Какая зарплата у зав кафедрой в вузах

Обновлено: 28.04.2024

Не так давно центральные органы власти подняли вопрос о реорганизации российской системы образования в целом и высших учебных заведений в частности. Одной из причин стала неудовлетворительная зарплата каждого отдельного преподавателя ВУЗа. Проведенные исследования показали, что действительно денежные выплаты совершенно не соответствуют требуемым нагрузкам, что отчасти и повлекло за собой реформы.

Если припомнить, еще в мае 2012 года президент подписывал акт о поднятии заработных плат всем работникам бюджетной сферы, в том числе и вузовского преподавателя. И что немаловажно, именно система образования была в приоритете согласно данному указу. Обещаны были повышения финансирования даже в случае развала экономики, и строгое слежение за данными прогрессов, вплоть до увольнения ректора ВУЗа и его заместителей в случае несоблюдения новых требований. Обещания красивые. Но в действительности, что мы имеем?

На самом же деле картина довольно пессимистическая. Как бы чиновники и ректоры не обнадеживали и не говорили об улучшении ситуации, а зарплата на период начала года составляла далеко не 130% от средней региональной. Цифра куда печальней. А конкретнее она составляет всего около 40% в расчете на ставку, то есть в районе 30 000 рублей в месяц.

Относительно обычного ВУЗа, штат от ассистента до не имеющего ученой степени старшего преподавателя довольствуются примерно 12 тысячами рублей в месяц. Зарплата доцента, вдобавок имеющего значительный опыт преподавания, выглядит чуть привлекательней, однако все еще крайне тоскливо – чуть больше 17 000 рублей. Профессора же довольствуются минимальным жалованием охранников и продавцов, то есть оклад их составляет примерно 30 000 российских рублей, лишь иногда немного больше.

И без того грустная ситуация усугубляется тем, что за прошедший год зарплата работников сферы образования еще и упала в эквиваленте евро и доллара практически в два раза. Остается только диву даваться, как они умудряются выживать на такие деньги, учитывая повсеместный рост цен.

Откуда берутся мифические цифры?

В реальности месячная базовая ставка за преподавательскую деятельность работников ВУЗов, имеющих ученую степень, такую как доцент или кандидат наук, составляет не более 9-10 тысяч рублей. Но к ним прибавляются различные премии и единоразовые доплаты за научно-исследовательские работы, различные гранты, плюс к этому они могут получать дополнительные выплаты за контрактных студентов.

Ежемесячное денежное довольствие преподавателя ВУЗа может и дотягивать до 40-50 тысяч. Но только в том случае, если, помимо всего перечисленного, он возьмет на себя дополнительную ставку, то есть еще больше увеличит и без того огромный объем работы, умудряясь вдобавок выполнять административную или общественную работу заведующего кафедрой или его заместителя. Альтернатива – кураторство и организация конференций.

Преподаватели, особенно молодые, желающие честно зарабатывать действительно попадаются, однако при такой работе буквально на износ запала хватает ненадолго, да и здоровье откровенно не выдерживает.

Такая плачевная ситуация наблюдается даже в ведущих государственных учебных заведениях. К примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете профессор и заведующий кафедрой может получать сравнительно неплохие деньги – около 54 000 рублей, но вот у доцента и кандидата наук за преподавание зарплата чуть более 14 000 рублей. И это при том, что у данного ВУЗа особое госфинансирование, и он обладает значительным статусом.

Основная причина – пассивность

Четко ясно, что в вырисовывающейся картине преобладают мрачные оттенки. Работников одной из самых важных и ответственных сфер, труд, который буквально является залогом будущего всей Российской Федерации, достаточно сильно обделяют. Преподавателя остается только пожалеть. Ему приходится брать на себя невероятное количество обязанностей и дополнительную работу, чтобы получать хотя бы минимальную сумму, достаточную для проживания.

Вместе с тем наблюдается удивительная пассивность с их стороны. По какой-то причине эти люди предпочитают молча переносить неблагодарное отношение к собственной профессии, вертеться, как волчок, чтобы свести концы с концами и не выказывать собственного недовольства.

Конечно, преподавателя ВУЗа можно вынудить работать на две ставки, совмещая их с еще парой-тройкой административных обязанностей, чтобы выходила более-менее стоящая зарплата, но такие темпы работы чреваты значительным подрывом здоровья.

Некогда было высказано мнение о том, что причиной данного явления является преобладание в преподавательских кругах среднестатистического ВУЗа Российской Федерации преимущественно пассивного, инертного и антиинтеллектуального общества, обделенного чувством собственного достоинства, оставшегося еще с советских времен. С этим можно поспорить, да и вовсе не хочется верить в подобные слова. Но реакции работников сферы образования на такие условия труда по сей день носят единичный и очень локальный характер.

Выводы

На нашем сайте вы можете получить совершенно бесплатно консультацию профессионального юриста!

Таким образом, на данный момент приходится констатировать факт несоответствия уровня заработной платы преподавателей и нагрузки, которую на них возлагают. Конечно, немаловажным фактором является аккредитация ВУЗа, ученое звание самого преподавателя и т. д. Тем не менее утверждение, что в высших учебных заведениях преподавательский состав получает высокие зарплаты является мифом. Для того чтобы обеспечить себя и свою семью хотя бы средним достатком, российские преподаватели вынуждены отрабатывать гораздо больше нормы.

От того как будет развиваться экономика нашей страны, зависит наше будущее и будущее наших детей и внуков. Но чтобы экономика развивалась, необходимы высококвалифицированные специалисты в различных отраслях хозяйства.

Нужны грамотные инженеры, строители, врачи, агрономы и ученые. Но для того чтобы подготовить всех этих специалистов нужны преподаватели высшей школы, которым по плечу такая сложная задача. Сколько же зарабатывают преподаватели вузов, на которых возложена такая сложная и ответственная миссия?

1

Профессиональные обязанности

У преподавателей вузов много профессиональных обязанностей. Они занимаются преподавательской деятельностью, разрабатывают учебные программы дисциплин, обеспечивают индивидуальные программы обучения студентов и организуют их научно-исследовательскую деятельность.

Кроме этого, они обязаны заниматься собственной научной деятельностью, готовить и выступать с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах. Также необходимо публиковать материалы своих исследований в научных журналах, писать статьи, методические пособия и монографии.

Что влияет на зарплату вузовского преподавателя

Величину зарплаты преподавательского состава вузов оказывают влияние следующие особенности:

Наличие ученой степени и ученого звания

Если ученой степени у молодого преподавателя нет, то он может рассчитывать на зарплату не выше 10-12 тыс. руб. А вот доцент, на этой же должности заработает в два раза больше. Профессор же получит около 50 тыс. руб. Что стимулирует преподавателей к занятию научной деятельностью и повышению уровня своего образования.

Кроме того, за ученую степень предусмотрены доплаты. Кандидату наук доплачивают 3000 руб., а доктору наук – 7000 руб. Эти доплаты включены в должностные оклады сотрудников.

Уровень аккредитации учреждения высшей школы

Чем выше уровень аккредитации, тем выше ставка преподавательского корпуса. Так профессура и доктора наук профильных институтов будут зарабатывать в месяц меньше коллег из университетов.

Место нахождения вуза

Майским указом Президент РФ обязал обеспечить повышения уровня преподавателей вузов до 200% от среднемесячной региональной зарплаты. Следовательно, на высокие зарплаты могут рассчитывать сотрудники высших учебных заведений, которые находятся в регионах с высоким уровнем экономики. Так профессора московских вузов будут получать за свою работу больше, чем их коллеги из провинциальных университетов.

Предлагает ли высшее учебное заведение коммерческую форму обучения

Если мест для получения образования на коммерческой основе много, то и уровень заработков преподавателей, будет значительно выше.

2

Системные особенности формирования зарплат преподавателей высшей школы

Заработная плата вузовских преподавателей формируется по той же системе, что используется для всех педработников нашей страны. Таким образом, зарплата этой категории работников состоит из двух частей – это фиксированный оклад и доплаты. Выделяют три группы доплат, которые отличаются своим назначением:

  1. Премии. Они могут быть регулярными или однократными. Решение о премировании сотрудников принимает ректор учебного заведения.
  2. Надбавки к окладу. Величина надбавок зависит от размера сэкономленных средств организации высшей школы, например, за счет совмещения ставок и должностей преподавательского состава.
  3. Вознаграждения. Примером может служить 13-я зарплата или денежное вознаграждение за выслугу лет. На размер вознаграждения влияет величина среднего оклада работника.
  4. Компенсации. Это выплаты по возмещению расходов сотрудников в интересах учебного заведения. Так, преподаватель, участвующий в научных симпозиумах, конференциях рабочих командировках, может претендовать на компенсации. Также ежемесячно преподавателям вузов предусмотрена компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Дополнительные бонусы

Преподаватели вузов дополнительных материальных бонусов за свой нелегкий труд не получают. За то они могут рассчитывать на социальные бонусы – продолжительный отпуск, чаще всего в летнее время, гибкий график работы, высокая репутация высшего учебного заведения, благотворная для научной деятельности среда.

Сколько зарабатывает преподаватель вуза в России

Среднемесячная доходность преподавателей в России колеблется 40-45 тыс. рублей в месяц. Зарплата деканов факультетов крупных вузов колеблется в пределах 100-120 тыс. рублей.

Ректоры могут заработать от 300 тыс. до 1 млн. рублей ежемесячно. Если сравнивать со среднемесячными заработками россиян — 35 тыс. руб., то это значительно выше. Причем темпы роста заработных плат у работников высшей школы обещают расти и в ближайшие годы.

3

Зарплаты в Москве

Московские преподаватели вузов за свою работу в месяц могут рассчитывать на 30-150 тыс. рублей, в средние показатели зарплат – 80 тыс. руб. и существенно превышает заработки преподавателей в других регионах России.

  • так преподаватели РГУ инноваций и предпринимательства за свой труд получают ежемесячно 97 тыс. руб.;
  • в МГЮА им. Кутафина – 82 тыс. руб.;
  • у сотрудников МГУ заработки скромнее – 56 тыс. руб.;
  • обидно мало за свой труд получают преподаватели МГА ветмедицины и биотехнологий – 22 тыс.руб.;

Зарплаты в Санкт-Петербурге

Университетские работники Санкт-Петербург месяц зарабатывают 40-60 тыс. руб.

Преподаватели знаменитой Вагановки зарабатывают в месяц всего 60 тыс. руб. Меньше других в северной столице заработки у педагогов ГХПА – 23 тыс. руб. и ГАУ – всего 20 тыс. руб.

Величина зарплат педагогов в вузах провинциальных городов России

Больше всех в РФ зарабатывают педагоги Ханты-Мансийска, которые трудятся в Институте дизайна и прикладных искусств – 78 тыс. руб.

В Салехарде сотрудники Тобольского филиала ГСПА в месяц зарабатывают около 68 тысяч, а преподаватели Анадырьского филиала Санкт-Петербургского ГИЭУ – 67 тыс. руб.

Среднемесячные показатели зарплат вузовских российских преподагогов вузов составляет 45 тыс. руб. Минимальные зарплаты у университетских педкадров Саратова, Самары и Пензы – 30-33 тыс. руб., в Краснодаре – 15-26 тыс. руб.

Сколько зарабатывают университетские сотрудники за рубежом

Мировым лидером по величине зарплат вузовских преподавателей является Канада – 7,2 тыс. долларов (450 тыс. руб.). Их итальянские коллеги получают чуть меньше – 7 тыс. долларов (420 тыс. руб.). В США, Индии, ЮАР и Саудовской Аравии – около 6 тыс. долларов (360 тыс. руб.).

В большинстве стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Нидерланды, Австрия и др.) – 5 тыс. долларов (300 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у сотрудников вузов Латвии, Казахстана, Эфиопии – 1 тыс. долларов (60 тыс. руб.). Таким образом, видно, что российские преподаватели за свой труд получают существенно ниже доходов зарубежных коллег.

4

Величина пенсионного обеспечения преподавателей вузов

Преподаватели высших учебных заведений имеют право на льготную пенсию при условии наработки 25 лет непрерывного стажа, но только в том случае, если им была выработана установленная временная норма – 240 часов в год. Если часовая нагрузка окажется ниже, то на пенсию педагоги высшей школы могут рассчитывать только при достижении пенсионного возраста.

При назначении пенсии учитывается продолжительность трудового стажа, величина страховых отчислений и ученая степень соискателя

Таким образом, следует отметить, что тяжелый ответственный труд преподавателей высшей школы оплачивается недостаточно высоко.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Сегодня в России словом “профессор” обозначают и ученое звание, и занимаемую должность. В связи с этим иногда возникает путаница. На самом деле зарплата в большей степени зависит не от звания, а именно от должности. Поэтому в данном вопросе нужно разобраться подробнее.

Как стать профессором

С 2014 года звание профессора присваивается исключительно докторам наук, но при соблюдении ряда условий (в частности, у них должны быть не только научные, но и педагогические достижения). На практике это означает, что профессор для получения звания должен преподавать в вузе, имеющем государственную аккредитацию.

Существует еще целый ряд дополнительных требований в отношении стажа, количества изданных книг и публикаций, числа подготовленных именно этим сотрудником аспирантов. Чаще всего звание профессора получает соискатель, который уже занимает должность профессора или занимается административной работой самого высокого уровня (например, это может быть директор НИИ или заведующий лабораторией). Правда, в последнем случае необходимо, чтобы стаж в этой должности составлял не менее 2-х лет. При этом следует отметить, что ученое звание профессора присваивается сотруднику пожизненно. То есть даже если человек поменяет работу, просто уволится и начнет работать в другой сфере или выйдет на пенсию, он все равно останется профессором. Всего в России насчитывается более 29 тысяч человек, имеющих ученое звание профессора.

профессор

Требования к соискателю, помимо непрерывного стажа в два года, таковы:

  1. Стаж преподавательской деятельности не менее 10 лет. В идеале лучше всего на должности заведующего кафедрой в вузе с государственной аккредитацией,
  2. Не менее 5 аспирантов, прошедших обучение и защитивших кандидатскую диссертацию под руководством этого сотрудника,
  3. Написание научных трудов – не менее 50 статей в соответствующих изданиях, монографий, учебных пособий. При этом из всего этого списка не менее пяти статей должно быть опубликовано после того, как соискатель получил ученую степень доктора наук,
  4. Руководство над студентами, которые занимаются написанием курсовых работ и диссертаций,
  5. Начитка определенного количества часов по профильному для этого научного сотрудника предмету.
  6. Теоретически звание профессора должно присуждаться за высокий вклад науку, то есть важное открытие или хотя бы внедрение предложения на региональном уровне уже должно быть достаточным основанием для получения звания.

Профессия – профессор

В российских вузах для научно-педагогических работников существует должность профессора кафедры. Для того чтобы ее занять, необязательно быть профессором, но нужно иметь ученую степень доктора наук. Классический пример: сотрудник имеет ученое звание доцента, но в то же время является доктором наук, и поэтому имеет право занять должность профессора кафедры. Возможность принять его на эту должность рассматривается на уровне руководства института. Через два года после того, как человек начнет работать на этой должности, его можно будет выдвинуть на получение соответствующего ученого звания.

При этом следует отметить, что до момента получения звания зарплата будет состоять из должностного оклада, предусмотренного для этой позиции, и соответствующих надбавок. Отдельная надбавка предусмотрена для обладателей ученого звания профессора. После его получения соответственно зарплата на той же должности и с тем же окладом увеличивается на сумму этой надбавки.

Такое разграничение звания и должности характерно только для российской практики, где оно является продолжением советской традиции. В итоге в России очень редко звание профессора получают до 40 лет, хотя начинают работать на профессорской должности достаточно рано.

профессор

Сколько получает профессор в России

Уровень ежемесячного дохода профессора зависит от нескольких факторов. Во-первых, от занимаемой им должности, в соответствии с которой рассчитывается его оклад. Во-вторых, от педагогической нагрузки, от наличия гонораров за публикации, от выслуги лет, наконец, от места работы. В среднем же зарплата профессора в России составляет 45 тысяч рублей. Причем больше всего обладателей этого звания работает в Москве и Санкт-Петербурге.

Однако лидерами являются не столичные регионы, а северные, что связано с тем, что в этих регионах изначально действуют повышающие коэффициенты, компенсирующие работу в тяжелых условиях. Поэтому, например, в Ханты-Мансийске профессор получает не менее 70 тысяч рублей. Статистика также показывает достаточно высокий уровень зарплат в Республике Татарстан – более 60 тысяч рублей, в то время как в Москве уровень доходов профессоров не превышает 55 тысяч рублей, если пользоваться официальными данными.

Примеры вакансий




профессор

Как профессор может увеличить свой доход

На самом деле дела обстоят не так печально. Очень часто вузы стараются изыскать возможности для того, чтобы мотивировать своих лучших сотрудников. Например, несмотря на то, что должностной оклад в государственных вузах везде определяется по одной и той же методике, можно увидеть, что в рамках одного и того же уровня разброс зарплат может быть весьма солидным.

  • Например, в той же Москве в Университете дружбы народов профессору предлагают 65 тысяч рублей,
  • в негосударственном Университете имени Витте – 44 тысячи рублей,
  • а в Национальном университете науки и техники – 86 тысяч рублей.

Дело в том, что профессор в некоторых вузах может еще получать половину ставки научного сотрудника. В итоге его ежемесячный уровень доходов значительно возрастает.

Ведущие квалификации

В некоторых вузах стараются придумать должности с персональным окладом. Например, в Санкт-Петербурге в Гуманитарном университете профсоюзов была введена должность ведущего профессора. На нее могут назначить только сотрудников с выдающимися заслугами перед наукой вообще и университетом в частности. Там персональный оклад составляет 150 тысяч рублей.

профессор

Престижность ВУЗа

Коммерческие услуги в рамках ВУЗа

Официально увеличить сумму своего ежемесячного дохода можно и другими способами – например, некоторые институты оказывают различные платные услуги, в том числе проводят исследования по заказу коммерческих фирм.

Обсуждаем главные экономические темы с директором института социоэкономики МФЮА Александром Бузгалиным

- Здравствуйте, с вами, как всегда, в это время Александр Бузгалин, директор института социоэкономики Московского финансово-юридического университета, и мы говорим о личных деньгах в очень широком спектре проблем, которые возникают, когда нам надо эти деньги сосчитать, потратить и понять, что их у нас очень много, как у тех, кто покупает на аукционах странные вещи, или записывается в очередь на айфон, выкладывая за это годовую зарплату многих граждан Российской Федерации. Или, наоборот, почему-то их категорически не хватает и надо лезть в долг под дикие проценты. Мы не раз с вами обсуждали эти трудности. Неделю назад мы говорили на тему, которая никак не хочет устареть – что происходит с долларом, с евро, почему прыгает курс и что предпринимать рядовым гражданам. Тема вызвала изрядный отклик, но меня попросили все-таки говорить больше о заработных платах, а не о курсе валюты, поскольку это к большинству граждан России имеет более прямое отношение, нежели финансовые спекуляции. Впрочем, напомню, что от финансовых спекуляций тоже немало что зависит, поскольку, если вдруг, не дай бог, тьфу-тьфу, цена на нефть упадет, то достанется всем – учителям, врачам, пенсионерам, да и косвенно большинству других граждан Российской Федерации.

Арутюнов:

- Добрый день. Спасибо за приглашение.

Бузгалин:

- Давайте мы начнем разговор о заработных платах и в рамках этого разговора, пожалуйста, ну, какие-то общие сведения, ведь большинство считает, что доцент, не говоря уже о профессоре университета, да тем более в Москве, должен получать 100-200-300 тысяч рублей в месяц, быть уважаемым человеком…

Арутюнов:

- Я с такими доцентами, честно говоря, не знаком. Но тут очень интересная общая ситуация, что вот многие граждане думают, что преподаватели получают огромные зарплаты, а многие преподаватели, которые живут в провинции, думают, что уж в Москве-то преподаватели точно получают огромную зарплату. А те преподаватели, которые живут в Москве, думают, что вот мы, например, в МФТИ или в Высшей школе экономики, или в МГУ – получаем огромные зарплаты. На самом деле, это неправда. Потому что во всей системе высшего образования зарплаты чудовищно низкие. В реальности. Есть некий статистический шум, который министерство образования представляет, как реальные зарплаты, - это не соответствует действительности. В реальности зарплаты – мы проводили такой мониторинг некоторое время назад…

Бузгалин:

Арутюнов:

- Да. Вот мы проводили такой мониторинг, чтобы понять, к чему же привели майские указы, потому что министерство рапортовало о том, что зарплаты растут, как на дрожжах, а на самом деле ситуация следующая. Именно реальный доход на одну ставку – а одна ставка это очень условное понятие…

Бузгалин:

- Одна ставка – это нормальная работа преподавателя в соответствии с нормами, принятыми примерно во всем мире. Я сталкивался с тем, что нагрузка почти одинаковая на ставку, что в Китае, что в США, что в России, но…

Арутюнов:

- …у нас особый путь в плане ставки, потому что сейчас ставка это очень сложное понятие. Вот реальная такая характерная зарплата, которую получает преподаватель, причем, неважно, в Москве или в провинции, это в районе 20 тысяч рублей, если мы говорим о доценте.

Бузгалин:

- Напомню, кандидат наук, да?

Арутюнов:

- Вот как бы доцент, кандидат наук, в России – такая характерная сумма это в районе 20 тысяч рублей. Я не готов утверждать, что это именно средняя зарплата, таких данных у нас нет, но в реальности доцент, который работает на фултайме, тысяч 20 получает. Есть особые точки, например, в МФТИ как раз, в результате, в частности, борьбы нашего профсоюза, в институте зарплаты выше. Например, в МФТИ доцент получает в районе 70 тысяч рублей. Это стоило нам огромных усилий… Вот в Высшей школе экономики тоже примерно аналогичные зарплаты, даже, наверное, чуть-чуть повыше. В МГУ, например, зарплата ниже раза в полтора. Но интересно другое. Что любая цифра, которую я называю, никакого отношения к двукратной средней заработной плате не имеет.

Бузгалин:

- Напомню, в Москве считается, что средняя заработная плата 80 тысяч рублей. Правда, туда входят вот эти 5 миллионов в день, с одной стороны, и зарплаты многих, получающих 20 тысяч, с других стороны.

Арутюнов:

Бузгалин:

Арутюнов:

- Получается, в два раза, только не в ту сторону эти два раза. Поэтому на самом деле общая ситуация с зарплатами преподавателей очень и очень печальная.

Бузгалин:

Арутюнов:

- Я две цифры озвучу. Первая цифра – это оклад. То, что наше родное, кровное, что никак не отберешь. Средний оклад у доцента, то есть, у среднестатистического преподавателя, который должны как бы костяк образовывать, это тысяч 12-15, в среднем, по стране. Есть, конечно, исключения, но в целом это где-то в районе 12-15 тысяч рублей. Заработная плата – то есть, это плюс надбавки к окладу, это в районе от 20 тысяч рублей. Собственно, это средняя зарплата, которая получилась из нашего мониторинга. Наш опыт взаимодействия с коллегами в регионах и в Москве показывает, что, если откинуть такие пиковые точки, типа МФТИ или Высшую школу экономики, то именно это соответствует тому, что в реальности получают почти все доценты по всей стране, в том числе, и те, кто не проходил этот мониторинг, не участвовал в нем.

Бузгалин:

- Спасибо. Давайте мы сейчас попробуем пообщаться с нашими коллегами, чтобы не только москвичи были в эфире. Если не ошибаюсь, у нас Земфира на связи. Вы нас слышите. Добрый день.

Бузгалин:

- Земфира, скажите, пожалуйста, вы с Урала, представляете одну из республик нашей страны… скажите, у вас зарплаты преподавателей без степени, преподавателей со степенью, кандидата наук в каком диапазоне колеблются? Если считать одну работу, одну ставку, так сказать, а не человека, который бегает по десяти университетам днем и ночью?

- Если говорить о ставке, то в регионе неостепененный преподаватель получает 24 тысячи. Это грязными. То есть, отсюда еще нужно вычитать все налоги. 13%.

Бузгалин:

- Вот мы почти угадали. Потому что 24 тысячи минус 13%, будет 21 тысяча, наверное.

- Да, мы считали чистую зарплату.

Бузгалин:

- Да, речь шла о чистой заработной плате. Вот видите, мы почти угадали. Земфира, в каких вузах получают больше? И есть ли такие, в которых получают меньше?

- Вы знаете, я не думаю, что где-то больше получают, где-то меньше получают. Если сотрудник хочет получить больше, то он вынужден работать на двух, на трех работах. А так, чтобы получить на основной большую сумму… это нужно очень сильно постараться.

Бузгалин:

- Очень тяжелый вздох и странная фраза – надо сильно постараться. Я понимаю, что вы имеете в виду… Спасибо за включение в наш эфир, за эту справку, и давайте мы чуть-чуть продолжим разговор, а потом поговорим еще о научных сотрудниках, и мы попробуем дозвониться до одного из элитных институтов Академии наук, до главного научного сотрудника… Спасибо, Земфира. Я хотел с Андроником вот еще о чем поговорить. Не знаю, как ваши данные, профсоюза, но мне не раз приходилось сталкиваться в государственных учреждениях: и научных, и образовательных, что людей переводят на четвертьставки, для того, чтобы в четыре раза повысить заработную плату. То есть, скажем, вот человек получает 25 тысяч рублей, его переводят на четвертьставки с теми же 25 тысячами рублей, в результате зарплата вырастает до 100 тысяч рублей в месяц. И указ почти выполняется, да?

Арутюнов:

Бузгалин:

- Да, это замечательно. Я привык к другому. Извините, перебью. Про среднюю температуру по госпиталю… Когда один умер, у него температура 30, второй в горячке, у него 40, в среднем 36,6, да…

Арутюнов:

- Да, да. Вот это такие пути фальсификации… ну, не знаю, каким другим, более мягким словом это назвать, которым идут руководства очень многих вузов. В принципе, мы, конечно, их так вот абстрактно, по-человечески, можем понять, потому что денег им больше никто не давал, а за зарплату отчитаться им надо. Другой вопрос – а почему они не пытаются как-то протестовать? Есть, например, такой союз ректоров, как мы его иногда в шутку называем между коллегами, профсоюз ректоров, который по идее мог бы выступить с какими-то предложениями в министерство образования, в министерство финансов…

Бузгалин:

- А представляете, одновременная забастовка всех ректоров университетов Российской Федерации? Собираются на съезд ректоров и говорят – все, система фальсифицирует реальную жизнь в университетах, мы объявляем забастовку, ни один ректор не выходит на работу и не подписывает ни один документ. А, как министерство без отчетов жить будет?

Арутюнов:

- Я, собственно, мечтаю увидеть однажды демонстрацию преподавателей, где во главе колонны идут ректоры с флагами…

Бузгалин:

- Давайте мы переадресуем наш разговор на проблемы науки, поскольку это не менее важная для страны отрасль… А сейчас мы подключим к разговору Михаила Воейкова, главного научного сотрудника, доктора наук… Михаил Илларионович, вы нас слышите?

Воейков:

Бузгалин:

- Скажите, пожалуйста, в Академии наук-то вы, наверное, получаете знаменитые 140 тысяч в виде двойной зарплаты по отношению к региону?

Воейков:

- Ничего подобного. То, что вы говорили – фальсификация – есть и в институтах Академии наук, но далеко не все институты на это идут, по разным причинам. А я могу сказать, что вот я, доктор наук, главный научный сотрудник, получаю 30 тысяч. Кандидат наук получает 22-23 тысячи, доцент. А молодой, кончивший университет молодой человек, который пришел в любой академический институт, получает 12-15 тысяч от силы. И это большая проблема. Молодежь, талантливая молодежь, не идет… ладно, там, экономисты, они найдут, а вот физики, математики, техники – они не идут в Академию наук, они или за границу уезжают, или в бизнес идут.

Бузгалин:

- Спасибо, Михаил Илларионович, за такую справку.

Арутюнов:

Бузгалин:

- Очень хорошая формулировка, мне не приходила в голову…

Арутюнов:

- На самом деле, по поводу того, что бы произошло, если бы заработные платы увеличились и про переворот, скажу так – если бы они увеличились всерьез лет 10 назад, то да, я думаю, что переворот бы прошел. А сейчас, к сожалению, в последние годы, я это очень хорошо вижу на выпускниках и студентах МФТИ, люди заканчивают университет, смотрят к себе в кошелек, смотрят на свои перспективы по зарплатам, собирают вещички и очень часто едут за границу, если они хотят заниматься наукой. То есть, отток умов, причем, лучших на самом деле кадров, потому что это и молодые люди, он чудовищен. То есть, к примеру, вот с моего курса – я закончил мехмат МГУ – людей, которые занимаются наукой и при этом остались в стране, я думаю, что можно по пальцам одной руки пересчитать.

Бузгалин:

- Курс это сколько?

Арутюнов:

- 400 человек. Мое отделение.

Бузгалин:

- То есть, 2-3 процента.

Арутюнов:

- Я думаю, да. Все остальные или ушли в какие-то технологии, там ай-ти или еще что-то, или уехали за границу, или тапочками на рынке торгуют. Конечно, есть мнение, что преподаватель там три пары провел, а потом сидит, в носу ковыряется… На самом деле, я вот людям, которые так считают, могу предложить встать перед зеркалом и четыре часа подряд разговаривать с двумя десятиминутными перерывами. Потом повторить это несколько раз. На самом деле, вот что показал наш мониторинг, это то, что нагрузка аудиторная, причем, именно горловая, она у преподавателей совершенно чудовищная. Если физтех, в котором нагрузка у преподавателя это 12-14 пар в неделю…

Бузгалин:

- То есть, это 28 часов… Друзья, чтобы те, кто не преподает и не слушает лекции, поняли – для того, чтобы прочитать лекцию, преподаватель должен некоторое время подготовиться. А для того, чтобы подготовиться и быть на уровне современных достижений, он должен постоянно читать профессиональную литературу, причем, на языке во многом, да. Потом надо еще иногда думать… тут много всего, кроме того, что чисто говорить в аудитории.

Арутюнов:

- Ну, я бы сказал так. Вот я в среднем к паре, которую я веду там энное количество часов, если я этот предмет веду давно, я готовлюсь примерно Н пополам часов. Если это что-то новое или что-то сложное, то иногда бывает и два раза больше, чем я пару веду. И плюс к этому надо еще когда-то заниматься наукой, потому что вузы требуют с преподавателей научных публикаций совершенно внезапно. Преподаватели должны писать учебники, методички. Преподаватели должны еще заполнять кучу бумаг и т.д. то есть, вот эта нагрузка учебная, которая в физтехе еще невысокая – 14 пар в неделю по российским меркам это еще мало. То есть, во многих вузах, особенно провинциальных, люди работают по 8 часов в день.

Бузгалин:

- То есть, это 8 часов говорения. А для этого надо еще хотя бы 4, а лучше 8 – на подготовку.

Арутюнов:

- Да. Плюс бывают всякие эксперименты, как, например, в РГГУ, в какой-то момент отменили семинары и там только лекции. То есть, там все время в аудитории за сотню человек и таким образом ведутся занятия.

Бузгалин:

- Давайте так. Нас, по-моему, начнут все шпынять – вам хорошо, вы в аудитории, а не уголь в шахте добываете… Я позволю себе побыть немного адвокатом дьявола и сказать – да, когда руководитель правительства сказал, что учитель это призвание и поэтому не пеняйте на низкую заработную плату, самое парадоксальное, что он сказал правду. Быть ученым, преподавателем, учителем в школе, воспитателем в детском саду – это призвание, это творческая работа, она приносит удовлетворение, хотя она очень трудная и тяжелая. Но паразитировать на этом, мне кажется, грешно. Тем более, что для нормальной жизни преподавателю тоже нужны, как ни странно, еда, одежда и все остальные предметы жизнедеятельности человека… Поэтому проблема-то на самом деле очень серьезная. Да, это не самые обездоленные люди в нашей стране – преподаватели университетов – хотя вот ученые оказываются среди самых бедных, наверное, представителей московской интеллигенции. Это парадокс, но это правда. Да, есть элита, которая получает очень высокие доходы, есть профессора, которые получают 299, 300, 400 тысяч рублей в месяц, хотя, если сравнить с миллионом, который получает начальник отдела в корпорации, то это все равно копейки… К сожалению, ситуация тяжелая. И то, что уезжают на запад, уходят талантливые ребята в бизнес, куда угодно, но не идут в науку, причем, в элитных университетах, - это трагедия и трагедия для страны, для ее культуры, для ее экономики и даже для ее обороноспособности. Давайте подумаем, а что делать-то? Просить уважаемое правительство? Смилостивитесь, найдите денежку где-нибудь, подайте юродивому на пропитание, Христа ради?

Арутюнов:

- Вот когда мы встречаемся с преподавателями, я очень часто повторяю примерно одну и ту же фразу. Что наши университеты никому, кроме нас, не нужны. Нам – это в смысле преподавателям. То есть, государство понятно как относится к университетам, с совершенно потребительской точки зрения. Общество, к сожалению, пока не понимает, что мы теряем просто высшее образование. Только мы вместе можем добиться изменения ситуации. Собственно, опыт наших первичных организаций показывает – и МФТИ, и МГУ, и Уральский федеральный университет, и некоторые другие – нужно объединяться. Я думаю, что реальным способом объединения является создание независимых профсоюзов. В высшей школе, насколько я понимаю, мы примерно единственный независимый профсоюз – все остальное это различные филиалы Рособрнадзора – этого желтого профсоюза официального. Надо объединяться. Потому что очень важно, чтобы преподаватели внутри вуза консолидировались. Снаружи решить проблему университета совершенно невозможно. Только движение снизу, создание широких горизонтальных связей внутри университета и объединенные требования преподавателей могут изменить ситуацию. Потому что сейчас снаружи все выглядит так, будто бы в большинстве вузов все нормально. Все всех устраивает, никто не бастует, не выступает, никто не пишет статьи в прессу, никто не проводит митингов и пикетов. А раз все внешне нормально, значит, ничего делать не надо. Если преподаватели не начнут объединяться и не начнут требовать своих законных заработных плат высоких, которые дают им возможность качественно работать, то никто им этих зарплат и не поднимет. Зачем?

Бузгалин:

Аудио: Сколько реально зарабатывают преподаватели и ученые

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: