Каким образом проверяется отпуск тормозов у вагонов оборудованных дисковыми тормозами

Обновлено: 23.04.2024

К пункту 48.При полном опробовании автоматических тормозов грузовых и грузопассажирских поездов выполняют:

установку измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона;

замер зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона. Замер давления в тормозной магистрали хвостового вагона поезда выполнять после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда. Показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кгс/см 2 ) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2 ) при длине поезда более 400 осей;

демонтаж измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона;

замер времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте поезда (при длине грузового поезда свыше 100 осей) выполнять после полной зарядки тормозной магистрали, снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/см 2 ) и получения информации о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного на 0,03-0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2 ) до момента начала отхода колодок от колес. Торможение для замера времени отпуска выполнять после зарядки, но не менее чем по истечении 120 секунд (2 минут) после срабатывания датчика контроля состояния тормозной магистрали или снижения давления в тормозной магистрали при проверке ее целостности.

Временем отпуска автотормозов двух последних вагонов в хвосте поезда принимается наибольшее время отпуска вагонов, но не более 50 секунд в грузовых поездах длиной до 20 осей, и не более 80 секунд в поездах длиной более 200 осей;

проверку плотности тормозной магистрали поезда при поездном положении управляющего органа крана машиниста.

На грузовых локомотивах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали, проверку плотности производить по показанию этого устройства.

При поездном положении управляющего органа крана машиниста проверку проводят после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см 2 ) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ).

Для поездов с локомотивами в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной магистрали, в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров локомотивов, указано в таблице IV.1 Правил;

проверку действия автоматических тормозов вагонов поезда на торможение. Проверку проводят после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см 2 ) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, по истечении 120 секунд (2 минут) для грузовых поездов, у которых все воздухораспределители включены на равнинный режим и 600 секунд (10 минут) при воздухораспределителях, включенных на горный режим.

Осмотрщики вагонов обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес;

проверку плотности тормозной магистрали поезда в положении управляющего органа крана машиниста, обеспечивающего поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения выполняют замером плотности тормозной магистрали поезда, которая не должна отличаться от плотности при поездном положении управляющего органа крана машиниста более чем на 10 % в сторону уменьшения.

На грузовых локомотивах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали, проверку плотности производить по показанию этого устройства; проверку действия автоматических тормозов вагонов поезда на отпуск.

После окончания проверки действия тормозов на торможение и последующий отпуск тормозов поезда установкой управляющего органа крана машиниста в поездное положение, осмотрщики вагонов обязаны проверить отпуск тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на отпуск по уходу штока тормозных цилиндров и отходу колодок от поверхности катания колес.

В грузовых поездах повышенной длины (длиной более 350 осей) отпуск автотормозов производить переводом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,07 МПа (0,5-0,7 кгс/см 2 ) выше зарядного давления.

Осмотрщики вагонов обязаны проверить отпуск тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на отпуск по уходу штока тормозных цилиндров и отходу колодок от поверхности катания колес.

При выявлении не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается выполнять их отпуск вручную до выяснения причин не отпуска. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

По окончании полного опробования тормозов выдается Справка.

К пункту 50.При полном опробовании автоматических тормозов пассажирских поездов выполняют:

проверку свободности прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда и целостности тормозной магистрали поезда проводит осмотрщик вагонов. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона. При проверке целостности тормозной магистрали поезда необходимо убедиться в свободности прохождения сжатого воздуха по ней и срабатывании ускорителей экстренного торможения воздухораспределителей, при этом машинисту необходимо убедиться, что снижение давления по манометру тормозной магистрали произошло на величину не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ). При меньшем снижении давления, заявлять работникам вагонного хозяйства и дежурным по станции о нарушении свободности прохождения сжатого воздуха по тормозной магистрали.

При наличии в поезде более трети вагонов с включенными пассажирскими тормозами со ступенчатым отпуском (западноевропейского типа) перед проверкой целостности тормозной магистрали машинист должен перевести управляющий орган крана машиниста в положение, не обеспечивающее поддержания сжатого воздуха в тормозной магистрали после торможения, а после срабатывания автотормозов локомотива, снижения давления в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре управляющий орган крана машиниста перевести в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения.

Отпуск тормозов поезда до зарядного давления производить установкой управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного и продолжить зарядку тормозной магистрали в поездном положении;

проверку плотности тормозной магистрали поезда при отключенном питании тормозной магистрали поезда (комбинированным краном или краном двойной тяги). По истечении 20 секунд после отключения питания тормозной магистрали замеряют снижение давления в тормозной магистрали: снижение давления допускается не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/см 2 ) в течение 60 секунд (1 минуты) или 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) – в течение 150 секунд (2,5 минут);

проверку действия электропневматических тормозов на торможение и отпуск проводят при включенном источнике электрического питания электропневматического тормоза и выключенном переключателе дублированного питания проводов на локомотиве.

Проверку производят путем служебного торможения без разрядки тормозной магистрали до получения давления в тормозных цилиндрах локомотива 0,10-0,20 МПа (1,0-2,0 кгс/см 2 ). При этом во время торможения напряжение источника питания должно быть не ниже 45 В.

Осмотрщики вагонов обязаны проверить действие на торможение электропневматических тормозов во всем поезде и убедиться в их нормальной работе.

После проверки действия на давлении электропневматических тормозов необходимо отключить электрическое питание электропневматического тормоза на локомотиве и оставить управляющий орган крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного торможения после торможения. Через 15-25 секунд, когда произойдет отпуск тормозов в поезде, включить питание электропневматического тормоза на локомотиве.

Осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у всех вагонов. После этого машинист должен перевести орган управления крана машиниста в поездное положение и отключить электропневматический тормоз.

В случае выявления осмотрщиками не отпустившего тормоза у одного из вагонов неисправный электровоздухораспределитель должен быть заменен, а полное опробование электропневматических тормозов выполнено повторно с проверкой действия у отремонтированного вагона;

напряжение в цепях электропневматического тормоза в режиме торможения на хвостовом вагоне должно быть более 30 В без нажатия на контактный палец соединительного рукава, чтобы исключить размыкания электрических проводов №1 (рабочий) и №2 (контрольный);

При наличии дублированного питания ЭПТ, произвести замер величины тока нагрузки в режиме перекрыши по амперметру на локомотиве с последующей отметкой в Справке (данные действия производятся при изменении количества вагонов);

проверку действия автоматических тормозов поезда на торможение и отпуск после полной зарядки тормозной сети.

Для проверки автотормозов на торможение необходимо снизить давление в уравнительном резервуаре за один прием на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/см 2 ) от зарядного давления.

Осмотрщики вагонов не ранее чем через 120 секунд (2 минуты) после выполненного торможения обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. На вагонах с дисковыми тормозами срабатывание на торможение вагонов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой для осмотрщика зоне.

Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более полное опробование выполнять от локомотива или стационарного устройства с автоматической регистрацией параметров с выдержкой автотормозов в заторможенном состоянии в течение 600 секунд (10 минут), после чего осмотрщики вагонов приступают к проверке тормозов.

По окончании проверки действия автоматических тормозов на торможение выполнить отпуск тормоза постановкой управляющего органа крана машиниста в поездное положение, осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у каждого вагона по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес.

На вагонах с дисковыми тормозами отпуск тормозов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой для осмотрщика зоне.

В случае выявления при выполнении полного опробования автотормозов в поезде с вагонами, оборудованными дисковыми тормозами, продолжительного времени выхода воздуха через кран машиниста после ступени торможения, опробование прекратить до устранения неисправности обратного клапана одного из вагонов.

Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Полное опробование электропневматических тормозов производится на станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или поездного локомотива.


Время снижения давления на 0.5 кгс/см2 в главных резервуарах
при проверке плотности тормозной сети поезда

Во всех грузовых поездах осмотрщик вагонов обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона и убедиться, что зарядное давление не менее установленного нижеследующей таблицей.



Минимальное давление в магистрали хвостового вагона грузового поезда


Затем проверяют чувствительность воздухораспределителей к торможению: по сигналу осмотрщика вагонов машинист устанавливает ручку крана машиниста в пятое положение и снижает давление в уравнительном резервуаре на 0,6 - 0,7 кгс/см2 с последующим переводом ее в IV положение. По истечении 2 мин. после торможения осмотрщики проверяют срабатывание тормозов у каждого вагона по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию колодок к колесам. Машинист локомотива в это время еще раз (при IV положении ручки крана машиниста) проверяет плотность тормозной сети, которая не должна отличаться от плотности при поездном положении ручки крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

По сигналу осмотрщика вагонов отпустить автотормоза: в поездах до 350 осей машинист перемещает ручку крана в поездное положение; в поездах длиной более 350 осей ручку крана машиниста устанавливают в первое положение и завышают давление в уравнительном резервуаре на 0,5 – 0,6 кгс/см2 больше зарядного после чего переводят в поездное положение. Осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у каждого вагона в поезде по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес. При выявлении вагонов с не отпустившим тормозом не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. Выявленные неисправные воздухораспределители должны быть заменены исправными. После этого вновь проверяют действие тормозов у вагонов с замененными воздухораспределителями.
По окончании опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами.
Полное опробование автотормозов перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более производят с выдержкой в заторможенном состоянии в течении 10 мин. За это время ни один воздухораспределитель не должен самопроизвольно отпустить.

Полное опробование тормозов в электропоезде выполняет локомотивная бригада, а при выезде с плановых видов ремонта (кроме ТО-2) совместно с мастером или бригадиром автоматного отделения депо.
Полное опробование тормозов проводится:

  • после ремонта или технического обслуживания;
  • после отстоя без бригады на станции или в депо в течение более 12 часов;
  • после вцепки вагонов в поезд.


После каждого полного опробования тормозов в журнал технического состояния формы ТУ-152 делается запись с указанием:

  • номера и серии МВС;
  • даты и времени выполнения полного опробования тормозов;
  • пределы давления в главных резервуарах, поддерживаемые регулятором давления;
  • давление в тормозной магистрали при поездном положении ручки крана машиниста;
  • величины утечки воздуха из тормозной сети поезда;
  • фамилия и подпись машиниста и помощника машиниста, а после ремонта или технического обслуживания (кроме ТО-1) мастера и машиниста.

Выполнение полного опробования тормозов начинается с проверки правильности положения ручек кранов на питательной и тормозной магистралях. Затем проверяют работу регулятора давления. Давление в главных резервуарах должно поддерживаться в пределах 8,0 - 6,5 кгс/см2 с отклонением не более 0,2 кгс/см2 .
После зарядки тормозной и питательной магистрали проверяют их плотность. Для этого на электропоезде с краном машиниста усл.№ 395 перекрыть разобщительные краны на тормозной и питательной магистрали, а с краном усл.№ 334Э перекрывают разобщительный кран на питательной магистрали. Снижение давления, наблюдаемое по манометру должно быть:

  • в тормозной магистрали с нормального зарядного давления на величину не более чем на 0,2 кгс/см2 в течение одной минуты;
  • в питательной сети с 7,0 до 6,8 кгс/см2 за 3 минуты или с 7,0 до 6,5 кгс/см2 за 7,5 минут.


Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.
Сокращенное опробование выполняют:

  1. после прицепки поездного локомотива к составу, если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;
  2. после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
  3. после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;
  4. в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;
  5. в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45, после стоянки поезда более 30 минут.
  • после смены кабины управления;
  • после смены локомотивных бригад;
  • после всякого разъединения рукавов или перекрытия концевых кранов в поезде;
  • после стоянки поезда более 20 мин или падения давления в главных резервуарах ниже 4,5 кгс/см2.
  • после смены кабины управления;
  • после смены локомотивных бригад;
  • после всякого разъединения электрической цепи ЭПТ.

Сокращенное опробование автоматических и электро пневматических тормозов выполняется также после отстоя поезда без локомотивной бригады в течение времени, менее установленного приказом начальника дорога (на Октябрьской ж. д. это время составляет 12 часов).
Приступая к сокращенному опробованию тормозов, локомотивная бригада должна зарядить тормозную магистраль до зарядного давления и проверить работу сначала ЭПТ, а затем автоматических тормозов по действию тормоза хвостового вагона.
Для этого в рабочей кабине включить ЭПТ и по сигналу помощника машиниста произвести ступень торможения до повышения давления в тормозном цилиндре головного вагона на 1,0 - 1,5 кгс/см2. Помощник машиниста обязан проверить действие тормоза хвостового вагона по манометру тормозного цилиндра и по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам, а затем подать сигнал об отпуске тормозов. Машинист по этому сигналу переводит ручку крана машиниста в I положение, затем ручку крана № 334 Э - в положение IIА, крана № 395 во II положение. Помощник машиниста должен проверить отпуск тормоза хвостового вагона по манометру в нерабочей кабине. При положительном результате проверки машинист выключает ЭПТ и проверяет работу автоматических тормозов снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5 - 0,6 кгс/см2. Помощник машиниста подает сигнал об отпуске тормозов после проверки действия тормоза хвостового вагона. По этому сигналу машинист переводит ручку крана машиниста в I положение, затем ручку крана №334Э - в положение IIА, крана № 395 во II положение.
Машинист контролирует работу тормозов по манометру тормозного цилиндра и сигнальным лампам в рабочей кабине.
Если при сокращенном опробовании не сработает тормозов хвостового вагона, то работник, проверяющий тормоза этого вагона, обязан не допустить отправление поезда. Ответственность за правильное выполнение сокращенного опробования тормозов в моторвагонных поездах несут машинист и помощник машиниста.

  • после стоянки грузового поезда более 30 минут;
  • передачи управления машинисту второго локомотива или смены кабины на перегоне после остановки;
  • при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2;
  • при прицепке дополнительного локомотива в голову грузового поезда для следования по одному или нескольким перегонам и после отцепки этого локомотива.

9.2.1 Полное опробование автоматических тормозов в поездах производить:

- на станциях формирования перед отправлением поезда;

-при смене локомотивных бригад;

-после смены локомотива;

-при производстве технического осмотра на пункте технического осмотра с 10-ти минутной выдержкой;

- перед каждым отправлением груженой вертушки, поезда в карьер с 10-ти минутной выдержкой.

При проведении полного опробования тормозов подвижного состава, он должен быть закреплен ручными тормозными башмаками.

9.2.2 Полное опробование тормозов в поездах производится следующим порядком:

- после зарядки тормозной сети всего поезда до установленного давления машинист обязан в присутствии лица, производящего опробование, проверить плотность тормозной сети поезда. Для этого после отключения компрессоров регулятором давления по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,4-0,5кгс/см 2 замерить время дальнейшего его снижения на 0,5кгс/см 2 при поездном положении ручки крана машиниста, тормоза локомотива и состава должны быть отпущены.

Это время в зависимости от объема главных резервуаров локомотива и длины состава указано в таблице 5.

Во время проверки плотности тормозной магистрали поезда кран усл. №254 должен быть в поездном положении (тормоза отпущены) и исключено включение приборов расхода сжатого воздуха (тифон, проверка сбора схемы, песка и т.д.)

Серия и номер локомо-тива Зарядное давление 6,0-6,2 кгс/см 2 Зарядное давление 5,3-5,5кгс/см 2 Объем главных резервуа-ров ( л)
Длина состава в осях Длина состава в осях
до 50 51-100 101-150 до 100 101-150 151-200 201-250 251-300
ТЭМ-2 ТЭМ-15, ТЭМ-18
ОПЭ-1А до №O45
Окончание таблицы 5
Серия и номер локомо-тива Зарядное давление 6,0-6,2 кгс/см 2 Зарядное давление 5,3-5,5кгс/см 2 Объем главных резервуа-ров ( л)
Длина состава в осях Длина состава в осях
до 50 51-100 101-150 до 100 101-150 151-200 201-250 251-300
ОПЭ-1А, с № 050 и выше ОПЭ-2
ОПЭ-1Б, ОПЭ-1АМ ЕЛ-20
НП-1

9.2.3 Проверить действие автоматических тормозов. Оно производится по сигналу лица, производящего опробование. Сигналы должны соответствовать Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте предприятий металлургии РФ. Для проверки автотормозов на чувствительность к торможению необходимо понизить давление в тормозной магистрали в один приема на 0,6-0,7кгс/см 2 . После снижения давления в уравнительном резервуаре на указанную величину ручку крана машиниста перевести из V в IV положение. При этом все автотормоза в поезде должны прийти в действие и самопроизвольно не отпускать до момента отпуска их с локомотива краном машиниста.

Лицо, производящее опробование не ранее чем через две минуты после произведенного торможения обязано проверить действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе к торможению по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к колесам.

По окончании проверки действия на торможение по сигналу слесаря по ремонту подвижного состава (осмотрщика вагонов) отпустить автоматические тормоза переводом ручки крана машиниста в поездное положение и по истечении не менее 1 минуты проверить отпуск тормозов у каждого вагона по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес. У выявленных неисправных воздухораспределителей заменить неисправные части, после чего опробование тормозов повторить с проверкой действия на торможение и отпуск у вагонов с замененными частями воздухораспределителей.

Лицо, производящее опробование, обязано проверить соединение рукавов магистралей, открытие концевых кранов на магистралях между вагонами и между первым вагоном и локомотивом, разобщительных кранов включения воздухораспределителей, исправность тормозной рычажной передачи, тормозных колодок.

При опробовании автотормозов с 10 минутной выдержкой в заторможенном состоянии за время выдержки ни один автотормоз локомотивосостава не должен самопроизвольно отпустить.

При ежесуточном осмотре на ПТО слесарями по ремонту подвижного состава (осмотрщиками вагонов) проверяется также плотность свалочной магистрали поезда порядком, указанным в п. 3.2.4.

9.2.4 После опробования автотормозов с 10 минутной выдержкой в заторможенном состоянии машинисту локомотива выдается справкаоб обеспечении поезда тормозами формы ВУ-45 с отметкой В-10 (10 минутная выдержка) и исправном их действии. В других случаях о результатах полного опробования тормозов делается запись на обратной стороне справки или в книге по опробованию автотормозов.

Машинист, по справке формы ВУ-45 или по записи в журнале проведения технических осмотров, обязан убедиться, что отмеченные в ней данные о тормозах поезда соответствуют нормам, установленным Правилами тормозных расчетов выполненных для МЧМ СССР и Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог МПС РФ ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 для вагонов, отправляемых на общую сеть железных дорог, требованиям настоящей Инструкции. При прицепке двух и более действующих локомотивов к составу машинисты всех локомотивов перед отправлением должны лично ознакомиться с данными, указанными в справке формы ВУ-45 или записью в журнале технического состояния локомотива ведущего локомотива.

9.3 Сокращенное опробование тормозов

9.3.1 Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза двух хвостовых вагонов производить:

- после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;

- после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в поезде;

- после погрузки и выгрузки вертушки;

- при стоянке поезда более 30 минут;

- в поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменение плотности более, чем на 20% от величины указанной в справке формы ВУ-45;

- после перехода на другой пульт управления;

- после передачи управления машинисту второго локомотива;

- при падении давления в главных резервуарах ниже поездного в тормозной магистрали;

- при прицепки вспомогательного локомотива в голову поезда и после отцепки его.

При этом машинист после восстановления зарядного давления в тормозной магистрали при II положении ручки крана проверяет плотность тормозной сети поезда, которая не должна отличаться более чем на 20% от величины указанной в справке ВУ-45.

9.3.4 Если сокращенное опробование тормозов производится после полного опробования от компрессорной установки ПТО, то слесарь по ремонту подвижного состава (осмотрщик вагонов) и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной магистрали поезда. По окончании этого опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании.

9.3.5 При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепляемого вагона и плотности тормозной сети поезда. Таким образом, проверяются действие тормозов, если прицепляемая группа вагонов составляет меньшую часть прибывшего поезда. Если эта группа вагонов составляет большую половину поезда, то производят полное опробование тормозов установленным порядком.

9.3.6 После выполнения сокращенного опробования, убедившись в нормальном действии тормозов проверяющий делает отметку об опробовании и происходящих изменениях в составе поезда в имеющейся у машиниста справке о тормозах формы ВУ-45 в книге по опробованию автотормозов с указанием места и времени опробования. Если состав поезда не изменялся, то после проведения сокращенного опробования отметка в справке ВУ-45 не делается:

9.3.7 При наличии сигнализатора сокращенного опробования тормозов, сокращенное опробование тормозов производится из кабины машиниста по сигнальным лампочкам.

9.3.8 Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

49 Перед проведением полного опробования тормозов убедиться в выключенном источнике питания электропневматического тормоза на локомотиве.

50 При полном опробовании автоматических тормозов пассажирских поездов выполняют:

- проверку свободности прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда и целостности тормозной магистрали поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона. При проверке целостности тормозной магистрали поезда необходимо убедиться в свободности прохождения сжатого воздуха по ней и срабатывании ускорителей экстренного торможения воздухораспределителей.

При наличии в поезде более трети вагонов с включенными пассажирскими тормозами со ступенчатым отпуском (западноевропейского типа) перед проверкой целостности тормозной магистрали машинист должен перевести управляющий орган крана машиниста в положение, не обеспечивающее поддержания сжатого воздуха в тормозной магистрали после торможения, а после срабатывания автотормозов локомотива, снижения давления в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре управляющий орган крана машиниста перевести в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения.

Отпуск тормозов поезда производить установкой управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного до зарядного давления и продолжить зарядку тормозной магистрали в поездном положении;

- проверку плотности тормозной магистрали поезда при отключенном питании тормозной магистрали поезда (комбинированным краном или краном двойной тяги). По истечении 20 секунд после отключения питания тормозной магистрали замеряют снижение давления в тормозной магистрали: снижение давления допускается не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/см 2 ) в течение 60 секунд (1 минуты) или 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) – в течение 150 секунд (2,5 минут);

- проверку действия электропневматических тормозов на торможение и отпуск проводят при включенном источнике электрического питания электропневматического тормоза и выключенном переключателе дублированного питания проводов на локомотиве.

Проверку производят путем служебного торможения до получения давления в тормозных цилиндрах локомотива 0,10-0,15 МПа (1,0-1,5 кгс/см 2 ). При этом при торможении напряжение источника питания должно быть не ниже 45 В.

Осмотрщики вагонов обязаны проверить действие на торможение электропневматических тормозов во всем поезде и убедиться в их нормальной работе.

После проверки действия на торможение электропневматических тормозов необходимо отключить электрическое питание электропневматического тормоза на локомотиве и поставить управляющий орган крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного торможения после торможения. Через 15-25 секунд, когда произойдет отпуск тормозов в поезде, включить питание электропневматического тормоза на локомотиве.

Осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у всех вагонов.

В случае выявления осмотрщиками неотпустившего тормоза у одного из вагонов неисправный электровоздухораспределитель должен быть заменен, а полное опробование электропневматических тормозов выполнено повторно с проверкой действия у отремонтированного вагона;

- напряжение в цепях электропневматического тормоза в режиме торможения на хвостовом вагоне должно быть более 30 В;

- проверку действия автоматических тормозов на торможение и отпуск после полной зарядки тормозной сети.

Для проверки автотормозов на торможение необходимо снизить давление в уравнительном резервуаре за один прием на 0,05‑0,06 МПа (0,5‑0,6 кгс/см 2 ) от зарядного давления.

Осмотрщики вагонов не ранее чем через 120 секунд (2 минуты) после выполненного торможения обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. На вагонах с дисковыми тормозами срабатывание на торможение вагонов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой для осмотрщика зоне.

Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более полное опробование выполнять от локомотива или стационарной установки с автоматической регистрацией параметров с выдержкой автотормозов в заторможенном состоянии в течение 600 секунд (10 минут), после чего осмотрщики вагонов приступают к проверке тормозов.

По окончании проверки действия автоматических тормозов на торможение с последующим отпуском тормозов через кран машиниста осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у каждого вагона по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес.

На вагонах с дисковыми тормозами отпуск тормозов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой для осмотрщика зоне.

В случае выявления при выполнении полного опробования автотормозов в поезде с вагонами, оборудованными дисковыми тормозами, продолжительного времени выхода воздуха через кран машиниста после ступени торможения, опробование прекратить до устранения неисправности обратного клапана одного из вагонов.

Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

IV.2 Сокращенное опробование тормозов

IV.2.1 В грузовых поездах

51 При сокращенном опробовании тормозов проверяют:

- срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов на торможение и отпуск после снижения давления в уравнительном резервуаре локомотива на 0,06-0,07 МПа (0,6‑0,7 кгс/см 2 ) с зарядного давления.

52 Если сокращенное опробование тормозов в поездах выполняется после полного опробования от стационарной установки или локомотива, осмотрщики вагонов и машинист обязаны проверить:

- целостность тормозной магистрали поезда;

- зарядное давление в магистрали хвостового вагона порядком, установленным как при полном опробовании тормозов;

- плотность тормозной сети поезда при нахождении управляющего органа крана машиниста в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали;

- плотность тормозной сети поезда после ступени торможения 0,05‑0,06 МПа (0,5‑0,6 кгс/см 2 ) и перевода управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, с проверкой действия тормозов 2-х хвостовых вагонов с замером времени их отпуска (при длине грузового поезда менее 100 осей замер времени отпуска тормозов двух хвостовых вагонов не производится).

53 При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов выполняется проверка целостности и плотности тормозной магистрали поезда как при полном опробовании тормозов, а затем сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой действия у каждого прицепленного вагона с замеров времени отпуска двух последних вагонов.

Читайте также: