Концертмейстер что это за профессия

Обновлено: 15.05.2024

Практически каждый преподаватель в течение своей профессиональной деятельности работал концертмейстером. Это могла быть меняющаяся из года в год нагрузка, разовые часы или постоянная работа. В основном, если это концертмейстер хоровому коллективу или инструменталисту, то работа концертмейстера сводится к разучиванию своей партии и сведению с исполнителями. Если это работа на хореографическом отделении, то игра определенного набора произведений для упражнений.

Так кто же такой концертмейстер?

Слово концертмейстер состоит из двух слов: концерт и мастер (в переводе с немецкого). В Википедии можно найти два толкования: 1. руководитель группы исполнителей в оркестре (обычно, это наиболее опытный и/или одаренный исполнитель); 2. пианист-аккомпаниатор, разучивающий партии с певцами.

Расцвет концертмейстерства пришелся на вторую половину XIX века, на эпоху романтизма. Именно тогда было создано большое количество камерной инструментальной и вокальной музыки, что потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Сюда можно отнести уверенное и образное чтение с листа, умение транспонировать на различные интервалы и многое другое.

В настоящее время концертмейстер – это не только одна из квалификаций, присваемых после окончания учебных заведений, но и одна самых распространенных профессий среди пианистов.

В настоящее время, учитывая переход на новые Федеральные государственные требования, профессия концертмейстера выходит на новый уровень.
Концертмейстер востребован и в классе (по всем специальным предметам), в хоровом и хореографическом коллективе, на концертной эстраде и в оперном театре. Не нужно работу концертмейстера сводить только к разучиванию с солистами партий и исполнению в ансамбле на сцене.

Концертмейстер является таким же полноценным участником, как исполнитель и руководитель. От него в равной степени зависит качество исполнения, общая сценическая культура, психологический комфорт. В деятельности концертмейстера в органическом единстве объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга.

Большинство из нас работают концертмейстерами именно в детских учреждениях, и основное рабочее время – урок. Согласитесь, что редко после рабочего дня мы не ощущаем усталости, нас не переполняет удовлетворение и желание продолжить работу, и в основном мы испытываем больше негативные настроения, чем положительные.

Как стать современным, успешным, довольным концертмейстером?

Обратите внимание на свое рабочее место. Очень часто мы играем при плохом освещении, по плохо отпечатанным и трудно переворачивающимся нотам, за не настроенным инструментом и первым попавшемся стуле. Смотреть на исполнителя приходится в положении полразворота, так как его не видно.
Музыкальный инструмент обязательно должен быть настроен, освещение должно быть достаточным. Нотный материал качественно распечатан и склеен максимально удобно, избегая большого количества переворотов. По возможности исполнитель должен находиться перед глазами концертмейстера. Кроме этого, обязательно нужно соблюдать перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса, делать небольшую разминку и гимнастику для глаз.

Каким должен быть урок? Ярким, доступным, запоминающимся, комфортным.

Используя различные педагогические технологии, концертмейстер создает необходимую творческую, продуктивную атмосферу. Так, например, педагогика сотрудничества включает в себя три субъекта образовательного процесса: педагог – концертмейстер – ученик. Все должны действовать сообща, без превосходства над другим. Отношения с учениками должны быть направлены на активное вовлечение их в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество педагог–концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели.

Особенно показателен в педагогике сотрудничества гуманно-личностный подход к ученику, объединяющий в себе веру в ребёнка, мастерство и тактичность общения, отсутствие прямого принуждения, толерантность к ученическим недостаткам, формирование положительной Я-концепции, то есть принятие и уважение собственной точки зрения обучающегося.

Главное место в технологии индивидуализации обучения отводится субъекту обучения - ученику. В основном работа концертмейстера заключается в индивидуальном процессе обучения на занятиях по специальности с инструменталистами или вокалистами. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося.
Личностно-ориентированный подход способствует формированию адекватной самооценки ученика. Он обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на выступлениях, что является основой для успешной дальнейшей творческой деятельности.

Не менее важным является грамотное, профессиональное общение концертмейстера, руководителя и исполнителя. Ученик может и должен высказывать свое мнение о произведении, его жанровых и стилистических особенностях, уметь не только отвечать на вопросы, но и ставить их. Только так можно воспитать творческую, развитую личность.

Использование технологии формирования коммуникативной компетенции позволит развить навык ведения конструктивного диалога. Результатом должна стать культура общения ученика, которая выражена в грамотности, соблюдении культурно-речевых норм, бережном отношении к языку. Обучение речевому общению особенно актуально в условиях современной ситуации, когда снижается уровень личного словарного запаса подростков.

Успешность обучения зависит от физического и психологического комфорта всех участников образовательного процесса. К основным компонентам здоровьесберегающих технологий можно отнести: соблюдение гигиенических требований к аудитории (своевременная влажная уборка, проветриваемость, температурный режим); обязательное соблюдение дозировки учебной нагрузки; чёткое планирование занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся; чередование видов деятельности или включение новых (например, дыхательная гимнастика, речевые упражнения, ритмопластика, музыкотерапия, улыбкотерапия), организация двигательной активности.

Использование компьютерных музыкальных технологий прочно вошло в работу практически каждого преподавателя. Не является исключением и работа концертмейстера. Подбор новой нотной литературы, работа над созданием и записью фонограмм, использование различных мультимедийных проигрывателей, набор необходимого нотного материала в нотном редакторе – основные направления в его работе.

В этом концертмейстеру поможет компьютер, и различные компьютерные программы.

Можно выделить несколько типов основных программ в работе концертмейстера:

  1. Программы для записи и обработки цифровой музыки (SoundForge, AdobeAudition, Gold Wave Edition и др.)
  2. Нотные редакторы (Finale, Sibelius и др.);
  3. Мультимедиаплейеры (Winamp, Aimp, J.River Media Center).

Современные информационные технологии позволяют эффективно использовать обширную информацию, которая становится все более доступной. Найти нужные ноты, прочитать дополнительную информацию о произведении, выбрать подходящую инструментовку, прослушать исполнение произведений в различных составах и исполнителях. Сейчас создано много сайтов, позволяющих удовлетворить практически любые запросы. Например, нотный архив Бориса Тараканова, классика-онлайн, энциклопедия Кирилла и Мефодия и другие.

Использование клавишного синтезатора на занятиях дает возможность использования различных музыкальных инструментов и стилей, без поиска необходимой записи в сети интернет. Кроме того, тандем синтезатор-компьютер позволяет записать фонограмму, обработать ее в нужный формат.
В заключении хочется сказать, что современный концертмейстер идет в ногу со временем, осваивая новые технологии в области музыкального искусства. Он является полноценным и полноправным участником образовательного процесса. Его творческий подход делает образовательный процесс более продуктивным и увлекательным.


Добрый день! Я хочу поделиться своим опытом работы концертмейстером в школе.

Концертмейстер — кто он? И в чем его роль? На мой взгляд, деятельность концертмейстера — это целое искусство. Искусство аккомпанемента — это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, которая не исчерпывается чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнёра. Правильно ставить вопрос не об аккомпанементе, а о создании вокального или инструментального ансамбля.

В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции. Чтобы быть хорошим концертмейстером, пианист должен обладать следующими качествами: хорошо владеть роялем, как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, также как хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых отношений, не разовьёт чуткость к партнёру, не ощутит неразрывность и взаимодействие партий солистов и аккомпанемента. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одарённостью: Хорошим музыкальным слухом, воображением, артистизмом, способностью воплотить замысел автора. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая всю партитуру, отличая существенное от менее важного.

Можно говорить о многих профессиях, и рассуждать о их важности, но никогда не стоит забывать, что от каждого профессионала должны исходить не только умения и знания, но и практические познания, с которыми он бы мог делиться с окружающими его людьми: учениками, коллегами, знакомыми и просто слушателями. В этом есть огромная задача, которую должен ставить перед собой любой музыкант — это постоянная работа над собой, над своим искусством, над своим совершенствованием.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет интерес к познанию новой музыки, знакомству с нотами тех или иных композиторов, слушая их в записи и на концертах.

Специфика игры концертмейстера состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником второго плана. У пианиста — солиста полная свобода проявления творческой индивидуальности, а концертмейстеру приходится приспосабливаться к исполнительской манере солиста.

Для постановки интересующих задач музыкально-творческой деятельности концертмейстера бывает недостаточно знаний по своему предмету. Нужны глубокие знания по дисциплинам музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, осведомлённость в смежных областях знаний — помогает концертмейстеру переработать имеющийся материал.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Внимание концертмейстера — многополостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту — главному действующему лицу.

Слуховое внимание занято звуковым балансом, которое представляет основу ансамблевого музицирования — важно, что и как делают пальцы.

Ансамблевое внимание следит за воплощением единства музыкального замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Мобильность, быстрота реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан, не переставая играть, подсказать солисту музыкальный текст, вовремя подхватить солиста и довести произведения до логического конца. Воля и самообладание — необходимые для концертмейстера качества. При возникновении музыкальных неполадок он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать досаду мимикой или жестом.

Неточная интонация у певца зависит от многих причин, связанных не только со слухом, но с отсутствием определённых вокальных навыков. Недостаточно высокая позиция звука, широкая гласная, ослабленное или форсированное дыхание, иногда физическое состояние певца — вот причины, приводящие к интонационной неточности. Подробно на способах разучивания концертмейстера с певцом интонационно и ритмически трудных мест мелодии останавливается педагог и концертмейстер Е.Шендерович.

На концертмейстера возложена ответственная задача — ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но контакт нужен человеческий и духовный. В работе с концертмейстером необходимо полное доверие. Для педагога по спецклассу концертмейстер — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста — концертмейстер наперсник его творческих дел, помощник, друг, наставник, тренер и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер. Оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, творческой собранностью, волей, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами и в собственном музыкальном совершенствовании.

1. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов. — Л.: Изд–во ЛОЛГК, 1986.

2. Горошко Н. Н. Современная подготовка пианиста–концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге ХХ1 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно — практической конференции 17–18 декабря 1998г. / Оренбургский Государственный педагогический университет; Ред. коллегия: М. С. Каргопольцев, Г. П. Коломиец и др. — Оренбург: Изд–во ОГПУ, 1998

3. Живов Л. Подготовка концертмейстеров — аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. — М., 1966.

4. Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред. М.Смирнов, С-П, Музыка. 1974 г.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961.

6. Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста — концертмейстера // Музыка в школе. — 2001. — № 4.

7. Кубанцева Е. И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. — 2001. — № 5.

8. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М. Академия. 2002 г.

10. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М. Радуга.1987 г.

11. Подольская В. В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.–сост. М. Смирнов. — М.: Музыка, 1974.

13. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. — М.: Музыка, 1996. — стр. 207.

Основные термины (генерируются автоматически): концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист, деятельность концертмейстера, концертмейстерская работа, мой взгляд, музыкальный текст, плохой пианист, хороший пианист.

Похожие статьи

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике.

Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле. К сожалению, искусство аккомпанемента чуждо многим пианистам.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской.

Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с

В случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, концертмейстер не

Воротной М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к.

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской.

Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных

Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как помощника, наставника

Излишне говорить, что хорошая концертмейстерская игра всегда благотворно действует на солиста, а.

концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист.

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

О специфике работы концертмейстера с музыкально.

сценическое мастерство, пианист-концертмейстер, солист-вокалист, выступление на сцене. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми.

Использование компьютерных технологий в деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

Коган, Г. М. Работа пианиста Текст. /

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской. концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской. Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как.

Похожие статьи

О роли концертмейстера в вокальном классе | Статья в сборнике.

Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле. К сожалению, искусство аккомпанемента чуждо многим пианистам.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской.

Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с

В случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст, концертмейстер не

Воротной М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к.

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской.

Без концертмейстера невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных

Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как помощника, наставника

Излишне говорить, что хорошая концертмейстерская игра всегда благотворно действует на солиста, а.

концертмейстер, солист, хороший концертмейстер, пианист.

Некоторые аспекты специфики профессиональной деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

О специфике работы концертмейстера с музыкально.

сценическое мастерство, пианист-концертмейстер, солист-вокалист, выступление на сцене. О специфике работы концертмейстера с музыкально одаренными детьми.

Использование компьютерных технологий в деятельности.

В современном музыкально-исполнительском искусстве, по мнению многих ученых-музыкантов, концертмейстерство является уникальной сферой профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера.

Роль фортепианного ансамбля в классе обязательного фортепиано

Коган, Г. М. Работа пианиста Текст. /

Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на.

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской. концертмейстер, музыкальное произведение, ученик, дополнительное

Деятельность концертмейстера в учебном процессе детской. Иной предстает работа пианиста-концертмейстера как.

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. По той причине, что хорошими признанными пианистами становятся далеко не все .

Тем ни менее профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись.

  • Елена Кострова: концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова.

Фортепиано – это единственный музыкальный инструмент, игре на котором обучались и обучаются все профессиональные и непрофессиональные музыканты (будь то вокалист, дирижёр, скрипач, баянист и т.д.) и, помимо этого, студенты-инструменталисты предпочитают на практике в школе играть именно на фортепиано.

Многие опасаются, что найти работу концертмейстером проблематично, да и оплата не такая высокая. Да, что касается Москвы, в городе действительно очень много выпускников фортепианного факультета. Тем ни менее, те, кто выбирают эту профессию, как правило, любят свою работу и со временем достигают и высокого профессионализма, и отнюдь не низкой заработной платы. Концертмейстеры востребованы в современное время по той причине, что появляется много учебных негосударственных учреждений, кружков, клубов и театров.

  • Елена Костр ова. Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипова .

Заработная плата в негосударственных учреждениях различна. Если это известный театр или опера, то и зарплата соответственно высокая. Но туда не так легко устроится работать. С другой стороны эта профессия мобильна. Можно работать не каждый день и сразу в нескольких местах.
Певцы, работающие в штате российских театров, пользуются услугами концертмейстеров бесплатно. Но концертмейстеры могут заниматься с ними дополнительно за деньги.

Конечно, в начале карьеры зарабатывать много не получится. Если это работа в детских учреждениях, то, как правило, платят там не много, от 4 тысяч рублей в месяц при нагрузке несколько часов в неделю. В среднем зарплата варьируется от степени занятости, и доходит до 40 тыс. рублей в месяц, если работать в музыкальной школе и иметь высокую степень разряда, при полной нагрузке.

На Западе почасовая плата пианисту-концертмейстеру составляет в среднем 30-50 долларов, а порой и больше – и понятно, что за пару часов опера не выучивается.

Что такое, по сути, Концертмейстер? Концертмейстер – (нем . Konzertmeister) 1) музыкант, возглавляющий одну из струнных групп симфонического или оперного оркестра. 2) Пианист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах. Концертмейстер учит выполнению "команд": начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партии. Концертмейстеру, как это ни странно, также важна интуиция. На первых порах эта способность играет главенствующую роль в работе концертмейстера, но, безусловно, без научно-обоснованных знаний в области музыкознания, музыкальной психологии, музыкальной педагогики достичь значимого результата невозможно.

  • Елена Кострова: Концертмейстер Музыкальной школы им. Осипов а.

Где обучают на концертмейстеров?

Чтобы повышать свой профессионализм необходимо не только много играть на концертах, но и участвовать или хотя бы присутствовать на конкурсах концертмейстеров. Это нужно для того, чтобы знать о стандартах, которые приняты в современное время.

В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров.

Например, Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров "Диалог во имя цельности", Всероссийский конкурс концертмейстеров. Всероссийский конкурс юных концертмейстеров, в нём могут участвовать дети юные концертмейстеры до 18 лет.

В каких сферах можно реализовать себя как профессионала после обучения?

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе в музыкальных школах – по всем специальностям (кроме собственно пианистов), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, детские клубы для малышей, детские сады, музыкальные и педагогические училища и вузы. Очевидно, что сфера деятельности весьма обширна .

Читайте также: