречались мне на СИ и других площадках. А теперь немного истинного.
1. Талант и своя ниша
С чего начинается родина. То есть, писатель. Как это ни странно, с таланта. И как бы вы ни фыркали, утверждая, что нынче печатают авторов и без таланта - это не так.
Талант бывает разный. Кто-то умеет писать увлекательные фэнтези-истории с количеством трупов примерно сорок штук на один авторский лист текста. Кто-то пишет слезливые романчики для женщин, над которыми рыдают домохозяйки. Кто-то строчит юмористические детективы. При этом все эти люди могут презирать таланты друг друга (не зря же авторы "истинного мужского фэнтези" так не любят авторов "неистинного женского"))), но сути сей факт не меняет.
Есть такой термин "читательская аудитория". И как бы вы ни воротили от него нос, придётся с ним смириться. Это такая жизненная реалия, примерно как законы физики. Или таблица умножения. Нельзя написать книгу, которая будет нравиться всем без исключения.
И если вы талантливый автор, это не значит, что вы пишете для всех. Главное - чтобы вы сами понимали это. И понимали, для кого вы пишете. Или для кого хотите писать.
Найдите свою нишу. Нишу, в которой вам будет комфортно и которая будет вам нравиться. И оттачивайте своё мастерство.

4. Издательские отказы
Думаю, этот пункт особенно важен. К сожалению (или к счастью), когда ты работаешь непосредственно в редакции, ты не очень понимаешь, насколько издательские отказы демотивируют авторов.
Мне всегда казался очевидным тот факт, что издательства отказывают (и молчат, что равносильно отказу) по самым разным причинам, не обязательно по причине нечитаемого или плохого текста. Однако, пообщавшись – извините, мои дорогие – со многими авторами, я убедилась в том, какой у них в головах мусор по этому поводу.
Если вас не берут в печать, это не значит, что вы плохо пишете. (Как, собственно, не значит, что вы плохо пишете, если вас читает не столько же народу, сколько Джорджа Мартина, Елену Звездную или Джоан Роулинг.)
Издательства отказывают или молчат по разным причинам. Возможно, в серии уже такая очередь, что брать кого-то нового невозможно в данный конкретный момент. Возможно, ваша книга просто не подходит в серию. Был у меня случай с прекрасной книгой, которую я целый год пыталась куда-нибудь пристроить, но подходящей серии так и не нашлось.
Причины бывают самыми разными, и даже если вам не отвечают, не опускайте руки.
Я всегда привожу в пример историю вышеупомянутой Джоан Роулинг, которой отказали целых ДВЕНАДЦАТЬ раз. Теперь над этим можно только ехидно похихикать. В издательствах работают люди – и они тоже ошибаются.

А чтобы вы окончательно поняли, о чём я говорю, приведу примеры из классики.

Если начало должно заинтересовывать, возбуждать любопытство, то конец должен быть словно выстрел в голову.
Но тут я уже не буду приводить примеры. Лень J

Где учиться на писателя

Многих учащихся привлекает профессия писателя: она не только даёт возможность реализовать творческий потенциал, но и может принести хорошую прибыль (вспомним пример Джоан Роулинг). Мы расскажем, где учиться на писателя и какие перспективы ждут выпускников с таким образованием.

Рейтинги вузов и советы по поступлению абитуриенты найдут в нашем информационном канале. А в другом — акции и предложения, которые помогут сэкономить.

Как учиться на писателя

Некоторые считают, что выучиться на писателя нельзя: талант создавать произведения или есть, или нет. Однако любой талант нуждается в шлифовке, и потому соответствующее образование поможет потенциальному автору выработать собственный стиль и избежать вторичности.

Конечно, ничто не мешает получить любое другое высшее образование (экономическое, медицинское, педагогическое), но всё же будущему творцу больше всего подойдёт филологический факультет, где студентов учат работать с текстами.

Профессия писатель: где учиться

Многим профессиям можно обучиться на двух уровнях:

  • поступить после школы в колледж и получить среднее проф. образование;
  • окончить вуз и стать специалистом с высшим образованием.

У будущих писателей такого выбора нет: литературных колледжей не существует. Конечно, можно пойти на платные профильные курсы, но будет непросто найти те, где преподают профессионалы. Мы советуем учиться на писателя в вузе, выбрав одну из следующих образовательных программ:

  • филология;
  • литературное творчество (специалитет);
  • драматургия;
  • литературный работник (специалитет);
  • прикладная филология;
  • кинодраматургия (для тех, кто хочет стать сценаристом).

Расскажем, в каких вузах есть эти направления.


Многие писатели начинали с публикации статей

Где учиться на писателя в Москве

В столице есть специализированный вуз для литераторов, а также классические университеты с филологическими специальностями:

  1. Литературный институт имени А. М. Горького.
  2. Московский государственный институт культуры.
  3. Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.
  4. Российский государственный гуманитарный университет. кино и телевидения (частный вуз).

Где учиться, чтобы стать писателем в России

Если поступающий не хочет штурмовать столицу, получить профильное образование можно и в других регионах:

  1. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
  2. Национальный исследовательский Томский государственный университет.
  3. Тверской государственный университет.
  4. Екатеринбургский государственный театральный институт.
  5. Пятигорский государственный университет.
  6. Восточно-Сибирский государственный институт культуры.
  7. Адыгейский государственный университет.
  8. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

На специальности, связанные с литературным творчеством, выделяют минимум бюджетных мест, стоимость контрактного обучения — от 100 до 500 тысяч рублей за учебный год.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Профессия писатель: зарплата

Сложно назвать средний размер заработка писателя: он слишком зависит от уровня мастерства конкретного человека и востребованности созданных им книг у аудитории. Больше всего зарабатывают авторы детективов и дамских романов, также в последние годы набирает популярность нон-фикшн литература: мотивационные и обучающие тексты.

Многие выпускники лит. институтов параллельно с собственным творчеством работают копирайтерами, редакторами и журналистами.

Писать учебные работы далеко не так увлекательно, как свои произведения. К счастью, с рефератами и дипломами всегда готовы помочь эксперты студенческого сервиса: всё будет сделано качественно и оперативно.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Не каждый может полностью представить себе специфику работы писателя. Одни считают, что в ней нет ничего сложного, если научиться более или менее грамотно писать. Другие видят в ней нечто особенное и убеждены, что без таланта невозможно освоить профессию. Кто прав? Давайте разбираться.

Писатель

Профессия писателя имеет большое значение для общества. Его работа накладывает отпечаток не только на взгляды современных людей, но и на будущие поколения. В своих произведениях автор ищет ответы на актуальные проблемы и отражает веяния времени, которые помогут потомкам глубже узнать особенности той эпохи, в которой он жил.

Эта творческая профессия привлекает все больше людей, однако не каждый может полностью представить себе специфику работы писателя. Одни считают, что в ней нет ничего сложного, если научиться более или менее грамотно писать. Другие видят в ней нечто особенное и убеждены, что без таланта невозможно освоить профессию.

Кто прав? Представления обоих сторон имеют право на существование. Ведь без таланта и рвения невозможно стать писателем, а без грамотности и знания языка талант невозможно реализовать.


Кто такой писатель?

Писатель – человек, занимающийся написанием литературно значимых произведений, предназначенных для общественного потребления. Подчеркнем, что человека, создающего текст для удовлетворения собственных желаний и хранящего его вдали от посторонних глаз, нельзя назвать писателем. Как правило, создание словесных произведений является если не основным, то одним из основных видов профессиональной деятельности писателя.

Профессия берет свое начало со времен возникновения письменности. Первыми писателями можно считать великих мыслителей античности, летописцев и монахов. Характерной особенностью профессии является тот факт, что во все эпохи писателями были только очень образованные люди.

Сегодня, как и много веков назад, независимо от выбранного направления деятельности (а это может быть как художественная литература, так и публицистика) профессия требует от писателей грамотности и глубокого понимания выбранной темы. Они должны:

  • иметь большой словарный запас;
  • владеть стилистическими приемами;
    изучать произведения великих писателей мировой литературы прошлых лет, знать особенности их эпохи и уметь правильно использовать эти знания в своем произведении;
  • писать на актуальные для современного общества темы.

Обычно каждый писатель работает в определенном жанре, который требует наличия специальных способностей и навыков (например, сложно представить себе хорошего поэта, не умеющего рифмовать, или прозаика, не владеющего искусством слога). Кроме того, чтобы стать хорошим узнаваемым автором, представитель этой профессии должен вырабатывать собственный стиль, который будет выделять его из числа других писателей.

Современные писатели могут работать над выполнением заказа издательства, заниматься самостоятельной творческой деятельностью или трудиться над литературным проектом совместно с другими специалистами.


Какими личностными качествами должен обладать писатель?

Писатель – в первую очередь, творческая личность. Поэтому он должен иметь хорошее воображение, склонности к гуманитарным наукам и богатый внутренний мир. Так как творчество писателя должно быть актуальным и вызывать интерес общества, автор должен понимать окружающий мир и обладать хорошей интуицией

Поскольку создание художественного произведения требует много времени, писателю потребуются такие качества, как:

  • усидчивость,
  • целеустремленность,
  • внимательность к деталям.

Не менее значимым качеством является терпеливость: она помогает не только в творчестве, но в поиске изданий и спонсоров. Писатель никогда не должен опускать руки, быть уверенным в своих силах и не отказываться от призвания при возникновении малейших трудностей.

Для писателя также важны объективность, умение критически мыслить и способность прислушиваться к обоснованным замечаниям. Известные авторы имеют агентов и не нуждаются в личной презентации себя. Однако начинающим писателям нужно уметь договариваться с издателями самостоятельно, для чего потребуются хорошие коммуникативные навыки и умение вести переговоры.

Преимущества профессии писатель

Профессия писателя имеет ряд неоспоримых преимуществ. К самым важным можно отнести возможность заниматься любимым делом. Через словесное произведение писатель имеет возможность поделиться с общественностью собственным мировоззрением, всей палитрой своего богатого воображения и внутреннего состояния. Для настоящего литератора работа – это порыв чувств, желание создать прекрасное и показать это миру. Они не могут творить под давлением и не любят, когда их загоняют в рамки.

Писатель – человек свободный, что очень важно для людей, которые не могут работать по кем-то разработанному графику в офисах, кабинетах или производственных помещениях. Благодаря тому, что авторы не привязаны к определенному рабочему месту, они могут творить в любом удобном месте и в любое время, самостоятельно распределяя и планируя свой день.

Именитые представители этой профессии не испытывают проблем при поиске издательств, которые готовы напечатать результаты его труда. Наоборот, издательские дома делают все возможное, чтобы завлечь известного писателя, предлагая ему более высокие гонорары и различные бонусы. Обычно авторам выплачивается небольшой аванс, а затем они получают 6-12% от общей стоимости тиража.

То есть, для писателя очень важно признание публики. Ведь именно от численности аудитории будет зависеть цена работы. Многие писатели устраивают встречи с читателем, позволяющие популяризировать их произведения. Малоизвестные работники пера делают это бесплатно, а авторы с именем продают билеты на такие встречи, что также дает дополнительный заработок.


Недостатки профессии писатель

Самым большим недостатком профессии работника пера является отсутствие стабильной занятости и, соответственно, доходов. Начинающим писателям тяжело пробиться на вершину успеха, а авторы, уже добившиеся признания, могут очень быстро потерять свои позиции. Наличие хорошей идеи еще не означает возможность написания хорошего текста, так как отсутствие опыта или недостаточное знание стилистических приемов не позволяет собрать мысли воедино, создать целостный сюжет.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются современные писатели, заключается в снижении популярности печатных изданий. С появлением всемирной паутины люди все больше стали читать онлайн и использовать пиратские ресурсы, открывающие доступ практически ко всем произведениям, что негативно отразилось на объемах тиражей и стоимости издаваемых книг.

Автору, работающему над серьезным произведением, требуется много времени на его создание, от чего возникает необходимость в поиске дополнительных источников заработка. Иногда он сталкивается с проблемой отсутствия вдохновения, и тогда завершение труда растягивается на годы. Другая сложность заключается в непонимании со стороны общества. Случается, что писатель в творениях опережает свое время, поэтому нередко получает признание только спустя много лет, а иногда и после смерти.

Литераторы, отдающие предпочтение коммерчески выгодным текстам, также сталкиваются с определенными трудностями. Преимущественно они связаны с поиском спонсора или заказчика. Кроме того, поскольку работы таких авторов не несут какой-либо художественной значимости, их имя редко упоминается в публикации. Таким образом, они могут получать неплохой доход, но никогда не обретут признания. Кроме того, оплата их труда также зависит от опыта и знания выбранной темы, а степень загруженности варьируется в виду различных факторов.

Где можно получить профессию писатель?

Специфика работы писателя предполагает наличие богатого воображения и особого таланта, а также умения глубоко мыслить. Поэтому человеку, который чувствует в себе потребность поделиться своими мыслями, чувствами и эмоциями с другими людьми, не обязательно получать высшее литературное образование для освоения профессии. Но только при условии, что у него присутствуют все необходимые личностные качества (в частности, талант и богатое воображение).

Много известных авторов в свое время получали образование по другим направлениям, но смогли написать великолепные произведения. Единственное, что очень важно для профессии: быть высокообразованным человеком. В этом случае не имеет особого значения, есть ли у автора специальное образование или он самоучка.

Факультеты журналистики являются еще одним направлением, обеспечивающим необходимыми знаниями. Выпускники получают возможность не только заниматься любимым делом и приобретать опыт, но и работать в СМИ.


Принимая решение стать профессиональным писателем, нужно отдавать себе отчет, что может ждать на литературном поприще. Ведь одно дело писать для души, родных и близких, и совершенно другое — для широкого круга аудитории.

  1. Как стать хорошим писателем: успешными рождаются или становятся?
  2. Что должен уметь известный писатель
  3. От слова к книге: где в России учат детских и взрослых писателей
  4. Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям
  5. Как работают начинающие авторы в наше время — онлайн-площадки для размещения произведений
  • Ridero — популярный инструмент, чтобы начать публиковаться
  • Стать писателем на Author.today: как это сделать
  • Литнет — хороший способ начать писательскую карьеру
  • Продаман — знаменитый самиздат жанра фэнтези
  • Меценат — лучшая платформа для творческих людей
  • Нехудожественная литература
  • Художественная литература
  • Другие общие рекомендации

Как стать хорошим писателем: успешными рождаются или становятся?

Многие считают, что известным писателем может стать лишь тот, у кого есть талант, а все остальные так и останутся на любительском уровне. Однако одного природного дара недостаточно. И если взять двух авторов, один из которых писатель одаренный, сочиняющий только по вдохновению, а другой — упорно работающий и регулярно пишущий, шансов на успех больше у второго. Отсюда можно сделать первый и главный вывод: писательство — это труд, но не всегда он вознаграждается так, как хотелось бы.

Что должен уметь известный писатель




В писательском деле есть три кита:

От слова к книге: где в России учат детских и взрослых писателей


Лекция в литературном ВУЗе

Получить филологическое образование можно на соответствующем факультете или в профильном литературном ВУЗе.

  1. Литературный институт имени А. М. Горького в Москве — при нем есть литературные курсы, где обучают авторов поэзии и прозе.
  2. Московский государственный институт культуры — факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных услуг.
  3. Краснодарский государственный институт культуры — информационно-библиотечный факультет.
  4. Литературные мастерские от Creative Writing School, где учат писать сценарии, делать художественные переводы и многое другое. Есть онлайн-курсы, а также очные занятия в Москве и Санкт-Петербурге.
  5. Писательское мастерство от 4Brain онлайн. Здесь научат создавать небанальный сюжет, а также помогут улучшить уровень грамотности и общий стиль письма.

Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям




Итак, рукопись готова, вычитана и отредактирована. С чего же начать свою писательскую карьеру? Есть несколько вариантов, как опубликовать работу.

Как работают начинающие авторы в наше время — онлайн-площадки для размещения произведений

Далеко не у каждого начинающего писателя есть возможность привлекать агента для своей раскрутки, поэтому этим вопросом им приходится заниматься самостоятельно. Проще всего заявить о себе, если начать публиковать свои произведения на специализированных платформах в интернете.

Ridero — популярный инструмент, чтобы начать публиковаться




Сервис Ridero предоставляет возможность самостоятельно выпускать электронные книги, которые становятся все более популярными в наше время. Для этого нужно зарегистрироваться и загрузить текстовый вариант рукописи. У сайта есть ряд платных функций: индивидуальная обложка и оформление, услуги редактора, корректора, личного помощника, а также реклама издания, но этими возможностями можно и не пользоваться.

Читайте также: