Какой нормативный правовой акт следует применять в случае противоречий между трудовым кодексом и ржд

Обновлено: 05.05.2024

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Трудовое законодательство состоит из ТК РФ и всех других ФЗ, а так же указов президента и постановлений правительства, которые так или иначе относятся к вопросу трудовых отношений. Сущность всей совокупности законов и иных нормативных актов должна находиться в соответствии с правовыми принципами и нормами основного закона, которым является Конституция страны.

Комментарии к ст. 5 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Посредством постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтруда России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Трудовой кодекс выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Задайте вопрос юристу:

Ключевые изменения в трудовом законодательстве и судебной практике 2021 года

Посмотрим на ключевые изменения.

1. Ввели новые форматы удаленной работы. Наряду с постоянной дистанционной работой появились: 1) временная сроком до 6 месяцев; 2) комбинированная, при которой работники чередуют свое нахождение в офисе работодателя и вне его (ч. 2 ст. 312.1 ТК); 3) экстренная, когда работники переводятся на удаленную работу без их предварительного согласия в исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части (ст. 312.9 ТК). Эти изменения окажутся полезными не только в период пандемии, но и после нее. Раньше работодатели прописывали такие форматы, как разъездной характер работы, обязанность исполнять поручения работодателя о явке в офис. Это все остается, но теперь можно в законном порядке устанавливать работникам график работы удаленно и в офисе.

3. Уточнили порядок использования УЭЦП при обмене документами в электронной форме. Прежде, если работник и работодатель обменивались электронными документами, их нужно было подписать УЭЦП. Причем не конкретизировалось, какие документы надо было обязательно подписать, а какие нет. Это вызывало много вопросов, особенно при возникновении конфликта между работником и работодателем. Чаще стороны игнорировали указанное требование и передавали скан-копии документов по электронной почте, а оригинал направляли обычной почтой. В связи с этим у судов возникал вопрос, можно ли считать датой получения работником, например, уведомления о запросе объяснений по электронной почте исключительно дату получения оригинала обычной почтой. Если оригинал не направлялся, работники оспаривали такие документы ввиду неподписания их УЭЦП.

Теперь этот вопрос урегулировали. Конкретизирован исчерпывающий печень документов, которые должны быть подписаны УКЭП работодателя и УКЭП или УНЭП работника при обмене ими в электронном виде: трудовой договор, дополнительное соглашение к трудовому договору, договор о материальной ответственности, ученический договор о получении образования без отрыва или с отрывом от работы, а также дополнительные соглашения при внесении изменений в эти договоры (ч. 1 ст. 312.3 ТК). В остальных случаях работодатель сам определяет, как будет подтверждаться достоверность документа, направленного в электронном виде. Порядок может быть установлен в локальном нормативном акте работодателя.

4. Изменили основания увольнения работников. На мой взгляд, изменения эти не очень удачные. Работодателю сложнее контролировать исполнение трудовых обязанностей дистанционными работниками. Раньше он мог предусмотреть дополнительные основания увольнения, и это ограничивало возможность злоупотреблений со стороны работников. Теперь ст. 312.8 ТК устанавливает два основания прекращения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя (в дополнение к общим основаниям увольнения, предусмотренным ст. 77 ТК):

  • работник не выходит на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд;
  • работник, работающий на постоянной дистанционной работе, изменил местность выполнения трудовой функции, и это повлекло невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

Электронный документооборот между работником и работодателем

Электронный документооборот в сфере трудовых правоотношений (ЭДО) – инструмент не новый. Он уже несколько лет активно используется компаниями. Но на законодательном уровне урегулирован он не был. В ноябре 2021 г. в Трудовой кодекс внесли поправки, закрепляющие порядок внедрения ЭДО между работником и работодателем 1 .

Что такое ЭДО?

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений – это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (ч. 1 ст. 22.1 ТК).

Какими документами можно обмениваться посредством ЭДО?

Работник и работодатель могут обмениваться любыми документами, в отношении которых предусмотрено их оформление на бумажном носителе либо ознакомление с ними работника или лица, поступающего на работу, в письменной форме, в том числе под роспись (ч. 2 ст. 22.1 ТК).

Какими документами нельзя обмениваться посредством ЭДО?

Определен исчерпывающий перечень таких документов (ч. 3 ст. 22.1 ТК):

  • трудовые книжки и формируемые в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников;
  • акт о несчастном случае на производстве;
  • приказ (распоряжение) об увольнении работника;
  • документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда.

Какую систему ЭДО использовать?

Переход на ЭДО – право или обязанность?

Для работодателя переход на ЭДО является правом, а не обязанностью. Такое решение принимается исходя из внутренних организационных потребностей компании.

Работник, имеющий трудовой стаж на дату 31 декабря 2021 г., может отказаться от перехода на ЭДО. В этом случае работодатель обязан вести с ним документооборот в письменной форме. Санкции в виде увольнения или отказа в приеме на работу за нежелание переходить на ЭДО применяться к таким работникам и соискателям не могут. Это положение введено в первую очередь в интересах работников старшего поколения, которым может быть неудобно использовать ЭДО.

Работник, который принят на работу после 31 декабря 2021 г. впервые (не имеет трудового стажа), не может отказаться от ЭДО, который уже внедрен в компании или будет введен позже. Предполагается, что можно будет уволить такого работника или отказать такому соискателю в приеме на работу в случае нежелания использовать ЭДО.

Как внедрить ЭДО в компании?

Работодатель внедряет ЭДО путем принятия локального нормативного акта (ч. 2 ст. 22.2 ТК). Ознакомление лица, поступающего на работу, с таким актом может осуществляться в электронной форме (ч. 11 ст. 22.2 ТК). Предполагается, что работники, которые на момент внедрения ЭДО работают в компании и до 31 декабря 2021 г. уже имели стаж работы, с локальным нормативным актом об ЭДО знакомятся в письменной форме. Согласие на использование ЭДО от работников, имеющих стаж работы до 31 декабря 2021 г., нужно получить также в письменной форме (ч. 5 ст. 22.2 ТК).

Локальный нормативный акт об ЭДО должен содержать (ч. 2 ст. 22.2 ТК):

  • сведения об информационной системе, с использованием которой работодатель будет осуществлять электронный документооборот;
  • порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости);
  • перечень документов, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
  • перечень категорий работников, перешедших на электронный документооборот;
  • срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, а также сведения о дате введения электронного документооборота, устанавливаемой не ранее дня истечения срока указанного уведомления.

Локальный нормативный акт об ЭДО может содержать (ч. 3 ст. 22.2 ТК):

  • сроки подписания работником электронных документов или ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
  • порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота (при необходимости);
  • случаи, при которых допускается оформление документов, определенных абз. 4 ч. 2 ст. 22.2 ТК, на бумажном носителе;
  • процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников или выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).

Список этот неисчерпывающий.

В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части, работодатель и работник, не осуществляющие взаимодействие посредством ЭДО, вправе обмениваться документами в форме электронного документа или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов) с последующим представлением документов на бумажном носителе. В такой ситуации работодатель также должен принять локальный нормативный акт, в котором будет закреплен порядок временного обмена документами (ч. 13 ст. 22.3 ТК).

Как подписывать документы?

Исключительно усиленной квалифицированной электронной подписью подписываются (ч. 1 ст. 22.3 ТК):

  • трудовой договор и изменения к нему;
  • договор о материальной ответственности и изменения к нему;
  • ученический договор и изменения к нему;
  • договор о получении образования без отрыва или с отрывом от работы и изменения к нему;
  • приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания;
  • уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Для подписания остальных документов стороны могут использовать как усиленную квалифицированную электронную подпись, так и иные способы, позволяющие идентифицировать личность подписавшего работника (ч. 5 ст. 22.3 ТК):

  • усиленная неквалифицированная электронная подпись, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства;
  • простая электронная подпись.

Какие расходы несет работодатель?

Работодатель несет расходы на создание и эксплуатацию информационной системы; на создание, использование и хранение электронных документов (ч. 8 ст. 22.1 ТК); на получение работником электронной подписи и ее использование (ч. 12 ст. 22.2 ТК).

Электронные трудовые книжки

Наиболее важное нововведение состоит в том, что работодатель после 31 декабря 2020 г. не оформляет бумажные трудовые книжки для работников, впервые устраивающихся на работу. Работники не могут требовать вести трудовые книжки в порядке ст. 66 ТК.

Сроки взыскания компенсации за причиненный работнику моральный вред

Трудовой кодекс предусматривает сроки исковой давности для подачи в суд исков (ст. 392 ТК):

  • о взыскании задолженности по заработной плате и иным причитающимся работнику выплатам – 1 год со дня установленного срока выплаты;
  • о восстановлении нарушенных прав (например, об отмене дисциплинарного взыскания – замечания или выговора) – три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
  • об отмене приказа об увольнении и восстановлении в должности – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении, выдачи трудовой книжки или предоставления ему в связи с увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.

В 2021 г. ст. 392 ТК дополнена положением, позволяющим обращаться в суд с дополнительным заявлением о компенсации морального вреда в течение трех месяцев с момента вступления в силу судебного акта, которым нарушенные права работника были восстановлены 2 . Ранее работники должны были заявлять такое требование одновременно с основным иском.

Изменение подхода судов к разрешению трудовых споров, связанных с увольнением работников

В 2021 г. сильно изменился подход судов к разрешению споров о признании незаконным увольнения и восстановлении в должности работников. В основном эти споры связаны с увольнениями по инициативе работодателя, но попадаются и судебные акты, которыми восстановлены в должности работники, уволенные по собственному желанию (по собственной инициативе).

1. Дисциплинарные увольнения (неоднократное нарушение трудовых обязанностей работником и однократное грубое нарушение трудовых обязанностей).

Суды стали в обязательном порядке обращать внимание:

  • на процедуру увольнения – малейшая ошибка в этой процедуре приведет к отмене приказа 3 ;
  • на соразмерность взыскания – помимо доказательств совершенного работником нарушения и соблюдения процедуры увольнения работодатель должен представить доказательства обоснованности применения взыскания в форме увольнения вместо менее строгого 4 ;
  • на множественность дисциплинарных взысканий. Причем применение нескольких взысканий до увольнения за неоднократное нарушение трудовых обязанностей работником еще не доказывает состава неоднократности. Суды интерпретируют это как намеренные действия работодателя, направленные на увольнение работника за неоднократное нарушение трудовых обязанностей 5 .

2. Сокращение.

Суды стали гораздо строже оценивать процедуру сокращения.

  • Предложение вакансий.
    • Важно предложить вакансию всем сотрудникам, подпадающим под сокращение. Выбор в пользу одного повлечет отмену приказа. Если несколько работников претендуют на вакансию, выбор делается с учетом положений ст. 179 ТК о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников 6 .
    • Предлагать вакансии нужно не только в местности, где работник работает (такого подхода суды придерживались ранее), но и в других местностях, особенно если в трудовом договоре не определено место работы или установлен разъездной характер работы 7 .
    • Предлагать необходимо все вакантные должности, соответствующие квалификации увольняемого работника, и нижестоящие должности. При этом должностная инструкция к должности должна быть обоснованна (например, не должно быть прописано знание иностранного языка, если фактически он при исполнении трудовых обязанностей не требуется) 8 .

    Ранее суды придерживались мнения, что вопрос целесообразности сокращения находится в исключительной компетенции работодателя. Но теперь работодатель должен доказать, помимо соблюдения процедуры сокращения, его экономическую и организационную целесообразность 9 .

    3 Суд признал незаконным увольнение, когда в приказе об увольнении была дана ссылка на основание – Приказ о вынесении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, в котором были все сноски на сопутствующие документы: запрос объяснений, служебная записка, проверка объяснений. Суд указал, что в самом приказе об увольнении должны быть перечислены все приказы, послужившие основанием неоднократности, и сам приказ о применении взыскания в виде увольнения. Определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12.04.2021 по делу № 5-КГ21-5-К2.

    6 Пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (утв. Президиумом ВС РФ 9 декабря 2020 г.); определения Верховного Суда РФ от 1 марта 2021 г. № 69-КГ20-19-К7 и от 15 февраля 2021 г. № 53-КГ20-16-К8.

    Читайте также: