Когда появилась профессия менеджер по персоналу

Обновлено: 02.05.2024

Рекрутинг по-царски: начало

Рекрутинг по-царски: начало

На самом деле зачатки современных технологий поиска рабочей силы известны с древних времен. Издавна мудрые руководители разных эпох и сфер деятельности (князья, купцы, военные, строители, помещики) пытались объединить вокруг себя наиболее опытных и понимающих в деле людей, распределить между ними задачи в соответствии с их умениями. Однако подобные приемы возникали на уровне интуиции, и являлись скорее исключениями, нежели правилами.

Впрочем, вклад Петра I в развитие системы подбора кадров гораздо серьезнее. Он одним из первых на государственном уровне показал ценность профессионализма и опыта, собрав вокруг себя команду лучших инженеров, экономистов, кораблестроителей. Большинство из них привлекались из-за границы.

Интересный факт: Петр I считается первым международным рекрутером. Он лично искал и нанимал иностранных специалистов, поставив найм профессионалов из-за рубежа на поток.

Аналогичная политика по привлечению профессионалов к управлению, строительству, военному делу прослеживалась и во времена таких просвещенных правителей, как Елизавета, Екатерина II, Александр I. Ведущие политические деятели николаевского времени – Столыпин П.А. и Витте С.Ю. – прославились значимыми достижениями в реформаторской деятельности и промышленности именно благодаря грамотному привлечению профессионалов. Сами того не подозревая, они организовывали и развивали рекрутмент в России.

Застой рекрутмента в эпоху СССР

Застой рекрутмента в эпоху СССР

Специалисты на рядовые должности назначались по остаточному принципу – из тех безработных, что есть под рукой. Вакансии поважнее закрывались назначенцами сверху, а уж откуда они брались и по какому принципу отбирались, остается лишь догадываться. Впрочем, основной критерий отбора тут один – верность политике партии.

Получается, на протяжении почти всего века, когда в Америке и Европе рекрутинг развивался семимильными шагами, у нас процесс комплектации штата был существенно ограниченным процессом. С распадом СССР и открытием границ все резко изменилось. Стало понятно, как многому нужно научиться русским эйчарам, чтобы удовлетворять потребности нового капиталистического строя в квалифицированных кадрах.

Рекрутинг по-новому

Рекрутинг по-новому

При этом отечественный рынок активно осваивали иностранные рекрутинговые фирмы, открывая свои филиалы – например, Hill International в Петербурге.

Интересный факт: 1993 год является стартом в России услуги executive search. Появление этой услуги связано с выходом на отечественный рынок международных агентств.

С подобными международными корпорациями соперничать оказалось тяжело. Однако русские HR-менеджеры сумели быстро освоить передовые технологии и стать конкурентоспособными заграничным фирмам. Главное достижение – постепенно им удалось завоевать доверие отечественных предпринимателей, которые далеко не сразу поняли, что такое рекрутинг и зачем им нужно платить за эту услугу.

В 1996 г. появилась Ассоциация консультантов по поиску персонала (АКПП) – общественная организация профессиональных рекрутеров РФ. Это событие – подтверждение того, что российский рекрутмент вырос в самостоятельное лицензированное и юридически подкрепленное направление деятельности. После кризиса в конце 90-х на рынке удержались только сильнейшие КА, которые и задали тон становления индустрии отечественного рекрутинга.

На данный момент рекрутинг у нас переживает эпоху Ренессанса. Расцвет индустрии предопределяется многими факторами:

  • внедрение автоматизированных систем;
  • появление соцсетей и других интернет-площадок для общения профессионалов;
  • использование мессенджеров и разнообразие средств связи;
  • появление узкопрофильных менеджеров по найму работников, внедрение специализации в агентствах;
  • укрепление партнерских отношений с иностранными компаниями-работодателями и соискателями, развитие международного рекрутинга.

Современные КА стали гораздо более технологичными, с хорошо отработанными процессами поиска и отбора. Например, рекрутеры в нашем рекрутинговом агентстве HR-Profi в совершенстве владеют передовыми европейскими методами найма, а наши клиенты - крупные отечественные и зарубежные компании, высоко котируемые на мировом рынке. А это весомое подтверждение, что рекрутинговый бизнес в стране вышел на достойный уровень, несмотря на исторические перипетии.

HR-менеджер – кто это

С 2016 года изучаю удаленные профессии и способы заработка в интернете. Бросила работу в университете, чтобы с головой уйти во фриланс.

В моменты, когда бизнес переживает далеко не лучшие времена, а на компании обрушиваются удары кризиса и конкурентов, руководство хочет видеть в своих рядах только лучших специалистов. И чтобы все отделы показывали качественный результат и эффективную работу, необходимо нанять профессионала, который и займется поиском и наймом этих самых people.

Поэтому мы поговорим о должности HR-менеджер: кто это, как им стать и где учиться, что он должен знать, какие есть плюсы и минусы профессии.


Кто такой HR-менеджер

HR-менеджер – это управленец, который занимается всеми видами работы с персоналом.

Это может быть подбор и наем сотрудников, развитие их мотивации и эффективности работы, оформление документов, разработка системы премирования и штрафов, определение кадровой политики, формирование здоровой атмосферы внутри коллектива.

В общем, все, что касается человеческих ресурсов, относится к HR-менеджеру, так как расшифровка HR – human resources.

Сотрудники влияют на успех компании. А это значит, что развитие и прибыль организации зависит от того, как HR-manager подберет, обучит и замотивирует персонал.

В крупных компаниях имеются различные отделы по управлению персоналом. В каждом из них работает группа специалистов, у которых свои четко обозначенные обязанности. А руководит этими отделами HR-директор.

Этими специалистами из отделов могут быть:

  • рекрутер – тот, кто ищет новых работников;
  • кадровик – осуществляет делопроизводство;
  • управляющий – следит за эффективностью работы сотрудников, а после поощряет или штрафует их;
  • тренинг-менеджер – обучает, проводит тренинги и мотивирует персонал.

В средних и мелких организациях работу нескольких отделов выполняет один работник – HR-менеджер.

Чем он занимается

У HR-менеджера широкий диапазон должностных обязанностей. Их можно разделить на блоки:

  1. Совершенствование работы отдела кадров.
  2. Информационные и технические системы в управлении персоналом.
  3. Наем специалистов.
  4. Помощь в адаптации, введение в коллектив и обучение сотрудников.
  5. Создание атмосферы в коллективе и управление отношениями внутри среды персонала.
  6. Вознаграждение/штрафование сотрудников.
  7. Содействие развитию компании.


В эти блоки входят различные задачи и функции:

  • планирование и контроль бюджета отдела кадров;
  • подготовка отчетов для руководства;
  • участие в совещаниях руководителей и сотрудников компании;
  • контроль расходования бюджета;
  • рассмотрение жалоб от трудового коллектива, устранение причин недовольства;
  • информирование руководства о проблемах и конфликтах внутри коллектива, если разногласия мешают достижению целей компании;
  • обеспечение безопасности и здоровья штатных сотрудников;
  • участие в благотворительности от лица компании (если организация этим занимается);
  • позиционирование себя как наставника, консультирование сотрудников;
  • поддержание внутреннего порядка, разрешение конфликтов и споров;
  • контроль работы персонала, ее оценка и поиск путей повышения качества и эффективности деятельности сотрудников;
  • анализ рациональности использования человеческих ресурсов;
  • участие в процедуре трудоустройства: предложение работы в виде написания вакансий, формирование требований для должностей, проверка резюме, отбор кандидатов, проведение собеседований;
  • постоянный мониторинг рынка труда, сбор актуальной информации об условиях для кадров и средней зарплате;
  • решение текущих задач и вопросов;
  • расчет оплаты труда сотрудников;
  • сотрудничество с профсоюзными организациями;
  • содействие адаптации “новеньких” в рабочем коллективе;
  • обучение работников, их развитие, разработка и проведение курсов повышения квалификации, аттестация штата;
  • непосредственное участие в распределении сотрудников по отделам, увольнении, переводе или повышении;
  • ответственность за делопроизводство, т. е. за кадровую документацию, в частности за ведение личных дел штата;
  • разработка и реализация бизнес-инструкций, HR-стратегии и стратегий развития организации, корпоративной культуры и стандартов, условий труда, локальных актов для регулирования работы персонала, систем поощрения, стимулирования и мотивации, программ стажировки.

Отличия HR-менеджера от рекрутера

Рекрутер – это человек, ответственный за наем персонала. Его должностные обязанности заканчиваются после того, как он привлечет новых сотрудников. В редких случаях рекрутер вводит кадры в рабочую среду и помогает с адаптацией.

Эта должность есть в крупных компаниях, в организациях с большой текучестью сотрудников или в недавно созданных фирмах, где еще только формируется рабочий коллектив.

HR-менеджер – это представитель от организации, который напрямую сотрудничает со всеми работниками. Он берет на себя ответственность за все или большинство задач, так или иначе связанных с сотрудниками и управлением ими. И в его обязанности в том числе входят и функции рекрутера.

Поэтому HR-менеджер – это более широкое понятие.

Что должен знать и уметь менеджер по персоналу

Требования и обязанности этого специалиста предполагают обширный перечень знаний и умений. Кроме этого, человек должен обладать целым набором личностных качеств и определенным внешним видом.

Знания, опыт, умения:

  • компьютерные навыки, знания информатики выше базового уровня;
  • опыт работы с актуальными методами оценки сотрудников, их профессиональных и личных качеств;
  • работа с технологиями и методиками анализирования и систематизирования документов и информации;
  • креативный и нестандартный подход к задачам;
  • умение находить выход и компромисс в любой ситуации, разрешение конфликтов;
  • умение пользоваться разными методами и ресурсами найма сотрудников;
  • знания в области трудового, корпоративного и архивного законодательств, нормативных актов РФ по ведению документации, а также локальных нормативных актов компании;
  • высшее образование и глубокое знание по любому из этих направлений: юридическое, экономическое, психологическое, социологическое, педагогическое, менеджмент или управление персоналом;
  • понимание основ трудовых отношений и организационного планирования;
  • знания в сфере развития организации и персонала;
  • обеспечение безопасности сотрудников;
  • письменные и устные навыки на высоком уровне;
  • способность руководить, развивать и вовлекать персонал в работу;
  • знание нюансов и специфики деятельности организации;
  • опыт работы с людьми;
  • владение основами психологии, социологии и мотивации;
  • навыки делового и межличностного общения;
  • понимание процессов найма и управления персоналом;
  • знания анализа рынка труда и умение собрать информацию.

Личностные характеристики:

  • уверенность в себе и своих решениях;
  • природное обаяние;
  • терпение;
  • беспристрастность;
  • организованность;
  • коммуникабельность;
  • навыки слушателя и понимание того, что сказал собеседник;
  • авторитетность;
  • жесткость в некоторых вопросах;
  • “подвешенный язык” — умение вести переговоры, разговаривать и договариваться;
  • лидерские качества;
  • поддержание ровных и бесконфликтных отношений с коллегами;
  • обладание организаторскими способностями;
  • аналитическое мышление;
  • объективность;
  • внимательность;
  • проницательность;
  • работоспособность;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость.

К “обертке” тоже есть требования. Это респектабельный и представительный внешний вид, убедительный и спокойный голос, четкая, поставленная речь.

Плюсы и минусы профессии

Преимущества:

  • актуальная профессия на рынке труда, имеет высокий спрос;
  • широкий выбор области деятельности, так как HR-специалисты есть в компаниях любой сферы;
  • заработная плата выше среднего уровня;
  • нескучная, творческая работа;
  • карьерные возможности;
  • постоянное саморазвитие;
  • знакомства с разными людьми, формирование полезных связей;
  • можно работать удаленно.

Недостатки:

Как стать HR-менеджером

Для этой работы требуется высшее образование. Направлениями могут быть: менеджмент, психология, экономика, социология, педагогика, юриспруденция. Но еще лучше, если образование будет по специальности “Управление персоналом”.

Но даже профильное образование не гарантирует знания и понимания внутреннего устройства компании, связанного с кадрами.

Для этой работы важно не только традиционное вузовское обучение, но и самообучение, а также занятия на онлайн-курсах.

Где обучаться

Онлайн-курсы станут отличным подспорьем на пути освоения профессии HR-manager. Они не только предполагают собрание концентрированной и актуальной информации в удобном формате, но и дают возможность зарабатывать сразу после или прямо во время обучения.

Темп обучения вы выбираете самостоятельно. Такие курсы не растягиваются на годы, в процессе обучения на них у вас появится портфолио. А опытные преподаватели расскажут о секретах деятельности на реальных примерах из своей работы.

Предлагаю вам следующую подборку:

Эти онлайн-курсы предлагают такие платформы: Skillbox, SkillFactory, GeekBrains, Laba, Hedu, Udemy и др.

Зарплата и карьерный рост

Карьеру HR-менеджера часто начинают с рекрутера. А новички без опыта в сфере HR могут рассчитывать на заработную плату от 35 000 руб. Должности: младший HR-менеджер или ассистент HR-менеджера. Из требований к ним можно выделить:

  • знание Трудового кодекса;
  • способность решать сразу несколько задач;
  • желание развиваться в сфере управления персоналом.

HR-менеджерам с опытом работы от 1 года предлагают заработную плату от 60 000 руб. Требования к ним уже серьезнее:

  • от 15 закрытых вакансий за полгода;
  • понимание области деятельности компании;
  • навыки управления персоналом и коммуникативные навыки;
  • владение компьютером выше начального уровня;
  • знание трудового законодательства;
  • грамотная речь.

Такой специалист через год или два может попробовать себя в роли старшего HR-менеджера. А после есть возможность карьерного роста до HR-директора. Их заработная плата начинается от 100 000 руб.

В целом если брать Россию, то средняя зарплата HR-manager держится на уровне от 80 000 до 120 000 руб.

Работа для HR-менеджеров на hh.ru

Посмотрим ситуацию в отдельных городах:

  1. Москва: 50 000–250 000 руб.
  2. Санкт-Петербург: 40 000–200 000 руб.
  3. Сочи: 40 000–100 000 руб.
  4. Екатеринбург: 35 000–80 000 руб.
  5. Хабаровск: 35 000–140 000 руб.
  6. Калининград: 35 000–80 000 руб.

По этим данным видно, что на самую высокую зарплату можно рассчитывать в столице. Но так как в большинстве случаев можно работать удаленно, то вакансию могут занять и специалисты из регионов.

Менеджер по персоналу

Способы заработка

Менеджер по персоналу – это специалист, который занимается подбором персонала в компанию, оформлением соответствующих документов, поддержанием эффективности работы сотрудников.

Когда-то понятия “менеджер по персоналу” или “HR-менеджер” в России не существовало. Были специалисты по кадрам – кадровики. Чем они отличаются от менеджеров, какие профессиональные качества должны быть у эффективного менеджера, как найти работу и сколько зарабатывают HR – читайте в нашей статье.

Кадровик и эйчар – в чем разница?

Эйчар – профессия не новая. Это, если можно так сказать, реинкарнация кадровика, которые были и в Советском Союзе. Обычно они занимались бумажной работой, принимали людей в штат, организовывали совместные мероприятия.

Отличие в том, что кадровик был всего лишь подчиненным в штате. Тогда как эйчар уже ближе к руководителю: он сам принимает решения, формирует кадровую политику и корпоративную культуру компании. Хороший эйчар становится правой рукой руководителя и имеет все шансы занять кресло топ-менеджера.

Что делает менеджер по персоналу?

А это смотря какая компания. В крупной организации обычно созданы отделы или целые департаменты по управлению персоналом. Сотрудников там десятки, каждый из них работает по своей специализации.

Есть рекрутеры – люди, которые набирают сотрудников в штат. Есть специалисты по делопроизводству – они работают с документами. Есть тренинг-менеджеры – те, которые проводят различные мероприятия, мотивирующие сотрудников и побуждающие эффективно работать на благо компании.

В небольшой фирме менеджер, как правило, один. Он совмещает все эти обязанности. Рассмотрим каждую подробнее.

Рекрутер

Пожалуй, самая популярная специализация менеджера по персоналу. Рекрутер может работать как во внутреннем HR (внутри компании), так и во внешнем – агентстве по подбору персонала. Обязанности у этих специалистов примерно одинаковые: именно рекрутеры набирают сотрудников в штат на конкретную должность.

Поговорим о рекрутерах в конкретной компании. Что они делают?

  • составляют текст вакансий, прописывают требования к соискателям;
  • подают объявления по разным каналам;
  • принимают заявки от соискателей;
  • самостоятельно ищут кандидатуры, просматривают резюме;
  • изучают соответствие качеств и навыков соискателя на заявленную должность; назначают собеседования;
  • проводят собеседования и принимают решение, брать человека на работу или нет.

Обязанности рекрутеров в агентствах по подбору персонала:

  • просматривают вакансии в крупных и не очень компаниях;
  • дают работодателям советы по выбору персонала;
  • помогают составлять текст вакансии;
  • мониторят резюме соискателей;
  • оценивают профессиональные знания и качества соискателей;
  • организовывают встречи работодателей и соискателей;
  • помогают вести переговоры между ними;
  • контролируют работу кандидата на первом этапе работы.

Профессиональные и личные качества рекрутера:

  • знание психологии;
  • хорошая интуиция, умение видеть кандидата “насквозь”;
  • обучаемость. На рынке постоянно появляются новые профессии, нужно следить за тенденциями;
  • стрессоустойчивость. Любая работа с людьми предполагает нехилый стресс;
  • нацеленность на результат. Главное в работе рекрутера – не просто найти подходящего кандидата, а найти человека, который принесет максимальную пользу компании;
  • беспристрастность. Личное отношение (“нравится – не нравится”) тут не прокатит. Исключение – когда у эйчара имеется богатый опыт, тогда стоит прислушаться к интуиции;
  • этичность. Часто людям приходится отказывать – нужно делать это твердо, но деликатно;
  • грамотная речь;
  • знание английского языка (опционально).

Менеджер по делопроизводству

Младший брат кадровика. Менеджер по производству занимается в основном бумажной работой: составляет договора, приказы, справки и другие документы, оформляет выплаты и компенсации, ведет личные дела сотрудников, сопровождает процессы увольнения и зачисления в штат.

В крупных компаниях менеджер по делопроизводству работает в связке с другими специалистами кадровой службы. В небольшой организации он выполняет также обязанности секретаря или офис-менеджера, только с кадровой направленностью.

Качества менеджера по делопроизводству:

  • знание делопроизводства и документооборота – как общих, так и внутренних в компании;
  • знание Трудового кодекса и прочих законов, касающихся трудовых взаимоотношений;
  • умение работать со специальными программами (например, “1С: Зарплата, кадры”);
  • грамотная речь;
  • знание английского языка (опционально).
  • аккуратность и внимательность.

Тренинг-менеджер

Не такая распространенная должность – существует в крупных и средних организациях. Тренинг-менеджер работает в тесной связке с рекрутером и руководством компании. По сути, это тоже руководитель, и его вотчина – люди, которые работают в компании. Во всех остальных обязанности тренинг-менеджера берет на себя рекрутер или специалист по кадрам.

Обязанности тренинг-менеджера:

  • развивает корпоративную культуру компании;
  • занимается обучением и развитием персонала;
  • занимается мотивацией сотрудников;
  • приглашает преподавателей, коучей, специалистов для обучения персонала;
  • анализирует взаимоотношения сотрудников в коллективе;
  • организует совместные мероприятия для работников;
  • работает при необходимости индивидуально с каждым сотрудником;
  • дает рекомендации работодателям по улучшению эффективности работы сотрудников;
  • проводит психологическое тестирование.

Качества тренинг-менеджера:

  • знание современных программ и методов обучения;
  • знание психологии;
  • знание основ менеджмента. Как уже было сказано, тренинг-менеджер – это полноправный руководитель;
  • стратегическое мышление – все должно делаться на благо компании;
  • аналитическое мышление – умение определять, какие конкретно методики и тренинги подойдут именно для этого коллектива;
  • понимание принципов и пути развития компании; ;
  • стрессоустойчивость (все та же пресловутая работа с людьми!);
  • навыки проведения тренингов, умение выступать на публике;
  • гибкость в работе с людьми.

Дополнительные обязанности менеджера по персоналу

Эти обязанности касаются любой из вышеперечисленных специализаций. Как я уже сказала, нередко менеджер совмещает все три специализации или они “плавают” в зависимости от ситуации. Во всяком случае, надо быть готовым, что новоиспеченному эйчару придется:

  • формировать кадровую политику компании – самостоятельно или вместе с руководством;
  • следить за тем, чтобы штат был укомплектован полностью;
  • принимать решение об увольнении, повышении или понижении в должности сотрудника. Разумеется, с полным обоснованием для руководителя;
  • принимать решение о выплате заработной плате, повышении или понижении для конкретного сотрудника.

Плюсы и минусы профессии

Поскольку все эти специализации все же имеют много общего, разберем плюсы и минусы профессии в целом.

Плюсы профессии

  1. Возможность сделать карьеру. Если кратко – дорасти до должности руководителя кадровой службы или собственного агентства по найму сотрудников. Более подробности расскажем ниже.
  2. Возможности для саморазвития. Профессия кадровика тем и хороша, что на рынке постоянно появляются новые профессии, тенденции, методики оценки – всех их можно и нужно использовать в работе.
  3. Радость от того, что делаешь компанию лучше, а работу сотрудников – эффективнее. Гордость за тех, кого принял на работу.

Минусы профессии

  1. Постоянное общение с людьми, причем с самыми разными. Рунет кишит байками эйчаров о неадекватных соискателях. Да что там – достаточно просто посмотреть некоторые резюме и то ли поплакать, то ли посмеяться от ужаса.
  2. Иногда бывает сложно донести до руководителя необходимость изменений в компании. Например, попробуйте доказать директору, что его любимчик стравливает коллектив и не приносит никакой пользы! А выбить средства из драгоценного бюджета, чтобы оплатить обучение отдела менеджеров прямо сейчас?
  3. Ответственность за происходящее в коллективе. Если рекрутер предложил кандидатуру неподходящего сотрудника – ему и отвечать, если тот накосячит.

Как стать менеджером по персоналу

В отличие от новых профессий (например, пикчера), на эйчаров учат и в вузах, и в колледжах. Во многих университетах есть направление “Управление персоналом”. Специальность “Менеджмент” тоже подойдет.

Если у вас нет профильного образования, но имеется опыт работы с людьми и вышка по психологии, экономике или социологии – тоже смело можете подавать резюме на желаемую должность. Конечно, потребуется опыт работы.

Наконец, можно отучиться на профильных курсах, которые в изобилии есть в интернете. Это могут быть онлайн и офлайн-курсы в центрах образования или при вузах. Вот некоторые из них:

  • Престиж (Московский центр образования “ПРЕСТИЖ”);
  • “Менеджер по персоналу” при Межрегиональной Академии промышленного и строительного комплекса;
  • “Менеджер по персоналу” при Российском институте профессионального образования;
  • “Управление человеческими ресурсами” при Современной научно-технологической академии.

Подобные курсы можно найти в каждом крупном городе – достаточно изучить предложения поисковиков.

Как сделать карьеру менеджеру по персоналу

Начнем с того, что устроиться на эту должность вообще не проблема. Отделы кадров или вакантная должность рекрутера или делопроизводителя есть практически во всех компаниях. Так что, если у вас есть соответствующие “корочки”, путь открыт!

Можно устроиться даже на удаленную работу. Так, по запросу “менеджер по персоналу” на ноябрь 2019 года из 4911 вакансий нашлось 342 предложения удаленной работы.

Если вы новичок, наиболее очевидный и простой способ начать карьеру – устроиться в небольшую компанию или кадровое агентство. Там вы на практике и в короткие сроки освоите все то, чему учили в институте. Также можно попробовать подать резюме в организацию покрупнее – например, помощником менеджера по персоналу или рекрутера.

В дальнейшем, совершенствуя профессиональные навыки и развиваясь, можно переходить в более крупные компании и агентства. Или строить карьеру в одной компании, поднимаясь по карьерной лестнице от младшего помощника до старшего менеджера. А то и до руководителя отдела.

Высшая ступень карьерной лестницы – переход в топ-менеджмент крупной компании. Например, на должность HR-директора. Либо открытие собственного рекрутингового агентства.

Сколько зарабатывает менеджер по персоналу

Сразу радует большое количество вакансий в открытом доступе. Работу найти легко – вкусные должности не разбираются по своим да нашим (ну разве что иногда).

Разброс зарплаты сами видите – от 40 до 110 тысяч в среднем.

Изучаем вакансии, делаем определенные выводы. В небольших и средних компаниях размер зарплаты составляет в среднем 40-60 тысяч рублей (это в крупных городах).

Если собираетесь претендовать на более высокую оплату, ознакомьтесь с требованиями. Вот какие навыки соискателя хотят увидеть в компании “Легион” (предлагают зарплату от 70 до 110 тысяч рублей).

требования к сотруднику

Требования к соискателю

Обратите внимание, что кандидату придется совмещать работу по всем трем специализациям: рекрутера (подбор персонала), кадрового делопроизводителя (ведение документации) и тренинг-менеджера (внедрение корпоративной культуры).

Тренинг-менеджер – чуть менее востребованная профессия. На момент написания статьи на том же сайте-агрегаторе нашлось более 3000 вакансий. Зарплаты по этой специализации в целом выше, что не может не радовать.

зарплата тренинг-менеджера

Весьма неплохо!

Заключение

Итак, если вы решили посвятить себя кадровой службе и стать менеджером по персоналу, перед вами открываются неплохие перспективы.

Получайте высшее образование или проходите курсы, устраивайтесь на первую работу и стройте карьеру! Возможно, встретимся на рабочем месте!

Многие бизнес компании заинтересованы в качественном подборе новых сотрудников, их быстрой адаптации к своей должности и среди коллег. Кроме того, чтобы команда не отставала от современных тенденций, сотрудникам необходимо обучение и развитие, а также комфортные условия работы, забота, мотивация и внимание к потребностям. За всем этим руководителю помогает следить менеджер по персоналу, или HR (эйчар) менеджер.

Собеседование нового сотрудника

Что такое HR и кто такой HR-менеджер

HR-менеджер – специалист, который занимается в основном работой в отделе кадров. От его стараний зависит эффективность деятельности всей фирмы. Менеджер по персоналу ищет и нанимает людей.

Обязанности и требования к HR-специалисту

Менеджер по подбору персонала имеет целый спектр обязанностей. Они подразделяются на такие блоки:

  • улучшение работы кадрового отдела;
  • системы управления сотрудниками;
  • содействие росту фирмы;
  • наем кадров;
  • премирование и штрафование работников;
  • обучение сотрудников, введение их в коллектив;
  • создание комфортной атмосферы в коллективе.

Задачи и функции менеджер по персоналу выполняет следующие:

  • участие в совещаниях;
  • контроль трат бюджета;
  • рассмотрение жалоб;
  • информирование руководства о конфликтах в коллективе;
  • участие в благотворительных мероприятиях;
  • консультации работников;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • контроль качества деятельности работников;
  • написание вакансий, проверка резюме, прием на работу;
  • отслеживание изменений на рынке труда;
  • решение задач и вопросов руководства;
  • расчет оплаты труда;
  • сотрудничество с профсоюзами;
  • обучение работников, проведение курсов;
  • распределение сотрудников по отделам;
  • ведение документации;
  • выбор стратегии развития фирмы;
  • обеспечение безопасности сотрудников;
  • участие в процедуре трудоустройства, заполнение документов;
  • планирование бюджета;
  • отчетность.

Отличия HR-менеджера от рекрутера

Менеджер по персоналу и рекрутер – это не одно и то же. Второй ответственен именно за наем сотрудников. После того как он набрал их, его обязанности считаются исполненными. Иногда рекрутер адаптирует людей в коллективе.

Такая должность в основном встречается в крупных фирмах или в компаниях, созданных недавно. Там, где основной коллектив еще не сформирован.

Должность эйчар-менеджера предполагает непосредственное взаимодействие со всеми работниками. Такой специалист берет на себя множество задач. В его обязанности входят и функции рекрутера. Понятие HR-manager является более широким.

Подводя итог, можно сказать, что рекрутер занимается именно подбором кадров. Менеджер к тому же занимается еще и созданием благоприятной обстановки в коллективе.

Кто такой сотрудник HR-специалист, отличия от рекрутера – видео

Как стать HR-менеджером

Чтобы стать human resource, нужно получить высшее образование. Специальность можно получить в сферах: социология, менеджмент, экономика. Также есть вариант прохождение платных или бесплатных курсов в интернете.

Бесплатное обучение в интернете

Где обучаться

  • управление человеческими ресурсами;
  • автоматизация процессов управления;
  • этика общения;
  • кадровая стратегия;
  • конфликтология;
  • кадровая служба;
  • организация труда;
  • мотивация труда.

Топ платных курсов в интернете на 2021 год

Карьерный рост

HR-менеджер – это человек, который обладает целым спектром профессиональных качеств. Вырасти до указанного специалиста можно и из другого профессионала, если руководство позволит вам сделать это.

Добиться карьерного роста в сфере HR непросто, но возможно, в особенности, если вы работаете в крупной фирме.

Ассистент менеджера получает небольшой спектр функций HR В основном придется вести документооборот и встречать сотрудников.

По мере накопления опыта специалист может перейти на другую HR-службу. Он начинает подбирать персонал и адаптировать его.

Затем можно перейти в HR-департамент и заниматься там не только подбором персонала, но и проведением различных тренингов.

5 главных качеств HR-менеджера – видео

Какие бывают специалисты HR

HR-департамент набирает специалистов разного уровня. Профессию управления персоналом могут получить сотрудники разного типа. Это и бизнес-тренеры, и рекрутеры, и менеджеры и т.п.

В одних компаниях работает только один человек, занимающийся human resources management. В других их несколько. Цели у таких сотрудников одни, а задачи разные.

HR-generalist

В сфере human resources management часто встречается такой специалист как HR-generalist. Так принято называть всех менеджеров по персоналу.

Указанная должность в сфере human resources management предполагает выполнение следующих задач:

  • наем сотрудников;
  • их оценка;
  • адаптация;
  • обучение;
  • развитие корпоративной культуры.

В зависимости от HR-компании обязанности специалиста могут меняться.

HR-менеджер

В сфере human resources management HR-менеджерами называют всех профессионалов, связанных с управлением персоналом:

  • рекрутер – специалист по подбору работников;
  • управляющий, совершающий полевое взаимодействие с сотрудниками;
  • специалист по кадровому делопроизводству;
  • корпоративный тренер, занимающийся обучением;
  • эйчар, который в сфере human resources management занимается или управлением целого отдела, или управляет несколькими сотрудниками.

HR-директор

В сфере HR-management есть и такая должность как HR-директор. Так называют топ-менеджера, занимающегося развитием компании через грамотный подбор персонала.

В его задачи входит обучение и мотивация сотрудников, формирование отношений в коллективе. Это уже не просто HR-assistant. В данном случае специалисту приходится оптимизировать процессы для решения задач бизнеса.

HR BP

Любой бизнес ориентирован на достижение определенных целей. HR BP – специалист (бизнес-партнер), взаимодействующий не только с рядовым персоналом, но и с руководителями. Его функции:

  • нанимать перспективных сотрудников;
  • мотивировать их;
  • удерживать в фирме.

Работу HR менеджером такого плана трудно переоценить. Специалист не только берет на себя функцию связи с персоналом, но и обеспечивает ему взаимодействие с бизнесом.

Сколько зарабатывают HR-менеджеры

В Москве HR-assistant зарабатывает на порядок больше, чем в других городах. Зарплата в столице составляет примерно 140 тысяч рублей. В других регионах hr assistant получает 40-60 тысяч.

Минимальная зарплата по РФ установлена почти одинаковая. Руководители в разных городах имеют практически равнозначную ставку.

Можно ли работать удаленно

Любой HR-ssistant может работать из дома. Для этого компания должна разрешить ему это.

Если HR-assistant ценится в фирме, или компания большая и менеджеров по персоналу требуется несколько, вполне нескольких сотрудников могут перевести на удаленку. В современных реалиях такая практика уже не кажется чем-то необычным.

Как работодателю найти хорошего HR-менеджера

Профессия HR предполагает наличие целого спектра качеств:

  • любовь к людям;
  • профессиональное образование;
  • опыт (не обязательно).

Многие фирмы ведут поиск на позицию менеджер HR, принимая во внимание указанные выше требования.

Но это не означает, что сотрудник должен обладать только ими. В отдел HR попадают специалисты, имеющие определенные личные качества:

  • уверенность в себе;
  • коммуникабельность;
  • многозадачность;
  • стремление к лидерству.

Сфера менеджмент HR не терпит ленивых и не обучаемых людей. Пригодится кандидату и ораторское мастерство.

Менеджер по работе с персоналом должен в идеале иметь все указанные качества. Чем занимается HR-отдел, определяет руководитель высшего звена.

Чтобы найти самого лучшего сотрудника службы по отделу кадров, на собеседовании рекомендуется задать ему целый спектр вопросов. Ответы на них позволят выявить специалиста, который будет обладать всеми необходимыми для развития бизнеса качествами.

Сами вопросы могут выглядеть примерно так:

  1. Что вы делали на последней должности для создания позитивной командной атмосферы?
  2. Расскажите мне о самом важном письменном отчете или презентации, которую вы закончили.
  3. Опишите самого сложного сотрудника, с которым вы работали, и расскажите, как с ним справились.
  4. Как вы решаете, с какими работодателями стоит иметь дело?
  5. Расскажите о случае, когда вам пришлось последовать решению, с которым вы не были согласны.
  6. Можете ли вы одновременно выполнять несколько задач?
  7. Что было для вас самым большим профессиональным разочарованием?
  8. Вы выступали публично?
  9. Вы когда-нибудь бросали работу? Почему?
  10. Как вы узнали о должности?
  11. Что вас интересует в этой работе?
  12. Какая ваша самая сильная сторона?
  13. Какой диапазон заработной платы вы рассматриваете?
  14. Что бы вы сделали в первые 30, 60 и 90 дней на работе?
  15. Каким профессиональным достижением вы больше всего гордитесь?
  16. Что бы бывшие коллеги сказали о сотрудничестве с вами?
  17. Какой вы видите свою карьеру через 3-5 лет?
  18. Почему мы должны вас взять на работу?
  19. Что вы чувствуете, когда кто-то критикует вашу работу?
  20. Кто ваши образцы для подражания и наставники?
  21. Расскажите, с чем вы боролись в начале своей карьеры, и как это преодолели.

Все эти вопросы ориентированы на выявление профессиональных качеств именно менеджера по персоналу.

Преимущества и недостатки профессии

Если вы стремитесь попасть в компанию HR-менеджером, вам будет полезно узнать о преимуществах профессии. Плюсы выделяются такие:

  1. Специалист по управлению персоналом – это престижно.
  2. Resource manager human имеет достаточно высокую заработную плату.
  3. Менеджер по кадрам постоянно самосовершенствуется.
  4. В его обязанность входит общение с большим количеством людей. А это может привести к полезным знакомствам.
  5. Работа предполагает развитие в интеллектуальном плане.
  6. Управление персоналом позволяет чувствовать, что вы приносите большую пользу фирме.

Есть и минусы. Из них стоит отметить:

Консультант, занимающийся работой в отделе по персоналу, должен не только грамотно подбирать кадры. Ассистент HR должен еще и способствовать тому, чтобы сотрудники работали эффективно, росли по карьерной лестнице.

Читайте также: