Кейс задача 1 изучить должностные обязанности сотрудников отделов

Обновлено: 16.05.2024

3 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 5 Тема 1. Эволюция менеджмента. 7 Кейс 1. Свод законов Хаммурапи. 8 Кейс 2. Школа чиновников в Древнем Египте. 9 Кейс 3. Правила экономии движений Кейс 4. Рестрикционизм по-русски Тема 2. Организация и менеджеры Кейс 5. Достойный кандидат Кейс 6. Качества идеального менеджера Кейс 7. Слишком умные сотрудники Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации Кейс 8. Форд и Слоун Кейс 9. Японская кухня в России Тема 4. Социальная ответственность и этика Кейс 10. Обратная сторона социальной ответственности Кейс 11. Выгода или этика? Кейс 12. Дореволюционные заповеди российского бизнеса Кейс 13. Долг платежом красен Тема 5. Коммуникации и управление Кейс 14. Бутики Христодара Кейс 15. Управление коммуникациями в корпорации Кейс писем в день или как найти время на работу Тема 6. Принятие управленческих решений Кейс 17. Принцип Парето Кейс 18. Задача и решение Кейс 19. Алгебра благоразумия Бенджамина Франклина Кейс 20. Плюс-Минус-Интересно Кейс 21. Нестандартное решение Тема 7. Планирование как функция управления Кейс 22. Установление целей на городской телефонной станции Кейс 23. Страна Сафари Кейс 24. Ошибка в планировании Тема 8. Организация взаимодействия и структура организации Кейс 25. Структура металлургической компании Кейс 26. Египетская бюрократия Кейс 27. Инструкция визиря Рехмира

7 Тема 1. Эволюция менеджмента 1. Истоки современной управленческой науки. 2. Развитие экономики и эволюция управленческих отношений. 3. Подходы к управлению различных научных школ. 4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. 5. Истоки проблем современного менеджмента. Человечеством накоплен большой опыт применения менеджерских методов в самых разнообразных странах и культурах. Менеджеру полезно иметь представление о результатах теоретических исследований и понимать социально-исторический контекст менеджмента. В данном разделе предлагаются ситуации, которые помогут лучше понять факторы, воздействующие на формирование практики менеджмента, которая, в свою очередь, способствовала разработке тех или иных концепций. Рекомендуемая литература Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. / А. И. Кравченко. 3-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, с. Маршев, В. И. История управленческой мысли : учеб. / В. И. Маршев. МГУ им. М. В. Ломоносова. М. : Инфра-М, с. Основы менеджмента : учеб. для студентов вузов / Н. Д. Эриашвили [и др.]; под ред. И. В. Бородушко, В. В. Лукашевича. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, С Семёнова, И. И. История менеджмента / И. И. Семёнова. М. : ЮНИТИ- ДАНА, с. Тихомирова, О. Г. Менеджмент организации: теория, история, практика : учеб. пособие / О. Г. Тихомирова, Б. А. Варламов. М. : НИЦ Инфра-М, С Тураев, Б. А. История Древнего Востока. Т. 1 / Б. А. Тураев. Л. : С

8 Кейс 1. Свод законов Хаммурапи 1 Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. Так, свод законов Хаммурапи не только регулировал правовые основы жизни граждан, но и являлся свидетельством возникновения первых зачатков управления. Согласно своду этих законов, родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с любовником, то её бросали в воду; а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстрижением височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол, за злословие на родителей отрезали язык, за побои отрубали руку. Муж ничего не получал из приданного покойной жены оно принадлежало детям. Напротив, вдове возвращали её приданое и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми. Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За воровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также её покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому 5, но за неудачную лишался рук. Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор подвергается казни; если погибает сын хозяина, казнят сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производится архитектором. Те же принципы действуют в отношении корабельщиков и представителей других профессий. Кодекс законов Хаммурапи рассматривает проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он гарантирует права всем замужним женщинам на личную безопасность, в нём полностью отсутствует правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам. 1 Источник: Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Кравченко. М. : Академический Проект, С

12 гольфа или забивание гвоздя; пример контролируемого процесс писания (мускулы большого и других пальцев противопоставлены друг другу). 8. Работа должна быть налажена так, чтобы обеспечивался лёгкий и естественный ритм движения. Инструменты должны быть расположены в пределах естественной досягаемости, то есть так, чтобы работа осуществлялась с помощью наименее сложных движений. 9. Должно быть надлежащее освещение. 10. Высота рабочего места и сиденья должна позволить рабочему принять удобную позу и дать ему возможность стоять или сидеть по желанию. 11. Не следует делать руками то, что может быть сделано с помощью зажимов или приспособлений, приводимых в движение ногой. 12. Там, где возможно, следует использовать сочетание двух или более инструментов. Вопросы для работы с кейсом 1. Как вы относитесь к такому тщательному контролю и регламенту движений рабочего? Не может ли это быть в некоторых случаях причиной демотивации работника? 2. К какому типу движений баллистическому или контролируемому относятся: кладка кирпича, копание лопатой, перенос тяжестей, перевозка гружёной тачки? 3. В каком порядке (пределе досягаемости) на столе учёного должны быть расположены писчая бумага для заметок, авторучка, книги, ножницы, клей, настольная лампа? 4. Какие движения рабочего следует называть естественными: руки двигаются в разных направлениях; руки двигаются в одном направлении с разной скоростью; противоположное и симметричное движение? Кейс 4. Рестрикционизм по-русски Одной из самых важных проблем, возникающей перед социологией менеджмента, является рестрикционизм сознательное ограничение нормы выработки. Решение этой проблемы позволит ответить на один из центральных вопросов управления: почему люди могут (по своей квалификации, умственным и физическим способностям), но не хотят (низкая заинтересованность, отсутствие мотивации) эффективно трудиться. Над решением задачи работали не только зарубежные (Ф. Тейлор, Э. Мэйо), но и отечественные (А. Гастев, А. Журавский) учёные. 12

19 Институт диагностики менеджмента (Гамбург, Германия) предлагает такой перечень требований к менеджеру: - умственные способности: способность давать оценки, творческое, комплексное, системное, аналитическое мышление; - отношение к окружающим: контактность, коммуникабельность, сила убеждения, настойчивость, сотрудничество, способность работать в команде; - личные качества: интересы, мотивация, стремление к успеху, гибкость, общительность, надёжность; - отношение к труду: восприятие нагрузки, инициатива при принятии решений, способность к планированию, организованность. В США (Институт Гэллапа) выделяют пять основных требований: - знание дела; - здравый смысл; - уверенность в собственных силах; - высокий общий уровень развития; - способность доводить начатое до конца. На сегодняшний день специалистами иностранных оценочных центров разработаны от 30 до 100 требований к современным менеджерам. Но в мире нет человека, который бы обладал всеми качествами, сформулированными в этих списках. В то же время тысячи менеджеров работают успешно, обеспечивая высокую результативность организаций. Это объясняется, во-первых, способностью индивидов при определённых обстоятельствах компенсировать отсутствие или неразвитость одних черт другими и, во-вторых, постоянным самосовершенствованием. Вопросы для работы с кейсом 1. Перечислите основные факторы, оказывающие влияние на требования к качествам менеджера? 2. Как вы считаете, каковы основные требования к качествам менеджера в России на сегодняшний день? 3. Может ли один менеджер совмещать в себе все необходимые на сегодняшний день качества руководителя? 4. Как вы считаете, хорошими руководителями рождаются или становятся? (Можно ли научиться быть руководителем или для этого необходимы врождённые качества?) 19

21 вать нового руководителя на устойчивость. В процессе обсуждения эти сотрудники, как бы случайно, демонстрировали начальнику свои компетенции и учёность. Стремились подчеркнуть, что новый босс в некоторых вопросах недостаточно подготовлен. Они выходили за пределы тематики повестки дня, абстрагировались от конкретных вопросов, превращая рабочее совещание в КВН, причём достаточно корректно и без личных оскорблений. Они на троих разыгрывали как бы случайные сценки публичной порки как по нотам. Поначалу новый руководитель попытался сражаться с этими оппонентами их же оружием. Он и сам недавно защитил диссертацию и обладал полемическим талантом. Но трудно победить, когда трое против одного. Да и другие сотрудники их уже начинали поддерживать. Таким образом, новый руководитель к завершению своего испытательного срока оказался в тупике. Его не беспокоила аттестация, большой босс уже одобрил его текущую работу. Но что делать дальше, как проводить изменения? Он отчаянно нуждался в консультациях и рекомендациях. Вопросы для работы с кейсом 1. Насколько благоприятное впечатление на вас производит новый начальник в предлагаемой ситуации? 2. Какие роли менеджера, согласно теории Минцберга, в первую очередь взял на себя новый руководитель? 3. Какие качества нового шефа вы считаете наиболее важными? 4. Увидели ли вы у нового руководителя качества, препятствующие его работе? Есть ли качества, которых, по вашему мнению, ему не хватает? 5. Почему молодость нового шефа стала препятствием в его работе, несмотря на его высокие профессиональные качества? 6. Что вы посоветовали бы этому руководителю? Тема 3. Внутренняя и внешняя среда организации 1. Внутренняя среда организации, её характеристики. Влияние среды на личность и поведение 2. Внешняя среда организации, её характеристики 3. Факторы внешней среды прямого воздействия. 4. Факторы внешней среды косвенного воздействия. 21


С помощью этого кейса Вы сможете проверить, как кандидат умеет собирать инфор­мацию и использовать ее. Предполагается, что в описанной ситуации он должен взять на себя ответственность и принять решение о дальнейшей карьере сотрудника. В кейсе присутствует еще один участник – вышестоящий руководитель. Возможно, соискатель учтет мнение руководителя и будет действовать соответственно. Но вот верно ли будет такое решение?

Для чего: для оценки управ­ленческих компетенций:

  • навыка сбора информации о личностных и профессиональ­ных компетенциях;
  • умения анализировать, про­водить исследования, прогнози­ровать, делать верные выводы;
  • способности расставлять приоритеты и отсеивать незначи­тельные для решения детали.

Кому давать кейс:

претен­дентам на должность менеджера, руководителя отдела по разви­тию персонала.

Ситуация

Сотрудников отдела трое, и они работают в различных подразделениях, выполняя рутинную и бумажную работу, фиксируют ритмы труда сотрудников, делают фотографию рабочего места, считают, сколько фактических часов вырабатыва­ет каждый сотрудник. По сути их работа четко регламентирована и хорошо организована, поэтому Вам не нужно постоянно делать промежуточные проверки.

Они отчитываются перед Вами раз в месяц и подают готовые переработанные данные. Ваш непосредственный руководитель – заслуженный и добро­совестный человек, который скоро уходит на пенсию, о чем он не раз говорил.

Конечно, его принципы и методы управления кол­лективом уже не отвечают требованиям современности, но ра­бота отдела не вызывает нареканий со стороны главы компании. К тому же он смело полагался на самодостаточных сотрудников, которые обладают хорошими аналитическими способностями.

Один из сотрудников хочет поговорить с Вами по поводу плана своего карьерного развития. Вы не очень хорошо с ним знакомы, просто иногда сталкивались на работе и знаете, как его зовут и в ка­ком отделе он работает.

Вы подняли его личное дело и выяснили, что этот работник обладает очень высокой квалификацией, но интроверт, неохотно дает рекомендации и не принимает активного участия в решении задач отдела. У Вас сложилось впечатление, что предпосылок к высокому карьерному развитию у коллеги нет.

Вопросы и задания

Вам нужно получить о сотруднике как можно больше информа­ции. Какие источники Вы используете?

Руководитель, который вскоре уходит на пенсию, настоя­тельно рекомендует Вам продвигать сотрудника. Ваши точки зрения не совпадают, так как то, что Вы называете безыни­циативностью, руководитель принимает за уравновешенность и сдержанность. Как Вы отнесетесь к позиции руководителя?

Аргументируйте свое решение.

Вариант ответа

1. Соискатель придерживается мнения, что совета вышестоящего руководителя вполне достаточно. Если он видит в характеристиках работника по­ложительные черты, это является основанием для повышения. Не всякая работа требует инициа­тивы, поэтому судить о сотруднике, есть такое качество или нет, не следует.

Объяснение позиции

Одного источника информации о сотруднике недостаточно. Чтобы оценка не была субъективной, нужно получить сведения о человеке с нескольких сторон. Можно согласиться с мнением соискателя, что для выполнения операционных, рутинных задач сотрудникам не нужно быть инициативными. Однако отсутствует анализ ситуации и не предложено решение.

Вариант ответа

2. Соискатель считает, что на одно только мнение руководителя не стоит полагаться, так как его методы управления уже устарели. Нужно обратиться к коллегам и сотрудникам отдела организации трудовой деятельности, чтобы получить как можно больше информации о сотруднике, перспективным с точки зрения руководителя. Только после этого делать вывод, на какую позицию этот сотрудник может претендовать.

Объяснение позиции

Прослеживается умение собирать информацию и анализировать. Однако основой для принятия решения должны быть способности сотрудника, а не мнение о нем коллег.

Вариант ответа

3. Соискатель предлагает прежде всего уточнить, видит ли себя сам сотрудник на вышестоящей должности или в новых проектах. Речь в кейсе идет не о повышении, а о плане развития, которое может быть и вертикальным и горизонтальным. Может быть, руководитель прав и работника можно характеризовать как спокойного и ответственного исполнителя, а не безынициативного. Тогда ему можно предложить повышение квалификации. Для начала нужно провести тестирование, оценить потенциал сотрудника, а потом составлять план карьерного роста.

Объяснение позиции

Дан наиболее полный ответ. Учитывается первоисточник информации – сам сотрудник. Прослеживаются навыки сбора информации о личностных и профессиональных компетенциях претендента на карьерное развитие. Соискатель анализирует источники информации и верно выделяет наиболее приоритетные, проводит исследования.

Надеюсь моя заметка Вам поможет и Вы сможете правильно сделать выбор сотрудника или получить отличную оценку.

Читайте также: