Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии
Обновлено: 26.07.2024
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.
По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.
История зарождения
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.
Великие педагоги прошлого
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI- V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.
В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.
Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".
И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.
Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.
Педагоги-современники
" Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:
Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое".
Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.
В качестве основных ценностейопределяющих ориентации выделены:
человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;
духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;
практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;
личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация этих ценностей составляет мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.
Другой, интересный взгляд, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
"Выдвинутая цель - обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы".
"Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.
Система ролей включает в себя:
в сфере "Семья" - сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания - формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;
в коллективе - профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания - формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;
в сфере "Общества" - патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания - формирование основных компонентов этих культур;
в сфере "Мир" - геосоциальную и интерсоциальную;
в сфере "Я - Сфера" - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, "саморегуляции".
Развитие педагогической профессии в современном обществе
Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.
В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.
Уже в наиболее развитых государствах Др. мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал.
В Др. Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Др. Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Др. Риме – от имени императора назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
Задачи, стоявшие перед школой, существенно не менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако передовые мыслители никогда не противопоставляли обучение и воспитание.
Вгенезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно профессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педагогической деятельности, раскрыть объективный характер ее возникновения и существования.
1.1. Допрофессиональный этап
В период первобытности педагогической профессии не существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.
На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спонтанной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспитание, возникнув вместе с человеческим обществом, развитием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагогические действия в процессе повседневной жизнедеятельности, причем старшие дети также осуществляли педагогические функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, приручением диких животных, выращиванием растений, изготавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, поэтому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный период развития человеческого общества, который до настоящего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно ошибочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что архаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разнохарактерной. Примером тому может служить обряд инициации, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.
На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической деятельности. Например, чтобы удержать в памяти все богатство фольклора, жрецы племен, живших в Новой Зеландии изо дня в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, родословий, преданий. В каждом племени создавались специальные школы — варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ.
С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклинатели, знахари. С появлением потребности в специализированном обучении вследствие усложнения трудовых операций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие знания, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная потребность, которая реализовывалась в содержании ритуалов и одобряемых формах поведения.
Таким образом, предыстория возникновения педагогической профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной (прежде всего, производственной жизни): все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.
1.2. Условно профессиональный этап
С возникновением частной собственности общественное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной предпосылкой возникновения профессиональной педагогической деятельности.
Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.
Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие возможности участвовать в государственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством.
Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и Образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными служащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диоклетиане (243—316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обязанностей и суммы гонорара. Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологическую направленность, что и определяло в целом характер условно профессиональной педагогической деятельности.
В средние века характер условно профессиональной педагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился.
В монастырских школах учителями были монахи, имевшие склонность к педагогической деятельности. Они приобретали педагогический опыт самостоятельно и непосредственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.
По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей и заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением.
В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали известные ученые.
Со временем стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это осложнение. В результате эффективность образования повысилась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обучения, повысились его доступность, охват им населения.
В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми средствами, т.е. посредством расширения практики физического воспитания, улучшенного оснащения школ, широкого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образования. Иезуиты впервые осуществили систематическую Подготовку учителей (из числа членов ордена). По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя-ми, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.
Таким образом, в средние века педагогами были священники, монахи, но в городских школах и университетах Ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью условно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям современной ему действительности и морали в рамках определенного сословия.
1.3. Собственно профессиональный этап
С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что привело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность 'задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обусловлены целями и ценностями капиталистического общества и варьируются в зависимости от национальных особенностей культуры, темпов общественного развития, развития науки и в том числе педагогики.
В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит преодоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на характер профессионально-педагогической деятельности.
В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выступления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенденции в области образования. Однако прогресс в этой области утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельности несли четкую печать социально-классовой ограниченности.
Вторая половина XX в. характеризуется образовательным взрывом, небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востребованной. Социальный статус педагога, которому доверено развитие природных способностей человека, его обучение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приобретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответственности за будущее человеческой цивилизации.
После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам
коммунизма, способного быть квалифицированным и исполнительным тружеником.
В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание педагогической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.
Читайте также: