Какая зарплата у преподавателя обж

Обновлено: 19.04.2024

Надбавка за категорию педагогическим работникам — от 10 до 40 % оклада в зависимости от квалификации. В каждом регионе РФ коэффициенты устанавливаются местными нормативными актами.

Из чего состоит зарплата учителя

В качестве заработной платы педагогам начисляют или оклад, или фиксированную ставку за отработанные академические часы. Но это не единственная оплата, которую получают педагогические работники. К ней присоединяют различные надбавки. Сюда входит надбавка учителю за 1 категорию или за высший вид квалификации. Какую из них присвоят конкретному педработнику, зависит от стажа работы и результатов аттестации, которую проводят в образовательных учреждениях.

Ранее для расчета оплаты труда бюджетникам, включая педагогов, использовали Единую тарифную сетку. Но с 1 декабря 2008 года началась реформа оплаты труда, которая продолжается по сей день. Новая система оплаты труда для бюджетных учреждений (НСОТ) внедрена постановлением Правительства РФ № 583 от 05.08.2008. Реформа нацелена на то, чтобы при помощи надбавок стимулировать педагогов совершенствовать профессиональный уровень и квалификацию.

Зарплата преподавателя включает несколько составляющих:

  • оклад — это основная часть, установленная согласно квалификации;
  • надбавки (стимулирующие доплаты) — за уровень образования, ученую степень (при наличии), надбавка за квалификационную категорию, за стаж в сфере образования, премии по итогам работы за определенный период, персональный коэффициент;
  • компенсации — за сверхурочную нагрузку, совмещение должностей, за классное руководство и т. д.

Оклад педагога считают в зависимости от нормы отработанных часов за ставку. В учебную работу включают ведение уроков, проверку тетрадей, дополнительные занятия и кружки. Обычно норма для учителей общеобразовательных школ составляет 18 часов в неделю (пункт 2.8.1 приложения 1 приказа Минобрнауки РФ № 1601 от 22.12.2014). Для социальных педагогов, воспитателей в детских садах, преподавателей профтехучилищ и др. — 36 часов в неделю (пункт 2.7 вышеназванного нормативного акта).

На какие доплаты могут рассчитывать учителя

Общая зарплата педагога по новой системе формируется следующим способом: должностной оклад умножается на сумму коэффициентов всех надбавок и доплат. К компенсационным выплатам относятся:

  • доплаты за опасные условия труда (например, учителям химии и физики);
  • за ночной труд;
  • выплаты за повышенную нагрузку (например, на две ставки);
  • за сверхурочные занятия;
  • за работу в выходные и праздничные дни;
  • за проверку письменных работ;
  • за дополнительную работу — например, проведение внеклассных часов, различных конкурсов, олимпиад, экскурсий.

На региональном уровне вправе установить и другие доплаты — например, за работу в коррекционных классах, занятия с детьми-сиротами, обучение на дому для детей-инвалидов и т. д. Сельским учителям предоставляют компенсацию за электроэнергию, отопление, оплату жилья и др. Способ такой выплаты для федеральных учреждений указан в Правилах, утв. постановлением Правительства № 963 от 26.10.2013.

Порядок, условия и уровень стимулирующих выплат, включая доплаты за категорию воспитателям и педагогам, указывают в типовых положениях об оплате труда, которые принимают учредители образовательных учреждений. Для расчета обычно устанавливают повышающие коэффициенты. Всего типов квалификации три:

  • за соответствие занимаемой должности — в среднем 0,1;
  • за первую категорию — 0,15–0,25;
  • за высшую — 0,3–0,4.

В зависимости от региона их размер варьируется. Например, в Санкт-Петербурге за высший тип квалификации устанавливают коэффициент 0,35, за первую — 0,20 (приложение 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 256 от 08.04.2016). А в Тульской области за высший всего 0,15, за первый — 0,1 (пункты 15 и 23 постановления правительства Тульской области № 263 от 23.05.2014).

Если педагогический работник аттестовался на первый тип квалификации и трудится, например, в нескольких школах по совместительству, то доплату за первую категорию учителя начисляют на каждом рабочем месте, в котором он преподает (статья 287 ТК РФ, п. 46 Порядка проведения аттестации педработников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 276 от 07.04.2014).

Присваиваемые типы квалификации показывают, насколько работник соответствует профессиональным навыкам и требованиям. Чтобы получить их, учителя проходят аттестацию. Правила утверждены распоряжением Министерства образования и науки № 276 от 07.04.2014. Первый этап на соответствие занимаемой должности обязательный для всех педагогических работников. Остальные виды добровольные.

Молодые специалисты, поступившие на работу после вуза, некоторый период трудятся без аттестации, на соответствие занимаемой должности проходят через 2 года после начала трудовой деятельности по профессии. Затем ее подтверждают не реже чем один раз в 5 лет (часть 2 статьи 49 ФЗ № 273).

Почти все коэффициенты утверждаются федеральными или региональными нормативными актами. А персональный — единственный коэффициент, который определяет руководство образовательного учреждения на свое усмотрение.

Размеры коэффициентов для стимулирующих выплат учителям

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как устанавливается оплата труда преподавателей. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие доплаты положены учителям первой категории

Рассчитать размер оплаты по новой системе просто. Чтобы узнать, сколько доплачивают учителю за 1 категорию, необходимо величину оклада умножить на повышающий коэффициент — например, 0,2.

  • нагрузка 20 часов в неделю;
  • оклад — 7000 руб.;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • доплата за 1 категорию — 0,2;
  • за проверку ученических работ — 0,1.

Какие доплаты положены учителям высшей категории

Аналогичный принцип действует для учителей высшего типа квалификации. Рассчитаем, сколько доплачивают учителю за высшую категорию, для этого размер оклада умножим на повышающий коэффициент, например 0,3, и получим необходимую величину.

  • оклад — 7000 руб.;
  • работает в неделю 22 часа;
  • надбавка за стаж — 700 руб.;
  • повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 0,3;
  • за проверку ученических работ — 0,1.

Стимулирующие выплаты учителям

Эти выплаты устанавливают, чтобы стимулировать педагогов совершенствовать профессионализм и педагогические навыки. В письме Министерства образования и науки № ВП-1992/02 от 29.12.2017 перечислены надбавки стимулирующего характера. Среди них:

  • за достижения учеников;
  • непрерывный стаж;
  • категорию;
  • образование;
  • ученую степень;
  • ежеквартальные и ежегодные премии по итогам работы и др.

В среднем за стаж коэффициенты составляют:

Стаж Размер, %
для молодых специалистов без опыта работы 30
от 3 до 5 лет 5
от 5 до 10 лет 10
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30

Подобным образом устанавливают коэффициенты за образование (например, высшее — 40 %, среднее специальное — 30 %). Отдельные показатели определяют для педагогов со степенью бакалавра, магистра, специалиста. Дополнительно стимулируют преподавателей с ученой степенью — профессора, доцента, доктора или академика наук.

Отдельные размеры повышающих показателей иногда определяют для проверки письменных работ учеников, в зависимости от предмета, сложности и наполняемости классов:

Предметы До 20 человек От 20 человек и более
По специальности 10 % 15 %
Общеобразовательные
по математике, русскому языку, родному языку и литературе 8 % 12 %
по иностранному языку 7 % 10 %

Глебов Александр Александрович

Считаю, что маловато будет! Знаю по своему городскому методическому объединению! Почему? На мой взгляд, причин тут много.

  • не всякого мужчину может удовлетворить современная зарплата учителя, особенно в первые годы становления:;
  • работать с современными детками - это не в армии: "Равняйсь, смирно, слушай сюда!", надо быть ПЕДАГОГОМ!
  • кроме уроков у преподавателя ОБЖ еще и огромный "сундук" других обязанностей: вести документацию школы по ГО, работа по постановке на воинский учет юношей (один сбор документов для военкомата чего стоит!), , директор обязательно еще и пожарную безопасность и антитеррор на вас "повесит"; всякие спартакиады, дежурства по школе и т.д. и т.п. ;
  • расписание уроков ОБЖ (как правило!) планируется по принципу: предмет второстепенный, можно побольше в субботу "втолкнуть", или последними уроками, а вот в понедельник обязательно в первые часы!
  • кабинет (учебно-материальную базу) совершенствуй сам, денег на другие важные предметы не хватает, ОБЖ как нибудь обойдется, там ничего сложного нет, ЕГЭ по нему дети не сдают!

Валентина Алексеевна Латышева

Согласна с Вами. В пеподаю ОБЖ в принудительно-обязательном порядке. Бывший медик,сейчас психолог. ГО не проблема, а вот основы воинской службы обхожу стороной. Предмет интересный. Самостоятельно разработала уроки-презентации: Усталость и как себе помочь; Защита от нападения собаки; Аллергия и как ее предотвратить; Клещевой энцефалит; Методы самообороны и т.д. За уроки получаю копейки, т.к. по тарифной сетке оплата ниже экономики. Вот так и выкручиваются в школах.

Иванова Елена Николаевна

Александр Александрович, о какой второстепенности Вы говорите.Если ОБЖ по новым ФГОСам являются обязательным предметом, а физика,химия и ряд других предметов нет.ОБЖ подняли на уровень русского языка и математики.Куда уж выше! Единственно коэффициент сложности ниже.Но согласитесь,при всей специфичности предмета, его сложность нельзя сравнить с русским языком, математикой физикой и химией.А то, что мужчин мало работает в школе плохо. Наверное у них более нежная нервная система и не каждый может выдержать нагрузки, которые выдерживают женщины.Да и важный фактор зарплаты,действительно, часто бывает решающим.

Глебов Александр Александрович

Уважаемая Елена Николаевна! Новые ФГОСы станут обязательными аж в 2018 году. А пока все опять остается на усмотрение директоров школ. Мне так курирующий завуч и сказала, что в интересах лицея ОБЖ может и подождать. А смотрите, что делается с обстановкой в России в плане всяких ЧС. Наводнение на Кубани, лесные пожары, ежедневные ДТП на дорогах, пожары и т.д. и т.п.. А некоторые чиновники от образования считают, что ОБЖ подождет до лучших времен, а дети и сами пусть учатся выживать в современной непростой обстановке. Да что говорить! Все зависит от директора, а не ФГОСа! Или я не прав. И еще,Елена Николаевна! Я нисколько не умаляю роль перечисленных Вами предметов и их сложность. Каждый предмет имеет свою специфику и значимость. Но нельзя забывать о важнейших правилах поведения в той или иной чрезвычайной обстановке. Забыл формулу по физике, химии, математике - жизнь не остановится! А вот в сложной обстановке в ЧС теряться и паниковать нельзя! Еще А.В.Суворов говорил, что от "немогузнаек" большие беды и они первыми гибнут в бою"! А унас и в мирное время природа может (да и человеческий фактор!)такое "выкинуть",что сравнимо с боем за жизнь и спасение. С уважением - А.А.

Иванова Елена Николаевна

Абсолютно согласна с Вашим мнением и позицией,Александр Александрович! Но таких как Вы преподавателей ОБЖ меньшинство, к сожалению. Чаще бывает, как писала Валентина Алексеевна, предмет ведут не специалисты и он является просто догрузкой. Оценки выставляются формально, практических занятий нет вообще.А порой этот предмет ,ведущий учитель заменяет на свой основной. Вот Вам и вся подготовка. А для того, чтобы отношение было серьёзное к предмету, нужны подготовленные кадры. И Вы правы,что школа должна быть оснащена всем необходимым для проведения занятий. И даже если в каждом классе будет только 1 час в неделю, можно хорошо подготовить ребят при хорошей материально-технической базе и квалифицированных кадрах. А пока этого нет очень жалко ,когда драгоценные часы пропадают.Очень не хочется отдавать их на формальное ведение: чтение и конспектирование параграфов,пересказы и списанные с интернета рефераты,как доказательство прохождения программы.

Маринюк Людмила Георгиевна

Согласна. что мало настоящих преподавателей. Специфика предмета и та дополнительная нагрузка, в виде документации по ГО и военному учёту и т д и низкая оплата не привлекает мужчин! Очень много зависит от преподавателя ОБЖ. У меня муж офицер в запасе преподаёт в гимназии. Вкладывает душу и много учеников с благодарностью приходит к нему после выпуска. Мне самой 3 года приходилось заниматься в нашей школе ОБЖ ( я учитель физкультуры) И мои ребята занимали призовые места во многих конкурсах. Сначала мне помогал муж! Но я и сама освоила и разборку- сборку автомата и строевой шаг и многое другое Главное желание учителя совершенствоваться и расширять свой кругозор. А главное давать детям знание! И не надо сравнивать предметы по значимости. В критической ситуации именно знания по ОБЖ могут спасти жизнь, а не математика и русский язык!

Мурашкин Юрий Анатольевич

Скляренко Антонина Николаевна

Вы правы, Елена Николаевна: и школа должна быть оснащена всем необходимым для проведения уроков, и подготовленные кадры должны быть, особенно мужчины. У нас в школе мужчин-педагогов совсем нет. Мне отдали часы ОБЖ в нагрузку, хотя я учитель биологии. И права Людмила Георгиевна: нельзя сравнивать предметы по значимости, уроки ОБЖ очень нужны в школьной программе. У нас в школе по федеральному компоненту по 1 часу выделено в 8, 10, 11 классах. В 5, 6, 7, 9 классах по 0,5 часов, по региональному компоненту, могут убрать в любой момент.

Бондарев Алексей Иванович

Всем добрый вечер!Я не работаю учителем ОБЖ, но занимаюсь охраной труда, поэтому я поддерживаю мнение о том, чтобы изменить статус преподавателя-организатора ОБЖ - зам.директора по безопасности.

Туруновская Эльза Андреевна

Туруновская Эльза Андреевна

Урманов Михаил Юрьевич

Шесть лет боролся за свою должность и победил, с 1 января я стал зам директора по безопасности.А почему уходят со школы мужщины, я думаю что проблема не только в деньгах , а в коллективе(в основном женском).Бывшие военные невыдерживают постоянные склоки и скандалы!

Все зависит от него самого, от того, как он поставит себя в общении с коллегами, с администрацией, насколько он успешен и востребован. За 21 год работы сначала учителем, а затем и преподавателем-организатором ОБЖ, ни одному директору школы (при мне - третий, и все они - слабого пола) не пришло в голову отменить уроки по ОБЖ в тех классах, в которых в соответствии с БУПом их не должно было быть. Неоднократно ставился вопрос о введении должности заместителя директора по безопасности, но я не поддерживаю такое предложение. В Москве уже много лет такая должность введена в обязательном порядке, но, читая наши профильные журналы ("Основы безопасности жизни", "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Военные знания"), прихожу к выводу, что с ОБЖ и там далеко не благополучно. Шагинян Илья Аркадьевич, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №2 с. Чалтырь Ростовской области.

Урманов Михаил Юрьевич

Должность зам директора практически ничем не отличается от преподавателя ОБЖ. И С Вами Илья Аркабевич полностью согласен. но когда директор школы заявляет что самое главное учебной процесс (она и правва0а детей на соревнования не дам что делать, кого вести себя?

Мурашкин Юрий Анатольевич

Не согласен с Михаилом Юрьевичем, должностные обязанности "зама" по безопасности и преподавателя-организатора ОБЖ различаются во многом. Во-первых у "зама" больше функционал, больше прав и возможностей в области безопасности школы.

Джанзаков Равиль Хабибуллович

Я с вами абсолютно согласен Александр Александрович. Предмет ОБЖ я преподаю в течении 11лет. Пришёл к выводу о том, что к окончанию школы если у человека мало положительных привычек, то и после вряд ли он изменится.Предмет нужен человеку по жизни.Само название говорит об этом.

Глебов Александр Александрович

Чернышев Александр Юрьевич

Александр Александрович, разделяю Вашу позицию. Не следует противопоставлять ОБЖ другим предметникам. Ведь поведение во время ЧС зависит не только от навыков, но и от ценностей. А это наша общая забота: и историка, и физика, и географа.
Если в обществе культивируется отношение, что все продается и покупается, то навыки спасения на водах, конечно, небесполезны, но недостаточны. Надо менять отношение, работать над повышением правовой и общей культуры, чтобы ЧС происходило как можно меньше. Так что, мы с вами должны работать в одном направлении. Я бы с Вами, расматривая на уроке обществознания проблему мирового терроризма, с удовольствием провел бы интегрированный урок. Так что отношение директоров школ к ОБЖ как к довеску - это не педагогический, а формально-бюрократический подход.Тут еще и идеологический аспект. Как заявил министр культуры, эпоха Путина - это эпоха возрождения России. Хотя за эти 12 лет по сравнению с поминаемыми Вами 90-ми, техногенных катастроф, думаю, меньше не стало.Тогда катастрофы были следствием всобщего распада. А сейчас приобрели уже системный характер. Возьмите, например, ночной клуб "Хромая лошадь" или трагедию теплохода "Булгария". А это страшнее. Так что статус ОБЖ безусловно нужно повышать, интегрируя его с другими дисциплинами и в целом с системой воспитательной работы учебного заведения.

Глебов Александр Александрович

Да, Александр Юрьевич,статус курса ОБЖ нужно поднимать.Вы правы, катастрофы и ЧС приобрели системный характер.Значит и преподавание ОБЖ должно вестись системно:в каждой параллели и подготовленными к этому учителями. Дай Бог, чтобы это поскорее произошло!

Урманов Михаил Юрьевич

Александр Александрович. Вы правы, что нужно поднимать статус ОБЖ. Сейчас у Нас. на Дальнем востоке, ЧС, наводнение. так всё начальство обратилось к нам , преподавателям ОБЖ: разработай памятки. проведи занятия и тренировки. организуй ПВР граждан и.т.д. У нас в России, "Пока гром из ясного неба не ударит. мужик не перекреститься".

Мурашкин Юрий Анатольевич

Вот, коллеги, действительно когда "гром грянет" вспоминают и про предмет ОБЖ и про безопасность школы. Предлагаю ещё раз поднять вопрос об обязательном введении в школах должности заместителя директора по безопасности.

Сколько вообще на Кубани учителей? Всего в школах региона работают 37,3 тыс. учителей. Молодых педагогов (в возрасте до 35 лет) — 8,2 тыс., рассказали в минобре Кубани. При этом, как уточнили в департаменте образования Краснодара, в муниципальных школах города трудятся 6 тыс. 117 учителей. Молодых учителей из них 1 тыс. 850.

В разговоре с журналистом Юга.ру активистка Яна Антонова отметила, что родители учеников многих школ Краснодара жалуются на нехватку педагогов.

По ее словам, дефицит кадров — одна из причин, почему детей переводят на шестидневку. Женщина сказала, что учителя увольняются из-за высокой нагрузки при низких зарплатах, а классы в краснодарских школах переполнены. Чтобы привлечь внимание к проблеме, в понедельник, 13 сентября, Антонова встала в одиночный пикет напротив здания краевой администрации.

На Кубани правда не хватает учителей? По официальным данным министерства образования края, ежегодно в регионе сохраняется до 1,5 тыс. вакансий учителей. При этом в банке вакансий службы труда и занятости населения Краснодарского края можно увидеть несколько иные цифры.

В ведомстве уточнили, что больше всего в школах не хватает учителей начальных классов, иностранного языка, математики, физики, русского языка и литературы. Острый дефицит кадров в учреждениях Сочи, Геленджика, Динского района и Краснодара.

В беседе с Юга.ру учительница из Краснодара отметила, что в новой начальной школе на Западном Обходе учителя работают на две ставки: утром педагог ведет уроки у третьего класса, а с обеда занимается с четвероклашками. По словам женщины, подобное совмещение могло создать ситуацию, когда по бумагам вакансий меньше, чем необходимо в реальности. В подтверждение этих слов краснодарка Валерия вспомнила, что в ее школе в ЮМР учителя истории вели информатику.

Если ориентироваться на банк вакансий службы занятости, то можно увидеть, что в Краснодаре 265 вакансий учителей, свободных мест 388. Подчеркнем, что это приблизительные цифры.

Сколько зарабатывают кубанские учителя в 2021 году? Подобный запрос Юга.ру направляли в министерство образования края в прошлом году. Редакция спрашивала о средней зарплате учителей и директоров в школах. Тогда в ведомстве назвали среднюю заработную плату педагогов с учетом отпускных, а зарплату директоров школ — без них.

Отпускные — это оплата отпуска сотрудника, которая является обязанностью работодателя. Ежегодно каждому сотруднику предоставляется оплачиваемый отдых продолжительностью от 28 календарных дней. Часто отпускные оказываются меньше зарплаты. В школах отпуск учителей длится около 56 дней.

Чтобы не было разночтений, в этом году Юга.ру специально попросили озвучить зарплаты учителей и директоров с учетом отпускных. В министерстве опять посчитали иначе и указали зарплату директора без отпускных. Получилось, что в среднем за первые полгода 2021 года директор кубанской школы зарабатывал 52 тыс. 153 рубля в месяц, а учитель — 39 тыс. 178 рублей.

Внести ясность помог ответ департамента образования Краснодара. Там указали зарплаты в соответствии с запросом Юга.ру. Выяснилось, что средняя заплата руководителей городских общеобразовательных организаций с учетом отпускных — 69 тыс. 352 рубля, а педагогов — 39 тыс. 341 рубль .

Впрочем, учитель одной из начальных школ Краснодара со стажем более 40 лет поставила под сомнение озвученные суммы:

Юга.ру попросили прокомментировать молодую учительницу биологии одной из сельских школ Динского района цифры, озвученные краевым министерством:

Оклад (ставка) учителя зависит от количества детей в классе и часов (уроков в неделю). От этих показателей зависит надбавка за проверку тетрадей.
Дополнительно педагоги могут получать выплаты за классное руководство (9 тыс. рублей в месяц), выслугу лет, внеурочную деятельность, кружки и прочую нагрузку.

Учительница биологии рассказала, что она зарабатывает 19–20 тыс. рублей в месяц. Помимо оклада, в эту сумму включена доплата за внеурочную деятельность (порядка 300 рублей), проверку тетрадей (500 рублей), выплата как молодому специалисту (3 тыс. рублей) и прочие надбавки.

Примерно такие же зарплаты указаны в банке вакансий, о котором писалось выше. Так, например, оклад учителя начальной школы в станице Новорождественской составляет 15–19 тыс. рублей, а в школе Крымска еще меньше — от 12 тыс. 792 до 15 тыс. 700 рублей. Преподавателю математики в средней школе хутора Сухие Челбасы готовы платить 15–20 тыс. рублей.

Оклад учителя географии в краснодарской школе № 46 — от 18 тыс. рублей, учителя физики в школе № 84 — до 20 тыс. рублей. Зарплата преподавателя ОБЖ в гимназии № 18 повыше — 30–35 тыс. рублей.

Надбавка за категорию педагогическим работникам — от 10 до 40 % оклада в зависимости от квалификации. В каждом регионе РФ коэффициенты устанавливаются местными нормативными актами.

Из чего состоит зарплата учителя

В качестве заработной платы педагогам начисляют или оклад, или фиксированную ставку за отработанные академические часы. Но это не единственная оплата, которую получают педагогические работники. К ней присоединяют различные надбавки. Сюда входит надбавка учителю за 1 категорию или за высший вид квалификации. Какую из них присвоят конкретному педработнику, зависит от стажа работы и результатов аттестации, которую проводят в образовательных учреждениях.

Ранее для расчета оплаты труда бюджетникам, включая педагогов, использовали Единую тарифную сетку. Но с 1 декабря 2008 года началась реформа оплаты труда, которая продолжается по сей день. Новая система оплаты труда для бюджетных учреждений (НСОТ) внедрена постановлением Правительства РФ № 583 от 05.08.2008. Реформа нацелена на то, чтобы при помощи надбавок стимулировать педагогов совершенствовать профессиональный уровень и квалификацию.

Зарплата преподавателя включает несколько составляющих:

  • оклад — это основная часть, установленная согласно квалификации;
  • надбавки (стимулирующие доплаты) — за уровень образования, ученую степень (при наличии), надбавка за квалификационную категорию, за стаж в сфере образования, премии по итогам работы за определенный период, персональный коэффициент;
  • компенсации — за сверхурочную нагрузку, совмещение должностей, за классное руководство и т. д.

Оклад педагога считают в зависимости от нормы отработанных часов за ставку. В учебную работу включают ведение уроков, проверку тетрадей, дополнительные занятия и кружки. Обычно норма для учителей общеобразовательных школ составляет 18 часов в неделю (пункт 2.8.1 приложения 1 приказа Минобрнауки РФ № 1601 от 22.12.2014). Для социальных педагогов, воспитателей в детских садах, преподавателей профтехучилищ и др. — 36 часов в неделю (пункт 2.7 вышеназванного нормативного акта).

На какие доплаты могут рассчитывать учителя

Общая зарплата педагога по новой системе формируется следующим способом: должностной оклад умножается на сумму коэффициентов всех надбавок и доплат. К компенсационным выплатам относятся:

  • доплаты за опасные условия труда (например, учителям химии и физики);
  • за ночной труд;
  • выплаты за повышенную нагрузку (например, на две ставки);
  • за сверхурочные занятия;
  • за работу в выходные и праздничные дни;
  • за проверку письменных работ;
  • за дополнительную работу — например, проведение внеклассных часов, различных конкурсов, олимпиад, экскурсий.

На региональном уровне вправе установить и другие доплаты — например, за работу в коррекционных классах, занятия с детьми-сиротами, обучение на дому для детей-инвалидов и т. д. Сельским учителям предоставляют компенсацию за электроэнергию, отопление, оплату жилья и др. Способ такой выплаты для федеральных учреждений указан в Правилах, утв. постановлением Правительства № 963 от 26.10.2013.

Порядок, условия и уровень стимулирующих выплат, включая доплаты за категорию воспитателям и педагогам, указывают в типовых положениях об оплате труда, которые принимают учредители образовательных учреждений. Для расчета обычно устанавливают повышающие коэффициенты. Всего типов квалификации три:

  • за соответствие занимаемой должности — в среднем 0,1;
  • за первую категорию — 0,15–0,25;
  • за высшую — 0,3–0,4.

В зависимости от региона их размер варьируется. Например, в Санкт-Петербурге за высший тип квалификации устанавливают коэффициент 0,35, за первую — 0,20 (приложение 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 256 от 08.04.2016). А в Тульской области за высший всего 0,15, за первый — 0,1 (пункты 15 и 23 постановления правительства Тульской области № 263 от 23.05.2014).

Если педагогический работник аттестовался на первый тип квалификации и трудится, например, в нескольких школах по совместительству, то доплату за первую категорию учителя начисляют на каждом рабочем месте, в котором он преподает (статья 287 ТК РФ, п. 46 Порядка проведения аттестации педработников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 276 от 07.04.2014).

Присваиваемые типы квалификации показывают, насколько работник соответствует профессиональным навыкам и требованиям. Чтобы получить их, учителя проходят аттестацию. Правила утверждены распоряжением Министерства образования и науки № 276 от 07.04.2014. Первый этап на соответствие занимаемой должности обязательный для всех педагогических работников. Остальные виды добровольные.

Молодые специалисты, поступившие на работу после вуза, некоторый период трудятся без аттестации, на соответствие занимаемой должности проходят через 2 года после начала трудовой деятельности по профессии. Затем ее подтверждают не реже чем один раз в 5 лет (часть 2 статьи 49 ФЗ № 273).

Почти все коэффициенты утверждаются федеральными или региональными нормативными актами. А персональный — единственный коэффициент, который определяет руководство образовательного учреждения на свое усмотрение.

Размеры коэффициентов для стимулирующих выплат учителям

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как устанавливается оплата труда преподавателей. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие доплаты положены учителям первой категории

Рассчитать размер оплаты по новой системе просто. Чтобы узнать, сколько доплачивают учителю за 1 категорию, необходимо величину оклада умножить на повышающий коэффициент — например, 0,2.

  • нагрузка 20 часов в неделю;
  • оклад — 7000 руб.;
  • надбавка за стаж — 500 руб.;
  • доплата за 1 категорию — 0,2;
  • за проверку ученических работ — 0,1.

Какие доплаты положены учителям высшей категории

Аналогичный принцип действует для учителей высшего типа квалификации. Рассчитаем, сколько доплачивают учителю за высшую категорию, для этого размер оклада умножим на повышающий коэффициент, например 0,3, и получим необходимую величину.

  • оклад — 7000 руб.;
  • работает в неделю 22 часа;
  • надбавка за стаж — 700 руб.;
  • повышающий коэффициент за квалификационную категорию — 0,3;
  • за проверку ученических работ — 0,1.

Стимулирующие выплаты учителям

Эти выплаты устанавливают, чтобы стимулировать педагогов совершенствовать профессионализм и педагогические навыки. В письме Министерства образования и науки № ВП-1992/02 от 29.12.2017 перечислены надбавки стимулирующего характера. Среди них:

  • за достижения учеников;
  • непрерывный стаж;
  • категорию;
  • образование;
  • ученую степень;
  • ежеквартальные и ежегодные премии по итогам работы и др.

В среднем за стаж коэффициенты составляют:

Стаж Размер, %
для молодых специалистов без опыта работы 30
от 3 до 5 лет 5
от 5 до 10 лет 10
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30

Подобным образом устанавливают коэффициенты за образование (например, высшее — 40 %, среднее специальное — 30 %). Отдельные показатели определяют для педагогов со степенью бакалавра, магистра, специалиста. Дополнительно стимулируют преподавателей с ученой степенью — профессора, доцента, доктора или академика наук.

Отдельные размеры повышающих показателей иногда определяют для проверки письменных работ учеников, в зависимости от предмета, сложности и наполняемости классов:

Предметы До 20 человек От 20 человек и более
По специальности 10 % 15 %
Общеобразовательные
по математике, русскому языку, родному языку и литературе 8 % 12 %
по иностранному языку 7 % 10 %

Любомир Сухарев

Александр, а есть НПА, согласно которому необходимо присутствовать на рабочем месте, если нет задач по должности?

Александр Грибов


Александр Грибов ответил Любомиру

Александр Грибов


Александр Грибов ответил Любомиру

Любомир Сухарев

Александр, насколько я понимаю, 20 часов – это организационная работа (военкомат, подготовка в военно-патриотическим мероприятиям), пожарной охране отводится. ну сколько там времени пробежаться с журналом и огнетушители проверить? Методических дней сейчас нет, 536 приказ и впрямь разрешает не присутствовать, если нет задач по должности. Значит, должен быть НПА, который запрещает покидать рабочее место. Если его нет, то 536 приказ в силе

Александр Грибов


Александр Грибов ответил Любомиру

Любомир Сухарев

Александр, так организационная работа не требует нахождения на рабочем месте, методдней нет, как я и написал, 536 приказ позволяет самоподготовкой заниматься дома. Что тогда запрещает по закону?

Марина Донина

Татьяна Минакина


Татьяна Минакина

В Вашу ставку (36 часов) входит 9 уроков-это обязательное условие ставки. Действительно, Вы должны присутствовать на работе все 36 часов: это 9 уроков+проведение обучения персонала+подготовка документации по го и чс+проведение дополнительных занятий с ЮИДовцами и по обучению пдд+подготовка и проведение учебных тренировок со всеми участниками образовательного процесса(не менее 4 в год) и недель (дней) безопасности+посещение курсов по го и чс. Это я перечислила только основные "большие" обязанности преподавателя-организатора обж поэтому есть, чем себя занять в эти 36 часов. А один час Вам оплачивается сверх ставки, как учителю обж(это другая должность, соответственно другая оплата).

Татьяна Минакина


Татьяна Минакина

И еще, продолжительность рабочего времени преподавателя-организатора обж в приказе Минобрнауки 1601, приложение 1,пункт 2.1

Любомир Сухарев

Татьяна, вот, вот за такое разъяснение огромная благодарность, все подробно.
Но:
Ни одного приказа по обучению персонала я не получил;
Допзанятия с ЮИД не проводятся;
ПДД ведет социальный педагог;
Тренировки по АТД и пожарке только с письма МЧС.
Работа с документацией опять же не налагает обязанности находиться на работе, с этим и своим компьютером справился бы эффективнее. Курсы по ГОЧС давно пройдены, да и если бы проходил, то не в школе.
Потому и спрашиваю, что моё нахождение в школе в те дни, когда ничем это не занят, целесообразным не считаю. Просто нет работы по профилю, требующей нахождения на рабочем месте

Татьяна Минакина


Татьяна Минакина

Даже, если Вы не получаете никаких приказов и указаний, Вы должны выполнять должностные обязанности преподавателя-организатора обж. Поэтому, Вы или самостоятельно их найдите, или спросите у администрации, так как Вы будете нести ответственность за все, что там написано, и никто не посмотрит, что Вам не выдали приказов. И второе, к сожалению, даже если Вам совсем нечего делать, эта должность не позволяет работать дома(как должность учителя), эта должность требует 36-часового присутствия на рабочем месте(за исключением необходимости покидать его по рабочей необходимости: конкурсы, совещания . ).

Татьяна Минакина


Татьяна Минакина

Эта должность не относится к 536 приказу (он касается учителей), она относится к приказу минобрнауки 1601.

Любомир Сухарев

ну естественно, я не собираюсь бездельничать и вульгарно прогуливать. При необходимости присутствия на рабочем месте я непременно на нем буду. Вот второе у меня до сих пор под вопросом, поскольку пункт 2.4 приказа 536 прямо заявляет, что при отсутствии учебных занятий и ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ день считается свободным , и присутствие необязательно. С одной стороны да, мне платят за 36 часов, но с другой – за 36 часов именно работы, а не нахождения на рабочем месте. Вам за ответы большое спасибо ещё раз, но думаю, что за консультацией все-таки обращусь в РОО, ибо момент сильно расплывчатый.

Татьяна Минакина


Татьяна Минакина

Я не просто это Вам говорю, у меня 7 лет стажа преподавателя-организатора обж, 6 лет стажа зам.директора по учебной работе, поэтому могу утверждать со 100-процентной уверенностью , что это именно так, как я написала выше.

Любомир Сухарев

я вам верю, но увы, в образовании сплошь и рядом преподаватели выполняют работу, которую не должны выполнять, и не знают об этом (например, на меня повесили по инструкции ГО ЧС дополнительные обязанности, за которые должен отвечать зам по АХЧ, и кое-как справедливости добился). Лишний раз поговорить с умными людьми все равно не мешает, и даже если все так, как вы описали, ущерба не будет, всего лишь ликбез по правоприменению приказов

Читайте также: