Кто должен заполнять больничный лист в организации кадровик или работник

Обновлено: 25.06.2024

После передачи сотрудником в бухгалтерию листка нетрудоспособности у руководителя появляется ответственность за хранение документа. Решить задачу помогает ведение журнала регистрации (учета) больничных.

Для чего нужен журнал регистрации больничных листов

Систематизация внутренней документации позволяет оптимизировать ряд рабочих процессов. Ведение журнала учета больничных листков целесообразно по следующим причинам:

  • он помогает своевременно отметить достижение лимита оплачиваемых дней нетрудоспособности;
  • становится проще следить за соблюдением сроков предоставления листков;
  • сокращается время поиска запрошенных ФСС документов;
  • он помогает отследить все случаи, когда нужно увеличить количество дней отпуска по причине перенесенного во время отдыха заболевания.

Перечисленные достоинства проявляются только при систематическом подходе. Если документ ведется в свободном порядке и используется только время от времени, это приводит к формированию неверной информационной базы и сопутствующим ошибкам.

Как заполнять журнал регистрации больничных листов

Не существует унифицированного образца, одинаково актуального для всех учреждений и организаций. За счет этого у руководителей имеется возможность самостоятельного выбора способа представления и упорядочивания больничных листков своих подчиненных. Имеет смысл детально рассмотреть вопрос работы с журналом и официальным путем закрепить основные положения в локальной документации компании, а также установить единый формат журнала. Сформированная таким образом инструкция позволит снизить вероятность ошибок и разночтений.

Моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке журнала или рекомендаций по работе с ним:

  • титульная страница или шапка должна содержать идентифицирующую компанию данные, а также информацию о датах начала и окончания ведения журнала;
  • при формировании сводной таблицы стоит включить такие пункты, как: номер листка, ФИО сотрудника, период нетрудоспособности, наименование организации, выдавшей листок нетрудоспособности, дата предоставления документа;
  • дополнительно можно указать вид нетрудоспособности, общее (суммарное) количество дней нетрудоспособности, номер больничного листка, подразделение или отдел, в котором трудится сотрудник, и выделить целый столбец под примечания.

Примечания необходимы для указания особых обстоятельств, влияющих на расчет оплаты больничного.

Заполнять журнал можно ручным способом, но лучше это делать в программе 1С. Для этого нужно будет разработать шаблон документа, утвердить его в локальной документации компании и внедрить его в программное обеспечение.

Сколько хранить журнал

Сроки хранения журнала строго регламентированы. Согласно Приказу Минкультуры от 25.08.10 г. №558 журнал учета больничных листков следует хранить 5 лет при условии, что организация работает с данным регистром.

Обязательно ли вести журнал

Журнал учета больничных листков не является обязательным. Это значит, что контролирующие и принимающие отчеты органы не имеют право требовать его с организаций.

Однако если во внутренней документации компании прописано, что журнал ведется или имеется инструкция по работе с ним, то организации придется его заполнять и делать это корректно. Хранить документ нужно будет либо в сейфе, либо в специальном помещении.

Ответственность, если журнал не ведется

На законодательном уровне не предусмотрено каких-либо санкций за отсутствие подобного документа, поскольку он не является обязательным. Вопрос о целесообразности его ведения решается администрацией компании. Проблемы у кадровика или бухгалтера могут возникнуть только в том случае, если внутри организации принято вести данный журнал, но он не заполнялся или с ним работали не по установленному образцу.

Журнал учета (регистрации) больничных листов призван структурировать информацию обо всех случаях нетрудоспособности в организации. Однако обязательным документ не является и не существует единого способа его ведения. Руководитель сам решает вопросы, касающиеся работы с журналом. Задача может быть перепоручена и непосредственно исполнителю - кадровому работнику, секретарю или специалисту по документообороту.

В целях экономии времени и исключения ошибок целесообразно закрепить форму журнала в 1С:ЗУП, а сам документ заполнять автоматически в программе.

В сентябре 2020 года Минздрав утвердил новый порядок заполнения больничных листов. Рассказываем, как заполнять бумажные и электронные больничные листы в 2021 году, можно ли оформлять больничный при дистанционном приёме врачом и как проверить подлинность больничного листа.


Варианты заполнения больничного листа: бумажный и электронный

С 2017 года в России можно использовать два способа составления больничных листов: традиционный бумажный и электронный.

Бумажный больничный лист — это бланк специальной формы. Врач заполняет свою часть документа и отдаёт работнику. После выздоровления работник сдаёт больничный лист в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет документ, заполняет раздел с данными о компании и расчётами, а затем передаёт больничный в ФСС для оплаты. Также на основании больничного листа в установленных законом случаях работодатель сам перечисляет работнику пособие за первые три дня болезни.

Электронный больничный лист — это запись в базе данных ФСС. Работник должен дать письменное согласие на использование электронного документа. В этом случае врач заносит информацию в базу фонда со своего компьютера и отдаёт сотруднику талон с номером больничного. Далее сотрудник передаёт талон работодателю, и бухгалтер также заполняет свою часть документа, но в электронном виде.

Как проверить больничный лист перед заполнением

Получив больничный лист на бумаге, работодатель должен проверить три параметра.

1. Номер бланка в базе ФСС . Но здесь нужно иметь в виду, что перечень похищенных и утерянных бланков больничных фонд обновляет в среднем раз в месяц. Поэтому полной гарантии от подделки эта проверка не даёт.

2. Подлинность бланка по внешним признакам:

3. Достоверность информации, заполненной врачом. В частности, название медицинского учреждения должно быть таким же, как на печати, ФИО работника должно соответствовать его паспортным данным. А вот в названии предприятия могут быть опечатки, так как врач заносит эти сведения со слов сотрудника. В этом случае заменять больничный не нужно, работодателю достаточно без ошибок внести название компании и регистрационный номер в своём разделе (письмо Московского регионального отделения ФСС РФ от 14.07.2020 № 14-15/7710-1110-ЛНК).

Как заполнить бумажный больничный лист

Правила заполнения больничных листов приведены в разделе IX Порядка, утвержденного приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.

1. Записи нужно делать заглавными печатными буквами с использованием печатающих устройств или с помощью гелевой, капиллярной, либо перьевой ручки с чернилами чёрного цвета. Пользоваться шариковой ручкой нельзя.

2. Допускается комбинированный вариант, когда часть информации в больничный внесена с помощью печатающего устройства, а часть — вписана авторучкой (письмо ФСС РФ от 23.10.2014 № 17-03-09/06-3841П).

3. Все записи должны начинаться с первой ячейки и не выходить за границы полей.

4. Печати медицинской организации и работодателя могут выходить за границы отведённых мест, но не должны перекрывать поля с информацией.

  • зачеркнуть ошибочную запись;
  • внести правильную запись на оборотной стороне бланка;
  • заверить правильную запись подписью работодателя и печатью.

При исправлении нельзя использовать корректор и другие аналогичные средства.

1. Сведения о месте работы:

2. Идентификационные коды работника: ИНН и СНИЛС.

3. Специальные условия расчёта больничного:

  • коды различных особых условий, при которых больничный рассчитывается по отдельным правилам. Например, инвалиды, пострадавшие от радиации и т.п.;
  • дата составления акта по форме Н-1, если больничный выдан по причине производственной травмы.

Если ни одного из перечисленных особых условий нет, все эти поля нужно оставить пустыми.

4. Сведения для начисления пособия:

  • страховой стаж;
  • нестраховые периоды, которые вычитаются из страхового стажа;
  • период, за который нужно считать пособие — даты открытия и закрытия больничного листа;
  • средний заработок за два предыдущих года и за день;
  • сумма пособия за счет работодателя;
  • сумма пособия за счет средств ФСС;
  • итого начислено.

При оплате пособия напрямую через ФСС две последние строки заполнять не нужно (п. 73 приказа № 925н).

Работодатель заверяет больничный подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, если она имеется.

Как заполнить электронный больничный лист

Для того, чтобы работать с электронным больничным листом, медицинское учреждение и работодатель должны быть подключены к информационной системе ФСС . Также для обмена информацией с фондом нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Работодатель вносит в электронный больничный лист те же сведения, что и в бумажный бланк. Информацию нужно передать в базу ФСС через личный кабинет работодателя. После того, как данные внесены, их в общем случае следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера, либо индивидуального предпринимателя.

Работодатель может передать полномочия по заверению больничных листов специалисту, который занимается их оформлением. Для этого нужно издать приказ и оформить доверенность. Тогда для заверения электронных больничных листов необходимо будет использовать УКЭП уполномоченного лица (п. 74 приказа № 925н).

Особые случаи: декретные выплаты и карантин

В период эпидемии допускается оформление больничного листа в рамках дистанционного приёма с использованием телемедицинских технологий. Это относится, в том числе, и к начислению пособий по беременности и родам (п. 50 приказа № 925н). Таким образом снижаются риски распространения опасных заболеваний.

Также для уменьшения количества контактов между врачами и пациентами, в условиях эпидемии предусмотрено особое правило заполнения больничных при карантине. В этом случае врач должен оформить больничный лист сразу на весь период изоляции пациента (п. 48 приказа № 925н).

В остальном порядок заполнения работодателем больничных листов при беременности или в случае карантина не отличается от описанного выше.

Получив от работника листок нетрудоспособности, работодатель должен прежде всего проверить, корректно ли заполнен документ медицинской организацией, а затем перейти к построчному заполнению больничного со своей стороны. Существует ряд правил, которые следует соблюдать.

Заполнение больничного листа: основные правила

Больничный лист оформляется по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н. Если работник получал больничный лист за границей, то ему, согласно п. 7 Порядка № 624н, нужно обратиться в МИД России за консульской легализацией, то есть сделать легализованный перевод больничного листа. Далее работник предоставляет документ в поликлинику, где врачебная комиссия решает вопрос о выдаче больничного листа по форме, установленной в РФ, взамен полученного за границей.

Что проверяет работодатель в листке временной нетрудоспособности российского образца?

В п. 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности четко перечислены все категории медицинских работников, которые имеют право выдавать больничный: лечащие врачи медицинских организаций; фельдшеры и зубные врачи, иные работники со средним медицинским образованием в отдельных случаях — по решению органа исполнительной власти; лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений, в том числе клиник научно-исследовательских учреждений протезирования или протезостроения.

Медицинские работники организаций скорой медицинской помощи, переливания крови, приемных отделений больничных учреждений, бальнеологических лечебниц и грязелечебниц, медицинских организаций особого типа (например, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы и др.), а также учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не выдают листки нетрудоспособности. Это указано в п. 3 Порядка выдачи листков временной нетрудоспособности.

Записи в листке нетрудоспособности вносятся:

  1. чернилами черного цвета на русском языке печатными заглавными буквами или с применением печатающих устройств;
  2. гелевой, капиллярной или перьевой ручкой;
  3. в пределы границ ячеек, они не должны соприкасаться с границами ячеек.
  • какая стоит печать

Необходимо проверять соответствие оттиска печати названию, указанному в уставе медицинской организации. При этом стоит помнить, что при оформлении листков нетрудоспособности в некоторых медицинских организациях (например, психиатрических или наркологических организациях) могут быть использованы специальные печати или штампы без указания профиля организации.

В листке нетрудоспособности предусмотрено специальное место для печати, хотя печать может выступать за его пределы, главное — чтобы печать не попадала на ячейки информационного поля бланка.

Листок нетрудоспособности считается испорченным, если в заполнении есть ошибки. Эти ошибки не исправляются, медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности взамен испорченного.

Алгоритм действий работодателя при получении листка нетрудоспособности

Необходимо проверить ФИО работника, дату его рождения, дату выдачи листка и соблюдение правил заполнения бланка, перечисленных в п. 56 Порядка выдачи листов нетрудоспособности.

Важно, чтобы все записи в больничном листе были понятны для прочтения. Записи делаются печатными заглавными буквами с помощью гелевой, капиллярной или перьевой ручки с чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Все строки больничного листа заполняются строго с первой ячейки. Записи не должны выходить за пределы ячеек. Между словами оставляются пробелы. Печать работодателя не должна попадать на другие ячейки листка, но может выступать за пределы специально отведенного места.

3. Назначить и выплатить пособие.

Рассчитать больничные автоматически и без ошибок

Исправление ошибок в больничном

Ни один нормативный акт не регулирует, какие ошибки считать критичными. Бывают ошибки, по которым суды выносят решение, что отклонение допустимо (например, когда запись вносится чернилами синего цвета). Однако, чтобы избежать проблем, все же следует придерживаться общих правил.

Как показывает практика, ФСС РФ обычно возмещает пособие работодателю, если из больничного листа четко понятно, кто был временно нетрудоспособен, когда была нетрудоспособность, работником какой организации является лицо, которому выдан больничный, какое медицинское учреждение и какой врач выдали больничный.

Калькулятор больничного

Рассчитать больничный в три шага можно с помощью бесплатного калькулятора от сервиса Контур.Бухгалтерия. Просто внесите данные из больничного листа, укажите данные о заработке за два предыдущих года и получите итоговую таблицу расчета суммы больничного.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как оформить больничный лист, если с 2021 года все больничные будут выплачиваться через ФСС напрямую? Чтобы не допустить ошибок, нужно придерживаться законодательно определенных правил. Как правильно оформить больничный лист и не допустить ошибок, расскажем в этой статье.

Листок нетрудоспособности образцаов: законодательная база

Листок нетрудоспособности — документ, применяемый для оформления периодов болезни и некоторых других обстоятельств сотрудника, в связи с которыми происходит пропуск в посещении рабочего места и выполнении трудовых обязанностей.

Правила оформления больничного листа, его выдачи и оплаты определены в таких законодательных актах, как:

О новшествах в оформлении больничных мы писали в статье.


Вышеперечисленные нормативные акты указывают, как оформить больничный лист правильно (в том числе в 2020-2021 годах).

Оформление осуществляется лечащим врачом поликлиники либо того медучреждения, где проходило лечение. Форма документа должна соответствовать требованиям приказа № 347н. Рекомендации по заполнению больничного даны Фондом соцстрахования в письмах от 05.08.2011 № 14-03-11/05-8545, от 14.09.2011 № 14-03-11/15-8056 и от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956.

Бумажный бюллетень может быть заменен электронным больничным (ЭЛН). Как работодателю оформить электронный листок нетрудоспособности читайте здесь. Использование ЭЛН получает все большее распространение. По своим функциям электронный и бумажный больничные не различаются

Порядок представления больничного листа кадровику или бухгалтеру

Как уйти на больничный, читайте в статье.

Для того чтобы подтвердить обоснованность пропуска работы, а также получить компенсацию за время нетрудоспособности, больничный необходимо предъявить работодателю. Учетом больничных, расчетом пособий по ним и сдачей их в соцстрах занимается, как правило, бухгалтерия, однако если численность штата предприятия невелика, то такие функции могут быть возложены на кадровика. Сути это не меняет, да и порядок оформления больничного листа в 2021 году также не говорит о том, что процедура может зависеть от должности принимающего такой документ специалиста.

Работодатель же в свою очередь обязан не позднее 5 календарных дней после получения больничного листа передать сведения о нем, о стаже и среднем заработке сотрудника в Фонд социального страхования.

Правила оформления больничного листа

По большому счету вопрос о том, как оформить больничный лист, должен интересовать работодателя только в рамках соответствия представленного работником документа действующим требованиям закона и с точки зрения необходимости начисления и выплаты компенсационного пособия по нетрудоспособности.

Правила оформления таковы:

Образец заполнения больничного вы можете скачать в нашей статье.

Выплата денежной компенсации по больничному в 2021 году производится в 2 этапа: первые 3 дня выплачиваются работодателем в ближайший после назначения пособия день выплаты зарплаты в компании (ч. 1 ст. 15 закона № 255-ФЗ), остальные дни больничного, начиная с 4, идут напрямую от ФСС работнику, минуя работодателя.

ФСС обязан произвести перечисление денежных средств по листку нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня получения необходимых для начисления пособия сведений.

Что такое пилотный проект ФСС, см. в статье.

Как должен быть оформлен больничный по беременности и родам или по уходу за ребенком, образец

Если вы задумываетесь, как оформить больничные листы по беременности и по уходу за ребенком, то знайте, что принципиальных отличий их от больничных по заболеваниям закон не предусматривает.

Однако некоторые моменты все же следует учесть:

  1. Несмотря на то что сроки длительности больничного по беременности и родам приведены в ТК РФ и приказе № 925н поэтапно (до родов и после), такой листок нетрудоспособности либо выдается единовременно на весь период, либо продлевается при наступлении соответствующих обстоятельств до сроков, указанных в нормативных актах.
  2. Сроки длительности больничных по уходу за ребенком также указаны в законодательстве (приказ № 925н) и зависят от возраста заболевшего. Кроме того, в отличие от больничного для самого работника, больничный по уходу за ребенком может быть поделен между несколькими родственниками, ухаживающими за ним в определенные моменты времени. Кроме того, если в случае заболевания трудящегося в период ежегодного отпуска больничный выдается, после чего отпуск продлевается на срок болезни, то при необходимости ухода за заболевшим ребенком в период отпуска больничный либо не выдается, либо выдается со дня, когда требуется выходить на работу (то есть уже тогда, когда отпуск окончен).

Подробнее о больничном по беременности и родам можно прочитать в статье.

Как видите, при оформлении листка нетрудоспособности важно учитывать определенные нюансы, связанные с обстоятельствами выдачи такого документа. Чтобы вы лучше поняли, как оформить больничный в полном соответствии с законодательством, предлагаем вам ознакомиться с образцом правильного оформления больничного листа 2021 года, имеющимся на нашем сайте.

Читайте также: