Кто имеет право работать в цсо

Обновлено: 18.05.2024

ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

Материалы по теме:

Содержание

Одно из основных направлений деятельности Центров социального обслуживания — предоставление необходимых социальных и доврачебных услуг одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию. Предоставить соцработника вам могут как на постоянной основе, так и временно (на срок от одного до шести месяцев) — например, на время тяжелой болезни или отъезда ухаживающего за вами родственника.

Где получить соцработника?↑

Помощь социального работника на дому вправе получить следующие группы льготников:

  • граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет); ;
  • несовершеннолетние и семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации; ;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Правом внеочередного приема на нестационарное социальное обслуживание пользуются:

  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • одинокие граждане старше 80 лет и одинокие инвалиды старше 70 лет;
  • инвалиды боевых действий;
  • одинокие и одиноко проживающие граждане пожилого возраста и инвалиды, неспособные самостоятельно ухаживать за собой и лишенные постороннего ухода, помощи и поддержки.

Правом первоочередного приема на нестационарное социальное обслуживание пользуются:

  • супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним категории граждан;
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

При этом льготники, имеющие родных, получают право на помощь соцработников в том случае, если домочадцы не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Например, это могут быть продолжительная болезнь, инвалидность, пенсионный возраст, отдаленность проживания от нуждающегося в уходе родственника, частые и продолжительные командировки и другие обстоятельства.

В случае наличии у льготника бактерио- или вирусоносительства, хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, тяжелых психических расстройств, активных форм туберкулеза, венерических или других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, вам имеют право отказать в социальном обслуживании на дому.

Как нанять соцработника ? ↑

Пожилой человек или его официальный представитель должен написать заявление в органы социальной защиты населения (образец заявления должны предоставить в организацию, куда он обратился). К заявлению необходимо приложить:

Заключение из поликлиники об отсутствии противопоказаний в оказании социальных услуг.

Справку с Пенсионного фонда о размере пенсии.

Справку из ЖЭКа о составе семьи.

Паспорт о братившего человека . Если обращается его законный представитель, тогда и он должен предъявить свой паспорт.

Приняв заявление, создается специальная комиссия, которая оценивает, какую помощь нужно регулярно предоставлять пенсионеру .

Комисси я составляет индивидуальную программу пред оставления соцуслуг , на основе акт а обследования материально-бытового положения клиента.

В этот документ специалист вносит такую информацию:

  • фамилия, имя, отчество пенсионера;
  • адрес, номер телефона, год рождения;
  • категория клиента, номер пенсионного удостоверения, размер пенсии;
  • данные паспорта;
  • место работы до того, как клиент вышел на пенсию;
  • инвалидность;
  • состав семьи, общий доход;
  • жилищно-бытовые условия (удовлетворительные, или неудовлетворительные);
  • наличие близких родственников;
  • Заключение специалиста.

Если в заключении прописано, что пенсионер нуждается в посторонней помощи, тогда орган соцзащиты заключает договор на оказание услуг.

Договор заключается со дня подписания и действует до конца календарного года. Если ни одна из сторон не уведомила другую о прекращении действия договора, тогда документ продлевается автоматически еще на год.

В договоре на оказание социальных услуг на дому должна быть прописана следующая информация:

  • Полное наименование исполнителя а также данные клиента.
  • Предмет договора –о казание социальных услуг в соответствии с индивидуальным планом.
  • Обязанности сторон договора. Клиент должен находиться дома в согласованные с исполнителем дни.
  • А также прописано на каких условиях пенсионеру предоставляются услуги: бесплатно, на частичной оплате или на полной оплате.
  • Если исполнитель не соблюдает условий договора, несвоевременно приходит на помощь, то он обязан возместить клиенту причиненный ущерб. Клиент, в свою очередь, при систематическом нарушении правил поведения или отказе от уплаты за дополнительные услуги, может быть снят с социального обслуживания.
  • Подписи сторон договора, дата.

Обязанности соцработников↑

Соцработник может приходить как 2-3 раза в неделю, так и ежедневно (кроме субботы, воскресенья) в зависимости от степени нуждаемости престарелого подопечного, его физического состояния . Но не реже двух раз в неделю. Ч астота посещений, а также перечень работ, которые должен выполнять соцработник, прописывается в договоре.

В его обязанности входят:

Обратите внимание: перечисленные выше услуги входят в московский перечень гарантированных услуг, которые предоставляются бесплатно. Дополнительная помощь, оказываемая пожилым людям по их просьбе сверх перечня, предоставляется за частичную или полную плату по договору с организацией социального обслуживания.

В 2020 году социальные услуги для пенсионеров в России предоставляются бесплатно или же на условиях частичной оплаты (если речь идет о дополнительных услугах). Если человек обратится за помощью в негосударственную, а частную организацию по предоставлению социальной у слуги пожилому населению, ему придется частично платить за услуги, но только при условии, что его доход будет не меньше 1,5 прожиточного минимума.

Кстати, каждый соцработник ведет журнал, куда вносятся все покупки и услуги, предоставленные подопечному. После чего подопечный ставит в журнале свою подпись. Документ ежемесячно проверяют заведующие отделениями Центра.

Разовые услуги↑

Туда могут обратиться:

  • инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности;
  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • лица, не достигшие пенсионного возраста, нуждающиеся в социальной помощи;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • одинокие матери, разведенные женщины и мужчины, вдовы и вдовцы, воспитывающие детей, в т.ч. детей-инвалидов;
  • многодетные семьи.

Пример разовых услуг: доставка технических средств реабилитации, оказание на дому услуг по уходу за детьми-инвалидами, сопровождение детей-инвалидов в учреждения дополнительного образования и др.

Периодичность оказания разовых услуг определяется в зависимости от индивидуальной потребности клиента, продолжительность (не более 4 часов в день с учетом проезда сотрудника к месту оказания услуги и обратно) и перечень услуг устанавливается центром социального обслуживания по предварительной заявке и личному заявлению обратившегося.

За получением социальной услуги теперь может обратиться не только инвалид или пенсионер, но и любой гражданин, который нуждается в социальном обслуживании.

По вопросам предоставления социальных услуг можно обратиться в территориальные отделы соцзащиты (собесы), комплексные центры, дома-интернаты. Если заявление поступит в органы местного самоуправления, опеки, медицинские или даже общественные организации, оно должно быть незамедлительно передано по месту назначения.

После этого гражданин получит конкретный документ - индивидуальную программу, в которой будут записаны рекомендованные социальные услуги, в которых человек нуждается, и форма их предоставления. Индивидуальную программу составит авторитетная межведомственная комиссия. С этим документом можно обратиться в любую организацию: государственную, частную, коммерческую или общественную. По месту жительства или в соседнем муниципальном образовании. Единственное условие - поставщик услуг должен быть включен в государственный областной реестр, находящийся в ведении департамента соцзащиты населения.

Если раньше право на бесплатное обслуживание имели пенсионеры и инвалиды, у которых среднедушевой доход не превышал прожиточный минимум, то теперь в расчет берутся уже полтора прожиточных минимума. В результате должно увеличиться количество жителей области, которых будут обслуживать бесплатно.

В стационаре, а это самая затратная форма, бесплатно будут обслуживать детей и пострадавших от вооруженных конфликтов, чрезвычайных ситуаций. Для остальных категорий плата не может превышать 75% доходов.

Качество услуг будут контролировать члены Общественного совета, который создан при департаменте соцзащиты. Включившимся в реестр поставщикам услуг гарантировано финансовое сопровождение областного бюджета. Социальная помощь теперь будет оказываться в порядке нуждаемости, а не автоматически при достижении какого-то возраста или статуса.

Нуждаемость в услугах будет определяться комиссионно. Например, если человек одинок и не может себя самостоятельно обслуживать, то он получит направление в дом-интернат. Если же пенсионер активен, то ему будут предоставляться услуги на дому.

О предоставлении социальных услуг в надомной форме обслуживания

Особое место в системе социального обеспечения населения занимает социальное обслуживание. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме. Услуги могут предоставляться гражданам бесплатно за частичную или полную плату.

Согласно Закону социальная услуга – это действие в сфере социального обслуживания граждан по оказанию им разовой, периодической или постоянной помощи с целью улучшения их условий жизнедеятельности и расширения у них возможности обеспечивать свои основные жизненные потребности самостоятельно.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на создание условий, при которых любой человек имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении.

- лица, которые не могут самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста;

- семьи, воспитывающие ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

Граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании, могут получать следующие социальные услуги:

социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги.

- сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;

- доставка воды, топка печи (при проживании гражданина в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);

Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, то в зависимости от состояния здоровья ему могут быть предоставлены следующие услуги:

- психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;

- помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями), и др. услуги. Социальные услуги в форме на дому предоставляются гражданам в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 31.10.2014 № 417 "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг на дому получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг в Хабаровском крае"

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

г) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

д) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

- получателям социальных услуг, среднедушевой доход которых на дату обращения, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных

Граждане, у которых доход превышает полуторную величину прожиточного минимума, установленную в крае, могут получать социальные услуги за плату.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, устанавливаемой законом Хабаровского края.

Например: сумма среднедушевого дохода одинокого пенсионера равна 17,0 тыс.руб. (учитывается только размер его дохода, т.к. нет других членов семьи, имеющих доход), прожиточный минимум, установленный в крае для пенсионеров составляет 10 744 руб. (на 05 сентября 2018 г.), полуторный размер будет составлять 10 744 * 1,5 = 16 116 руб.

Если доход гражданина меньше или равен 16 116 руб., то социальные услуги ему предоставляются бесплатно.

С вопросом о предоставлении социального обслуживания может обратиться как сам нуждающийся, так и другой человек или организация. Независимо от того, кто подал запрос, согласие самого гражданина обязательно. Если человек одинок и маломобилен, то после обращения, например, соседей, для оформления заявления специалист социальной службы (социальный работник) посетит его на дому.

- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг или его законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);

- документ, подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения за получением социальных услуг законного представителя);

- удостоверение или иной документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края;

- документы о составе семьи получателя социальных услуг (при ее наличии), доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при ее наличии) и принадлежащем ему (им) имуществе на праве собственности, необходимые для определения размера платы за предоставление социальных услуг (данный документ может быть представлен по собственной инициативе гражданина или его законным представителем, либо запрашивается поставщиком социальных услуг в государственных органах и органах местного самоуправления, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия).

Вам составят индивидуальную программу, в которой определят виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг и прочее.

Индивидуальная программа получателя социальных услуг является документом, в котором указаны форма социального обслуживания (стационарная, полустационарная, на дому), виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению.

Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг на срок, определенный в индивидуальной программе, в дневное время суток.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.

Все услуги оказываются с учётом индивидуальных потребностей граждан. Кроме этого, граждане имеют право самостоятельно выбирать поставщика социальных услуг, ими могут быть государственные организации социального обслуживания, негосударственные (коммерческие, некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Договор о предоставлении социальных услуг на дому заключается в течение суток с даты представления получателем социальных услуг индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг на дому являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг.

- письменное заявление получателя социальных услуг или его представителя об отказе в предоставлении социальных услуг;

- окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с договором и (или) индивидуальной программой;

- смерть получателя социальных услуг или ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;

По вопросу признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании следует обращаться в комплексные центры социального обслуживания по месту жительства:

Помимо основных обязанностей по трудовому договору работники могут выполнять и другие должностные обязанности. Выполнение дополнительной работы наряду с основной работой возможно в следующих формах:

  • на условиях совместительства;
  • совмещение профессии (должности);
  • расширение зоны обслуживания;
  • исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Кроме того, работник может привлекаться работодателем к выполнению дополнительной работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени на условиях сверхурочной работы. Все эти виды дополнительной работы могут выполнять и медицинские работники, но следует иметь в виду, что для медицинских работников имеются определенные особенности при выполнении ими дополнительной работы. Рассмотрим каждый из этих видов дополнительной работы.

Работа, выполняемая в свободное от основной работы время

Согласно ст. 60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

С совместителями по соглашению сторон могут заключаться срочные трудовые договоры о работе по совместительству (ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При заключении срочного трудового договора с совместителем необходимо учитывать тот факт, что работодатель, заключивший срочный трудовой договор с совместителем, утрачивает право прекратить трудовой договор с совместителем по основанию, предусмотренному ст. 288 ТК РФ, т. е. в случае приема на работу работника, для которого данная работа будет являться основной.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ режим работы, отличающийся от общих правил, в обязательном порядке закрепляется непосредственно в тексте трудового договора. Таким образом, график работы совместителей закрепляется в трудовом договоре, заключаемом с работником. Отсутствие закрепленного в трудовом договоре режима работы совместителя является административным правонарушением (ст. 5.27 КоАП РФ).

При приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке, либо их надлежаще заверенных копий (ст. 283 ТК РФ).

Исходя из определения совместительства как регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ч. 1 ст. 60.1, ч. 1 ст. 282 ТК РФ) работодателю рекомендуется при приеме сотрудника на работу запросить у него документ, подтверждающий факт наличия основной работы (например, копию трудовой книжки или справку с основного места работы).

Запись о работе по совместительству вносится в трудовую книжку по месту основной работы по желанию работника (работником представляется письменное заявление с просьбой внести соответствующую запись) на основании документа, подтверждающего работу по совместительству, например, справки с места работы по совместительству или заверенной копии приказа (см. ч. 5 ст. 66 ТК РФ, п. 20 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

Статья 284 ТК РФ устанавливает ограничения по продолжительности рабочего времени при работе по совместительству: по общему правилу совместитель не может работать больше чем на полставки.

Медицинские и фармацевтические работники вправе осуществлять работу по совместительству – выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в т. ч. по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Конкретный перечень видов работ, которые не могут выполнять на основе совместительства медицинские и фармацевтические работники в связи с санитарно-гигиеническими ограничениями, законодательством РФ не установлен.

В каждом конкретном случае при определении возможности выполнения медицинским и фармацевтическим работником работы по совместительству необходима оценка санитарно-эпидемиологических требований, установленных законодательством РФ, на предмет возможности совместимости выполнения основной работы и работы по совместительству.

При оценке возможности совместительства следует учитывать, как запреты, адресованные конкретно медицинским и фармацевтическим работникам, так и общие санитарно-эпидемиологические ограничения.

  • младший медицинский и фармацевтический персонал;
  • врачи и средний медицинский персонал городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток (продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в этом случае определяет тот орган, в ведении которого находится медицинское учреждение).

Таким образом, на полную ставку можно принять именно эти категории медицинских работников.

На практике возникает много вопросов, связанных с возможностью работы по совместительству водителей скорой медицинской помощи. Так, согласно ст. 329 ТК РФ, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей (далее – Положение). Пунктом 7 Положения установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю, а нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) превышать 8 ч. Однако п. 8 Положения установлено, что в случаях невозможности соблюдения нормальной продолжительности рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

В соответствии с п. 12 указанного Положения, водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 ч.

Таким образом, водители скорой медицинской помощи не вправе работать по совместительству в той же должности. Для данной категории работников может устанавливаться суммированный учет рабочего времени с максимально возможной продолжительностью смены до 12 ч.

Высококвалифицированные специалисты из числа медицинских и фармацевтических работников с согласия работодателя могут осуществлять в основное рабочее время педагогическую работу в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров на условиях совместительства с сохранением заработной платы по основному месту работы.

В соответствии с п. 2 Постановления № 41 не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

  • литературная работа, в т. ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
  • проведение медицинской и иной экспертизы с разовой оплатой;
  • педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 ч в год;
  • консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 ч в год.
  • осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения, руководства аспирантами и докторантами;
  • заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения, возлагаемое на специалистов, занимающих должности из числа профессорско-преподавательского состава, с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем.

Иначе говоря, дежурства, не оформленные как дополнительный вид работы, осуществляются в периоды, которые согласно ст. 107 ТК РФ являются временем отдыха (междусменные перерывы, выходные дни) и находятся за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, вне зависимости от того, предусмотрены они графиком или нет. Следовательно, этот вид работы тождественен сверхурочным работам, т. к. иных видов работ, выполняемых за пределами установленной продолжительности рабочего времени ТК РФ не предусматривает.

Дополнительная работа, выполняемая наряду с основной работой

Возможность работника выполнять дополнительную работу наряду с основной работой, определенной трудовым договором, предусмотрена ст. 60.2 ТК РФ. При этом законодательство предоставляет возможность использования трех вариантов выполнения работником дополнительной работы без освобождения его от основной работы в одной и той же организации в течение установленной продолжительности рабочего дня (рабочей смены):

  • совмещение профессий (должностей);
  • расширение зон обслуживания и увеличение объема работ;
  • исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности).

Под расширением зон обслуживания и увеличением объема выполняемых работ понимается выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.

Под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы понимается замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность).

Следует заметить, что выполнение дополнительной работы для замещения временно отсутствующего работника может быть во всех трех формах. Целесообразность выбора той или иной формы обусловлена рядом причин.

Так, если совмещаемая работа аналогична основной, то целесообразно использовать вторую форму – расширение зоны обслуживания либо увеличение объема работы, поскольку такая работа связана с увеличением объема выполняемой работы по одной и той же должности (профессии, специальности).

Если дополнительная работа, которую необходимо выполнять наряду с основной работой в связи с временным отсутствием работника, отличается от основной работы либо соответствует другой должности, вторая форма не может быть применена, поскольку меняется не только количественная, но и качественная составляющая трудовой функции (работник должен выполнять иные функциональные задачи, операции, др.). В этой ситуации необходимо определить дополнительную работу (должность), которую будет выполнять работник наряду с основной работой, и его трудовую функцию по дополнительной работе. Здесь могут быть использованы первая (совмещение профессий (должностей)) и третья (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором) формы. При этом если существует необходимость исполнять дополнительную работу по другой должности (отличной от основной работы), которая является вакантной, третья форма неприменима, поскольку ограничена таким обстоятельством, как временное отсутствие работника. Кроме того, третья форма выполнения дополнительной работы обусловлена в ряде случаев необходимостью возложить на работника исполнение обязанностей по определенной должности, например, руководителя организации (руководителя структурного подразделения), без отрыва его от основной работы, что связано с осуществлением руководящих функций, необходимостью подписывать документы, имеющие правовое значение.

Рассмотрим виды дополнительной работы, выполняемой по аналогичной должности или по другой должности (рисунок).

Виды дополнительной работы, выполняемой по аналогичной или по другой должности


Совмещение профессий (должностей), как правило, применяется, когда необходимость выполнения дополнительной работы обусловлена неукомплектованностью штата (наличием вакансий). Кроме того, это используется в случаях осуществления трудовой деятельности одновременно по двум должностям (профессиям, специальностям) путем совмещения различных трудовых функций.

Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы также используются при наличии вакансий, однако в отличие от предыдущего варианта выполнения дополнительной (наряду с основной) работы расширение зон обслуживания, увеличение объема работ предполагает выполнение однородной работы (по аналогичной должности, специальности, квалификации). Поэтому выполнение работы по другой (отличной от основной работы) должности (профессии, специальности) этот вариант исключает.

Следует отметить, что расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ могут иметь место в случае, когда дополнительная работа выполняется не одним, а двумя и более работниками.

Работодатель должен определить размер доплаты за расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы, что обусловлено положениями ТК РФ.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 152 ТК РФ размер доплаты, устанавливаемый по соглашению сторон трудового договора, зависит от содержания и (или) объема дополнительной работы. Наряду с этим, необходимо учитывать и правила ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Работник должен знать, какие функции он обязан выполнять, поскольку в силу ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, строго предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами.

Отсутствие в трудовом договоре четко определенной трудовой функции работника, с одной стороны, препятствует работодателю надлежащим образом управлять трудовым процессом, в частности, требовать от работника выполнения определенной работы, привлекать его к дисциплинарной ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) им трудовых обязанностей. С другой стороны, это создает предпосылки для уклонения работником от выполнения работы, оговоренной с ним работодателем в устной форме.

Выполнение дополнительной работы наряду с основной в течение установленного рабочего времени – это исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Здесь может быть использовано два предыдущих варианта выполнения дополнительной работы: совмещение профессии или должности, а также расширение зон обслуживания, увеличение объемов работ. Вместе с тем, как отмечалось выше, основным условием применения этой формы работы служит временное отсутствие работника, за которым по закону сохраняется прежнее место работы. Следовательно, исполнение обязанностей по вакантной должности такая форма не допускает.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника следует отличать от перевода на другую работу, временного заместительства и выполнения работ на условиях совместительства (таблица).

Сравнительные особенности различных форм исполнения трудовых обязанностей

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Перевод на другую работу, временное заместительство

Совместительство

Дополнительная работа, выполняемая без освобождения от основной работы, определенной трудовым договором

Основная работа, сопряжена с освобождением от исполнения трудовых обязанностей по прежнему месту работы

Дополнительная работа, выполняемая в свободное от основной работы время

Оплата труда в виде доплат компенсационного характера, размер которых определяется соглашением сторон с учетом и (или) объема дополнительной работы

Оплата труда на условиях, предусмотренных для должности, временно замещаемой, либо на которую работник переведен

Оплата труда пропорционально отработанному времени

Исполнение обязанностей по вакантной должности недопустимо

В исключительных случаях временное заместительство допускается по вакантной должности

Работник, выполняя свои трудовые обязанности как на условиях совместительства, так и путем совмещения профессий (должностей), осуществляет свою деятельность одновременно не по одной, а по двум (иногда – нескольким) должностям у одного и того же работодателя.

Нередко ошибочный выбор работником той или иной формы исполнения дополнительных трудовых обязанностей нарушает его интересы. Между тем порядок оформления выполнения одного вида дополнительной работы отличается от другого. Неодинаково также применяются правила оплаты труда, рабочего времени, времени отдыха и др.

Во-первых, работа по совместительству может осуществляться как у одного, так и у разных работодателей (внутреннее и внешнее совместительство), в то время как совмещение профессий (должностей) допускается только у одного работодателя.

Во-вторых, в отличие от совместительства, предусматривающего выполнение работы в свободное от основной работы время, совмещение профессий (должностей) осуществляется во время исполнения трудовых обязанностей по основному месту работы, т. е. в течение продолжительности рабочего дня (смены), установленной по основному месту работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ТК РФ выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии за дополнительную оплату может быть поручено с письменного согласия работника и оформлением работодателем соответствующего приказа.

Стороны трудового договора имеют право досрочно расторгнуть трудовой договор – работник отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – отменить поручение о выполнении дополнительной работы, предупредив другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Социальные работники с этого года начинают работать в совершенно новом формате. Из простых помощников по хозяйству они превращаются в специалистов, способных решить практически любую проблему семьи. К этому их обязывает Федеральный закон о соцобслуживании, который вступил в силу с этого года.

Помогут всем

Право на помощь соцработника теперь имеют те, у кого есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни. Это люди, полностью или частично потерявшие возможность сами себя обслуживать, передвигаться. И не важно, почему это произошло - в силу травм, заболеваний или возраста.

Фото: depositphotos.com

Семьи, где есть инвалиды любого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. А также семьи, где есть конфликты, насилие, зависимые члены семьи - наркоманы, алкоголики, игроманы. Попадут под социальную опеку и семьи, где есть психически больные.

Право на помощь соцработника получили и люди без определенного места жительства. В том числе это касается ребят до 23 лет, вышедших в большую жизнь из детских домов и интернатов, не имеющих работы и средств к существованию. Могут быть и другие обстоятельства, ухудшающие жизнь россиян. Какие именно, установят регионы. Попадаете ли вы в число тех, кому положен соцработник, можно уточнить в органах соцзащиты в родном городе.

Свободный выбор

Социальные службы будут приходить на помощь только к тем, кто сам их об этом попросит, напишет соответствующее заявление в органы соцзащиты. Социальные услуги будут оказываться на основании договора, который будет заключаться между человеком и организацией, которая будет их оказывать. И еще крайне важный момент - никто больше не будет навязывать человеку то или иное учреждение. Он сам сможет выбрать организацию, которая будет его обслуживать.

И юрист, и повар, и агент

Впервые социальные работники будут не просто приходить к нуждающимся, чтобы подмести им пол или купить продукты. Теперь социальный работник будет буквально сопровождать своего клиента. Для каждого составят индивидуальную программу, в которой будет четко расписано, какие услуги нужны человеку, их объем, периодичность, условия, сроки. И помощь будет оказываться по составленному плану.

Если в семье плохая обстановка, есть зависимые люди и родителям или детям нужна помощь психолога, нарколога или другого специалиста, соцработник окажет содействие с организацией подобной услуги.

Кроме того, соцработник теперь будет помогать в вопросах занятости, трудоустройства, переобучения, в решении юридических вопросов, медицинских, с оформлением любых документов, в том числе пособий, с приобретением технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок. И даже с установкой в квартире поручней, если они необходимы жильцу. Естественно, один человек не способен быть специалистом столь широкого профиля. Поэтому роль социального работника - быть связующим звеном между подопечным и организацией, в помощи которой он нуждается.

Негосударственная помощь

Впервые законодательно предусмотрена возможность оказания соцуслуг негосударственными организациями - общественными структурами, индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса. Сейчас в регионах формируются реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг. Это значит, в Интернете на сайте органов власти, отвечающих за соцработу на территории, появятся списки организаций, к которым можно обратиться за предоставлением соцуслуг.

Стоит отметить, что это очень распространенная мировая практика. В Европе очень многие соцуслуги оказывают частные компании. А оплачивает их работу государство. И это считается правильным. Ведь для того, чтобы получить транш из бюджета, организация должна делом доказать, что она лучше других способна заботиться о социально незащищенных людях. В итоге - все довольны. И те, кому эти услуги оказываются, и люди, которые это делают. В России теперь будет внедряться аналогичная практика - впервые в этом году из федерального бюджета будет выделено 160 млн рублей на субсидирование бизнес-проектов по строительству домов престарелых. Также для организаций, работающих в сфере соцобслуживания, установлена нулевая ставка налога на прибыль.

Предусматривает закон о соцобслуживании и развитие практики благотворительной деятельности, распространение волонтерства. Волонтеры - люди, помогающие другим бескорыстно.

За что платим

Совсем беcплатно будут помогать несовершеннолетним детям, тем, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов. А также всем остальным нуждающимся, если их доходы ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе. То есть если прожиточный минимум в субъекте установлен на уровне 8 тысяч рублей в месяц, а доход подопечного социальных служб, скажем, 11,5 тысячи - он имеет право получать соцуслуги бесплатно. А вот если он получает на тысячу больше, например 12,5 тысячи рублей, то за некоторые услуги ему придется доплачивать.

Впрочем, регионы могут установить и свою планку и сделать соцобслуживание бесплатным и для тех, кто имеет более высокий доход. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние льготы останутся.

Цены на социальные услуги регионы будут устанавливать сами. Но высокими они быть не должны уже хотя бы потому, что у них невысокая себестоимость. Кроме того, некоторые категории будут платить меньше в зависимости от своих доходов. Например, одинокая мама заплатит не больше 50% разницы между ее доходом и 1,5-кратным размером прожиточного минимума. Если доход превышает минимум в десятки раз, то для этого человека может быть и полная оплата услуги. Если он чуть-чуть превышает прожиточный минимум, то оплата будет небольшой.

Светлана Петрова, директор департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России

- Все люди, которые обращаются за социальной помощью, разные, и помощь им нужна разная. Одному требуется надомное обслуживание, другому нужно помочь оформить документы и т.д. Поэтому в новом законе во главе угла - ориентация на индивидуальную нуждаемость человека, на то, что ему действительно необходимо. Также закон вводит новый принцип - сохранение пребывания человека в привычной, благоприятной социальной среде. Это значит, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычное окружение близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы.

Читайте также: