Какие особенности личности должны учитываться при выборе будущей профессии

Обновлено: 20.05.2024

После школы выпускники часто не могут решить, на какую специальность поступить. В 2021 году времени для выбора осталось немного.

Прием заявление на очную форму обучения осуществляется:

  • до 29 июля — на бюджетные места;
  • до 20 августа — на места по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Разберем компоненты этой формулы.

Величина заработной платы и социальный пакет важная, но далеко не основная мотивация при выборе профессии.

Поступая в колледж или ВУЗ, абитуриент должен:

  • осознавать круг своих интересов — хочет ли он работать по выбранной специальности или она совсем не привлекает выпускника;
  • сформулировать желания — какая сфера жизни ему интересна, чтобы деятельность приносила моральное удовлетворение;
  • иметь четко обозначенные цели — чего он хочет достигнуть, каким образом придет к результату.

Это сложные вопросы, но в них придется разобраться самостоятельно. Физические и эмоциональные затраты на нелюбимой работе будут несоизмеримы с выгодами, приведут к быстрому выгоранию и способны испортить жизнь.

Если деятельность вызывает отторжение, и каждый день человек встает как на каторгу, с нетерпением ожидая выходных, это уже не жизнь, а тяжкое существование. С таким отношением вряд ли удастся стать авторитетным специалистом, построить значимую карьеру, сохранить хорошие отношения с начальством, пользоваться авторитетом среди коллег.

Правильно выбрать профессию помогут различные профориентационные тесты , которые можно найти в интернете, книгах, пособиях для выпускников и абитуриентов.

После того, как поступающий определился со своими целями и желаниями, следует объективно оценить свои физические и психологические возможности при выборе профессии.

Шансы поступить в подходящее учебное заведение и получить интересную и перспективную профессию значительно увеличатся, если правильно взвесить слабые и сильные стороны.

При наличии задатков и способностей, которые помогут продвигаться в работе, успех придет гораздо быстрее и легче, чем у менее одаренных в этом направлении коллег. И наоборот: если развивать нужные навыки и компетенции сложно, будет трудно даже удержаться на одном уровне с подготовленными сотрудниками.

Чтобы определить уровень собственных возможностей, важно оценить силы по следующим направлениям.

Физическое здоровье

Настолько простой и очевидный пункт, что часто о нем попросту забывают. Но если в одних специальностях состояние здоровья не играет никакой роли, то для других оно критично.

Для многих профессий существуют различные ограничения. Например, дизайнер с дальтонизмом вряд ли добьется успеха и станет всемирно известным, а пилотом, водителем и машинистом попросту не возьмут человека со слабым зрением. Общая физическая подготовка и даже плоскостопие играют решающую роль при поступлении в силовые ведомства.

Особенности психики и личные качества

Любые положительные и отрицательные черты, которые формируют личность, имеют значение при выборе специальности. К ним относятся характер, темперамент, отношение к жизни, задатки и предрасположенности.

  • ненормированный график и постоянные авралы не подойдут людям с лабильной психикой;
  • замкнутым людям не рекомендуют работать в большом коллективе, где требуется общение с широким кругом людей;
  • творческим мечтательным личностям тяжело работать в организациях жестким регламентом и монотонной рутинной деятельностью.

Чтобы определить черты, которые помогут или помешают состояться в профессии, рекомендуют:

  • пообщаться со специалистами, которые работает в нужном направлении;
  • пройти различные психологические тесты на определение типа и особенностей характера;
  • обратиться за помощью к психологу-профконсультанту.

Профессиональные способности

К предрасположенностям относятся все навыки и умения, которые даются легче, чем другим людям. Это могут быть рисование, врожденное чувство стиля, насмотренность, грамотность, хороший слух, сильный голос — черты личности, помогающие с минимальными усилиями и за короткие сроки освоить подходящее направление.

Стоит уточнить, какие профессиональные черты важны специальности, и соотнести их с собственными возможностями. Конечно, над чем-то придется поработать, главное — чтобы это было интересно и продуктивно.

Последний компонент рассматриваемой формулы показывает, насколько выбранная специальность востребована на рынке труда. Ведь не имеет смысла выбирать профессию, которая постепенно теряет актуальность и уходит в небытие.

Общемировые тенденции дают примерное представление о нужности специальности — в интернете множество статей о важности той или иной профессией. Также стоит ознакомиться с государственными образовательными планами, изучить аналитику по интересующему вопросу. Затем на основе всей имеющейся информации составить собственное мнение.

Поступайте прямо сейчас! Нажмите здесь , чтобы получить консультацию приемной комиссии.

Стоит непредвзято рассмотреть составляющие формулы выбора специальности. Тогда шанс на профессиональный успех и востребованность на рынке труда значительно возрастет, при этом выбранная деятельность доставит радость и чувство глубокого морального удовлетворения.

Профессия будет соответствовать всем критериям формулы:

Если хотя бы один аспект не учитывается, специализация может принести много разочарований: от невозможности устроиться на нормальное рабочее место до отсутствия интереса и быстрого эмоционального выгорания.

Что необходимо учитывать при выборе профессии

Выбор профессии для школьников. Советы и рекомендации

На фоне постоянно возникающих противоречий, неизменно двигающих старших школьников в стан взрослых, возникает главное, что определяет фактически их стиль взаимодействия с окружающими в эти годы. Это выбор будущего пути. Выбор профессии. Нельзя сказать, что этот вопрос возникает только в выпускном классе. Безусловно, вся жизнь ребенка до этого момента так или иначе вела к необходимости этого выбора. Просто в некоторых семьях дети с детства определяются с выбором своего пути, а в некоторых и на пороге школы не знают куда податься. Самоопределение трудная штука. Особенно профессиональное самоопределение.

Иногда юноше или девушке трудно представить, в какой области они хотят применить свои знания и силы. Иногда ими движет холодный расчет, иногда романтические настроения, иногда родительские желания. Но всегда выбор должен оставаться за выпускником! Ведь это его жизнь, и профессия занимает в ней достаточно объемное место. Подростковый возраст характеризуется периодом конструирования будущей профессии. Диапазон выборов подростков велик — от романтических профессий моряка, космонавта, путешественника и полярника до ученого, экономиста, юриста и бизнесмена.

Существует много факторов, влияющих на выбор профессии. Среди значимых факторов можно назвать следующие:

Мнение близких друзей или любимых. Это мощный фактор выбора профессии, поскольку для старшеклассника дружеские и любовные связи становятся значимыми и могут определять его жизненные маршруты. В том случае, когда выбранная профессия поддерживается близкими друзьями или любимыми, у старшеклассника возникает чувство комфортности и уверенности в желаемых перспективах. Если же, наоборот, друзья активно отговаривают его от выбранной профессии или насмехаются над ней, старшеклассник начинает колебаться даже в том случае, если несколько лет он строил перспективы по овладению именно этой профессией.

Имеющиеся способности. Это достаточно сильный и целенаправленный фактор выбора профессии. Наличие способностей позволяет человеку успешно заниматься различными видами деятельности. Можно выделить специальные и общие способности. Общие способности — это возможности развития психики, человека пригодные для различных видов деятельности. Это могут быть способности к запоминанию. Это психическое свойство может быть важным в разных профессиях. Или сообразительность. Уж, конечно, сообразительность не повредит личности, чем бы она ни занималась. Специальные же способности как раз и определяют возможности ребенка к развитию у него качеств личности, пригодных для занятия определенными видами деятельности. К примеру, ребенок с младшего школьного возраста увлекается химией. Наличие у него специальных способностей делает его работу успешной и перспективной. Выбор профессии для такого человека обеспечен еще на ранних подступах.

Обобщая предложенные факторы выбора профессии старшеклассником, можно сделать вывод, что в принципе к окончанию им школы подготовлены все условия для выбора профессии. Факторы воздействовали, родители и учителя проводили профориентационные мероприятия, друзья подали заявления на посещение подготовительных курсов — все закрутилось и завертелось. И этот момент приближения

Старшеклассник отвечает одновременно на несколько насущных вопросов:

* Надо ли мне получать эту профессию?

* Принесет ли она мне удовлетворение?

* Смогу ли я освоить основные профессиональные знания и умения?

* Хочу ли я освоить профессиональные знания и умения?

Полнота учета всех факторов добровольного выбора профессии. К основным факторам можно отнести прежде всего добровольный выбор старшеклассника. Выбранная профессия должна нравиться старшекласснику, у него должна быть возможность ею овладеть. Эта возможность определяется набором определенных умений, способствующих овладению выбранной профессией. Реализация этих факторов в семье может идти по линии доверительных обсуждений с сыном или дочерью их выбора. Если выбор профессии — продолжение семейной традиции, то беседы подкрепляются сюжетными образцами применения профессиональных знаний и умений в жизни семьи. В школе учитель, классный руководитель, проводя профориентационные мероприятия, использует эти факторы в своей деятельности. Он опирается на желание старшеклассника овладеть той или иной профессией, поддерживает в нем уверенность в том, что качества его личности, его направленность и ценностные отношения содействуют овладению выбранной профессией.

Осознанность планирования личных профессиональных перспектив. Это очень важный фактор в оценке профориентационного воздействия на старшеклассника. Задумываясь о будущей профессии, старшеклассник редко мыслит широко, перспективно. Его планы обычно заканчиваются где-то на втором курсе института или колледжа. Конечно, есть дети, которые продумывают перспективы своей жизни тщательно. У них все спланировано, поставлено на определенные полки, и они уверены, что жизнь потечет по тем канавкам, которые они для нее приготовили. Вполне возможно так и будет. Но жизнь часто корректирует деятельность человека, и самые радужные перспективные планы превращаются в груду пепла. Поэтому необходимо учить старшеклассника умению не только строить свою личную перспективу, а и менять какие - то ее блоки и фрагменты в зависимости от обстоятельств.

Самостоятельность при планировании и реализации личных профессиональных перспектив. Для старшеклассника, одной из особенностей возраста которого является стремление к самостоятельности и самоопределению, принятие этого условия профориентации может показаться не таким уж и сложным. Но это только на первый взгляд. На самом деле между желанием и деятельностью может оказаться слишком большой промежуток. Для старшеклассника важно сделать первый самостоятельный шаг, подвигающий его к овладению профессией. При наличии перспективного жизненного плана, где отражено, к примеру, посещение им подготовительных курсов, подготовка по отдельным предметам, по которым необходимо сдавать вступительный экзамен в институте, ему важно самостоятельно начать действовать. К примеру, съездить в институт на подготовительный факультет и получить информации о подготовительных курсах. Не ахти какая работа, но она свидетельствует об умении ребенка делать самостоятельные шаги в соответствии со своим жизненным планом.

Относительная устойчивость профессиональных перспектив. Этот критерий реализуется в самые значимые моменты жизни старшеклассника. К примеру, при поступлении в институт он должен научиться сопротивляться внешним воздействиям, мешающим ему исполнить задуманное. Эти воздействия могут принять облик одноклассника или знакомого, начинающего отговаривать старшеклассника от поступления именно в этот институт. Внешние воздействия могут действовать на структуру мотивов и изменять ее. Потребности в получении профессии могут показаться не такими уж и значимыми, а обучение в выбранном институте не столь привлекательным. Если у ребенка выработана устойчивая жизненная перспектива, если увлеченность будущей профессией сопровождает его жизнь не один год, подобные воздействия вряд ли разрушат уже сложившуюся систему мотивов, направленных на овладение задуманной профессией.

Реалистичность и гибкость профессиональных перспектив. Гибкость в выборе профессии проявляется прежде всего умением ориентироваться на рынке труда. Всем известно, что этот рынок достаточно динамичен, и не всегда выбранная профессия может быть однозначно востребована. Умение своевременно вносить коррективы в профессиональные намерения во многом помогут молодому человеку адаптироваться к экономическим требованиям в области применения его будущих профессиональных знаний и умений.

Перспективность личных профессиональных перспектив. Этот критерий предполагает построение жизненных перспектив с учетом реальности окружающего старшеклассника, мира. Карьерный рост индивида во многом зависит от социальных, экономических, культурных и других составляющих общественной жизни. Их игнорирование может даже вначале успешного молодого профессионала вывести из поля востребованных на рынке труда фигур. Выбор остается за молодым профессионалом. Если во время профориентационных мероприятий в семье и школе выпускника обучали умению соотносить эти важные элементы жизни каждого человека, то процесс послевузовской адаптации может пройти безболезненно.

Оптимизм по отношению к своему будущему. Главное в реализации данного критерия это наличие веры у старшеклассника в благоприятном исходе своих профессиональных претензий. В принципе этому возрасту свойственно самокопание, поиск смысла жизни и своего места в ней. А уверенность в правильном выборе пути во многом определит правильный выбор этого места. Старшеклассник, выбирая профессию, готовит себе социальную нишу. От того, какая будет эта ниша, зависит его нравственное и материальное состояние. Задача родителей ненавязчиво, тактично, без надрыва поддерживать в ребенке уверенность в правильности жизненных перспектив.

Система предложенных критериев профориентационного воздействия может быть расширена за счет внесения дополнительных критериев, а может быть сужена. Главное в том, что эти критерии будут работать только при одном главном условии — совместной профориентационной работе семьи и школы. Когда старшеклассник чувствует поддержку не только со стороны родителей, близких ему людей, с близкими где-то взглядами на жизнь, а и со стороны чужих для него людей, с которыми его связывает пребывание в школе, то его уверенность в правильности построенного маршрута возрастает. Это позитивно воздействует и на духовную сферу старшеклассника, формируя у него мотивы нравственного самоопределения.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Не заставляйте сына или дочь выбирать профессию по вашему вкусу, но приобщать его к вашему вкусу никто не запрещает.

❀ Старайтесь обсудить его жизненные перспективы и воспринимайте спокойно, если они вам покажутся экзотическими.

❀ Приучайте своего ребенка оценивать степень неудачи в достижении цели.

❀ Учите вашего ребенка правильно формулировать жизненные перспективы.

❀ Обсуждайте с ребенком возможности его будущего карьерного роста.

❀ Учите оценивать будущую профессию не только по внешним ее характеристикам.

❀ Учите ребенка с детства мыслить перспективно.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Если родители будут бурно возражать против выбранной профессии, полезно это обсудить на семейном совете.

❀ Обсуждайте с детьми семейные традиции. Полезно рассматривать старые фотографии.

❀ Формируйте у внуков гордость за своих предков, какой бы профессией они ни владели.

После школы выпускники часто не могут решить, на какую специальность поступить. В 2021 году времени для выбора осталось немного.

Прием заявление на очную форму обучения осуществляется:

  • до 29 июля — на бюджетные места;
  • до 20 августа — на места по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Разберем компоненты этой формулы.

Величина заработной платы и социальный пакет важная, но далеко не основная мотивация при выборе профессии.

Поступая в колледж или ВУЗ, абитуриент должен:

  • осознавать круг своих интересов — хочет ли он работать по выбранной специальности или она совсем не привлекает выпускника;
  • сформулировать желания — какая сфера жизни ему интересна, чтобы деятельность приносила моральное удовлетворение;
  • иметь четко обозначенные цели — чего он хочет достигнуть, каким образом придет к результату.

Это сложные вопросы, но в них придется разобраться самостоятельно. Физические и эмоциональные затраты на нелюбимой работе будут несоизмеримы с выгодами, приведут к быстрому выгоранию и способны испортить жизнь.

Если деятельность вызывает отторжение, и каждый день человек встает как на каторгу, с нетерпением ожидая выходных, это уже не жизнь, а тяжкое существование. С таким отношением вряд ли удастся стать авторитетным специалистом, построить значимую карьеру, сохранить хорошие отношения с начальством, пользоваться авторитетом среди коллег.

Правильно выбрать профессию помогут различные профориентационные тесты , которые можно найти в интернете, книгах, пособиях для выпускников и абитуриентов.

После того, как поступающий определился со своими целями и желаниями, следует объективно оценить свои физические и психологические возможности при выборе профессии.

Шансы поступить в подходящее учебное заведение и получить интересную и перспективную профессию значительно увеличатся, если правильно взвесить слабые и сильные стороны.

При наличии задатков и способностей, которые помогут продвигаться в работе, успех придет гораздо быстрее и легче, чем у менее одаренных в этом направлении коллег. И наоборот: если развивать нужные навыки и компетенции сложно, будет трудно даже удержаться на одном уровне с подготовленными сотрудниками.

Чтобы определить уровень собственных возможностей, важно оценить силы по следующим направлениям.

Физическое здоровье

Настолько простой и очевидный пункт, что часто о нем попросту забывают. Но если в одних специальностях состояние здоровья не играет никакой роли, то для других оно критично.

Для многих профессий существуют различные ограничения. Например, дизайнер с дальтонизмом вряд ли добьется успеха и станет всемирно известным, а пилотом, водителем и машинистом попросту не возьмут человека со слабым зрением. Общая физическая подготовка и даже плоскостопие играют решающую роль при поступлении в силовые ведомства.

Особенности психики и личные качества

Любые положительные и отрицательные черты, которые формируют личность, имеют значение при выборе специальности. К ним относятся характер, темперамент, отношение к жизни, задатки и предрасположенности.

  • ненормированный график и постоянные авралы не подойдут людям с лабильной психикой;
  • замкнутым людям не рекомендуют работать в большом коллективе, где требуется общение с широким кругом людей;
  • творческим мечтательным личностям тяжело работать в организациях жестким регламентом и монотонной рутинной деятельностью.

Чтобы определить черты, которые помогут или помешают состояться в профессии, рекомендуют:

  • пообщаться со специалистами, которые работает в нужном направлении;
  • пройти различные психологические тесты на определение типа и особенностей характера;
  • обратиться за помощью к психологу-профконсультанту.

Профессиональные способности

К предрасположенностям относятся все навыки и умения, которые даются легче, чем другим людям. Это могут быть рисование, врожденное чувство стиля, насмотренность, грамотность, хороший слух, сильный голос — черты личности, помогающие с минимальными усилиями и за короткие сроки освоить подходящее направление.

Стоит уточнить, какие профессиональные черты важны специальности, и соотнести их с собственными возможностями. Конечно, над чем-то придется поработать, главное — чтобы это было интересно и продуктивно.

Последний компонент рассматриваемой формулы показывает, насколько выбранная специальность востребована на рынке труда. Ведь не имеет смысла выбирать профессию, которая постепенно теряет актуальность и уходит в небытие.

Общемировые тенденции дают примерное представление о нужности специальности — в интернете множество статей о важности той или иной профессией. Также стоит ознакомиться с государственными образовательными планами, изучить аналитику по интересующему вопросу. Затем на основе всей имеющейся информации составить собственное мнение.

Поступайте прямо сейчас! Нажмите здесь , чтобы получить консультацию приемной комиссии.

Стоит непредвзято рассмотреть составляющие формулы выбора специальности. Тогда шанс на профессиональный успех и востребованность на рынке труда значительно возрастет, при этом выбранная деятельность доставит радость и чувство глубокого морального удовлетворения.

Профессия будет соответствовать всем критериям формулы:

Если хотя бы один аспект не учитывается, специализация может принести много разочарований: от невозможности устроиться на нормальное рабочее место до отсутствия интереса и быстрого эмоционального выгорания.

Интересы, склонности и способности в выборе профессии

Почему, когда выбираешь профессию, надо исходить из интересов?

Такой вопрос задают мне и имеют в виду вот что: а почему не исходить сразу из способностей?

Я отвечаю: потому что человеку себя трудно принуждать, если нет интереса. Честно говоря, мы все таковы: если нам книжка не интересна, мы её не будем читать.


Мне говорят: но ведь интересы меняются?

Отвечаю: в профориентации надо исходить из устойчивых интересов. Мы будем только такие интересы принимать всерьез, которые не просто заявлены человеком, а подкреплены действиями.

Вот юноша мечтательно сообщает: мне интересна физика! Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Но я скептик и я думаю: на самом ли деле это так?

Мой опыт подсказывает: ой, не обязательно. И я говорю с подростком как следует — задаю ему вопросы по физике — вопросы на понимание. Случается, что подросток много прочел про физику, ставил опыты, производил расчеты, ломал голову над вопросами физики. И тогда мы можем согласиться: да, этот юноша действительно интересуется физикой.

Интересы и склонности в выборе профессии

Подлинный интерес сопровождается действиями, направленными на объект интереса:

  • изучение объекта интересов
  • чтение, просмотр видео
  • эксперименты с ним
  • практические действия с ним: разработка и починка, шитье, готовка и прочее.

Вот этот самый деятельный интерес к какому-либо делу и есть склонность к этому делу. А голые декларации мы не рассматриваем.

Вы спросите: ну, а может, мальчику некогда читать да экспериментировать,он уроки учит?

Я отвечу. У человека всегда найдется сколько-то времени и сил на интересное ему дело.

Профессиональные склонности при выборе профессии

Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!

Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.


Настоящие интересы ведут к знаниям.

Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И порою улов бывает очень богатым! Подросток показывает глубокую осведомленность — по истории, по электрике, по палеонтологии.

Один взрослый дядя сказал мне так: мне было интересно изучать английский. Лет пять назад появился интерес.

И что? — я спрашиваю.

Отвечает: А вот две недели назад интерес кончился.

— И вы. так и не начали учить язык.
— Нет.

Это не интерес. Это некий осторожный вопрос к самому себе: а не выйти ли мне в люди? Но это не попытка выйти в люди. До попытки дело не дошло, потому что интеллектуальный труд для данного человека штука неизведанная.

Но, может быть, интерес гаснет из-за страха, что не получится у него или лень.

А что такое лень? Это такая дамочка, которая иногда приходит к каждому из нас. Но она — лишь личина. А под покровом — психологическая травма, усталость, отсутствие мотивации, отсутствие привычки к труду, не тренированность.

Склонности и способности при выборе профессии

У меня спрашивают: а если есть интерес, но нет возможностей реализовать этот интерес — вы это как-то можете проверить? Например, хочется петь, но голоса нет.

Отвечаю так: на профориентации я обязательно послушаю, как человек поёт. Всем нам известны случаи, когда артист — любимец публики, а голос у него не сильный ( Марк Элмонд, Марк Бернес, Майя Кристалинская, Земфира. ). А вдруг у вас невероятной силы артистизм, обаяние. И тогда можно без особенного голоса завладеть сердцами людей.

А если нет артистизма — значит идем дальше: талант ваш в другом.

Нормальная профориентация основывается не только на интересе, но и на возможностях человека — физических, умственных, человеческих. А Живая профориентация имеет возможность проверить способности.

Я не верю ни в определение способностей по звездам, ни по рисунку на пальцах, ни по номеру его мобильного телефона, ни по анализу ДНК. Последнее, впрочем. возможно, но очень ограниченно возможно. Вот, например, если мы узнаем из ДНК, что у данного человека очень быстрое мышление, то это всё равно ни на какую профессию не указывает: ведь много где нужен быстрый ум.


Определение интересов и склонностей при выборе профессии

Как же родителям понять — какие есть возможности у ребенка ? И какие у него есть интересы? Какие вещи в окружающем вас мире могут ребенка очаровать?

Очень просто. Сыну и дочери дать попробовать многое.

Ну, вот ребенок пробует дело и увлекается им. Мы видим, что у ребенка обозначились склонности к какому-то делу. Он требует у нас купить ему инструменты для стрижки, голову с париком для причесок.

И что же? Значит, все? Он уже парикмахер?

Созревание интересов и склонностей

Яблоня даст плоды в августе, а в мае она только цветет и не ждите сладких яблок ни в июне, ни в июле. Интересы могут проявляться ярко, а могут протекать незаметно для вас. Будьте внимательны к малейшим проявлениям интереса: создайте ребенку условия для экспериментов, поле деятельности. Не слишком забегайте вперед и не грузите серьезными задачами, идите рядом и подбрасывайте веточек в огонь. Иногда интерес затухает, иногда загорается вновь.

Важно, чтобы ребенок сам работал над темой. Не вы вместо него собирайте Лего, а он сам пусть собирает.

Мальчик Глеб незаметно для мамы овладел графическими редакторами. Мама пришла ко мне на профориентацию — в полном отчаяньи от своего ничем не интересующегося сына. А в сыне давно зрели и созрели зерна хорошей профессии. Мама очень удивилась и осталась довольна сыном.

Мальчик Сеня очень любил выпекать кексы. И при всяком удобном случае стремился на кухню. А мама его прогоняла — мешаешь мне, я тут ужин готовлю. А такие инициативы ребенка надо очень высоко ценить. В них таится зерно будущей профессии — какой именно — мы ещё не знаем, но зерно точно таится. Такие инициативы, такие склонности и выбор профессии стоят рядом. Отнеситесь серьезно. Вообще, я заметила, что самые важные на свете вещи приходят к нам как-то незаметно, без объявлений, и также незаметно они уходят. Будьте внимательными к проявлениям своих детей.

Читайте также: