Кто из исследователей работал над проблемой по ознакомлению детей с художественной литературой

Обновлено: 11.05.2024

Аннотация
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, разви-тия культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Ттахеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Ру-бинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шах-нарович, Л. И. Айдарова и др.).

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образ¬ном слове определенное содержание.

Под словесным творчеством подразумевается деятельность де-тей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения

Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей.

Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное слово-употребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

И наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразе¬ологизмов, загадок, пословиц.
Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.

Итак, работа над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.


В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатст-ву, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.'

Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни. предания, а также малые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.
Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмо¬циональное воздействие речи на слушателей. В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном в аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных про-изведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая до¬школьников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Для чтения детям младшего-дошкольного возраста рекоменду-ются рассказы и небольшие стихотворения.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.
Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержа-нии литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное — действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы ненадолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать по-этический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Известно, что самыми распространенными изобра¬зительными средствами языка являются тропы — приемы изменения основного значения слова, помогающие автору по-новому показывать самые обычные предметы. Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, придумывать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию дошкольников. Необходимо знакомить детей с эпитетами, сравнениями, метафорами.

Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.

Ознакомление с художественной литературой включает целост-ный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.

При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.:ТЦ Сфера, 3003. – 224с.
2. Воспитание будущего читателя (литературно-художественное развитие детей 3-5 лет)/ Е.Кузьменкова, Г.Рысина.- ; Р-60
3. Приобщение детей к художественной литературе/ В.В.Гербова.- ; Р-73
4. Воспитание сказкой/ Л.Б.Фесюкова.- ; Р-36


Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Автор: Виноградова Мария Александровна

Организация: Филинское МДОУ

Населенный пункт: д. Филино

В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведет к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. В 1980-е годы регулярно читали детям в 80% семей, в наши дни по анкетированию родителей сада в котором я работаю – около 12%. Это ведет к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением.

Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., идет модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных учреждений, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению.

Именно поэтому - это сейчас глобальная проблема.

«ЧТЕНИ–ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ.

Я согласна со многими педагогами, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса

Таким образом, педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

трактуется как нововведение, комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, подхода, метода или концепции для удовлетворения человеческих потребностей.

Новое может выступать в разных формах:

1) Принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

2) Условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительная как в личном, так и во временном плане);

4) Изобретательские мелочи

Педагогическая деятельность сегодня основана на планировании и своеобразной ипровизации, с учетом следующих принципов:

- Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность,

защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.

- Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.

- Принцип доверия и поддержки.

Одна из основных задач педагогов – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Книга помогает педагогу: развивать интерес детей к художественной литературе; пополнять литературный багаж; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг; развивать чувство юмора; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

Основные методы работы по ознакомлению с художественной литературой, предложенные педагогами и психологами (В.А.Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И.Лейбсон)

- Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает, какими средствами писатель добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора, драматические повороты сюжета). Дети, пересказывая прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые акценты в суть переживаемого.

- Создают иллюстрации к отдельным эпизодам, лепят персонажей из доступных материалов, изготавливают маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

- Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к литературному произведению или отрывку, учитывая место и характер действия.

- Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.

- Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с целью актуализации читательского опыта.

3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

- Дети отбирают иллюстрации к ранее прочитанной книге или отдельно взятому эпизоду, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивать эстетическую память и актуализирует содержание.

- Разыгрываются сценки из произведения (возможно в форме викторины). Зрители отгадывают,

какой представлен герой и из какого он произведения.

- Организуется литературный театр – синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание

музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.

4. Эксперимент с художественным образом

- Дети сочиняют рассказ от лица одного из героев произведения.

5. Оценка и суждение

- Дети выбирают своего любимого героя (даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя).

- Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе (развитие читательской культуры).

- Проводятся тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.

- Беседы о жанре, об авторе.

Детская книга – это форма передачи человеческого опыта, знаний, чувств, синтез трёх искусств: Искусства слова, живописи и дизайна.

За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много

сказок, рассказов, стихов и т.д. При этом воспитатели постоянно привлекают внимание

детей и к самой книге – величайшему достижению человеческого ума.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает

страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает недовольство, ребенок и сам

постепенно становится защитником книги.

Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат рассматривать книги не только совместно с

взрослым, но и самостоятельно. Дети уже в младшем возрасте должны усвоить: книги - наши

друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит, как нужно достать книгу с полки, как правильно ее рассматривать и как поставить на место.

Постепенно дети усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже –

Методы, приёмы и средства по приобщению детей к художественной литературе:

- словесный - чтение произведений;

- вопросы к детям по содержанию произведений;

- заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.;

- выразительное чтение художественной литературы;

- беседа по произведению;

- практический, наглядный - игры-драматизации;

- игровой - дидактические игры;

- словесный - театрализованные игры;

-наглядный - показ иллюстраций;

- движение пальцами, руками;

- оформление выставки, книжного уголка.

Методы работы

  1. Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная

деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов

обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их

как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во

время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик

персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,

совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

  1. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:

словесные, наглядные и игровые.

  1. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное

проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

  1. Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов

артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

  1. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка

интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Активизации восприятия произведений художественной литературы способствуют следующие методы, которые применяет воспитатель в своей педагогической работе:

- беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;

- тематические экскурсии, подготавливающие детей к восприятию произведения;

- выразительное чтение или рассказывание, создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;

- беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;

- творческие задания, развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;

- упражнения для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;

- применение сюжетных репродукций, книжных иллюстраций,

технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

С целью ознакомления детей с художественной литературой, как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада. (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);

- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. (для их лучшей

организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам

ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. (детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);

- создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети

придумывают сами (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);

- оформление макетов по мотивам любимых сказок (над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги);

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать.

Новые подходы и методы:

Знакомые герои в новых обстоятельствах: данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы, создает условия, при которых знакомые герои попадают совершенно в фантастические обстоятельства или реальные, но не характерные для них.

Истории из известных стихов, загадок, считалок, пословиц: дети учатся своими словами, в прозе передавать содержание знакомого произведения, дополнять его, давать объяснения поступкам героев.

Экстремальные ситуации в знакомых сказках рассказах: взрослые придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов решений по спасению того или иного героя. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.

Сказки из мусора: не игрушки, не предметы, а коробки, пластмассовые коробочки, стружки от

Истории о бытовых предметах: детям предлагается отгадать загадку о бытовом предмете, а

потом сочинить сказочное продолжение. Это развивает фантазию детей, заставляет детей интересоваться техникой и её возможностями, назначением.

Экологические сказки, истории о звуках, запахах, временах года: на основе знаний и

представлений детей об окружающем мире через сказку можно формировать отношение ребенка к природе, к поступкам человека по отношению к ней. Дети составляют небольшие рассказы, которые затем можно собирать в отдельные книги с детскими рисунками.

Коллаж из сказок: дети придумывают новый сюжет истории с участием знакомых героев, используя кукольный театр, театр картинок, иллюстрации в книжке, театр игрушек.

Истории и сказки по-новому: метод помогает поновому взглянуть на знакомые сюжеты. Привычные, любимые образы, много раз слышанные и виденные, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно будет их ломать. За основу берется известная сказка или история, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Краткий комментарий к статье от Натальи Валерьевны:

Полезного чтения.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как же увлечь чтением, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема уже в дошкольном возрасте при подготовке детей к школьной ступени обучения.

Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развитии речевого творчества. Одним из ведущих видов деятельности для реализации содержания целей и задач образовательной программы, в соответствии с ФГОС, является познавательно-исследовательская деятельность.

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями (приложение 1). Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

В ходе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

- экскурсии в городскую библиотеку, библиотеку детского сада;

- создание коллажей, классификационных таблиц;

- литературные театрализованные игры и инсценировки;

- словесно-речевые игры на основе литературных текстов;

- тематические выставки, выставки детского творчества по литературным произведениям;

- конкурсы чтецов на уровне ДОУ, города;

- конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, города.

В процессе организации непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой проводится чтение следующих видов:

- Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг; разными жанрами художественных произведений);

- Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями (не называя терминов), необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

- Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей);

- Творческое (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников).

При организации теоретического и аналитического чтения на доступном для детей уровне дети знакомятся с такими понятиями (не называя термины), как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), которое способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем, делая язык человека богаче, ярче, образнее. При знакомстве с художественными произведениями дети учатся выделять сравнение, как художественный прием. Например: У совы у старой, не глаза, а фары, круглые, большие, страшные такие. А у птички, у синички, у синички – невелички, глазки, словно бусинки, малюсенькие. (В.Берестов). Знакомим детей с эпитетами - красочными определениями, придающими повествова­нию живость, эмоциональность, выразительность. В речь ребен­ка этого возраста активно входят прилагательные, по­этому обращение к эпитету, выделение его в тексте, умение полюбоваться точным, удачно найденным словом со стороны взрос­лого не только уместно, но и необыкновенно значимо в развитии эмоционально-речевой сферы ребенка. Например: хвост — косичкой, ножки — спички, весь пушистый, золотистый, оттопырил вниз губу. с белой звездочкой на лбу.

Продолжаем расширять представления о жанрах художественной литературы - стихотворениями, рассказами – повествованиями о том, что может быть на самом деле. Расширяем представления детей о фольклорных жанрах, знакомим детей с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Это происходит и в процессе игр, наблюдений в природе и др. Играя, наблюдая ребенок обращается к дождю, радуге, солнцу и при этом использует потешки, заклички, песни и др.

В процессе организации чтения, в доступной форме, дети знакомятся с биографиями поэтов и писателей, проводятся литературные викторины, где расширяются и уточняются знания детьми произведений того или иного автора.

При проведении творческого чтения, для развития образного мышления детей, их творческого развития, предлагаются задания дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку. Предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам. Также детям предлагаются следующие творческие задания: нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ по заданной ситуации с определенным началом или концом, определенной системой образов (темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям); организуются игры с подбором рифм к названным словам; драматизация произведений.

В процессе приобщения детей к художественной литературе широко используются познавательно-исследовательская деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность - понимается как форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами их использования, постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация на содержании литературных текстов. Возможность проведения самостоятельных исследований и создание детьми собственных творческих проектов в дошкольном возрасте ограничены в силу их возрастных особенностей. Поэтому в детском саду педагоги обучают детей специальным исследовательским умениям и навыкам.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами.

Проектная деятельность, как метод познавательно-исследовательской деятельности, позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Проектная деятельность, используемая в процессе ознакомления старших дошкольников с книгой, включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- организация взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Реализация проектов включает в себя следующие этапы:

- погружение в проект;

На основе содержания литературных текстов, привлекаем внимание детей, интерес к исследовательской деятельности, обучая следующим исследовательским умениям (по А.И. Савенкову):

- делать умозаключения и выводы.

Развитие умений видеть проблемы.

Используя содержание литературных текстов, детям предлагаются следующие задания, в процессе выполнения которых они учатся смотреть на одни и те же события с разных точек зрения:

Развитие умений выдвигать гипотезы:

В процессе чтения литературных текстов дети совместно с педагогом выделяют проблемные ситуации по содержанию произведения, детям предлагается высказать предположения для разрешения той или иной ситуации, используя следующие слова: может быть…, предположим….,допустим….. возможно…..

Развитие умений задавать вопросы:

В ходе бесед с детьми по содержанию художественных произведений детям предлагается задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Для тренировки умения задавать вопросы используются следующие упражнения:

Развитие умений классифицировать:

Классификация является важной мыслительной операцией. Она облегчает процесс изучения действительности, выявляет закономерности. В процессе реализации проектов, детям предлагаются следующие задания классифицирования по разным основаниям:

Развитие умения и навыков экспериментирования:

Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления окружающего мира и мира природы. Эксперимент предполагает проведение каких –либо практических действий с целью проверки выдвигаемых предположений. В процессе знакомства детей с художественными произведениями для проверки гипотез, выдвигаемых детьми для решения проблемных ситуаций используются мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Содержание мнемодорожек, мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе ознакомления с художественными произведениями моделирование служит средством планирования пересказа содержания рассказа, сказки; является наглядной опорой для быстрого заучивания стихотворения.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные мнемодорожки, мнемотаблицы с детьми по изученным произведениям, придерживаемся следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте, содержании произведения;
  • символы, отображаемые при создании мнемодорожек, мнемотаблиц должны обсуждаться с детьми, чтобы они были им понятны.

При обсуждении сказки, рассказа после прослушивания, уделяется внимание выделению основных компонентов сюжета сказки:

Третий этап–предполагает развитие речевого и изобразительного творчества. Совместно с педагогом дети коллективно придумывают новый сюжет, новых героев сказки, устанавливают логику событий и передают содержание сочиненной сказки в диафильме. Каждый ребенок изображает один из кадров нового диафильма. При этом дети договариваются о внешнем виде героев, определяют количество кадров, их последовательность.

Четвертый этап–самостоятельная индивидуальная работа ребенка над содержанием, логикой сюжета своего сочинения. Сочиненные сказки, рассказы каждого ребенка записываются.

В группе создается и пополняется фильмотека из созданных детьми диафильмов и используются как пособия для упражнения детей в пересказывании знакомых произведений, творческом рассказывании.

Читайте также: