Кто должен заполнять заявление на оплату больничного листа в фсс

Обновлено: 18.05.2024

Работодатель и сотрудники находятся в трудовых отношениях и подчиняются одним законам. По больничному листу производятся соответствующие выплаты, о назначении которых следует сообщить должным образом.

Основным документом для оплаты является листок временной нетрудоспособности. Нужно ли его сопровождать заявлением, в каких случаях пишется такой документ работником?

Нужно ли писать?

Законодательные акты федерального уровня обязывают работников передавать листки временной нетрудоспособности работодателю с целью оплаты дней, в которые они отсутствовали.

На основании предоставленного больничного листа организация гарантирует подчинённому социальное страхование в виде выплаты пособия.

По закону наличия листка нетрудоспособности достаточно для того, чтобы работодатель произвел необходимые расчеты и назначил сумму к выплате.

Также в случае замены лет для расчета больничного пособия подается дополнительно заявление такого образца.

Однако на многих предприятиях установлен порядок, в соответствии с которым от работника также требуется получить заявление с просьбой произвести оплату по приложенному больничному. Если такое правило установлено в компании и закреплено во внутренних документах, то работнику следует соблюдать его.

Таким образом, писать заявление на оплату больничного необходимо, если в организации установлен такой порядок. В этом случае подаётся бланк в отдел кадров в течение полугода с момента закрытия больничного листка вместе с самим листом временной нетрудоспособности. В случае игнорирования сроков сотруднику придётся доказывать причину, по которой было упущено время. У работодателя есть только 5 дней на передачу документа в Фонд страхования.

Законодательством не оговаривается шаблон оформления заявления, поэтому его можно составить в свободной форме. Традиционно специалисты отдела кадров на каждом предприятии разрабатывают унифицированную форму, в которую необходимо лишь внести персональные сведения. Не важно, кем будет заполнен бланк, главное, чтобы был подписан лично работником.

Как работнику оформить при получении выплаты по листу напрямую через ФСС?

В некоторых случаях оплата больничного пособия производится напрямую из ФСС.

Производственный процесс может быть нарушен, если фирма работодателя ликвидируется.

В таких ситуациях документы подаются прямо в Фонд социального страхования для получения возмещения по листку временной нетрудоспособности.

Этим же методом пользуются самозанятые граждане, к примеру, ИП, нотариусы, юристы и прочие лица, которые регулярно перечисляют страховые взносы.

До определённого времени не существовала унифицированного шаблона заявления. С 2016 года приказом №585 Министерства труда и социальной политики закреплен конкретный перечень документов, обязательных для сопровождения заявления, а письмом от № 02-09-11/04-03-27029 разработаны и направлены приложения с бланками.

Пилотный проект

Работник может напрямую получить оплату пособия из ФСС в случае, если регион участвует в пилотном проекте, предусматривающем прямые выплаты. Фонд при этом оплачивает свою часть пособия, а работодатель выдает деньги за 3 первых дня временной нетрудоспособности.

Для получения оплаты через ФСС, нужно заполнить типовой бланк заявления и подать его работодателю вместе с больничным листком. Далее документы поступают в фонд — эта функция возлагается на работодателя, который в течение пяти дней должен передать документы по месту назначения.

Форма заявления, которую должен заполнить работник, для получения оплаты по больничному, утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 578.

Госструктуры также предъявляют требования к оформлению заявления, которое должно быть заполнено:

  • печатными буквами;
  • чёрной (гелиевой / шариковой) авторучкой;
  • без допущения орфографических ошибок, помарок, исправлений;
  • строго в пределах установленных граф и полей.

Разрешается заполнять бланк на компьютере. Обычно так и делается на предприятиях. По структуре бланк схож с тем, который работник отдаёт в отдел кадров.

Среди способов получения пособия представлено на выбор два варианта:

  • путём перевода денежных средств на расчётный банковский счёт;
  • посредствам почтового перевода.

В содержании документа следует подробно указать реквизиты для перечисления оплаты, иначе до адресата деньги могут не дойти.

Если временная нетрудоспособность наступила после увольнения

Если работник заболевает после увольнения в течение 30-ти дней, то он вправе предъявить листок работодателю для получения оплаты по нему.

Процедура оформления больничного пособия после увольнения ничем не отличается от той, которая предусмотрена в случае, если трудовой договор остаётся в силе. Следует передать листок нетрудоспособности работодателю и сопроводить его заявлением.

Заявление пишется на имя руководителя фирмы и регистрируется в отделе кадров. Допускается подача документов по почте заказным письмом.

Во избежание неприятностей, лучше лично принести заполненный бланк в 2-х экземплярах и зарегистрировать в приёмной.

Один после указания на нём входящего номера и даты принятия оставить у себя. Иногда приходиться отстаивать права через суд.

В таком случае второй экземпляр необходимо приложить к исковому заявлению.

Примерная структура заявления на оплату больничного:

По нормативам составляется два экземпляра, один с входящим номером остаётся у адресанта.

Примерная форма

Выводы

Обязанности по выплате больничного пособия по листку нетрудоспособности возложены на работодателя. Именно он изначально из собственных средств обязан произвести расчёт с вышедшим с больничного сотрудником. Конечно, большую часть суммы ему компенсирует ФСС.

Писать заявление для получения выплаты по листку нужно при открытии его после увольнения. Также заявление от работника необходимо при получении прямой выплаты из фонда.

В исключительных случаях трудоустроенным работникам и самозанятым гражданам следует обращаться в ФСС.

С 1 января 2021 года на выплаты пособий напрямую из ФСС перешли Москва, Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Челябинская области, ХМАО, Краснодарский и Пермский края. Что делать работодателям, как отправлять документы в соцстрах, изменится ли расчёт больничных — подготовили для вас ответы на эти и другие популярные вопросы.


Что такое прямые выплаты

Это схема выплат, при которой застрахованные лица (работники) получают почти все пособия напрямую из ФСС. Работодатели выступают в роли посредников — передают в соцстрах документы для назначения и расчёта пособий.

ФСС выплачивает напрямую работникам:

  • больничный при заболевании или травме, начиная с 4-го дня нетрудоспособности;
  • больничный в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профзаболеванием;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам при постановке на учёт в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком;
  • отпуск работнику, пострадавшему на производстве (сверх ежегодного оплачиваемого).

С 2021 года прямые выплаты действуют по всей России, зачётную систему отменили для всех. Если вы, например, полностью оплатите работнику больничный лист, то не сможете возместить такие расходы в соцстрахе. Нельзя будет и уменьшить на них начисленные страховые взносы.

Какие пособия выплачивает работодатель

Организации и ИП по-прежнему начисляют и выплачивают за свой счёт:

  • первые 3 дня больничного при заболевании или травме работника;
  • пособие на погребение;
  • 4 дополнительных выходных дня для ухода за детьми-инвалидами.

Как и раньше, работодатели могут компенсировать свои расходы по выплаченным пособиям на погребение и дополнительным выходным дням. Для этого нужно обратиться в ФСС с заявлением и подтверждающими документами. В течение 10 рабочих дней соцстрах примет решение о возмещении расходов страхователю. Затем ещё в течение двух рабочих дней перечислит деньги на расчётный счет работодателя.

Оплату больничного за первые три дня ФСС не возмещает.

Как работнику получить деньги за больничный

Работник передаёт листок нетрудоспособности своему работодателю. Если оформлен электронный больничный — сообщает его номер. В зависимости от ситуации, от работника потребуются справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и т. д.

За первые три дня болезни пособие должен рассчитать работодатель. На это есть 10 календарных дней. Срок оплаты этой части больничного — ближайший после расчёта пособия день, установленный для выплаты зарплаты (в том числе аванса).

За остальные дни больничного деньги поступят из соцстраха после того, как:

  • работодатель отправит в ФСС документы для расчёта пособия — не позднее 5 календарных дней с даты их получения от работника;
  • соцстрах в течение 10 дней проверит документы и примет решение о назначении пособия.

Меняется ли при прямых выплатах расчёт пособий

Порядок расчёта больничных из-за перехода на прямые выплаты не изменился.

Но с 01.01.2021 действует новый МРОТ — 12 792 руб., то есть увеличились минимальные размеры пособий.

Как и в 2020 году, больничный за полный месяц нетрудоспособности не должен быть ниже федерального МРОТ, независимо от страхового стажа и фактического заработка работника.

При расчёте пособия за первые 3 дня болезни:

  • рассчитайте пособие с учётом страхового стажа работника в обычном порядке;
  • рассчитайте пособие исходя из нового МРОТ с учётом районного коэффициента;
  • сравните результаты вычислений, выберите наибольшее значение и умножьте на 3 дня нетрудоспособности.

Размер МРОТ берут на дату открытия листка нетрудоспособности.

Как передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий

Если среднесписочная численность работников за прошлый год больше 25 человек, в ФСС нужно подавать электронный реестр — специальную форму со сведениями для назначения и выплаты пособий. Понадобится электронная подпись и бухгалтерская программа или сервис с возможностью обмена информацией с соцстрахом.

Для разных страховых случаев есть три формы реестра, они приведены в приказе ФСС № 579 от 24.11.2017:

  • для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при постановке на учёт в ранние сроки беременности — в приложении № 1;
  • для пособия при рождении ребёнка — в приложении № 3;
  • для пособий по уходу за ребёнком — в приложении № 5.

Если среднесписочная численность за прошлый год — 25 человек и менее, работодатель может выбрать, как передавать в ФСС сведения для выплат по больничным.

  1. Электронным реестром.
  2. В бумажном виде. К комплекту документов для назначения пособия прикладывают опись по форме из приложения № 2 к приказу ФСС № 578 от 24.11.2017.

Как действовать при прямых выплатах ФСС

Порядок действий для выплаты пособия из ФСС с 1 января 2021 г.

  1. Работодатель получает от работника документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности — бумажный бланк или номер электронного больничного, справку о рождении ребёнка, справки с других мест работы и др.
  2. Не позднее пятого календарного дня передаёт в ФСС пакет документов с описью или отправляет сведения электронным реестром.
  3. ФСС проверяет, нет ли ошибок. Если что-то не так с документами, в течение пяти рабочих дней направляет работодателю извещение — почтой или по электронным каналам связи. Внести исправления нужно тоже в пятидневный срок.
  4. Когда ФСС получит всю нужную информацию, в течение 10 календарных дней примет решение о назначении и выплате пособия.
  5. При положительном решении деньги перечислят на счёт работника в течение 10 календарных дней с момента получения соцстрахом всех документов.
  6. При отказе в выплате работнику в течение двух рабочих дней придёт решение ФСС.

С 01.01.2021 работник предоставляет сведения для расчёта пособий при приёме на работу. При наступлении страхового случая ему нужно только принести недостающие документы (п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства № 2375 от 30.12.2020).

Где должны храниться оригиналы больничных — у работодателя или в ФСС

После решения ФСС о назначении и выплате пособия или об отказе все документы возвращаются работодателю.

Оригиналы листов нетрудоспособности нужно хранить вместе с расчётами пособий минимум 5 лет (ст. 618 Перечня, утв. Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019).

Как получать выплаты по уходу за ребёнком с 01.01.2021

  • пакет документов для начисления и выплаты (или электронный реестр);
  • сведения о расчёте пособия на момент наступления отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет.

Ежемесячно отправлять эти сведения не нужно. Сумма пособия, назначенного до 01.01.2021 не меняется. ФСС перечисляет деньги с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который начислено пособие по уходу за ребёнком.

Что делать, если больничный лист открыт в 2020, а закрыт — в 2021 году

По больничным, открытым и не оплаченным до 01.01.2021, назначать и выплачивать пособие будет соцстрах (п. 18 Положения, утв. постановлением Правительства № 2375 от 30.12.2020).

Кто удерживает и перечисляет НДФЛ с больничного

Работодатель как налоговый агент удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ только с той суммы, которую он обязан выплатить работнику, то есть за первые три дня больничного. ФСС — с остальной части пособия, причём он не учитывает стандартные налоговые вычеты.

НДФЛ удерживают не со всех выплат. Например, не облагаются налогом пособия по беременности и родам (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Как получить в ФСС справку 2-НДФЛ

Справки о доходах соцстрах выдаёт по запросу. Для этого работнику нужно подать заявление одним из способов:

  • в региональное отделение по месту регистрации работодателя — лично с паспортом, через представителя с нотариальной доверенностью или почтой;
  • через личный кабинет получателя услуг на сайте ФСС.

Справку 2-НДФЛ подготовят в течение трёх рабочих дней и отправят почтой или в личный кабинет.

Как проверить, оплачен ли больничный лист

Больничный лист при пилотном проекте ФСС — это листок нетрудоспособности, подлежащий оплате из бюджета Фонда на реквизиты физического лица.

Общая информация про пилотный проект

Пилотный проект — это порядок выплаты пособий, определяемый постановлением правительства №294 от 21.04.2011. В соответствии с этим документом по пилотному проекту 3 дня больничного оплачивает работодатель, оставшаяся сумма подлежит расчету специалистами Фонда и перечислению на реквизиты физического лица.

Порядок прямых выплат следующий:

  1. Сотрудник передает в бухгалтерию закрытый медицинским учреждением листок нетрудоспособности, к которому прилагается заявление на перечисление средств.
  2. При отсутствии данных о доходах за два предшествующих года прилагаются другие документы: справка о заработке с предыдущего места работы, заявление о замене периода для расчета пособия и др.
  3. Бухгалтер производит расчет среднего заработка и суммы, причитающейся за первые три дня болезни.
  4. В пятидневный срок с даты поступления документов от сотрудника происходит подача в ФСС сведений о больничных листах с приложением электронного реестра.
  5. Фонд рассчитывает пособие и перечисляет работнику деньги на реквизиты, указанные в заявлении. Установленный срок перечисления больничного ФСС при пилотном проекте составляет 10 дней с даты поступления пакета документов от работодателя.
  6. Порядок оплаты первых трех дней нетрудоспособности остается прежним: деньги перечисляются в ближайший день выплаты зарплаты (ч. 1 ст. 15 закона №255-ФЗ от 29.12.2006).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что делать бухгалтеру при переходе на пилотный проект по больничным листам. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как заполняют больничные при пилотном проекте

Бумажные листки нетрудоспособности заполняются в соответствии с приказом Минздрава №925н от 01.09.2020. Бланк утвержден приказом Минсоцразвития №347н от 26.04.2011.

Рекомендуется оформить памятку для сотрудников о том, как сдать больничный лист в ФСС в 2021 году на бумажном носителе при прямых выплатах:

  • к листку нетрудоспособности приложить заявление по форме, утвержденной Приложением №1 к приказу ФСС № 578 от 24.11.2017;
  • проверить заполнение реквизитов медицинским учреждением: наименование организации, выдавшей листок, код заболевания, период болезни, дату выхода на работу, фамилию врача и наличие печати.

Работодателю следует заполнить строки:

Образец

Образец, как заполнить больничный лист при пилотном проекте работодателю

Как уточнить сведения в больничном

Если ошибка допущена медучреждением и обнаружена работодателем до представления в ФСС, то следует заменить документ дубликатом.

Использование корректирующей жидкости и ластика запрещается.

При обнаруженных ошибках в сумме электронных листков бухгалтер отправляет корректировку. Если пособие уже выплачено Фондом, делается перерасчет.

Бухучет перечислений

В 2021 году в бухучете работодателя сумма, выплачиваемая сотруднику из Фонда, никак не отражается. В проводках следует отразить только начисление пособия за первые три дня болезни. Бухгалтерские проводки больничного листа в 2021 году при пилотном проекте следующие:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма
Начислено пособие за 3 дня нетрудоспособности 20 (25, 26, 44) 70 2054,79
Удержан НДФЛ 70 68.01 267,00

Проводки по бухгалтерскому учету оплаты больничного при пилотном проекте такие:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма
Выплачено пособие из кассы 70 50 1787,79
Выплачено пособие на банковские реквизиты 70 51 1787,79

Окончила Санкт-Петербургский Инженерно-экономический университет в 2001 году по специальности "Финансы и кредит". Работала главным бухгалтером и финансовым директором в нескольких компаниях в Санкт-Петербурге (производство, торговля).

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Индивидуальные предприниматели – тоже люди и имеют такое же право на оплату больничного, как и все остальные. Однако выплату они получают только в одном случае: если добровольно зарегистрировались в фонде соцстрахования и не меньше года платили туда обязательные взносы. Ведь именно ФСС выдает пособия ИП, в отличие от наемных сотрудников, за которых частично платит работодатель.

Как индивидуальному предпринимателю зарегистрироваться в ФСС? Каков размер обязательных платежей в ведомство? Как оформить больничный лист и получить компенсацию по временной нетрудоспособности? Обо всем этом читайте далее.

Зачем ИП регистрироваться в ФСС?

Размер пособия по нетрудоспособности, конечно, невелик и может служить скорее приятным бонусом, который немножко скрасит болезненные будни, чем полноценной заменой официального дохода. Впрочем, на оплату анализов и лекарств, нужных, например, при банальной простуде или легком гриппе, его вполне может хватить.

Таким образом, зарегистрироваться в ФСС стоит предпринимателям, которые хотят иметь возможность спокойно брать больничные, а не думать о том, как бы перенести болезнь на ногах. Кроме того, в ФСС следует обратиться женщинам-предпринимателям, которые планируют беременность. Тогда они смогут получить компенсацию за 140 дней декрета.

Как зарегистрироваться в ФСС

Какой пакет документов нужен при обращении в ФСС

  1. Паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность.
  2. Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН ИП).
  3. Индивидуальный номер налогоплательщика.
  4. Справка из реестра предпринимателей (ЕГРИП).

Индивидуальный предприниматель должен обратиться с этим пакетом в ближайшее отделение фонда. Если комплект документов будет собран правильно и никаких ошибок или несоответствий в нем не найдут, ИП быстро зарегистрируют в качестве добровольца. Обычно процедура занимает пару дней. После этого он получит регистрационный номер и код подчиненности и сможет забрать уведомление о регистрации, чтобы начать отчислять взносы в ФСС.

Каковы размеры страхового взноса

Сумма ежегодного взноса в страховой фонд находится в прямой зависимости от установленного минимального размера оплаты труда. Соответственно, она немного меняется каждый год и в каждом регионе.

С 1 мая 2018 года размер общероссийского минимального размера оплаты труда был увеличен до 11 163 рублей. В некоторых регионах России эта ставка еще выше, поскольку местные власти имеют право устанавливать ее самостоятельно – нельзя только опускать ее ниже общероссийского уровня.

Как рассчитать сумму страхового взноса исходя из величины МРОТ

Для этого была разработана специальная формула: МРОТ х ТАРИФ х 12.

Тариф зависит от оборотов предпринимателя. Для ИП, чей годовой доход не превышает 300 000 рублей, установлена ставка в 2,9%.

Соответственно, если предприниматель живет и работает в регионе со стандартным МРОТ и получает не больше 300 000 рублей в год, ему придется выплачивать взнос в следующем объеме: 11 163 х 2,9% х 12 = 3885 рублей в год.

Взнос можно оплатить единовременно за весь год не позднее 31 декабря. А вот отчетность по форме 4-ФСС нужно подавать каждый квартал, причем не позднее 15 числа последнего месяца каждого отчетного периода. Если не делать этого вовремя, с оплатой больничного могут возникнуть проблемы.

Как оформить больничный

Итак, индивидуальный предприниматель зарегистрировался в качестве добровольца, оформил все бумаги и начал отчислять взносы в фонд соцстрахования. И вдруг, как назло, заболел. Как же правильно оформить больничный?

Внимание! Если же предприниматель оформился в ФСС в 2017 году и раньше, он может спокойно готовить документы на возмещение.

Как получить выплату: пошаговая инструкция

Первым делом предприниматель должен обратиться в поликлинику и получить листок нетрудоспособности – пресловутый больничный. Без него получить выплату попросту невозможно. Даже если ИП придет в фонд, облепленный горчичниками, и продемонстрирует градусник с температурой 39, без бумажки в его болезнь не поверят. Да и лучше обратиться в фонд уже после того, как острая фаза болезни пройдет.

В ФСС следует написать заявление с просьбой об оплате больничного. В нем обязательно нужно указать количество дней временной нетрудоспособности и расчетный счет предпринимателя. К заявлению следует приложить все квитки, которые подтверждают факт полной и своевременной выплаты взносов в фонд. Ну и, конечно, не забыть больничный лист.

Как ИП заполнить больничный лист

В остальном требования к оформлению листка стандартные:

  • черная гелевая ручка;
  • разборчивый почерк (прописные печатные буквы);
  • каждая буква – в своей клетке, не выходит за ее границы, не соприкасается с другими;
  • никаких помарок и исправлений.

С комплектом документов нужно обратиться в фонд и ждать начисления своего пособия.

Каков размер пособия по нетрудоспособности

Размер выплаты также зависит от величины МРОТ, а еще от количества дней недееспособности и трудового стажа:

Для расчета величины пособия также существует формула: (МРОТ х 24 / 730) х ПРОЦЕНТ ТРУДОВОГО СТАЖА х КОЛИЧЕСТВО ДНЕЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ.

К примеру, молодой предприниматель, который живет в регионе со стандартным МРОТ, зарегистрировался в качестве ИП в прошлом году и сразу же встал на учет в ФСС. В этом году он проболел 5 дней. Следовательно, он получит следующую выплату: (11 163 х 24 / 730) х 0,6 х 5 = 1101 рубль.

Сколько может получить женщина-ИП в декрете?

Женщина – индивидуальный предприниматель, которая планирует беременность, может претендовать на единовременную выплату от фонда соцстрахования за 140 дней декрета. Причем получить ее она может уже в 2019 году. Для этого ей нужно успеть зарегистрироваться в ФСС и до 31 декабря уплатить годовой взнос – 3 885 рублей для регионов со стандартным МРОТ.

К примеру, женщина планирует уйти в декрет с 11 января и выйти на работу 31 мая 2019 года. Чтобы рассчитать размер ее пособия, необходимо вычислить ее средний дневной заработок: он равен величине МРОТ, разделенной на количество календарных дней всех месяцев, на которые приходится страховой случай.

Рассмотрим в таблице:

Месяц Календарные дни месяца Оплачиваемые дни месяца Средний дневной заработок Размер пособия
Январь 31 21 360,09 7561,89
Февраль 28 28 398,68 11163
Март 31 31 360,09 11163
Апрель 30 30 372,1 11163
Май 31 30 360,09 10802,7
Итого 140 51853,59

Соответственно, заплатив всего 3 885 рублей, женщина сможет получить компенсацию в 51 853,59 рублей.

Читайте также: