Кто изучает вулканы профессия

Обновлено: 15.05.2024

Проблема Недостаток знаний о редкой профессии вулканолог, о которой ребята узнали от своего друга.

Цель проекта Реализация в образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулкан.

Основные задачи проекта 1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта по схеме.

2. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

3. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.

Ожидаемые результаты проекта Сформированное представление детей о редкой профессии ученый-вулканолог;

обогащение представлений детей о природных явлениях.

Характер контактов В контакте с семьей и внутри старшей группы

Результат, проектной деятельности ЛЭПбук

Анализ и оценка результата проекта • Узнали о редкой профессии – вулканолог. Научились самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации.

• Расширили свой кругозор.

• Анализировали, обобщали и делали выводы.

Узнали о строении вулканов.

• Выяснили местонахождение вулканов в нашей стране.

• Определили роль вулканов в жизни человека.

• Проведя опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

• Получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.

Перспективы развития проекта Данная работа вызвала у меня интерес и в дальнейшем я планирую продолжить работу по данному проекту.

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта Содержание деятельности

педагог дети родители

Подготовительный - Cбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

- Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;

- Информирование родителей о реализации данного проекта;

- Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

- Оформление информационно – читательского уголка в группе

- Чем занимается вулканолог?

- Что такое вулкан?

- Что такое магма?

- Отгадывание загадок, чтение стихотворений.- Предложить родителям поучаствовать в конкурсе:

- Информировать родителей в информационном уголке:

Практический - Совместное планирование деятельности.

- Подготовка познавательной презентации.

- Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

-Разработка конспектов познавательных мероприятий.

- Составление картотеки стихотворений, загадок о вулканах.

-Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности

-Практическая помощь детям, создание условий и мотивации.

- Расположение вулканов на земле - работа с глобусом;

Просмотр фотографий и интересных фактов совместно с детьми:.

- Направление и контроль над организацией проекта.

-Проведение познавательной беседы.

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

-Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.

-Подготовка материалов для творческой деятельности детей. Участие в исследовании

рассмотреть внимательно пемзу /в пемзе очень много дырочек/.

-«Легенда о древнем Боге

-Как образуются вулканы?

-Разрушительная сила вулканов.

-Лепка вулкана.

- Вулканологическая станция.

- Участие в творческой работе по изготовлению ЛЭПбука.

-Задание познавательного характера:

Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране.

- Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана (можно в разрезе, или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.

Завершающий Повторный сбор и анализ знаний воспитанников.

Обработка полученных результатов мониторинга.

Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.

Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.

Опрос родителей по теме проекта:

- Что нового и интересного Вы узнали в процессе реализации проекта?

- Какую тему, Вы предложите для дальнейшего проектирования в группе?


Отрывок видео из фильма "Огненный рай: Вулкан Килауэа", созданного в сотрудничестве между телевидением HDNet и Геологической службой США. Программа транслировалась с 2002 по 2012 год. В видео геолог Геологической службы США Рик Хоблитт описывает взятие образца лавы из окна в крыше из лавовой трубки. Эта работа проводилась ниже по склону от вулкана Пу'у'О'у на вулкане Килауэа , остров Гавайи, в 2002 году. По состоянию на 2013 год извержение продолжается, и отбор проб проводится каждые несколько недель.




Национальный парк вулканов Гавайев . 1972-1974 - извержение вулкана Килауэа . Ученый собирает пахоехо на южной стороне углубления кратера Алаэ. Фото Р.Л. Кристиансена, 12 февраля 1972 г.


Вулканолог или вулканолог является геологом , который изучает процессы , связанные с формированием и деятельностью эруптивным вулканов и их текущих и исторических извержений, известных как вулканологии . Вулканологи часто посещают вулканы, особенно активные, для наблюдения за извержениями вулканов , сбора продуктов извержения , включая тефру (например, пепел или пемзу ), камни и лаву.образцы. Одним из основных направлений исследований является предсказание извержений; в настоящее время нет точного способа сделать это, но прогнозирование извержений может облегчить воздействие на окружающее население.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Обзор вакансий
    • 2.1 Описание работы
    • 2.2 Заработная плата
    • 2.3 Рабочая среда
    • 2.4 Перспективы работы
    • 2.5 Образование
    • 2.6 Междисциплинарные области

    Вулканологи пытаются расшифровать, какие подсказки о внутреннем устройстве и химическом составе земли оставляют горные породы. Хотя у карьеры вулканолога много захватывающих аспектов, большинство заданий изучают останки мертвых или спящих вулканов.

    Вулканологи зарабатывают в среднем 90 890 долларов в год, самые высокие 10% зарабатывают около 187 200 долларов, а самые низкие 10% зарабатывают около 48 270 долларов. Большинство этих ученых работают на разных уровнях правительства, в университетах и ​​частных исследовательских институтах.

    Обычно вулканологи делят свой рабочий день между полевыми исследованиями и работой в лаборатории. Во время полевых работ от ученых могут потребоваться выезжать в экзотические или изолированные места, где находятся активные или спящие вулканы. Они должны собирать различные образцы и данные, как правило, на открытом воздухе. Те, кто надеется стать вулканологом, должны быть готовы путешествовать, проводить длительные периоды времени вдали от дома, выполнять тяжелые физические нагрузки и выдерживать неблагоприятные погодные условия. Закончив сбор образцов, они возвращаются в свою лабораторию для анализа данных. Затем они должны сообщить свои выводы группе ученых. Вулканологам, работающим в университетах, также может потребоваться проводить время в классе.

    Большинство из этих ученых работают полный рабочий день, и от них могут потребоваться дополнительные часы при выполнении полевых работ, что довольно часто.

    Ожидается, что в следующие 10 лет спрос на вакансии для вулканологов вырастет на 16%, что быстрее, чем в среднем по профессии. [ необходима цитата ] Растущий интерес общественности к охране окружающей среды, безопасности и менеджменту будет стимулировать предстоящий рост позиций.

    Вулканологам требуется как минимум степень бакалавра в области геологии, геофизики или наук о Земле. Однако степень бакалавра обычно дает мало специальных знаний о вулканах и позволяет получить только начальную должность в этой области. Большинство вулканологов имеют степень магистра или доктора, что позволяет им получать более глубокие знания конкретно о вулканах. Тем, кто желает работать в университетах или искать финансирование для академической деятельности, будет полезно получить докторскую степень.

    В некоторых областях для того, чтобы стать вулканологом, который предсказывает извержение вулканов, может потребоваться специальная лицензия.

    Вулканологией называют науку геологического цикла, исследующую строение, развитие вулканов, состав их выбросов, причины их формирования и закономерности размещения, историю вулканической деятельности.

    Вулканология

    История

    Изучение вулканов началось в античные времена Аристотелем и Гераклитом. В начале нашей эры исследования продолжил Страбон. В 1650 г. Б. Варениусом было создано первое систематическое описание вулканов.

    Впервые систематические наблюдения за вулканическими извержениями стал вести Скроп с 1825 г., на основе чего разработал их классификацию. В то же время дифференциацией извержений занимался Бух. С тех пор было разработано множество таких классификаций.

    Кратер

    Изучение строения вулканов и попытки их геологического картирования начались в конце XVIII в. с работ Геттара, Сен-Фонда и Демаре. На основе этого в начале следующего столетия появились две гипотезы о их происхождении, спор между которыми был разрешен с развитием геологических методов. Во второй половине XIX в. выявили линейные вулканические постройки, в то время как ранее были известны лишь конические и купола. В конце столетия началось исследование подводных вулканических процессов. В те же времена на основе множества ранее выявленных типов вулканических построек стали появляться первые их классификации. В XX в. занялись систематизацией и сложенных вулканическими породами геологических тел.

    Продукты вулканической деятельности впервые были систематизированы в 1865 г. Фуксом. Такие исследования активно велись во второй половине XIX в. ввиду появления поляризационного микроскопа. При этом рассматривались твердые продукты извержений, но к концу столетия перешли к изучению рыхлых, а в начале XX в. затронули газообразные продукты.

    Таким образом, систематические исследования вулканической деятельности начались к концу XIX в. В те же времена начали создавать специализированные научные объекты в виде вулканических обсерваторий. Первой из них стала размещенная на Везувии. В дальнейшем такие учреждения появились на многих других вулканах и в сейсмически активных районах.

    Современная наука

    В настоящее время вулканология включает несколько разделов:

    • Региональная. Исследует вулканические пояса и их структурное обрамление, связанное с современной эволюцией тектонических регионов.
    • Палеовулканология. Занимается сравнением вулканических структур древних и современных областей и оценкой значения вулканических процессов на конкретных стадиях регионального развития.
    • Петрографическая. Исследует состав и структуру вулканических пород, условия кристаллизации, их генетические отношения с магматическими.
    • Вулкано-физика. Рассматривает энергетические причины вулканизма (источники и формы энергии для данных процессов и выделяющейся в их результате), связи его с геофизическими процессами (сейсмическими, тепловыми, гравитационными, магнитными, электрическими, акустическими), физико-химические характеристики вулканических процессов, условия формирования вулканических очагов в недрах, параметры и агенты теплопереноса при извержениях, энергетические проблемы вулканических процессов, способы применения вулканической энергии.
    • Структурная. Изучает структуры сооружений современных вулканических областей, объединенных генетическими признаками и связанных региональными вулканическими поясами.
    • Морфологическая. Описывает вулканические постройки с учетом геоморфологических особенностей и рассматривает географическое положение вулканических ландшафтов и их значение для геоморфологических циклов.
    • Динамическая. Рассматривает вулканические процессы, определяющие формирование вулканов и соответствующих структур, их строение, динамику и типы извержений, продукты, значение экзогенных процессов в образовании и разрушении вулканов.

    Многие из названных разделов имеют как теоретическое, так и практическое значение.


    Так, палеовулканология в теоретическом смысле направлена на восстановление хода эволюции вулканизма в истории Земли. Практические цели данной дисциплины обусловлены тем, что знание истории вулканизма используется при выяснении закономерностей размещения полезных ископаемых, связанных пространственно либо генетически с древними вулканическими процессами.

    Специфика палеовулканологии состоит в том, что восстановление истории вулканизма осуществляется на основе исследования вулканических пород, следовательно, они являются основным объектом данной дисциплины. Кроме того, в равной степени затрагиваются эндогенные и экзогенные процессы ввиду того, что древние вулканические явления имели глубинное происхождение, но оказывали воздействие на поверхностные среды.

    Структурная геология имеет существенное прикладное значение. Во-первых, она создает основу для выяснения геологической роли вулканизма. Во-вторых, описание региональных вулканических поясов служит основой для исследования локальных структур. Таким образом, описание вулканических структур осуществляется от общего к частному: от региональных поясов до локальных структур. При этом выделяют региональные генетические ряды вулканов и структурные элементы вулканических построек. В-третьих, один из подходов структурной вулканологии дает данные для палеовулканологии. Он состоит в описании древних вулканических структур и процессов на основе сравнения структур и продуктов вулканической деятельности современных и древних вулканических областей. Данные работы основаны на принципе сопряженности вулканизма и тектоники. В последнее время изучаются связи вулканических процессов с региональными геологическими структурами. Особо затрагиваются магнитные и гравитационные аномалии и тепловые потоки.


    Помимо самих вулканов, в сферу изучения вулканологии входит обширный круг вопросов, связанных с вулканизмом. Среди них формирование магматических пород, образование магмы, подъем ее к поверхности, термальные источники и вулканические газы, воздействие вулканизма на окружающую среду и человечество.

    Вулканология наиболее тесно связана с прочими науками геологического цикла.

    Так, ввиду того, что палеовулканология занимается изучением древних геологических тел и процессов она особо тесно взаимодействует с исторической геологией. Также со многими прочими геологическими дисциплинами она связана посредством использования их методов. Среди них петрография, стратиграфия, геологическое картирование.

    Структурная вулканология наиболее тесно взаимодействует с структурной геологией. Также методологически она связана с геокартированием, а по сфере изучения взаимодействует с общей теорией развития планеты.

    Предмет, задачи, методы

    Предмет вулканологии представлен вулканами и связанными с ними структурами, историей их формирования и развития, продуктами выбросов. При этом каждый из разделов рассматривает определенный аспект данной темы. Так, для палеовулканологии это вулканические процессы и структуры прошлого, для структурной вулканологии — структуры вулканических сооружений и их фундамент и т. д.

    Учитывая дифференциацию на несколько разделов, вулканология имеет множество задач, связанных с вулканическими структурами и процессами.

    Так, для палеовулканологии задачи состоят в восстановлении истории развития регионального и эволюционного вулканизма, выяснении временных и пространственных закономерностей нахождения его продуктов.

    Для структурной вулканологии основной задачей является исследование первичных форм залегания геологических тел вулканического происхождения, их фундамента и приведших к их формированию вулкано-тектонических процессов. Также данный раздел рассматривает связи региональных геологических структур с вулканическими процессами. Помимо этого, в ее сферу входит выяснение геологических условий локального накопления тепла для формирования вулканических очагов или перемещения в них магмы из недр. Таким образом, рассматриваются структурные условия тепло-массопереноса, проявляющегося в виде вулканических процессов.

    Общие задачи вулканологии состоят в разработке методов предсказания вулканических извержений и способов применения вулканической энергии и продуктов.

    В вулканологии используются традиционно-геологические методы.

    Так, ввиду того, что основным объектом палеовулканологии являются горные породы, в ней обширно применяются петрографические методы. Так как породы входят в состав различных геологических тел, востребованы методы стратиграфии и геологического картирования. Приемы восстановления истории вулканизма с использованием различных геологических данных называют палеовулканологическими реконструкциями на основе актуалистических приемов. Вообще, методическая специфика палеовулканологии состоит в том, что реконструкция истории вулканизма осуществляется на основе исследования геологических тел и пород, в то время как в прочих разделах вулканологии изучение вулканических строений и их продуктов основано на наблюдениях за вулканическими процессами.

    В структурной геологии для изучения формирования структуры вулканических тел использует микроструктурный анализ, относящийся к структурной петрологии. Формы залегания вулканических пород изучают с применением методов геокартирования. Происхождение и глубину вулканических очагов устанавливают с использованием геофизических методов.

    Образование и работа

    Профессия вулканолога очень редка, как и специальность. Ей обучают только в паре учебных заведений. Хотя вулканологом можно стать, получив образование геофизика или геолога. В дальнейшем у таких специалистов есть возможность трудоустройства в научной и образовательной сферах.

    Заключение

    Вулканология является узкоспециализированной дисциплиной геологического цикла, тесно связанной с прочими геологическими науками. Следовательно, данная профессия встречается весьма редко. Тем не менее она имеет практическое значение не только для вулканически активных регионов ввиду использования ее данных в геологоразведке.

    Там, где спит дракон. Фото: Денис Будьков

    Люди, не связанные с наукой о Земле, чаще всего видят в вулкане загадочный источник катастрофы. Представляется, что вулканологи — это бравые парни, которые лезут в самое жерло, чтобы спасти, узнать, когда случится извержение, способствовать эвакуации. Это, без всякого сомнения, верно, но это лишь небольшая составляющая столь захватывающей профессии… Сам по себе вулкан — это предмет разговора о планете и, как выяснилось из интервью с Сергеем Самойленко, учёным-вулканологом, в прошлом — сотрудником Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в г. Петропавловск-Камчатский, а сегодня — основателем первого на Камчатке научно-популярного интерактивного музея вулканов, разговора очень живого и информативного.

    Чем вулканологи занимаются в нашей стране?

    — В России извержение вулкана может привести к сотням километров опустошённой земли, полностью уничтоженному рельефу, но людей это коснётся несильно: непосредственно в опасной близости от вулкана никто в нашей стране не живёт, даже жители Камчатки. В наше время основная задача человечества — узнать, как мы будем жить в ближайшие столетия и как нам жить, чтобы катастрофа не случилась по нашей вине.

    img_1765.jpg

    Фото из архива Сергея Самойленко

    Учёный-вулканолог — настоящий счастливчик, ведь он, задавая вопрос природе, имеет все шансы получить своевременный ответ. Процессы, связанные с нашей планетой, протекают в миллионы раз медленнее человеческой жизни, исключение составляет только вулканическая и сейсмическая активность. Когда падает лавовая бомба, она за считаные минуты охлаждается и показывает нам, как формировалась земная кора в течение миллионов лет. Кроме того, наблюдая за вулканами, мы видим процессы восстановления экосистемы в ускоренном режиме.

    Камчатку можно смело назвать краем вулканов. А сколько их там всего?

    — Точное число вулканов полуострова определить довольно сложно. За всю геологическую историю их могло существовать гораздо больше, чем известно учёным в начале XXI века. В голоцене — то есть в последние 10–12 тыс. лет — на территории Камчатки проявляли активность, по разным подсчётам, от 108 до 160 вулканов, ещё несколько сотен или даже тысяч были активны в более ранние геологические эпохи.

    konik_pavel_-_sila_-_2020_-_474245.jpg

    Фото: Павел Коник

    Определить точное число действующих вулканов так же сложно, как и подсчитать число вулканов в целом. Крупнейшая в мире вулканологическая база данных GVP при Смитсоновском институте США относит к действующим все 109 вулканов Камчатки, которые проявляли активность в голоцене. Советские и российские учёные ограничивают количество действующих вулканов до 29–30, извергавшихся за последние сотни лет. Большинство активных вулканов Камчатки сосредоточены в южной половине полуострова и относятся к молодому поясу. Плотность вулканов здесь исключительно велика, некоторые из них расположены на расстоянии не более 20–30 км друг от друга.

    Несколько действующих камчатских вулканов относятся к числу самых активных на Земле и извергаются по несколько раз в году: Ключевская Сопка, Безымянный, Карымская Сопка, Толбачик и Шивелуч.

    mahorov_vadim_-_vulkany_kamchatki_-_kamchatskiy_kray_-_2020_-_479141-0.jpg

    Фото: Вадим Махоров

    Можете описать типичный рабочий день вулканолога?

    — Это зависит от профиля конкретного специалиста. Полевая работа — это то, из-за чего люди часто приходят: романтика, красота, запах серы, палатки. Но лабораторная работа — то, чем всё заканчивается, — место настоящих открытий.

    В структуре Института вулканологии и сейсмологии есть Камчатская группа реагирования на вулканические извержения, которая по спутниковым и сейсмическим данным мониторит поведение вулканов и часто за пару недель может сказать, когда следует ожидать извержение. Тогда лаборатория активного вулканизма отправляется в поле, чтобы отобрать пеплы или бомбы. Отобранное вещество по составу даёт понять, что именно будет происходить дальше. Если в пепле обнаруживается магма, кусочки стекла или он богат кремнием — нас ожидает мощное интересное извержение.

    voychuk_vladimir_-_kogda_ne_spit_vulkan_-_2017_-_319103.jpg

    Фото: Владимир Войчук

    Отдельная группа вулканологов занимается исследованиями постмагматических процессов. Благодаря этим специалистам на Камчатке было открыто с полсотни новых минералов, которые рождаются прямо из горячих газов и могут исчезнуть, как только проконтактируют с кислородом.

    Если речь идёт о вулканологе-тефрохронологе, то для него не так важны текущие извержения, как прошедшие — он работает с уже накопленной в земле информацией. Во время полевых работ он копает яму (шурф), что звучит не очень увлекательно, но только не для вулканолога. Каждый новый штык лопаты открывает разноцветные горизонты пепла, которые рассказывают, что тут происходило последние 9–12 тыс. лет.

    Кроме того, есть гляциологи, которые занимаются взаимодействием льда и вулканизма, минералоги и петрологи, которые рассматривают образцы в петрологический микроскоп. Наверное, самая мирная профессия, связанная с нашей отраслью, — геоэколог. Его задача — наблюдать, как восстанавливается природа после извержения и как влияют сейсмические процессы на биосферу.

    Современная вулканология — это не только молоток и компас, это точные приборы, работа с сейсмостанциями на Камчатке и во всём мире, с точными аналитическими комплексами, GPS-системами и т.д.

    kor091.jpg

    Фото из архива Сергея Самойленко

    Как сегодня в России можно стать вулканологом?

    — Вулканология — наука не о вулкане, а о процессах, происходящих в Земле, поэтому достаточно иметь хорошую эрудицию и понимать, какие вопросы можно задать вулкану. А на каком это будет языке — неважно. Главное, чтобы в арсенале будущего специалиста были естественные науки от математики до геологии. МГУ в 2021 году впервые выпустит специалистов, у которых в дипломе будет написано слово "вулканолог". Остальные мы все — геологи, географы, геохимики и геофизики, петрографы, физики, биологи и экологи, ботаники и почвоведы.

    Школьник, мечтающий посетить все вулканы мира, может начать делать это прямо сейчас из дома. Мониторы международных сейсмостанций работают в режиме реального времени. Наблюдая за ними, будет легче понять, что из этого удивительного разнообразия интересно, а дальше — учиться качественно и со смыслом. Будучи студентом, приезжать на практику в наш институт, где можно впервые попасть в поле, на вулкан.

    nalivayko_sergey_-_krov_zemli_-_2018_-_401598.jpg

    Кровь земли. Фото: Сергей Наливайко

    Чтобы быть вулканологом, жить на Камчатке обязательно?

    — Если уж и заниматься вулканологией, то либо на приятных тёплых Гавайях, либо во вкусной Италии, а ещё лучше — на Камчатке. На Гавайях представлен один-единственный тип вулканизма, в Италии постоянно действуют всего два вулкана. А у нас — практически всё, что можно встретить на планете. Прямо сегодня, например, произошло 20 землетрясений. Это нормальная жизнь Камчатки, она всегда даёт информацию. Но жить здесь совсем не обязательно, можно работать из любого другого научного института в любом другом регионе России, который занимается изучением схожих вопросов, например Институт земной коры в Иркутске или Институт физики Земли в Москве.

    Научный институт проторённая тропа. А другие способы "подружиться" с вулканом возможны?

    — В общем, да. В этом случае вулканология превращается из науки в увлекательное приключение, что совсем неплохо. Можно заниматься научной журналистикой, фотографией. Фотографов, которые знают, чтó и зачем они фотографируют, немного. Ещё один путь — развитие "зелёных" экономик, завязанных на партнёрстве человека с природой. Вулканы позволяют "примерить" идеи такого плана на свою чуткую и насыщенную процессами природу экологам, экономистам, экоактивистам. Не стоит забывать и про более локальные виды деятельности, например музейную (в частности, Сергей Борисович открыл два музея естественных наук в Петропавловске-Камчатском: "Интересариум" и "Вулканариум"прим. автора). Так что путь может быть самым разным.

    Чтобы заглянуть в жерло вулкана, достаточно быть туристом, фотографом, блогером, журналистом или просто любопытным человеком…

    xiao_zhu_-_kamchatka_spyashchiy_vulkan_i_tuchi_-_2020_-_479593.jpg

    Фото: Xiao Zhu

    А каков ваш путь в вулканологию?

    — У меня он нетипичный, хоть и предсказуемый. Я — потомственный вулканолог. Мой отец изучал сначала океан, потом подводные вулканы, вулканические озёра и в конце концов стал сотрудником института. С раннего детства он брал меня с собой в экспедиции и разжигал интерес к этой профессии. Вроде бы всё понятно: чем я ещё мог заняться? Но к тому времени, когда пришла пора поступать в университет, меня захватила физика. Я чётко понимал, что эта наука даёт универсальный инструмент, который позволяет отвечать на любые вопросы, и, когда я оканчивал физфак, вулканы временно отошли на второй план. Когда, поработав какое-то время за границей, я понял, что хочу вернуться на Камчатку, меня ждал Институт вулканологии.

    Там я стал заниматься изучением физики вулканического процесса, исследовать процесс извержения в деталях. Я был частью лаборатории активного вулканизма — это те ребята, которые в случае извержения первыми оказываются на месте, поэтому и романтика тоже была в наличии. За эти 20 лет мне удалось исследовать извержения 15 вулканов. Первое настоящее извержение, на котором я работал, произошло в студенчестве. Было по-настоящему страшно, когда мы попали в грозу: в полутора километрах грохочет вулкан, гремит гром, с неба льётся грязь. В этот момент осознаёшь, что попал в то место, где человеку делать нечего.

    av072.jpg

    Фото из архива Сергея Самойленко

    Каково это находиться у жерла вулкана и видеть, как из него вытекает магма?

    — Ну, это здорово. Не на каждом извержении находишься близко к кратеру, бывают такие, от которых лучше стоять километров за десять и в каске. Если же ситуация позволяет, то картина примерно следующая: перед вами течёт лава, которая имеет температуру 700–800 градусов, от неё пышет жар, как от камина, но при этом на Камчатке вам в спину дует мощный холодный ветер, который может сбить с ног. Это уникальные запахи и звуки. Лава, хоть и течёт, твёрдая, хрупкая и пластичная. Она может ломаться, скручиваться, крошиться, что сопровождается звуком ломающегося стекла. Когда происходят взрывы, то это грохот, ударная волна, плащ бомб вокруг.

    А ещё всегда ловишь себя на мысли, что хочешь увидеть катастрофу. Всякий раз, смотря на конус вулкана, я представляю, как вот-вот начнётся крупный обвальный процесс. У вулканологов даже есть тост, который родился ещё полвека назад: "Да пошлёт нам Бог кошмарное извержение". Это такая профдеформация. Исследовать вулкан, который извергался в прошлом, безумно интересно, но этого мало: надо видеть, как этот исполин приходит в движение на твоих глазах.

    slashchilina_nina_-_s_dobrym_utrom_velikany_-_kamchatskiy_kray_-_2020_-_524176.jpg

    С добрым утром, Великаны. Фото: Нина Слащилина

    Есть ли неприятные сюрпризы в такой захватывающей профессии?

    — Есть такая шутка: не так страшен вулкан, как пьющие сотрудники под вулканом, что, безусловно, имеет место быть в любой полевой работе. Рад сказать, что поколение за поколением эта проблема уходит на второй план, и остаются объективные вещи. Например, наше здоровье. На некоторых вулканах пеплы очень тонкие и мелкие. Они легко попадают в технику, от чего выходят из строя механические часы, скрипит камера, и ты понимаешь, что то же самое происходит в твоих лёгких.

    Частички пепла — это маленькие осколки стекла, в конце концов приводящие к микротравмам. И хотя среди исследователей, отдавших свою жизнь изучению вулканов, трагических случаев по этой причине не было, очевидно, что это неполезно. Надышаться пылью, галогенами (фтором, хлором), сернистыми соединениями, которые вызывают стойкий кашель, — профессиональный риск, и элементарная система безопасности действительно необходимая вещь. В остальном же опасность в своём деле мы заменяем на профессионализм.

    Однажды, ещё в студенчестве, мне пришлось спускаться на верёвке с вертолёта. Это очень киношная атрибутика, но ради неё, наверное, всё и затевалось.

    bil152.jpg

    Фото из архива Сергея Самойленко

    Сергей Борисович, а что насчёт дальнейших свершений? Сомневаюсь, что вы остановитесь на Камчатке.

    — Да, Земля такая большая, и там столько всего интересного! Я видел все вулканы Камчатки, но не могу похвастаться, что видел много вулканов за её пределами. Меня ждут и Филиппины, и Япония, и Анды, и я хорошо подготовлен, чтобы с ними встретиться. Как только улучшится эпидемиологическая обстановка, я собираюсь в экспедицию в Индонезию, причём не как вулканолог-учёный, а как вулканолог-рассказчик.

    Хочу путешествовать по миру, уже не просто рассматривая его, а делясь тем, что у меня есть: эрудиция, умение быть интересным рассказчиком, а самое главное — любопытство. Как только я узнаю что-нибудь новенькое, всегда пытаюсь это впитать и передать, поделиться своим восторгом. Я посвятил много времени и любви Камчатке и теперь, думаю, ближайшие лет десять с удовольствием посвящу нашей планете.

    Вулканологии (ранее вулканология до середины XX - го века) является наукой , которая изучает вулканизм : вулканы , гейзеры , фумаролы , извержения вулканов , магма , лава , тефра и т.д.

    Вулканолог является ученый , специализирующийся в этой отрасли геологии , связанной с геодинамики и геоморфологии .

    Резюме

    Этимология и использование

    В 1858 году в английской литературе появился термин вулканология . В 1886 году форма перешла в вулканологию . Эти термины переведены на французский язык в вулканологии, а затем в вулканологии (написание подтверждено с 1946 года). Все эти термины образованы от слова вулкан , которое происходит от латинского Vulcanus , имени римского бога огня и названия одного из Эолийских островов , вулканического острова Вулкано .

    История вулканологии

    История вулканологии, как и большинство других историй естествознания , отмечена тремя основными этапами. Шаг суеверный , где верования и мифы , религиозные господствуют в основном на знании и вклада науки , которая стремится примирить наблюдения и убеждения и , наконец , научное понимание того явления , которое начинается в с XVIII - го века по Уильям Гамильтон позже , следовательно , по сравнению с другими естественными науками . Наконец, в 1912 году , с теорией дрейфа континентов от Альфреда Вегенера , механизмы, которые не только вызывают высыпания , но и землетрясения , которые начинают понимать.

    Одна из целей этой науки - понять происхождение и функционирование вулканов и подобных явлений, чтобы установить диагноз (на определенный период) рисков и опасностей, которым подвергается население и деятельность человека. Исследования и исследования сначала проводятся на местах для сбора информации в форме наблюдений, измерений и отбора проб, а затем в лаборатории для анализа и интерпретации данных и образцов.

    Вулканологи, опираясь на достижения в метрологии , проводят перепись вулканов, извержений и их продуктов и разрабатывают классификации (например, вулканический тип: гавайский, стромболианский, вулканский, пелеанский, плинианский и суртсейский). Они связывают гейзеры , фумаролы , сольфатары , вулканы и т. Д. и объясните, как они работают. Различные геологические образования также будут объяснены вулканизмом и их создание является предметом многочисленных исследований: дамбы , грифы , лава течет , игнимбриты , пуццолановый , гайот , атоллы и т.д.

    Измерительные приборы и наблюдения

    Различные измерительные приборы были разработаны или заимствованы из других дисциплин для получения надежных данных о функционировании вулканов и, в частности, для прогнозирования извержений вулканов. Событие, вызывающее извержение вулкана, - это прибытие магмы в магматический очаг, которое вызовет повышение давления [см. необходимо] . Это повышение давления сопровождается вздутием вулкана из-за расширения горных пород и толчка магмы на стены. Это вздутие вулкана вызовет микроземлетрясения , увеличение наклона склонов вулкана, увеличение диаметра кратера или вершинной кальдеры . Прибытие магмы в магматический очаг вызовет дегазацию резервуара и его можно будет идентифицировать как тепловую аномалию с помощью инфракрасного термометра или пирометра, а также как радиологическую аномалию, которую можно идентифицировать с помощью счетчика Гейгера .

    В Сейсмографы позволяют вулканологи для обнаружения микро-землетрясений , вызванных воздействием давлени магматической камеры. Сейсмографы также могут обнаружить тремор : непосредственно перед извержением вулкана подъем магмы в вулканической трубе вызывает непрерывную и слабую вибрацию вулкана. Таким образом, этот тремор представляет собой надежный инструмент, позволяющий объявить о неизбежности извержения.

    Инклинометра , акселерометр и наклономер вариаций меры в склоне вулкана с точностью до одного на миллион. Их размещают в разных местах на склонах вулкана во время фазы отдыха. Повышение давления в магматическом очаге вызывает вздутие вулкана, в результате чего наклон его склонов увеличивается. После извержения вулкана давление в магматическом очаге падает, что уменьшает наклон склонов вулкана. Таким образом, вулканолог может предсказать начало и следующий конец извержения, когда инклинометры показывают аномальные изменения наклона вулкана.

    Высотомер [исх. необходимо] играет дополнительную роль по отношению к инклинометру. Также размещенный на склонах вулкана, он будет указывать на увеличение и уменьшение высоты над вздутием и спуском вулкана.

    Интерферометр позволяет измерять расстояние между двумя точками с помощью лазера . Измерительный прибор и отражатель, размещенные по обе стороны от кратера или кальдеры , позволяют указать увеличение или уменьшение размера кратера или кальдеры, признак того, что вулкан надувается или сдувается в зависимости от давление в магматическом очаге .

    Отбор проб позволяет определить тип и время извержения вулкана в соответствии с природой, пропорциями и составом лав , тефры и газов. Возобновление выброса газа вулканом или изменения в их составе могут быть определяющим показателем неизбежности и характеристик (тип извержения, мощность и т. Д.) Извержения. Вулканологи также измеряют температуру газов и расплавленной лавы с помощью пирометра .

    Во время извержения вулкана вулканологи на месте могут проводить различные измерения, наблюдения и отбор проб: пробы жидкой лавы, газа, тефры, наблюдение за ходом извержения (высота вулканического шлейфа, количество и мощность взрывов, лавовые фонтаны). , скорость и температура лавовых потоков и т. д.) и т. д.

    Вулканолог также выполняет топографические измерения, используя теодолиты и геологические (образцы горных пород), чтобы составить карту и историю вулканических рисков вокруг вулкана .

    Томография с помощью мюонов космичности недавнего метод для измерения плотности в определенных вулканах.

    Анализ и интерпретация

    Анализы обычно проводятся в вулканологической обсерватории изучаемого вулкана, если она есть.

    Измерения, сделанные с помощью инструментов, дешифруются, сравниваются с прошлым вулкана и между вулканами и т. Д., В то время как образцы подвергаются серии химических , кристаллографических , физических , геохимических измерений и анализов и т. Д.

    Таким образом, синтез результатов и их перекрестная проверка позволяют создавать диаграммы, картографии и т.д., позволяющие установить историю вулкана и оценить риск извержения за более или менее длительный период.

    При прогнозировании извержения вулканологи используют различные сделанные измерения. Если один или несколько факторов вулкана меняются (состав газа, наклон вулкана, сейсмичность и т. Д.), Это может быть признаком назревающего извержения.

    Петрография и минералогия

    Два основных типа вулканических пород составляют 95% лав и тефр, излучаемых вулканами : базальты и андезиты .

    Эти две породы в основном образованы из кристаллов из диоксида кремния , шпатов и пироксенов , смешанных с вулканического стекла , которое не успела кристаллизоваться полностью из-за роста и внезапное охлаждение магмы . Обсидиан , например , формируется только из вулканического стекла. Базальта , в результате магматизма точки доступа и спинной , в результате сплавления части мантии декомпрессии на гребнях. Происхождение магмы из горячих точек до сих пор остается предметом дискуссий. Это жидкая лава, потому что она относительно бедна газом и кремнеземом (около 45%). Андезитовый , после того, как магматизма субдукции , в результате чего в свою очередь , от частичного плавления мантии уровня гидратации субдукционных траншей. Андезиты более пастообразные, потому что они более богаты газом и кремнеземом (около 55%). Вязкость магмы зависит от содержания диоксида кремния , потому что это минерал , который определяет количество возможных связей с кислородом : чем больше магма содержит диоксид кремния, тем больше она является вязкой и тем более извержение вулкана будет иметь взрывной тренд.

    Карбонатитовое это очень редкое мытье в основном состоит из карбоната кальция ( кальцита ), карбонат магния ( доломит ), карбонат железа и магния ( Сидеро - магнезит ) или карбоната натрия. Очень жидкий, с очень небольшим содержанием кремнезема (менее 1%), низкой температурой (от 500 до 550 ° C ), он становится черным при выделении, но белеет при контакте с воздухом после охлаждения (несколько часов), потому что его минералы вступают в реакцию с влажностью окружающей среды. Только Ol Doinyo Lengaï в настоящее время выделяет карбонатиты.

    Вулканы десятилетия

    Повышенное внимание к этим вулканам позволило, в частности, добиться некоторых успехов:

    Читайте также: