Какие качества знания являются значимыми для всех профессий

Обновлено: 11.05.2024

Данные качества называютсяпрофессионально важными качествами (ПВК). В качестве профессионально важных могут выступать не только психические, но и внепсихические свойства субъекта (конституциональные, соматические, нейродинамические и т.д.). По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности.

Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны – они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

Понятие профессионально важные качества вошло в категориальный аппарат психологии труда еще в начале ХХ в. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда – успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества). Контекст практической задачи (профотбор, или карьерное консультирование) задавал рамки требований к ПВК. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых профессионально важных качеств, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха.

В психограммах психотехников 1930-х гг. выделялись еще два вида профессионально важных качеств (или характеристик психических функций), которые могли быть целью при составлении модели успешного профессионала. Так, при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить профессионально важные качества как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции. Именно эти функции и их свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления. Еще один вид профессионально важных качеств – это тренируемые психические функции, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения.

Ведущей тенденцией развития подсистем профессионально важных качеств является значимое возрастание степени интегрированности – когерентности отдельных качеств. Характерно при этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы профессионально важных качеств, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем профессионально важных качеств.

Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость профессионально важных качеств для обеспечения деятельности является наивысшей.

Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять профессионально важные качества качества ипрофессионально важные качества производительности (А.В. Карпов). Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения. В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и антиПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы профессионально важных качеств, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.

Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение профессионально важных качеств, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных или экстремальных условиях. Последнее объясняется тем, что экстремальные условия часто сопряжены с повышенной опасностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Для экстремальных условий не только характерны другие профессионально важные качества (по сравнению с нормальными), но и другие системы профессионально важных качеств в целом.

Таким образом, структура профессионально важных качеств – это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.

Системное описание профессионально важных качеств для конкретной профессии можно найти лишь в специальных прикладных исследованиях. Существующие современные психограммы просто перечисляют профессионально важные качества, входящие в те или иные категории для определенного вида деятельности (чаще всего указываются необходимые профессионально важные качества и антиПВК), крайне редко указывается характер внутрисистемных связей профессионально важных качеств и весовое значение профессионально важных качеств, что связано в первую очередь со сложностью проблемы, с большой вариативностью индивидуальных систем профессионально важных качеств, пластичностью некоторых профессионально важных качеств и т.д.

Среди специальных требований, предъявляемых к работе психолога-консультанта, работающего по телефону доверия, выделяют интересы, широкий кругозор, эрудицию; умение и желание общаться с людьми. Как необходимые профессионально важные качества рассматриваются чувствительность слухового анализатора; отсутствие нарушений функции речи; большой объем оперативной слуховой памяти; эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, стрессоустойчивость; культура вербального общения.

Особую значимость в работе телефонного консультанта приобретают такие профессионально важные качества, как знания (психология, физиология, психотерапия кризисных состояний); социальная осведомленность; высокий общий интеллектуальный уровень, а также умения и навыки (конструктивное общение по телефону; грамотная речь, наблюдательность). Квалифицированные требования: высшее педагогическое или психологическое образование.

Психограмма педагога включает в себя следующие профессионально важные качества: профессиональные педагогические и психологические знания, коммуникативную компетентность, нервно-психическую устойчивость, распределение внимания, оперативную память и мышление, адекватную самооценку, уважение к людям, интерес к ним, педагогическую наблюдательность, хорошо развитую речь и др. К числу антиПВК педагога следует отнести психопатические черты характера, эмоциональную неустойчивость, безответственность, безнравственность, выраженные физические уродства.

Какие следует указывать профессиональные качества в резюме?

Грамотно составленное резюме – залог успеха. Оно должно преподнести потенциального сотрудника с лучшей стороны и выделить его на фоне остальных претендентов на конкретную должность. Существует множество правил составления и подачи этого документа.

Отличие от личных качеств

Раздел, рассказывающий про личные и профессиональные качества, имеет существенное значение. С его помощью работодатель может оценить возможного сотрудника еще до собеседования.

Большинство людей, претендующих на ту или иную должность, не видят разницы между индивидуальными и рабочими качествами. Чтобы понимать их отличия, следует рассмотреть каждый из пунктов по отдельности.


Профессиональные характеристики

Данный перечень может включать огромное множество различных критериев. Каждый из них помогает руководителю составить картину умений работников, связанных с конкретной должностью.


Личностные качества

К данному разделу относятся характеристики, формирование которых происходит индивидуально. Данные качества развиваются и усовершенствуются из года в год.

Они оказывают влияние на взаимоотношения в семье, компании знакомых, друзей, а также в рабочем коллективе.

  • Честность и чувство справедливости указывают на то, как человек относится к себе и людям в его окружении.
  • Умение взаимодействовать в команде делает из обычных работников слаженный коллектив, который трудится для достижения единой цели. В этом случае возможность конфликтов сводится к минимуму.
  • Спокойное восприятие критики в свой адрес – важное личностное качество. Им обладает человек, который понимает, что негативная оценка его работы может быть высказана с целью улучшения результата и помощи.
  • Отстаивание собственного мнения и убеждений указывает на принципиальность.
  • Тактичное поведение – это еще одна особенность, которая поможет наладить отношения в любом коллективе.
  • Если человек держит слово – это не только сильное личное качество, но и важная характеристика для будущего работника. На такого сотрудника всегда можно положиться.
  • Настойчивость и решительность являются врожденными характеристиками людей, которые часто становятся отличными лидерами. Это поможет решать сложные вопросы и спорные ситуации.
  • Люди, обладающие умением прислушиваться к другим людям, всегда смогут рассчитывать на помощь со стороны более опытных работников. Стоит понимать, что решение проблем или поставленных задач самостоятельно – не всегда лучший выбор.
  • Отстаивание личных убеждений на основе реальных фактов говорит об еще одной сильной личной характеристики.


Список деловых навыков

Каждой профессии присущи конкретные профессиональные навыки. Их наличие в резюме указывает на то, что человек, претендующий на должность, уже имеет базовые знания и умения в этой области. Стоит отметить, что такие навыки, как правило, являются универсальными для работника, как для девушки, так и для мужчины.

Составляя резюме, следует указывать лишь те умения, которые являются важными и существенными для конкретной области и должности. Чтобы наглядно продемонстрировать, какие деловые навыки следует указать в списке, выберем одну из профессий в качестве примера.

Перечень навыков для профессии программист:

  • знания языков программирования, которые обязательно понадобятся во время работы (C++, JavaScript и другие программы);
  • практичные навыки работы с MySQL;
  • опыт в оптимизации запросов и тюнинга базы данных.

Это лишь некоторые навыки, которыми должен обладать кандидат на должность программиста. У каждого работодателя могут быть определенные требования по наличию опыта работы в тех или иных программах.

Как правило, данные об этом указываются в объявлении о должности.


Варианты для разных профессий

Списки профессиональных и личных качеств для каждой профессии будут отличаться. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим пример перечня характеристик для нескольких профессий.

Претендент на должность секретаря

Человек, занимающий данную вакансию, становится правой рукой начальника. Составляя резюме для этой позиции, обязательно указывают следующие профессиональные качества:

  • грамотная и четкая речь без дефектов;
  • отменные организаторские способности, включая планирование встреч делового характера;
  • коммуникабельность.

Также профессиональный секретарь должен иметь следующими характеристиками:

  • креативный подход;
  • аккуратность и презентабельный внешний вид.

Для девушек, занимающих данную должность, свойственны:

  • добросовестность;
  • тактичность;
  • особое внимание к мелочам;
  • желание развиваться и усовершенствоваться;
  • творческий подход;
  • спокойный нрав.

На должность мужчины-секретаря работодатели ищут людей со следующими качествами:

  • крепкая нервная система;
  • ответственность;
  • навыки ведения диалогов в деловом формате;
  • терпение и пунктуальность;
  • контроль над собой и ситуацией.
  • Отточенные навыки работы в коллективе.
  • Расторопность.


Вакансия юриста

Выбирая человека на данную должность, начальник желает видеть сотрудника со следующими навыками, независимо от его пола:

  • ответственность;
  • умение вести диалог с различными группами людей;
  • честность и исполнительность;
  • принципиальность;
  • стрессоустойивость.

В мужчинах особо ценится оптимистичность и доброжелательность. Для женщин важны такие качества, как умение расположить к себе людей, внимательность.

Рекомендации

Чтобы ваше резюме заинтересовало работодателя, придерживайтесь некоторых рекомендаций.

  • Будьте точными при указании данных. Если у вас имеется опыт на данной должности или на других вакансиях, связанных с направлением, обязательно укажите следующее: в какой фирме вы работали, что входило в ваши обязанности, каких успехов вы добились во время пребывания на занимаемой должности. Указывайте информацию точно и четко, без лишней воды.
  • Учитывайте особенность той профессии, в которой вы желаете работать. Если выбранная вакансия тесно связана с творчеством, опишите навыки, опыт и умения в этой сфере.
  • Перед тем как приступить к составлению собственного резюме, нелишним будет оценить несколько готовых примеров. Лучше всего просмотреть резюме на ту же профессию, на которую вы претендуете.
  • Для начала составьте черновик и оцените, насколько грамотно преподнесена указанная в нем информация. Не бойтесь корректировать и поправлять документ до тех пор, пока итоговый результат полностью вас не устроит.

Перед отправкой резюме внимательно прочтите его во избежание грамматических, стилистических и других ошибок.

Автор – Сабурова Тамара Евгеньевна, преподаватель психологии и спецдисциплин.

Тема. Профессиональный успех – как самоопределение плюс уровень притязаний.

Нолан Бушнелл (амер. инженер-предпринематель)

Что такое профессиональный успех – как его достичь?

Что же такое профессиональный успех? Профессиональный успех — совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры, — как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений. Профессиональный успех включает в себя не просто занятие прибыльным делом, а деятельность, приносящую в нашу жизнь смысл, истинное удовольствие и радость, самореализацию и раскрытие творческих способностей индивида.

Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие профессиональные показатели.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри, постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стоит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение. Не только для преподавателей, но и для студентов.

Важен изначальный выбор профессии и если он был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне по самоопределению.

В отечественной психологии под самоопределением понимается сознательный акт поиска баланса между осознанием субъективных качеств и требований общества или соответствие норм и ценностей окружающей действительности выбору только тех видов деятельности, которые личность воспринимает, как свои.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу.

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Поэтому в самом начале пути выбора профессии, который нужно делать осознано,необходимо:

• обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный, конкретный и реалистичный характер;

• адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т. д.);

• соотнести способности со своими целями;

• пройти тестирование на соответствие личностных качеств выбору профессии.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами, для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

Успех профессионального выбора обеспечен,если:

• учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических);

• выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;

• работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования, предложенные руководством организации.

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, ведущие к успеху, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

При этом необходимо учитывать психологические особенности личности:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых формах.

Степень развития мотивационной сферы, которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех. (Стендаль)

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешностирассматриваются психологические характеристики:

• Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

• Самодисциплина и самоконтроль. Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

• Умение планировать и управлять временем. Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

А так же учитывать когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

• планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;

• мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;

• ингибиция заключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;

• принятие решений — определение способов на пути достижения цели;

• когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;

• рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Практические советы для достижения успеха:

Станьте настоящим фанатом своей профессии! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений. Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии, овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например,изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги. Книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

Эффективность успеха является одной из важнейших характеристик деятельности в любой отрасли и особенно в образовательной.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующих психологических предпосылках достижения успеха:

• твёрдо знать то, чего хотите добиться;

• способность вооружать себя чётким планом действий, иметь позитивный настрой на предстоящее дело; (составлять план действий на день неделю – подводить итоги, что получилось, что полезного в этот день сделали и т. д.)

• каждое препятствие превращать в трамплин для приближения к поставленной цели;

• замечать и радоваться даже малейшим успешным шагам и достижениям;

• иметь высокий уровень притязаний –

Только так и не иначе можно прийти к профессионализму и профессиональному успеху.

Рассмотрим факторы успеха:

Что собой представляют факторы успеха? Это критерии организации эффективной деятельности, которые в перспективе обеспечат положительную динамику и успех.

В качестве факторов успеха профессиональнойдеятельности можно выделить следующие:

• Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.

• Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.

• Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Профессиональное мастерствоневозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Основные показатели профессионального мастерства:

• прочные профессиональные знания;

• комплекс сформированных профессиональных умений;

• система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;

• наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие): ответственность, пунктуальность, доброжелательность, толерантность, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе профессионального развития;

• оптимальный стиль общения или управления коллективом;

• творческая направленность специалиста.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональнойдеятельности можно выделить следующие:

• соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;

• соответствие профессиитребованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;

• использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;

• стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;

• компетентные знания в профессии;

• достижение человеком высокого уровня профессионализма;

• наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;

• готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;

• стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;

• умение заинтересовать общество результатами своего труда;

• умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

• Успешные люди считают надеяться нужно только на себя, верить нужно в себя вопреки всем и всему, не смотрите ни на кого! Творите судьбу свою сами!

• Семь врагов успеха:

1. Привычка не доводить дело до конца.

2. Ошибочное убеждение в том, что жизнь должна быть легкой.

3. Ошибочное убеждение в том, что успех предопределен свыше.

4. Привычка мыслить негативно.

5. Боязнь препятствий, которые существуют у других.

6. Панический страх потерпеть неудачу.

• Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М. : ИП РАН, 2016

• Деркач А. А., Кузьмина Н. В.Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М. : Луч, 1993. – 132 с.

• Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия,2017

• Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М. : РАГС, 2017

• Марков В. Н. Проблемы профессиональной самореализации кадров управления М. : РАГС, 2018

• Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : РАГС, 2016 Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. М. : Канцлер, 2018

• Поддьяков А. Н.Психодиагностика интеллекта: подавление и выявление способностей, выявление и подавление способных /Психология: журнал Высшей школы экономики. 2016 № 2

• Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М. : ПЕР СЭ, 2018

• Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. : Академия, 2018

• Равен Дж.Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : Когито-Центр, 2020

• Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М. : Смысл, 2017

Автор – Сабурова Тамара Евгеньевна, преподаватель психологии и спецдисциплин.

Тема. Профессиональный успех – как самоопределение плюс уровень притязаний.

Нолан Бушнелл (амер. инженер-предпринематель)

Что такое профессиональный успех – как его достичь?

Что же такое профессиональный успех? Профессиональный успех — совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры, — как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений. Профессиональный успех включает в себя не просто занятие прибыльным делом, а деятельность, приносящую в нашу жизнь смысл, истинное удовольствие и радость, самореализацию и раскрытие творческих способностей индивида.

Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие профессиональные показатели.

Успех в профессиональной деятельности человека напрямую зависит от того, насколько хорошо человек знает самого себя. Поэтому начинайте совершенствоваться изнутри, постепенно подключая информацию из внешнего мира. Постигать придётся многое — общество не стоит на месте, а ваша цель стоит того! Поднявшись на ступеньку выше, вы обогатитесь не только финансово, но и получите уверенность и свободу в самореализации. Если профессиональная деятельность вносит в вашу жизнь положительные эмоции, уверенность в завтрашнем дне, а вы можете выбрать направление развития своего потенциала — что может быть лучше?

На успешность в профессиональной деятельности непосредственно влияют профессиональное и личностное самоопределение. Не только для преподавателей, но и для студентов.

Важен изначальный выбор профессии и если он был верный, то у человека велика возможность полной реализации себя в профессиональной деятельности. Правильный выбор позволяет обойти стороной разочарования, иметь достойный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне по самоопределению.

В отечественной психологии под самоопределением понимается сознательный акт поиска баланса между осознанием субъективных качеств и требований общества или соответствие норм и ценностей окружающей действительности выбору только тех видов деятельности, которые личность воспринимает, как свои.

Профессиональное самоопределение — самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование в данной профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение является частью самоопределения человека, в широком смысле этого слова. Оно предполагает конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу.

Достижение успеха в профессии и профессиональной деятельности, без сомнения, является одним из наиболее действенных мотивов на различных этапах профессионального становления. Прежде всего, профессиональный успех взаимосвязан с такими личностными качествами, как целеустремлённость и самодисциплина.

Поэтому в самом начале пути выбора профессии, который нужно делать осознано,необходимо:

• обозначить перед собой цели, которые должны нести позитивный, конкретный и реалистичный характер;

• адекватно оценить свои возможности (интеллектуальные, физические, возрастные, финансовые и т. д.);

• соотнести способности со своими целями;

• пройти тестирование на соответствие личностных качеств выбору профессии.

Недостаточно просто поставить перед собой цель — нужно уметь достигать её различными способами, для чего и потребуется самодисциплина, как способность к самоограничению, постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в работе над собой. Личности, у которых отсутствуют данные качества, в большинстве случаев, не приходят к успеху, даже если они полны энтузиазма или амбиций.

Успех профессионального выбора обеспечен,если:

• учтено наличие набора необходимых профессионально значимых для профессиональной деятельности качеств (интеллектуальных, личностных, физических);

• выбранная сфера деятельности пользуется спросом на рынке труда;

• работа приносит удовольствие и удовлетворение, а не тяготит.

Получив диплом об образовании, не останавливайтесь на достигнутом! Время не стоит на месте. С каждым днём находит своё распространение новая информация, которая приводит к обновлению подходов, сведений, задач и пр., поэтому полученных знаний вам вряд ли хватит для достижения наивысшего результата. Не стесняйтесь посещать лекции, тренинги, семинары, курсы дополнительного образования, предложенные руководством организации.

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества, ведущие к успеху, как проявления психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Успешность деятельности специалиста определяется качествами личности, которые призваны обеспечить её успешный трудовой старт и высокие производственные показатели.

При этом необходимо учитывать психологические особенности личности:

Способность человека к активности в той или иной сфере. Посредством активности личность решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности; мобилизует свою активность в необходимых формах.

Степень развития мотивационной сферы, которая включает в себя увлечённость смыслом профессии на благо других людей, стремление развивать себя как профессионала и гармоничное прохождение всех этапов профессионализации — от адаптации к мастерству.

Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех. (Стендаль)

В рамках сферы профессиональной деятельности в качестве критериев успешностирассматриваются психологические характеристики:

• Высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемым условием взаимодействия людей, частью коммуникативной культуры, и необходимы всем людям, а в ряде профессий они становятся профессиональной характеристикой личности.

• Самодисциплина и самоконтроль. Подразумевают осознанность в характере своего поведения, позволяют выстраивать приоритеты в списке дел. Самоконтроль позволяет не вмешиваться в неприятные ситуации, а самодисциплина даёт возможность сосредотачиваться на решении наиболее актуальных задач.

• Умение планировать и управлять временем. Точная последовательность действий снижает вероятность выполнения бесполезной работы.

А так же учитывать когнитивные способности наиболее значимые для достижения профессионального успеха:

• планирование является важнейшим когнитивным показателем, который выражается в умении человека спрогнозировать последствия, выбрать рациональный путь для достижения определённой цели;

• мониторинг — это когнитивные навыки контроля своего поведения, благодаря чему человек утверждает правильность выбранных шагов к достижению цели;

• ингибиция заключается в контроле импульсивных реакций и способности сохранять здравый смысл в любой ситуации;

• принятие решений — определение способов на пути достижения цели;

• когнитивная гибкость позволяет личности быстро приспосабливаться к новым условиям, подстраивать своё поведение под них;

• рабочая память позволяет держать в голове необходимый набор информации для решения текущих задач.

Практические советы для достижения успеха:

Станьте настоящим фанатом своей профессии! Будьте увлечены своей профессиональной деятельностью, воспринимайте её не просто, как поход на работу, а как увлекательную миссию, в которой вы, являясь волшебником, воплощаете все свои идеи и задумки. Бессмысленно стремиться к успеху в том, что не вызывает у вас интерес и является простой обязанностью.

Энтузиазм может послужить качественным толчком на пути к успешной деятельности. Адекватный руководитель высоко оценит положительный настрой и проявление творческого потенциала на трудовую деятельность и не оставит это момент без поощрения.

Иной путь развития — самостоятельное обогащение своих знаний и умений. Выделите часть своего личного времени и бюджета на поиск и посещение мероприятия, тесно связанного с профессиональной деятельностью. Единственное, помните, что злоупотреблять этим тоже не следует.

Обратите внимание на смежные профессии, овладев которыми вы пополните не только запас знаний, но и, возможно, кошелька. Например,изучить иностранный язык можно различными способами: посещение курсов, частные уроки с репетитором, онлайн занятия или же дистанционное обучение.

Самый простой способ обогатить свои знания — читать книги. Книжные полки в магазинах периодически пополняются новыми качественными изданиями, относящимися именно к вашей профессии. Для нахождения нужной литературы необязательно идти в книжный магазин, достаточно открыть браузер на вашем компьютере или смартфоне, а далее заказать нужную книгу с доставкой на дом или купить её в онлайн-библиотеке.

Эффективность успеха является одной из важнейших характеристик деятельности в любой отрасли и особенно в образовательной.

Современные исследования акцентируют наше внимание на следующих психологических предпосылках достижения успеха:

• твёрдо знать то, чего хотите добиться;

• способность вооружать себя чётким планом действий, иметь позитивный настрой на предстоящее дело; (составлять план действий на день неделю – подводить итоги, что получилось, что полезного в этот день сделали и т. д.)

• каждое препятствие превращать в трамплин для приближения к поставленной цели;

• замечать и радоваться даже малейшим успешным шагам и достижениям;

• иметь высокий уровень притязаний –

Только так и не иначе можно прийти к профессионализму и профессиональному успеху.

Рассмотрим факторы успеха:

Что собой представляют факторы успеха? Это критерии организации эффективной деятельности, которые в перспективе обеспечат положительную динамику и успех.

В качестве факторов успеха профессиональнойдеятельности можно выделить следующие:

• Мотивация — один из наиболее значимых факторов, обеспечивающий успех в профессиональной деятельности. Высокомотивированный сотрудник выполняет свою работу лучше, качественнее и эффективнее. С падением же уровня заинтересованности сотрудника наблюдается снижение эффективности труда.

• Стрессоустойчивость позволяет человеку противостоять стрессовой ситуации, не испытав на себе отрицательных последствий. Стрессовые ситуации могут быть связаны как с выполнением трудовых действий, так и с условиями, в которых она протекает, поэтому современный специалист должен уметь принимать ответственные решение при дефиците информации и времени.

• Профессиональное мастерство подразумевает наивысший уровень профессионального развития личности, который позволяет во всей полноте реализовывать профессиональные функции и решать профессиональные задачи.

Профессиональное мастерствоневозможно приобрести вместе с документом/сертификатом, подтверждающим образование. Это путь непрерывного развития и совершенствования личности, не имеющий конечной точки.

Основные показатели профессионального мастерства:

• прочные профессиональные знания;

• комплекс сформированных профессиональных умений;

• система ценностей и убеждений профессиональной деятельности;

• наличие профессионально важных качеств (в разных областях деятельности они отличаются, но есть общие): ответственность, пунктуальность, доброжелательность, толерантность, порядочность и др., которые сотрудник постоянно совершенствует в процессе профессионального развития;

• оптимальный стиль общения или управления коллективом;

• творческая направленность специалиста.

В качестве критериев успеха уже сложившейся профессиональнойдеятельности можно выделить следующие:

• соответствие человека требованиям данной профессии, вносит ли работник ощутимый вклад в социальную практику;

• соответствие профессиитребованиям личности: её мотивам, склонностям, удовлетворённостью сферой деятельности;

• использование человеком социально приемлемых способов, приёмов и технологий при достижении качественных результатов в работе;

• стремление личности индивидуализировать свой труд, самореализовать в нём свои личные потребности;

• компетентные знания в профессии;

• достижение человеком высокого уровня профессионализма;

• наличие в профессиональной деятельности перспектив роста;

• готовность к принятию опыта других людей и проявление собственной профессиональной открытости;

• стремление человека обогатить профессию своим личным творческим вкладом;

• умение заинтересовать общество результатами своего труда;

• умение человеком соблюдать честь и достоинство профессии, видеть в ней неповторимый вклад в социум.

• Успешные люди считают надеяться нужно только на себя, верить нужно в себя вопреки всем и всему, не смотрите ни на кого! Творите судьбу свою сами!

• Семь врагов успеха:

1. Привычка не доводить дело до конца.

2. Ошибочное убеждение в том, что жизнь должна быть легкой.

3. Ошибочное убеждение в том, что успех предопределен свыше.

4. Привычка мыслить негативно.

5. Боязнь препятствий, которые существуют у других.

6. Панический страх потерпеть неудачу.

• Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М. : ИП РАН, 2016

• Деркач А. А., Кузьмина Н. В.Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М. : Луч, 1993. – 132 с.

• Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия,2017

• Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М. : РАГС, 2017

• Марков В. Н. Проблемы профессиональной самореализации кадров управления М. : РАГС, 2018

• Маркова А. К. Психология профессионализма. М. : РАГС, 2016 Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. М. : Канцлер, 2018

• Поддьяков А. Н.Психодиагностика интеллекта: подавление и выявление способностей, выявление и подавление способных /Психология: журнал Высшей школы экономики. 2016 № 2

• Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М. : ПЕР СЭ, 2018

• Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. : Академия, 2018

• Равен Дж.Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : Когито-Центр, 2020

• Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М. : Смысл, 2017

Читайте также: