Кто относится к педагогическим работникам

Обновлено: 17.04.2024

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Перечень должностей педагогов изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр образования
и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

Приложение к приказу
Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 15 апреля 2020 года № 145

Перечень должностей педагогов

Учителя организаций дошкольного и среднего образования, преподаватели организаций образования;

Руководитель (начальник, директор, заведующий) дошкольной организации, организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего образования, специализированной организации образования, специальной организации образования, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации дополнительного образования для детей и взрослых, учебно (научно)-методического (методического) центра (кабинета), центров по работе с одаренными детьми, дополнительного образования (центра, комплекса), института повышения квалификации (филиала);

Преподаватель-организатор начальной военной и технологической подготовки (военный руководитель в учебном заведении), начальной военной подготовки (для организаций технического и профессионального, послесреднего образования);

Руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения (отдела, отделения);

Заместитель руководителя организации образования: по дошкольному воспитанию и обучению, научной, учебной, научно-практической (центра), учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-оздоровительной работе и дополнительного образования (центра, комплекса), воспитательной работе, информатизации, начальной военной и технологической подготовке, по инновационному образованию (технологиям), информационным технологиям, по профильному, профессиональному обучению, по учебно-методическому объединению;

Заведующий интернатом, лабораторией, кабинетом организации образования; отделением в организациях образования, непосредственно занимающийся учебно-производственной, учебно-методической, учебно-воспитательной деятельностью, организационно-массовой работе, научно-исследовательской работе; учебной частью, сектором, учебно-производственной (учебной) мастерской;

Заведующий кафедрой института повышения квалификации (филиала);

Старший преподаватель института повышения квалификации (филиала);

Педагог дополнительного образования;

Специальный педагог (учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

Педагог-организатор, учитель начальной военной и технологической подготовки;

Воспитатель: старший воспитатель, воспитатель (в организациях образования) общежития, мать-воспитатель;

Преподаватель; тренер-преподаватель по спорту, старший тренер-преподаватель по спорту, занимающийся непосредственно учебно-преподавательской деятельностью;

Старший вожатый, вожатый;

Инспектор по делам молодежи;

Переводчик-дактилолог (сурдопереводчик в организациях образования);

Культорганизатор (в организациях образования);

Инструктор: по труду (в организациях образования); по физической культуре, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, в том числе в специальных организациях образования; инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, инструктор-методист по плаванию, по туризму;

Старший мастер, мастер производственного обучения; мастер – преподаватель производственного обучения;

Методист (старший методист): организаций дошкольного и среднего образования, организации дополнительного образования; организации технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методического (методического) центра (кабинета), центра по работе с одаренными детьми, специальной организации образования;

Музыкальный руководитель, аккомпаниатор, концертмейстер, хореограф, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, художественный руководитель.

Квалификационные требования к педагогическим работникам — это система требований к уровню образования и стажу работы, которые определяют возможность заниматься педагогической деятельностью. По-другому их называют профстандартами.

Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.


Квалификационные требования по должностям

Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.

Профстандарт для педагога-психолога

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.


Профстандарт специалиста в области воспитания

Специалист в области воспитания осуществляет:

  • организацию процесса воспитания;
  • библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
  • реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.


Профстандарт педагога дополнительного образования

В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.

Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.


Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).


Запреты и ограничения

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

льготный стаж для учителей

Что такое льготная пенсия и льготный стаж для учителей

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.


Какие должности относятся к педагогическому стажу

В постановлении №781 указаны списки учреждений и возможных должностей, 25-и летний стаж работы на которых позволяет досрочно выйти на пенсию. В обобщенном виде эти списки можно представить следующим образом.

Правила исчисления педагогического стажа

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные из этих правил.

  1. С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  2. Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  3. Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  4. Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  5. Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Что входит в педагогический стаж

Помимо непосредственно работы в указанных должностях в педагогический стаж входят и другие периоды жизни и деятельности, при выполнении определенных условий, а именно:

  1. Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, суммарно не более 6 лет, при условии что такой отпуск начинался до 6.10.1992, когда в силу вступил закон, согласно которому отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в педагогический стаж не включается.
  2. Курсы повышения квалификации, если они проходили после 1.09.2000 и в годы их прохождения была выполнена годовая норма рабочего времени соответствующего ставке заработной платы.
  3. Время обучения в ВУЗе, если обучение было завершено до 1 октября 1993 года, и непосредственно до начала и после завершения обучения осуществлялась педагогическая деятельность.
  4. Прохождение срочной службы в армии, при условии что служба была завершена до 1 октября 1993 года. Нередко для включения данного периода в педагогический стаж необходимо обращаться в суд.
  5. Периоды временной нетрудоспособности (больничный).
  6. Оплачиваемые отпуска, кроме учебного отпуска.


Как меняются условия льготного стажа для учителей с 2020 года

В связи с пенсионной реформой с 2020 года условия льготного выхода на пенсию для педагогов изменились. Основные изменения в вопросах досрочного выхода на пенсию учителями касаются применения индивидуальных пенсионных баллов (ИПК) и отсрочки выхода на пенсию по выслуге лет. Период с 2020 по 2025 годы является переходным для полного внедрения новых условий, поэтому в разные годы этого периода по ним будут применяться разные ограничения.

Так, в 2020 году для льготного выхода на пенсию необходимо наличие 18,6 баллов, в 2025 году этот показатель достигнет 30 и закрепится на этом уровне, для чего значение будет увеличиваться каждый год на 2,4 балла.
Минимально необходимое количество пенсионных баллов для досрочного выхода на пенсию в зависимости от года

Что касается отсрочки оформления пенсии после выработки педагогического стажа продолжительностью 25 лет, максимальное значение этого периода будет достигнуто к 2023 году и составит 5 лет. То есть, если раньше пенсию по выслуге лет можно было оформить сразу, как только педагогический стаж составлял 25 лет, то теперь выйти на пенсию можно будет только по истечению периода отсрочки после его выработки. В 2020 году период отсрочки составляет 1,5 года. Далее каждый год его продолжительность увеличивается.

Период отсрочки оформления льготной пенсии для учителей в зависимости от года выработки педагогического стажа

Льготный выход на пенсию для педагогов с 2020 года

Как посчитать педагогический стаж по новым условиям

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и федеральному закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.


1. Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году.
1995 — 2012 г.г. — работа учителем средней школы.
2012 - 2015 г.г. — работа заведующим учебной частью.
2015 г. - начало 2020 года — работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности.
В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

2. Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года — работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с 24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.

Нельзя преуменьшить важность и ответственность работы педагога, а также его влияние на детей и молодежь. Соответственно и требования к кандидату на должность педагогического работника (далее — педработник) — особые. Они касаются не только профессиональной компетентности, но и других характеристик претендента на такую должность.

Кто относится к педработникам

Педработник — это лицо, которое осуществляет педагогическую деятельность . Эта деятельность включает:

— обучение и (или) воспитание. К примеру, работа учителя, воспитателя дошкольного образования;

— научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования (УО) (его структурных подразделений), например, работа воспитателя-методиста, заведующего филиала УО, директора УО.

На заметку
Обычно трудовая функция специалиста описывается в должностной инструкции, которая составляется на основании ЕКСД .

Таким образом, нужно изучить должностные обязанности работника, в частности, его должностную инструкцию, для того чтобы определить, осуществляет он педагогическую деятельность или нет.

Обратите внимание!
Педработники могут трудиться как в сфере образования, например, воспитатель в детском саду, учитель в школе, преподаватель в институте, так и в других сферах. В частности:
— в здравоохранении, например, учитель-логопед ;
— сфере физической культуры и спорта, к примеру, педагог-психолог .

На заметку
Требования к лицам, которые занимаются педагогической деятельностью в сфере физкультуры и спорта, в настоящей статье не рассматриваются.

Образование педработника

— профиль (направление) образования;

— рекомендуемые требования к стажу работы;

— прохождение переподготовки руководящих работников и специалистов, которые имеют высшее (среднее специальное) образование .

Пример

На заметку
В дипломе о среднем специальном образовании, а также в дипломе о высшем образовании указываются, в частности :
— наименование специальности или направление специальности;
— наименование квалификации.

Связь между специальностью (направлением специальности) и квалификацией, указанными в дипломе, и требованиями к образованию в квалификационной характеристике можно установить с помощью ОКРБ 011-2009.

Пример

Пример

На должность педработника в некоторых случаях может быть принято лицо, которое не имеет необходимого образования, например, студент на период преддипломной практики .

Здоровье педработника

Педработник обязан проходить предварительный медосмотр в порядке, который устанавливает Минздрав . Так, соискателю потребуется пройти предварительный медосмотр, если это необходимо в целях предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний .

Пример

Прохождение предварительного медосмотра потребуется, в частности, для работы:

— преподавателем в учреждении среднего специального образования ;

— воспитателем в оздоровительном лагере с круглосуточным пребыванием детей ;

— воспитателем дошкольного образования в учреждении дошкольного образования .

На заметку
В некоторых случаях для допуска к работе педработника предусмотрен обязательный профилактический наркологический осмотр. В частности, для работы:
— воспитателем дошкольного образования;
— педагогом-организатором, педагогом-психологом в УО;
— педагогом в социальном УО;
— мастером производственного обучения .

Обратите внимание!
Информация о годности к работе в должности педработника указывается в медсправке о состоянии здоровья .

Особые требования к педработнику

На должность педработника нельзя принять лицо, которое не вправе осуществлять педагогическую деятельность. В частности, если соискатель :

1) лишен права заниматься педагогической деятельностью. Лишение права заниматься педагогической деятельностью является одним из видов наказания за преступление . Такое наказание может быть назначено судом на срок от 1 года до 5 лет ;

Обратите внимание!
Сведения о лишении права заниматься педагогической деятельностью вносятся в трудовую книжку работника .

2) имеет судимость. Лицо считается судимым :

— со дня вступления в законную силу приговора суда;

— до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке.

На заметку
Не имеет значения, по какой статье УК есть судимость у соискателя на должность педработника.

Информацию о судимости предоставляет информационное подразделение органов внутренних дел по письменному запросу нанимателя .

Такая информация предоставляется :

— госорганизациям, финансируемым из республиканского и (или) местного бюджетов, — бесплатно;

— другим организациям — на платной основе, если иное не предусмотрено законодательными актами;

На заметку
С порядком выдачи справки о судимости, например, УВД Миноблисполкома, можно ознакомиться на сайте.

Обратите внимание!
Запрос о наличии или отсутствии судимости должен содержать :
— ссылку на подп. 2.2 п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании;
— Ф.И.О. соискателя на должность педработника;
— число, месяц, год, место рождения и идентификационный номер такого лица;
— данные, позволяющие признать организацию бюджетной, если с запросом обращается госорганизация, финансируемая из бюджета.

Запрос подписывается руководителем организации и заверяется печатью .

К запросу прилагается копия документа об оплате за предоставление сведений, если запрос подает небюджетная организация .

На заметку
Соискатель может получить справку об отсутствии у него судимости самостоятельно и представить ее нанимателю .

3) признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

На заметку
Суд сообщает органу опеки и попечительства о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным в течение 3 дней после вступления решения в законную силу .

4) не имеет права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частности, установлены дополнительные ограничения для кандидатов на должности, которые предполагают постоянную работу с детьми, в том числе их обучение и воспитание . К примеру, воспитатель УО, учителя всех наименований, преподаватели и др. .

Такие должности не могут занимать лица, которые ранее совершили преступления :

— против половой неприкосновенности или половой свободы;

— предусмотренные ст. 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 УК.

На заметку
Под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста 18 лет, если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме .

Общие правила приема на работу

Общие требования законодательства к приему на работу распространяются и на педработников. В частности, от соискателя требуются следующие документы :

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

— трудовая книжка, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Перечень должностей педагогов изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр образования
и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

Приложение к приказу
Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 15 апреля 2020 года № 145

Перечень должностей педагогов

Учителя организаций дошкольного и среднего образования, преподаватели организаций образования;

Руководитель (начальник, директор, заведующий) дошкольной организации, организации среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), технического и профессионального, послесреднего образования, специализированной организации образования, специальной организации образования, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации дополнительного образования для детей и взрослых, учебно (научно)-методического (методического) центра (кабинета), центров по работе с одаренными детьми, дополнительного образования (центра, комплекса), института повышения квалификации (филиала);

Преподаватель-организатор начальной военной и технологической подготовки (военный руководитель в учебном заведении), начальной военной подготовки (для организаций технического и профессионального, послесреднего образования);

Руководитель (заведующий, начальник) структурного подразделения (отдела, отделения);

Заместитель руководителя организации образования: по дошкольному воспитанию и обучению, научной, учебной, научно-практической (центра), учебно-производственной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-оздоровительной работе и дополнительного образования (центра, комплекса), воспитательной работе, информатизации, начальной военной и технологической подготовке, по инновационному образованию (технологиям), информационным технологиям, по профильному, профессиональному обучению, по учебно-методическому объединению;

Заведующий интернатом, лабораторией, кабинетом организации образования; отделением в организациях образования, непосредственно занимающийся учебно-производственной, учебно-методической, учебно-воспитательной деятельностью, организационно-массовой работе, научно-исследовательской работе; учебной частью, сектором, учебно-производственной (учебной) мастерской;

Заведующий кафедрой института повышения квалификации (филиала);

Старший преподаватель института повышения квалификации (филиала);

Педагог дополнительного образования;

Специальный педагог (учитель-дефектолог, дефектолог, учитель-логопед, логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);

Педагог-организатор, учитель начальной военной и технологической подготовки;

Воспитатель: старший воспитатель, воспитатель (в организациях образования) общежития, мать-воспитатель;

Преподаватель; тренер-преподаватель по спорту, старший тренер-преподаватель по спорту, занимающийся непосредственно учебно-преподавательской деятельностью;

Старший вожатый, вожатый;

Инспектор по делам молодежи;

Переводчик-дактилолог (сурдопереводчик в организациях образования);

Культорганизатор (в организациях образования);

Инструктор: по труду (в организациях образования); по физической культуре, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, в том числе в специальных организациях образования; инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, инструктор-методист по плаванию, по туризму;

Старший мастер, мастер производственного обучения; мастер – преподаватель производственного обучения;

Методист (старший методист): организаций дошкольного и среднего образования, организации дополнительного образования; организации технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методического (методического) центра (кабинета), центра по работе с одаренными детьми, специальной организации образования;

Музыкальный руководитель, аккомпаниатор, концертмейстер, хореограф, непосредственно занимающийся учебно-воспитательной деятельностью, художественный руководитель.

Читайте также: