Кружковая работа с осужденными как условие их ресоциализации

Обновлено: 18.05.2024

Цель данной работы состоит исследовании вопроса содержания и организации социальной работы с пожилыми людьми в мсправительных учреждениях.
Для достижения указанной цели предполагается выполнить следующие задачи:
рассмотреть социальную характеристику осужденных пожилого возраста;
раскрыть особенности состояния здоровья осужденных пожилого и старческого возраста;
охарактеризовать профилактику социальной дезадаптации престарелых осужденных в ИУ
рассмотреть социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами, освободившимися из ИУ в различных учреждениях социального обслуживания.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Социальная характеристика осужденных пожилого возраста…5
1. Социальные, психологические и физиологические особенности осужденных пожилого возраста…………………………………..5
2. Особенности состояния здоровья осужденных пожилого и старческого возраста…………………………………………………………….12
Глава II. Социальная работа с осужденными пожилого возраста……..17
1. Профилактика социальной дезадаптации престарелых осужденных в ИУ 17
2. Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами, освободившимися из ИУ в различных учреждениях социального обслуживания 26
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

2. Особенности состояния здоровья осужденных пожилого и старческого возраста

В детерминации патологических изменений при старении осужденного особое значение имеют такие социально значимые заболевания, как алкоголизм, наркомания, туберкулез. На состояние здоровья и преждевременное старение осужденных также оказывают существенное влияние и особенности их образа жизни как в условиях ИУ, так и до заключения под стражу – несоблюдение правил личной гигиены и нормального режима питания. Пассивное времяпрепровождение в отряде ИУ и нерегулярность трудовой деятельности также оказывают негативное влияние на состояние здоровья. У большинства из осужденных пожилого возраста сформировалась низкая культура здорового образа жизни и безответственное отношение к своему здоровью (рис. 2). Как правило, осужденные до попадания в места лишения свободы, редко обращают внимание на состояние собственного здоровья.

По данным анализа состояния здоровья осужденных пожилого возраста, проведенного в Вологодской области, более 30% состоят на медицинском учете по поводу различных хронических заболеваний, требующих диспансерного наблюдения. Среди них наиболее часто встречаются лица, страдающие сахарным диабетом, хроническими заболеваниями почек, хроническим гепатитом, туберкулезом, грибковыми заболеваниями кожи. Слабое обеспечение санитарно-гигиенических норм, недостаточно полноценное питание, недостаточное финансирование лечебно-профилактических мероприятий и снабжение лекарственными средствами, а также низкий образовательный уровень осужденных в плане соблюдения личной гигиены значительно влияют на состояние здоровья и преждевременное старение осужденных.

Социопатию определяют, как расстройство личности, начинающееся в подростковом возрасте и продолжающееся во взрослой жизни, характеризующееся стойкими нарушениями межличностных и социальных связей, агрессивностью, криминальной активностью и пренебрежением социальной ответственностью.

Как следствие вышесказанного, более чем 60% осужденных старше 50 лет, отбывших более 3-х лет лишения свободы, проявляют равнодушие к возможности досрочного освобождения, безразличие к проблемам будущей жизни после освобождения, а некоторые вообще не хотят покидать колонию.

Престарелые из числа неоднократно судимых, как правило, имеют невысокий общеобразовательный уровень. Чаще всего они получили образование в школах колоний под влиянием администрации и дальше самообразованием не занимались.

Таким образом, престарелые осужденные, в основном, характеризуются плохим состоянием здоровья и признаками преждевременного старения в связи с асоциальным образом жизни, злоупотреблением алкоголем, наличием ряда хронических соматических заболеваний.

Осужденные старшего возраста имеют существенные изменения личности: сложившийся косный стереотип, критичность к обществу при снижении самокритичности, стремление к иждивенчеству, агрессивность в сочетании с неуверенностью перед будущим (экстравертивно-агрессивная установка).

Престарелые осужденные зачастую страдают психическими расстройствами, когда возрастные изменения психики усугубляются алкоголизмом, наркоманией и последствиями черепно-мозговых травм, что в итоге ведет к деградации личности.

Среди осужденных пожилого и старческого возраста большинство судимых за тяжкие преступления и рецидивистов.

Основными социальными проблемами осужденных стариков являются:

· забота о здоровье

· проблема жилья после освобождения.

Так волнующая пенсионеров проблема повышения пенсий в среде осужденных почти не упоминается. По результатам социологических опросов, среди мер, которые они считают необходимыми для повышения благополучия стариков, в основном, речь шла об улучшении качества медицинской помощи, решении жилищной проблемы после освобождения, расширение центров реабилитации и психологической помощи.

Особенно тяжело переносится престарелыми осужденными недостаток общения, переживается проблема взаимопонимания, которого, как правило, нет в местах лишения свободы. Это происходит потому, что слишком велика разница в возрасте, а соответственно – во взглядах на жизнь и ценностях между преобладающей массой молодых осужденных и стариками, а также уровень профессиональной подготовки у сотрудников учреждений УИС в отношении воспитательной и социально-психологической работы с пожилым контингентом, довольно низкий.

Это обязывает социальных работников: во-первых, учитывать общие черты и индивидуальные особенности престарелых осужденных и, во-вторых, осуществлять к ним дифференцированный и индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности осужденного старика.

Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспитательных задач определенной подготовки педагогов, организации педагогического процесса, корректировки учебных планов с учетом специфики обучающихся и тесному взаимодействию педагогов с воспитательным отделом учреждения. Ключевые слова: воспитательный процесс, образование в исправительном учреждении, план внеурочной деятельности в соответствии со статьей 9 Уголовно-исправительного кодекса России получение осужденными основного общего и среднего общего образования является сегодня одним из основных средств поощрительного воздействия и должна стимулировать осужденных к обучению. В этом заключается ключевая идея, согласно которой образовательное обучение в исправительном учреждении имеет воспитательную направленность.

Обучение в условиях исправительного учреждения решает важную воспитательную задачу ресоциализации или социальной реабилитации. И решение данной непростой задачи возможно, в том числе и через методы и формы обучения, которые реализует основная образовательная программа школы. Нам необходимо довести до сознания наших учащихся тот факт, что обучение в школе позволит им в дальнейшем узнать себя и свои возможности, благодаря приобретенным знаниям в школе, а также приобрести навыки в общении с людьми, научиться владеть собой. Для того чтобы успешно реализовывать воспитательный процесс в школе, мы, несомненно, должны учитывать влияние трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания. Очевидно, что на наших воспитанников в данных условиях, семья не может оказать существенного влияния. Если в вольных школах задачи нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей и их воспитания решаются совместно с семьей, то в условиях тюремной школы это звено выпадает. Но воздействие семьи является всё же не прямым, а косвенным фактором, который может стимулировать учащегося на деятельность. В тоже время, связь учащихся - осужденных с семьей имеет огромное значение для организации педагогического процесса.

‒ утверждение в сознании учащихся стремления преодолеть низкую или вовсе отсутствующую потребность в образовании;

‒ воспитание личности с положительной нравственной направленностью;

‒ формирование социально-адаптированного потенциального члена общества. Исходя из этого, работа нашей школы выстраивается с учётом следующих ведущих принципов:

‒ более пристальный личностно - ориентированный подход в вопросах обучения и воспитания;

‒ дифференцированный подход к каждому учащемуся;

‒ принятие учащегося таким, какой он есть, точнее принятие знаковости партнера по взаимодействию.

На сегодняшний день образование и воспитание являются неразрывными понятиями и составляют основу образовательного процесса. Поэтому и методики обучения, применяемые в образовании, становятся средством реализации, воспитательной и развивающей задач. В их число входят методики активного обучения и дифференцированного обучения, проектная деятельность и интерактивные технологии. Все они, в равной степени позволяют реализовать нам воспитательные возможности образовательных областей, заложенных в учебном плане. Например, реализация факультативов и спецкурсов по учебному плану позволяет создать условия для формирования гражданских и патриотических чувств, регионального патриотизма учащихся через обращение к исторической памяти и культуре народов России в целом, воспитание межнационального уважения.

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных и применяется с учетом вида наказания, совершенного преступления и личности осужденного.

Воспитательная работа с обучающимися представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление личностных деформаций через интеллектуальное и духовное развитие, а также соблюдение установленного порядка и условий отбывания наказания. Одновременно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на осужденного путем включения его в работу над собой, в результате которой происходит осознание вины, раскаяние. При осуществлении воспитательного воздействия педагоги школы опираются на положительные качества ученика, разрушая отрицательные свойства его характера.

Воспитательная работа в школе включает в себя два взаимосвязанных блока: воспитательная работа в процессе обучения и во внеурочной деятельности. Воспитательная работа строится в соответствии с Концепцией воспитательной деятельности школы, целью которой является формирование полноценной психически и физически здоровой личности, способной строить жизнь, достойную человека.

В нашей школе воспитательная работа проводится с использование педагогических методов, разных видов воспитания и проводится в индивидуальных, групповых и массовых формах. Внеурочная воспитательная работа по данному направлению в классных коллективах проводится в традиционных для школы закрытого типа формах, а именно: классные часы, индивидуальные беседы, дискуссии, общешкольные мероприятия.

План воспитательной работы составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В частности, мероприятия, которые проводятся по плану воспитательной работы, позволяют реализовать требования ФГОС: освоение обучающимися социального опыта; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся; формирование экологической культуры.

Внеурочная деятельность в образовательной организации организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное. Миссия школы состоит в вовлечении школьников в интересную и полезную для них деятельность, в предоставлении возможностей для самореализации, личностного развития обучающегося, для накопления опыта социально значимых отношений, что позволит успешной ресоциализации и адаптации к жизни в обществе.

Большую внеурочную деятельность проводят школьные МО, главной задачей которой является формирование познавательного интереса, что способствует увеличению количества обучающихся, проявляющих интерес к обучению, а как следствие участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, олимпиады, викторины и т.д. результатом участия являются дипломы и сертификаты, что влияет также и на повышение мотивации учащихся). Решать данную задачу позволяет и проведение предметных декад. Каждое МО разрабатывает план воспитательных мероприятий, которые помогают углубить знания учащихся, способствуют развитию речи, мышления. Формы проведения таких воспитательных мероприятий разнообразны: беседы, конкурсы, диспуты, турниры, олимпиады, устные журналы и т.д. Особое внимание уделяется культуре речи учащихся, так как речь большинства из них содержит жаргонные слова, вульгаризм, нецензурную брань.

Каждое направление внеурочной воспитательной работы и ее тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного взаимодействия, обучающегося в различных видах деятельности.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Результатом внеурочной деятельности является личностный рост обучающегося. Это те позитивные изменения, произошедшие с обучающимся за тот или иной промежуток времени.

Внеурочной деятельности принадлежит значительное место в исправлении осужденных. Она оказывает положительное влияние на осужденных - обучающихся, способствует развитию у них моральных качеств, расширяет поле их коллективной деятельности и общения. Участия в школьных мероприятиях осужденных-обучающихся укрепляют их положение в коллективе, способствуют самоутверждению. В ходе подготовки и проведения мероприятия осужденные вступают во взаимодействие с организатором этого процесса - учителем, а также с другими осужденными. В процессе этого взаимодействия устанавливаются смысловые, эмоциональные и психологические контакты, служащие источников формирование коллективных взаимоотношений и общения между ними. В результате осужденные - обучающиеся не просто приобретают полезную информацию, но и развивают в себе такие качества как уверенность в себе, коммуникабельность, обогащают опыт коллективной деятельности, вступают во все новые взаимодействия с окружающей действительностью.

Главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и обучающимися. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

На школьном уровне:

- общешкольные традиционные праздники, ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

- день защитника Отечества;

- торжественное вручение аттестатов;

- День Дублёра (поздравление учителей, проведение учениками уроков вместо учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися);

- предметные декады - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом;

- День науки (интеллектуальный марафон, подготовка проектов, исследовательских работ и их защита);

- церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы;

- общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей.

На уровне классов:

- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел.

На индивидуальном уровне:

- вовлечение по возможности большинства обучающихся в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;

- индивидуальная помощь обучающемуся в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

- наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями с другими участниками коллективного дела;

- при необходимости коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для него, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Профориентационная работа ответственных за ведение классной документации и педагога - психолога рассчитана на обучающихся - осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях старше 18 лет, часть которых уже имеет профессию и опыт работы, но большинство из них хотели бы получить образование и овладеть новыми профессиями, востребованными на рынке труда. Данные курсы, программы и мероприятия выступают как компонент воспитания и социальной адаптации осужденных, позволяют реализовать задачи по развитию творческих способностей обучающихся и их профессиональному самоопределению в условиях изменяющихся запросов рынка труда, позволяют получить знания и умения, учащихся в конкретной профессиональной области. Реализация программы воспитательной работы является еще одним составным компонентом организации концепции деятельности нашего образовательного учреждения.

Также, для успешной реализации воспитательной программы, требуется работа со службами исправительного учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций исправительного учреждения и школы в данном вопросе. Работа осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

1. Согласование расписания учебных занятий с режимными требованиями исправительных учреждений.

2. Создание условий для получения образования работающими осужденными (разработка индивидуального графика посещения занятий, разработка плана индивидуального обучения, разработка дидактического материала и его обновление).

3. Взаимодействие с отделами воспитательной работы исправительных учреждений:

- участие представителей школы в работе совета воспитателей;

- предоставление ходатайства о поощрении учащихся за добросовестное отношение к учебе при рассмотрении условно-досрочного освобождения;

- участие начальников отряда, начальника отдела ВР, заместителя начальника исправительного учреждения по КиВР в заседаниях Совета школы;

- участие начальников отрядов и зам. нач. по ВР с осуждёнными в информационно-методических совещаниях;

- проведение методических семинаров с целью обмена опытом, выработки единых методов в вопросах воспитания учащихся - осужденных между учителями и сотрудниками воспитательного отдела.

4. Осуществление психологического сопровождения совместно с психологической службой учреждения содействие в правовой защите и социальной поддержке обучающихся - осужденных:

- информированность учителей специалистами психологической службы о личностных особенностях, обучающихся осужденных;

- консультация психолога исправительного учреждения по построению работы с осужденными с учетом их личностных особенностей;

- проведение индивидуальных консультаций психолога учреждения с учащимися;

- проведение индивидуальных консультаций психолога учреждения с учителями.

5. Взаимодействие с отделом безопасности колонии:

- согласование режима работы школы с режимными требованиями учреждения;

- проведение инструктажей по технике безопасности и режимным требованиям.

6. Взаимодействие с медсанчастью колонии: проведение сотрудниками медсанчасти мероприятий (бесед, лекций) для учащихся по профилактике распространения инфекционных заболеваний в пенитенциарных учреждениях.

Таким образом, организация воспитательного процесса как составной части обучения осужденных положительно сказывается на их исправлении, является средством возвращения в общество, позволяет развить у них активность и ответственность, дает осужденным дополнительную возможность предотвратить личностную деградацию в условиях изоляции, снижает уровень их антисоциальных действий.


Ресоциализация осужденных исправительных учреждений

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р, предусматривается разработка механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительное учреждение (далее - ИУ) уголовно-исполнительной системы в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации.

Социальная работа в период отбывания наказания направлена на выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи.

1. Начальный этап (пребывание осужденного в карантинном отделении ИУ, период адаптации к условиям отбывания наказания в ИУ, социальная диагностика).
2. Основной этап (решение индивидуальных социальных проблем, социальное консультирование, восстановление утраченных документов, восстановление и поддержание социально-полезных связей, оформление социальных пособий, оказание помощи в повышении образовательного уровня и профессиональной подготовки, содействие решению вопроса трудовой занятости).
3. Заключительный этап (подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, организация содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденного после освобождения).

Начальный этап отбывания наказания.

По прибытию осужденного в ИУ осуществляется его первичное обследование, формируется представление о нем: за что осужден, семейное положение, место жительства, наличие жилья, уровень образования, профессия, состояние здоровья и др. Для установления личного контакта большое значение имеет первоначальное знакомство с осужденным. Необходимо убедить осужденного в доброжелательном отношении к нему со стороны сотрудников ИУ и сформировать готовность правильно воспринимать социальные мероприятия, проводимые с ним в ИУ. Особое внимание должно обращаться на проблемы инвалидов, престарелых, пенсионеров, лиц, переведенных из воспитательных колоний, беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, несовершеннолетних, лиц, больных неизлечимыми или хроническими болезнями, не имеющих определенного места жительства или утративших родственные связи, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

На момент обращения за социальной помощью многие осужденные фактически не понимают, в чем конкретно она будет заключаться, в какой последовательности и в течение какого периода она будет предоставлена. С этой целью необходимо им разъяснить полномочия и функции групп социальной защиты осужденных ИУ. Для оказания помощи, осуществления непрерывного социального сопровождения осужденного с момента его поступления и до освобождения из ИУ, а также для выявления лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработки индивидуальных программ по их сопровождению сотрудником группы социальной защиты осужденных проводятся следующие мероприятия:

диагностика социальных проблем осужденного (в т.ч. индивидуальные трудные жизненные ситуации, проблемы со здоровьем, отношение к льготным категориям граждан, утрата, разрушение социально-полезных связей, наличие образования и трудовой занятости и др.); установление наличия у осужденного необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, полиса медицинского страхования, ветеранских удостоверений, др.); привлечение осужденного к деятельности по решению вопросов социальной направленности; помощь в адаптации осужденного к условиям изоляции, информирование об условиях, имеющихся в ИУ, предъявляемых требованиях, действующем законодательстве. Для осуществления социальной диагностики осужденных используются следующие методы: ознакомление с перепиской осужденного, с материалами личного дела (анализ документов); наблюдение; анкетирование; проведение бесед с осужденным, другими сотрудниками ИУ, родственниками и знакомыми осужденного, представителями общественных и религиозных организаций, с которыми контактировал осужденный.

Основной этап отбывания наказания.
На данном этапе сотрудником группы социальной защиты осужденных определяется оптимальный вариант дальнейшей работы с осужденным в условиях изоляции, создаются предпосылки для его успешной ресоциализации и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы. По результатам диагностики на каждого осужденного заполняется социальная карта, разрабатывается индивидуальная программа, которая может содержать следующие разделы: краткое изложение социальных задач;формы и методы изучения личности, источники получения информации; перспективы развития личности (ожидаемый результат индивидуальной социальной работы) и пути их достижения;

промежуточный и конечный результаты.
Такая программа, как правило, должна составляться совместно с осужденным. При составлении программы должны учитываться рекомендации психолога, медицинского работника, учителя (преподавателя), иных сотрудников ИУ, а также представителей гражданского общества, членов семьи или близких родственников. Мероприятия, указанные в программе, должны быть конкретными и достижимыми. В ходе разработки индивидуальной программы сотрудник группы социальной защиты осужденных:
1) информирует о порядке законодательного регулирования тех или иных вопросов, связанных с оказанием индивидуальной помощи и решением имеющейся социальной проблемы;
2) разъясняет возможности сотрудников ИУ по оказанию индивидуальной социальной помощи осужденному; анализирует возможности внешних ресурсов, на которые может рассчитывать осужденный при получении социальной помощи, знакомит с этой информацией осужденного;
3) стимулирует осужденного на самостоятельное решение своих социальных проблем.

В соответствии с этим сотрудником группы социальной защиты осужденных готовятся запросы в территориальные службы социальной защиты, здравоохранения, отделы внутренних дел, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации для уточнения соответствующей информации. На основании поступивших сведений готовится необходимый пакет документов для направления в соответствующие инстанции для решения вопросов, связанных с обеспечением прав осужденного на получение социальных пособий и получения документов, удостоверяющих личность.

Данное направление работы предполагает активную деятельность сотрудника группы социальной защиты осужденных за пределами ИУ, осуществляемую во взаимодействии со сторонними заинтересованными социальными службами. Если в течение времени пребывания в ИУ вопрос по оформлению социальных пособий не был решен по независящим от администрации ИУ причинам, осужденному доводится информация в какие инстанции ему необходимо обратиться после освобождения из мест лишения свободы для оформления и получения указанных пособий.

Заключительный этап отбывания наказания.

В рамках занятий в школе большое внимание уделяется вопросам трудового и бытового устройства осужденных после освобождения. Сотрудником группы социальной защиты осужденных оказывается содействие осужденным, освобождающимся из ИУ, в вопросах организации трудового и бытового устройства.

В целях этого он: проводит беседы с каждым осужденным, в процессе которых выясняет, где он намерен проживать, работать или учиться после освобождения из мест лишения свободы, имеется ли связь с родственниками, характер взаимоотношений с ними, его жизненные планы, готовность к обеспечению жизнедеятельности на свободе, разъясняет ему целесообразность возвращения на место постоянного проживания и на предприятие, где он работал до осуждения; устанавливает при необходимости контакты с родственниками осужденных или иными лицами с целью подготовки семьи или иных лиц к его предстоящему освобождению из ИУ; разъясняет положения действующего законодательства, касающиеся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации; организует информирование осужденных о реальных потребностях в рабочей силе тех или иных предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности; рассматривает заявления и принимается соответствующие решения по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным; организует взаимодействие с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденными месту жительства, попечительскими советами, иными общественными и религиозными организациями (объединениями), работодателями в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых.

Стремительное увеличение числа заключенных несовершеннолетнего возраста требует пристального внимания к проблеме не только со стороны правоохранительных органов и воспитательных учреждений, но также и со стороны институтов социально-психологического профиля.

В связи с этим в последнее время все больше внимания уделяется изучению социальных причин преступного поведения (низкий уровень развития нравственного сознания молодежи, дестабилизация социальной обстановки и т.д.), одновременно с этим все более тщательно исследуется личность несовершеннолетнего правонарушителя.

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления, которое благодаря новейшим положениям педагогики и психологии способствует в достижении наиболее значимых результатов в исправлении осужденных, изменению негативных черт личности, антисоциальных установок. Вследствие этого стремительно увеличивается спрос на различного рода профилактические и психокоррекционные программы.

Специфической и не менее острой является проблема, связанная с ресоциализацией подростков, освобождающихся из мест лишения свободы. Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ВК может иметь большое значение для решения вопроса борьбы с рецидивной преступностью, т.к. проблема адаптации молодого человека, освобожденного после отбывания наказания в ВК, к условиям нормального существования в социальной среде на свободе является основным требованием сегодняшнего времени.

Актуальность проблемы адаптации молодых людей в социуме после освобождения из ВК убеждает в необходимости проведения специальной предварительной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых для них условиях. Психологическая подготовка может выступать как начальным, так и завершающим этапом в процессе исправления (ресоциализации) осужденных.

1. Личность самого освобожденного, его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, образование, специальность, трудовые навыки и т.д.

2. Условия внешней среды, окружающей личность освобожденного (наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа и удовлетворенность ею, взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами малых групп, тактика работников милиции, осуществляющих надзор).

3. Условия, в которых находился осужденный в ВК, и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных (его статус), время заключения и т.д.

В процессе теоретических и практических исследований мы смогли выделить основные факторы успешной ресоциализации подростков:

1. Установка на сотрудничество.

2. Ориентация в пространстве социальных отношений.

4. Стрессоустойчивость (она включает в себя два аспекта: 1 – отреагирование накопившихся чувств и эмоций; 2 – обучение навыкам преодоления жизненных трудностей, развитие защитных механизмов, адекватности поведения).

5. Принятие своего прошлого (принятие прошлого именно как прошлого, т.е. отрезка жизни, возврат к которому невозможен).

Таким образом, целью комплексной программы ресоциализации осужденных должно стать формирование у заключенного психологической готовности жить в новых условиях, обеспечивающей быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без избыточного травмирующего напряжения. В решении этой задачи должны участвовать все элементы системы, в которую включен подросток: воспитатели, охранники, начальники отрядов, педагоги, психологи и другие сотрудники колонии. Все это убеждает в необходимости проведения специальной психолого-педагогической работы с несовершеннолетними осужденными.

Одной из эффективных форм воспитательной работы является групповая, так как развиваясь, каждый подросток вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения.

Группа сверстников является источником многих, значимых для подростка, обратных связей, она дает возможность увидеть реакцию людей на собственные проявления и, возможно, изменить свое представление о себе.

Группа представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности, вместе с развитием группы. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг – это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, позволить себе экспериментировать с собственным поведением.

В процессе межгруппового общения у подростка должно возрастать позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностной реконструкции: подросток начинает объективно оценивать свои мысли, чувства конфликты; в своем поведении он отказывается от всего того, что разъединяет его с людьми, начинает развивать те стороны своей личности, которые являются притягательными для других, начинает трезво оценивать свои возможности, отказываться от необоснованных претензий.

Группа в таком случае является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения – моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Задача педагога состоит в создании условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия, снижения напряжения и скрытых агрессивных реакций во взаимоотношениях участников.

Создание таких условий в группе, где познание себя становится актуальной возможностью, побуждает подростка находить в себе новые возможности преодолевать трудности.

В групповом взаимодействии выделяются следующие возможности для работы с подростками:

- взаимодействие и конфронтация с ровесниками;

- создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения;

- стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях;

- стимуляция новых "Я – концепций'' и новых моделей идентификации;

- формирование чувства меньшей изолированности в окружающем мире;

- наличие ощущения защищенности от взрослого мира;

- уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером;

- выявление проблем, связанных с взаимоотношениями с другими.

Самое главное здесь заключается в том, чтобы педагог обратил внимание подростков на их переживания, закрепив, таким образом, их личный, и поэтому ценный, опыт.

В условиях групповой работы возможно ознакомление подростковскачественно иными знаниями, умениями и способами взаимодействия на основе интерпретации индивидуального опыта и личностной включенности во внутригрупповые процессы.

Задача педагога состоит в отслеживании и использовании всех процессов, происходящих в группе. Чтобы взаимодействие было эффективным, чтобы онопомогло каждому решать те задачи, которые он перед собой ставит, существует несколько принципов и правил группового взаимодействия, т.е. внутренних законов функционирования группы:

Правило искренности. Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

Принцип личной ответственности. Все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично.

Принцип личного вклада. Чем больше участник проявляет свою активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратной связи он получит, и, следовательно, тем больше у него появится возможностей для личностного роста.

Правило конфиденциальности. Запрещается вне группы рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы.

Принцип инициативы участников. На занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная.

Эффективность проведения групповых занятий обеспечивается соблюдением определенных условий. Необходимо избегать родительской позиции; отказаться от советов, передать подросткам ответственность за свою жизнь; соблюдать равенство позиций как условие развития и обеспечить эмоциональное принятие несовершеннолетних. Соблюдение этих правил при работе с группой способствует интенсивному "развертыванию" процесса личностного роста участников и освоению ими коммуникативных навыков как существенных личностных ценностей.

С.В. Богданова – сотрудник МПЛ

УФСИН России по Удмуртской Республике

Кроме того, следует обратить внимание на характеристику когнитивной сложности. Когнитивную сложность можно определять, как способность учитывать большое количество факторов при оценке ситуации, или способность дифференцировать признаки воспринимаемого объекта. Чем больше когнитивная сложность, тем более дифференцированно испытуемый представляет исследуемую область. Однако чрезмерное количество факторов может говорить о проблемах с психикой. Нами было получено следующее количество факторов по каждому из видов преступления: осужденные за изнасилование – 9, осужденные за убийство – 7, осужденные за кражи – 9, осужденные за хранение наркотиков – 9, осужденные за хулиганство – 3.

Первый фактор является самым значимым. Он дает представление о том, что именно для этого испытуемого является самым важным в исследуемой области, то есть уже позволяет выходить на какие-то важные выводы. Анализ всей системы полученных факторов позволяет увидеть всю систему отношений человека к исследуемой области. В нашем случае факторы получили следующие названия.

Анализ семантических пространств выявил значимость образования для получения работы, карьерного роста, для хорошего заработка. Несовершеннолетние осознают, что без образования они окажутся лишены многих возможностей в жизни. Кроме того, образование необходимо, чтобы изменить свою жизнь. В то же время не осознается значимость образования для работы над собой. Несмотря на важность образования для испытуемых, для всех оно связано с отрицательными эмоциями, что свидетельствует о негативном опыте, полученном в системе школьного образования.

Кроме того, хочется отметить выявленные представления о семье у несовершеннолетних, отбывающих наказание в исправительной воспитательной колонии.

Осужденные за изнасилование: 1. Нет понимания функций отца в семье. 2. Допускается возможность создания семьи не по любви. 3. Семья может служить помехой в зарабатывании денег. 4. Сексуального партнера можно купить за деньги. 5. Сексуальный партнер и любимый человек разные понятия. Причем встреча с любимым человеком, возможность иметь семью, иметь детей вызывает страх и враждебность. 6. Встреча с сексуальным партнером возможна, если учесть прошлые ошибки. 7. Для хорошего воспитания детей нужны деньги и агрессия.

Осужденные за убийство: 1. Любимый человек и сексуальный партнер – разные понятия. 2. Семья и возможность хорошо зарабатывать – несовместимые понятия. 3. Воспитательная функция семьи не понимается. 4. Семью можно создать не обязательно с любимым человеком. Партнер в семье воспринимается в первую очередь как сексуальный партнер. Хотя детей необходимо иметь от любимого человека. 5. Чтобы иметь семью необходима агрессивность. 6. Лишь самодостаточный человек может создать семью с любимым человеком, быть верным ему и иметь от него детей. 7. Хорошего воспитания детей можно добиться обладая злопамятностью и упорством.

Осужденные за кражи: 1. Понятия: семья, любимый человек, сексуальный партнер, дети не взаимосвязаны между собой. Функции семьи не понимаются. 2. Для того, чтобы иметь семью, встретить любимого человека, иметь детей, быть хорошим семьянином нужны такие качества как человечность, душевность, искренность. Кроме этого для создания семьи с любимым человеком необходима наглость. Отношения в семье с любимым человеком можно строить с помощью агрессии. В данном случае существует явное противоречие. 3. Детей можно иметь не только от любимого человека, это может быть просто сексуальный партнер. От любимого человека иметь детей может лишь тот кто обладает активностью, имеет образование, уверен в себе. 4. Несовершеннолетние считают, что можно иметь детей и быть одновременно независимым. 5. Понятия семья и хороший заработок не связаны между собой. 6. Воспитанием детей должно заниматься государство и бабушки с сдедушками.

Осужденные за хулиганство: 1. Данной категорией несовершеннолетних понимается хозяйственно – бытовая функция семьи и семья не является помехой в заработке денег. Хотя с другой стороны, чтобы иметь семью, необходимы такие качества как изворотливость, злость и страх. 2. Иметь одного сексуального партнера значит брать ответственность на себя. 3. Хорошо воспитать своих детей можно лишь собственным примером. Для этого необходимо добиться признания окружающих. 4. Общение в семье должно строиться с позиций агрессии. Агрессивные качества необходимо проявлять и в отношении любимого человека. В отношении же сексуального партнера агрессия проявляется в меньшей степени, а в болешей степени требуется умение плести интриги. 5. Семью необходимо создавать с любимым человеком. 6. Чтобы иметь детей, встретить любимого человека необходимо избавиться от вредных привычек. 7. Чтобы добиться признания окружающих необходимо быть хорошим семьянином.

На основании изложенного нам видятся направления по которым необходимо строить работу с несовершеннолетними. Во-первых, учитывая значимость образования дать возможность несовершеннолетним получать профессию в местах лишения свободы, причем не только рабочую профессию. Необходимо построить дистантную систему получения среднего профессионального и высшего образования по специальностям, значимым в обществе. Во-вторых, необходима индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение самооценки несовершеннолетних, на развитие уверенности в себе. В-третьих, учитывая искаженные представления о семье, об отношениях с близкими людьми, необходимо проведение коррекционно-обучающих занятий, способствующих изменению усвоенной системы отношений. Кроме того, многие несовершеннолетние попадают в исправительные учреждения, имея большие пробелы в школьных знаниях и вынуждены обучаться в классах не по возрасту, что вызывает негативные эмоции с их стороны. На наш взгляд было бы более целесообразно разработать индивидуальные обучающие программы, дающие возможность в короткие сроки восполнить пробелы в знаниях и обучаться в классах, соответствующих возрастным данным.

И.В. Кучеренко – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Ростовской области

Читайте также: