Кто из великих педагогов работал с подростками правонарушителями

Обновлено: 25.04.2024

В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом — школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают прежде всего педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами — как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством. Но для семей, где воспитываются подростки — правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.


Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых-родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это прежде всего социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а так же родителей и коллег.

Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на необходимость дальнейшей педагогизации и психологизации деятельности органов профилактики, культурного развития семьи, своевременного привлечения медицинской помощи, расширения сети специальных учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на детей с различными нервно-психическими отклонениями и патологиями, нужно подчеркнуть, что ведущая роль в предупреждении трудновоспитуемости отводится мерам общего социально-педагогического характера. То есть, совершенствованию системы образования и воспитания подрастающего поколения, оздоровлению ближайшего окружения детей и подростков и прежде всего условий их семейного воспитания.

Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Пригласите его(ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой — стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Подростки-правонарушители как объект социально-педагогической работы

Е.А. Горемыкина О.А. Дорожкина

Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует, что дети, совершающие правонарушения распространённое общественное явление, имеющее свою историю.

Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя Ш.Л. Монтескье, Г. Гегель, И. Кант, социалисты-утописты Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, мыслители и писатели Вольтер и Ж. Ж. Руссо, основоположники марксистского учения К. Маркс и Ф. Энгельс.

На сегодняшний день эта проблема остается столь же актуальной, так как сохраняются объективные условия для её существования. К таким условиям относятся:

-низкий уровень материальной жизни населения вследствие нестабильности и упадка экономики, гиперинфляции при низкой заработной плате, снизивших жизненный уровень подавляющего большинства населения России;

-низкий уровень правовой культуры граждан, предполагающей не только знание правовых норм, но и наличие внутренних убеждений и стремление их исполнять.

К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворить свои интересы противоправным путем как причина правонарушений ничем не сдерживается, а напротив, проявляется в полной мере.

Планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию детей - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений;

-кризис морали, показателями которого в современном обществе выступают: низкий престиж государственных структур и должностных лиц, дискредитирующих основные идеи демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих людей.

К объективным причинам правонарушений несовершеннолетних можно отнести и низкий размер оплаты труда, стратификация населения по уровню доходов, безработица, выделение средств из государственного бюджета на поддержку детсадов и школ по остаточному принципу и т.д .

Растёт организованная преступность, подготовленная и технически оснащённая.

Особую проблему представляют правонарушения девочек-подростков, темпы и количество развития которых значительно увеличились.

В настоящее время несовершеннолетними правонарушителями всё чаще применяется огнестрельное и холодное оружие.

Всё это позволяет сделать вывод, что подростки-правонарушители достаточно опасная социальная группа и её действия обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред личности, собственности, обществу, государству.

Кроме того её количественная и качественная характеристика определяет необходимость не только научного рассмотрения проблемы, но и поиск практических вариантов её решения.

Важную роль в работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и её социально-психологических характеристик.

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.

Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка более уязвимым к отрицательным влияниям среды.

Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.

В ситуации отсутствия целенаправленного воспитания, нравственной пустоты и бездуховности личности и желания деятельности это находит выход в хулиганских поступках. Уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки, проявляется интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях.

Поведение подростков, не имеющих подлинных ориентиров, становится неустойчивым, противоречивым, они легко поддаются чужому влиянию, а искаженные моральные представления ведут к ложным убеждениям и установкам. У них отсутствуют чувства стыда, сопереживания. В их позициях просматривается крайняя эгоистичность, равнодушие, черствость. Многие из них настроены на праздный образ жизни.

Вследствие недостатков воспитания у несовершеннолетних правонарушителей некоторые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные черты характера.

Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень.

У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Волевые усилия у них направлены на достижение эгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.

Исследователи выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности.

К первой группе они относят подростков с преступной направленностью, для которых характерны примитивные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм.

Вторую группу отличает также отрицательная направленность личности. Эта категория подростов характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам, ситуативным правонарушениям.

К третьей группе относят подростков с неустойчивой личностной направленностью. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Правонарушение совершается по престижным мотивам или в результате подражания. На этапе наказания эти подростки достаточно часто раскаиваются в совершенном правонарушении.

Представляется важной систематическое ведение этой деятельности, учёт интересов и увлечений подростков, организации досуга во внеурочное время.

Условием изменения ситуации может выступить привлечение к этой работе специалистов по социальной педагогике, которые находят применение своим знаниям в самых различных сферах жизни, включая работу с детьми-правонарушителями.

Что это республика ШКИД? Название школы-коммуны им. Достоевского, которая была основана В.Н. Сорока-Росинским в 1918 году. Данное учебное заведение было одним из первых появившихся на территории Советского Союза в свои годы существования. Возникновение спровоцировано наличием суровой обстановки, которая царила в первой половине ХХ века. Впоследствии тяжелых потрясений, связанных с революцией, много детей потеряли родителей, что повлекло возрастание беспризорничества. На тот период это была проблема особой важности, так как количество бездомных ребят постоянно увеличивалось.

Главными источниками дохода были нищенство, кражи, грабежи и так далее. Огромное количество беспризорников крали самостоятельно или группировками. Они объединялись со взрослыми преступниками. В возрасте 15 лет большинство беспризорников были втянуты в уголовный мир.

Для занятия свободного времени организовывались школьные классы, мастерские возле ночлежных домов. Это привело к тому, что дети старались учиться и работать, а после чего втягиваться в оба процесса. Колония для трудновоспитуемых была практически сформирована.

Школа им. Достоевского является ярким примером преобразования ночлежки в колонию.

Прослеживалось установление распорядка дня и расписания школьных занятий. Пантелеев и Белых, являющиеся бывшими воспитанниками, рассказывали в своих мемуарах, что ежедневные занятия включали по 10 уроков, которые начинались в 10 утра и заканчивались к ужину с перерывом на обед.

В школе изучали русский язык, русскую и зарубежную литературу, русскую историю и историю древних цивилизаций, немецкий, арифметику, географию и другие предметы. Русский язык и литература пользовались успехом по изучению, а занятия проводились директором. Сорока-Росинский сумел реализовать в республике ШКИД идею национальной школы, которую много лет лелеял.

Серьезной проблемой считался подбор педагогического состава. В то время в Петрограде трудно было отыскать обученных учителей, согласных на работу в интернате для трудновоспитуемых. Практика показывала, что перспектив не было вовсе. Зачастую на работу устраивались люди без педагогического образования ради бесплатной кормежки.

Педагогам было очень трудно работать с такими детьми. Воспитанники-шкидцы выискивали слабые стороны и давили на учителя. Со временем это приводило к его выживанию со школы. Дети не реагировали на крики или наказания. Попытки заигрывания с ними были заведомо настроены на провал. Они делали из преподавателя посмешище. Он должен был переходить на их сторону или продолжать терпеть издевательства, реже побои.

В.Н. Сорока-Росинским было приложено много усилий для того, чтобы ученики не только усваивали учебную программу по предметам, но и вникали в систему истинных ценностей. Формирование классов было не по возрасту, а по возможностям и уровню знаний по прибытии изначально. В таком детском коллективе требовался особый подход, который следовало реализовывать по мере возможности.

Наличие домашних заданий по каждому предмету считалось необходимостью для систематизации знаний. На их исполнение выделялось определенное количество времени после вечернего чая. Данный процесс был под наблюдением педагога. Чтобы проверка считалась детальной и действенной, использовался учет. Под его понятием принималась проверка полученных знаний, проводимая раз в течение года.

Обычно подготовка осуществлялась заранее. Каждому из воспитанников были выданы задания по определенному предмету. Именно по ним создавались диаграммы, конспекты, схемы, устраивались предварительные учеты. На практике не применялось торопливое зазубривание информации. Подготовка к предмету не рассматривалась в качестве разучиваемого представления.

Творческое воспитание учащихся

К общеобразовательным предметам в учебный план добавляли физподготовку, рисование, пение, танцы. Гениальность В.Н. Сорока-Росинского заключалась в приближении идеи трудовой школы, где дети познавали мир в процессе творчества, имели возможности раскрыться и выразить себя.

Первое время существования школы им. Достоевского характеризовался отсутствием организации ученического досуга. Позже по инициативе директора стали проводить внеклассные мероприятия, которые приобретали систематичность и перерастали в традицию. Наличие школьной стенгазеты подталкивало детей к принятию участия в ее создании. Воспитанникам это доставляло большое удовольствие. Встречи праздников считались совместными мероприятиями.

Дети буквально упивались увлечениями своего директора. Он любил петь, спустя время многим воспитанникам понравилось это занятие. Сорока-Росинский обожал чтение. Вся школа продвигалась в изучении новой литературы при появлении свободного времени, даже в течение нелюбимого урока.

Внутри школы существовал собственный критерий поощрения и наказания. Основными наказаниями считалось оставление без обеда и прогулки. После возникновения Летописи провинившихся или отличившихся учеников фиксировали в виде записей. Также было введено разделение на 5 разрядов. К первому и второму относились привилегированные дети с отличными знаниями и поведением, к третьему – средняки, совершившие незначительные проступки, к четвертому и пятому – штрафники. Последние из них были лишены прогулок и поощрений. Перераспределения производились каждую неделю.

Школа им. Достоевского была названа республикой не просто так. Там существовала особая система самоуправления:

Такая республика обозначилась при помощи символики – гимна и герба. Их гербом стал подсолнух.

Уже в 20 -е годы, благодаря В.Н. Сорока-Росинскому, стало возможным воплощение в Советском Союзе принципа аполитичности системы воспитания, сторонником которой он являлся и защищал в собственных работах. Сама школа была не в курсе советской символики, так как в ее стенах предпочтительней было вести разговоры о прекрасном, о вечном, а не о строительстве светлого коммунистического будущего.

В приюте живет банда подростков, бывших беспризорников, которые изучают окружающую среду и жизнь. Голод, холод и последствия Гражданской войны — вечные спутники детей в этой борьбе за выживание. Молодым трудно жить в молодом государстве, но на их стороне вечный оптимизм молодого поколения.

Кажется, что у них есть крыша над головой, еда — живи и наслаждайся. Но нет. Если бы это было так, то результат был бы сказкой. Но авторы, бывшие бомжи, очень искренне писали обо всем — о победах и неудачах учителей, многие из которых представали совершенно растерянными перед необычными учениками. Но те, у кого хватило сил, терпения и мужества работать с этими детьми, отдали им дань уважения.

Был установлен точный распорядок дня и расписание школьных занятий. Л. Пантелеев и Г. Белых, сами ученики этой коммунальной школы, в своих воспоминаниях пишут, что в день было десять уроков: с 10 часов до обеда — четыре, после обеда — перерыв, потом снова четыре часа до ужина, а после ужина еще два часа. Мы изучали русский язык, русскую литературу, зарубежную литературу, историю России, историю древних цивилизаций, немецкий язык, арифметику, географию и другие предметы. Как видно из этого списка, предпочтение отдавалось предметам гуманитарного цикла. Дети могли изучать русский язык и литературу в полном объеме — уроки проводил сам директор школы. Так в своем маленьком мире — Республике ШКИД — В.Н. Сорока-Росинский воплотил в жизнь идею национальной школы, которую он лелеял долгие годы.

Подбор преподавательского состава представлял собой серьезную проблему. В полуразрушенном, голодном и опустевшем Петрограде трудно было найти подготовленных учителей. Даже если такие учителя и были, мало кого из них привлекала перспектива работы в школе-интернате для трудновоспитуемых подростков. Часто на работу принимали обычных людей, даже не имеющих педагогического образования, которые, очевидно, шли туда не из любви к детям, а ради бесплатного питания. Почти все воспитатели оказались невинными младенцами, перед которыми стояли дети, уже многое испытавшие в своей жизни. И все же В.Н. Сорока-Росинский много сделал для того, чтобы ученики не только получили необходимые знания по общеобразовательным предметам, но и вынесли из школы систему настоящих ценностей.

Классы формировались не столько по возрасту, сколько по способностям и уровню знаний, с которыми дети приходили в школу. В этой разнородной группе детей индивидуальный подход был просто неизбежен — и он применялся в меру наших возможностей.
По каждому предмету детям давалось домашнее задание, для выполнения которого было отведено специальное время после вечернего чая, и учителя контролировали этот процесс. А для самой тщательной и детальной проверки знаний существовала бухгалтерия. Счет в Шкиде был проверкой знаний, полученных на занятиях, которые проводились раз в год. Традиционно учителя готовились к учету заранее. Учителя давали ученикам задания по каждому предмету, и на основе этих заданий составлялись диаграммы, конспекты, схемы, организовывались предварительные зачеты и репетиции.

Помимо общеобразовательных предметов, в учебную программу входили физкультура (также называемая гимнастикой), рисование, пение и даже танцы.

Школа Достоевского. Школу Достоевского не зря называли республикой. У нее была особая система самоуправления: «Вот методология нашей системы самоуправления. Сегодня мы выберем старост для классов, общежитий, кухни и гардероба. В их обязанности входит назначение дежурных офицеров. Дежурные будут назначены на один день. Один сегодня, другой на следующий день, третий через день и так далее. Таким образом, вы все в равной степени участвуете в общественной жизни школы.

Школа-коммуна имени Достоевского, основанная В. Н. Сорока-Росинским в 1918 году, была одной из многих подобных школ, появившихся на территории Советского Союза в первые годы его существования. Их появление было вызвано суровыми условиями в первой половине двадцатого века. Одним из последствий тяжелых социальных потрясений, сопровождавших революцию, была бездомность, которая стала страшной чумой на теле молодого общества.

Дебютный роман молодых авторов, опубликованный в 1927 году, быстро завоевал популярность и переиздавался ежегодно в течение следующих восьми лет, пока один из авторов, Григорий Белых, не был арестован в 1935 году.

Как история (пере)воспитания бездомных детей, рассказ был интерпретирован не только учителями, но и литературными критиками.

Отстаивая интеллектуалистический характер образования в школе Достоевского, Л. Р. Кабо опирался не только на одноименную рукопись В. Н. Сороки-Росинского и произведения цикла «Скидны «7 , но и на воспоминания А. И. Пантелеева. В книге она цитирует его письмо, в котором писатель вспоминает, как неприятно на него повлияли изменения, произошедшие в школе после увольнения В.Н. Сороки-Росинского:

Новый суперинтендант маленькой разведки. Неинтеллигентные, тупые, скучные лица детей. Для сравнения, я понял, что такое наша шкида…..

Нас приучали к работе, но работе не физической, не папкам, не чемоданам, не сапогам и табуреткам, а тому, что называется — культура

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: