Какие элементы творчества могут присутствовать в профессии

Обновлено: 17.06.2024

Часто одним из требований к кандидатам при приеме на работу является креативность или творческие способности. А многие сотрудники, в свою очередь, выбирая место работы, желают творческой самореализации. Но, как обязательное условие, творчество оправдано для таких профессий, как дизайнеры, писатели, рекламисты, скульпторы, архитекторы, инженеры-конструкторы и других, то есть у творческих работников и представителей профессий, в задачи которых входит разработка новых продуктов, инновационных технических решений. В остальных же профессиях с творчеством, несомненно, можно достичь более высоких результатов, но можно обойтись и без него. Так что же такого магического в творчестве, почему его все хотят. Определимся сначала с понятием творчества.

Что такое творчество

Г. Уоллесом описаны четыре последовательных этапа творческого процесса 2:

  1. Подготовка.
  2. Фрустрация
  3. Инкубация.
  4. Просветление.
  5. Проверка.

Итак, любая деятельность открыта для творчества. Безусловно, существуют стандартные способы выполнения работы, но творчество помогает раздвигать установленные рамки, с меньшими усилиями достигать тот же результат или изменять результат, в принципе, делать процесс работы более интересным. В целом, процесс творчества можно сравнить с поиском выхода из безвыходного положения: творческое решение появляется тогда, когда стандартные имеющиеся решения не удовлетворяют, либо же они просто отсутствуют. Хороший пример для последней ситуации – принятие решения руководителем в условиях неопределенности, недостатка времени или информации.

Менеджмент и творчество

Можно выделить два аспекта творчества в управлении. Первый – творчество в управленческой деятельности (творчество руководителя), а второй – развитие руководителем творчества подчиненных.

В процессе управления компанией руководитель решает задачи оперативного и стратегического управления, и мы рассмотрим, как проявляется творчество в обоих из этих направлений.

Казалось бы, какое может быть творчество в оперативном управлении, ведь уже наработана внушительная база управленческих инструментов, методов, технологий – ничего придумывать не надо, надо хорошо и умело использовать наработки предшественников. Действительно, наработки в области менеджмента являются бесспорным подспорьем в работе руководителя. Но в силу того, что руководителю каждодневно приходится сталкиваться с необходимостью решения новых задач, и зачастую искать выход из нестандартных или внештатных ситуаций и принимать решения в постоянно меняющихся условиях, то не всегда есть возможность воспользоваться чужими наработками. Ответа в книгах на некоторые вопросы, не найдешь, а порой просто и нет времени искать, поэтому руководитель, принимая решения, за исключением стандартных, осуществляет творчество постоянно.

Процесс поиска идей по развитию компании руководитель может осуществлять самостоятельно, а может привлечь к этой работе сотрудников компании. Ведь одна голова хорошо, а 100 еще лучше. К примеру, в компании падают продажи. Руководитель может сам думать над проблемой, а может и поручить сотрудникам отдела продаж понять, что не так и найти выход. Вовлечение сотрудников в решение облегчит последующее претворение в жизнь изменений, т.к. сотрудники не будут воспринимать решение как враждебное, а как свое собственное. Роль руководителя тогда — управлять творческим процессом в организации.

Стиль управления и творчество

Развитие творчества подчиненных — нелегкая задача. Несомненно, руководитель оказывает большое влияние на творчество организации, хотя бы тем, какой стиль управления он выбирает. Определяющее здесь само отношение руководителя к творчеству. Посмотрим же, как влияет стиль управления на возможности проявления творчества. Для этого воспользуемся наиболее популярной классификацией стилей управления, выделяющей следующие стили: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский).

Авторитарный стиль управления характеризуется тем, что подчиненным сверху спускаются цели, а также инструкции выполнения работы и описание конечного результата. Другими словами, шаг в сторону — расстрел. Авторитарный стиль может подавлять инициативу, но он незаменим в тех случаях, когда дело срочное, и нет времени на поиски новых решений. Здесь творчество зависит от указаний руководителя, необходимо согласовывать каждый шаг. Авторитарный стиль хоть и сдерживает творчество, но зато дает быстрые результаты. Сталкиваясь с серьезными ограничениями, люди вынуждены изобретать все более хитроумные способы решения стоящих перед ними задач. Не случайно замечено, что в тоталитарных государствах очень часто наблюдается расцвет культуры и творчества.

Демократический стиль предполагает делегирование части полномочий подчиненным и разделение ответственности – подчиненный может принимать решения в рамках своих полномочий. Персонал участвует в управлении, обмен информацией идет от руководителя к подчиненным и наоборот. На наш взгляд, этот стиль управления максимально способствует созданию творческой атмосферы в коллективе. Здесь присутствует и необходимая для творчества свобода, и необходимые рамки, задающие целенаправленность усилий всех сотрудников, позволяющие контролировать достижение результата.

У разных руководителей в той или иной степени превалируют разные стили управления, это зависит и от личных предпочтений, ситуации в компании, даже стиль может отличаться в зависимости от отношения к разным работникам, с кем-то построже, с кем-то помягче.

Для бизнеса творчество важно не ради творчества, а ради результата, поэтому прежде чем желать творчества от своего персонала, следует определиться с задачами творчества. Ожидаемый результат творческого поведения подчиненных может быть следующим:

  1. Решение сотрудников заданной творческой задачи.
  2. Идеи сотрудников по развитию компании, совершенствованию существующего порядка.
Стимулирование творчества подчиненных

Для того чтобы свое творчество сотрудники осуществляли на благо компании, руководителю стоит приложить усилия. Основополагающие принципы стимулирования творчества подчиненных следующие:

  1. Поддержка творческой инициативы.
  2. Целенаправленная организация творческого процесса
  3. Обратная связь
  4. Вдохновляющий пример
  5. Включение творчества в систему морального и материального стимулирования

Во-вторых, мало только слагать оду творчеству, надо еще и организовывать этот процесс. При поручении сотрудникам творческого задания, например, отделу маркетинга разработку системы привлечения клиентов определенного сегмента, следует обозначить цель, описать возможный результат (задать направление), договориться о форме промежуточной отчетности. Хоть процесс творческий, но на самотек его пускать нельзя. Внедрение в жизнь нового предложения не обойдется без описания и регламентации. Это процесс менее привлекательный, чем само творчество, но без него творчество так и останется воздушными замками.

Сбор предложений сотрудников по какому-либо вопросу возможен разными способами. В небольшой компании для этих целей может быть установлен специальный день, в который руководитель будет рассматривать предложения сотрудников. В случае же крупной компании, лучше принимать предложения сотрудников в письменной форме, например, по электронной почте. А для разового сбора идей время подойдет опрос или организация конкурса.

Четвертое — для стимулирования творчества сотрудников важен пример, вдохновляющий на генерирование идей. Сильнее всего вдохновляет личный пример руководителя, механизм воздействия которого мы рассматривали ранее в статье про харизматическое лидерство.

Пятое – материальное или моральное стимулирование сотрудников, выдвинувших дельные предложения. Учет подобных заслуг в премировании, в должностной дифференциации и др. Так, в одной компании торгового профиля за предложения по развитию компании предусматриваются премии, размер которых зависит от степени проработанности предложений: предложения на уровне идеи или же еще имеется и план ее реализации.

Методы активизации творчества

Для активизации творческого мышления существует немало методов. Самые распространенные из них и наиболее адекватные для применения в бизнес-среде:

  • Мозговой штурм – широко известный метод группового генерирования творческих решений
  • Алгоритм разработки инновационных решений – техника, основанная на принципах мозгового штурма, более сложная, дающая возможность генерировать идеи как в групповом режиме, так и в индивидуальном.
  • Коучинг-менеджемент – стиль управления, близкий к демократическому, при котором руководитель для решения сотрудником порученной задачи, не подсказывает ответ, а использует развивающие вопросы (более подробно про коучинг мы также писали в пятом номере в статье, специально посвященной этому методу).
  • Метод обучения действием – сотруднику в решении выбранной задачи помогает группа, также задавая развивающие вопросы.
  • Техника решения изобретательских задач (ТРИЗ) – специальная технология, разработанная в нашей стране в середине 20-го века. Мы не будем останавливаться на ней подробно в этой статье, поскольку она довольно сложная и для овладения ей требуется длительное обучение.

Метод мозгового штурма многим хорошо известен. Группе задается какая-либо тема, например, надо выделить конкурентные преимущества компании. Дается некоторое время всем подумать в тишине, набросать свои мысли на бумаге. А затем каждый по очереди озвучивает одну из своих мыслей до тех пор, пока те не закончатся. Если названная идея оказалась еще у кого-либо в списке, то ее не называют повторно. Задача ведущего — составлять общий список идей и следить за тем, чтобы участники мозгового штурма не критиковали идеи друг друга. Принимаются все идеи без исключения, и дельные, и безумные. Смысл в том, что своими идеями сотрудники стимулируют общий творческий процесс, например, бредовое предложение одного сотрудника может навести другого на какую-то дельную мысль. Затем группе остается выбрать решение. Еще раз подчеркнем, что на этапе генерации идей очень важно соблюдать следующие правила:

  1. запрет критики
  2. запрет обоснований выдвигаемых идей
  3. поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические

В случае же, когда стоящая перед группой задача сложна, в основе разбираемой проблемной ситуации лежат многие факторы. Классический вариант мозгового штурма может и не дать желаемого результата – задача покажется непосильной для такой проработки. В этом случае можно применить алгоритм разработки инновационных решений , который мы приводим ниже:

Этап

Содержание этапа и рекомендации

• Продумайте и обсудите все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения

Выбор источников информации

• Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Вы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдайте себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего

• Отберите самые предпочтительные источники информации.

• Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.

• Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь вы опять нуждаетесь в творческом мышлении.

• Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будьте строги и последовательны. Отберите те способы, которые кажутся наиболее убедительными.

• Представьте себе все возможные области применения. Даже если ваше окончательное решение подтверждено экспериментально, вы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях.

10. Дайте окончательный ответ.

Как видите, каждый из этапов мозгового этого алгоритма включает стадию генерирования идей и стадию их критического осмысления и отбора. Это облегчает работу со сложными задачами.

1. Выготский Л.С. Воображение в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с

Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основных элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности, при наличии всех необходимых учебных пособий, процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.

Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника.

Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении (61, с. 297). Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Какая бы ни была специфика учебного предмета, многие хорошие учителя имеют некоторые общие черты, которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои знания.

Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть волшебный, необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооруженным взглядом, либо мутным оконным стеклом, через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего жилища.

Очень хорошо, если учитель имеет в своей области определенные достижения. Диплом ВУЗа, награды на конкурсах и олимпиадах, статьи в журналах, газетах, научных сборниках, ученое звание – все это может быть косвенным свидетельством достижения учителем того уровня мастерства в овладении своим предметом, который доказывает его право на то, чтобы быть учителем. Однако сами по себе глубокие знания в какой-либо области не могут автоматически сделать его обладателя хорошим учителем. Мир знает много музыкантов, спортивных тренеров, школьных учителей по различным предметам, которые при скромном уровне своих личных академических достижений смогли обеспечить своим ученикам невиданный профессиональный и личностный рост. Происходит это в том случае, если хорошие (но не обязательно выдающиеся) академические и профессиональные умения, знания и способности умножаются на комплекс личностных человеческих качеств учителя. И здесь на первый план выходят дидактические и коммуникативные способности человека, желающего приобщиться к миссии учителя.

Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения.

Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение видеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

Коммуникативные способности, умение общаться со своими учениками, включают в себя: способность к эмпатии, сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент; умение ясно и четко выражать как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика – все это составляет основу для проявления данной способности.

Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный, диалогический и конформный стили.

При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера.

При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного воздействия на личность в данном случае не происходит.

Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов – предметно-ролевое и личностное.

При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.

Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу. Но это возможно только в том случае, если сам учитель постоянно озабочен проблемами своего личностного роста и развития, если он имеет что сказать своему ученику помимо знаний о своем предмете.

Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Спорные вопросы должны решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции. Примеры таких дискуссий можно найти в диалогах со своими учениками великого Сократа, убеждавшего таким образом самых несговорчивых из них.

  • признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
  • построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;
  • стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижающие ребенка насмешки, замечания, раздражительность и нетерпимость;
  • желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не становятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;
  • умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.

Когда мы говорим о профессии учителя музыки, то правомерно подойти к определению его деятельности как музыкально-педагогической. При этом надо подчеркнуть, что в процессе формирования у учителя готовности к выполнению задач музыкально-эстетического воспитания детей именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества учителя в проведении урока музыки, в приобщении учащихся к музыкальному искусству.

Музыкально-педагогическую деятельность мы можем охарактеризовать как имеющую свою особую структуру, определяемую спецификой музыкального образования, но подчиненную общим закономерностям теории деятельности. Специфика же музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.

Музыкально-педагогическая деятельность, как и всякая другая, существует в форме цепи действий, каждое из которых соответствует определенному уровню формирования музыкально-педагогических качеств специалиста на определенной ступени его подготовки и квалификации. В то же время она синтезирует в себе весь комплекс педагогических и специальных знаний, взаимообусловленность поставленной задачи и средств ее разрешения. Особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения.

Определяя творческий процесс как единое, целостное явление, в котором все его стороны находятся в теснейшей взаимосвязи, ученые подчеркивают ведущую роль обучения в развитии творческих качеств личности. Целым рядом исследований доказано, что наибольшая творческая активность в процессе занятий музыкой проявляется в самостоятельной музыкальной познавательной деятельности, способствующей интенсивному мышлению, интенсивной работе памяти, воображения (О.А.Апраскина, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Г.С.Ригина и др.)

Творческая деятельность – понятие сложное, ее определяют как высшую ступень познания. Творчество проявляется в отборе и обобщении тех или иных жизненных явлений, в индивидуально-неповторимой форме их восприятия и познания.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческой состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но педагог постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к этому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию.

В связи с этим следует особо подчеркнуть значение искусства общения.

Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обусловливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция.

Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. С этих позиций и следует подходить к специфике творческой деятельности учителя музыки и руководства им творческой деятельностью детей. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций.

Ведущим мотивом, то есть основной побудительной силой творческой деятельности учителя музыки является интерес к педагогике и музыкальному искусству. Он проявляется как потребность к восприятию, пониманию и исполнению музыкальных произведений, стремление к глубоким эмоциональным переживаниям, желание приобщить школьников к музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку.

Способность к творчеству развивается на основе постепенного накопления художественного опыта. В этом процессе активизируется творческое мышление, а сама деятельность постепенно приобретает все более творческий характер. Повышение уровня творческой активности учителя музыки, применение им новых эффективных приемов при организации слушания музыки, работе с хоровым коллективом и исполнении на инструменте положительно отражается на качестве преподавания.

Все формы музыкальных занятий в школе, любая деятельность учащихся на уроке и вне урока должны способствовать их творческому развитию, то есть вырабатывать у них стремление к самостоятельному мышлению и проявлению инициативы. Осуществлять же творческое развитие учащихся может учитель, который сам умеет творчески мыслить и действовать.

Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.

В педагоге-мастере должны органично пульсировать четыре составляющих педагогического процесса: КТО, ЧТО, КАК, КОМУ (автор, материал, средства передачи опыта, субъект общения адресат).

Игру хорошего актера не видно!

Работа учителя музыки общеобразовательной школы имеет большое социальное значение – вместе со всем учительским коллективом он формирует основные качества личности учащихся, их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое – ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых, музыка обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка является средством идейного воспитания – формируя отношение к окружающей действительности, музыка тем самым формирует нравственные принципы и убеждения человека; в-четвертых, музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Реализация всех этих возможностей музыкального обучения и воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя. Современный учитель музыки должен хорошо знать научные основы преподаваемого предмета и современные методы музыкального обучения в общеобразовательной школе, сущность и специфику урока музыки, определенные типы его построения. Однако этого еще недостаточно, ибо современный учитель – не просто разносторонне образованный человек с широкой эрудицией в рамках своей специальности, но прежде всего педагог, имеющий хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Уровень педагогического мастерства учителя определяется не только за счет выполнения им образовательных функций, но и воспитательных, которые проявляются в единой системе педагогической деятельности. Учитель – это всегда целостная личность, в то же время в зависимости от конкретных задач и от конкретной педагогической ситуации какие-то личностные качества учителя начинают превалировать.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Другими словами творчество – это создание чего-то нового, отличающееся от производства тем, что автор вкладывает своё в создание, что другие вложить не смогли и не могут.

Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, “результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки”.

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.

Система деятельности воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности:

• изучение индивидуально-психологических особенностей дошкольников и результатов диагностирования для внесения изменений в методику воспитательного процесса,

• прогнозирование дальнейшего развития ребенка и детского коллектива, определение целей, задач, содержания, форм и методов работы (планирование деятельности,

• организация действий педагога и дошкольников на выполнение разнообразных видов воспитания и обучения,

• организация педагогически целесообразных отношений между взрослыми и детьми,

• поддержка и воспитательно-образовательная помощь нуждающимся в ней детям с целью достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития,

• анализ результатов педагогической деятельности с целью прогнозирования и внесения изменений в учебно-воспитательный процесс.

Проанализировав вышеперечисленные определения педагогической деятельности, можно сделать вывод, что смысл данной деятельности требует от педагога достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение, а так же желательно включить такие личностные качества, как умение организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Из чего следует, что педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Однако в отличие от творчества в других сферах (науке, технике, искусстве) творчество педагога не имеет своей целью создание нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Конечно, творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему для получения наилучшего результата в реальных условиях.

Педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим трудом. Ведь без специальной подготовки, знаний и опыта, передающегося из поколения в поколение, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только имеющий специальную подготовку педагог с помощью воображения и мысленного представления способен найти новые оригинальные пути.

Итак, я разобрала каждое слово из названия выбранной мною темы. Однако, творчество творчеству рознь,привожу примеры из практики:

Все выступавшие ораторы пришли к единому мнению, что интеллектуальное развитие ребенка невозможно без развивающегося педагога, несущего в себе творческую суть.

В словаре практического психолога С. Ю. Головина под интеллектом понимаются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.

Отсюда, можно сделать вывод, что лишь постоянно развивающийся педагог может зародить в себе и детях по настоящему творческую личность.

Только творческий педагог является мастером своего дела.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог (А. С. Макаренко – советский педагог и писатель).

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Краткая информация о профессиональной деятельности педагога по эстрадному вокалу В 1994 году, после окончания педагогического училища №1 им. М. А. Горького, я поступила на работу в общеобразовательную школу №14 в качестве.

Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Применение информационно – коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. С каждым годом современные.

Региональный компонент в системе работы педагога в ДОУ «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям.

Воспитатель ДОУ как субъект профессиональной деятельности Одним из важнейших требований, которые выдвигает педагогическая деятельность является четкость социальной и профессиональной позиций ее.

Магистерская диссертация. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации профессиональной деятельности педагога и безопасности образовательной среды.

Вот уже наверное полгода меня не покидает мысль написать именно эту статью. Каждый раз, видя в переходе метро играющих на различных музыкальных инструментах людей, я хотел прийти домой и со всей свойственной мне решительностью изложить свои мысли в статье.

image

Но приходя домой, я принимался за свое любимое занятие – создание игр.

К моему счастью или сожалению, мне больше хотелось потратить ту небольшую часть своего свободного времени, которое осталось после работы, на создание чего-то нового и, на мой взгляд, интересного. Это время в большинстве случаев приходится воровать у самых близких мне людей – моей семьи, что сильно огорчает.

Но с вашего позволения я продолжу.

Так вот, сегодня в очередной раз поздним и унылым весенним вечером больше похожим на зимний вечер (23.04.2015) я возвращался в электричке домой. Чтобы не выпасть из реальности, прочитал пару статей на Хабре, просмотрел новые темы на форуме кокоса, а после занялся чтением политических новостей, но в этот раз аккумулятор моего jolla не выдержал.

Телефон, предательски моргнув несколько раз зеленой полоской вверху экрана, издал противный писк и отключился. Я остался один на один сам с собой. Но теперь, именно в это время, я видел и слышал происходящее вокруг меня. Через несколько минут в полупустой вагон пригородного электропоезда вошли два молодых парня. Я видел их отражения в стеклянных проемах раздвижных дверей тамбура. На третьем или четвертом слове я стал вслушиваться в монолог одного из ораторов. Меня зацепило, что они приехали в Москву из Волгограда, точно так же, как и я.

image

Им было сказано, что приехали они ради любимого занятия – сочинения и исполнения своих стихов. Это предложение заставило меня вновь задуматься по поводу творчества программистов и попытаться изложить свои мысли. Итак, перейду, наконец, к основной части.

image

Мне кажется, что большинство из нас, кто создает что-то путем написания кода, считает себя творческим человеком.

Далее мое воображение пытается нарисовать в голове образ специалиста из области ИТ, сидящего в переходе с ноутбуком в руках, интенсивно нажимающего на клавиши пальцами, создавая какую-то программу или библиотеку. Ноутбук при этом подключен к большой панели, где виден его код. Рядом с ним стоит парень и смотрит ему в ноутбук, с горящими глазами, видя какой крутой код делает наш герой.

image

Каждый раз я себя ловлю на мысли, что это полнейший бред. Не правда ли?

image

Я все больше и больше прихожу к выводу, что программист — это переводчик. Человечество за последние семь десятилетий создало множество национальностей в лице вычислительных машин со своими языками. Чтобы они послушно выполняли требования людей, человечеству необходимы переводчики с языка людей на язык машин. Этим, собственно говоря, и занимаются все программисты на работе или дома. И чем точнее переводчик (программист) переводит человеческий язык в машинный, тем лучше оказывается результат.

image

Машины еще слишком глупы, чтобы самостоятельно исправлять неточности перевода. Пока они не могут сами принимать решения – они бездумно выполняют даже самые убогие переводы, которые могут нанести им вред. Мысль о том, что сравнение программиста и переводчика наиболее точное подходит, чем все остальные мои сравнения, вызывает во мне тоску и печаль.

Хочется не терять надежду о том, что все-таки мы творческие люди. Или все-таки нет?

Выступление на тему: «Условия для творчества учителя.

Подготовила: Тушева С.В.,

учитель начальных классов

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Закон РФ "Об образовании" ставит перед современной школой и учителями задачу ". обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации ", что по существу можно считать социальным заказом государства школе. В современной школе, когда требуется гарантированный педагогический результат, постоянно совершенствуется содержание образования, что предполагает необходимость творческого подхода к решению стоящих перед нею задач.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке. И если творчество – не врожденное свойство личности, то можно так смоделировать его деятельность, чтобы превратить развитие творческих качества личности из косвенного результата в прямой. Творчество – не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуицию, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Первый этап подготовки учителя к творчеству ориентирован на повышение его интеллектуального уровня, так как существует прямая взаимосвязь между интеллектом и творчеством. Таким образом, в центре внимания исследователей и практических работников находится проблема интеллекта и его соотношение с творчеством индивидуума, развитие индивидуальных творческих способностей и творческого мышления.

На втором этапе формируются необходимые педагогические умения. Умение как способ практического действия соответствует определенной качественной характеристике усвоения профессиональных знаний. Взаимосвязь качества знаний и умений учителя позволяет соотнести различные виды его умений с особенностями психической и интеллектуальной деятельности – воспроизведение знаний, деятельность учителя по образцу, творческая деятельность.

Третий этап подготовки к творчеству обучает учителя творческому применению знаний в совершенно незнакомой ему ситуации. Главные ориентиры на этом этапе – широкий кругозор, глубина методологического подхода, знание своего предмета в пределах моделирования системы обучения, воспитания и создания собственного педагогического опыта. На этом этапе учитель конструирует задания исследовательского характера, участвует в авторских программах, обобщает передовой педагогический опыт, занимается самостоятельным исследованием проблем учебно-воспитательного процесса, разрабатывает собственные приемы и методы обучения. Такая модель поэтапной подготовки учителя к творческой деятельности постепенно приводит к педагогическим новациям.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики . Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного взаимодействия с классом : Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке , начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога , который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):

* временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

* сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

* отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

* атмосфера публичного выступления;

* необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи —приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

¤ В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;

¤ другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец,

¤ педагоги , создающие систему обучающих технологий.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.

Работа творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.

Первая творческая группа : Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы , способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?

(Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия).

(Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда).

(Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися).

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа : Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в гимназии? Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

(Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени).

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

точность во всем

умение слушать критику

уверенность в собственных силах

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела

Третья творческая группа : Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

(Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения).

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Четвертая творческая группа: Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела. И сегодня основа профессиональной категории учителя, материальная оценка качества его труда определяются педагогическим творчеством как важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.


От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников.

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п.

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, .


" Инноватика в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС ( по уровням образования и предметным областям)" по предметной области " Изобразительное искусство"

Данный материал содержит ответы на вопросы, необходимые для повышения квалификации, по предмету: " Изобразительное искусство.

Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой лич.

Читайте также: