Каким образом взаимосвязаны уровень образования уровень притязаний и выбор профессии

Обновлено: 16.05.2024


1 чел. помогло.

8 класс

1 занятие. Самооценка и уровень притязаний

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.
^

Франсуа Вийон

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно, если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда.

Оценить свои возможности можно с помощью психологических методик. Большинство из них основаны на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя. А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек – мера всех вещей. Значит, сколько людей – столько и измерительных приборов? Способность оценивать себя – важнейшее образование человеческой психики, которое формируется в раннем детстве и накладывает отпечаток на всю жизнь человека.

Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы: увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.

Если в ваших ответах присутствует прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.


1 2 3 4 5

УМ

6 7 8 9 10

1 2 3 4 5

ДОБРОТА

6 7 8 9 10

1 2 3 4 5

КРАСОТА

6 7 8 9 10

О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нем мало кто знает.

Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своем огромном замке.

Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое возможное несовершенство.

Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

^ САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ


  1. добиться успеха в какой-нибудь деятельности;

  2. снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Кстати, сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой — и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.

Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. (Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М.,1993).

Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по-своему.

^ 2 занятие. Чувства и эмоции

В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом.

Разум позволяет человечеству решить многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции — это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Слово — универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют им пользоваться.

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.

8. Мне не раз приходилось драться.

9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

10.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.

12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

13. Я думаю, что многие люди не любят меня.

14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.

18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

19. Меня легко обидеть.

20. Многие люди мне завидуют.

21. Если я злюсь, я могу выругаться.

22. Если не понимают слов, я применяю силу.

23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.

29. На удар я отвечаю ударом.

30. В споре я часто повышаю голос.

31. Я раздражаюсь из-за мелочей.

32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.

33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, соответствующих семи формам проявления агрессии, и соедините их линией.

Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии.

^ Физическая агрессия : вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

^ Косвенная агрессия : конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Обидчивость: готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность: готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

^ Вербальная агрессия : за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением — то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

Уровень эмоциональности индивидуален: от эмоциональной холодности до сверхчувствительности, при которой легко передаются эмоции собеседника.

^ 3 занятие. Темперамент и профессия

В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком, и, наконец,

в исполнении решений — флегматиком. В.Вундт

Темперамент — это свойство нервной системы. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Темперамент можно определить с помощью теста (модификация Личностного опросника Г. Айзенка).

^ 1—5 баллов. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы, скорее, поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен).

Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

^ 6—11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

^ 12—17 баллов. Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью.

Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.

Презентация "ВЫБОР ПРОФЕССИИ: субъективные и объективные факторы" - синтизированный материал, позволяющий учащимся, учителям и родителям подойти максимально грамотно к подготовке, организации и выбору профессии старшеклассников.

Содержимое разработки

МКОУ ЗОНАЛЬНАЯ СОШ Зонального района Алтайского края ВЫБОР ПРОФЕССИИ: субъективные и объективные факторы Подготовила: Родионова Дарья, уч-ся 11 класса Руководитель: Чернов А.П., учитель технологии с. Зональ ное 2017

МКОУ ЗОНАЛЬНАЯ СОШ

Зонального района Алтайского края

ВЫБОР ПРОФЕССИИ: субъективные и объективные факторы

Подготовила: Родионова Дарья,

уч-ся 11 класса

Руководитель: Чернов А.П., учитель технологии

с. Зональ ное

План презентации

План презентации

Выбор профессии

- осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

В нашей стране 42% людей меняют профессию уже в течение первых двух лет после окончания профессионального училища, колледжа или ВУЗа, а в целом до 80% населения работают не по специальности , указанной в дипломе о профессиональном образовании.

При выборе профессии необходимо учитывать факторы: Фактор ХОЧУ Фактор МОГУ Фактор НАДО интересы – желание что- либо узнать новое; склонности – желание что-либо сделать; на первом плане: высокие доходы (сразу). потребности рынка труда в кадрах; низкая оценка способностей без практики, стажа Возможности личности:

При выборе профессии необходимо учитывать факторы:

Фактор ХОЧУ

Фактор МОГУ

Фактор НАДО

  • интересы – желание что- либо узнать новое;
  • склонности – желание что-либо сделать;
  • на первом плане: высокие доходы (сразу).
  • потребности рынка труда в кадрах;
  • низкая оценка способностей без практики, стажа

Возможности личности:

Классификация профессий

По характеру труда:

  • физический или умственный труд;
  • исполнительский или творческий характер.

По уровню квалификации:

  • профессии, требующие высшего образования;
  • профессии, требующие среднего профессионального образования;
  • профессии, не требующие квалификации.

По предмету и характеру труда:

Классификация профессий

Классификация профессий

Факторы выбора профессии

Внутренние личностные факторы

Внешние социальные факторы

Советы и пожелания окружающих

Социальные стереотипы

Уровень притязаний

Престижность /Популярность профессии

Факторы выбора профессии

Факторы выбора профессии

Факторы выбора профессии

Уровень притязаний

Факторы выбора профессии

На уровень притязаний во многом влияет самооценка , т.е. оценивание человеком своих возможностей и способностей.

Факторы выбора профессии

Три слагаемых правильного выбора профессии

Во-первых , будущая работа должна быть в радость , а не в тягость (ХОЧУ).

ХОЧУ ли я быть профессионалом в данной области? Нравится ли мне та профессия, которую я выбираю?

В-третьих , эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Так ли НУЖНА выбранная профессия в городе? Смогу ли я потом устроиться на работу?

Во-вторых , человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). МОГУ ли я работать по этой профессии? Хватит ли моих способностей и здоровья для этого?

Здоровье и выбор профессии

Здоровье и выбор профессии

Здоровье и выбор профессии

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Профессии, в условиях работы которых полностью отсутствует неблагоприятные производственные факторы. Эти профессии могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.

(продавец, менеджер, художник-модельер и т.д.)

Профессии отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора, например, повышенная или пониженная температура воздуха, влажность.

(повар, продавец фруктов, овощей и т.д.)

Здоровье и выбор профессии По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп Третья группа Четвертая группа Профессии для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. (ткачиха - /повышенная температура воздуха, запыленность, постоянный шум/; печатник - /запыленность воздуха, постоянный шум/) Профессии с тяжелыми, вредными условиями труда. (сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз)

Здоровье и выбор профессии

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Третья группа

Четвертая группа

Профессии для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов.

(ткачиха - /повышенная температура воздуха, запыленность, постоянный шум/; печатник - /запыленность воздуха, постоянный шум/)

Профессии с тяжелыми, вредными условиями труда.

(сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз)

Здоровье и выбор профессии По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп Пятая группа Шестая группа Профессии связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей, лиц с инфекционными заболеваниями (воспитатель, повар, фармацевт). Профессии требующие повышенного напряжения определенных органов (чертежник, сборщик часов, микросхем, вышивальщица, стенографистка, автослесарь, повар).

Здоровье и выбор профессии

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Пятая группа

Шестая группа

Профессии связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей, лиц с инфекционными заболеваниями (воспитатель, повар, фармацевт).

Профессии требующие повышенного напряжения определенных органов

(чертежник, сборщик часов, микросхем, вышивальщица, стенографистка, автослесарь, повар).

Определение своего физического развития по антропометрическим данным Возраст Рост, см Юноши Вес, кг 13 ОГК, см 14 Девушки 155,1 +- 7,65 13 44,1 +- 8,68 162,3 +- 8,82 15 166,7 +- 8,90 50,5 +- 9,36 72,5 +- 5,82 16-17 14 157,3 +- 6,00 170,8 +- 8,00 160,3 +- 6,12 54,5 +- 8,94 75,7 +- 5,60 15 47,6 +- 8,54 72,5 +- 5,66 51,8 +- 8,62 78,6 +- 5,66 161,2 +- 5,46 16-17 59,3 +- 8,82 161,9 +- 5,22 81,9 +- 5,56 53,9 +- 7,62 75,0 +- 5,16 56,6 +- 6,82 75,4 +- 4,18 76,2 +- 4,92 Окружность грудной клетки

Определение своего физического развития по антропометрическим данным

Окружность грудной клетки

Определение своего физического развития по антропометрическим данным Например, юноша 15 лет, рост173 см, вес 64 кг, ОГК – 82 см. Эти показания имеют отклонения от табличных данных: Рост 173 – 166,7= 6,3 Вес 64 – 54,5=9,5 кг ОГК 82 – 78,6=3,4 см При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице: 6,3 : 8,9= 0,7 9,5 : 8,95=1,5 3,4 : 5,66=0,6 0,6 – 1,5 Если частные находятся в пределах -1 до +1, то физическое развитие в пределах нормы -2 до -1, ниже среднего +1 до +2, выше среднего Меньше -1, физическое развитие низкое Больше +2, то хорошее Для оценки уровня физического развития используем метод сигнальных отклонений

Определение своего физического развития по антропометрическим данным

  • Например, юноша 15 лет, рост173 см, вес 64 кг, ОГК – 82 см. Эти показания имеют отклонения от табличных данных:

Рост 173 – 166,7= 6,3

Вес 64 – 54,5=9,5 кг

ОГК 82 – 78,6=3,4 см

  • При сравнении полученные результаты делим на допустимые нормы отклонений по таблице:

3,4 : 5,66=0,6 0,6 – 1,5

-1 до +1, то физическое развитие в пределах нормы

-2 до -1, ниже среднего

+1 до +2, выше среднего

Меньше -1, физическое развитие низкое

Больше +2, то хорошее

Для оценки уровня физического развития используем метод сигнальных отклонений

Определитесь к какой группе профессий вы больше подходите по первому классификатору 1 5 4 3 2

Определитесь к какой группе профессий вы больше подходите по первому классификатору

Определитесь к какой группе профессий вы больше подходите по здоровью

1 группа: п рофессии, в условиях работы которых полностью отсутствует неблагоприятные производственные факторы.

2 группа: профессии отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора, например, повышенная или пониженная температура воздуха, влажность.

3 группа: Профессии для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов.

4 группа: Профессии с тяжелыми, вредными условиями труда.

5 группа: Профессии связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей, лиц с инфекционными заболеваниями.

6 группа: Профессии требующие повышенного напряжения определённых органов.

(сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз)

(чертежник, сборщик часов, микросхем, вышивальщица, стенографистка, автослесарь, повар)

Занесите свои персональные данные по результатам выбора

Укажите свои расчёты, аргументы выбора (каждого варианта)

Источники Секреты выбора профессий. Что надо учитывать при выборе профессии. http://bigslide.ru/obschestvoznaniya/47537-vibor-professii.html Факторы выбора профессии. http:// bigslide.ru/obschestvoznaniya/13864-faktori-vibora-professii.html Здоровье и выбор профессии. http://bigslide.ru/pedagogika/9071-zdorove-i-vibor-professii.html Анимация. Хочу. http:// www.clipartster.com Анимация. Могу. http:// justclickit.ru Анимация. Надо. https:// www.kursoteka.ru Анимация. Ученица за партой. http:// gifs-pictures.startpix.ru Анимации. Образ профессии. http:// wdesk.ru Шаблон презентации. Presentation Title. http://fppt.ru/54-rukopozhatie-na-serom-fone.html

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Мотивации отводится главная роль при выборе специальности. Выделяют две большие группы мотивов: внешние и внутренние.

Когда молодые люди делают выбор в пользу той или иной профессии, ориентируясь исключительно на желание заработать как можно больше денег — можно говорить о внешней мотивации, так как в этом случае специальность рассматривается с позиции материальной выгоды.

Сюда также относят степень престижности и востребованности профессии, которую желают освоить. Если принимают решение связать свою жизнь с определённой специальностью, при этом ставят во главу не зарплатные ожидания, но благородные цели и желание принести пользу обществу в рамках своей профессиональной деятельности (к примеру, лечить больных, проводить серьёзные научные исследования), можно утверждать, что человеком движут внутренние мотивы.

Рассмотрим, какие мотивационные факторы играют определяющую роль в ситуации профессионального самоопределения.

Содержание статьи:

Выбор профессии, мотиваторы

  • — строитель,
  • — лесоруб,
  • — плотник.

Дошло до того, что озадаченные работодатели всячески стали повышать престиж рабочих специальностей. В этих целях условия труда на предприятиях стали максимально комфортными, зарплата стабильной и высокой. Все усилия направлены на повышение статуса нужных, востребованных в стране профессий в глазах молодёжи.

Можно выделить специальности, которые будут востребованы ещё долгое время и даже в процессе перестройки общества не потеряют своей актуальности. В их числе довольно перспективные на сегодняшний момент профессии в сфере:

  • — IT-технологий и коммуникаций,
  • — строительстве,
  • — маркетинге (PR и рекламе),
  • — медицине,
  • — фармацевтике,
  • — финансах,
  • — инвестициях,
  • — бьюти-индустрии (индустрии красоты).

2. Давление со стороны родных и друзей

Многие родители уверены, что смогут через ребёнка реализовать собственные мечты. К примеру, папа в юности грезил связать свою жизнь с профессией врача и поступить в медицинский институт, но так сложились обстоятельства, что ему пришлось отказаться от своей мечты. И поэтому он решил, во что бы то ни стало убедить своего ребёнка-выпускника получить медицинскую специальность. Но подобное активное участие взрослых в выборе профессии своего ребёнка крайней нежелательно; родители должны понимать, что их время прошло и вместо того, чтобы навязывать свои идеи ребёнку, лучше предоставить ему возможность реализоваться в той сфере деятельности, которая близка и интересна.

Важно понимать, что одноклассники или друзья, определившие своё будущее направление заранее, начали углубленно изучать необходимые дисциплины давно, и такими ребятами движет одно желание при поступлении – продолжить совершенствовать свои знания. А ваше чадо, к примеру, будучи гуманитарием и не блещущий талантами в точных науках, может совершить серьёзную ошибку, отправляясь учиться вместе с друзьями-математиками в технический ВУЗ, понадеявшись на их дружбу и помощь.

3. Увлечённость со школьной скамьи

Пожалуй, самый идеальный вариант, когда будущим абитуриентом движет личная заинтересованность, когда ещё со школьной скамьи у него появилась увлечённость отдельными дисциплинами. В этом случае будет больше шансов на успех в процессе профессионального становления, если в университете он продолжит изучение именно этих, интересных и близких ему предметов.

Как показывает практика, успех гарантирован в том случае, если есть способности в какой-либо области знаний, учитываются личностные потребности, имеется возможность для творчества, желание развиваться, получать удовольствие от своей профессиональной деятельности; конечно, нет гарантий, что новоиспечённый студент не столкнётся с разочарованиями, определёнными трудностями на пути, но именно наличие этих составляющих, поможет в освоении профессии, успешном решении психологических проблем (в частности, избавлении от синдрома выгорания).

4. Стремление достичь успеха в неожиданной для других области

Подобное намерение чаще всего возникает у ребят, которые в школе подвергались нападкам со стороны сверстников. Они уверены, что если достигнут успехов в чём-либо, то смогут таким образом доказать окружающим, что они – личности, способные заявить о себе.

Однако в этой ситуации есть свои минусы: так ребята, вопреки всему вступающие в борьбу за свой успех, зачастую превращаются в озлобленных и нелюдимых персонажей, поскольку не перестают видеть в окружающих врагов и соперников, которые, по их мнению, только и ждут, чтобы обидеть или унизить. Но есть и исключения: несмотря на трудности детства, повзрослевшие ребята, смело вступают в коммуникацию со сверстниками.

5. Материальные трудности

В наше время это самый распространённый фактор, влияющий на выбор профессии у молодых людей. Так принимая решение относительно будущей специальности, ребята руководствуются не личными предпочтениями, но материальными возможностями.

Но не всё в этой ситуации так безнадёжно, есть и перспективы: получить образование, пусть и не желаемое, трудоустроиться по специальности, накопить на обучение, которое поможет воплотить в жизнь профессиональную мечту. Однако велика вероятность, что по прошествии нескольких лет избранная в школьные годы специальность уже не будет так привлекать.

6. Погоня за большими зарплатами

Это, пожалуй, самый яркий пример внешней мотивации. Современный человек живёт с убеждением, что миром правят деньги. Финансовое благополучие напрямую влияет на то, как человек будет восприниматься обществом, какие дороги перед ним откроются.

Бывают и исключения: открывается интерес к профессии в процессе обучения, и молодой специалист всё-таки решается связать свою жизнь с ней.

8. Объективная оценка собственных способностей

Значительно облегчает выбор в пользу той или иной профессии правильная оценка личных способностей и уровня знаний. И всё потому, что уже проявившиеся таланты и умения совершенствовать проще, нежели развивать новые (это весьма длительный и сложный процесс, без каких-либо гарантий на успех).

Под способностями понимают систему психологических свойств личности, которые помогают достичь успеха. Способности человек приобретает (например, в процессе обучения или тренировок), либо они уже появляются с ним на свет (в этом случае принято говорить о задатках).

От того, насколько объективно учащийся оценит свои способности, будет зависеть результативность выполняемой им работы и уровень достижений в этой сфере деятельности. Что касается школьного обучения, то на протяжении 11 лет дети совершенствуют задатки, которые были заложены в них от рождения, и получают дополнительные навыки, знания.

9. Уровень притязаний

Учащийся может испытывать желание достичь сложной цели, но важно, чтобы она была соразмерна с его способностями. Отсюда прямая зависимость данного фактора от самооценки молодых людей, которая формируется в результате личностных переживаний, возникающих на фоне собственных побед/поражений. Уровень притязаний можно считать адекватным, если способности ребёнка соответствуют его стремлениям.

10. Удовлетворение бессознательных желаний через профессию

На профессиональный выбор могут напрямую влиять противоречия, возникающие внутри личности. Так ребята могут претворять в жизнь потребности, которые не были удовлетворены в детском возрасте.

Или мальчик решил стать спасателем, поскольку в своё время на пожаре погибли его близкие люди, потому что их некому было спасти. Из чего следует, что каждый, выбирая свой профессиональный путь, опирается на определённый бессознательный багаж, испытывает тягу к какой-либо сфере деятельности, порой, не имея должных способностей.

автор статьи Гуляева Анастасия Алексеевна, педагог-филолог, журналист

Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

Читайте также: