Какой из внутригосударственных нормативно правовых актов не имеет силы закона для сотрудников овд

Обновлено: 16.05.2024

В заключение лекции в качестве материала для самостоятельных размышлений и выводов выделим причины, в силу которых нормы правовой морали в профессиональной деятельности сотрудников ОВД соблюдаются далеко не всегда:

1. Коррумпированность власти, определенное срастание властных и мафиозных (преступных) структур.

2. Недостаточная информированность граждан, самих сотрудников милиции о содержании и объеме нравственно-правовых норм, закрепленных как в международном, так и в национальном законодательстве.

3. Отмеченная выше нигилистическая традиция в отечественном правосознании, в том числе в профессиональном сознании сотрудников ОВД.

4. Низкая профессиональная культура многих сотрудников ОВД, в частности, непонимание социальной и духовной ценности права. А между тем, социальная и духовная ценность права давно и четко доказана в европейской и отечественной философии и философии права. Социальная ценность права состоит в том, что нормы объективного права являются цивилизованной формой любых общественных отношений, что позволяет праву обеспечивать порядок и стабильность в обществе (разумеется, благодаря возможности государственого принуждения). Подчеркнем еще раз, что именно действующие в обществе законы создают нормальные условия для деятельностной самореализации личности в профессиональной, семейной, общественной и иных сферах через признание равных прав и равного достоинства других людей, а также через применение механизмов юридической ответственности в случае применения насилия по отношению к другой личности. Духовная ценность права состоит в том, что в цивилизованном обществе право в форме осознания своих естественных прав и обязанностей (субъективное право) является необходимым условием становления самосознания личности, что впервые доказал И.Г. Фихте. Как нормы объективного права упорядочивают, организуют любое общественное отношение, так и осмысление комплекса своих естественных прав и обязанностей ограничивает, организует и упорядочивает духовный мир личности, становится внутренней логикой формирования ее деятельностных мотиваций (См.: И.П. Малинова. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996. Гл. 1). Подчеркнем еще раз, что становление самосознания личности происходит как осознание своих естественных прав и обязанности деятельностно реализовать свои способности.

В силу отмеченных причин для качественного повышения профессиональной культуры работников милиции, неуклонного соблюдения ими норм профессиональной морали на первый план сегодня выдвигается задача правового просвещения и воспитания, постепенного формирования у сотрудников ОВД глубокого уважения и подлинной любви к праву. Правовое просвещение и воспитание, на наш взгляд, будет особенно эффективным в сочетании с мерами экономического и организационного характера.

Выводы по главе:

1. Профессиональная мораль сотрудников ОВД или правовая мораль представляет собой нормы и принципы, которые регламентируют и защищают основные права человека и гражданина, в том числе правонарушителя и участника уголовного процесса, регулируют профессиональное общение сотрудника милиции с гражданами, коллегами по работе, начальством.

2. Основными источниками профессиональной морали сотрудников ОВД являются: международные нормативно-правовые акты, внутригосударственные нормативно-правовые акты, а также кодексы, уставы, присяги, не имеющие силы закона; существующие традиции отечественного правосознания – правовой нигилизм, либерализм и этатизм; сама профессиональная деятельность сотрудников ОВД.

3. В международном и отечественном законодательстве закреплены 3 вида нравственно-правовых норм: нормы об основных правах и свободах человека и гражданина; нормы, определяющие правомочия и основные обязанности сотрудников правоохранительных органов; нормы, регулирующие отношения сотрудников правоохранительных органов с основными категориями граждан.

4. Ряд нравственно-правовых норм международного законодательства для сотрудников ОВД имеет силу закона, остальные нормы профессиональной морали – рекомендательный характер.

5. Качественное повышение уровня заработной платы работников милиции, увольнение из рядов МВД коррумпированных сотрудников, в особенности работников, сотрудничающих с преступными группировками, правовое просвещение и воспитание сотрудников ОВД, отвечающее современным мировым стандартам и потребностям российского общества, постепенно позволят поднять профессиональную культуру и профессиональную мораль сотрудников милиции на уровень требований времени.

В заключение отметим, что понимание правовой морали, знание ее источников умение выделять и использовать в повседневном профессиональном общении ее нормы для сотрудников всех подразделений ОВД имеют огромное практическое значение. Особенно важно сегодня руководствоваться институциональными нормами профессиональной морали, то есть такими нормами, которые закреплены в международном и отечественном законодательстве, в директивах, приказах и инструкциях МВД. Ведь именно на повышение профессиональной культуры сотрудников ОВД, ядром которой является профессиональная мораль, делается упор в новой концепции работы с кадрами МВД, принятой в 1998 г. Без повышения качества профессиональной культуры, соблюдения норм профессиональной морали невозможно существенное улучшение в борьбе с преступностью, повышение престижа сотрудников ОВД.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие правовой морали (профессиональной морали сотрудников ОВД).

2. Выделите особенности профессиональной морали сотрудников ОВД.

3. Раскройте основные источники профессиональной морали сотрудников ОВД.

4. Выделите основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД.

5. Приведите примеры институциональных и внеинституциональных (обычных) норм профессиональной морали сотрудников ОВД, свяжите их с известными вам традициями отечественного правосознания.

6. “Писанные” или “неписаные” нормы правовой морали преобладают сегодня в вашем коллективе? Почему?

7. Составьте структурно-логическую схему элементов профессиональной морали сотрудников ОВД.

8. Составьте свою типологию нравственно-правовых норм, закрепленных в международном и отечественном законодательстве.

9. Выделите нормы профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов в “Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации”, “Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка”, “Кодексе деонтологии национальной полиции Франции”, “Положении об этических принципах полицейской службы Великобритании”.

1. Найдите правильное определение профессиональной морали сотрудников ОВД:

а) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;

б) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;

в) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников милиции с гражданами различных категорий, коллегами и начальством;

г) снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми.

2. Выделите основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД:

а) Конституция РФ и другие законы;

б) традиции отечественного правосознания;

в) личные интересы сотрудника милиции;

г) приказы непосредственного начальника.

3. Какой из международных нормативно-правовых актов является кодексом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов:

а) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);

б) “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (1979 г.);

в) “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (1990 г.);

г) “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания” (1984 г.)?

4. Какой из международных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:

а) “Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (1953 г.);

б) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);

в) “Конвенция о правах ребенка” (1989 г.)?

5. Какой из внутригосударственных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:

а) Конституция РФ;

б) Федеральный закон “О милиции”;

в) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;

г) “Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации”?

Международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты

1. Директивы, приказы, инструкции МВД РФ: Сб. док. М., 1998.

2. Конституция Российской Федерации. Екатеринбург, 1996.

3. Закон Российской Федерации “О милиции”. М., 2000.

4. Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999.

5. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. Екатеринбург, 1997.

1. Дубов А.В., Опалев Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. М., 1998. Приложение.

Перечень основных внутригосударственных и международных нормативно-правовых актов – источников правовой морали дан в первом вопросе лекции. Все нравственно-правовые нормы, которые закреплены в них и призваны регулировать профессиональное общение и профессиональную деятельность сотрудников ОВД, по своему содержанию отчетливо разделяются на три группы. За критерий классификации берется степень общности данных норм, которая определяется сферой их практического применения. С этой точки зрения выделяются общие нравственно-правовые нормы – они обязательны для всех граждан – участников того или иного правоотношения; особенные нравственно-правовые нормы – они обязательны для лиц юридических профессий, в том числе и для сотрудников органов внутренних дел; единичные нравственно-правовые нормы – они регламентируют отношения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. В нашей типологии мы обратим преимущественное внимание на нравственно-правовые нормы в международных, а не внутригосударственных документах, поскольку международные нормативно-правовые акты менее известны и доступны сотрудникам ОВД.

1-я группа нравственно-правовых норм определяет объем и содержание основных прав человека в международных нормативно-правовых актах и основные права человека и гражданина во внутригосударственных документах. Основополагающим документом здесь является “Всеобщая декларация прав человека” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). В ст. 1 –13, 18–20, 28, 29 Декларации закреплены основные права человека, неотъемлемые от него, данные ему от рождения как существу разумному и социальному, а также определены его основные обязанности перед обществом.

Нормы-дозволения раскрывают содержание неотъемлемых прав человека. Так, ст. 1 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что все люди являются свободными от рождения и равными в своем достоинстве и правах. Ст. 3 указанного документа закрепляет неотъемлемое право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Ст. 17 утверждает право каждого человека на владение имуществом; ст. 19 – право на свободу убеждений и их выражение. Особо выделим содержание ст. 28: “Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей декларации, могут быть полностью осуществлены” (Сокова З.К. Профессиональная этика: Нормативно-правовая основа. Орел, 1998. С. 96).

Нормы-ограничения устанавливают границы свободе каждого человека, эти границы определяются свободой других людей. Ст. 29 “Всеобщей декларации прав человека” утверждает не только права, но и обязанности каждого человека перед обществом, а также справедливые ограничения в осуществлении его прав и свобод. Эти ограничения “установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” (Там же. С. 96).

И, наконец, нормы-запреты предписывают воздерживаться от действий, которые нарушают основные права и свободы человека. Ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека” налагает запрет на пытки и жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека обращение и наказание. Ст. 9 запрещает подвергать кого бы то ни было произвольному аресту, задержанию или изгнанию. В ст. 11 утверждается презумпция невиновности любого человека, подозреваемого в совершении преступления, а в ст. 12 закреплен запрет на произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь каждого человека, на посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну его корреспонденции.

Данные нормы о правах человека конкретизируются и дополняются в остальных международных документах применительно к различным субъектам правоотношений, разным правовым ситуациям. Например, норма о запрете пыток или жестокого, унижающего достоинство человека обращения или наказания, закрепленная в ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека”, конкретизируется в ст. 33–36 “Конвенции о правах ребенка” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). В ст. 34 Конвенции закреплена норма о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Эта же норма конкретизируется в ст. 10 “Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 1984 г.). В данной статье закрепляется норма о включении в программы подготовки персонала правоприменительных органов учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, а также о включении данного запрета в правила и инструкции об обязанностях любых таких лиц.

2-я группа нравственно-правовых норм определяет основные правомочия и профессиональные обязанности юристов различных специализаций, сотрудников внутренних служб. Здесь из международных документов следует назвать “Основные принципы, касающиеся роли юристов” (Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 1990 г.), “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (там же), а также “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.). Как уже отмечалось, данные международные документы не имеют силы закона, поэтому, к сожалению, отступление сотрудниками правоохранительных органов от нравственно-правовых норм, закрепленных в них, не влечет за собой юридической ответственности.

Для наших целей наибольший интерес представляет “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка”, так как в восьми статьях этого документа и комментариях к ним закреплены основные нравственно-правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов. Этот документ можно рассматривать как международный кодекс профессиональной морали сотрудников внутренних служб. Поэтому мы кратко раскроем содержание каждой из 8 его статей.

В ст. 1 говорится о профессиональном долге должностных лиц по поддержанию правопорядка и высокой степени их ответственности, при этом долг определяется как служение общине и защита всех лиц от противоправных актов. Ст. 2 говорит о необходимости для должностных лиц по поддержанию правопорядка при выполнении своих служебных обязанностей уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. В ст. 3 определена норма применения силы должностными лицами по поддержанию правопорядка. Сила может применяться лишь в случае крайней необходимости и только в той мере, какая требуется для выполнения профессионального долга. Ст. 4 закрепляет норму о сохранении в тайне сведений конфиденциального характера, которые получают сотрудники правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. В ст. 5 утверждается норма, согласно которой недопустимы осуществление, терпимое отношение или подстрекательство к пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания. При этом “ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжение вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999. С. 21). В ст. 6 закреплена норма об обеспечении охраны здоровья задержанных лиц, в случае необходимости оказания им медицинской помощи. Норма, закрепленная в ст. 7, запрещает должностным лицам по поддержанию правопорядка совершать какие-либо акты коррупции, она также предписывает всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. И, наконец, ст. 8 “Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” говорит об уважении сотрудниками правоохранительных органов закона и настоящего кодекса.

В отечественном законодательстве права и должностные обязанности сотрудников основных подразделений ОВД определены в соответствующих статьях общих разделов Федеральных законов “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, а также Уголовно-процессуаль-ного кодекса РСФСР и Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

3-я группа нравственно-правовых норм определяет отношения сотрудников правоохранительных органов к различным категориям граждан, прежде всего, к подвергнувшимся пыткам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения свободы. Основными международными документами, в которых закреплены нравственно-правовые нормы данного вида, являются: “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.), “Минимальные стандартные правила обращения с заключенными” (одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН резолюциями от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г.), “Основные принципы обращения с заключенными” (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.), а также “Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме” (утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.). Согласно данным нормативным актам сотрудники правоохранительных органов в обращении с указанными категориями граждан должны уважать их права, избегать всего того, что может нанести ущерб их жизни, здоровью и достоинству, а также “прививать им (заключен-ным. – авт.) желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения” (Там же. С. 66).

Выделенные три группы нравственно-правовых норм в международных документах составляют международные стандарты. Международные стандарты представляют собой “обязательный для государств – членов ООН или рекомендуемый для них нормативный минимум правового статуса личности, включая юридическую защиту и соответствующие правомочия и обязанности государственных органов и должностных лиц” (Игнатенко Г.В., Кодан С.В. Предисловие // Там же. С. 33). Логично теперь будет кратко рассмотреть вопрос о соотношении нравственно-правовых норм в международном и отечественном законодательстве.

Благодаря вступлению Российской Федерации в Совет Европы начался процесс сближения международного и национального законодательств. Этот процесс касается и правоприменительной деятельности. Российские граждане получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека по поводу нарушения своих прав человека и гражданина. В настоящее время Европейский суд еще не рассмотрел ни одной жалобы российских граждан, однако число поданных жалоб перешло за несколько тысяч. И несмотря на сложный фильтрационный механизм, приемлемыми для рассмотрения на заседаниях суда уже признано более 50 исков от российских граждан. “Несомненно, что принятые судом решения по российским делам будут иметь огромное значение для развития системы правосудия в нашей стране. Представляется, что если российские судьи уже сегодня начнут сверять свои решения с многочисленными прецедентами, созданными в Страсбургском суде, уровень и качество правосудия в Российской Федерации возрастут” (Топорнин Н. Европейский суд на пороге XXI века // Российская юстиция. 1999. № 8. С. 7).

Сегодня в рамках отмеченных процессов существует два основных принципа соотношения нравственно-правовых норм в международных и внутригосударственных нормативно-правовых актах.

Во-первых, ряд нравственно-правовых норм международного права имеет для граждан Российской Федерации силу закона. В 1998 г. наша страна ратифицировала “Конвенцию о защите прав человека и основных свобод” (благодаря чему российские граждане и получили возможность обращаться с заявлениями в Европейский суд по правам человека), а также “Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания”. В отечественном законодательстве идет прямое перенесение нравственно-правовых норм международного права, появляются ссылки на международные нормативно-правовые акты. Так, в ст 5. федерального закона “О милиции”, “Деятельность милиции и права граждан” (в редакции, введенной в действие с 8 апреля 1999 г. Федеральным законом от 31 марта 1999 г.) впервые закреплена норма о запрете пыток: “Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом” (закон Российской Федерации “О милиции”. М., 2000. С. 5). В ст. 302 нового Уголовного Кодекса РФ впервые закреплен запрет для сотрудников ОВД принуждать подозреваемого, обвиняемого либо эксперта к даче показаний с помощью угроз, насилия, издевательств или пытки.

Во-вторых, нравственно-правовые нормы, закрепленные в международных нормативно-правовых актах, которые Россия не ратифицировала, имеют для граждан нашей страны, в том числе сотрудников ОВД, рекомендательный характер. Это означает, что они учитываются в правоприменительной практике, но сама практика осуществляется в соответствии с нормами отечественного законодательства. Так, рекомендательный характер имеют нравственно-правовые нормы “Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” – международного кодекса профессиональной морали сотрудников внутренних служб. В ст. 3 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ (принят 8 января 1997 г.) указано, что “это законодательство учитывает международные договоры РФ, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными в соответствии с экономическими и социальными возможностями” (Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999. С. 3). Ключевая проблема для сотрудников ОВД сегодня заключается как в знании, так и в последовательном соблюдении международных и внутригосударственных норм правовой морали в повседневной профессиональной деятельности и профессиональном общении.

А) проверку оружия, подлежащего регистрации в органах внутренних дел, боеприпасов и патронов к ним в местах их хранения, торговли, экспонирования, коллекционирования или уничтожения, а также выявление фактов ненадлежащего хранения и перевозки взрывчатых м

Для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме установлены возрастные пределы

В практике самопознания и самовоспитания специалистов правоохранительных органов широко применяется самообладание, которое означает:

В) полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, повышение боеспособности и боеготовности подразделения, дисциплины

Условия и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции регламентируются:

При установлении личности гражданина или связанной с исполнением служебных обязанностей проверке документов сотруднику надлежит:

Б)попросить в тактичной и вежливой форме предъявить требуемые документы.

А) оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных вещественных доказательств, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний

В основе рациональной организации личного времени студента-юриста лежит:

Выводы по делу включают в себя:

Г) фиксацию предложений, содержащихся в деле, и их осознание; предложения о необходимых действиях по данному делу

Способ совершения административного правонарушения отражает его:

А) объективная сторона;

Индивидуальная профессиональная деятельность юриста – это:

В) регулируемая правом и практикой устойчиво и воздмездно осуществляемая реализация его должностной или статусной роли

Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке:

А) в медицинские организации

По мнению А.С. Макаренко, нравственное воспитание представляет собой:

Г) целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу

Укажите основные задачи, возложенные на Министерство юстиции и его органы на местах:

А) обеспечение прав и законных интересов личности и государства.

Г) Разработка и реализация государственной политики в сфере юстиции.

В соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел должны информировать органы опеки и попечительства :

Г) о реализации комплексных и целевых программ по предупреждению преступности, а также специальных планов по профилактике преступности либо пресечению отдельных категорий преступлений должны направляться в органы исполнительной власти субъектов Российской

Деятельность ОВД по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий должна подразделяться на три этапа

В) подготовительный, исполнительный и заключительный

Сотрудник органов внутренних дел имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия

В) в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В каком ответе правильно перечислено регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел,

Г) Все ответы правильные

Как называется предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное?

Элементом состава административного проступка, представляющим собой охраняемые административным законодательством общественные отношения, которым причинен вред административным правонарушением, является:

К количественным параметрам деятельности юриста относятся:

Г) количество операций, занятых специалистов, время.

Процедурные средства труда юриста – это:

Б) сложившиеся на практике и имеющие различную нормативную силу приемы и способы использования предписанных форм состава, последовательности выполнения различных действий и их групп

Юридический документ – это:

А) официальный письменный документ, порождающий определенные юридические последствия, создающий определенные юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений

К профессиональным обязанностям … относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны, неразглашение сведений, сообщенных клиентом:

Надзор от имени РФ за исполнением действующих на ее территории законов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина осуществляют:

Инфраструктура – это:

Г) направленно развиваемая совокупность материальных, институционных и персональных условий, обеспечивающих возможность правомерного и рационального осуществления юридических профессий

Закон представляет собой:

В) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся:

Б) командиром полка ППС

Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел для замещения должностей устанавливается в пределах

О приеме-сдаче маршрута (поста) принимающий делает запись в служебной книжке сдающего и докладывает дежурному. В случае неприбытия смены в установленное время наряд докладывает об этом:

В) оперативному дежурному и только с его разрешения может оставить маршрут (пост)

Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются.

А) законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе

Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается

В) Президентом Российской Федерации

Профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется

А)в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией),

Какое должностное лицо, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия и предъявления конкретному лицу обвинения в совершении преступления, имеет право совершать данный вид деятельности?

Выделяют следующие критерии различения правовых подходов:

него, из механизма действия правовой нормы ?В) этатистский, либеральный, буквалистский, свободно-правовой, профессионально-качественный

На стадии реализации оперативных материалов следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который согласовывается:

А) с непосредственными начальниками и утверждается руководителем территориального или транспортного органа внутренних дел

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел.

А) в соответствии с замещаемой должностью.

Совесть – это:

Б) осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогресс

Сотрудник органов внутренних дел это

Г) правильный Б и В

Полицейский патруль – это:

Г) подвижной наряд, состоящий из двух или нескольких сотрудников полиции и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования

Долг сотрудника правоохранительных органов – это:

В) почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями

Какие функции возлагаются на судебную власть?

Б) Осуществление правосудия и конституционного контроля;

Инспектор-кинолог принимает решение:

А) о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применения ее для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела

Под банками нормативно-правовых актов понимается:

Г) упорядоченные по хронологическому, предметному, субъективному критерию собрания нормативно-правовых актов, выраженные в тр

Нормативную основу профессиональной деятельности юристов образуют:

В) общематериальные, процессуальные и специальные законы

Специальность – это …

А) вид занятий в рамках одной профессии

Элемент состава административного правонарушения, который заключается в психическом отношении правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям, называется:

Б) субъективная сторона.

Старший наряда ППС на автомобиле (мотоцикле) несет ответственность:

А) за точное выполнение установленного порядка несения службы и поставленных задач и правил эксплуатации вверенной техники, соблюдение порядка посадки и высадки перевозимых лиц

За нарушения служебной дисциплины сотрудник органов внутренних дел

Б) несет дисциплинарную ответственность

При положительном прохождении службы сотрудником в органах внутренних дел, после окончания соответствующего срока может быть присвоено очередное звание лейтенанта через:

Целью проведения беседы юристом является:

А) получение от клиента информации, имеющей правовое значение, на основе которой юрист предложит клиенту варианты правового разрешения возникших проблем

Гражданам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, разрешается ли ношение форменной одежды.

В) по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Государственный служащий …

Г) не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью

Социальная среда профессиональной деятельности юриста представляет собой:

Б) совокупность социально-экономических, демографических, политических и ряда других факторов, сложившихся на этапе формирования и функционирования профессиональной деятельности юриста

Профессиональная деформация – это:

Г) негативные проявления изменений в личности профессионала, вызванные противоречивым влиянием профессиональной деятельности и отрицательно сказывающиеся на ней ?

Что понимать под юриспруденцией?

Б)Знания о праве.

Подзаконные нормы права – это:

Б) нормы права, изданные или принятые во исполнение законов

Государственная гражданская служба РФ — это …

В)профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы

План по единой дислокации патрульно-постовой службы разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает:

А) схему района, города, транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период усил

Общественная безопасность это:

А) оказание помощи гражданам, пострадавшим от противоправных посягательств и других посягательств ?

Запрет на применение огнестрельного оружия в отношении:

К организационно-правовым документам относится:

Г) устав организации.

Объективная сторона нравственного долга сотрудников правоохранительных органов:

Г) определяется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан

Как называется запрет сотрудникам правоохранительных органов состоять в партиях, движениях, преследующих политические цели?

Подготовка и инструктаж нарядов ППС проводятся, как правило:

В) в специально оборудованном классе службы

К качественным параметрам деятельности юриста относятся:

Б) подконтрольность деятельности, уровень риска для исполнителя, информационная насыщенность и темп выполнения работы, непрерывность осуществляемых операций, степень ответственности ?

Этика юриста включает в себя своеобразный юридический этикет, который состоит в следующем:

Г) отзывчивость, правила вежливости, такта, культура поведения в профессиональной деятельности

Контрольно-пропускной пункт (КПП) – наряд полиции выставляется для:

А) обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуациях

Для сотрудников органов внутренних дел определены возрастные ограничения по времени состояния на службе. Сотрудники, достигшие предельного возраста, рядовые и младший начальствующий состав, а также средний, старший и высший начальствующий состав – от младших лейтенантов до подполковника включительно, по должности:

Профессионально необходимыми психическими свойствами юриста являются:

Б) развивать волевые начала, психологическую восприимчивость, коммуникабельность

Под специальными службами принято понимать:

Б) государственные органы, созданные и действующие с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене

1. Что нельзя отнести к факторам возникновения конфликта?

а) давление со стороны руководителя

б) опубликование вводящей в заблуждение информации

в) обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником

2. Что нельзя заставлять делать работника предприятия?

а) нарушать профессиональные правила

б) нарушать закон

в) подписываться под заявлением с искажённым фактом

г) верны все ответы

3. Какие требования согласуются с основными положениями кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, одобренного 17 декабря 1979 г. Генеральный Ассамблей ООН?

а) оперативно-розыскные мероприятия не могут быть направлены против честных, не причастных к преступлениям граждан;

б) оперативно-розыскные мероприятия не должны влечь за собой нарушение охраняемых законом прав и интересов граждан;

в) оперативно-розыскные мероприятия не могут содержать элементов провокации, фальсификации улик;

г) оперативно-розыскные мероприятия могут использоваться во всех случаях и при любых обстоятельствах, оговоренных в законах.

4. Выделите нравственно-психологические особенности оперативно-розыскной работы:

а) активное противодействие уголовно-преступного элемента и его окружения;

б) негласный характер значительной части оперативных мероприятий;

в) зашифрованность многих видов общения в ОРД;

г) необходимость соблюдения правил конспирации.

5. Какой из международных нормативно-правовых актов является регламентирующим нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений?

а) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

б) кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

в) основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (1990 г.);

г) конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания.

6. Какие из нижеперечисленных требований имеют отношение к работе следователя?

а) принятие мер к быстрому и полному раскрытию преступлений;

б) осмотр места происшествия;

в) досмотр почтово-телеграфной корреспонденции;

г) оказание материальной помощи потерпевшим.

7. Какие правила ведения “психологической игры” допустимы во время допроса?

а) психологические ловушки;

б) введение в заблуждение;

в) фальсификация доказательств;

г) насилие и обвинительный уклон.

8. Какое определение понятия “профессионально-нравственная деформация сотрудников ОВД” является правильным?

а) профессионально-нравственная деформация – это основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД;

б) профессионально-нравственная деформация – это процесс адаптации сотрудников ОВД к новым условиям деятельности;

в) профессионально-нравственная деформация – это негативное изменение личности сотрудника ОВД, снижение качества его профессиональной деятельности и служебных отношений.

9. Выделите понятие, противоположное профессионально-нравствен-ной деформации сотрудников ОВД:

а) профессионально-нравственное совершенствование;

б) профессиональный долг;

в) моральная справедливость;

10. Выделите главную причину широкого распространения профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД:

а) кризисное состояние современного российского общества;

б) особенности профессиональной деятельности в различных подразделениях ОВД, специфика самой системы ОВД;

в) негативные морально-психологические качества некоторых сотрудников ОВД.

11. Найдите правильное окончание мысли: “сегодня профессионально-нравственной деформации подвержены …”:

а) некоторые сотрудники милиции;

б) в той или иной мере все сотрудники милиции;

в) большинство сотрудников милиции.

12. Что в первую очередь необходимо сделать, чтобы снизить уровень профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД?

а) повысить заработную плату сотрудникам ОВД;

б) улучшить условия труда, совершенствовать кадровую политику и воспитательную работу;

в) повысить престижность службы в органах внутренних дел;

г) любые меры будут бесполезны.

13. Выделите правильные принципы, на которых основано деловое общение:

14. Укажите основные ситуации делового общения.

а) дежурство, патрулирование, охрана;

б) посещение пивбара;

в) поход в зоопарк;

г) общение в служебном коллективе.

15. Что из перечисленного относится к экстремальным формам общения?

а) общение с участниками митингов;

б) общение с задержанными во время обыска;

в) общение со спецконтингентом;

г) общение с детьми.

16. Профессиональная этика юриспруденции является

a) набором профессиональных и прочих норм

б) учением о профессиональной морали

в) этическим кодексом

17. Укажите основную причину возникновения профессиональной морали сотрудников ОВД:

а) наличие законодательно закрепленных нравственно-правовых норм;

б) корпоративные интересы сотрудников правоохранительных органов;

в) наличие специфического объекта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, каковым является защита прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

18. Определите понятие естественного права:

а) это неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, имущество;

б) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве, которые используются как способ мышления о праве и государстве, как критерий позитивного права;

в) внутригосударственные нормативно-правовые акты.

19. Найдите правильное окончание фразы: Утверждение “начальник всегда прав” является…

а) неинституциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

б) институциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

в) бессодержательным утверждением.

20. Допустимо ли с точки зрения профессиональной морали сотрудниов ОВД содержать обвиняемого в следственном изоляторе свыше месяца без предъявления ему обвинения?

а) да, если это отвечает интересам следствия;

б) да, если обвиняемый совершил особо тяжкое преступление;

в) нет, так как это нарушает требования статей 96 и 96 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР.

21. Что, по Вашему мнению, представляет собой Ваш профессиональный долг?

1) Профессиональный долг – это обязанность выполнять все распоряжения и инструкции начальства.

2) Профессиональный долг – это обязанность при выполнении служебных задач всегда следовать общепринятым нормам морали и нравственности.

3) Профессиональный долг – это обязанность всеми силами защищать правопорядок, права, свободы и интересы граждан.

4) Профессиональный долг – это обязанность неуклонно соблюдать нормы закона.

22. С какими из нижеприведенных суждений Вы, скорее всего, согласитесь?

1) Уважение к закону подразумевает точное исполнение всех его норм.

2) Уважение к закону подразумевает реализацию закона в интересах граждан и обеспечение правопорядка.

3) Уважение к закону подразумевает умение выполнить поставленные перед собой в ходе служебной деятельности цели, не попадая под санкцию закона.

23. Найдите правильное определение профессиональной морали сотрудников ОВД:

а) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;

б) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;

в) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников милиции с гражданами различных категорий, коллегами и начальством;

г) снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми.

24. Выделите основной источник профессиональной морали сотрудников ОВД:

а) Конституция РФ и другие законы;

б) традиции отечественного правосознания;

в) личные интересы сотрудника милиции;

г) приказы непосредственного начальника.

25. Какой из международных нормативно-правовых актов является кодексом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов:

а) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);

б) “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (1979 г.);

в) “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (1990 г.);

г) “Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания” (1984 г.)?

26. Какой из международных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:

а) “Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (1953 г.);

б) “Всеобщая декларация прав человека” (1948 г.);

в) “Конвенция о правах ребенка” (1989 г.)?

27. Какой из внутригосударственных нормативно-правовых актов не имеет силы закона для сотрудников ОВД:

а) Конституция РФ;

б) Федеральный закон “О милиции”;

в) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;

г) “Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации”?

28. Отметьте, какие компоненты включают в себя культура делового общения:

а) техника делового общения;

б) психология делового общения;

в) этика делового общения;

г) служебный этикет.

29. Какие из ниже перечисленных позиций контактера наиболее продуктивны?

а) позиция основывается на ложных идеях;

б) идеи верны по своей сути, но являются помехой для достижения результата;

в) идеи правильные, но не имеют к делу никакого отношения;

г) позиция контактера основана на правильных и плодотворных идеях.

30. Что не относится к четырём основным требованиям профессионального бухгалтера?

1. Декларация о преступности и общественной безопасности. Принята Резолюцией 51/60 от 12 декабря 1996 г на 82-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55 / 25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. на 62-м пленарном заседании 55 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

3. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке. Рабочий документ, подготовленный Секретариатом Организации Объединенных Наций к Десятому Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившему 10-17 апреля 2000 г. в Вене.

9. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 (в ред. от 30.12.2011 г. № 1340).

11. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 59-ФЗ от 2.05.2006.

12. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон РФ N 109-ФЗ от 18.07.2006.

13. Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275.

14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12.05. 2009 N 537.

15. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 г.

17. Криминология: учебное пособие. / МГУ им. М.В. Ломоносова; ред. Н.Ф. Кузнецова. 2-е изд. – М.: Проспект, 2012.

18. Криминология: учебник для вузов /ред. В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012.

19. Криминология: учебник для вузов / ред. В.Д. Малков – 4-е изд.М. 2011.

20. Криминология. Учебник / Долгова А.И. М.: Норма – Инфа-М, 2013.

21. Предупреждение преступлений и административных правонарушений. Курс лекций. / под ред. В.Б. Клишкова, О.В. Лукичева, Т.Н. Тиминой. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2012.

Дополнительная:

1. Бахарев Д.В. К вопросу о предмете и содержании географии преступности как одного из направлений исследования причинного комплекса преступности. // Криминологический журнал. – 2012. – № 1.

2. Благов Е.В. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка: лекции. М.: Юрлитинформ, 2011.

3. Воронин Ю.А. Транснациональная преступность. Екатеринбург, 2009.

4. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011. – № 4(4).

6. Жерновой М.В. Российская организованная преступность: транснациональные аспекты : лекция / М.В. Жерновой, А.Н. Сухаренко. ВНИИ МВД России. М. 2013.

7. Журавлев Р.А. Законодательные основы противодействия угрозам общественной безопасности : монография / Р.А. Журавлев. М. 2013.

8. Карпович О.Г. Серьезные экономические преступления XXI века. Опыт противодействия им в Великобритании, России и США : монография / О.Г. Карпович. М. 2013.

9. Лукичев О.В., Иванова О.С. Международный терроризм (историко-правовой и криминологический анализ): монография. СПб.: Северная Нива, 2011.

10. Павлинов А.В. Стратегия борьбы с насильственным антигосударственным экстремизмом и преступностью в условиях современной России. М.: Юрлитинформ, 2010.

ВВЕДЕНИЕ

Правовое обеспечение профилактической деятельности органов внутренних дел имеет большое значение. Однако при этом следует заметить, что данная деятельность не может быть полностью регламентирована правовыми нормами. Это связано с тем, что в ходе осуществления профилактики преступлений и особенно правонарушений, кроме юридических отношений, присутствует постоянный обмен информацией (взаимодействие) посредством вербальных контактов между объектом и субъектами профилактики, между самими субъектами профилактики. А эти элементы (взаимопонимание, отсутствие предубежденности, совместимость позиций, умение найти компромисс и т. п. ) невозможно заранее предугадать и урегулировать.

Поэтому правовые акты призваны определить главные направления профилактики правонарушающего поведения, формы и методы её осуществления, цели, задачи и функции различных служб и подразделений органов внутренних дел, их права и обязанности. Одновременно законы и иные нормативные документы должны регулировать организацию и порядок применения не только принудительных, но и воспитательных мер воздействия, предусматривать ответственность должностных лиц за невыполнение требований нормативных актов в этой области.

Значение правового регулирования тем более важно, что практика противодействия преступности постоянно вырабатывает новые формы и методы профилактического воздействия, многие из которых необходимо закрепить в нормативном порядке.

Анализируя нормативно - правовую основу предупреждения преступлений органами внутренних дел, следует иметь в виду, что единого правового документа, регламентирующего эту сферу, в настоящее время не существует. Вместе с тем имеется достаточно большое число правовых актов, которые опосредовано или непосредственно регламентируют названную деятельность.

ВОПРОС 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ УРОВНИ.

Органы внутренних дел в Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения меры принуждения в пределах, установленных законодательством России.

С учётом определённых особенностей, их можно разделить на несколько групп:

- международные нормативные акты;

- правовые акты стран Союза Независимых государств (СНГ);

- внутригосударственные (национальные) правовые акты;

- ведомственные и межведомственные нормативные документы.

В этих нормативных актах даны только основные направления предупредительного воздействия на преступность, которые необходимо учитывать при создании национального законодательства. При их использовании необходимо осознавать при разработке данных документов не ставилась цель четкой и строгой регламентации всех видов предупредительной деятельности. Эти нормативные акты являются базовыми для создания национальных нормативных актов.

Из второй группы правовых актом для нас представляет интерес Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, подписанная в 1995 году (РФ ратифицирована). Конвенция имеет целью соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ. Уголовный кодекс СНГ, договоры между странами СНГ и другие.

Здесь необходимо отметить, что тесное сотрудничество между странами СНГ в области противодействия преступности является необходимой составляющей общего взаимодействия между данными странами.

Из третьей группы правовых актов (внутригосударственных, национальных) следует обратить внимание на такие, как:

- Кодексы Российской Федерации (УК, УПК, ГК, КоАП и. д).

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных правовых актов.

Важное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеют отдельные статьи Конституции Российской Федерации (1993 г. ) Так, статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой обязанности осуществляется различными способами, в том числе путём предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан.

Важное значение имеют и такие положения Конституции, как недопущение при проведении предупредительных мероприятий умаления достоинства личности (ст. 21); запрет на проникновение в жилище против воли проживающих в них лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); запрет на лишение имущества собственника без решения суда (ст. 35) и т. д.

Следующую группу внутригосударственных правовых актов составляют Кодексы. Рассмотрим наиболее востребованные из них в деятельности органов внутренних дел.

Значение уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его статьями очерчен круг деяний, запрещённых под угрозой уголовной ответственности.

Особое значение для предупреждения преступлений имеет ряд статей стимулирующих поведение, препятствующее совершению преступлений (о необходимой обороне, о добровольном отказе от совершения преступлений и т. д. ).

Уголовно-процессуальный кодекс содержит в себе формулы предупредительной деятельности на стадии раскрытия и расследования преступлений, соблюдение которых позволяет защищать права и свободы граждан, как потерпевших от преступления, так и правонарушителей.

Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играет Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), регламентирующий основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют статьи КоАП РФ по борьбе с пьянством, наркотизмом, нарушением правил торговли, экологическими правонарушениями, нарушениями паспортно-регистрационного режима, дорожно-транспортными правонарушениями.

Значение КоАП РФ состоит ещё и в том, что применение его норм позволяет эффективно противодействовать допреступному поведению граждан.

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач, а так же объемом конкретных обязанностей и прав различных подразделений органов внутренних дел.

Необходимым условием эффективной работы полиции при этом является ее информированность: хорошее знание оперативной обстановки, местных условий и особенностей территории обслуживания, связь с населением и общественностью и др.

Это позволит не только оперативно реагировать на все случаи противоправного поведения, но и проводить профилактическую работу, оказывать помощь гражданам пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а так же находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Настоящая Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

- выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению, нейтрализации или минимизации;

- выявление и постановка на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений;

- установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан;

- предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса о нормативно-правовой базе предупредительной деятельности ОВД, следует отметить:

1. Значение правового регулирования предупредительной деятельности ОВД тем более важно, что практика противодействия преступности постоянно вырабатывает новые формы и методы профилактического воздействия, многие из которых необходимо закрепить в нормативном порядке.

2. Кроме того, необходимо помнить, что не вся система предупредительной . деятельности может быть охвачена правом, однако те моменты, которые выходят за рамки правовых норм, должны подчиняться принципам законности, гуманизма, защиты прав человека и гражданина и др.

Читайте также: