Какие организации осуществляют надзор и контроль охраны труда на атп

Обновлено: 05.05.2024


Курсовой проект

ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

4.1.Организационно-правовые основы охраны труда

Основной структурой, выполняющей организацию охраны труда на АТП, является отдел охраны труда. Согласно типовому положению, отдел охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю предприятия и главному инженеру. На отдел возлагается ответственность за подготовку и организацию работы на АТП по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме отдела по охране труда за создание здоровых и безопасных условий труда несут ответственность руководители всех структурных подразделений.

Важнейшим элементом обучения рабочих безопасным приемам и методам труда является система инструктажей. По характеру и времени проведения инструктажи бывают:

1) Вводный инструктаж

Проводится для всех работников, поступающих на работу на предприятие.

Проводит инженер по охране труда в кабинете по охране труда в виде лекции или беседы. Освещаются вопросы: специфика работ на предприятии, режим работы, расположение производственных участков, порядок движения по территории, нормы выдачи спецодежды, спецпитания, электробезопасность, пожарная безопасность, приемы оказания первой медицинской помощи.

О проведении инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (контрольном листе) с обязательными подписями инструктирующего и инструктируемого.

2) Первичный инструктаж на рабочем месте

Проводит непосредственный руководитель работ, к которому поступает работник.

Освещаются вопросы: безопасные приемы труда на оборудовании на данном месте, правила пользования спецодеждой, инструментом, проходами, сигнализацией.

После проведения первичного инструктажа заполняется вторая часть контрольного листа и журнал. Контрольный лист сдается в отдел кадров (в личное дело работника).

3) Повторный инструктаж

Проводится один раз в 6 месяцев, для работников, работающих на участках с повышенной опасностью – раз в 3 месяца.

Освещаются вопросы вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

Его проводят с целью закрепления знаний безопасных приемов и методов труда.

4) Дополнительный инструктаж

Проводят в объеме первичного инструктажа на рабочем месте при изменении правил по охране труда, технологического процесса, при вводе в эксплуатацию нового оборудования, при несчастных случаях, при изменении места работы.

5) Целевой инструктаж

Проводится для работников перед выполнением работ с повышенной опасностью, допуск к которым оформляется нарядом-допуском.

Этот инструктаж фиксируют в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

На предприятии постоянно осуществляется административно-общественный контроль за состоянием охраны труда. Контроль проводится в пять этапов (ступеней):

1) Первая ступень

Ежедневно перед работой мастер, старший мастер, механик или бригадир совместно с общественным инспектором по охране труда обходят все рабочие места. Проверяют подведомственные участки.

Замеченные недостатки устраняются.

2) Вторая ступень

Еженедельно начальником цеха, начальником гаража, колонны или отряда, главным механиком совместно с представителем профкома. Проверяют состояние охраны труда в цехе, гараже, мастерских.

Выявленные недостатки устраняются.

3) Третья ступень

Ежемесячно комиссия в составе руководителя или главного инженера предприятия, председателя профсоюзного комитета, инженера по охране труда, главного механика, проверяет предприятие. Замеченные недостатки устраняются или записываются в журнал, где указывают недостатки, ответственного за исполнение и срок исполнения.

4) Четвертая ступень

Выполняется два раза в год руководством генерального директора объединения, председателя профсоюзного комитета комиссией, в состав которой входят все члены комиссии при третьей ступени контроля.

Проверяется все предприятие.

5) Пятая ступень

Проводится ежегодно в порядке внутриведомственного контроля при проведении ревизий или других проверок комиссией из министерства, представителями пожарного надзора, техническим инспектором профсоюзов, представителем Гостехнадзора.

Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 24. Органы государственного надзора и контроля

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)

Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда

Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 27. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда

За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Статья 28. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда

(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)

В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.

Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает соответствующий орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по субъекту Российской Федерации при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.

СУОТ — это система управления охраной труда, часть системы управления предприятием. Она включает в себя разработку документации, обучение, выдачу документов и направлена на обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников.

Современная законодательная база в области охраны труда разрабатывалась, отталкиваясь от того, что каждый работодатель обязан гарантировать своему работнику безопасность при выполнении должностных обязанностей. Особое внимание уделяется объектам, где работа сотрудников сопряжена с длительным пребыванием на высоте, в таких местах рекомендуют использовать анкерные линии.

Что такое СУОТ и для чего нужен

Важный элемент для работы большинства компаний — это система управления охраной труда (СУОТ), и соблюдение действующих в этой области нормативов обязательно для любого объекта. Указанные в законодательной базе правила должны найти отражение в локально-нормативной документации каждой организации, включаясь в систему организации управления охраной труда на предприятии. Игнорирование требований способно привести как к штрафам, так и к закрытию предприятия в целом. Н а фоне этого ответственные должностные лица обязаны выполнять определенный комплекс мер, указанных в таких НПА:

В предложенном списке перечислены как узкоспециализированные НПА, так и документы, применимые к любой сфере. В соответствии с ними, работодателю необходимо разработать методические пособия и инструкции, предоставляющие работникам максимальное количество информации, необходимой для сокращения количества производственных травм и эффективного управления имеющимися на конкретном производстве рисками. При правильном подходе к созданию и внедрению СУОТ организации получают возможность поднять на новый уровень безопасность любого процесса, что позволяет минимизировать количество производственных несчастных случаев, и оказывает положительное влияние на производительность в целом.

Что входит в СУОТ

  • разработанная система безопасности по направлению охраны труда;
  • созданные методики, помогающие в достижении поставленных перед работниками задач;
  • основные цели при обеспечении охраны труда сотрудникам, выполняющим высотные работы;
  • методы отслеживания того, насколько соблюдаются утвержденные правила, и т. п.

Важно отметить, что СУОТ является не только гарантом безопасности сотрудников при работе на высоте, но и повышает уровень корпоративной культуры, что открывает перед организацией новые горизонты для развития, к примеру, способствует получению сертификатов международного уровня или заключению договоров с гигантами в этой области при условии, что система правильно работает.

Немаловажную роль в этом играют внедрение и обеспечение функционирования СУОТ, предусматривающие:

  • развитие политики в направлении объединения холдингов;
  • подробные инструкции сотрудникам по тому, как безопасно выполнять свою работу;
  • рекомендации по четкому разделению трудовых обязанностей;
  • план по проведению мероприятий, направленных на повышение СУОТ;
  • документация, позволяющая проводить расследование (если установлен факт несчастного случая);
  • документы, в которых отражены предоставленные работникам гарантии и компенсационные меры в случае несчастного случая, и т. п.

Каждая организация должна создавать собственные ИС с обширной информационной базой, возможностью анализа допущенных ошибок и поиска путей их скорейшего устранения.

В 2021 году вступили в силу большие изменения по охране труда. Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать по новым правилам ОТ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Требования охраны труда

Использование СУОТ в организациях, выполняющих высотные работы

Говоря про разработку различной документации, имеющей отношение к СУОТ, крайне важно учитывать специфику работы каждой конкретной компании. Разработать СУОТ можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную компанию, что особенно актуально при проведении высотных работ, поскольку необходимо учитывать большое количество разнообразных факторов для обеспечения защиты как сотрудников, так и организации.

Внедрение на практике

Ответственным за ее исполнение может быть как руководитель компании, так и другой сотрудник, назначенный в соответствии с приказом, при условии, что его образование и квалификация подходят. Вот что является основой организации и функционирования СУОТ на предприятии и что организация должна делать:

  • проводить исследования, направленные, к примеру, на выявление максимально безопасного оборудования, задействованного при работе на высоте;
  • планировать систему управления с обязательным указанием материальных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
  • своевременно корректировать документацию по распределению должных обязанностей, этапов обучения, подготовки кадров и т. п.;
  • проверять, насколько созданная модель эффективна в существующих условиях, при обнаружении непригодности, проводить ее изменение с учетом допущенных ошибок.

Занимается разработкой СУОТ руководитель или уполномоченный сотрудник, назначенный ответственным лицом. Но документация обязательно должна быть утверждена руководителем. В 2021 году срок действия СУОТ на предприятии не ограничен и определяется в каждой конкретной компании отдельно. В случае внесения изменений в законодательную базу и, соответственно, во внутреннюю документации организации материалы могут потребовать повторного утверждения.

Сфера транспортной безопасности находится на особенном государственном контроле, так как непосредственно связана с безопасностью в отношении граждан вне зависимого от специфики деятельности предприятия. Охрана труда на транспортном предприятии имеет фундаментальные задачи по обеспечению безопасности перевозок и общего надзора за деятельностью как водителей, так и иного обслуживающего персонала.

Охрана труда на АТП

Законодательное регулирование деятельности автотранспортных учреждений стоит на особом контроле государственных организаций. В данной сфере присутствует повышенная опасность получения травм не только для непосредственных участников деятельности, в частности для водителей и обслуживающего персонала, но и для пассажиров, а также груза различных организаций. Данная отрасль регулируется отраслевым законодательством в плане предписаний, регламентов и инструкций Минтранса РФ, которые устанавливают основные требования и правила проведения определенных работ.


Общие требования соблюдения безопасности на транспортных предприятиях

Авто является средством повышенной опасности, а сфера ремонта автомобильного транспорта помимо необходимой квалификации требует определенных знаний его устройства. К таким знаниям относится схема расположения основных агрегатов, участок ремонтных действий, расчет материалов при проведении обслуживания, линия, на которой будет происходить трудовой процесс, среда деятельности транспорта, моторный отсек и его содержание, которое окружает пространство для ремонта, а также наличие средства для проведения профилактики данных автомобилей на территории фирмы.

Именно поэтому установление жестких ограничений в области обеспечения безопасности деятельности является особым приоритетом как для государственных надзорных служб, так и для коммерческих предприятий в целом в данной области правоотношений.

Следование нормам законодательства обеспечивает помимо контроля работы отдельных сотрудников и специальных служб учреждения, минимизацию негативных производственных факторов, к которым относятся нанесение вреда здоровью гражданам, производственным линиям и отдельным частям компании, а также исключение нарушений законодательства в данной области и исполнение требований государственных надзорных и контролирующих служб.

Важно! Во время проведения различного рода проверочных мероприятий обязанностью руководителя является предоставление полного доступа не только к отчетной документации, но и к производственным помещениям для выявления фактов нарушения законодательства.


Виды мероприятий в части обеспечения нормального режима трудовой деятельности

Инструкция по охране труда для механика автотранспорта

На любом автотранспортном предприятии в обязательном порядке должна быть предусмотрена специальная должностная инструкция, в соответствии с которой свою трудовую деятельность осуществляют все сотрудники учреждения, а также водители таких организаций.

Такой документ принимается на уровне самих учреждений в сфере локальных нормативных актов и документов, а также регламентов организации. Однако такие документы должны приниматься лишь в соответствии с федеральным законодательством и разработкой такой документации должен заниматься лишь специалист по охране труда, который имеет определенную квалификацию в данной сфере и прошел соответствующее обучение в специализированной организации, с обязательной аттестацией и подтверждением пройденных материалов.


Меры предотвращения негативных последствий в транспортных организациях

Техника безопасности на АТП

Соблюдение норм безопасности является обязательным законодательным требованием не только федеральных актов, но и нормативов и требований локальных актов самого учреждения. Требования в части исполнения обязательств должностной инструкции должны исполняться всеми сотрудниками учреждения. К таковым относятся:

  • использование первичных средств защиты, и нейтрализация негативных последствий при возникновении определенных угроз;
  • оказание первой помощи пострадавшим и оповещение специализированных организаций в случае возникновения таких негативных последствий;
  • соблюдение нормативных актов организации в части правил техники безопасности.

Нарушения в данной области влекут за собой получение не только дисциплинарных взысканий, но и штрафов со стороны государственных надзорных учреждений.


Виды и разновидности практических действий по соблюдению законодательных норм в данной сфере

Пожарная безопасность на автотранспортном предприятии

Учитывая специфику деятельности таких учреждений, высока вероятность возникновения пожаров и возгораний. Для минимизации таких эффектов на предприятии предусматривается использование средств тушения и порядок их использовании.

Важно! Также проводится специальный инструктаж на предмет обращения с такой техникой и аттестация на использование таких предметов в случае возникновения нештатной ситуации.

Электробезопасность автотранспортных предприятий

Деятельность на такого рода предприятиях предполагает наличие определенного оборудования с высоким напряжением электрического тока. Факторы поражения током и опасность воздействия электричества на специалистов предприятия требуют от руководства обеспечения особого контроля обслуживания и содержания таких установок. В обязанности как штатных специалистов по охране труда, так и служащих, непосредственно осуществляющих работы на таких линиях, входит обязательное соблюдение техники безопасности и инструкций по обращению с таким оборудованием. Опасность поражения током предполагает наличие определенных обязанностей со стороны служащих:

  • соблюдение инструкций и регламентов по обращению с оборудованием;
  • применение первичных средств защиты в случае наличия опасности возникновения нештатной или аварийной ситуации в результате профилактических или ремонтных работ;
  • обязательное оповещение вышестоящего руководства и специальных служб в случае возникновения опасности проявления отрицательных или негативных последствий вследствие поломки оборудования;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим в случае возникновения опасности жизни и здоровью граждан при поражении электрическим током, а также при возникновении ожогов среди граждан.


Оказание первой медицинской помощи при возникновении аварий и получении травм работниками АТП

Надзор и контроль охраны труда на автопредприятии

Учитывая общественную опасность такой сферы деятельности государственными надзорными органами осуществляется жесткий контроль в отношении таких предприятий. Контроль производится в отношении электротехнического и шиномонтажного оборудования, документации об обеспечении техники безопасности и правил охраны труда на таком предприятии.

Осуществляется контроль и надзор проведения ремонтных и профилактических действий, электробезопасность АТП, состояние агрегатного оборудования, время выпуска техники после ремонтных работ, должностные инструкции механика и иных сотрудников, порядок проведения инструктажа среди специалистов, сроки прохождения обучения в специализированной школе по получению новых знаний в области охраны труда, весь спектр внутренней документации в части исполнения законодательных норм безопасности жизнедеятельности. Документ по итогам проведения проверки предоставляется для исполнения руководству учреждения.


Правила техники безопасности при обслуживании автомобилей

При этом организация не должна препятствовать проведению таких контрольных акций со стороны государственных органов и обязана предоставлять всю необходимую информацию по интересующим вопросам в рамках компетенции. В случае выявления нарушений и недочетов в работе организации в части соблюдения государственных стандартов в отношении руководящего состава выносятся определенные виды наказания:

  • административная ответственность наступает в случае выявления типовых нарушений в области норм труда. Такое наказание несут должностные лица учреждения в виде штрафов;
  • дисциплинарная ответственность также наступает в случае нарушений законодательных норм и выражается в виде выговоров, отстранения от работы или увольнения провинившегося специалиста;
  • гражданско-правовая ответственность наступает в случае наличия негативных последствий в виде причинения вреда здоровью гражданина или имуществу компании;
  • уголовная ответственность – самый тяжелый вид наказания, который наступает в случае выявления нарушений в части уголовного законодательства при наступлении крайне негативных последствий в виде получения специалистами травм или тяжелого вреда здоровью.

В итоге техника безопасности на автотранспортном предприятии является обязательным элементом оптимальной и должной работы в любой организации, непосредственно связанной с обслуживанием такого рода техники.

Соблюдение таковых норм минимизирует риски получения травм, а также порчи имущества и производственного оборудования компании.

Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Государственная экспертиза условий труда, общественный контроль.

Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются:

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц, ущемляющих эти права;

разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда;

содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

Рострудинспекция дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие требованиям норм и правил по охране труда, участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить инспекции предприятий всех организационно-правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов, сырья и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям или иным должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу отдельных производственных подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и нормам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы у главного государственного инспектора труда РФ или в судебном порядке.

Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.

Госгортехнадзор на пищевых предприятиях общественного питания осуществляет надзор:

за эксплуатацией подъемных сооружений;

сосудов, работающих под давлением;

трубопроводов для пара и горячей воды;

На Госгортехнадзор РФ возложены следующие функции:

организация и осуществление государственного регулирования промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и работниками требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;

разработка и осуществление совместно с предприятиями, объединениями и организациями мер по профилактике аварий и производственного травматизма;

установление требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования;

осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ;

участие в разработке и контроль за реализацией научно-технических программ по приоритетным направлениям промышленных производств, персонала и населения.

Госгортехнадзору предоставлено право:

проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, их специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;

вносить в центральные органы федеральной исполнительной власти предложения и давать руководителям предприятий, объединений и подразделениям местных администраций, имеющих подконтрольные Госгортехнадзору РФ объекты, обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований (правил и норм) по безопасному ведению технологических процессов и эксплуатации оборудования;

утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора РФ, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ;

давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или при возникновении аварии, а в случае необходимости - непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ и оборудование;

приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные разрешения (лицензии) на право разрешенной деятельности в случае нарушения условий действия разрешений (лицензий), а также в случаях, когда возникает опасность аварий, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

Органы Госгортехнадзора РФ имеют также право:

проверять у должностных лиц и работников документы, дающие право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной опасностью;

участвовать в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций по оказанию технических, экспертных и других видов услуг по вопросам обеспечения безопасности производств;

в пределах своей компетенции издавать постановления и давать указания, обязательные для исполнения центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями, предприятиями и гражданами.

Госатомнадзор не осуществляет контроль на предприятиях общественного питания, так как он организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения; защиты окружающей среды и интересов безопасности Российской Федерации.

Госэнергонадзор осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и технической энергии, рациональным и эффективным использованием ее на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственные инспекторы органов Госэнергонадзора РФ имеют право:

давать обязательные для всех предприятий предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;

требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;

осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;

давать обязательные, для руководителей предприятий указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;

принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;

давать предприятиям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;

проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственными инспекциями субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда на предприятиях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать предприятия всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Общественный контроль за охраной труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные представительных органов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей или иных должностных лиц предприятий об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Читайте также: