Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии

Обновлено: 26.07.2024

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему поколению, вынуждено было начинать сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы - гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

История зарождения

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

Великие педагоги прошлого

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI- V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.

Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. Предложенные им методы, принципы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. Его главный труд "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654г. - одна из первых научно-педагогических книг.

В отличие от Я.А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Другим известным учителем был швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".

И.Ф. Гербарт - крупная противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики известен работами, ставшими теоретической базой для дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте." В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Он занимался исследованием важных проблем, но более всего - изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

Мировую славу русской педагогике принёс К.Д. Ушинский. Им было предложено сделать труд полноценным воспитательным средством. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "родное слово" издавалось 187 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.

Педагоги-современники

" Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:

Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;

Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;

Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;

Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;

Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое".

Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования.

Важнейшими принципами реформирования педагогического образования должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию, гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как человека культуры.

В качестве основных ценностейопределяющих ориентации выделены:

человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала;

духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления;

практические: способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы;

личностные: способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества. Интернализация этих ценностей составляет мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества; философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности, обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Другой, интересный взгляд, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

"Выдвинутая цель - обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы".

"Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М). В основу концепции положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

в сфере "Семья" - сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания - формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями;

в коллективе - профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания - формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей;

в сфере "Общества" - патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания - формирование основных компонентов этих культур;

в сфере "Мир" - геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере "Я - Сфера" - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, "саморегуляции".

Развитие педагогической профессии в современном обществе

Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным специальностям. Кроме этого в рамках каждой специальности вуз (педучилище) может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний. Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся, в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком. Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей.

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются ещё и специализации, значительно больше.

Уже в наиболее развитых государствах Др. мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал.

В Др. Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Др. Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. В Др. Риме – от имени императора назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Задачи, стоявшие перед школой, существенно не менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако передовые мыслители никогда не противопоставляли обучение и воспитание.

Вгенезисе педагогической профессии можно условно выделить четыре этапа: допрофессиональный, условно про­фессиональный, собственно профессиональный и современный. Охарактеризуем каждый из этапов для того, чтобы яснее выделить характер и специфику профессиональной педа­гогической деятельности, раскрыть объективный харак­тер ее возникновения и существования.

1.1. Допрофессиональный этап

В период первобытности педагогической профессии не существовало, но уже была педагогическая деятельность как важнейшая социальная функция, обеспечивающая жизнеспособность и развитие человеческого общества.

На заре человечества, в эпоху первобытности, обучение и воспитание осуществлялось в форме коллективной спон­танной помощи старших младшим в освоении знаний об окружающем мире с целью выживания. Обучение и воспи­тание, возникнув вместе с человеческим обществом, разви­тием трудовой деятельности, мышления и языка, очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Каждый член первобытного общества выполнял педагоги­ческие действия в процессе повседневной жизнедеятельнос­ти, причем старшие дети также осуществляли педагогичес­кие функции по отношению к младшим детям. Вместе со взрослыми дети занимались собирательством и охотой, при­ручением диких животных, выращиванием растений, изго­тавливали орудия труда. Детей учили наблюдать за природ­ными явлениями, исполнять ритуальные танцы и песни. Девочки обучались ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. Жизнь первобытного человека не была легкой, по­этому актуальной задачей являлось воспитание в детях таких качеств, как выносливость, умение переживать поражения и гибель соплеменников. Первобытная эпоха — важный пе­риод развития человеческого общества, который до настоя­щего времени мало изучен. Однако представление о том, что в этот период обучение и воспитание не требовали никаких специальных усилий, педагогического умения, явно оши­бочно. Первобытные люди, как показывают исследования археологов, использовали время досуга, в частности, и для занятий с детьми. Несмотря на скудность сведений о столь далеком времени этнографы свидетельствуют о том, что ар­хаическая педагогическая деятельность первобытных людей была вполне осмысленной, достаточно сложной и разноха­рактерной. Примером тому может служить обряд инициа­ции, целью которого являлась подготовка молодых членов племени к трудовой, общественной и семейной жизни.

На позднем этапе первобытности можно говорить даже о зачатках специально организованной педагогической дея­тельности. Например, чтобы удержать в памяти все богат­ство фольклора, жрецы племен, живших в Но­вой Зеландии изо дня в день часами упражнялись в беско­нечном повторении мифов, родословий, преданий. В каж­дом племени создавались специальные школы — варе вананга (дома знаний), где наиболее знающие люди пере­давали молодым знания и опыт племени, знакомили с его обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и колдовство. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали также и различным ремеслам, практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ.

С возникновением религии педагогические функции у первобытных народов стали выполнять шаманы, заклина­тели, знахари. С появлением потребности в специализи­рованном обучении вследствие усложнения трудовых опе­раций, общественных отношений и разделения труда выделяются люди, лучшие в своем деле, передающие зна­ния, опыт без отрыва от основной трудовой деятельности.

Вместе с тем нельзя не отметить, что уже на этом этапе элементы обучающе-воспитательной деятельности были рассчитаны не только на трудовую, но и на спонтанную социально-идеологическую подготовку. Взращивание не просто трудоспособных, но и верных членов родоплеменного социума интуитивно осознавалось как насущная по­требность, которая реализовывалась в содержании ритуа­лов и одобряемых формах поведения.

Таким образом, предыстория возникновения педагоги­ческой профессии характеризуется наличием архаичного типа образования. Оно осуществлялось в процессе повседнев­ной общественной (прежде всего, производственной жиз­ни): все без исключения взрослые выполняли педагогиче­ские функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям; воспитательные функции роди­телей и других членов общины тесно переплетались; фи­зические наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к личности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, сло­весные методы воспитания и передачи информации име­ли второстепенное значение. У детей не существовало осо­бого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.

1.2. Условно профессиональный этап

С возникновением частной собственности обществен­ное воспитание постепенно уступает место семейному. Главной целью людей, осуществлявших педагогическую деятельность, являлось формирование хорошего хозяина, на­следника. Богатые слои населения стали поручать воспита­ние своих детей образованным рабам и наемным учителям. Наличие наряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ и важной пред­посылкой возникновения профессиональной педагогичес­кой деятельности.

Изобретение письменности, математической символики привело к радикальным изменениям в способах накопле­ния, хранения и передачи информации, вследствие чего изменились как содержание образования, так и характер педагогической деятельности. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Именно в этот период выделяется социальная группа людей, занимающихся образовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях, а получение образования стало давать гораздо большие воз­можности участвовать в государственном управлении, ре­лигиозной деятельности, заниматься наукой, искусством.

Римская империя стремилась взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и Образование. Юлий Цезарь дал всем учителям право на римское гражданство. Император Веспасиан (9—79 гг. н.э.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными слу­жащими. Император Антоний Пий (86—161 гг. н.э.) уста­новил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждо­му городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диок­летиане (243—316 гг. н.э.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определены круг их обя­занностей и суммы гонорара. Существовавшие в античную эпоху системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологиче­скую направленность, что и определяло в целом характер условно профессиональной педагогической деятельности.

В средние века характер условно профессиональной пе­дагогической деятельности в Западной и Центральной Европе находился в полной зависимости от христианской религиозной идеологии, отвергнувшей культурное насле­дие античного мира. В этот период общий уровень образо­вания значительно снизился.

В монастырских школах учителями были монахи, имев­шие склонность к педагогической деятельности. Они при­обретали педагогический опыт самостоятельно и непо­средственно в процессе практической педагогической деятельности. Уроков — коллективной работы всего клас­са с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т.д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

По инициативе объединений ремесленников в городах возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Цехи, гильдии, а также городское само­управление несли расходы по постройке школьных зда­ний, хозяйственным нуждам, главная же часть платы учи­телям поступала от родителей учеников. Назначение учи­телей и заведующих школами производилось цехами, гиль­диями и городским самоуправлением.

В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, в которых, как правило, преподавателями выступали изве­стные ученые.

Со временем стало недоставать людей, способных выпол­нять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и к лекционно-семинарской — в университетах позволил преодолеть это ос­ложнение. В результате эффективность образования повыси­лась в десятки раз, значительно снизилась стоимость обуче­ния, повысились его доступность, охват им населения.

В XVI в. создается педагогическая система иезуитов, в которой учителя ставили себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляли ее новыми сред­ствами, т.е. посредством расширения практики физиче­ского воспитания, улучшенного оснащения школ, широ­кого применения средств наглядности, относительного смягчения дисциплины, расширения содержания образо­вания. Иезуиты впервые осуществили систематическую Подготовку учителей (из числа членов ордена). По оконча­нии образования в иезуитских коллегиумах наиболее на­дежные студенты допускались к преподаванию в млад­ших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателя-ми, которые нередко присутствовали на уроках. После не­скольких лет такого пробного преподавания молодые учи­теля заканчивали свою богословскую подготовку и стано­вились преподавателями в старших классах.

Таким образом, в средние века педагогами были свя­щенники, монахи, но в городских школах и университетах Ими все чаще становились люди, получившие специальное непедагогическое образование. Содержанием и целью ус­ловно профессиональной педагогической деятельности было формирование человека, отвечающего требованиям совре­менной ему действительности и морали в рамках опреде­ленного сословия.

1.3. Собственно профессиональный этап

С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что при­вело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность 'задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педа­гогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обус­ловлены целями и ценностями капиталистического обще­ства и варьируются в зависимости от национальных осо­бенностей культуры, темпов общественного развития, раз­вития науки и в том числе педагогики.

В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит пре­одоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на харак­тер профессионально-педагогической деятельности.

В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выс­тупления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенден­ции в области образования. Однако прогресс в этой обла­сти утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельнос­ти несли четкую печать социально-классовой ограничен­ности.

Вторая половина XX в. характеризуется образователь­ным взрывом, небывалым охватом подрастающих поко­лений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востре­бованной. Социальный статус педагога, которому довере­но развитие природных способностей человека, его обу­чение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приоб­ретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответ­ственности за будущее человеческой цивилизации.

После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам

коммунизма, способного быть квалифицированным и ис­полнительным тружеником.

В современный период при всем многообразии полити­ческих режимов, национальных культур содержание педаго­гической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее раз­ностороннем развитии, формировании общей культуры, адап­тации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профес­сиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Суще­ственно расширяется спектр педагогических профессий.

Читайте также: