Кем является по профессии рассказчик в матренином дворе

Обновлено: 18.05.2024

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

1. От какого лица ведется повествование в рассказе:
а) от первого лица;+
б) от третьего лица;
в) двумя рассказчиками.

2. Какова функция экспозиции в рассказе?
а) познакомить читателя с главными героями;
б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;
в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим
событиям.+

3. Повествователь, внимательно описывая быт, говорил о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, которые вольготно живут в доме Матрёны и при этом:
а) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;
б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,
кто нуждался в её сострадании;+
в) показал подробности деревенского житья.

5. Что можно посчитать трагическим предзнаменованием событий, свершившихся в рассказе?
а) пропажу колченогой кошки;+
б) потерю дома и всего, что с ним связано;
в) разлад в отношениях с сёстрами.

6. Почему Матрёна рассказала Игнатичу историю своей жизни?
а) так как ей не с кем было поговорить;
б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;+
в) потому что хотела, чтобы её пожалели.

7. Несмотря на недолгое знакомство с Матрёной, автор смог почувствовать её характер. Она была:
а) добрая, деликатная, отзывчивая;+
б) замкнутая, неразговорчивая;
в) хитрая, меркантильная.

8. Какой смысл у названия рассказа?
а) рассказ назван по месту действия
б) Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира
в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в русской деревне+

9. В какой момент автор почувствовал суть русской души Матрёны?
а) ходила за святой водой на Крещение;
б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;+
в) согласилась отдать горницу на слом.

10. Какова основная тема рассказа?
а) месть Фаддея Матрёне;
б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.+

13. Какова основная идея рассказа?
а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень
б) трагическая судьба деревенской женщины
в) утрата обществом духовных и нравственных основ+
г) отображение типа чудака в русском обществе

14. Образ главной героини –
а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других
б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха
в) праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности+
г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

16. Почему Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице?
а) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;
б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;
в) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.+

17. Какой год описывается в рассказе?
а) после революции
б) после Отечественной войны
в) 1953 год
г) 1956 год+

18. При изображении плача родственниц по погибшей Матрёне, автор:
а) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;
б) показывает трагичность событий;
в) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.+

20. Игнатич поселился в Тальново, в надежде отыскать патриархальную Россию:
а) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;+
б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;
в) и остался жить там навсегда.

II вариант.

2.Фамилия у Матрены:
а) Григорьева+
б) Васильева
в) Фадеева
г) Ефимова

3. Причина, по которой рассказчик решил поселиться в селе Тальново?
а) Рассказчика сюда направили по распределению;
б) Мужчине хотелось пожить где-то подальше от городской суеты;+
в) У рассказчика здесь жили дальние родственники;
г) Мужчину привлекла возможность устроиться здесь на хорошо оплачиваемую работу.

4. О чем Матрена рассказала повествователю?
а) О том, как во время пожара спасла маленького ребенка;
б) О том, как помогала строить плотину на реке;
в) О том, как, схватив за узду, остановила испуганного коня;+
г) О том, как получила орден за то, что была ударницей труда.

6. Что связывало Матрену и Фаддея Мироновича?
а) Женщина должна была выйти замуж за Фаддея, но вышла за его брата;+
б) Матрена была крестной матерью детей Фаддея;
в) Фаддей был мужем сестры Матрены;
г) Фаддей был троюродным братом Матрены.

7. Кому по завещанию Матрены должна была достаться горница?
а) Сыновьям Фаддея;
б) Воспитаннице Кире;+
в) Рассказчику;
г) Своей сестре.

8. Для чего Кире срочно понадобилось перевозить часть дома Матрены?
а) Кира собиралась присоединить горницу Матрены к дому родителей;
б) Кира хотела разобрать горницу на строительные материалы для строительства собственного дома;
в) Кире дали участок, на котором нужно было поставить какую-то постройку;+
г) Кира собиралась продать горницу и получить наследство деньгами.

9. Как умерла Матрена?
а) Матрена сильно заболела после отделения горницы, слегла и через несколько дней умерла;
б) Матрену покалечила испуганная лошадь;
в) На сани с горницей, которую Матрена помогала везти, налетел паровоз;+
г) Матрена умерла от старости.

10. Кто из пришедших на похороны Матрены искренне горевал по ней?
а) Сестры Матрены;
б) Сыновья Фаддея;
в) Фаддей и его крестник;
г) Кира и жена Фаддея.+

13. Выберите, какое из утверждений о Матрене верно:
а) любила Ефима, вышла за Фаддея
б) любила Фаддея, вышла за Ефима+
в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла
г) никогда никого не любила

15. Определите, где без вести пропал муж Матрены?
а) на Первой мировой войне
б) в Гражданскую войну
в) в годы Финской войны
г) в годы Великой Отечественной+

16. Кем работал Матренин постоялец?
а) почтальоном
б) председателем
в) ветеринаром
г) учителем+

17. Вспомните, где рассказчик познакомился с Матреной?
а) В гостях у друга;
б) На базаре;
в) В поле;
г) Нет правильного ответа+

18. Кто является рассказчиком?
а) автобиографический персонаж+
б) сосед Матрены
в) Фаддей
г) Кира

20. Что из ниже перечисленного о Матрене не верно:
а) вечно она в мужичьи дела мешалась
б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь
в) горницу отдала воспитаннице Кире
г) дом отдала воспитаннице Кире+

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

А) полностью достоверен и автобиографичен;

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

А) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни?

Кем хотел работать рассказчик в деревне?

А) главной героини – Матрёны

Б) автора-повествователя – Игнатича

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

1. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна?

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

Чем кормила Матрёна своего жильца?

Каково первоначальное (авторское) название рассказа?

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне, автор:

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку?

Кто такая Кира?

В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит?

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

Назовите полное имя Матрёны.

Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире?

О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне?

Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены?

Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

Напишите, какой была судьба Матрены.

Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни?

Почему у Матрены не было детей?

О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

Что завещала Матрена?

Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

5. Как проявляется авторская оценка героини?

а) в художественных деталях

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

г) прямая авторская оценка

д) внутренние монологи героини

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

1) романтизма 2) сентиментализма 3) классицизма 4) реализма

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Каково первоначальное название рассказа?

1) автор 2) рассказчик, 3) писатель

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

3 - О русской печке.

Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

Воспитанница

Вариант 7

Именно он дал ему такое название.

Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Козе.

Об электричестве.

Работа.

Пропал котелок со святой водой.

Григорьева Матрёна Васильевна.

Горницу.

2. г) 1956 год

Романсы Глинки.

Метель.

В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

Краткое содержание Матрениного двора Александра Солженицына

Работу над рассказом А. Солженицын начал летом 1959 года. В это время писатель находился в посёлке Черноморском в Крыму, куда приехал по приглашению своих друзей. Рассказ был окончен в декабре 1959 года.

Фото Матрениного двора

Игнатич поселился в избе, хозяйку которой звали Матрёна Васильевна. Рассказчик сразу заинтересовался этой женщиной. Он хочет знать о Матрёне больше. Однако хозяйка не торопится рассказывать о себе, считая, что такому человеку, как её новый постоялец, будет совершенно неинтересна судьба простой русской бабы. Но со временем Матрёна Васильевна всё-таки решается рассказать о своей жизни. То, что поведала женщина, удивило и поразило рассказчика. Игнатич уверен, что в судьбе Матрёны есть особенный смысл, который не замечают окружающие.

Матрёна Васильевна потеряла мужа ещё в начале войны. Он пропал без вести. Женщина считает, что ей повезло с супругом. Он никогда её не бил, что для деревни очень большая редкость. Матрёна признаётся, что не любила мужа так, как любил её он. Игнатич узнаёт, что его новая знакомая должна была выйти замуж за Фаддея, старшего брата её супруга. Но Фаддей давно пропал, уйдя на фронт в Первую мировую войну. Женщину выдали замуж за Ефима, младшего брата. Через некоторое время внезапно возвращается Фаддей. Оказалось, что всё это время старший брат был в венгерском плену.

В конце рассказа читатель узнаёт о смерти Матрёны. Женщина завещала свою избу приёмной дочери. Однако Фаддей решил не дожидаться, пока Матрёна умрёт, и забрал избу. Помогая брату мужа перевезти свой дом, женщина погибла. На похоронах родственники оплакивают Матрёну Васильевну, но делают это только по обязанности. На самом деле все эти люди ожидают окончательного раздела имущества.

Характеристика персонажей

Рассказчик Игнатич

Человек, защищавший отечество, оказался в тюрьме, вернувшись на родину. Игнатич прошёл множество суровых испытаний на своей родной земле. Всюду на него смотрят, как на предателя, презирают. Единственным выходом становится бегство в деревню. Рассказчик уверен, в глубинке его никто не обидит. Он не желает для себя ничего, кроме тишины и покоя.

В Матрёне Васильевне Игнатич находит женщину, которой, возможно, ему не хватало всю его жизнь. Как и сама Матрёна, рассказчик уже не молод. Он не нуждается в страстях и пылких чувствах. Игнатичу гораздо важнее духовная близость и человеческое тепло.

Матрёна Васильевна

Главная героиня рассказа также не является вымыслом. Матрёна Васильевна действительно существовала. В рассказе она упоминается под фамилией Григорьева. В реальной жизни её фамилия была Захарова. Описанные события произошли в деревне Мильцево. В доме, где жила женщина, планировалось открыть музей. Однако в 2012 году он сгорел. Среди наиболее вероятных причин пожара называют поджог. В 2013 году здание было восстановлено. В нём, как и планировалось, открыли музей.

Автор искренне восхищён главной героиней. Всю свою жизнь эта мужественная женщина посвятила другим людям, работая на соседей и на колхоз. За свой нелёгкий труд Матрёна никогда не просила денег. По своей физической силе главная героиня превосходит даже мужчин. Она способна остановить на скаку коня, чего не может сделать никто из её односельчан мужского пола.

Ещё больше восхищает автора сила духа этой женщины, потерявшей сначала детей, а затем и мужа. Рассказчик постепенно приходит к выводу о том, что не люди и обстоятельства заставляют Матрёну жертвовать собой. Главная героиня от природы альтруистична. Она просто не умеет и не хочет жить для себя, в ней нет и тени эгоизма. Не имея потребности брать, Матрёна Васильевна имеет непреодолимую потребность отдавать. Она непременно должна раствориться в чьей-то жизни, подарить кому-то всё самое лучшее, что есть в ней самой.

Коня на скаку остановит…

Рассказчиком не случайно упоминается необычная способность Матрёны Васильевны останавливать на скаку коня. Это одна из способностей, которой, согласно поговорке, должна обладать каждая русская женщина. Матрёна Григорьева, как и её прототип, является воплощением такой женщины.

Горе России
Духовная и физическая слабость мужского населения страны породила совершенно особенных женщин, встретить которых можно только в России. Рассказчик сочувствует всем россиянкам в лице главной героини. Большинство из них проживает далеко не идеальную, полную лишений, мучений и страданий жизнь. Именно на этих хрупких, измученных работой созданиях и держится вся страна.

Российские женщины с давних пор были единственной опорой земли русской. Рассказчик с горечью отмечает, что эта роль досталась слабому полу, а не мужчинам. Даже в названии рассказа упомянута женщина, хозяйка. Не меньшее сожаление у рассказчика вызывает и тот факт, что за свой ежедневный подвиг женщины не получают даже благодарности. Вместо этого им нередко достаются побои и оскорбления.

В своем романе В своем романе “В круге первом” Александр Солженицын описывает нечеловеческое отношение к заключенным в советских тюремных лагерях, несправедливое отношение и насилие, которое неизменно процветало в стране во все времена.

Предлагаем вам прочитать биографию Александра Солженицына, автора многих документальных романов, к написанию которых его подтолкнули страдания и преследования на родине, человеческое горе и безнаказанность тех, кто управляет страной.

Тем не менее, сочувствие рассказчика не следует путать с унизительной жалостью. Русские матрёны этого не заслуживают. Сильные и щедрые, они достойны поклонения и любви. Жалость заслужили их мужья, отцы и братья. Мужчин стоит пожалеть хотя бы потому, что они не способны оценить своих жён, дочерей и сестёр.

Читайте также: