Какая зарплата в муниципалитете

Обновлено: 14.05.2024

Многие, вероятно, помнят, прозвучавшее во время прямой линии Путина предложение одной россиянки о необходимости устранении огромного разрыва между доходами с одной стороны – высоких чиновников и специалистов госкорпораций, а с другой – рядовых муниципальных чиновников, чего в советские времена не бывало.

На этом, вроде бы, предложение россиянки было отклонено, однако, это не так.

Как известно, прямая линия состоялась 21 июня, текущего 2019-го, а уже через три дня или 24 июня президент подписывает Указ, который публикуется на портале Кремля, и этот документ касается основных направлений совершенствования гражданской службы на период вплоть до 2021-го.

  • оптимизации их числа;
  • поэтапного повышения окладов;
  • а значит, и повышения чиновничьих пенсий.

И, во-вторых, перед правительством ставятся задачи:

  • обеспечения до 2021-го мониторинга системы подготовки чиновничьих кадров;
  • разработки методологии оценки их работы;
  • формирования кадрового резерва гражданской службы.

Попросту говоря, в первом случае речь идет о якобы повышении выплат госслужащим, в том числе и муниципального уровня, однако, задумано сделать это за счет сокращения числа чиновников. Хотя потом правительству пришлось объяснять, что речь идет о 10 процентном сокращении чиновников центральных ведомств и не касается представителей муниципальных служб.

А второй момент Указа – это, по сути, ужесточение требований к чиновникам, как центральной, так и муниципальной, иначе говоря, местной власти. Собственно, о том, повысят ли зарплату именно чиновникам муниципального уровня, и рассмотрим в этом обзоре.

Повышение зарплаты муниципальных служащих в 2020 году

По мнению аналитиков структуры Федерации независимых профсоюзов, если говорить об окладах и пенсиях служащих муниципального уровня, придерживаясь теперешних тенденций трудовых отношений, то Указ вроде бы логичный.

Дело в том, что сейчас оклады муниципальных чиновников находятся в пределах МРОТ, а получают они около 30-40 тыс. рублей. Все, что сверх окладов – это стимулирующие надбавочные выплаты. Для примера приведем таблицу средних выплат муниципальным чиновникам некоторых регионов:

Как видно, что зарплаты чиновников в регионах имеют определенный разброс и это во многом зависит от уровня цен того или иного региона. В Москве и области, например, стоимость жизни выше, чем в той же Хакасии.

Еще более разительный дисбаланс в стоимости жизни между северными и южными российскими регионами. Это, во-первых. А, во-вторых, даже в приведенной выше таблице прослеживается ущербная тенденция оценки трудовых отношений в зависимости от регионов. Причем, чем экономически развитей регион, тем выше там выплаты чиновникам. Хотя характер труда у чиновников одного уровня примерно одинаковый.

Тем не менее, следует признать, что выплаты региональным чиновникам выше и, причем, значительно, чем у тех же врачей, учителей, работников социальных служб. Хотя сказать, что ценность их работы меньшая, чем у чиновников, нельзя.

Ясно, что экономический кризис, а также санкции негативно влияют на рост благосостояния, в том числе и местных чиновников. Предполагается, что зарплата муниципальных служащих в 2020 году повысится.

Пока разговор идет о 4-процентном повышении, однако такой рост отнюдь не является реальной прибавкой выплат – это всего лишь компенсация повышения цен из-за инфляции денег или из-за их обесценивания, что приводит к снижению реальных покупательных возможностей нашей валюты.

Индексация зарплат муниципальных служащих в 2020 году

В полном соответствии с принципами трудовых отношений в муниципальных службах строят и трудовые отношения в коммерческих структурах. Иначе говоря, происходит такой же дисбаланс выплат между рядовыми сотрудниками компаний и их руководителями. И если выстроить справедливую оценку труда в среде местных чиновников, то и в частных структурах произойдет выравнивание в выплатах между специалистами разных уровней.

Зарплаты должны быть не только учитывающими реальные затраты работников или восстановительными, но и прогрессивными, которые бы давали возможность работникам не только содержать семьи, но и обеспечивать им будущее.

Однако, это уже вопрос экономической и социальной политики государства, которое должно не только выстроить справедливое обеспечение своих граждан благами, но и контролировать их как социальное, так и экономическое положение, своевременно реагируя на снижение уровня.

Как рассчитываются доходы властей?

Для вычисления средней прибыли нужно суммировать ежемесячные получки за 2 прошедших года. Затем результат сложения делится на число 731, что как раз составляет 2 года.

Отметим также и тот факт, что денежное довольствие подвергается ряду налогообложений:

  • НДФЛ, который для физлиц устанавливается в пределах 13-30 процентов;
  • вложения в ПФР, равные 22%;
  • инвестиции в Фонд соцстраха (2,9%);
  • медицинская страховка требует отчисления 5,1 процента;
  • перечисления на случай получения травм (0,2-8,5 процентов).

Уделяя внимание свежим новостям про повышение окладов, муниципальные служащие в 2020 году в России должны не забывать об особенностях расчёта ставок. Так, если имеет место труд во вредных условиях, то и вышеприведённые цифры выглядят совсем по-другому.

Рост доходов депутатского корпуса

Согласно точным сведениям Росстата, численность народных избранников регионального уровня составляет 725,1 тыс. Это менее половины общей совокупности властных представителей. И примерно 327 тысяч заняты в местных органах самоуправления.

Читайте так же: Прибавка к зарплате воспитателям в 2018 году в России

Наоборот, самые скромные доходы по России зафиксированы в таких административных единицах:

  • Черкесия – 26,3 тыс. рублей;
  • в Северной Осетии народные избранники получают чуть меньше – 26,25 тыс. р.;
  • Ингушетия – 24,8 тыс. р.;
  • больше всего в увеличении зарплаты муниципального служащего в России нуждаются власти Крымского полуострова, поскольку там доходы всего лишь 21 тыс. р.

Другие факторы создания выплат

В городских массивах оплата труда представителей депутатского корпуса относительно приемлемая. Однако в сельской местности управленцам приходится особенно тяжело. К тому же по иронии судьбы они не имеют таких же теневых источников прибыли, как их коллеги из более крупных населённых пунктов. В деревнях оклад чиновников находится на уровне 7-9 тыс. единиц российских рублей.

Прибавки к выручке в связи с инфляцией

Теперь пришло время поговорить об индексации заработных плат муниципальным служащим. Всем известно, что в течение нескольких лет страна пребывала в режиме моратория на индексации. Но вскоре ожидается аннулирование соответствующих запретов. Начиная с грядущего 2020 года, ставки депутатов будут пересчитываться соразмерно обесцениванию.

Читайте так же: Будет ли повышение зарплаты сотрудникам Газпрома в 2020 году?

Конечно, нет смысла ожидать значительного индикационного коэффициента в связи с состоянием экономики. Но свои 4 процента члены органов самоуправления получат точно. Хотя, на Новый год прибавки не видать – индексация произойдёт только 1 октября 2020 года.

Уже целых 6 лет народные избранники живут без увеличения окладной доли. Об изменениях при перечислении заработных плат поведал сам глава государства в 2014 году, мотивировав это необходимостью экономии ресурсов бюджета.

Тем не менее доходы данной категории российского населения год от года неуклонно росли. Напрашивается вывод, что здесь сыграли роль дополнительные составляющие итогового вознаграждения. (А может, дело было в росте банального взяточничества, столь соблазнительного для высокопоставленных чинов?) Но как бы там ни было, Росстат отчитался в средней прибыли сотрудников власти на уровне 115,7 тысячи рублей.

Интересно отметить, что 600 миллиардов, о которых речь шла выше, предназначены вовсе не для индексации. Эти средства пойдут на следующие цели:

  • непосредственное повышение ставки муниципального служащего на 2020 год в РФ, т.е. помимо индексации;
  • премии, выписываемые за отличную службу;
  • оставшаяся часть в размере пары миллионов – адресная помощь тем, кто достиг больших результатов при воплощении в жизнь указов об увеличении зарплат от 2012 года.

Ожидается ли сокращение штатов?

Татьяна Нестеренко, занимающая должность замминистра финансов, обнародовала намерение высшего правительственного органа лишить работы 5-10 процентов депутатов. Изменения коснутся уполномоченных граждан, занятых на всех уровнях власти.

Что касается муниципалитетов, то в 2020 году они потеряют примерно 5 процентов сотрудников. Но в 2021 эта цифра вырастет ещё на 5 процентов. Централизованные госучреждения распрощаются с 10% бюджетников за следующие два года.

Аргументом проведения подобной реформы Нестеренко называет потребность в корректировках принципов финансового поощрения. Политик отмечает, что оставшимся кадрам нет смысла беспокоиться об урезании доходов. В конечном итоге, это послужит росту окладов до конкурентоспособных величин.

Читайте так же: Повысят ли зарплату судебным приставам в 2020 году?

Не будет ли сокращение муниципальных служащих в 2020 году лишним мероприятием? На этот счёт заместитель главы Минфина утверждает, что нет возможности по-другому достичь поставленной цели.

Совместное принятие изменений в законодательство

Возвращаясь к вопросу о финансовом вознаграждении чиновников, отметим действие постановления Путина от августа 2016 года. Закон призван внести изменения в процесс начисления ставок на последующие два года. Таким образом президент инициировал борьбу народных избранников за престиж ремесла.

2019 был последним годом подготовки новой системы так называемых стимулирующих перечислений средств. В прошлом году несколько государственных ведомств общими усилиями сформировали перечень легитимных корректировок:

  • улучшение стимулирования выплат;
  • совершенствование гарантированной части довольствия депутатов;
  • адресная помощь особо отличившимся кадрам.

Многие муниципальные служащие получают более низкие зарплаты в сравнении с их коллегами, работающими на федеральном уровне. Тем не менее, большинство людей, принявших решение посвятить свою жизнь подобным профессиям, рассчитывают на достойную оплату труда. Каким является ее уровень в 2020 году, и стоит ли ожидать повышения?

Зарплата муниципальных служащих

Уровень зарплаты муниципальных служащих на 2020 год

Работники бюджетной сферы относятся к социально уязвимым категориям населения. А уровень их доходов полностью зависит от политики государства. Поэтому вопрос оплаты труда муниципальных специалистов, всегда считался актуальным.

Мероприятия, связанные с регулярным повышением уровня зарплат отдельным категориям работников, являются гарантией того, что их покупательская способность останется на том же уровне даже в условиях роста цен. Но далеко не всем категориям сотрудников правительство повышает зарплаты.

Муниципальные служащие – группа государственных специалистов, осуществляющих решение административных вопросов на местном уровне. В связи с тем, что на низовых уровнях власти обращаются малые суммы денежных средств, зарплата этих профессионалов невысока. В перечень МС в 2020 году входят следующие специалисты:

  • сотрудники бюджетных учреждений (культуры, образования, здравоохранения);
  • представители органов власти;
  • военнослужащие.

Уровень их зарплаты устанавливается для каждого случая индивидуально и регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. Средний доход работников представлен следующими цифрами:

  • деятельность в административной сфере – 27 662 руб.;
  • образовательная работа – 30 258 руб.;
  • сфера медицины – 31 980 руб.;
  • культурная и спортивная отрасль – 38 200 руб.;
  • управление и безопасность на государственном уровне – 43 500 руб.;
  • научная деятельность (профессиональная) – 57 179 руб.

Средний уровень дохода муниципальных служащих по стране, таким образом, составляет 39 167 руб. Исходя из описанных категорий сотрудников и их зарплат, можно сделать вывод, что доход чиновников и силовиков в РФ значительно выше, чем работников бюджетных организаций. Наиболее высокий уровень оплаты труда научных специалистов объясняется тем, что их число немногочисленно.

Вести речь о необходимости повышения заработных плат муниципальным служащим в правительственных кругах начали с 2014 года. В 2016 году произошло повышение доходов на 5,5%, что по итогу оказалось выше, чем уровень инфляции. Однако изменений в отношении специалистов к работе не произошло. Сотрудники были вынуждены покидать рабочие места, на которых не было перспектив роста и развития, что порождало текучесть кадров и отсутствие компетентных профессионалов.

  • закрепление действующих кадров на рабочих местах;
  • повышение суммарного уровня денежных поступлений;
  • мотивация к повышению качества работы специалистов.

После того как произошло сокращение штатов, составители программы предусмотрели последующее достижение их численности оптимальной величины. Преимуществом, связанным с изменением структуры дохода, является тот факт, что заработная плата специалистов в 2020 г. вырастет. По крайней мере, именно такой прогноз делают представители власти федерального уровня.

В настоящее время точной информации о сумме предполагаемого увеличения доходов бюджетников не имеется. Связано это с тем, что изменение в любом случае превзойдет уровень инфляции за 2019 год.

Наряду с планируемым повышением, которое реализовано в первом квартале 2020 года, проведение индексации предусмотрено еще и в течение года.

Работа муниципальных служащих

Возможности повышении заработной платы

Суммарное число муниципальных служащих, работающих в бюджетных организациях на окончание 2019 года, составляет 14 миллионов человек. В связи с таким большим количеством специалистов открытым остается вопрос, связанный с тем, сможет ли правительство исполнить данные обещания и повысить зарплату абсолютно всем работникам без исключения. Ведь придется повышать ЗП почти на 25% в сравнении с показателями 2016 года.

Тем не менее, тарифы и ставки заработных плат муниципальных служащих подразумевают привязку к МРОТ, который постепенно увеличивался. Кроме того, он был впоследствии привязан к величине прожиточного минимума.

Поэтому 1/3 часть от этого повышения уже свершилась, и исполнение программы в настоящее время является более реалистичным, чем несколько лет назад.

Еще один фактор заключается в том, что в 2020 году МРОТ снова изменится в большую сторону (12 130 рублей), так что увеличение поступлений муниципальных служащих на 25% вполне осуществимо.

Положение об оплате труда

Есть несколько нормативно-правовых актов, регулирующих оплату труда муниципальных служащих. Основной документ – Федеральный закон №25. В ст. 22 приведен перечень требований, связанных с обеспечением специалистов денежным довольствием. В соответствии со ст. 3 есть еще несколько документов, регламентирующих деятельность представителей этих структур:

  • Конституция РФ;
  • нормативная документация, относящаяся к конкретному региону;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Уставы муниципальных учреждений.

В п. 1 ст. 22 ФЗ №25 описывается структура заработной платы специалистов. В п. 2 содержится информация о размере и условиях денежных выплат муниципальным сотрудникам. В п. 2 сказано, что муниципалитетами устанавливается размер ЗП в самостоятельном порядке. Он прописывается в специальных актах.

Положение, в свою очередь, носит локальный характер и функционирует на территории конкретного органа.

Формирование фонда оплаты труда

Фонд оплаты труда специалистов формируется из нескольких составных элементов:

  • оклады за должности, которые замещаются;
  • за чины;
  • ежемесячная доплата в связи с выслугой определенного количества лет;
  • надбавка за особые условия труда;
  • вспомогательное поощрение за взаимодействие с информацией, включающей государственную тайну;
  • премии, начисляемые за выполнение важных задач;
  • прочие ежемесячные поощрения финансового характера.

Система оплаты труда

В состав ЗП обычно входят следующие суммы:

  • оклад, выплачиваемый в соответствии с занимаемой должностью;
  • оклад за чин, который был присвоен в процессе исполнения трудовых обязанностей;
  • дополнительные регулярные выплаты.

Также в эту величину входят вспомогательные суммы:

  • ежемесячные пособия по выслуге лет;
  • надбавки за работу в особых условиях;
  • премии за работу с государственной тайной;
  • поощрения за исполнение важнейших поручений;
  • ежемесячные начисления за особые заслуги;
  • сумма, предоставляемая за оплачиваемый отпуск.

Таким образом, размер зарплат муниципальных служащих разнится, исходя из специфики их деятельности и региона.

Дополнительно о повышении заработной платы муниципальным служащим можно узнать ниже на видео.

Об авторе

Григорий Знайко Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:

  • у государственных чиновников;
  • прокуроров;
  • военнослужащих;
  • сотрудников полиции;
  • сотрудников ФСИН;
  • пожарных;
  • таможенников;
  • сотрудников федеральной фельдъегерской связи;
  • сотрудников бюджетных организаций, не упомянутых в майских указах Владимира Путина.

Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.

Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах

  • в 2022 году — на 6,1%;
  • в 2022 году — на 6,5%;
  • в 2023 году — на 6,3%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными приказом Минобрнауки России № 73н от 13.12.2018.

С 01.09.2020 постановлением правительства РФ № 448 от 04.04.2020 ведены доплаты учителям, осуществляющим классное руководство, в размере 5000 рублей. Они продолжат действовать весь 2022 год.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Представительным органом местного самоуправления было принято решение (издан документ) об установлении новых (увеличенных) размеров должностных окладов сотрудников муниципального учреждения (администрации). В учреждении действуют положение об оплате труда муниципальных служащих и положение об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, вспомогательного персонала. На основании решения представительного органа в штатное расписание и в положение об оплате труда, действующие в учреждении, были внесены соответствующие изменения. Однако не ко всем трудовым договорам были заключены дополнительные соглашения об изменении условий оплаты труда (в части изменения размера должностного оклада). Бухгалтер отказывается начислять и выплачивать заработную плату с учетом нового размера оклада тем сотрудникам, у которых дополнительные соглашения к трудовому договору отсутствуют. При этом заработная плата указанным сотрудникам будет начисляться с применением прежних размеров должностных окладов до тех пор, пока дополнительные соглашения с указанием на новый размер окладов не будут заключены.
Правомерны ли действия бухгалтера?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для изменения сотрудникам муниципального учреждения размеров окладов (должностных окладов) требуется внесение соответствующих изменений как в локальные нормативные акты учреждения, так и в трудовые договоры с работниками путем подписания к ним дополнительных соглашений (ст. 72 ТК РФ), либо в одностороннем порядке по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
При повышении размера оклада (должностного оклада) сотрудникам учреждения заработная плата должна выплачиваться исходя из размера окладов (должностных окладов), установленных системой оплаты труда (штатным расписанием, положениями об оплате труда), в том числе и тем сотрудникам, с которыми не заключены дополнительные соглашения к трудовому договору об изменении условий оплаты труда.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что согласно части первой ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). В свою очередь, часть шестая ст. 16 Закона N 25-ФЗ устанавливает, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 25-ФЗ.
Учитывая, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, часть вторая ст. 3 Закона N 25-ФЗ), а Закон N 25-ФЗ особенностей к содержанию трудового договора и изменению его условий не предъявляет, то по вопросу включения в него обязательных как сведений, так и условий применяются нормы Трудового кодекса РФ.
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Это требование дополняется нормой части первой ст. 135 ТК РФ, согласно которой заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно части первой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Отметим, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть вторая ст. 22 Закона N 25-ФЗ). Кроме того, в п. 3 части первой ст. 11 Закона N 25-ФЗ предусматривается право муниципальных служащих на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Как следует из части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре необходимо зафиксировать размер должностного оклада, а также перечислить причитающиеся работнику доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, входящие в систему оплату труда. При этом положения о размере, порядке и условиях начисления всех элементов заработной платы в любом случае являются условием трудового договора вне зависимости от того, в какой форме они в нем зафиксированы: посредством прямого указания в тексте или через ссылку на акты, устанавливающие систему оплаты труда. В связи с этим нормы об условиях оплаты труда, содержавшиеся в локальном нормативном акте на момент подписания трудового договора, необходимо рассматривать именно в качестве условий самого договора, и их изменение возможно только в порядке, установленном законом для изменения условий трудового договора (определения Нижегородского областного суда от 03.07.2012 N 33-4179/2012, Красноярского краевого суда от 05.07.2010 N 33-5002/2010, Орловского областного суда от 06.02.2013 N 33-296, Иркутского областного суда от 27.05.2013 N 33-4115/2013). Поэтому при изменении размера должностных окладов как муниципальных служащих, так и сотрудников, не являющихся ими, одного только внесения изменений в локальные нормативные акты (штатное расписание*(1), положение об оплате труда) и ознакомления с ним сотрудников в силу части второй ст. 22 ТК РФ недостаточно, необходимо также соблюсти установленный законом порядок внесения изменений в трудовые договоры, заключенные с ними.
Напомним, что Трудовой кодекс РФ предусматривает два способа изменения условий трудового договора: по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ) либо по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ).
Норма части первой ст. 74 ТК РФ допускает возможность одностороннего изменения работодателем условий трудового договора (кроме трудовой функции), однако ограничивает данное право случаями невозможности сохранения прежних условий вследствие изменений организационных или технологических условий труда (определения Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 N 694-О, от 28.09.2017 N 2052-О). О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, связанных с изменением организационных или технологических условий труда и вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ)*(2). Перечень связанных с изменением организационных или технологических условий труда причин, указанный в ст. 74 ТК РФ, является открытым и носит оценочный характер. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что применение ст. 74 ТК РФ принципиально возможно и в случае изменения системы оплаты труда у работодателя в связи с изданием нормативных актов уполномоченных органов*(3).
По соглашению сторон можно изменить любые условия и в любой момент (ст. 72 ТК РФ). При этом трудовым законодательством не предусмотрено запрета на изменение сторонами условий трудового договора по взаимному согласию, в том числе и в случаях, когда у работодателя есть все основания для изменения трудового договора в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Так, работодатель может до принятия решения об изменении условий трудовых договоров в одностороннем порядке предложить каждому работнику, условия трудового договора об оплате труда которого претерпевают изменения, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ. По новым правилам размер оклада (должностного оклада) того или иного работника будет определяться с момента заключения сторонами дополнительного соглашения к трудовому договору или с момента, указанного в самом соглашении (часть первая ст. 61 ТК РФ) (определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.02.2014 N 33-2924/2014). Когда трудовой договор изменяется по соглашению сторон, откладывать день вступления в силу новых условий на два месяца или какой-либо иной срок от момента достижения договоренности о таких условиях не требуется*(4).
Таким образом, для изменения размера оплаты труда в отношении уже работающих сотрудников учреждения соответствующие изменения должны быть внесены не только в локальные нормативные акты, но и в трудовые договоры, заключенные с ними в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ или 74 ТК РФ.
Вместе с тем необходимо учитывать, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть пятая ст. 135 ТК РФ). Согласно части второй ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению. Поэтому при повышении размера оклада (должностного оклада) сотрудникам учреждения заработная плата должна выплачиваться исходя из размера окладов (должностных окладов), установленных системой оплаты труда (штатным расписанием, положениями об оплате труда), даже если в соответствии с ней еще не всем работникам внесены изменения в трудовые договоры.
Следовательно, если в результате принятого представительным органом местного самоуправления нормативного акта увеличились размеры окладов (должностных окладов) сотрудников учреждения, то работодатель обязан выплачивать заработную плату в увеличенном размере также и тем сотрудникам, с которыми еще не заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменении размера должностных окладов.
При этом следует отметить, что трудовое законодательство не содержит норм, которые бы запрещали сторонам трудового договора придавать их соглашению обратную силу. Иными словами, дополнительное соглашение к трудовому договору может быть заключено сторонами текущим числом, с указанием в нем, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключения данного соглашения (смотрите также ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ")*(5). Имеется судебная практика, подтверждающая возможность распространить условие об изменении оплаты труда работника в сторону увеличения на ранее возникшие отношения (определения Белгородского областного суда Белгородской области от 19.11.2013 N 33-3834, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.02.2013 N 33-226/2013).
Соответственно, учитывая, что ухудшения положения работников в рассматриваемом случае не происходит, стороны в случае необходимости вправе указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, что условие о новых размерах должностных окладов распространяет свое действие на более ранний период, в частности, на дату внесения изменений в локальные акты учреждения, устанавливающие систему оплаты труда в учреждении.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Штатное расписание по своей природе представляет собой локальный нормативный акт (письмо Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1).
*(2) Новые определенные работодателем условия трудовых договоров вступают в силу после истечения срока предупреждения. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ (части третья и четвертая ст. 74 ТК РФ).
*(3) Смотрите, например, определения Суда Ненецкого автономного округа от 05.08.2014 N 33-145/2014, Верховного Суда Республики Коми от 23.12.2013 N 33-6503/2013, Хабаровского краевого суда от 26.01.2011 N 33-367).
*(4) Смотрите также Энциклопедию решений. Изменение условий трудового договора по соглашению сторон.
*(5) Подробнее смотрите в материалах:
- Энциклопедия решений. Действие соглашения об изменении условий трудового договора во времени;
- Вопрос: Компания проводит ежеквартальную индексацию заработной платы на основании Индекса потребительских цен в целом по стране, опубликованного на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики. По завершении квартала индекс на сайте ФСГС появляется не с начала месяца, а в середине, например, индекс по июню 2018 был опубликован 18.07.2018. Можно ли при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору об изменении размера оплаты труда в связи с индексацией указать, что соглашение вступает в силу с момента публикации сведений о новом индексе цен на сайте органа статистики (то есть с более ранней даты, чем дата заключения соглашения)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.).

Читайте также: