Кто осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда в образовательном учреждении

Обновлено: 13.05.2024

С 28 июня 2020 г. начнет действовать новый порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях . С этой же даты утратят силу правила, предусмотренные Типовой инструкцией N 159, которая действует в настоящий момент. В связи с этим нанимателям нужно будет пересмотреть свои ЛПА по контролю за охраной труда и внести соответствующие корректировки. Остановимся на основных, на наш взгляд, изменениях, которые предусматривает новая Инструкция N 51.

Какие виды контроля регулирует Инструкция N 51

Новая Инструкция N 51 регламентирует проведение :

— периодического контроля. Отметим, что в Инструкции N 51 проводимый контроль прямо не назван периодическим. Тем не менее по своей сути он является таковым, поскольку установлена периодичность его проведения: ежедневно, ежемесячно и ежеквартально;

— контроля, проводимого по мере необходимости.

На заметку
Иную периодичность контроля за охраной труда в соответствии с СУОТ смогут установить :
— организации сферы услуг;
— микроорганизации.
При этом такая индивидуально установленная периодичность должна быть не реже одного раза в месяц.

Типовая инструкция N 159, действующая в настоящий момент, регулирует проведение двух видов контроля за соблюдением законодательства об охране труда :

— контроля, проводимого руководителями и специалистами организации.

На заметку
В Типовой инструкции N 159, действующей в настоящий момент, упоминаются также другие виды контроля за охраной труда, которые регламентированы иными НПА :
— контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации;
производственный контроль;
общественный контроль.

Кто и где осуществляет контроль

Новой Инструкцией N 51 установлено, кем и где проводится контроль за охраной труда. Отметим, что, как и в настоящее время, это зависит от частоты проведения контроля. Какие корректировки произошли в рассматриваемом вопросе, наглядно рассмотрим в сравнительной таблице .

С участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда).

С участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).

Непосредственными руководителями признаются должностные лица, ответственные за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенные из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники .

В проведении контроля также участвуют:
— специалист по охране труда;
— члены комиссии по охране труда, если она создана в организации. Напомним, что в состав данной комиссии входят как представители нанимателя, так и представители профсоюза ;
— руководители структурных подразделений, непосредственные руководители и иные работники организации.

Внимание!
С 28.06.2020 представители профсоюзов, в том числе общественные инспекторы по охране труда, могут участвовать в проведении контроля за охраной труда. В настоящее время участие общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (при наличии в организации профсоюза) в проведении периодического контроля является обязательным .

Какие действия предпринимаются при выявлении нарушений

Выдача предписания специалистом по охране труда

Новая Инструкция N 51 дала право специалисту по охране труда в случае выявления нарушений нормы охраны труда выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания. В них следует отражать следующее :

— наименование структурного подразделения, в котором выявлено нарушение требований по охране труда;

— фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность служащего, которому выдано предписание;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— требование о приостановлении эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) в случае выявления нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих.

Отменить такое предписание полностью или частично по обоснованным причинам смогут :

— руководитель службы охраны труда либо

— руководитель организации или его заместитель.

Как оформляются результаты контроля

Ежедневный и ежемесячный контроль

Новая Инструкция N 51 устанавливает, что результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в один журнал контроля, и определяет сведения, которые нужно в него вносить. Это, в частности :

— наименование структурного подразделения;

— дата проведения ежедневного или ежемесячного контроля;

— фамилия, инициалы непосредственных руководителей, руководителей структурных подразделений, их подписи;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— мероприятия по устранению нарушений, сроки их выполнения

— фамилия, инициалы и должность служащего (профессия рабочего), ответственного за выполнение вышеназванных мероприятий, его подпись;

— информация о выполнении мероприятий по устранению нарушений.

При этом саму форму журнала новая Инструкция N 51 не предусматривает. Следовательно, нанимателям нужно будет разработать ее самостоятельно.

Внимание!
Если у непосредственных руководителей (руководителей структурных подразделений) есть ЭЦП, то журналы контроля можно будет вести в электронном виде .

Напомним, что в настоящее время результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в разные журналы контроля по формам согласно приложениям 1 и 2 к Типовой инструкции N 159 .

Ежеквартальный контроль

Как и в настоящее время, по результатам ежеквартального контроля за охраной труда будет составляться акт . Новая Инструкция N 51 более детально регламентирует, какую информацию нужно вносить в данный документ. Итак, в акте следует указывать:

— дату проведения ежеквартального контроля;

— фамилии, инициалы, должности служащих, участвующих в проведении ежеквартального контроля;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— сроки устранения этих нарушений;

— фамилии, инициалы и должности служащих, ответственных за устранение нарушений.

Как рассматриваются результаты контроля

С 28.06.2020 результаты контроля за охраной труда рассматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев .

На заметку
В организациях сферы услуг и микроорганизациях результаты контроля за охраной труда рассматриваются по мере необходимости в порядке, установленном в СУОТ .

Установлено, что в рассмотрении результатов участвуют :

— руководитель организации или его заместитель;

— руководители структурных подразделений;

— специалист по охране труда;

— члены комиссии по охране труда (при ее создании).

Если при рассмотрении результатов принимаются решения о совершенствовании организации работы по охране труда, поддержании функционирования СУОТ и по иным вопросам охраны труда, то они оформляются протоколом. Данный документ подписывает :

— руководитель организации или его заместитель либо

— председатель комиссии по охране труда (при ее создании).

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Перечень должностей электротехнического персонала разрабатывает ответственный за электрохозяйство и утверждает руководитель образовательного учреждения.

Электротехнологический персонал 1 раз в год проходит проверку знаний по электробезопасности.

В состав постоянно действующей квалификационной комиссии по проверке знаний по электробезопасности входит не менее 3-х человек с 3 и 4 квалификационной группой по электробезопасности.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются:

  • по должностям и профессиям;
  • по видам выполняемых работ

Инструкции по охране труда содержат 5 разделов :

  1. Общие требования охраны труда;
  2. Требования охраны труда перед началом работы;
  3. Требования охраны труда во время работы;
  4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях;
  5. Требования охраны труда по окончании работы.

Обучение и проверка знаний по охране труда

Все работники 1 раз в три года обязаны проходить обучение и проверку знаний

требований охраны труда.

Обучение работников образовательного учреждения по охране труда осуществляется согласно учебной программе и учебного плана.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда несёт заведующий ДОУ.

Работники по окончании специального обучения по охране труда проходят проверку знаний требований охраны труда.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда по условиям труда проводится не реже 1 раза в пять лет. Аттестации подлежат все рабочие места в организации.

Специальная оценка условий труда предполагает:

  • проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов;
  • осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Специальную оценку условий труда проводит аттестационная комиссия.

Аттестационная комиссия создаётся организацией, в которой проводится специальная оценка условий труда.

В состав аттестационной комиссии входят:

  • представители администрации образовательного учреждения;
  • специалисты по охране труда;
  • представители профкома;
  • члены комиссии по охране труда;
  • уполномоченные лица по охране труда от профкома;
  • представители аттестующей организации.

По заключению аттестационной комиссии рабочее место аттестуется:

  • по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
  • по травмобезопасности;
  • по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты

Классификация вредных и опасных производственных факторов:

1 класс – оптимальные условия труда (сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности);

2 класс - допустимые условия труда (уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения состояния организма восстанавливаются во время регламентируемого отдыха);

3 класс - вредные условия труда (наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и приводят к развитию профессиональных заболеваний, росту хронической патологии);

4 класс - опасные условия труда (воздействие производственных факторов на человека в течение рабочей смены и создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжёлых форм)

Результаты аттестации рабочих мест отражаются в картах аттестации на каждое рабочее место.

С результатами аттестации рабочих мест работника знакомят под роспись.

По результатам аттестации рабочих мест за вредные условия труда работнику работодатель осуществляет дополнительные доплаты (от 4 до 12%) или дополнительный оплачиваемый отпуск (до 7 дней).

Размер доплат устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по согласованию с профсоюзным комитетом.

Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний

Работодатель обязан осуществлять социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.98 г. № 125-ФЗ.

Медицинские осмотры и вакцинация

Работодатель обязан проводить за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников. А также обеспечить проведение бесплатных для работников вакцинаций.

Во время прохождения указанных медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок.

Служба охраны труда в образовательном учреждении, комитет (комиссия) по охране труда

В каждой организации с численностью более 100 работников создаётся служба охраны труда.

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

Комитет (комиссия) по охране труда:

Члены комиссии по охране труда входят в состав комиссии по аттестации рабочих мест.

Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюзного комитета

Выборы уполномоченного по охране труда осуществляется на профсоюзном Собрании на срок не менее двух лет.

Уполномоченный по охране труда входит в состав комиссии по ОТ образовательного учреждения.

Уполномоченный по охране труда обязан защищать права работников образовательного учреждения на охрану труда.

Уполномоченный по охране труда имеет право беспрепятственно проверять в организации соблюдение требований охраны труда и вносить для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Административно-общественный контроль за охраной труда в образовательном учреждении

Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, профсоюзного комитета образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда.

Трёхступенчатая система административно – общественного контроля:

I ступень - осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций;

II ступень - осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченный по ОТ;

III ступень – осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа

Несчастные случаи на производстве

Согласно ст. 227 ТК РФ расследованию и учёту подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя.

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создаёт комиссию в составе не менее трёх человек.

В состав комиссии включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа;
  • уполномоченный по охране труда профсоюза.

Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель.

Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошёл несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжёлых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжёлого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1

Данные взяты с городского семинара "Взаимодействие инженера (ответственного) по охране труда и уполномоченного по охране труда" прошедшего 24.10.2012г., организованного Управлением образования г.Екатеринбурга.

Проблема обеспечения безопасных условий труда и учебы в образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Но как в ситуации недостаточного финансирования содержания образовательных учреждений и постоянных проверок обеспечить достойные условия труда педагогов и образования детей?


Безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Каковы основные направления безопасности?

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;
  • обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;
  • предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  • профилактика производственного травматизма;
  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;
  • контроль за соблюдением работниками и работодателем законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда и т.д.;
  • организация проведения инструктажей, обучения.

Таким образом, безопасность в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, финансовую, информационную, техногенную, охрану труда и др.

Нормативное регулирование

Отметим, что значение документа для образовательного учреждения также велико, как и для любой организации. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности учреждения. На составление документации и на работу с документами уходит большая часть рабочего времени.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях.

Руководитель организации несет персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов по безопасности.

При организации документооборота следуют выделять:
• внешнюю документацию;
• документацию управления организацией;
• документацию подразделения;
• документы на рабочих местах.

Часто в нашу редакцию приходят вопросы следующего характера:
• на какие законы необходимо ссылаться при составлении пакетов документов по безопасности учреждения?
• как решить конкретную ситуацию посредством законодательства?
• что делать, если пришла проверка?
• какие локальные акты регулируют обозначенную деятельность?

Условно, нормативные документы касательно данной тематики можно разделить на блоки:

Полный перечень необходимых документов, а также шаблоны локальных актов вы можете найти в системе Директория.

Теперь обратимся к наболевшим вопросам: кто может прийти с проверкой и какие документы по безопасности могут проверить контролирующее органы?

1. Проверка по охране труда. Данная процедура реализуется уполномоченными государственными органами с целью предупреждения и выявления нарушений в сфере охраны труда. Проверка организации по охране труда осуществляется трудовой инспекцией, а в некоторых случаях и другими госорганами. Проверка организации по охране труда (по отдельным направлениям) может быть также организована Ростехнадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой.

В целях осуществления требований законодательства по охране труда вводится четырехступенчатая система контроля.

На первой ступени контроль осуществляется ответственными за помещения, кабинеты, воспитателями, руководителями кружков, секций. Они ежедневно до начала работы (занятий) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные вносятся в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

Вторую ступень контроля осуществляют: заместитель руководителя по АХЧ, уполномоченные лица по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, производственной санитарии во всех помещениях учреждения, которые периодически проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии, принимают меры по устранению выявленных нарушений. Эти нарушения записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения, исполнителей и сообщают руководителю.

Третью ступень осуществляет руководитель организации совместно с председателем профсоюзного комитета, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния выполнения замечаний, указанных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На основании обсуждения вопросов о состоянии охраны труда руководителем издается приказ.

Четвертую ступень осуществляет комиссия по приемке учреждения к новому учебному году.

Документация по административно-общественному контролю:
• план административно-общественного контроля по охране труда;
• отчет о выполнении контроля за учебный год (произвольная форма);
• журнал административно-общественного контроля;
• справки, акты по итогам контроля (проверок).

Какие локальные акты по ОТ могут проверить?
• правила внутреннего трудового распорядка;
• инструкции;
• положение о расследовании несчастных случаев с обучающимися;
• инструктажи;
• приказы;
• акты по охране труда (технического обследования здания, эксплуатационных испытаний и др.);
• журналы по ОТ (учета и выдачи инструкций, регистрации несчастных случаев и др.);
• документы по аттестации рабочих мест;
• план работы;
• положение о комиссии;
• протоколы, памятки, удостоверение, коллективный договор.

2. Пожарная безопасность. Надзором за соблюдением противопожарной безопасности занимаются специально уполномоченные органы МЧС. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности образовательных учреждений осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Государственную функцию под руководством главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в регионах осуществляют государственные инспекторы.

Какие локальные акты по ПБ могут проверить?
• правоустанавливающие документы на юридическое лицо (уставы, лицензии и т.п.);
• документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов надзора, должностные инструкции);
• паспорт пожарной безопасности;
• декларация о пожарной безопасности;
• предыдущие предписания с отметками о выполнении;
• материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях (если таковые были);
• общий план действий при возникновении чрезвычайной ситуации;
• планы эвакуации с поэтажными схемами;
• техническая документация, подтверждающая исправность систем и средств пожарной защиты.

Условия безопасности

Прежде всего безопасность в образовательном учреждении зависит от руководящего состава. В должностных обязанностях одного из заместителей директора должен присутствовать пункт о необходимости обеспечения защищенности каждого обучающегося.

Безопасность должна включать в себя усиленную охрану учреждения. Она может реализовываться посредством сторожевой охраны в ночное время и наблюдения вахтером, дежурным педагогом в дневное время.

Помимо этого, эффективным условием безопасности является наличие контрольно-пропускных пунктов. Введение новых участков на территории организации должно быть возможно лишь с разрешения начальника отдела образования.

Правила безопасности в организации должны реализовываться путем внутриобъектового режима, который контролируется дежурной сменой.

При осуществлении педагогической деятельности руководителями образовательного учреждения должен обеспечиваться комплекс мер, необходимых для защиты труда.

Один из главных условий безопасности — инструктаж. Данный элемент включает не только должностные инструкции, но и различные программы и общие локальные акты. Начальной ступенью обеспечения данного вида безопасности является проведение первичного или вводного инструктажа. Также существуют повторные и внеплановые, которые направлены на профилактику и совершенствование охраны условий труда.

Санитарно-эпидемиологическое условия безопасности также должны обеспечиваться в пределах образовательного учреждения. Государственные учреждения обязаны выполнять все санитарные нормы. Отметим, что даже если все условия безопасности будут соблюдены, несоответствие норм питания, бытового обеспечения является основанием для ликвидации образовательного учреждения.

Таким образом, пока обучающийся находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники организации, которые с ним занимаются в данный момент. На уроке или занятиях это педагог или воспитатель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех обучающихся несет руководитель организации.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование.

Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая постоянное обновление нормативно-правовой базы, создание здоровых и безопасных условий труда и соответствующее материально-техническое оснащение.

Мы затронули лишь небольшую часть проблемных вопросов темы. Еще больше материалов с необходимой документацией как для школ, так и для дошкольных учреждений вы можете найти в нашей системе Директория.

С 28 июня 2020 г. начнет действовать новый порядок осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях . С этой же даты утратят силу правила, предусмотренные Типовой инструкцией N 159, которая действует в настоящий момент. В связи с этим нанимателям нужно будет пересмотреть свои ЛПА по контролю за охраной труда и внести соответствующие корректировки. Остановимся на основных, на наш взгляд, изменениях, которые предусматривает новая Инструкция N 51.

Какие виды контроля регулирует Инструкция N 51

Новая Инструкция N 51 регламентирует проведение :

— периодического контроля. Отметим, что в Инструкции N 51 проводимый контроль прямо не назван периодическим. Тем не менее по своей сути он является таковым, поскольку установлена периодичность его проведения: ежедневно, ежемесячно и ежеквартально;

— контроля, проводимого по мере необходимости.

На заметку
Иную периодичность контроля за охраной труда в соответствии с СУОТ смогут установить :
— организации сферы услуг;
— микроорганизации.
При этом такая индивидуально установленная периодичность должна быть не реже одного раза в месяц.

Типовая инструкция N 159, действующая в настоящий момент, регулирует проведение двух видов контроля за соблюдением законодательства об охране труда :

— контроля, проводимого руководителями и специалистами организации.

На заметку
В Типовой инструкции N 159, действующей в настоящий момент, упоминаются также другие виды контроля за охраной труда, которые регламентированы иными НПА :
— контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации;
производственный контроль;
общественный контроль.

Кто и где осуществляет контроль

Новой Инструкцией N 51 установлено, кем и где проводится контроль за охраной труда. Отметим, что, как и в настоящее время, это зависит от частоты проведения контроля. Какие корректировки произошли в рассматриваемом вопросе, наглядно рассмотрим в сравнительной таблице .

С участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда).

С участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).

Непосредственными руководителями признаются должностные лица, ответственные за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением требований по охране труда, а также при выполнении отдельных видов работ, назначенные из числа работников, в непосредственном подчинении которых находятся другие работники .

В проведении контроля также участвуют:
— специалист по охране труда;
— члены комиссии по охране труда, если она создана в организации. Напомним, что в состав данной комиссии входят как представители нанимателя, так и представители профсоюза ;
— руководители структурных подразделений, непосредственные руководители и иные работники организации.

Внимание!
С 28.06.2020 представители профсоюзов, в том числе общественные инспекторы по охране труда, могут участвовать в проведении контроля за охраной труда. В настоящее время участие общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (при наличии в организации профсоюза) в проведении периодического контроля является обязательным .

Какие действия предпринимаются при выявлении нарушений

Выдача предписания специалистом по охране труда

Новая Инструкция N 51 дала право специалисту по охране труда в случае выявления нарушений нормы охраны труда выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания. В них следует отражать следующее :

— наименование структурного подразделения, в котором выявлено нарушение требований по охране труда;

— фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность служащего, которому выдано предписание;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— требование о приостановлении эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) в случае выявления нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих.

Отменить такое предписание полностью или частично по обоснованным причинам смогут :

— руководитель службы охраны труда либо

— руководитель организации или его заместитель.

Как оформляются результаты контроля

Ежедневный и ежемесячный контроль

Новая Инструкция N 51 устанавливает, что результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в один журнал контроля, и определяет сведения, которые нужно в него вносить. Это, в частности :

— наименование структурного подразделения;

— дата проведения ежедневного или ежемесячного контроля;

— фамилия, инициалы непосредственных руководителей, руководителей структурных подразделений, их подписи;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— мероприятия по устранению нарушений, сроки их выполнения

— фамилия, инициалы и должность служащего (профессия рабочего), ответственного за выполнение вышеназванных мероприятий, его подпись;

— информация о выполнении мероприятий по устранению нарушений.

При этом саму форму журнала новая Инструкция N 51 не предусматривает. Следовательно, нанимателям нужно будет разработать ее самостоятельно.

Внимание!
Если у непосредственных руководителей (руководителей структурных подразделений) есть ЭЦП, то журналы контроля можно будет вести в электронном виде .

Напомним, что в настоящее время результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в разные журналы контроля по формам согласно приложениям 1 и 2 к Типовой инструкции N 159 .

Ежеквартальный контроль

Как и в настоящее время, по результатам ежеквартального контроля за охраной труда будет составляться акт . Новая Инструкция N 51 более детально регламентирует, какую информацию нужно вносить в данный документ. Итак, в акте следует указывать:

— дату проведения ежеквартального контроля;

— фамилии, инициалы, должности служащих, участвующих в проведении ежеквартального контроля;

— выявленные нарушения требований по охране труда;

— сроки устранения этих нарушений;

— фамилии, инициалы и должности служащих, ответственных за устранение нарушений.

Как рассматриваются результаты контроля

С 28.06.2020 результаты контроля за охраной труда рассматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев .

На заметку
В организациях сферы услуг и микроорганизациях результаты контроля за охраной труда рассматриваются по мере необходимости в порядке, установленном в СУОТ .

Установлено, что в рассмотрении результатов участвуют :

— руководитель организации или его заместитель;

— руководители структурных подразделений;

— специалист по охране труда;

— члены комиссии по охране труда (при ее создании).

Если при рассмотрении результатов принимаются решения о совершенствовании организации работы по охране труда, поддержании функционирования СУОТ и по иным вопросам охраны труда, то они оформляются протоколом. Данный документ подписывает :

— руководитель организации или его заместитель либо

— председатель комиссии по охране труда (при ее создании).

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Пакет: Нормативные документы по охране труа

"Положение об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования"

(утв. Постановлением Президиума ЦК профсоюза работников народного образования, высшей школы и научных учреждений от 01.07.1987 N 7


Утверждено
Постановлением Президиума ЦК
профсоюза работников народного
образования, высшей школы
и научных учреждений
от 1 июля 1987 г. N 7

Положение
об административно-общественном контроле за охраной труда в учреждениях образования
Административно-общественный контроль

1. Общие положения

1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения, колхоза и т.д. (далее - предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.
1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.



скачать: Нормативные документы по Охране труда
73 документа в Word: Постановления, Законы, Приказы, ГОСТы, САНПИНы, 2021г.

2. Первая ступень трехступенчатого контроля

2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
2.2.

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования;
  • соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;
  • соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

4. Третья ступень трехступенчатого контроля

4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.
4.2.

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;
  • эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
  • обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
  • обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;
  • состояние кабинета охраны труда;
  • состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;
  • организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;
  • подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.
4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

ЖУРНАЛ
административно-общественного контроля

Дата Ступень
контроля
Выявленные
недостатки
и нарушения
по ОТ
Мероприятия
по устранению
недостатков
и нарушений
Срок
исполнения
Отметка о выполнении
(дата, подпись отв.
за исполнение)
1 2 3 4 5 6

Примечание:
1. На обложке журнала записывается наименование учреждения, даты начала и конца ведения журнала.
2. На 1-й странице рекомендуется привести памятку по проведению ступени контроля, на 2-й странице - выдержки из Положения об уполномоченном по охране труда.



скачать: Нормативные документы по Охране труда
73 документа в Word: Постановления, Законы, Приказы, ГОСТы, САНПИНы, 2021г.

Читайте также: