Кто имеет право работать тренером в спортивной школе

Обновлено: 17.05.2024

МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Госдума в среду приняла в третьем, заключительном чтении правительственный законопроект, наделяющий тренеров спортивных школ и центров статусом педагогических работников.

"Принятие законопроекта обеспечит перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки, соответственно, в обучающихся и педагогических работников", - говорится в пояснительной записке.

Законом вводится понятие "тренер-преподаватель", это физлицо, которое "имеет соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование, организует учебно-тренировочный процесс, включая проведение со спортсменами, обучающимися учебно-тренировочных мероприятий, а также руководит их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов". Как поясняли ранее в кабмине, тренеры, которые обучают детей в спортивных школах и центрах, будут официально считаться педагогическими работниками со всеми правами, обязанностями и социальными гарантиями.

Закон должен вступить в силу с января 2023 года. Тренеры, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, до вступления закона в силу будут переведены на должности тренера-преподавателя или старшего тренера-преподавателя с их письменного согласия не позднее 1 сентября 2023 года, но не ранее "момента выдачи указанным организациям временной лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам и при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью".

Стаж работы в должности тренера будет засчитан в стаж педагогической работы. При этом тренеры-преподаватели должны будут не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет пройти аттестацию "в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям педагогических работников". Квалификационные категории тренеров планируется зачесть как квалификационные категории педагогических работников.

Также законопроектом уточняется содержание спортивной подготовки. Разработка и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки будет осуществляться Минспорта РФ.

Другие изменения

Организации, основная работа которых связана со спортивной подготовкой юных спортсменов, выделяются в отдельную категорию - "дополнительные образовательные организации спортивной направленности". "Для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта создаются организации дополнительного образования со специальным наименованием "спортивная школа", - говорится в тексте документа.

Прописываются обязанности таких организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки: обеспечивать участие обучающихся в соревнованиях и медобследование, а также проведение аттестации тренеров-преподавателей, бороться с использованием допинга и информировать об ответственности за его применение, обеспечивать учащихся спортоборудованием, экипировкой и инвентарем, обеспечивать их проезд и проживание в период соревнований и другое.

Устанавливается также, что в структуре таких организаций могут создаваться интернаты, предусматривающие проживание обучающихся. "За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ и субъектов РФ, родительская плата не взимается", - указано в законе.

"Если на одном из этапов спортивной подготовки (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) результаты прохождения спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным примерными дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, обучающийся отчисляется на данном этапе спортивной подготовки", - говорится в документе.

Представители уполномоченных спортивных федераций наделяются правом беспрепятственно посещать любые организации, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, и используемые такими организациями объекты спорта.

В новом выпуске Лена из Подмосковья рассказала, как стать тренером, сколько она зарабатывает на одной персональной тренировке и что можно потерять, если получить травму на рабочем месте.

Выбор профессии

C профессией я определилась еще в детстве. Все свободное время мы с друзьями проводили во дворе: лазили по гаражам, прыгали с крыш и устраивали соревнования, кто быстрее залезет наверх без лестницы. С шести лет стала заниматься более гармоничными и продуманными занятиями: бальными и спортивными танцами, аэробикой, лыжами и легкой атлетикой.

Физкультура и ОБЖ в школе были единственными предметами, по которым с 1 по 11 класс были только пятерки. Именно поэтому подавала документы на факультет физического воспитания

Еще при поступлении решила, что стану тренером, — фитнес и подтянутое тело всегда в моде. После шести лет в этой сфере понимаю, насколько мне пригодились университетские знания: анатомия, физиология, биомеханика и основы первой помощи. Все профессиональные курсы, которые я проходила в дальнейшем, накладывались уже на эту базу.

Также в университете я изучала педагогику и методику обучения физической культуре, поэтому мне сейчас гораздо проще научить клиента и объяснить важность тех или иных упражнений. Например, молодые мамы часто хотят вернуть форму после родов и начинают усердно качать пресс. Но кому-то это делать нельзя из-за расхождения прямых мышц живота — диастаза. Я рассказываю о причинах и возможных последствиях и предлагаю свой вариант упражнений.

На втором курсе я получила дополнительную квалификацию инструктора групповых программ по степ-аэробике и по силовым программам. За курсы в учебном центре заплатила 14 тысяч рублей. После них подрабатывала в зале при университете, вела курс на фитболах и устроилась еще в два больших городских фитнес-клуба. С понедельника по пятницу по утрам я училась, а вечером шла на работу. В субботу и воскресенье отдыхала и восстанавливалась. Учебу и работу совмещала легко — теоретические знания и практические навыки дополняли друг друга.

удавалось заработать за одну персональную тренировку в фитнес-клубе в Петрозаводске

На четвертом курсе сдала экзамен по биомеханике и стала зарабатывать еще и на персональных тренировках. У меня было пять постоянных клиентов и групповые занятия. За одно занятие получала 300 рублей, в месяц выходило до 30 тысяч рублей. Для студента в Петрозаводске это много.

Суть работы

Под каждого индивидуального клиента тренер разрабатывает план тренировок, где учитывает все болезни, травмы и уровень физической подготовки. Например, у одного из моих клиентов варикоз. Ему противопоказана нагрузка на ноги, нельзя делать ни одного упражнения стоя. Все задания он выполняет сидя или лежа. Еще ему противопоказаны приседания и все виды тяг, например нельзя поднимать штангу с пола. Для здорового человека эти упражнения — базовые, а ему мы подобрали другие.

Так выглядит план индивидуальных тренировок. Я сама его разрабатываю и записываю в блокнот. Ученикам план тренировок на руки не выдаю, поскольку регулярно его корректирую

Групповые занятия устроены иначе. Тренер составляет общую программу для любого уровня физической подготовки и предупреждает в начале тренировки о возможных ограничениях. Например, перед занятием по степ-аэробике я говорю, что основная нагрузка придется на ноги и сердечно-сосудистую систему, поэтому людям с варикозом и проблемами с сердцем лучше не участвовать в тренировке. Так я оставляю право выбора человеку и снимаю с себя ответственность. Групповые занятия сейчас не веду, но, возможно, буду, когда в расписании появятся детские группы.

Так выглядит групповая тренировка по степ-аэробике. Тренер показывает упражнения и занимается вместе со всеми. Я обычно стою впереди группы, чтобы меня все видели

Считаю, что тренер должен быть в хорошей физической форме. Если он подтянутый и красивый, люди идут к нему охотнее. Это как визуальный пример для подражания — большинство клиентов хотят внешне быть похожими на тренера. Три дня в неделю я посвящаю собственным занятиям: тренируюсь после дежурной смены или в перерывах между персональными занятиями.

Кто-то думает, что тренеру необязательно следить за фигурой, он и так каждый день занимается спортом. Это не так. Формула красивой фигуры — 70% питания и 30% спорта. Поэтому я слежу за питанием, соблюдаю баланс белков, жиров и углеводов и считаю калории. Для этого пользуюсь мобильным приложением — оно само рассчитывает порцию в зависимости от веса, а я только записываю, сколько съела, и планирую еду. Для улучшения обмена веществ я питаюсь шесть раз в день. А еще пеку тортики по принципам правильного питания, не ем фастфуд и выпиваю два литра воды в день.

Место работы

Когда я жила в Петрозаводске, там функционировало пять крупных фитнес-клубов. Я работала в двух из них — приходила и спрашивала, нужны ли им новые тренеры.

Осенью 2016 года переехала в Москву и начала новую для себя жизнь. Работать тренером не смогла — заболела и затем долго восстанавливалась. Сначала устроилась официантом в ресторан, но стала скучать по фитнесу, поэтому пошла администратором в сеть фитнес-клубов. Дальше стала работать инструктором групповых программ с зарплатой в 42 тысячи рублей.

При встрече руководитель клуба спросил об образовании, о повышении квалификации и опыте работы. Я ответила на несколько теоретических вопросов, составила программу тренировок для гипотетического клиента с грыжей и рассказала об оказании первой помощи при травме на занятиях. Через два дня после собеседования уже вышла на работу.

Некоторые тренеры работают как ИП и выбирают патентную форму налогообложения. Патент на проведение занятий по физической культуре и спорту в Московской области в 2018 году без наемных сотрудников стоил 12 528 Р в год

Я сейчас прохожу оплачиваемую стажировку, но официально не устроена. Возможно, в будущем тоже оформлю ИП . Для меня это серьезный шаг, хочу обсудить его с родными, экономистами и юристами.

На работе тренер всегда одет в спортивную форму, у меня это майка, лосины и кроссовки. Еще наш клуб предоставляет бесплатно фирменную футболку и толстовку с логотипом. Находиться в зале в джинсах или брюках нельзя — это неэстетично и неудобно, поскольку иногда требуется показывать клиентам упражнения. Когда тренируюсь сама, надеваю рашгарды — специальные компрессионные футболки, которые лучше отводят влагу от тела и поддерживают термобаланс.

Обычный рабочий день

Рабочий день тренера зависит от дежурства в зале. В моем клубе две дежурные смены: с 7:00 до 15:00 и с 15:00 до 23:00. Каждый тренер должен отработать минимум три смены в неделю. Приходить заранее на смену не надо. Я переодеваюсь и выхожу в зал.

Если дежурства нет, прихожу на работу к началу персональных тренировок. Когда они заканчиваются, в бланке клуба ставлю отметку о проведенном занятии и прикрепляю чек о купленных клиентом тренировках.

Всегда стараюсь вовремя делать перерывы на еду и распределять их между персональными тренировками. Но иногда тренировок очень много, времени на еду не хватает. Тогда приходится есть, когда клиент уже проводит разминку на беговой дорожке. Впрочем, все мои ученики лояльны и относятся к этому с пониманием. При этом мы не едим на глазах у учеников — в клубе есть тренерская для отдыха и еды.

График работы тренеры составляют и согласовывают между собой сами. Важно, чтобы в зале всегда был минимум один дежурный тренер. Не могу сказать, какую смену я люблю больше. Когда работаю с утра, приходится вставать в 6:00, зато прихожу домой рано и успеваю сделать все дела. Вечерняя смена позволяет выспаться, но домой возвращаюсь к полуночи. Редко бывает так, что приходится в один день работать в вечернюю смену, а на следующий выходить с утра. Тогда на сон остается около 5 часов, и я не успеваю отдохнуть и восстановиться.

На персональных тренировках я стараюсь подстроиться под клиента, но бывает и наоборот. Например, у ученика нет своего четкого графика, тогда он выбирает время для занятий в мои дежурные смены. С клиентами мне всегда удается договориться, и я не провожу в зале по 15 часов в день.

Случаи из практики

Весной 2016 у меня случилась травма. Я умела консультировать клиентов, но к себе знания не применяла. Я взяла слишком большую нагрузку из групповых тренировок в клубе — 18 занятий в неделю. На каждом групповом занятии не просто показывала, но и выполняла упражнения наравне с группой. Я хотела больше заработать, но вместо этого на год оставила фитнес. От чрезмерной физической нагрузки у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Врач велела срочно прекращать занятия, сказала, что в противном случае я просто не смогу родить ребенка. К счастью, сейчас проблемы уже решены.

Но бывают и смешные случаи. Например, как-то мужчина расстроился, что у нас нет гантели на 55 кг, а максимальная — на 50 кг. Я удивилась: неужели он такую поднимает, он был очень худой. Он ответил, что сейчас нет, но потом будет. Другой мужчина злился, что я переставила весы в тренажерном зале, — на новом месте они показывали его вес неправильно и прибавляли 2,5 кг.

Подработки

Некоторым друзьям и знакомым удаленно помогаю составить программу тренировок в зависимости от их целей и желаний. Они присылают фото- и видеоотчеты со своих занятий, а я даю комментарии. Денег за эту работу не получаю, все подобные подработки построены по принципу бартера. Например, фотограф Лена в обмен на удаленные тренировки делает мне фото и видео для Инстаграма.

Кому-то рассказываю о правильном питании. У меня нет профильного медицинского образования, поэтому я не имею права составлять диету или подбирать меню. Но при этом знаю, как из простых и привычных продуктов сделать вкусное и правильное блюдо.

Своими наблюдениями делюсь и на страничке в Инстаграме. Еще в блоге рассказываю о мотивации, технике упражнений и личных наблюдениях в работе тренера. Инстаграм веду пока только для себя и своих подписчиков, платной рекламы в нем нет. Все советы проверены и испытаны лично.

Доходы

Месячный заработок зависит от количества персональных тренировок и дежурных часов. Одна персональная тренировка для клиента стоит 1500 рублей, я с нее получаю 500 рублей. Один час дежурства — плюс 100 рублей к зарплате тренера. Оклада у меня нет. По этой причине нет и больничного. Заболела — сижу без денег. Поэтому я слежу за здоровьем и тепло одеваюсь.

удается заработать на одной персональной тренировке в подмосковном фитнес-клубе

В месяц выходит 50 тысяч рублей. Летом клиентов меньше, заработок тоже уменьшается — за 30 дней можно получить и 20 тысяч рублей. Поэтому в отпуск тренеры предпочитают ходить летом на целый месяц, чтобы не терять в заработке. Отпуск тоже не оплачивается — откладываю на него в течение года по 5000 рублей в месяц.

Расходы

Я живу с молодым человеком, расходы делим пополам. Он платит за ипотеку и коммунальные услуги — в сумме 20 тысяч рублей в месяц. Я покупаю продукты и все необходимое для дома. Трачу на это 28—30 тысяч рублей.

Еще раз в месяц хожу к косметологу на наращивание ресниц, чтобы экономить по утрам время на макияж и выглядеть хорошо в любой ситуации. Трачу на это 2000 рублей. На транспорт и мобильную связь уходит еще 2500 рублей в месяц.

Отдельное место в расходах занимает спортивное питание. На него уходит 5000 рублей ежемесячно. Я пью после тренировки восстанавливающие коктейли, чтобы быстро и полноценно восстанавливать силы. Коктейли содержат белки, углеводы, аминокислоты, которые необходимы для строительства клеток и транспортировки питательных веществ. Впрочем, иногда могу выпить коктейль и вместо завтрака. Но при этом коктейли — это только часть необходимых веществ. Я не отказываюсь от обычной еды, а заменяю ими один прием пищи. Если пить много коктейлей — получишь избыток белка. А в больших объемах он вреден для организма, дает лишнюю нагрузку на почки, желудочно-кишечный тракт и эндокринную систему.

уходит на спортивное питание в месяц

Экономия

Как и многие мои знакомые, стараюсь экономить на продуктах. Часто покупаю еду впрок в сетевых гипермаркетах — там проходят акции, с ними в месяц трачу на 5—8 тысяч рублей меньше.

Финансовые цели

Так как в новую квартиру мы въехали только летом 2018, все свободные деньги сейчас уходят на обустройство. Поэтому финансовые цели у нас соответствующие — купить шторы, мебель и технику.

Еще хочу учиться на профильных курсах, чтобы развиваться в профессиональном плане. На это тоже нужны деньги. Например, в Ассоциации профессионалов фитнеса — FPA — курсы по фитнесу для беременных стоят 14 400 рублей, а семинар по анализу пищевого дневника клиентов стоит 7700 рублей.

Естественно, пытаемся откладывать деньги на отдых, обычно ездим в отпуск раз в год. Нам повезло: на российском юге живут родственники и друзья, которые всегда составят хорошую компанию и пустят к себе пожить, поэтому платим только за билеты и еду.

Будущее

В будущем все так же вижу себя в фитнесе. Мне действительно нравится то, чем сейчас занимаюсь. Довольные клиенты, которые достигли с моей помощью поставленных целей, приносят колоссальное удовольствие и дают повод для гордости. К тому же работа в фитнесе позволяет всегда держать себя в форме — мне приятно смотреть на себя в зеркале.

Развитие каких-либо видов спорта, подготовка отдельных спортсменов и спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта для участия в спортивных мероприятиях, равно как и участие в них, невозможны без квалифицированных кадров, осуществляющих подготовку спортсменов, - тренеров. Спортивные соревнования в настоящее время - не просто соревнования команд, это демонстрация силы и умения спортсмена и тактика преподавателя-тренера. Чем выше уровень знаний тренера, тем эффективней спортивная подготовка. Какими навыками и квалификацией должен обладать претендент на данную должность? Какие требования предъявляются к тренеру? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Общие сведения о тренерах

Для начала давайте разберемся: кто же такой тренер. Тренер - (англ. trainer, от train - воспитывать, обучать) - преподаватель физической культуры, специалист в определенном виде спорта. Именно тренер ведет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства спортсменов, развитие их функциональных возможностей. В основном тренеров готовят факультеты физической культуры и спорта педагогических вузов. За подготовку спортсменов и команд, добившихся выдающихся результатов на международных и всесоюзных соревнованиях, тренеру могут присваиваться почетные звания, например заслуженного тренера России.

Понятие "тренер" для спортсмена - святое. Оно созвучно с понятиями "друг", "учитель", "отец", "мастер". Для спортсмена тренер это образец для подражания. Огромная удача встретить "своего тренера" в этой жизни. Тренер мотивирует спортсмена на достижение целей в спорте и жизни, а по достижении поставленной цели - ставит новую. И так до бесконечности, иначе, как считают спортсмены, нет смысла жить.

Немаловажным аспектом является психологическая грамотность тренера, ведь мало просто построить программу тренировок, определить режим и нагрузку занятий для спортсмена или команды, надо правильно оценить особенности психического состояния каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Широта взглядов, уровень знаний, навыков, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность - вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять в работе.

И хотя программа-максимум каждого тренера - вывести своего подопечного в большой спорт, для подростков и молодежи тренер прежде всего остается авторитетным и близким человеком, заставившим поверить в себя, свои силы и возможности.

Квалификационные требования к тренеру-преподавателю

В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н (далее - Квалификационный справочник должностей работников образования), тренер-преподаватель (включая старшего) является педагогическим работником и на него распространяются нормы гл. 52 "Особенности регулирования труда педагогических работников" ТК РФ.

На основании раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н (далее - Квалификационный справочник должностей работников в области физической культуры и спорта), в должностные обязанности тренера входит:

  • осуществлять подготовку спортсменов к соревнованиям, а также руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
  • осуществлять подбор перспективных спортсменов в команды;
  • обеспечивать физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов;
  • разрабатывать индивидуальные планы подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий;
  • участвовать в разработке комплексной программы подготовки спортсменов команды к соревнованиям по соответствующему направлению в работе;
  • обеспечивать внедрение новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса;
  • вести учет спортивных результатов спортсменов;
  • анализировать результаты выступления спортсменов, команды на соревнованиях, вносить коррективы в их дальнейшую подготовку;
  • контролировать выполнение программы подготовки спортивной команды, своевременное прохождение спортсменом допинг-контроля (в соответствии с антидопинговыми правилами);
  • принимать участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;
  • обеспечивать внедрение новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса;
  • обеспечивать соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.

В том числе в должностные обязанности тренера входит выполнение требований федерального стандарта спортивной подготовки по соответствующему виду спорта.

Должностные обязанности тренера-преподавателя согласно Квалификационному справочнику должностей работников образования гораздо шире. Помимо обязанностей, предусмотренных по должности, ему необходимо:

  • осуществлять набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний;
  • отбирать наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования;
  • проводить тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления;
  • осуществлять связь педагогической деятельности со спортивной подготовкой;
  • обеспечивать и анализировать достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивать эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;
  • участвовать в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим;
  • обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность тренировочного процесса;
  • вести профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов;
  • обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся воспитанников во время образовательного процесса;
  • выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

При выполнении обязанностей старшего тренера-преподавателя, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности, тренер-преподаватель осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

Достаточно жесткие требования установлены Квалификационным справочником и к необходимому уровню знаний тренера-преподавателя. В частности, он должен знать не только законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность, но и:

  • возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену;
  • особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста;
  • методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентного подхода, основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Естественно, для того чтобы тренер-преподаватель смог качественно выполнять свои обязанности, ему необходимо высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта.

Обратите внимание!. Тренером-преподавателем может работать лицо, не имеющее высшего образования. При этом оно должно иметь хотя бы среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта.

По общим правилам требования к опыту работы в квалификационных характеристиках установлены лишь для старшего тренера-преподавателя (не менее двух лет), но образовательные учреждения среднего профессионального образования и дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта самостоятельно, могут устанавливать требования к стажу работы и иным качествам, необходимым для занятия должности тренера-преподавателя.

Возможность трудоустройства студента тренером-преподавателем

Как видно из предыдущего раздела статьи, для трудоустройства на должность тренера-преподавателя необходимо наличие:

  • высшего профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • дополнительного профессионального образования в области физкультуры и спорта.

Относительно возможности трудоустройства тренером-преподавателем студента вуза существуют две позиции. Приверженцы первой позиции, считающие возможным трудоустройство студента, основываются на п. 9 Квалификационного справочника должностей работников образования, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аналогичное положение содержится в п. 6 Квалификационного справочника должностей работников в области физической культуры и спорта.

Кроме этого, они ссылаются на Письмо Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году", из п. 8.3 которого следует, что окончание трех полных курсов высшего учебного заведения приравнивается к среднему профессиональному образованию. Следовательно, прием студента вуза на должность тренера-преподавателя не является чем-то противозаконным.

Приверженцы второй точки зрения, считающие недопустимым прием студента вуза на названную должность, основываются также на п. 9 Квалификационного справочника должностей работников образования и п. 6 Квалификационного справочника должностей работников в области физической культуры и спорта. Однако они считают, что студент, окончивший пусть даже три курса, не может обладать достаточным практическим опытом и компетентностью для качественного выполнения должностных обязанностей тренера-преподавателя.

Мы придерживаемся первой позиции. И вот почему. Минобразования еще в Письме от 29.03.2001 N 20-52-1350/20-5 "Об оплате труда работников учреждений образования" (вместе с Временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)) разъясняло, что окончание трех полных курсов высшего учебного заведения дает право на установление разрядов оплаты труда по ЕТС , предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.

Напомним, что в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" оплата по ЕТС отменена.

Более того, в действующем Приказе Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228 "О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта" указано, что в случае, когда тренерско-преподавательского состава недостаточно для проведения занятий с группами начальной подготовки, можно привлекать к этой работе с почасовой оплатой учителей физической культуры, инструкторов и других специалистов физического воспитания (в том числе пенсионеров), а также студентов старших курсов институтов физической культуры и факультетов физического воспитания пединститутов.

Поэтому считаем, что принятие на должность тренера-преподавателя студента вуза не будет противоречить нормам действующего законодательства при условии, что студент отучился в высшем учебном заведении не менее трех курсов.

Оформление приема

Коротко расскажем об оформлении на работу. По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

При приеме на работу студент - будущий тренер-преподаватель предъявляет документы, названные в ст. 65 ТК РФ.

К сведению. Поскольку работодателю необходимо быть уверенным, что студент обучается не менее чем на 4-м курсе, рекомендуем запросить с него справку из образовательного учреждения, подтверждающую данный факт.

Несмотря на то что тренер-преподаватель является студентом, ему полагаются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Напомним, что тренер-преподаватель относится к педагогическим работникам, и работодателю нужно учитывать особенности его труда, установленные ст. ст. 331 - 336 ТК РФ.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Однако норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) для тренеров-преподавателей (старших тренеров-преподавателей) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов в неделю .

Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

Следует помнить, что тренерам-преподавателям полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334 ТК РФ). Продолжительность этого отпуска установлена Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 и для тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования он будет составлять 42 календарных дня.

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

спортивный тренер на соревнованиях

За выступление команды или отдельного спортсмена отвечает тренер. Он не просто развивает физические способности команды или своего подопечного. Тренер воспитывает дух человека, учит преодолевать трудности и не останавливаться перед неудачами. Медали, заработанные спортсменами, являются и заслугой их тренера.

Кого называют спортивным тренером

Официально спортивный тренер – это руководитель спортивной секции или команды, который занимается раскрытием способностей своих воспитанников. Для тренера важно найти стимул для каждого спортсмена, научить их управлять своим организмом, использовать по максимуму свои силы, чтобы побеждать на спортивных соревнованиях.

Спортивный тренер развивает физические и моральные качества воспитанников. Он обучает различным техникам, учит понимать свои сильные и слабые стороны.

Что входит в обязанности тренера

В целом, у различных тренеров разная специализация и своя специфика работы. Всё зависит от того, с каким контингентом он работает и в каком виде спорта выступают его подопечные. Тренер по футболу сильно отличается по своим навыкам от тренера по греко-римской борьбе.

Детский тренер. Трудится в детско-юношеских спортивных школах, готовит олимпийский резерв для национальной команды;

Тренер взрослых команд и сборных. Наставник спортсменов, которые представляют страну, регион или город на состязаниях различного уровня;

Фитнес-тренер. Отдельная категория специалистов, которая касается спорта лишь косвенным образом. Специализируется на здоровье и красоте и работает в основном с любителями, а не с профессионалами.

Основной задачей тренера является раскрытие таланта спортсмена. С этой целью руководителю необходимо наблюдать за каждым воспитанником, подбирать для подготовки наиболее эффективные упражнения, контролировать силы спортсмена и правильно распределять физические нагрузки. Тренер учит спортсмена управлять своими эмоциями, настраивает его на успех, вселяет веру в победу.

физическая, техническая, тактическая и морально-волевая подготовка спортсменов к соревнованиям, достижение ими высоких результатов;

разработка плана тренировки, внедрение новых методик в практику;

анализ выступлений спортсменов и внесение требуемых изменений в план тренировки;

осуществление набора новых воспитанников в секцию;

проведение тренировок, занятий, отслеживание результатов спортсменов;

руководство командой (сборной) на соревнованиях.

Руководитель должен знать как можно больше о том виде спорта, в котором он тренирует спортсменов, знать основы психологии и педагогики, уметь организовать работу в группе, уметь планировать и проводить занятия.

Сложность профессии

Спортивный тренер тратит много физических сил и испытывает постоянные эмоциональные нагрузки. Чаще тренерами становятся бывшие спортсмены, которые уже прошли путь, по которому идут его воспитанники. Опыт, мастерство и профессионализм делают тренера отличным руководителем. Работа специалиста этой области является сложной, требует терпения, специальных навыков и опыта, наблюдательности.

Квалификационные требования к работнику

Профессиональным тренером может стать только целеустремленный человек с качествами лидера. Основные требования к работнику этой сферы заключаются в том, что тренер должен знать:

психологию, физиологию, возрастную педагогику;

особенности физического развития спортсменов в каждом возрасте;

методики и приемы спортивной подготовки воспитанников;

современные технологии, позволяющие улучшить продуктивность подготовки (знания ПК, опыт работы с техническим оборудованием);

приемы убеждения и аргументации, способы подхода к детям, установление контакта с родителями;

способы разрешения конфликтных ситуаций;

В зависимости от места, где тренер ведет свою деятельность, требования могут отличаться. Работодатель может требовать наличия опыта работы с детьми и пр.

Источник фото prostooleh/freepik

Где учиться на тренера

Чтобы работать тренером, высшее образование не требуется. Обязательным условием является наличие среднего образования и дополнительного профильного в области физкультуры и спорта.

Востребованность профессии

Спортивный тренер – это востребованная профессия. В связи с массовым открытием частных спортивных центров и развитием государственных возросла потребность в профессиональных руководителях спортивных секций.

Где найти работу спортивному тренеру

Спортивный тренер может работать в частном или государственном учреждениях, которые специализируются на определенных видах спорта. Руководитель спортивной секции часто требуется в частных и государственных детских садах и школах. Наиболее востребованные профессии: хореограф, тренер по художественной гимнастике, танцам, тренер по футболу, по борьбе и пр.

Перспективы карьерного роста для тренеров

Карьерный рост спортивного тренера заключается в выборе более престижного места работы. Сотрудники этой сферы требуются в детских учреждениях, различных спорткомплексах, лечебных заведениях, профессиональных спортивных организациях и пр. Часто фитнес-тренер требуется в различных клубах и оздоровительных центрах.

Обязанности тренера

Источник фото gpointstudio/freepik

Личностные качества тренера

Необходимы определенные качества тренера, чтобы стать профессионалом в своей сфере. Тренер должен быть:

Читайте также: