Корпоративные нормы и нормы права курсовая работа

Обновлено: 04.05.2024

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них – моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей системе социальных и технических ориентиров.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Иными словами, каждый человек существует в определённой группе, которую индивид выбирает самостоятельно, и в которой он существует до тех пор, пока он соблюдает присущие указанной группой, разработанные и применяемые ею правила (стандарты) поведения. Эти правила и представляют собой корпоративные нормы.

Вместе с тем, проживая на территории опредёленного государства, каждый человек и/или группа лиц (общество, корпорация, юридическое лицо) подпадают под действие общеобязательных правовых норм, обеспеченных государственным принуждением.

Именно этим и определяется актуальность изучения корпоративных норм, а также их взаимосвязи с правовыми нормами.

Также следует отметить, что, исследуя место социальных норм в системе нормативного регулирования общественных отношений, взаимосвязи корпоративных норм и права, их различий, необходимо обратить внимание на изучение корпоративных норм, применяемых в корпоративном праве – при осуществлении юридическими лицами хозяйственной деятельности.

При реализации поставленных задач использовался метод восхождения от абстрактного к частному, сравнительно-аналитический метод, метод аналогий.

1. Социальные нормы: понятие, классификация, функции.

1.1. Понятие и классификация социальных норм.

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности людей, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы — социальные и технические.

Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности.

Социальные нормы, объединенные единой нормативной природой, являются правилами общего характера, представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды:

а) представляют собой поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения;

б) определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением;

в) являются средством контроля за поведением людей;

г) формируются в процессе жизнедеятельности людей, т.е. неотделимы от своего носителя;

д) преследуют общую цель – обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.

Социальные нормы — это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных социальных норм, установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

В частности, правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в их диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Нормы богаче, содержательнее. Во всяком случае многие из них. Однако в широком социальном плане, с учетом большого разнообразия действующих норм и правил (не только юридических), этими нюансами можно пренебречь, что фактически и происходит в теории и на практике.

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма — это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и внешних детерминантах.

Классификация социальных норм. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений – предмета регулирования.

Исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность выделяются нормы: 1) правовые; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиции, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета корректности, приличия, обрядов, ритуалов (См. Схема 1).

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют обособленно от других.

Безотносительно к тому или иному виду социальные нормы выполняют следующие функции:

• регулятивную — устанавливают правила (образцы) поведения, регулируют взаимодействие людей;

• оценочную — выступают критериями и основанием оценок поведения, действий людей (моральное — аморальное, правомерное — противоправное и др.,);

• культурологическую — 1) выступают хранилищем культурных ценностей, в них концентрируется опыт, культура; 2) являются своего рода ретранслятором этой культуры, накопленные и аккумулированные ценности через воспитание, образование, обучение передаются другим поколениям;

• информативную — содержат полезную и нужную информации относительно способов социализации человека.

Похожие страницы:

Право и социальные нормы проблемы взаимодействия

. православия, других цивилизованных религий. Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы — это правила поведения, по которым живут и . от правовых, моральных, корпоративных норм, близких к идеологии, обычаи и другие правила связаны с общественной .

Право как социальная норма государства

. принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые .

Корпоративное право (3)

. права……………5 Понятие корпоративного права…………………………………..5 Роль и значение корпоративного права в регулировании рыночных отношений.………………………………………………..6 Источники корпоративного права…………………………………..8 Корпоративные нормы. …………………………………………. 8 Корпоративные .

Право в системе социального регулирования

. нормами 18 3.2 Соотношение норм права и норм морали 19 3.3 Соотношение норм права и корпоративных норм 23 3.4 Соотношение норм права и обычаев 24 3.5 Соотношение норм права .

Право в системе социальных норм (9)

. , санкционирующая обычаи делового оборота. Право и корпоративные нормы. Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных .

Читайте также: