Какой график работы у водителя трамвая

Обновлено: 28.06.2024

Городская трамвайная сеть функционирует в более чем 60 населенных пунктах РФ. В Волгограде пассажиров перевозит особый экземпляр — метротрам, который часть пути проходит под землей, а часть — по стандартному уличному маршруту. В Старом Осколе и в Усть-Илимске с 1980-х годов курсируют скоростные вагонные составы. А самая старая трамвайная сеть на территории современной России располагается в Калининградской области.

С годами количество маршрутов сокращается, и рельсовый транспорт отходит на второй план. Но совсем отказываться от него — нерационально. Основные преимущества трамваев: вместимость (может быть больше двух вагонов), низкая себестоимость перевозок, экологичность и безопасность. За их слаженное передвижение по городу отвечают специально обученные водители. О них мы и поговорим далее в статье. Рассмотрим вопросы: сколько платят водителям трамваев, где они проходят обучение и получают ли какие-то льготы от предприятия или государства.

Сколько получают водители трамваев в России

Средний размер оплаты труда находится на уровне 20–22 тыс. руб. Сумма может меняться в зависимости от региона. Больше всего получают водители в Ленинградской области. Их заработная плата достигает 57 тыс. руб.

Далее средний доход уменьшаются по регионам:

  • Московская область — 40 000 руб.
  • Краснодарский край — 23 000 руб.
  • Свердловская область — 21 500 руб.

сколько получают водители трамваев

Но в областных центрах и других крупных городах ситуация более позитивная. Там спрос на вагоновожатых выше. Их ЗП меньше, чем у тех, кто управляет автобусами или троллейбусами, но все равно больше среднего. К примеру, в Москве — около 50 000 руб., в Екатеринбурге — 40 000 руб., в Краснодаре — 35 000 руб. Как видите, средний доход по региону и отдельно по областному центру отличаются.

Насколько востребована сейчас данная профессия в России? Можно сказать, что спрос на нее низкий. На портале по поиску работы HeadHunter на конец июня 2019 года размещено только 4 подходящие вакансии. ЗП предлагают от 24 800 до 51 000 руб. Ученику водителя в городе Тула обещают платить всего лишь 15 000 руб. до вычета НДФЛ. Опыт работы не требуется, срок подготовки — 6 месяцев.

Возможно, вакансий так мало, потому что их размещают не на сайтах-агрегаторах, а на специализированных порталах. Мы проверили информацию на страничке Мосгортранса. Последнее предложение опубликовано 29 мая 2019 года. В трамвайное управление требуется водитель с опытом работы от 3-х лет. Вознаграждение — от 35 000руб.

Каков заработок водителя трамвая за границей

Ради интереса обратимся к размеру доходов вагоновожатых в других странах. Национальную валюту переведем по курсу на 21 июня 2019 года. В Украине средний оклад находится на том же уровне, что и в России — около 30 тыс. руб. В Германии — 210 тыс. руб. В Польше предлагают вакансии для выходцев из СНГ с окладом около 92 тыс. руб.

Информация по другим странам (ЗП за месяц в рублях):

  • США — до 268 000.
  • Австралия — 201 000.
  • Англия — 165 000.
  • Италия — 78 000.

зарплата водителя трамвая

Есть ли льготы и бонусы

Вагоновожатые трамвайной сети получают определенные льготы и бонусы. Одна из привилегий — это возможность бесплатно ездить на всех видах городского транспорта (метро в том числе). Стандартный оплачиваемый отпуск длится 28 календарных дней, но дополнительно к нему предоставляют еще 12 суток отдыха. Если кандидат на должность приехал из другого города, то ему могут предложить место в общежитии. Также сотрудники имеют право оформить бесплатную путевку в летний лагерь или на базу отдыха для своих детей.

Помимо этого, предприятия гортранса обеспечивают стандартный набор условий. Это трудоустройство по ТК РФ, пакет социальных гарантий и ежемесячное вознаграждение. Занятость, как правило, полный день. График — сменный.

Как обучиться профессии

Человек, который собирается управлять трамваем, должен быть старше 21 года и иметь водительское удостоверение с категорией Tm. Пройти обучение можно непосредственно у будущего работодателя. Чтобы выйти на рейс, нужно обязательно сдать экзамен в ГАИ.

Курсы длятся не более 6 месяцев. Все это время выплачивается стипендия в размере до 17 000 руб. Ученики проходят теоретические вопросы, изучают технику и правила вождения. 50 часов отводится на непосредственное управление трамваем без пассажиров. Далее еще 210 часов — на стажировку под руководством наставника. Если профподготовка проходила в специальном учебном учреждении, то оно обеспечивает выпускника рабочим местом в его городе.

Трудовой день делится на 2 смены. Первая начинается в 4 утра и заканчивается в 15 дня. Вторая длится до 12 ночи. В неделю — 5 рабочих дней и 2 выходных. Чтобы больше заработать, нужно брать дополнительные смены. Но их количество ограничено правилами и трудовыми нормами. Поэтому чаще всего в данной профессии люди задерживаются из-за любви к рельсовому транспорту или из-за отсутствия других вариантов заработка.

Так выглядит трамвайное депо ранним утром

ЕСЛИ ОПАЗДЫВАЕШЬ - ЕДЕШЬ НА ТАКСИ

Дежурный трамвай отправляется на смену до рассвета. Так выглядит его салон в 4:48

Дежурный транспорт забирает людей ранним утром по всему городу: кондукторы и водители добираются до депо на дежурных трамваях, троллейбусах и автобусах. Первый вагон уходит в Металлург в 3:40 утра и забирает людей в 4:05.

- Стараюсь ложиться спать не позже десяти. Если опаздываешь, приходится брать такси. Но я однажды даже пешком прогулялась, - поделилась одна из женщин, сидящих в салоне. Она работает кондуктором на пятом маршруте.

Перед рейсом работники проходят осмотр у фельдшера. Если кондуктор или водитель плохо себя чувствует, на рейс выходит резервный работник.

После этого водители отправляются принимать трамвай - осматривают тележки, внешний вид вагона, тормоза, токоприемник, салон, маршрутные указатели.

После этого водители отправляются принимать трамвай - осматривают тележки, внешний вид вагона, тормоза, токоприемник, салон, маршрутные указатели. Фото: Амир Закиров

В депо водители получают расписание движения, аудиоинформаторы, с помощью которых объявляют остановки. А еще – мобильные телефоны для связи с диспетчером. Кондукторы получают билетно-учётные листы, сумки, мобильные терминалы.

В депо водители получают расписание движения, аудиоинформаторы, с помощью которых объявляют остановки. А еще – мобильные телефоны для связи с диспетчером. Кондукторы получают билетно-учётные листы, сумки, мобильные терминалы. Фото: Амир Закиров

Если трамвай первым заедет в депо по окончании смены, то он не выедет на следующее утро первым. Ночью перегонщики переставляют трамваи в правильном порядке. Это позволяет равномерно распределять нагрузку для водителей

Если трамвай первым заедет в депо по окончании смены, то он не выедет на следующее утро первым. Ночью перегонщики переставляют трамваи в правильном порядке. Это позволяет равномерно распределять нагрузку для водителей Фото: Амир Закиров

В НАС БРОСАЮТ КАМНИ

Приезжаем в депо на Промышленную. Оно занимает огромную площадь. Именно здесь трамваи дожидаются своей смены. На отдельных путях в депо стоят вагоны, которые будут проходить плановый ремонт.

- Самый яркий пример был в сентябре 2019 года: кондуктор увидела, что на задний сцепной прибор сели дети. Она вышла сделать им замечание. Они убежали, кондуктор отвернулась, и дети бросили в заднее стекло камень. Соответственно, мы не перевезли пассажиров, потому что эксплуатировать этот вагон мы уже не можем, - рассказал пресс-секретарь ИжГЭТ Сергей Черемных.

Трамваи осматривают дважды в день: утром, до начала смены, и вечером, после ее завершения. Проверяется как внешний вид, так и технические составляющие

Трамваи осматривают дважды в день: утром, до начала смены, и вечером, после ее завершения. Проверяется как внешний вид, так и технические составляющие Фото: Амир Закиров

Стоят в депо и трамваи, давно снятые с городских маршрутов. Например, вот эти вагоны, с белой крышей.

Такие вагоны сейчас не увидишь на городских улицах

А еще в депо стоит трамвай, на котором проверяют состояние контактных сетей. На его крыше находится вышка, с которой работники службы энергохозяйства осматривают контактный провод и могут устранить его неисправность. Он работает только по ночам.

А еще в депо стоит трамвай, на котором проверяют состояние контактных сетей. На его крыше находится вышка, с которой работники службы энергохозяйства осматривают контактный провод и могут устранить его неисправность. Он работает только по ночам. Фото: Амир Закиров

- Синий цвет не особо практичный. Я сама бывший водитель трамвая, мой первый вагон был бело-голубой. Мое первое ДТП произошло, когда в меня въехала машина. Водитель говорил, что увидел меня за 15 метров только. Я тогда не поверила. Но потом я сама стояла на остановке, и увидела, как синий вагон появился из ниоткуда. Поэтому самый практичный цвет - красный. Психологи доказали, что он привлекает внимание, - объясняет Елена Райдер.

ОБНОВЛЕНИЕ ТРАМВАЕВ

- Все вагоны после ночной смены проходят через эти канавы. Они начинают заходить около семи часов вечера, а последний заходит около часа ночи. Осмотр одного трамвая занимает минут 20. Если находят какую-то неисправность, ее устраняют. В восемь утра приходит дневная смена и ремонтирует трамваи углубленно, если надо, - рассказал Николай Зайцев, главный специалист по ремонту подвижного состава трамвайного депо № 2.

Под вагоном тоже находится оборудование: например, с помощью специального экрана под трамваем с рельсов сметают мусор.

В отдельном цехе трамваи ремонтируют капитально. Здесь можно увидеть вагон со вскрытым полом (под ним находятся провода). А еще - новые колеса, которые только кажутся новыми: на них наваривается новый металл и счищается металлическая стружка.

Колеса после ремонта

Стружка с колес

Следом - малярный цех. Здесь пахнет краской, но работники относятся с юмором. Шутят - у нас, мол, ароматно. Красят трамваи в среднем раз в три года - наносят краску в два слоя.

http://www.kp.ru/share/i/4/1864658/big.jpg

НЕТИПОВОЕ ДЕПО

На то, чтобы обойти все депо, уходит несколько часов. осмотревшись, отправляемся в первое депо, на Карла Маркса.

- Это депо нетиповое. Раньше там располагался цех завода. В 1943 году его передали трамвайщикам. Для тех времен оно отвечало потребностям: вагонов и линий было гораздо меньше. Сейчас оно считается маленьким, - рассказал Сергей Черемных.

Со временем рядом со старым цехом появилось новое здание, а сверху надстроили второй этаж. Говорят, что когда в депо перекладывали рельсы, там даже находили старые мелкие монеты.

В первом депо работают начальники маршрутов и нарядчики: они сидят в окружении огромных рулонов бумаги с расписанием. Они составляют график каждого маршрута, вагона, водителя и кондуктора.

Кондукторы по вечерам сдают билетно-учетный лист, где указываются данные работника и выручка. Эти документы хранятся пять лет.

Кондукторы по вечерам сдают билетно-учетный лист, где указываются данные работника и выручка. Эти документы хранятся пять лет. Фото: Амир Закиров

Несмотря на то, что депо небольшое, здесь проходит огромная работа. В цехе модернизации трамваи меняются до неузнаваемости. Например, превращаются из старых в новые.

Скоро такой трамвай появится на улицах города

Так выглядит будущий трамвай до переделки. В дальнейшем его утеплят, сделают лесенки и откидной пандус

Так выглядит будущий трамвай до переделки. В дальнейшем его утеплят, сделают лесенки и откидной пандус Фото: Амир Закиров

В середине вагон низкопольный

Будущая кабина водителя

Дальше отправляемся в службу пути. Идем пешком - она находится совсем рядом. Сотрудники этой службы устраняют возникающие неисправности трамвайного пути. На рельсах здесь стоит трамвайный вагон - как в старых фильмах. Только с одной стороны к нему прикручена щетка, а с другой - оборудование, которое называется ротором. С его помощью убирают снег с рельсов.

БОРЬБА С НЕПОГОДОЙ

Когда пути ремонтируют капитально, то полностью закрывают движение трамваев по ним. Последний раз так ремонтировали участок между ул. Гагарина и ул. Колхозной. Больше всего сейчас нуждаются в ремонте кривые на перекрестке ул. Кирова и ул. К. Маркса.

Это рельсошливофальный вагон. Для того, чтобы трамвайные пути, в местах стыков, были на одном уровне, работает этот спецвагон. В районе тележек (колес) находится специальная установка.

Это рельсошливофальный вагон. Для того, чтобы трамвайные пути, в местах стыков, были на одном уровне, работает этот спецвагон. В районе тележек (колес) находится специальная установка. Фото: Амир Закиров

Работники службы пути устраняют небольшую неисправность на путях.

Кстати, увидеть такие вагоны в городе можно только ночью. График работы снегочистов согласовывают со Службой благоустройства и дорожного хозяйства администрации города, чтобы проводилась одновременная очистка и трамвайных путей и проезжих частей дорог. Первый снегочист выезжает в 0:15, а последний возвращается в 5:50.

Вагон-снегочист. Фото: пресс-служба ИжГЭТ

ВСЕГДА НА СВЯЗИ

Центральный диспетчер работает в офисе ИжГЭТ на ул.Маяковского. Здесь на стене висят экраны, где в режиме реального времени видно городские улицы с камер из разных районов Ижевска. На столе стоят восемь телефонов - стационарных и мобильных.

Здесь видно самые сложные участки

- Нам дали доступ к камерам, к самым важным для нас участкам. По ним видно скопление пробок и другие сложные ситуации. Однажды наехали на мальчика-пешехода. С помощью камер удалось доказать, что водитель был не виноват, потому что ребенок переходил дорогу в неположенном месте, - рассказала Ольга Рябова, центральный диспетчер.

- Информация центральному диспетчеру обо всем может поступить: трубу прорвало, дети траву поджигают… Постоянно ищем людей: диспетчеры сообщают водителям и кондукторам приметы пропавших, и, если человека видят на каком-то маршруте, информацию передают диспетчеру, - пояснил Сергей Черемных.

В соседнем кабинете с центральным диспетчером работает линейный диспетчер. Здесь в стол вмонтировано оборудование для радиосвязи: когда не было мобильных, именно так водители сообщали о проблемах на маршруте. Сейчас за движением следят через ГЛОНАСС.

Сейчас радиосвязь уже не используют

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Свидания по графику и самодельные иконы: как живут осужденные в женской колонии в Удмуртии?

Лабиринт с пострадавшими, 30-килограммовая форма и 20 секунд на сборы: как работают пожарные Ижевска

Возрастная категория сайта 18 +

Учась в Колледже авиаприборостроения и автоматики, Константин в каникулы между 3 и 4 курсом устроился кондуктором в трамвайный парк. Научился там пользоваться валидатором, нашел жену и новую профессию – стал вслед за супругой водителем трамвая.

– Боялся выходить в первые разы в салон к людям?

– Да наоборот, забавно было. Тем более что до этого три дня обучали.

– Пользоваться валидатором, наряды заполнять, разговаривать с диспетчером и прочим формальностям. Ну, и ездил вместе с опытным кондуктором. В общем, конечно, ничего сложного.

– Какой график у кондукторов?

– Смены либо утренние, либо вечерние. Самый первый наряд выезжает в 4.30. Самый последний вечерний заезжает в 1.30. Рабочий день длится в среднем часов 9. Минимум 5 с копейками, максимум – 11.

Стандартный график такой – четыре утренние смены, два выходных. Четыре вечерние смены, два выходных. И т. д. Но часто кондукторы выходят в свои выходные, которые оплачиваются по двойному тарифу. То есть ради заработка и выходят. Поэтому средний ритм работы может выглядеть так. Четыре дня работаешь по одной смене. В первый свой выходной выходишь на две смены (часов по 18 получается). И один день отдыха.

– И как при такой загрузке сейчас платят?

– Могу ошибаться, так как сам не работаю сейчас, но, наверное, тысяч 25.

– А от продажи билетов зарплата не зависит?

– Зависит. У кондукторов план. Выполняешь его – идет, допустим, полтора рубля с билета. Не выполняешь – только рубль. Но, как ты понимаешь, тут ничего от кондуктора не зависит.

– А как ты себя физически чувствовал?

– Да нормально. Пассажиров нет – сиди себе спи. В пять утра можно и с конечной до конечной проспать.

– Как люди к кондуктору относятся?

– В основной массе равнодушно. Но попадаются и очень доброжелательные – особо сердечно как-нибудь поблагодарят, пошутят, разговор поддержат. А есть такие, с кем и связываться не хочется, – пьяницы, например.


– Да нет, особо не было. Случалось переживать массовые возмущения, когда мы попадали под задержку движения. А задержки движения у нас часто бывают. Пассажиры требуют вернуть деньги. Кондукторы и рады были бы это сделать, да запрещено. Но с точки зрения пассажиров, виноват в такой ситуации кондуктор. Как, впрочем, и во всех других бедах.

– А как ты себя вел, когда кто-то не хотел платить?

– А если контролеры придут?

– Сколько длится рейс?

– Самый короткий маршрут в нашем парке – 16 минут. Самый длинный – 58 минут.

– Паузы между выездами имеются?

– Очень небольшие, 5-7 минут. И обед – 12 минут.

– За это время нужно еще добежать до столовой и взять еду?

– Ну да. Поэтому у нас кондукторы на работе кушать не любят. Я не исключение.

– Сколько ты проработал кондуктором?

– Три месяца, когда подрабатывал. И года полтора потом уже после окончания колледжа. Я тогда сначала пару месяцев попробовал поработать по моей специальности – вычислительные машины, комплексы, системы и сети. И когда мне жутко не понравилось сидеть в офисе, вернулся в кондукторы.

– Тогда и пришла мысль стать водителем трамвая?

– Она, может, и раньше пришла – и платят больше, и работа интересней. И с пассажирами не надо постоянно пререкаться. Но управлять трамваем можно только с 21 года.


– Ты стал учиться на водителя трамвая, одновременно работая кондуктором?

– Нет, для совмещения нужно было бы оформлять кучу бумажек. Поэтому, когда я пошел учиться, я работать прекратил. Но кондуктором продолжал числиться.

– Сколько длилось обучение?

– 3,5 месяца теории и месяц практики. Сейчас практическую часть увеличили. И в итоге учатся сейчас в общей сложности более полугода.

– А в каком режиме проходят занятия?

– В режиме обычной пятидневки.

– Как и везде у нас. Единственный предмет, который точно нужно знать, – правила дорожного движения.

– А как проходит практика?

– Сначала она проходит на учебном трамвае без пассажиров. А потом, уже после экзамена в ГАИ, на обычном.

– Можешь сравнить управление трамваем с управлением автомобилем?

– Да. На трамвае ты чувствуешь, что ты такой главный, важный, тебя все пропускают. С другой стороны, на трамвае нужно внимательно следить за пассажирами – они очень любят лезть куда не надо.

– Вышли из первой двери. И сразу пошли перед кабиной, где мертвая зона. Инструктор, конечно, подсказывает, как правильно действовать, – сесть повыше, зеркала лучше настраивать, трогаться очень медленно, звуковой сигнал подавать.

– Например, быть аккуратней на поворотах – с одной стороны, убедиться, что тебя пропускают, а с другой, не потерять скорость, чтобы не встать на обесточенном участке. Учат внимательно смотреть на рельсы и на провода – чтобы не было посторонних предметов, чтобы все было исправно.

– Водитель сейчас сам остановки объявляет?

– Если старый трамвай, бывает, и информатора нет.

– Тебе нравится объявлять?

– График работы у водителя отличается от кондукторского?

– Нет, такой же – 4 через 2.

– Сразу после начала самостоятельной работы тысяч 28. (С повышением класса увеличивается и зарплата). Это без переработок. Но я люблю работать в выходные.

– Как кондукторы и водители без своих машин добираются по ночам до парка или домой?

– На трамвайной или автобусной развозке. Их очень много. Поэтому далеко пешком идти не нужно.

– Не спросил, ты сознательно хотел быть кондуктором, а потом водителем именно трамвая?

– Кондуктором хотел быть либо трамвая, либо троллейбуса. Автобус мне как-то… А для водителя трамвай гораздо проще. Троллейбус в этом смысле вообще транспорт, который сочетает в себе недостатки трамвая и автобуса.

– С будущей супругой познакомились, когда ты кондуктором ездил, а она водителем?

– Да, а поженились, когда я уже водителем работал. У нее стаж водителя трамвая пять лет. А у меня – полтора года.

Водитель трамвая – профессия не самая прибыльная и легкая, зато одна из самых востребованных в современном обществе. И в связи с бурным развитием электротранспорта во всех странах ее можно считать еще и перспективной.

Что нужно для того, чтобы стать водителем трамвая?

Если человек хочет стать водителем трамвая, то он должен соответствовать ряду квалификационных требований. Следовать нужно такому алгоритму:

Прохождение медкомиссии. В отношении работы водителем трамвая нет каких-либо гендерных ограничений. Работать здесь могут и женщины. Однако установлены возрастные ограничения принимают только тех, кто старше 21 года. Кроме того, нужно будет пройти медкомиссию и взять справку о том, что соискатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кстати, перед каждой поездкой водитель должен проходить обязательный медосмотр, а контролируют при этом артериальное давление, слух и зрение.

Водитель трамвая

После прохождения медосмотра соискатель заключает с электротранспортным предприятием ученический договор, в котором будут сразу прописаны условия, на которых водитель сначала будет проходить обучение, а уже затем полноценно работать. На теоретическую подготовку отводятся 2-3 месяца, в течение которых соискателя обучают не только ПДД, но и основам работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием, а также основы управления трамваем.

Также устраивают практические занятия – для начала на тренажерах, при этом они достаточно сложны. Такие тренажеры полностью имитируют кабину транспортного средства. Во время обучения многие предприятия выплачивают стипендию от 7.5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от успеваемости ученика. Также ему предоставляется место в общежитии, а еще начинающий водитель может рассчитывать на бесплатное питание.

Учебная практика в трамвайном парке. Этот этап длится от трех недель до месяца. После этого нужно будет сдать экзамен по вождению и по теории управления. Сначала практическая часть, и оценивать ее будут сотрудники учебно-курсового комбината.

Водитель трамвая

Экзамен в ГИБДД. Это уже только теоретическая часть. По итогам экзамена соискатель получает водительские права. Если не удалось сдать с первого раза, ничего страшного не произойдет, можно пересдать экзамен.

Стажировка. После того, как соискатель получит права, его направят на стажировку в парк, и там он, скорее всего, и будет потом работать уже на постоянной основе. В среднем пассажирская практика занимает 205 часов. В это время у специалиста нет права работать самостоятельно. Он управляет трамваем только под руководством инструктора. Но его труд все равно оплачивается. Это не зарплата, а стипендия, но она примерно равна оплате труда начинающего водителя и составляет 20-23 тысячи рублей.

Только после успешного преодоления всех этапов можно будет устраиваться на работу на постоянной основе.

Обязанности водителя трамвая

В общих чертах все обязанности оговорены в нормативных документах. Тем не менее, всем, кто захочет устроиться на работу водителем трамвая, нужно понимать, что их ждет. Первая смена на большинстве маршрутов начинается очень рано, в 4 утра. Понятия стандартной рабочей недели здесь нет. У каждого водителя есть свой рабочий график, он включает в себя 4 дневные смены и 4 ночные, но они идут не подряд, а чередуются с выходными. Ночные смены на самом деле являются вечерними, поскольку заканчиваются в 12 часов ночи.

Водитель управляет транспортным средством, то есть трамваем, а также в рамках своих полномочий занимается техническим обслуживанием этой техники. Кроме того, он должен собирать оплату за проезд. От водителя трамвая требуется быть вежливым и сохранять спокойствие, хотя конфликтных ситуаций в общественном транспорте и на дорогах всегда хватает. Понятно, что такая работа требует определенного уровня стрессоустойчивости.

В отношении расчета зарплаты водителя в России действуют требования Трудового кодекса и отраслевого законодательства. В общем виде она состоит из оклада и премии. Оклад непосредственно зависит от продолжительности смены и от квалификации водителя. Кроме того, действуют правила, согласно которым на маршрутах с большим потоком пассажиров платят водителям намного больше. По этой причине в столице и городах-миллионниках у водителей к концу месяца может набегать солидная сумма.

Что же касается премиальных, то тут все зависит от конкретного транспортного предприятия. Это поощрительная выплата, и некоторые компании платят водителям еще процент за перевыполнение плана.

Наконец, существуют также и компенсационные надбавки. Их выплачивают в обязательном порядке согласно требований трудового законодательства за работу в ночные часы (считается как двойной оклад за конкретно отработанное время), за выход на работу в выходные дни и государственные праздники.

Водитель трамвая

Дополнительные выплаты и льготы

Хотя в современных условиях работу водителя трамвая можно считать достаточно надежной и стабильной, из-за стрессового фактора ему нужна дополнительная мотивация. Тем более что оплата труда хотя и бывает достаточно высокой, у начинающих водителей она будет практически минимальной, так что особого энтузиазма не вызывает. В то же время мотивация обычно носит нематериальный характер. Например, водителям трамваев положено дополнительно 12 дней к оплачиваемому отпуску. Также им гарантирован бесплатный проезд городским транспортом, в том числе и на метро, а это существенная экономия.

Для иногородних работников привлекательным может оказаться факт предоставления места в ведомственном общежитии – особенно это касается столицы, где снимать квартиру очень дорого. Ну а для семейных сотрудников еще один бонус – бесплатные путевки для детей на популярные отечественные базы отдыха.

Водитель трамвая

Заработная плата водителя трамвая в России

Как уже было отмечено ранее, заработная плата водителя трамвая зависит от его опыта или класса. Но к тому же она может в значительной степени варьировать в разных регионах. Неудивительно, что самые высокие зарплаты у водителей трамвая в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах проложены и крупнейшие трамвайные системы. Начинающий водитель здесь получает около 20-22 тысяч рублей в месяц. Опытный водитель трамвая может получать в Москве до 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также в Челябинской области зарплата водителя составляет 35-40 тысяч рублей.

Следует также помнить, что в некоторых регионах существуют надбавки за работу в сложных климатических условиях. Поэтому в таких городах как Иркутск, Омск, Красноярск зарплата водителя трамвая может быть даже выше, чем в столице. Там она составляет 45-50 тысяч рублей. В других регионах, таких как Краснодар, Казань, Калининград, Самара, Нижний Новгород зарплата водителя трамвая составляет 30-35 тысяч рублей. В Новороссийске, Новочеркасске, Иваново, Пятигорске и Таганроге фиксируют самый низкий уровень оплаты труда водителей – до 20-25 тысяч рублей.

Зарплата водителя трамвая

Трамваи как вид городского электротранспорта популярны в Австрии и Германии, где водители получают в месяц порядка 3000 евро. В Британии опытный водитель может получать до 28 тысяч фунтов в год, к тому же ему положены различные льготы и социальные выгоды. В Финляндии водитель трамвая в месяц получает до 2500 евро. В Италии среди стран Западной Европы самый низкий уровень оплаты для подобной профессии – всего 1000-1100 евро в месяц. В Чехии же такой работник получает до 100 крон в час. Примерно такой же уровень оплаты труда в Польше, где приглашают на работу водителей из Украины и Беларуси.

В Австралии водитель городского электротранспорта получает в месяц порядка 3200 австралийских долларов. А вот в Китае, где электротранспорт считается одной из самых перспективных отраслей, несколько лет подряд попытались запустить трамвай-беспилотник. Правда, повсеместного распространения такой опыт пока не получил, поскольку возникает слишком много трудностей, в том числе и по соображениям этики, а не только безопасности. Но и расходы на прокладку маршрута тоже достаточно высоки.

Возможные трудности в работе

Работа водителя трамвая достаточно сложна. Это только на первый взгляд кажется, что она представляет собой нечто рутинное. На самом деле от водителя требуется, чтобы он постоянно находился в тонусе, всегда был сконцентрирован на своей работе, поскольку отвечает за своих пассажиров.

Читайте также: