Каким должен быть современный работник консульского учреждения

Обновлено: 13.05.2024

Наряду с дипломатическими государства поддерживают друг с другом консульские отношения и по взаимному согласию обмениваются консульскими представительствами. Как правило, установление дипломатических отношений презюмирует согласие на установление и отношений консульских. В то же время консульские учреждения могут открываться на территории государств, которые не поддерживают друг с другом дипломатических отношений, а разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений между ними.

В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. консульские учреждения и их персонал выполняют следующие основные функции:

В государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые дипломатические функции.

Количество и класс консульских учреждений, их местонахождение определяются соглашением между государствами. При этом, в отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения функционируют не в масштабах всего государства, а в пределах консульского округа, границы которого также определяются по взаимному согласию и, как правило, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц государства.

Различают четыре вида консульских учреждении: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство . По своим функциям и характеру работы они мало отличаются друг от друга. Генеральное консульство обычно открывается в крупных портовых и промышленных центрах и иных населенных пунктах, где представляемое государство имеет особые интересы, консульство — в городе, меньшем по размерам и значению. В некоторых случаях генеральный консул может быть руководителем всех остальных консулов своего государства в стране пребывания или в отдельной ее части.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса в соответствии с названиями консульств, которыми они руководят: 1) генеральный консул; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент. При этом в генеральном консульстве кроме генерального консула могут работать несколько консулов, вице-консулов, консульских атташе, являющихся его заместителями или помощниками. Точно так же и в консульстве кроме его главы (консула) могут работать несколько сотрудников, именуемых вице-консулами или консульскими атташе. Кроме консульских должностных лиц к работникам консульского учреждения также относятся консульские служащие (административно-технические работники) и работники обслуживающего персонала.

В последние десятилетия институт почетных консулов получил в мире достаточно широкое распространение. В некоторых странах (Швеция, Финляндия, Дания) их число значительно превышает количество штатных консулов. Что касается нашего государства, то до 1976 г. СССР не принимал иностранных почетных консулов и не назначал своих за границу. В настоящее время ситуация в этой области изменилась и число почетных консулов иностранных государств в России и российских за рубежом неуклонно увеличивается. Приказом МИД РФ от 13 октября 1998 г. было даже утверждено специальное Положение о почетном консуле Российской Федерации.

Главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Первым главе консульского учреждения выдается специальный документ — консульский патент , в котором удостоверяется его должность, а также по общему правилу указываются его полное имя и фамилия, категория или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет патент или подобный ему акт правительству того государства, на территории которого глава учреждения должен приступить к работе. Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций при наличии разрешения со стороны государства пребывания, которое называется экзекватурой и оформляется в виде отдельного документа или наложения компетентным лицом разрешительной надписи на самом консульском патенте. В случае отказа в выдаче экзекватуры государство пребывания не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа 1 Руководитель консульского отдела дипломатического представительства не нуждается в консульском патенте и экзекватуре. Его назначение происходит в соответствии с правилами о назначении дипломатических работников. .

Прекращение функций работников консульских учреждений в соответствии со ст. 25 Венской конвенции 1963 г. происходит в случаях: уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении их функций; аннулирования экзекватуры; уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать их работниками консульского персонала. Кроме того, сами консульские учреждения могут прекратить свою работу в случае начала войны между представляемым государством и государством пребывания, закрытия консульства или когда территория консульского округа включается в состав территории другой страны.

РАБОТНИК КОНСУЛЬСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - термин Венской конвенции 1963 г., означающий [c.632]


Функции работников консульского учреждения прекращаются, в частности [c.632]

Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий по его территории (ст. 34 Конвенции). [c.632]

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства (п. 3 ст. 44 Конвенции). [c.632]

Работники консульских учреждений освобождаются [c.632]

Постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на работников консульского учреждения и на членов их семей, проживающих вместе с ними, в том, что касается работы, выполняемой ими для представляемого государства. Работники консульского учреждения, нанимающие лиц, на которых не распространяется освобождение от уплаты взносов в социальные фонды, должны выполнять обязательства, налагаемые на нанимателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания (ст. 48 Конвенции). [c.633]


В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживавшего вместе с ним, государство пребывания [c.633]

Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой (ст. 52 Конвенции). [c.633]

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции, с момента [c.633]

Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Конвенции, с момента (в зависимости от того, что имело место позднее) [c.633]

Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, обычно прекращаются с момента, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать даже в случае вооруженного конфликта. Привилегии и иммунитеты членов семьи работника консульского учреждения прекращаются, когда они перестают быть членами семьи работника консульского учреждения. Однако если такие лица намереваются покинуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда. [c.633]

В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пребывания, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше (ст. 53 Конвенции). [c.634]

Работники консульского учреждения должны соблюдать любые требования, предусматриваемые законами и правилами государства пребывания в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолета (ст. 56 Конвенции). [c.634]


Привилегии и иммунитеты в отношении налогов и сборов не предоставляются работникам консульских учреждений, если они занимаются частной деятельностью с целью получения доходов, а также членам их семей, если работник консульского учреждения или член семьи занимается такой деятельностью (ст. 57 Конвенции). [c.634]

Частный домашний работник (для целей Венской конвенции 1963 г. — лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения (ст. 1 Конвенции). [c.881]

Постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на частных домашних работников, которые находятся исключительно на службе у работников консульского учреждения, при условии [c.881]

Работники консульского персонала 631 Работники консульского учреждения 632 [c.905]

РАБОТНИК ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА - термин Венской конвенции 1963 г., означающий любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения (ст. 1 Конвенции). [c.634]

Консульским учреждениям (представительствам) иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского учреждения, и консульским служащим, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные ТК для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства. На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского представительства, а также на членов их семей, не проживающих в РФ постоянно, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые ТК членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства (ст. 206 ТК). [c.786]

Принят
на шестнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 16-9
от 9 декабря 2000 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О консульских учреждениях

Раздел I

Задачи и организация консульских учреждений

Глава 1. Общие положения

Настоящий Закон определяет правовые основы, цели, задачи и основные направления деятельности консульских учреждений государства.

Консульские учреждения защищают за границей права и интересы государства, а также его граждан и юридических лиц.

Консульские учреждения способствуют развитию добрососедских и дружественных отношений государств с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных связей и туризма

Употребляемые в настоящем Законе термины имеют следующие значения:

консульское учреждение - генеральное консульство, вице-консульство, консульское агентство и консульская служба дипломатического представительства;

глава консульского учреждения - лицо, на которое возложено руководство этим учреждением;

консул - генеральный консул, консул, вице-консул или консульский агент, возглавляющий консульское учреждение;

консульский округ - отводимая консулу по согласованию с государством пребывания территория для выполнения консульских обязанностей;

консульское должностное лицо - любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено выполнение консульских функций (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к службе в консульских учреждениях (стажер);

сотрудник консульского учреждения - любое лицо, занятое в консульском учреждении выполнением административных или технических обязанностей либо обязанностей по обслуживанию консульского учреждения;

работник обслуживающего персонала - любое лицо, обслуживающее консульское учреждение;

работник консульского персонала - консульское должностное лицо (кроме главы консульского учреждения), а также служащий консульства и работник обслуживающего персонала;

консульские помещения - здания или части зданий, используемые только в целях консульского учреждения, земельный участок вокруг этих зданий или частей зданий, собственность которых он должен составлять;

консульские архивы - все бумаги, документы, корреспонденция, книги, фильмы, видео- и аудиозаписи, дискеты и реестры консульского учреждения с шифрами и кодами, картотеками и соответствующими предметами мебели, предназначенными для их хранения.

Консульское учреждение в своей деятельности руководствуется законодательством государства, международными договорами, Венской конвенцией о консульских сношениях, участниками которых являются представляемое государство и государство пребывания, а также нормами международного права.

Консульское учреждение подчинено министерству иностранных дел и действует под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в стране пребывания.

Главы консульских учреждений государства подразделяются на четыре класса, а именно: на генеральных консулов, консулов, вице-консулов, консульских агентов.

Консульской службой дипломатического представительства государства руководит начальник консульской службы, который по должности является генеральным консулом или консулом.

Консул выполняет функции, предусмотренные настоящим Законом. Он может выполнять и иные функции, если они не запрещены законодательством государства пребывания или против выполнения которых не возражает государство пребывания, или которые предусмотрены международным договором, участниками которого являются представляемое государство и государство пребывания.

В странах, где нет дипломатических представительств государства и где оно не представлено представительством третьего государства, консульское должностное лицо может с согласия государства пребывания и без изменения своего консульского статуса пользоваться полномочиями на осуществление дипломатических актов.

Местонахождение консульского учреждения, его класс и территория консульского округа определяются по согласованию с государством пребывания.

Консульское учреждение имеет печать с изображением герба государства с названием консульского учреждения на _________ языках.

Согласно нормам международного права государственный флаг государства может быть поднят и государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением, на резиденции и средствах передвижения его главы.

Глава 2. Персонал консульского учреждения и
порядок назначения консула

Структура и штатное расписание консульских учреждений утверждается министерством иностранных дел представляемого государства.

Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на службе в министерстве иностранных дел.

Назначение на должности и освобождение от должностей генерального консула, консула, вице-консула, консульского агента и работников консульского персонала осуществляется в соответствии с законодательством представленного государства. Работников консульского персонала назначает, перемещает или освобождает министерство иностранных дел государства по согласованию со своей консульской службой.

Консульским должностным лицом может быть только гражданин государства, желательно владеющий иностранным языком.

Консул при назначении на должность получает от министерства иностранных дел государства письменное полномочие - консульский патент.

Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания.

До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения временно может быть допущен к выполнению своих функций.

Если консул в силу какой-либо причины не может выполнять свои функции или должность консула временно вакантна, исполнение обязанностей консула возлагается на другое консульское должностное лицо консульского учреждения государства в государстве пребывания или на одного из членов дипломатического персонала дипломатического представительства в этом государстве.

Там, где наряду с генеральными консулами и консулами назначается вице-консул, последний считается заместителем генерального консула или консула и самостоятельным учреждением не руководит.

Секретарь консульства руководит канцелярией консульства.

Глава 3. Порядок исполнения консульских функций

Консул выполняет возложенные на него функции лично или поручает их выполнение другому консульскому должностному лицу.

Консул может исполнять консульские функции от имени третьего государства только по особому указанию министерства иностранных дел государства и с согласия государства пребывания.

Консул может исполнять консульские функции в третьем государстве только по поручению министерства иностранных дел государства и после оповещения соответствующего государства, если государство пребывания и третье государство не возражают против этого.

Консул может обращаться к властям государства пребывания в пределах своего консульского округа по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.

Консул обязан не реже одного раза в год совершать объезд своего консульского округа.

Докладная записка об объезде направляется министерству иностранных дел и посольству государства в государстве пребывания.

Жалобы на действия главы консульского учреждения и сотрудников консульского персонала рассматриваются в порядке подчиненности.

Раздел II

Функции консула в отношении граждан и юридических лиц

Глава 4. Общие положения. Консульские функции

Консул обязан принимать все меры к тому, чтобы граждане и юридические лица государства могли в полном объеме пользоваться всеми правами, предоставляемыми им законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются представляемое им государство и государство пребывания, а также международными обычаями.

Консул обязан принимать заявления как в письменной, так и в устной форме.

Консул обязан прилагать все усилия для восстановления нарушенных законных прав граждан и юридических лиц государства.

Консул ведет учет граждан государства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории его консульского округа.

Консул оказывает помощь в выполнении служебных обязанностей находящимся в пределах его консульского округа представителям министерств, ведомств и организаций государства, а также другим командированным за границу гражданам государства.

Консул содействует ознакомлению временно находящихся в его консульском округе граждан государства с интересующими их законодательными актами государства пребывания, а также с местными обычаями, дает соответствующие пояснения.

Консул содействует проведению культурно-просветительных мероприятий для находящихся в его консульском округе граждан государства.

Консул вправе без особой доверенности представлять в учреждениях государства пребывания права граждан государства в случаях, если их нет на месте и они не доверили ведение дела какому-либо лицу или не в состоянии защитить свои интересы по иным причинам. Это представительство продолжается до тех пор, пока представляемые лица не назначат своих уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и интересов в соответствии с законодательством государства пребывания.

45. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.

Консульские учреждения.

Консульские учреждения – это зарубежные представительства, функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств. Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств.

Консульские учреждения делятся на четыре вида:

1) генеральное консульство;


  • генеральный консул (руководит генеральным консульством);

  • консул (руководит консульством);

  • вице-консул (руководит вице-консульством);

  • консульский агент (руководит консульским агентством).

Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством.

В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала -консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания только с его согласия. Местонахождение, класс и консульский округ такого учреждения определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Консульский округ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев к.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов к.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем к.о.

Консульские учреждения как зарубежные представитель­ства имеют существенное отличие от дипломатических представительств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

46. Классы консулов. Почетный консул. Порядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура. Консульские иммунитеты и привилегии.

Глава консульского учреждения . В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1) генеральный консул;

4) консульский агент.

Консул нештатный (почетный ) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. Им могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций — государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.). Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются полное имя и фамилия, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Представляемое государство направляет этот патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте. Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.). До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.). Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.

Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа и обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

Работники консульского учреждения . К их числу относятся: консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. Существуют два вида консульских должностных лиц: штатные и почетные. Последние не состоят на государственной службе представляемого государства. Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранцы.

В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено таковым, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Такое лицо может быть также представителем своего государства при любой межправительственной организации.

Два или несколько государств могут с согласия государства пребывания назначить одно и то же лицо в качестве консульского должностного лица в этом государстве.

Прекращение консульских функций . Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2) аннулирования экзекватуры;

3) уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

1) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

2) представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты — это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями, а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и их официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к приближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества; освобождение их от обыска и реквизиции;

3) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

4) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

5) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений. В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение. Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1) генеральные консульства; 2) консульства; 3) вице-консульства; 4) консульские агентства. Класс консульского представительства определяется по согласованию между государствами.

Консульские отделы дипломатических представительств возглавляются заведующими. Они могут именоваться консулами или генеральными консулами и входят в состав членов персонала дипломатического представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы; 3) вице-консулы; 4) консульские агенты.

Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим политическим руководством главы дипломатического представительства в государстве пребывания.

Консульские функции

Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности, в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др.

К специальным функциям относят:

— информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания;

— информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

— учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа;

— консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей;

— паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство;

— выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий;

— консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам;

— выполнение соответствующих действий по истребованию докуметов;

— охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства;

— совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания;

— выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.

В отсутствие дипломатического представительства выполнение дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение.

Весьма важное значение имеет свобода сношений консульского учреждения с центральными органами внешних сношений представляемого государства, а также с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны. Свобода сношений предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо проверки властями государства пребывания всей информации консульского учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым применением шифра или кода. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им консульское учреждение может лишь с разрешения властей государства пребывания.

Работники консульского учреждения пользуются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности.

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреждения обязаны не допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и соблюдать его законы и правила. Государство пребывания, должно обеспечить консульскому учреждению и членам его персонала должное уважение и нормальные условия работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или достоинство консульских должностных лиц.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Читайте также: