Какими качествами должен обладать социальный работник

Обновлено: 15.05.2024

Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.)

Социальный работник — квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку — это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения — помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам социального работника относятся:

  • организаторские способности;
  • способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • инициативность;
  • работоспособность;
  • способность устанавливать контакты с людьми;
  • дисциплинированность;
  • высокая нравственность и ответственность;
  • настойчивость;
  • умение грамотно выражать свои мысли.

Социальный работник должен обладать следующими личностными качествами:

  • аккуратность;
  • терпеливость;
  • коммуникабельность;
  • вежливость и доброжелательность;
  • общительность;
  • умение управлять собой;
  • эмпатия;
  • тактичность;
  • открытость;
  • дипломатичность;
  • милосердие и сострадание.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степению
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Стенокардия ФК III — IV.
  • Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.
  • Бблитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.
  • Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше.
  • Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
  • Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
  • Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
  • Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
  • Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
  • Беременность и период лактации.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Те же, кто начинает овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на нее таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированное.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.




Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Одна из наиболее популярных теорий — концепция Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс; оно формируется под воздействием ряда факторов внешней среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам. С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов (рост, поиск, упрочнение, стабилизация и спад). Большое место в профессиональном определении он отводит процессу самопонимания личностью себя как профессионального работника.

В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализ всех психических явлений в деятельности субъекта. В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессии, являются интересы личности.

Национальная ассоциация социальных работников США выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники, и разработала кодекс этики социального работника, где указываются его основные обязательства:

Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов.

Я выступаю против дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, в своей работе буду добиваться предотвращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства.

Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своим личным интересам.

Я принимаю на себя ответственность за качество и количество предоставляемых мною услуг клиентам. Я уважаю право на конфиденциальность клиента. Я ответственным образом использую сведения, полученные мною в работе с клиентами.

Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег по работе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений по этим вопросам.

Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепризнанных знаний и компетенции моей профессии.

Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта в сфере социальной работы.

Я принимаю на себя обязанность оказывать помощь в защите интересов общины против неэтичных поступков и поведения отдельных индивидов или организаций.

Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке.

Я четко и публично провожу различия между заявлениями как индивида, так и представителя организации.

Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования для профессиональной работы.

Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом.

Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшения социального благосостояния.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.

Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность.

Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия.

Педагогической наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт.

Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский не проводил различий между тактом педагогическим и психологическим. Он считал, что такт является педагогическим потому, что речь идет о выборе методов воздействия на человека. Но вместе с тем такт является и психологическим, потому что выбор метода воздействия зависит от психологических особенностей объекта воздействия.

В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего — в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее — в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми.

С одной стороны, общение — это прежде всего понимание. Поэтому здесь превалирует рациональное над эмоциональным, чувственным. Если вне эмоционального аспекта общение в принципе допустимо, то вне рационального оно невозможно. Неопровержимость, истинность аргументов, доводов — главное в поиске истины. С другой стороны, подлинное человеческое общение — это всегда общение на фоне человеческих переживаний и чувств. Рациональное и эмоциональное здесь сливаются воедино, предполагая открытое выражение отношения одного участника общения к другому. Без подобного выражения общение становится менее заинтересованным и тесным, беднее эмоционально окрашенным и, таким образом, менее продуктивным.

Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы.

Однако было бы неверно сводить культуру общения лишь к соблюдению правил приличия, речевого и поведенческого этикета, регулирующих межличностные отношения. Многому из этого человека учат с детства, и необходимое он усваивает в процессе социализации своей личности. Наряду с названными компонентами культура общения должна включать в себя культуру восприятия. Собеседник всегда желает, чтобы его не только слушали, но и слышали. Для этого' мало говорить на одном с ним языке, схватывать подтекст отдельно сказанных им слов. Дополнительную информацию об отношении к теме разговора и позиции того, кого слушаешь, дают его жесты, манера держаться, выражение лица, реакция на заданные вопросы. Искусство чувствовать эти особенности позволяет улавливать состояние людей и лучше понимать их.

Критерии профессиональной пригодности. Вопросы оценки профессиональной пригодности к социальной работе решаются в рамках профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профессиональная ориентация — это научно обоснованное распределение людей по видам общественной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями людей к их замещению. Профессиональная ориентация предусматривает проведение целого ряда мероприятий, среди которых необходимо отметить следующие: профпропаганда, профпросвещение, профконсультация.

В аспекте профориентации может быть предусмотрена также специальная система педагогических воздействий, направленных на активность человека в формировании и совершенствовании психических и физических качеств, предопределяющих успехи в той или иной профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор — это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической пригодности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом социального отбора; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

В процессе отбора можно выделить ряд взаимосвязанных этапов:

1) социально-психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку; такое изучение завершается подробной профессиограммой.

2) выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих профессиональные действия (менеджмент, коммуникативные связи, общение и т.д.);

3) психодиагностика: психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях;

4) социально-психологический прогноз: успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятности адаптации к профессии; возможности экстремальных воздействий.

В профессиональном отборе большое значение имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях.


Оглавление

  • Предисловие
  • 1. Каковы основные способы решения социальных проблем?
  • 2. Что значит социальная работа как вид общественной деятельности?
  • 3. Что означает социальная работа как социальная теория?
  • 4. Какой смысл имеет социальная работа как учебная дисциплина, преподаваемая в сфере среднего специального и высшего.
  • 5. Что означает социальная работа как одна из разновидностей социальной практики?
  • 6. В чем выражается социальная работа как вид профессиональной деятельности?
  • 7. Какие общественные сферы охватывает социальная работа?
  • 8. В чем заключается специфика социальной работы?
  • 9. Каковы особенности специалиста-профессионала в области социальной работы?
  • 10. В чем состоит специфика профессиональной деятельности социального работника?
  • 11. В чем выражается ориентация на людей в теории и практике социальной работы?
  • 12. Где и как используется специализированная социальная работа?
  • 13. На что должна быть направлена социальная работа как практическая деятельность?
  • 14. Какими профессиональными навыками должен обладать социальный работник?
  • 15. В чем выражаются специфические этические нормы социального работника?
  • 16. В чем состоят специфические профессиональные качества социального работника?
  • 17. Каковы должны быть личные и человеческие качества социального работника?
  • 18. Что такое социальная работа как действительная, практическая реализация философии прав человека?

17. Каковы должны быть личные и человеческие качества социального работника?

Личностные качества: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников считают следующие качества: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость, грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость, безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Смотрите также


Психология социальной работы. Теория и практика. Учебник для вузов

Коллектив авторов, 2017


Зарубежный опыт социальной работы

А. Н. Дашкина, 2011


Евдокия Ивановна Холостова, 2012


История пенсионного обеспечения и социального страхования в России

Д. Б. Гусаков, 2010


Технологии социокультурной работы с семьёй

Э. И. Тюрина, 2012


Семейное воспитание и социальная работа

Евгения Михайловна Черняк, 2010


Теория социальной работы

Ж. Е. Кайсарова, 2013


Проблемы и факторы формирования профессиональной субъектности социального работника

Т. С. Киенко, 2018


Философия социальной работы

Галина Павловна Медведева, 2018


Введение в теорию социальной работы

Н. М. Платонова, 2009


Социология социальной защиты населения

Клавдия Новикова, 2013


Социальное управление в организациях

Дарья Иванова, 2017


Помогать нельзя наказывать, терпеть нельзя просить? Бедность и помощь нуждающимся в социокультурном пространстве Англии Нового времени

Профессия социальный работник считается одной из наиболее трудных. Это связано с тем, что во время выполнения своих обязанностей сотрудник должен найти индивидуальный подход к каждому человеку и суметь решить все его проблемы. Такая должность требует наличия знаний в разных областях и желания помогать людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

Особенности и основные характеристики

Плюсы и минусы

Перед тем как выбрать тот или иной род деятельности, необходимо изучить его положительные и отрицательные стороны. Это даст возможность заранее подготовиться ко всем трудностям и максимально использовать доступные преимущества.

В список достоинств профессии включены следующие характеристики:

Преимущества и недостатки должности

  • официальное трудоустройство;
  • большое количество доступных направлений деятельности;
  • востребованность на рынке труда;
  • возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • есть шанс реализовать себя и помочь улучшить качество жизни других людей;
  • для обучения профессии не нужен высокий уровень знаний в области точных наук (физика, математика и другие);
  • большое количество бюджетных мест в вузах.

Все преимущества могут быть перечёркнуты значительным количеством недостатков. Именно из-за них должность соцработника часто остаётся вакантной.

К минусам такого вида занятости относится:

  • сравнительно низкая заработная плата;
  • общение с неприветливыми людьми;
  • необходимость делать большой объём работы;
  • частый контакт с больными людьми и риск заразиться какой-либо инфекцией;
  • ненормированный рабочий день;
  • частые нервные потрясения.

В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) - выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!

Описание профессии

Перед тем как определить, чем занимается социальный работник, необходимо изучить краткое описание профессии. Эта информация поможет людям, желающим занять вакантную должность в Центре социального обслуживания населения.

Процесс обучения

Желающий устроиться представителем социальной службы должен иметь соответствующее образование. Получать его может любой выпускник школы, окончивший 9 или 11 классов. Курс обучения проходят в следующих образовательных учреждениях:

Обучение на профессию социальный работник

Мест, где можно получить профессию соцработника, довольно мало. Большая часть подходящих вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы иметь возможность трудоустроиться в социальной сфере, необходимо получить диплом одного из следующих учебных заведений страны:

 Требования к кандидатам

  • РГСУ (Москва);
  • МСЭИ (Москва);
  • МПГУ (Москва);
  • СПбГУ (Санкт-Петербург);
  • СПб ГУ промышленный технологий и дизайна (Санкт-Петербург);
  • ЕГУ им. И. А. Бунина (Елец);
  • ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула);
  • Колледж № 16 (Москва);
  • Политехнический колледж городского хозяйства (Санкт-Петербург).

Основные требования

Соцработником имеет право называться тот человек, который соответствует все требованиям этой профессии. Он должен уметь находить общий язык не только с пожилыми людьми, но и с подростками или детьми.

Работа специалиста заключается в определении степени проблемы и поиске способа её решения. Согласно установленным правилам, соцработник может оказать помощь следующим категориям граждан:

 права сотрудников соц работников

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • люди, страдающие от врождённых заболеваний;
  • дети и подростки, пострадавшие от семейного насилия;
  • граждане с какой-либо зависимостью (алкогольной, наркотической и др.);
  • женщины, подвергшиеся любому виду насилия;
  • люди, которым была нанесена серьёзная психологическая травма;
  • многодетные семьи.

В большинстве случаев за каждой из перечисленных категорий закреплён определённый работник Центре социального обслуживания населения. Однако из-за нехватки кадров один сотрудник может заниматься проблемами сразу нескольких групп граждан.

К претендентам на должность соцработника предъявляют следующие требования:

Что требуется от соц работника

  • отсутствие медицинских противопоказаний (нет психических или каких-либо опасных заболеваний);
  • наличие диплома об окончании профильного вуза или колледжа;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь;
  • отсутствие привлечения к уголовной ответственности;
  • знание основных разделов инструкции работника (правила введение и вступления в должность, обязанности, права и ответственность за нарушения).

Профессия социальный работник

Согласно должностной инструкции, все социальные работники должны обладать знаниями в различных областях и сферах деятельности. Это нужно для того, чтобы лучше понять проблему человека и подсказать ему правильный выход из сложившейся ситуации.

Обязательные знания:

Права и обязанности соцработников

  • основы российского законодательства;
  • государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • способы оказания психологической и первой медицинской помощи;
  • санитарно-гигиенические нормы по уходу за людьми;
  • методы ведения домашнего хозяйства;
  • основы психологии;
  • нормы охраны труда и правила противопожарной безопасности;
  • умение работать с ПК и всеми современными средствами связи.

Обязанности работников

В обязанности социального работника входит не только забота о состоянии подопечного, но и много другой работы. Без умения качественно выполнять её не рекомендуется подавать заявку на получение вакантной должности.

Перечень обязанностей:

Требования к соцработникам

  • оформление всех документов на получение финансовой помощи от государства (например, пенсия по инвалидности);
  • приобретение продуктов и предоставление подопечному (или его родственникам) чеков из магазина;
  • получение рецептов от врача и покупка необходимых медикаментов;
  • наблюдение за состоянием здоровья подопечного;
  • приготовление пищи (если нужно);
  • контроль за работоспособностью водопровода, а также систем электро-, тепло- и газоснабжения;
  • сдача вещей в химчистку и забор их обратно;
  • оплата коммунальных счетов;
  • слежение за чистотой в доме или квартире;
  • сопровождение подопечного на различные мероприятия.

Зарплата и карьерный рост

Сотрудники соцработники и их обязанности и заработная плата

Зарплата у социального работника довольно маленькая. В среднем по России она составляет 29 тыс. рублей. Наиболее прибыльной эта профессия считается в Москве, где соцработнику могут платить до 50 тыс. рублей. В небольших городах страны заработная плата редко превышает 20 тыс. в российской валюте.

Все сотрудники Центра социального обслуживания населения равноправны. Исключением является лишь директор и его заместители. Из-за этого практически невозможно подняться по карьерной лестнице. Прогрессировать можно только в плане повышения квалификации социальных работников, которая влияет на размер заработной платы. Для этого нужно регулярно посещать специальные курсы и знакомиться со всеми нововведениями.

Права сотрудников

Социальные работники — это люди, которые в любой ситуации должны руководствоваться общепринятой инструкцией. Согласно этому документу, у них есть не только обязанности, но и права.

Соцработник имеет право на следующее:

Обязанности соцработников

  • получать у руководства информацию, касающуюся трудовой деятельности в организации;
  • проходить переподготовку и повышать квалификацию;
  • предлагать директору способы совершенствования работы;
  • обращаться с суд и органы местного самоуправления для разрешения споров, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
  • запрашивать материалы, необходимые для выполнения той или иной работы;
  • привлекать других сотрудников Центра соцобслуживания населения для выполнения определённой работы (с разрешения руководства).

Ответственность за нарушения

Недостаточная квалификация или недобросовестное выполнение соцработником его обязанностей может привести к серьёзным негативным последствиям. Согласно инструкции, ответственность за нарушения может наступить только в 7 случаях. Среди них есть такие:

Как стать соцработником

  • отказ выполнять свои трудовые обязанности;
  • ненадлежащее выполнение возложенных на сотрудника обязанностей;
  • нарушение правил внутреннего трудового распорядка;
  • игнорирование приказов и распоряжений руководства;
  • ошибки в отчётной документации;
  • причинение материального ущерба организации или подопечному;
  • разглашение секретных сведений, полученных в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В зависимости от степени тяжести проступка соцработник может быть привлечён к дисциплинарной, административной, материальной, гражданской или уголовной ответственности.

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь незащищённым слоям населения. У него широкий спектр обязанностей и большая ответственность за конечный результат. Занимающий эту должность человек должен обладать особыми индивидуальными качествами и уметь работать с людьми.



На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

- среднее профессиональное образование - программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

- среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция - содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.


Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.


Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Читайте также: