Кто играет в шахматы профессия

Обновлено: 18.05.2024

Перевод статьи ГМ Аветика Григоряна о том, легко ли стать гроссмейстером.

Прекрасно, когда у человека есть мечта. Ещё лучше, когда эта мечта становится целью. И всё же в начале пути нужно знать какие трудности вас ожидают. Иначе вы рискуете потратить уйму времени и усилий, чтобы остаться в конце у разбитого корыта.

Я легко мог бы написать вдохновляющую статью о том, что любой человек может стать гроссмейстером, что это несложно и т.д. Но я пишу статьи не для того чтобы вас мотивировать.

Я пишу их только с одной целью — помочь вам.

Поэтому в этой статье я открою вам глаза на реальное положение вещей. Я расскажу вам всё то, о чём другие обычно не говорят, и в конце вы поймёте, почему эту правду так нелегко найти.

Вместе с этим я не хочу умерить ваш пыл или убить энтузиазм. Я просто хочу рассказать всё как есть. И даже если узнав все обстоятельства вы всё равно будете рваться в бой, я буду первым, кто поможет вам на этом пути.

Поэтому настало время рассказать всю правду о том, как это сложно, и вместе с тем просто стать гроссмейстером.

Насколько же сложно достичь этого титула?

Начнём с того, что, пожалуй, нет другой области, где сложность была бы так недооценена или, наоборот, переоценена.

С одной стороны, я вижу людей, которые играют два года и считают, что ещё пару лет, и они станут гроссмейстерами (я серьёзно!), а с другой стороны есть люди, которые в свои пятнадцать лет с рейтингом 2400 даже не подозревают насколько они близки к заветному титулу.

Почему многие люди думают, что стать гроссмейстером легко?

Этому есть две причины.

1. Немало статей уверяют нас в этом.

Люди пишут подобные статьи, чтобы мотивировать своих читателей. Разве вы бы отказались почитать о том, как легко и просто достигается титул?

2. Это выгодно тренерам.

К сожалению, я до сих пор слышу о тренерах, которые уверяют своих учеников в том, что смогут довести их до уровня гроссмейстера за год. Услышав такое многие будут готовы заплатить тренеру столько, сколько он попросит. Проблема в том, что такие тренера говорят это всем своим ученикам…

Ещё больше меня удивляют люди, которые даже близко не подошли к титулу, но снимают видео или пишут статьи о том, как стать гроссмейстером. И не просто стать, а стать быстро!

Я пишу это и понимаю, как много людей набросятся на эту статью, чтобы защитить себя и свою ложь. Но я хочу донести до вас правду, чего бы это ни стоило.

Стать гроссмейстером сложно. Действительно сложно. В то же самое время, это возможно.

Дело в том, что многие новички, начиная играть в шахматы оффлайн или онлайн, довольно быстро поднимаются с нуля до рейтинга 1000. На следующий год они читают обучающие книги или смотрят видео, и достигают рейтинга 1500.

Но математика тут работает немного иначе.

Дело в том, что поднять уровень на 1500 очков, начиная с 500 до 2000 легче, чем поднять уровень на 200 очков с 2300 до 2500. И проблема заключается в том, что чем более сильным шахматистом вы становитесь, тем труднее продвигаться выше по рейтингу.

Давайте взглянем на то, как это обычно происходит.

Когда вы играете против людей с рейтингом от 0 до 1000, то обычно встречаете новичков или тех, кто просто играет в своё удовольствие. Поэтому подняться с 0 до 1000 несложно. Порой это можно сделать не читая книг или не посмотрев ни одного обучающего видео.

Когда вы становитесь сильнее и играете против 1000-1500, то вы уже играете не с новичками. Тут многие противники читают шахматные книги, а некоторые занимаются с тренером. Конкуренция усиливается. Пройти этот уровень просто играя больше партий уже не так легко.

Шахматисты уровня 1500-2000 совершенно точно не просто играют, но изучают книги, видео или берут занятия у тренеров. Нужно много работать, чтобы пройти этот уровень. Играть по одному часу в день уже недостаточно.

На 2000-2300 становится ещё сложнее. Большинство игроков знают дебюты, хорошо понимают игру и имеют много опыта. Невозможно подняться с 2000 до 2300 посвящая шахматам один час в день.

Что касается уровня от 2300 до 2400 — как вы собираетесь обыгрывать одарённых детей и опытных игроков? Большинство из них занимаются или занимались с тренерами. Их дебютная подготовка на высоте. Они сильны как в тактике, так и в стратегии. Большинство из них посвящает несколько часов в день занятиям шахматами. И если вы тоже занимаетесь по несколько часов, этого хватит, чтобы остаться на 2300, но недостаточно, чтобы дойти до 2400.

Когда вы доберётесь до уровня 2400, и получите звание международного мастера, то будете сталкиваться в основном с профессионалами, которые занимаются шахматами почти весь день, чтобы достичь титула гроссмейстера, либо просто с очень опытными игроками. Тут становится ещё сложнее…

Теперь работать над шахматами по 8 часов в день недостаточно, чтобы стать гроссмейстером. У вас должен быть хороший тренер или тренеры, продуманный план подготовки и высокая продуктивность. Кроме того, нужно иметь твёрдую волю, чтобы не сломаться и не сойти с пути. Просто хорошо играя нельзя стать гроссмейстером.

Вы когда-нибудь видели файлы гроссмейстера с дебютной подготовкой? Когда вы всё листаете и листаете вниз, но конца и края этому файлу не видно?

Меня зовут Светлана Безгодова. Я работаю учителем шахмат в школе № 444 города Москвы. Надеюсь, что мой опыт пригодится другим тренерам и всем, кто работает в области шахмат.

Сейчас много говорят и пишут о том, как бы научить играть в шахматы миллиард человек. Эту задачу уже много лет назад поставил президент международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов. Хорошая идея, на мой взгляд. Но давайте посмотрим, как она реализуется на деле в России?

Одна общая цель

Во времена моего детства в шахматы играли миллионы людей в огромной стране. Чемпионов мира по шахматам знали в каждом доме. Многим моим знакомым и друзьям хотелось бы, чтобы так было и в наши дни. Но желание – это одно, а конкретные действия – другое. Лично я уже много лет учу играть в шахматы детей в различных городах и школах в России, и цель одна – привить любовь к игре многим людям. На сегодня правила шахмат с моей помощью уже узнали 3500 детей (!), а уж сколько научили играть людей мои ученики – не поддаётся подсчёту…

С чего начать обучение?

За десять первых уроков дети изучают основы игры. В своей работе я предпочитаю использовать как можно больше игровых элементов, дабы сделать урок более интересным для учеников, поэтому мы учим шахматные стихи, поем песенки, делаем рисунки. Весь материал записывается в тетради. После каждого урока все ученики получают оценки за работу в тетради. И, конечно, обязательно на каждом уроке дети играют в шахматы.

Осенью 2016 года я провела первенства школы во всех параллелях с первого по одиннадцатый классы – отдельно среди мальчиков и девочек. Всего в данных соревнованиях приняли участие около двухсот учащихся школы. Это был первый подобный опыт в данной школе. Тогда в Нью-Йорке проводился матч за звание чемпиона мира по шахматам среди мужчин между Магнусом Карлсеном из Норвегии и претендентом Сергеем Карякиным из России. В течение всего матча на уроках шахмат я рассказывала ученикам о ходе борьбы.

Дети выучили наизусть фамилии и имена известных шахматистов – так же, как их бабушки и дедушки знали имена Анатолия Карпова и Гарри Каспарова.

Научился сам – научи другого

Чем заняться на каникулах?

Наши победы и достижения

Важным элементом в процессе обучения я считаю работу с родителями: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы с родителями, электронные письма. В нынешнем учебном году этому были посвящены сотни часов моей работы.

В декабре 2016 года выпускник нашей школы Даниил Дубов занял третье место в чемпионате мира среди мужчин по блицу. Даниил предложил встретиться с учащимися школы и провёл сеанс одновременной игры с членами сборной на двадцати досках. Даниил замечательно пообщался с ребятами. Получилось очень полезное и интересное мероприятие.

Один ученик стал мастером ФИДЕ

Кроме того, отмечу еще пять мальчиков, добившихся серьезных результатов в 2017 году. Победы в различных личных и командных соревнованиях исчисляются десятками. Любые достижение учеников не остаются без внимания и публикуются на сайте школы. Администрация школы активно поддерживает развитие шахмат. Буквально каждую неделю в этом учебном году отмечались наши победы. Я делаю фотографии, пишу тексты. Далеко не всегда удаётся находиться рядом с учениками на турнирах, но моральную поддержку они ощущают постоянно. Опыт спортсмена и тренера высокого уровня помогает расти юным талантам.

В апреле-мае 2017 года я провела первенства классов школы. В тридцати двух турнирах приняли участие более четырехсот детей! Все призёры соревнований были награждены призами. Фотографии с турниров размещались на сайте школы.

Шесть учащихся школы приняли участие в личных первенствах России в Лоо. Три человека сыграли в первом чемпионате мира по быстрым шахматам и блицу в Минске. Борис Червоненкис из пятого класса занял шестое место по блицу, а Даниил Тарасов из пятого класса – тринадцатое место по быстрым шахматам. В чемпионате успешно выступил наш первоклассник Павел Емельяненков. Даниил Тарасов и Стефан Погосян играли во взрослом чемпионате Европы в Минске.

Чем еще занимались кроме шахмат?

На собственном примере

Подводя итоги учебного года, отмечу, что он получился весьма насыщенным. Я тоже активно участвовала в различных соревнованиях. И мои победы, безусловно, являются стимулом для учеников. Когда тренер занимает первые места в турнирах, то и ученики стремятся догнать и перегнать тебя. За этот учебный год мне удалось завоевать десятки наград в различных турнирах. Причём, я играла в шахматы, шашки, русские шахматы. В шахматном классе мною подготовлена выставка наград, полученных в различных турнирах. Я рассказывала ученикам про разные мероприятия, делала фотоотчёты.

Здравствуйте! Я с радостью готов поделиться этой информацией!

Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

Я тренер высший категории, старший тренер Меленковской ДЮСШ, в которой работаю 32 года. Единственный в районе, кто имеет в районе международное звание Мастера ФИДЕ по шахматам, так же мне были вручены почетные грамоты Министерства Образования Российской Федерации и Департамента Образования Владимирской области.

– Почему вы выбрали эту профессию?

Я очень люблю этот вид спорта и поэтому решил поделиться богатым опытом, знаниями с подрастающим поколением.

– Сложно ли было освоить эту профессию?

Я бы сказал, не так уж и легко. Здесь все время приходится преодолевать трудности, как материальные, так и моральные. Работать с детьми всегда трудно. Трудно, но почетно.

– Какое образование нужно для этого?

Педагогическое образование и глубокие знания, и умение по данному виду спорта. Надо иметь огромное терпение и фантастическую любовь к детям.

– Расскажите о своих лучших творческих достижениях по шахматам.

Был неоднократным чемпионом области среди школьников, среди мужчин. Неоднократный призер и победитель различных шахматных фестивалях, как в России, так и за рубежом. В процессе своей работы мне удалось подготовить 4 Кандидатов Мастера Спорта по шахматам, что является своеобразным рекордом в нашем Меленковском районе.

– Как давно вы научились играть в шахматы?

Когда мне было 5 лет, я впервые увидел, как играли мой брат и отец в шахматы. После того, как они сыграли , они ненадолго покинули помещение, а когда вернулись, неожиданно обнаружили и удивились тому, что шахматы были правильно расставлены на доске. После этого они начали меня учить играть.

– Довольны ли вы своим выбором?

Да. Я полностью доволен выбором своей профессии.

– С какими трудностями вы сталкивались в вашей работе?

В первую очередь, с финансовыми. Огромное количество сил и энергии уходят на выездные соревнования с детьми, подростками. За детьми всегда тяжело присматривать, особенно когда их много.

– Можете ли вы привести пример одного из таких случаев?

Например, в начале 90-ых годов, прошлого столетия я возил команду шахматистов на соревнования в г. Липецке. Во время тура неожиданно поступил звонок из г. Меленки , где спрашивали о здоровье ученика Юры Д. Как, оказалось, его родителям позвонил неизвестный и сказал о том, что их сын трагически погиб в г. Липецке, хотя он в этот момент играл за шахматной доской.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

На данный момент свободного времени практически нет (многодетная семья), а так очень люблю заниматься рыбалкой и радиотехникой.

– Что самое интересное в вашей работе?

Игра! Шахматы – это в первую очередь борьба, борьба с соперником, продумывание ходов и результат.

– Позволяет ли ваша профессия проявить себя, раскрыть творческие способности?

Конечно, позволяет, это развивает умственные способности, вырабатывает характер.

– Приносит ли ваша профессия хороший доход?

Нет, только моральный.

– Ваша мечта, как тренера?

Подготовить мастера спорта по шахматам. Чтобы с каждым годом все больше детей приходило в спортивную школу.

– Кому бы вы хотели порекомендовать свою профессию?

Могу порекомендовать тем людям, которые любят шахматы и детей.

– Назовите ваших кумиров по шахматам.

Все чемпионы мира по шахматам: А. Карпов. Г. Каспаров и т.д. Каждый внес свою лепту в развитие шахмат мира.

– Какими видами спорта, кроме шахмат вы увлекаетесь?

Футбол, настольный теннис, волейбол.

– Как вы считаете, каким школьным предметам помогает занятие шахматами?

Шахматы помогают во всех предметах, потому что они развивают мышление, усидчивость, внимание, память, но в основном они помогают в математике.

– Как думаете, будет ли эта профессия актуальна в нашем районе?

Это зависит от уровня подготовки тренеров и компетентности руководителей выше стоящих инстанций.

– Большое спасибо! Я благодарен Вам за уделенное для меня время и интересную беседу.


Фото: Wikimedia Commons

Ежегодно матчи за мировую шахматную корону смотрят несколько миллионов человек, а спортсмены из России всегда оказываются в числе главных звезд чемпионатов. Совсем скоро стартует новый шахматный сезон, и у тех, кто интересуется шахматами, но мало про них знает, есть время познакомиться с ними поближе. 27 октября в Сколково прошла презентация моей книги “Играй, как я!”. В этой статье вкратце делюсь советами из нее и рассказываю, как всё устроено в шахматах.

Когда начинать заниматься?

Нет жестких правил, как и когда нужно приходить в шахматы. Если человек играет просто для себя и не делает шахматной карьеры, начинать можно в любом возрасте. Всё, о чем я буду говорить далее, касается шахмат как спорта и профессиональной деятельности.

За каждым успешным шахматистом стоит авторитетный наставник?

Жесткое расписание – это обязательно?

Один из главных секретов, к сожалению, прост, нужно заниматься каждый день. Специалист по нейропсихологии из США Майкл Мерзенич подчеркивает, что ежедневные занятия чем бы то ни было, будь то простые упражнения на память или спорт, работают гораздо эффективнее, чем более редкие, но интенсивные. В 2006 году трое британских ученых – Мерим Билалик и Питер Маклеод из Оксфордского университета и Фернанд Гобе из Университета Брунеля провели исследование, целью которого было выяснить, влияет ли уровень интеллекта на умение играть в шахматы. Результаты показали, что некоторые врожденные качества, такие как уровень интеллекта, могут давать первоначальное преимущество на начальных этапах освоения навыка. Но потом это преимущество сходит на нет, и в конце концов степень развития навыка определяется качеством и количеством занятий.

Если говорить не о профессиональном спорте, а о шахматах как о развивающей игре, то, конечно, все не так строго. Можно заниматься пару раз в неделю и этого будет достаточно, чтобы тренировать интеллект и мышление и тем самым подготовить ребенка к школе.

Составить план занятий самостоятельно довольно тяжело, правильнее согласовать его с тренером. Кроме того, личный режим дня придется подстраивать под общепринятый шахматный: обычно партии в турнирах начинаются с трех часов дня и длятся примерно до семи. Соответственно, в это время нужно приучать себя решать те задачи, которые возникают в ходе партии, а утром заниматься, тренироваться и так далее. Конечно, всё очень индивидуально, есть люди, которые встают в 2 часа дня перед игрой, но и ложатся очень поздно. Главное – надо научить мозг работать именно в это время, независимо от того, сова ты или жаворонок.

На протяжение долгого времени сложно интенсивно работать головой. Даже во время партии после сделанного хода есть возможность отдохнуть. Поэтому нужно выстроить систему перерывов и научиться максимально эффективно разгружать мозг.

На мой взгляд, чтобы расслабить мозг и дать ему отдохнуть лучший способ – пробежка или любая физическая активность. Мне не известны другие столь же действенные способы. Поэтому для меня это обязательный пункт и на тренировках, и во время турниров. Последнее время все больше шахматистов к этому приходят, потому что иначе сложно сохранять концентрацию и свежесть, особенно на турнирах, которые длятся по 2 недели, а играть нужно ежедневно по 4-7 часов.

Не все соревнования одинаково полезны?

Сколько стоит самый умный спорт?

Занятия с хорошим специалистом будут стоить недешево, но по финансовым вложениям шахматы не сравнить, например, с теннисом или фигурным катанием. Понятно, что для занятий шахматами сейчас практически необходимо иметь компьютер и приобрести шахматные программы, но это покупается один раз и надолго, а потом заниматься можно дома – корты, поля, специальные костюмы не нужны. В этом плане шахматы малозатратны, самые ощутимые расходы – услуги тренера, хотя и на них можно сэкономить, если найти хорошего специалиста и заниматься с ним по интернету. Кстати, из всех видов спорта такая возможность есть только в шахматах.

В целом в Москве есть много хороших школ и специалистов, которые работают с детьми, поэтому первые годы, пока не станет понятно, есть ли у ребенка талант и спортивное будущее, заниматься можно за минимальные деньги. Мой папа часто говорил, что, живя в Москве, можно стать гроссмейстером, не выезжая за кольцевую – немного утрированно, но это так. Здесь часто проходят международные турниры и до какого-то уровня дойти можно в пределах города, а тем более – страны. Кроме того, лучших учеников спортивные школы командируют на соревнования за свой счет.

Успевает ли профессиональный шахматист ходить на работу?

Читайте также: