Какие условия должны быть соблюдены для успешной работы над проектом оформите в виде схемы

Обновлено: 29.04.2024

1.ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ…………………………………..

2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА………………….

3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА .……………

4. ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ.

5. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА …………………………………

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА …..…..

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Исследовательский тип работы требует хорошо продуманной структуры, обозначения цели, обоснования актуальности предмета исследования, обозначения источников информации, продуманных методов, ожидаемых результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенно или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Информационно-поисковый проект требует направленности на сбор информации о каком-то объекте, физическом явлении, возможности их математического моделирования, анализа собранной информации и ее обобщения, выделения фактов, предназначенных для практического использования в какой-либо области. Проекты этого типа требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты могут быть интегрированы в исследовательские и стать их органичной частью.

Практико-ориентированный проект отличается четко обозначенным с самого начала конечным результатом деятельности участников проекта.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы (см. приложение 6):

подготовительный

определение руководителей проектов;

поиск проблемного поля;

выбор темы и её конкретизация;

формирование проектной группы;

уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

определение и анализ проблемы;

постановка цели проекта;

аналитический

анализ имеющейся информации;

поиск информационных лакун;

сбор и изучение информации;

поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

практический

выполнение запланированных технологических операций;

текущий контроль качества составления проекта;

внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

подготовка презентационных материалов;

изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

анализ результатов выполнения проекта;

оценка качества выполнения проекта.

1. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ И РУКОВОДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: техникум, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора обучающегося – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

Первая ступень в процессе выполнения проекта - поиск проблемы. Найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Нужно четко сформулировать проблему проекта .

Тематика индивидуального проекта непосредственно связана с постановкой проблемы проекта. Выбор темы индивидуального проекта имеет исключительно большое значение.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки.

Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающихся. Это относится, прежде всего, к обучающимся, которые продолжительное время целеустремленно, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме.

Одинаковые темы индивидуальных проектов могут выполнять несколько обучающихся, если круг рассматриваемых вопросов различен, что находит отражение в содержании проекта.

Выбор темы индивидуального проекта сопровождается консультацией руководителя проекта, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению и защите проектов.

Основными функциями руководителя проекта являются:

консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения индивидуального проекта;

оказание помощи обучающемуся в подборе необходимой литературы;

контроль хода выполнения проекта.

После выбора темы индивидуального проекта начинается самостоятельная работа обучающегося по выполнению.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:

1. (полное наименование главы)

2. (полное наименование главы)

Список информационных источников

Согласно традиционной структуре основная часть должна содержать не менее 2-3 глав.

Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.

Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.

На титульном лист индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, специальность, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя.

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).

Введение индивидуального проекта имеет объем 2-3 страницы. В нем отражаются следующие признаки:

актуальность проблемы, темы , ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах;

цель и совокупность поставленных задач для ее достижения;

предмет исследования - конкретные основы теории, методическое обеспечение, инструментарий и т.д.;

объект исследования, на материалах которого выполнен индивидуальный проект, его отраслевая и ведомственная принадлежность, месторасположение;

период исследования – указываются временные рамки;

теоретическая основа – труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме;

информационная база – обзор использованных законодательных и нормативных актов и т.п.;

объем и структура индивидуального проекта – композиционный состав - введение, количество глав, заключение, число использованных информационных источников, приложений, таблиц, рисунков.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы параграфов.

Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета.

Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.

Заключение. Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.

Список информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 3).

Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.

В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.

Интерес учителей к проектной деятельности в настоящее время чрезвычайно велик. В процессе совместной работы над проектом ученика и учителя, руководителя проекта, идет воспитание ученика как творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и свободно применять их в своей деятельности, что во многом способствует формированию УУД . Происходит развитие всей системы универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Чтобы понять, каким образом это происходит, необходимо знать этапы работы над проектом. Речь идет, прежде всего, о проблематизации, целеполагании, планировании, реализации и рефлексии. Как показывает практика , наибольшее затруднение вызывает этап постановки проблемы и планирование. Этому надо учиться самому и учить учащихся.

Итак, начнём . Мы учимся работать над проектом))))))

Для начала нужно сказать, что результатом проектирования может быть проект или исследование, но в любом, даже в самом маленьком проекте элементы исследования присутствуют, и поэтому далее я буду говорить о проектировании, как об исследовании.


Представим себя в роли альпиниста, целью которого является покорение вершины. Успех восхождения зависит от того, как правильно рассчитает свои силы и возможности альпинист. Поэтому процесс исследования нужно разбить на отдельные этапы- задачи. Каждая задача – это ступенька к достижению цели – к покорению вершины. После формулирования цели и задач необходимо определить объект и предмет вашего исследования


Объект исследования - это область, в рамках которой ведётся исследование

Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом объекта, исследуемого в работе. Попробуйте самостоятельно определить объект и предмет исследования в следующих словосочетаниях:


Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха работы в целом. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

· тема должна быть актуальна, недостаточно изучена и важна в практическом отношении;

· она должна соответствовать интересам исследователя;

· должна быть реально выполнимой;

· обеспеченной необходимым количеством различных источников информации;

· и, последнее - она должна быть грамотно сформулирована с научной и литературной точек зрения

На практике именно с формулировкой темы возникают затруднения

Я предлагаю примерный алгоритм формулирования тем проектов в зависимости от их видов.


На первом рисунке вы видите, как можно сформулировать тему ученического исследовательского проекта. Формулировка темы начинается со слов Развитие Исследование Формирование Особенности Воспитание предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в процессе или предлогом например: тема исследование кислотности воды в водоёмах заповедника. Объект исследования- водоёмы, а предмет – кислотность воды в них.


В некоторых работах во введении выдвигают гипотезу, которую впоследствии доказывают или опровергают своим исследованием. Алгоритм формулирования темы при наличии гипотезы вы видите на следующем рисунке. Сформулировать такую тему сложнее, так как в ней необходимо указывать метод, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель Для примера я взяла такую тему : Участие в конкурсах как способ развития творческих способностей учащихся


Практико-ориентированные проекты отличаются тем, что итогом их является изготовление конкретных продуктов - приспособлений, устройств, приборов, моделей. Поэтому формулировку темы такого проекта необходимо начать со слов Моделирование Создание Изготовление Проектирование

Например: тема Проектирование и создание установки для измерения уровня шума


Формулировка темы реферативной работы связывает между собой предмет и объект исследования

Структура исследовательской работы вне зависимости от способа получения знаний и требований конкурсов универсальна и включает в себя основные три главы:

2. Основная часть

Основная часть состоит из нескольких глав. Это:

• Методика проведения исследования

Для проведения рефлексии нужны критерии. Можно выделить основные восемь критериев. Это:

• Правильная постановка цели и задач исследования, обоснование его актуальности;

• обоснованность выбора методики исследования;

• достаточность собранного материала;

• глубина проработанности и осмысления материала,

• практическая значимость проекта;

• значимость и обоснованность выводов;

• качество оформления и качество защиты проекта.

А теперь подведём итоги и сформулируем план работы над проектом:

1. Определите цель вашей работы

2. Определите объект и предмет вашего исследования

3. Определите задачи

4. Сформулируйте тему проекта.

5. Изучите печатную и электронную литературу по выбранной вами теме

6. Выберите методы исследования и практически овладейте ими

Основные этапы работы над проектом

В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов работы над проектом:

  • организационно-установочный;
  • выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
  • обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
  • структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
  • работа над проектом;
  • подведение итогов, оформление результатов;
  • презентация проекта. Остановимся подробнее на каждом из этапов.

1. Организационно-установочный. Самый сложный момент при введении учебных проектов - организация этой деятельности, а особенно -подготовительный этап. На этом этапе следует учесть сложившуюся типологию проектов по следующим типологическим признакам:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов при участии преподавателя. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников. При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям.

Если в группе окажется лидер способный организовать (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе сохранялись демократические принципы коллективной работы и не подавлялась инициативы любого члена группы.

По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, таки собственной деятельности.

Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. В целом при работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать ученикам, продвигаться в работе.

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:

  • Для чего создается данный проект?
  • Чем вызвана необходимость его создания?
  • Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
  • Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
  • Найдет ли он своих потребителей

Ответы на эти вопросы помогут ребятам уяснить и сформулировать идею и цель проекта.
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта. Типичными и наиболее важными задачами при выполнении большинства проектов являются:

    • поиск и изучение информации (научной, технической, методической и т.п.) необходимой для выполнения проекта;
    • анализ проблемы, с которой связан проект;
    • материально-техническое обеспечение выполнения проекта;
    • поиск источников финансирования.
      • Грозит ли нам глобальное потепление?
      • Каковы истинные причины наблюдаемого изменения климата?
      • Есть ли у человечества возможности как-то влиять на изменение климата на планете?
      • Насколько значительным может быть потепление?
      • Каковы возможные последствия глобального потепления для разных регионов планеты?
      • Поиск и изучение информации по влиянию электромагнитных полей на насекомых.
      • Изучение литературы по созданию искусственного муравейника.
      • Подбор источников электромагнитного излучения.
      • Разработка бизнес-плана проекта.
      • Поиск источников финансирования.
      • Создание искусственного муравейника.
      • Экспериментальное исследование влияния электромагнитных полей (разной частоты и/или интенсивности) на жизнедеятельность муравьев.
      • Каким должен быть проект для того, чтобы соответствовать поставленной цели?
      • Какие необходимые для реализации проекта знания, умения и навыки учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения определенных этапов и видов работы?
      • Как лучше распределить обязанности среди членов бригады (если исполнителей несколько)?

      Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

      • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
      • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
      • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
      • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
      • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
      • Краткая общая оценка тенденции изменения климата на планете.
      • Возможные причины наблюдаемого глобального потепления (парниковый эффект, активность солнца и др.).
      • Парниковые газы и парниковый эффект.
      • Великие оледенения в истории нашей планеты и их причины.
      • Климатологические прогнозы на будущее и их последствия для разных регионов планеты.
      1. Изготовление двух искусственных муравейников.
      2. Заселение искусственных муравейников.
      3. Установка на одном из искусственных муравейников источников электромагнитного излучения.
      4. Сравнительное наблюдение за жизнедеятельностью муравьев в муравейнике с электромагнитным полями в контрольном муравейнике.

      Следует детально обсудить процедуры отбора и заселения муравьев в искусственные муравейники, а также обеспечение их всем необходимым для нормальной жизнедеятельности; составить детальную схему-эскиз муравейника; обосновать частоты и интенсивности электромагнитных полей; определить длительность периода наблюдения за муравьями.

      5. Работа над проектом.
      На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. "Лихабеда -начало", -гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Вроде бы все оговорено, задача каждого определена и осознана, но зачастую не хватает духу (знаний, навыков, времени, самостоятельности) начать. Несмотря на то, что ваш воспитанник подчас выше вас ростом и выглядит почти как студент, он всего лишь школьник, который привык к опеке учителей, их конечной ответственности за все, что происходит в школе. Этого, к сожалению, порой никак не могут понять некоторые научные руководители наших лицеистов из числа преподавателей вузов, тщетно ожидая чрезмерного рвения со стороны своих воспитанников на начальной стадии работы над проектом и напрасно теряя драгоценное время. На долю научного руководителя при организации курсового проектирования в школе выпадает не только роль человека, способного грамотно сформулировать задачу, определить функции каждого, но еще и выступить в роли идейного вдохновителя и организатора будущих побед учащегося. Дело научного руководителя -помочь ученику приступить к практической реализации проекта. Зачастую для этого необходимо не только тщательно спланировать собственные учебные занятия, снабдить учащихся дополнительной литературой и всем необходимым, но и договориться о консультации с другими преподавателями -научными консультантами проекта. Зато, как только вы выдали своим подопечным первую порцию отобранного материала и убедились, что она пошла в дело, можно считать, что началась практическая работа над проектом. Далее вам остается корректировать, критиковать или поощрять действия исполнителей проекта, обсуждать промежуточные результаты, помогать в затруднительных ситуациях.

      6. Подведение итогов, оформление результатов.

      На данном этапе осуществляется анализ результатов деятельности исполнителей проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, готовится необходимая документация по проекту и его презентация. Главная задача научного руководителя на этом этапе - организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.

      Например, если проект заключается в разработке программного продукта, то производится его отладка и поиски так называемых "глюков" с последующим превращением их участниками проекта в распознаваемые и своевременно устраненные ошибки. Для этого необходимо самому протестировать созданный программный продукт вдоль и поперек, после чего отдать его для ознакомления своим коллегам, друзьям и знакомым, желательно (в целях чистоты эксперимента) не настолько увлеченных программированием, чтобы иметь на своих ПК инсталляцию и библиотеки тех программных продуктов, которые использовались при создании проекта. Оптимальный вариант -выбрать для инсталляции и запуска созданной программы компьютер, на котором имеется только стандартный вариант установки операционной системы. Если в Вашем проекте содержится контролирующая программа с ведением статистики, то необходимо обратить особое внимание на процесс сохранения и обновления учетных записей. Обучающемуся потребуется ваша помощь при написании пояснительной записки, при оформлении технической документации к проекту. Поэтому необходимо заранее ознакомиться с предъявляемыми требованиями к данным видам работ, оценить содержание и внешний вид представляемого описания.

      7. Презентация проекта.
      Презентация проекта – это публичная защита проекта, которая может происходить в форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании. Преподаватель должен заранее выяснить регламент выступления по проекту и доступные технические средства сопровождения выступления. В соответствии с этим презентация готовится или в электронном виде, или в виде обычного доклада с плакатами и фотографиями.
      По возможности желательно продемонстрировать апробацию результатов работы. Если в результате выполнения проекта изготовлено какое-либо устройство, то необходим показ этого устройства в действии или съемки устройства в действии.
      В презентации проекта необходимо в той или иной форме задействовать всех исполнителей проекта, особенно их участие в ответах на вопросы и в дискуссии по проекту.
      В качестве конкретного примера приведем опыт организации метода проектов учителей начальных классов МОУ СОШ № 5 г. Мурманска.

      Цель: формирование ключевых компетенций учащихся

      Задачи:

      • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
      • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
      • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
      • Изучить теоретические основы новой технологии;
      • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
      • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
      • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;
      • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

      Мы ежедневно занимаемся большим количеством дел, постоянно делаем выбор, ищем новые возможности для реализации поставленных задач. В повседневной жизни люди даже не задумываются, что они постоянно занимаются разработкой проектов. Это происходит неосознанно. Однако часто человек, который считает, что он сумел построить настоящий инвестиционный проект, на самом деле проделал ненужную работу. Чтобы сконцентрировать свои усилия на необходимых действиях и получить желаемый результат, нужно знать, что представляет собой процесс проектирования.

      Этапы проекта

      Что такое проект

      Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность. Итак, признаки проекта:

      • Существует определенная дата начала процесса проектирования.
      • Когда заканчиваются этапы разработки проекта, нужно отметить в календаре или документах, если они есть, дату окончания работы или представить конечный результат.
      • Конечный результат проектирования должен быть новым, ранее неизвестным. Не обязательно при этом добиваться полной уникальности. Достаточно того, что результат будет открытием для членов команды, работающей над проектом.
      • Для разработки проекта необходимы определенные ресурсы. Они всегда ограничены.

      Теперь можно сказать, что проектированием называется стройка квартиры, поиск работы, изучение иностранного языка, переход на другой распорядок дня. Этапы разработки проекта в каждом случае уникальны, но если вы можете реализовать вашу идею, воплотить ее в жизнь, то гораздо проще смотреть на все трудности как на ступени реализации, по которым вы будете подниматься еще выше.

      Существует несколько видов исследований. Они различаются между собой по разным характеристикам.

      Этапы разработки проекта

      Этапы проекта: общая характеристика

      Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. В целом процесс проектирования проходит так:

      • Анализируется идея, разрабатывается план проекта.
      • Выбирается руководитель проекта.
      • Четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений.
      • Выявляются участники проектирования.
      • Определяется дата начала работы и планируемый объем проекта.
      • Определяются возможные риски и последствия.
      • Идет работа над поставленной целью.
      • Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы.
      • Анализируется конечный результат проекта.
      • Результат представляется руководству.
      • Происходит оценка конечного результата и работы участников.

      В зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели. Могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.

      Этапы работы над проектом

      Разработка школьного проекта

      Школьный проект, как правило, не представляет собой долговременную работу. Ученики должны в командной работе проявить себя как способные и целеустремленные люди, умеющие достигать компромисса. Этапы проекта в школе таковы:

      • Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования.
      • Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели.
      • Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта.
      • Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования.
      • Формулировка соответствующих выводов.
      • Подготовка к защите проектной работы.
      • Представление результата деятельности учителю, защита работы.

      После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу.

      Школьное исследование – это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.

      Основные этапы проекта

      Разработка инвестиционного проекта

      Инвестиционный проект подразумевает, что его участники учитывают определенный финансовый риск, поскольку реализация требует определенных вложений. Только от человека зависит, готов ли он пойти на это. Этапы инвестиционного проекта таковы:

      • Предынвестиционный этап. Он включает в себя все мероприятия по подготовке к работе, среди которых проверка основной идеи, планирование, выделение определенных финансовых средств, выбор места исследования, заключение договора с организацией, разработка технического оснащения, разработка и утверждение определенной документации, получение разрешения на реализацию проекта и утверждение соответствующих документов. Этот этап корректируется, если инвестор желает что-либо изменить.
      • Инвестиционный этап. В него входит непосредственное выполнение работы, включая монтаж, производство образцов и сопутствующих составляющих. Во время этого периода происходит внедрение идеи в действительность.
      • Эксплуатационный этап. Это завершающий период работы над проектом, он включает в себя применение идеи на практике. Также этап подразумевает расчет всех экономических показателей и прогнозов.

      Это основные этапы проекта. Они могут быть дополнены некоторыми действиями, если того требует инвестор или в этом нуждается реализация задумки на практике. Выполнение инвестиционного проекта – это сложная задача, успешное внедрение в жизнь которой под силу только людям со специальным образованием и навыками предпринимательства.

      Существует еще один вид проекта – творческий. Его разработка также проходит согласно определенным этапам.

      Этапы выполнения проекта

      Разработка творческого проекта

      Творческий проект является таким же исследованием, как и инвестиционный. Однако есть одно отличие, которое заключается в том, что конечным результатом должно быть готовое изделие. Творческий человек должен уметь воплощать свои мысли и идеи в реальность, чтобы его способности не остались бесполезными. Для этого и нужно осваивать навык проектирования. Этапы творческого проекта таковы:

      • Выбор темы проектирования, постановка цели и соответствующих задач.
      • Установление всевозможных ограничений.
      • Определение необходимых ресурсов.
      • Сбор необходимой информации.
      • Составление плана проектирования.
      • Изготовление изделия с учетом всех вышеперечисленных факторов.
      • Оценка готового изделия.
      • Анализ результатов.
      • Оформление исследования в бумажном виде.
      • Защита проекта.

      Эти этапы выполнения проекта каждый творческий человек видит по-своему. Поэтому не обязательно строго следовать инструкции. Достаточно лишь в общих чертах перенять эти требования.

      Этапы творческого проекта

      Оформление проекта

      Любой проект необходимо грамотно оформить. Для этого каждый аспект исследования излагается в печатном варианте. Требования к тексту таковы:

      • Наличие заголовков и подразделов.
      • Описание хода исследования.
      • Наличие выводов.
      • Описание результата исследования.
      • Наличие приложений, которыми могут выступать рисунки, фотографии, графики, диаграммы и т. д.

      После оформления проекта наступает этап защиты.

      Этапы инвестиционного проекта

      Защита проекта

      Защита – это завершающий этап проектирования, который включает в себя обоснование результатов исследования заказчику, покупателю или общественности. Обычно для получения одобрения достаточно краткого и грамотного рассказа о ходе исследования, который подкреплен графиками, рисунками и презентацией. Помните, что от этого этапа зависит восприятие вашей работы окружающими.

      Выводы

      Таким образом, проектирование представляет собой длительную работу над основной идеей. Если вы чувствуете в себе силы для реализации вашей задумки, приступайте к набору команды и воплощению в жизнь ваших мыслей. Описанные этапы проекта - это ваш ориентир. Упорная работа поможет вам достичь цели.

      Читайте также: