Какая зарплата у декана

Обновлено: 18.05.2024

ТОЛК

У деканов Алтайского госуниверситета зарплата в 2019 году выросла на 10% – до 169 тыс. рублей в среднем в месяц. У преподавателей она превысила 32 тыс. рублей. Об этом рассказал в своем отчете 28 января ректор АлтГУ Сергей Бочаров.

Из таблицы, приведенной им в ходе отчета, следовало, что средние зарплаты профессорско-преподавательского состава в прошлом году оказались следующими.

  • Декан/директор экономического института – 169,7 тыс. рублей (+ 23,7% к 2018 году),
  • Завкафедрой – 104,6 тысячи (+ 10,6%),
  • Профессор – 67,2 тысячи (+ 23,5%),
  • Доцент – 49,6 тысячи (+8,6%),
  • Старший преподаватель – 34,9 тысячи (+ 6,9%),
  • Преподаватель – 32,2 тысячи (+13,7%),
  • Ассистент – 32,7 тысячи (+20,7%).

Таким образом, декан получал в пять раз больше преподавателя и даже ассистент – больше него.

Впрочем, данные цифры, сообщают очевидцы, вызвали в зале усмешки и фырканье.

На конец 2019 года в АлтГУ работали 1623 человека, из них профессорско-преподавательский состав – 542 человека, то есть всего лишь треть. В целом по всему штату средняя зарплата возросла только на 3,3%.

Ректор АлтГУ назвал сквер на Сахарова у вуза пятачком для справления нужды

По мнению Сергея Бочарова, вырубить придется "15 кленов", на смену которым вуз разобьет зимний сад

В Алтайском крае в 2022 году откроют музей "Подземелье Кощея"

Какие изменения ждут российских пенсионеров в 2022 году

Кто такая Елена Блиновская, и почему она хотела утопить Собчак

Ученые обнаружили во Франции новый штамм коронавируса

В алтайском селе заметили диких рысей, которые стали душить кроликов

Владелец сети магазинов "Домоцентр" Кулигин умер на Алтае от сердечного приступа

Лента новостей

В Алтайском крае в 2022 году откроют музей "Подземелье Кощея"

Какие изменения ждут российских пенсионеров в 2022 году

Кто такая Елена Блиновская, и почему она хотела утопить Собчак

Ученые обнаружили во Франции новый штамм коронавируса

В алтайском селе заметили диких рысей, которые стали душить кроликов

Стоимость вторичного жилья в Барнауле подскочила почти на треть

Владелец сети магазинов "Домоцентр" Кулигин умер на Алтае от сердечного приступа

В Алтайском крае с начала января умерли 99 заболевших коронавирусом человек

В Бийске пассажирский автобус насмерть сбил пешехода

В Бийске ребенок сломал ногу, катаясь на бублике с горки

Участница шоу "Пацанки" напала с ножом на своих родителей

Пенсионер из Алтайского края перевел мошенникам 3,7 млн рублей личных сбережений

В Новосибирске парень убил в подъезде бывшую возлюбленную и станцевал на камеру

Ксения Собчак заявила, что её хотели утопить в Катуни на Алтае

На алтайском Лебедином заказнике усилили охрану после инцидента на озере

Турнир по хоккею на валенках пройдет 4 января в Барнауле

Барнаулец пожаловался, что купил красную икру с паразитами

В Барнауле несколько экипажей ДПС устроили ночную погоню за лихачом

"Море" разлилось во дворах жилых домов в центре Барнаула ранним январским утром

Иномарка влетела в АЗС возле поселка Солнечный – погиб пассажир

В Сети появилось видео, как люди провалились под лёд на Лебедином озере

Соцсети: в Барнауле обнаружили труп в уличном туалете

Настасьин день 2022. Как правильно провести день святой Анастасии

Потепление до +3 градусов пришло в Алтайский край 4 января

В Сибири восемь детей и женщина отравились хлором в бассейне

Священник ответил, можно ли кататься на коньках в Рождественский пост

В 2022-м у ГИБДД могут появиться экспресс-тесты для выявления пьяных водителей

В Алтайском крае пожарный извещатель спас дом многодетной семьи

Соцсети: на Лебедином озере желающие обойти очередь провалились в ледяную воду

В Бийске в конце декабря пропал высокий худощавый мужчина в темной одежде

За сутки в Алтайском крае поставили прививку от коронавируса всего 15 человек

В Instagram от лица спикера парламента Чечни действует мошенник-шантажист

Эксперт объяснила, насколько увеличились пенсии и доплаты в 2022 году

Названы пять "суперпродуктов" для укрепления иммунной системы

Сексолог рассказал об опасности повышающих сексуальное желание продуктов

Фортуна пробудилась: что принесет звездопад Квадрантиды 3-4 января

Стало известно, продлят ли зимние каникулы в России

В Новосибирске таксист избил, а потом сбил на автомобиле журналистку

В Камне-на-Оби сфотографировали завораживающе красивые световые столбы

Еще в одном регионе России выявили случай заражения "омикроном"

От того как будет развиваться экономика нашей страны, зависит наше будущее и будущее наших детей и внуков. Но чтобы экономика развивалась, необходимы высококвалифицированные специалисты в различных отраслях хозяйства.

Нужны грамотные инженеры, строители, врачи, агрономы и ученые. Но для того чтобы подготовить всех этих специалистов нужны преподаватели высшей школы, которым по плечу такая сложная задача. Сколько же зарабатывают преподаватели вузов, на которых возложена такая сложная и ответственная миссия?

1

Профессиональные обязанности

У преподавателей вузов много профессиональных обязанностей. Они занимаются преподавательской деятельностью, разрабатывают учебные программы дисциплин, обеспечивают индивидуальные программы обучения студентов и организуют их научно-исследовательскую деятельность.

Кроме этого, они обязаны заниматься собственной научной деятельностью, готовить и выступать с докладами на научно-практических конференциях, симпозиумах. Также необходимо публиковать материалы своих исследований в научных журналах, писать статьи, методические пособия и монографии.

Что влияет на зарплату вузовского преподавателя

Величину зарплаты преподавательского состава вузов оказывают влияние следующие особенности:

Наличие ученой степени и ученого звания

Если ученой степени у молодого преподавателя нет, то он может рассчитывать на зарплату не выше 10-12 тыс. руб. А вот доцент, на этой же должности заработает в два раза больше. Профессор же получит около 50 тыс. руб. Что стимулирует преподавателей к занятию научной деятельностью и повышению уровня своего образования.

Кроме того, за ученую степень предусмотрены доплаты. Кандидату наук доплачивают 3000 руб., а доктору наук – 7000 руб. Эти доплаты включены в должностные оклады сотрудников.

Уровень аккредитации учреждения высшей школы

Чем выше уровень аккредитации, тем выше ставка преподавательского корпуса. Так профессура и доктора наук профильных институтов будут зарабатывать в месяц меньше коллег из университетов.

Место нахождения вуза

Майским указом Президент РФ обязал обеспечить повышения уровня преподавателей вузов до 200% от среднемесячной региональной зарплаты. Следовательно, на высокие зарплаты могут рассчитывать сотрудники высших учебных заведений, которые находятся в регионах с высоким уровнем экономики. Так профессора московских вузов будут получать за свою работу больше, чем их коллеги из провинциальных университетов.

Предлагает ли высшее учебное заведение коммерческую форму обучения

Если мест для получения образования на коммерческой основе много, то и уровень заработков преподавателей, будет значительно выше.

2

Системные особенности формирования зарплат преподавателей высшей школы

Заработная плата вузовских преподавателей формируется по той же системе, что используется для всех педработников нашей страны. Таким образом, зарплата этой категории работников состоит из двух частей – это фиксированный оклад и доплаты. Выделяют три группы доплат, которые отличаются своим назначением:

  1. Премии. Они могут быть регулярными или однократными. Решение о премировании сотрудников принимает ректор учебного заведения.
  2. Надбавки к окладу. Величина надбавок зависит от размера сэкономленных средств организации высшей школы, например, за счет совмещения ставок и должностей преподавательского состава.
  3. Вознаграждения. Примером может служить 13-я зарплата или денежное вознаграждение за выслугу лет. На размер вознаграждения влияет величина среднего оклада работника.
  4. Компенсации. Это выплаты по возмещению расходов сотрудников в интересах учебного заведения. Так, преподаватель, участвующий в научных симпозиумах, конференциях рабочих командировках, может претендовать на компенсации. Также ежемесячно преподавателям вузов предусмотрена компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Дополнительные бонусы

Преподаватели вузов дополнительных материальных бонусов за свой нелегкий труд не получают. За то они могут рассчитывать на социальные бонусы – продолжительный отпуск, чаще всего в летнее время, гибкий график работы, высокая репутация высшего учебного заведения, благотворная для научной деятельности среда.

Сколько зарабатывает преподаватель вуза в России

Среднемесячная доходность преподавателей в России колеблется 40-45 тыс. рублей в месяц. Зарплата деканов факультетов крупных вузов колеблется в пределах 100-120 тыс. рублей.

Ректоры могут заработать от 300 тыс. до 1 млн. рублей ежемесячно. Если сравнивать со среднемесячными заработками россиян — 35 тыс. руб., то это значительно выше. Причем темпы роста заработных плат у работников высшей школы обещают расти и в ближайшие годы.

3

Зарплаты в Москве

Московские преподаватели вузов за свою работу в месяц могут рассчитывать на 30-150 тыс. рублей, в средние показатели зарплат – 80 тыс. руб. и существенно превышает заработки преподавателей в других регионах России.

  • так преподаватели РГУ инноваций и предпринимательства за свой труд получают ежемесячно 97 тыс. руб.;
  • в МГЮА им. Кутафина – 82 тыс. руб.;
  • у сотрудников МГУ заработки скромнее – 56 тыс. руб.;
  • обидно мало за свой труд получают преподаватели МГА ветмедицины и биотехнологий – 22 тыс.руб.;

Зарплаты в Санкт-Петербурге

Университетские работники Санкт-Петербург месяц зарабатывают 40-60 тыс. руб.

Преподаватели знаменитой Вагановки зарабатывают в месяц всего 60 тыс. руб. Меньше других в северной столице заработки у педагогов ГХПА – 23 тыс. руб. и ГАУ – всего 20 тыс. руб.

Величина зарплат педагогов в вузах провинциальных городов России

Больше всех в РФ зарабатывают педагоги Ханты-Мансийска, которые трудятся в Институте дизайна и прикладных искусств – 78 тыс. руб.

В Салехарде сотрудники Тобольского филиала ГСПА в месяц зарабатывают около 68 тысяч, а преподаватели Анадырьского филиала Санкт-Петербургского ГИЭУ – 67 тыс. руб.

Среднемесячные показатели зарплат вузовских российских преподагогов вузов составляет 45 тыс. руб. Минимальные зарплаты у университетских педкадров Саратова, Самары и Пензы – 30-33 тыс. руб., в Краснодаре – 15-26 тыс. руб.

Сколько зарабатывают университетские сотрудники за рубежом

Мировым лидером по величине зарплат вузовских преподавателей является Канада – 7,2 тыс. долларов (450 тыс. руб.). Их итальянские коллеги получают чуть меньше – 7 тыс. долларов (420 тыс. руб.). В США, Индии, ЮАР и Саудовской Аравии – около 6 тыс. долларов (360 тыс. руб.).

В большинстве стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Нидерланды, Австрия и др.) – 5 тыс. долларов (300 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у сотрудников вузов Латвии, Казахстана, Эфиопии – 1 тыс. долларов (60 тыс. руб.). Таким образом, видно, что российские преподаватели за свой труд получают существенно ниже доходов зарубежных коллег.

4

Величина пенсионного обеспечения преподавателей вузов

Преподаватели высших учебных заведений имеют право на льготную пенсию при условии наработки 25 лет непрерывного стажа, но только в том случае, если им была выработана установленная временная норма – 240 часов в год. Если часовая нагрузка окажется ниже, то на пенсию педагоги высшей школы могут рассчитывать только при достижении пенсионного возраста.

При назначении пенсии учитывается продолжительность трудового стажа, величина страховых отчислений и ученая степень соискателя

Таким образом, следует отметить, что тяжелый ответственный труд преподавателей высшей школы оплачивается недостаточно высоко.

(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)

The Village продолжает выяснять, как устроен бюджет людей разных профессий. В новом выпуске — преподаватель вуза. Ежегодно составители рейтинга QS World University Rankings выбирают лучшие учебные заведения мира. Оценка происходит по шести показателям: академическая репутация, репутация среди преподавателей, соотношение преподавательского состава к числу учащихся, индекс цитируемости, доля иностранных студентов и преподавателей. В этом году в глобальный рейтинг в общей сложности попали сразу 68 российских учебных заведений, среди которых МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, Высшая школа экономики и РУДН. Мы узнали у преподавательницы московского вуза, который тоже представлен в этом рейтинге, сколько она зарабатывает и на что тратит деньги.


Профессия

Старший преподаватель

Доход

60 000 рублей

Траты

4 000 рублей

15 000 рублей

2 000 рублей

15 000

одежда и уход за собой

1 000

23 000

накопления на квартиру

Как стать преподавателем вуза

Я начала работать, когда еще сама училась в институте. В колледже при нашем вузе не хватало преподавателей, и мне, студентке пятого курса, предложили в течение года проводить там семинары. Мне понравилось, и я решила пойти работать уже в институт, который к тому времени окончила. Чтобы стать преподавателем, нужно сначала несколько лет провести в статусе ассистента профессора или доцента, который считается твоим наставником. Он может вести лекции сам, а тебе доверить только семинары. После трех лет работы ассистентом ты становишься старшим преподавателем, еще после трех лет педагогического стажа и получения степени кандидата наук — доцентом. Мне сейчас 25 лет, я старший преподаватель, веду занятия по программированию у студентов и абитуриентов и параллельно пишу кандидатскую диссертацию.

Сейчас ввели систему бакалавриата и магистратуры, и получается, что за шесть лет люди уже устают учиться и не хотят тратить еще три года в аспирантуре, чтобы пойти преподавать. Потому молодых преподавателей не так много. Их число часто зависит от отрасли. Например, в менее прикладных областях — химии, биологии, высшей математике — людям сложнее найти работу после вуза, и они остаются преподавать. Также много молодежи на кафедрах иностранных языков. В IT-дисциплинах нам очень нужна свежая кровь — те, кто хорошо разбирается в новых технологиях. Я часто советуюсь со своими бывшими одногруппниками, которые работают по специальности, узнаю, что они сейчас используют, хожу на различные курсы, ищу актуальные темы. Ведь если преподавать что-то устаревшее, студентам очень быстро становится скучно. Им надо обязательно показывать, где эти знания можно будет применять. Также мы стараемся приглашать вести занятия действующих сотрудников крупных компаний. Обычно они работают в течение недели, а к нам приходят только по субботам.

Конечно, молодым преподавателям не всегда просто. Когда я только начинала вести занятия, мои студенты не делали домашнее задание, но я это списываю на то, что в колледже нет особой дисциплины и мотивации у учащихся. Я стараюсь сразу дать понять студентам, что у меня нет халявы: рассказываю, что буду вести у них пары целый год, для допуска к экзамену нужно написать три контрольные, потом еще на третьем курсе мы встретимся снова — и придется сдать мне курсовую работу. Также я обычно беру группы помладше, чтобы разница в возрасте у нас была побольше, а то нынешние третьекурсники поступали в тот же год, когда я выпускалась из института.

Особенности работы

Каждый год с преподавателем заключается договор, в котором прописано, сколько учебных часов он должен отработать. Обычно пары бывают три дня в неделю, а в остальное время мы должны обновлять учебные планы и программы, готовить материалы к лекциям и семинарам, составлять задачи для студентов. Самая первая пара начинается в 8:30, но я нормально отношусь к таким ранним занятиям, так как люблю с утра поработать и освободиться уже в 13:20. В день мы проводим три, максимум четыре пары. Больше даже не ставят, просто потому что преподаватель устает и становится невнимательным.

Никаких требований к внешнему виду в нашем университете не предъявляют, единственная просьба — не носить на работу рваные джинсы. Зато есть специальный отдел, который следит за тем, что про наш вуз пишут в интернете. Как-то студенты выложили на одном сайте статью про очень придирчивого и строгого преподавателя, который к тому же ведет сложный предмет. Они высмеивали его внешность и голос, строили догадки насчет его сексуальной ориентации, пририсовали к фото всякие непристойности. У этих студентов на сайте были заполненные профили с личной информацией, потому их очень быстро вычислили и выгнали, потому что этот преподаватель заодно был проректором, то есть отвечал за все зачисления и отчисления. Как ни странно, но эту статью с сайта до сих пор не удалили.

В моих социальных сетях нет никакой лишней информации. У меня в группе как-то был студент — бывший моей подруги, благодаря ему мои соцсети моментально разлетелись по всему вузу. Я понимаю, что для студентов, особенно айтишных специальностей, не составляет труда накопать про тебя в интернете очень много информации. К тому же теперь можно просто взять фото преподавателя с официального сайта университета, а потом найти этого человека с помощью специальных сервисов и программ. Но даже если студентам стали известны твои соцсети, никто не станет тебе досаждать, максимум пару раз спросят что-нибудь по делу. Преподавателей в интернете не достают — просто боятся отчисления, а вот мемы с нашими лицами и коронными фразами сразу же попадают в группы и паблики.

Я веду занятия у школьников на подготовительных курсах, студентов дневного и вечернего отделений, и самые сложные из всех, конечно, школьники. Дисциплина у них хромает, нужно постоянно следить, чтобы они не играли в телефоне во время занятий. К тому же среди них много тех, кто уверен, что сразу же после окончания школы на них обрушатся успех и богатство. На дневном отделении у нас, как правило, простые студенты из семей со средним достатком, много иногородних.

Самые ответственные и въедливые студенты на вечернем отделении, потому что у них есть отличная мотивация — финансовая. Подготовительные курсы для школьников стоят дорого, но все оплачивается из родительского кармана. На дневном студенты только начинают сами зарабатывать, а вот вечерники пошли учиться по собственному желанию, работают и оплачивают учебу. Они всегда задают много вопросов, будут писать в мессенджеры и соцсети преподавателям, если что-то не поняли. У нас есть такое правило: если группе не нравится преподаватель, студенты сообщают об этом в деканат, и тогда вести у них занятия будет кто-то другой. Преподаватель в этом случае понесет наказание: он может просто написать объяснительную, а может дойти до того, что с ним не продлят контракт на следующий год. На дневном отделении такие жалобы бывают очень редко и связаны они не с некомпетентностью преподавателя, а с тем, что он строгий и ставит много плохих оценок. А вот вечерники часто жалуются, например, если им читают устаревший материал.

Сейчас у нас есть онлайн-образование: преподаватель выкладывает записи своих лекций, студентам дается какое-то время на просмотр этих лекций, решение задач по ним, прохождение тестов. На экзамене студент сидит за компьютером и с помощью видеосвязи отвечают на вопросы преподавателя, защита диплома тоже проходит онлайн. Конечно, списать может быть очень просто, мы же не видим, что происходит у студента на экране, даже если он в этот момент ищет в интернете ответы. Единственный способ понять, выучил студент или нет, это задать вопрос, немного отличающийся от стандартного, где уже надо применить знания.

Конечно, студенты продолжают списывать, но делают это совсем не так, как раньше. Все знают: пока ты готовишь шпаргалку, хоть что-то откладывается в голове. Сейчас никаких шпаргалок нет, на экзамен приходят с наушниками. У кого длинные волосы, просто прикрывают их, но есть и беспроводные микронаушники, которые закладываются в ухо так, что их совсем не видно. Микрофон в таком устройстве выглядит как цепочка с кулоном, а на другом конце провода кто-то диктует правильные ответы.

Раньше мы перед экзаменом выдавали списки билетов с вопросами, которые в них будут. Сейчас, чтобы меньше списывали, сделали просто список вопросов, и как они будут объединены в билеты, студенты не знают. Но и тут придумали выход: помощник просто зачитывает весь список вопросов и, когда называет нужный, студент подает какой-то сигнал — щелкает ручкой или покашливает. Так что, если кто-то на экзамене издает много странных звуков, есть повод заподозрить, что он списывает. Мы боремся со списыванием теми же методами, которые используют на ЕГЭ — ставим средства глушения связи. Это такая небольшая коробочка, которая на радиус кабинета блокирует работу всех сотовых телефонов, но при этом довольно противно жужжит. Есть теория, что эти глушилки плохо влияют на здоровье, поэтому мы не можем их использовать, если в группе есть беременные студентки, у кого-то кардиостимулятор или слуховой аппарат.

До выпуска доходит процентов 50 из тех, кто поступил. Часть вылетает из-за неуспеваемости, а кто-то просто понимает, что сфера IT не для них, и уходит сам. Есть те, кто доучивается, но только ради корочки. На экзамены они приходят практически ничего не зная и просят поставить тройку. Мне вообще пока сложно влепить неуд, даже если он вполне заслужен. На экзамене я могу сидеть с утра до вечера, но всех двоечников вытяну на тройки — даю им простые задачи, разжевываю материал. Иногда мне кажется, что я трачу свое время на тех, кому это вообще не нужно, так что в эту сессию постараюсь обязательно научиться ставить справедливые двойки. После неуда студент идет на пересдачу. В случае, когда и на пересдаче оценка не становится лучше, собирается комиссия из трех преподавателей, и если студент опять заваливает экзамен, то за этим следует немедленное отчисление. Когда готовят приказы об отчислении, в деканатах просто очереди стоят, чтобы рассказать свою историю и разжалобить декана. Как правило, у студентов это получается, и декан или даже проректор разрешает еще раз попытаться все пересдать, особенно если проситель пришел впервые.

После третьего курса в учебном плане обязательно стоит производственная практика, и я всем студентам советую, чтобы они не где-то у родителей в фирме ставили печати в свой отчет, а по-настоящему шли работать — пусть стажером, пусть за очень мало денег. На четвертом курсе уже вполне можно совмещать учебу и подработку. Институт дает большой кругозор, но нет каких-то конкретных глубоких знаний и навыков в одной области, которые можно получить только на практике.

Доходы

У старшего преподавателя есть фиксированная ежемесячная зарплата — 40 тысяч рублей, она прописана в договоре вместе с количеством часов, которые нужно отработать. Вообще, чем выше должность, тем выше зарплата и меньше нужно работать. Так, у ассистента норма — это 850 часов, у старшего преподавателя — 800 часов, у доцента — 700. К тому же мы между собой условно делим преподавательскую нагрузку на легкую и тяжелую. Тяжелая нагрузка — это лекции и семинары, а легким считается, например, принимать практику у студентов. Тебе приносят отчет, который можно прочитать минут за 15, а проверка отчета одного студента по рабочему времени считается примерно как восемь пар, отработанных в аудитории. К легкой нагрузке мы относим также проверку курсовых работ или участие в комиссии во время защиты дипломов. Как правило, такие нагрузки берут профессора. Еще преподавателям доплачивают, если они ведут занятия у магистров или вечерников. Есть разнарядка, что 80 % процентов пар в магистратуре должны проводить именно профессора, так что эта нагрузка тоже достается им.

Также при присвоении рейтинга обращают внимание на то, насколько часто преподаватель засветился в средствах массовой информации. Считается, что лучший пиар вузу обеспечат его сотрудники, которые будут выступать экспертами и давать комментарии. Так, университет постоянно мелькает в прессе, и это действует на наших потенциальных абитуриентов как двадцать пятый кадр. Потому многие преподаватели высказываются не всегда даже по темам предметов, которые они ведут. Можно, например, рассказать в каком-нибудь репортаже, что ты думаешь о взглядах молодого поколения или востребованности определенных профессий, главное, чтобы указали, из какого ты вуза.

На рейтинг положительно влияют публикации в научных журналах. Есть российские журналы, в них еще можно попасть, хотя и непросто, но особенно круто считается опубликовать что-то в международном журнале. Также при составлении рейтинга смотрят, как преподаватель участвует в научно-исследовательской работе, много ли берет подработок внутри университета, что про него отвечают студенты в анонимных опросах.

У преподавателя есть много возможностей для дополнительного заработка. Кто-то работает в нескольких вузах — три дня здесь, три дня там. Часто студенты приходят с просьбами дополнительно с ними позаниматься, но я всегда отказываю. У нас очень строго с коррупцией, и если узнают, что я за деньги занимаюсь со своими студентами, у меня будут проблемы. Так что я просто советую какие-то курсы, где можно подтянуть свои знания и не быть со мной финансово связанным.

Бывает, что компания, которая продает онлайн-обучение, присылает в университет запрос, что им нужно разработать целый курс по программированию. Я могу это подготовить за месяц, записать лекции и составить задания, оформить и сдать всю работу. Компания полностью выкупает авторские права, на счет вуза поступает определенная сумма, а потом эти деньги переводят мне. Это выгодно и компании, продающей онлайн-обучение, потому что они заключили договор с известным университетом, и нам, так как за разработку курса можно получить 250 тысяч. На кафедре маркетинга могут проводить на заказ какие-то исследования. К тому же проведение опросов и обработка результатов часто возлагается на студентов в качестве учебного задания. Иногда какие-то подработки можно найти внутри вуза, к примеру, разработать или обновить сайт. Вместе с различными подработками и доплатами у меня в среднем выходит 60 тысяч в месяц.

Расходы

Постоянные расходы — это 4 тысячи на квартплату и 2 тысячи на проезд. Еще 15 тысяч тратится на питание. Вокруг вуза много мест, куда можно пойти перекусить, и кофеен, я обычно хожу туда. У нас в университете есть столовая, но цены там совсем не студенческие — обед стоит 200–300 рублей, почти как бизнес-ланч в кафе.

У меня есть небольшие, но постоянные рабочие расходы. В месяц в среднем на них уходит около тысячи рублей. В аспирантуре я учусь бесплатно, как сотрудник вуза, но во время подготовки диссертации нужно публиковать статьи о своих исследованиях, и за это уже приходится платить. Бесплатно напечатать могут только в трех случаях: ты доктор наук, совершил какое-то важное открытие или твоя статья отлично подходит по теме номера. Если выходишь напрямую на редактора журнала, то публикация обойдется рублей в 800, а если через посредника, можно и 5 тысяч отдать.

Почти все нужные мне книги лежат в интернете в открытом доступе, тратиться на них не приходится. Но по ЕГЭ каждый год обновляются пособия и сборники типовых задач, которые я покупаю. У нас есть еще занятия для школьников по олимпиадному программированию. Оно мало общего имеет с реальной работой, но есть дети, которым это интересно. По нему нет материалов в открытом доступе, потому я тоже покупаю книги. Сейчас у нас в вузе все доски металлические, на которых можно писать только маркерами, но сами эти маркеры университет не закупает. Без маркера даже пару не получится провести, потому что постоянно надо что-то чертить. Стоят они дешево — рублей 100, но меня больше волнуют не затраты, а необходимость не забыть купить этот маркер заранее, потому что нигде в стенах университета их не продают. Обычно я покупаю сразу несколько и ношу с собой на случай, если кто-то забудет.

Все свободные деньги я откладываю. Конечно, в моем возрасте хочется тратиться на развлечения, но сейчас я планирую большую покупку. Согласно майским указам, преподаватели к 2018 году должны получать 200 % среднего заработка по Москве, и наша зарплата понемногу растет. Еще сейчас падает ставка по ипотеке, она была 12 %, а стала 9,5 %. В какой-то момент я достигну пика по зарплате и ставка по ипотеке опустится до минимума, и это будет идеальный момент, для того чтобы купить квартиру.

Кто такой декан? Этот вопрос возникает практически у каждого первокурсника, ведь в школе подобных должностей не существует. Ответ учащийся получит в первые же дни учебы. Декан – это руководитель факультета, управляющий структурной единицей в университете. Чем занимается человек этой должности и какими правами обладает?

Получив ответ на вопрос о том, кто такой декан факультета, возникает мысль: откуда взялось это слово? Кажется, что оно не имеет ничего общего с Россией. Слово имеет греческое происхождение.

Кто такой декан? Функции, права, особенности должности

Кто такой декан, какие функции он выполняет, как стать

Немного истории: происхождение слова, прямое значение

Там его употребляли для обозначения людей, которые занимали промежуточную руководящую должность – управляли десятью людьми – десятников. Чаще всего такая организационная структура была характерна для монастырей и церквей.

Но после она плавно перекочевала и в университеты. При этом подчиненных у деканов стало со временем намного больше.

Кто может стать главой факультета?

Кто такой декан, какие функции он выполняет, как стать

Декан – должность ответственная. Поэтому не каждый может занять этот пост. Для того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на главу факультета, необходимо соответствовать некоторым критериям:

  • человек должен иметь научный или преподавательский опыт более пяти лет;
  • иметь оконченное высшее образование;
  • наличие ученой степени или звания – также обязательное условие.

В должность вступают после избрания на общем заседании из нескольких претендентов на пост. Иногда главу факультета может назначить ректор самостоятельно.

Место декана в структуре университета

Кто такой декан в вузе и кому он подчиняется? Это человек, руководящий конкретной структурной единицей – факультетом. Он подчиняется проректору по учебной работе и ректору.

На факультете, в свою очередь, декан имеет заместителей по учебной, научной, воспитательной работе, секретарей. Эту группу людей называют деканатом. Факультет состоит из кафедр, которые возглавляют заведующие, подчиняющиеся непосредственно декану.

Таким образом, должность декана находится в середине структурной цепочки управления в университете.

Основные функции

Кто такой декан, какие функции он выполняет, как стать

Кто такой декан факультета, если он не знает досконально о происходящем в своем подразделении? Он обязан быть в курсе всех нюансов работы: научной, издательской, воспитательной, учебной, агитационной деятельности.

Основные задачи управляющего подразделением:

  • Разрабатывать план развития факультета по всем направлениям.
  • Организовывать учебный процесс, расписание, сессии, практики, стажировки.
  • Контролировать работу преподавателей, проверять их на соблюдение образовательных стандартов.
  • Руководить процессами зачисления, отчисления, допусков студентов к сессиям.
  • Издавать приказы и распоряжения.
  • Внедрять новые методики и технологии и др.

Какими правами располагает декан?

Кто такой декан факультета, если он не будет располагать индивидуальными правами? Согласно типовой инструкции, глава факультета может:

  • принимать участие в совещаниях как внутри факультета, так и в целом в университете;
  • издавать общеобязательные на факультете распоряжения;
  • приходить на любой экзамен, зачет, защиту;
  • входить в состав Ученого совета;
  • вносить свои предложения по совершенствованию работы факультета и университета;
  • пользоваться услугами социального, лечебного, бытового характера, предоставляемыми в вузе;
  • требовать письменных отчетов от подчиненных и др.

Должностная инструкция

Именно этим документом регулируется деятельность декана. В Должностной инструкции распределены основные обязанности, функции, полномочия и права, которыми он обладает. Кроме того, обязанности декана можно узнать из Положения о факультете или Положения о деканате.

Все перечисленные документы утверждаются в каждой отдельно взятой организации. Учебное заведение вправе добавлять дополнительные положения, исходя из особенностей вуза. Однако существуют типовые документы, которые и являются основой для правовых отделов университетов при составлении собственных положений и инструкций.

Кто такой декан, должен знать каждый студент, ведь этот человек может решать не только дела факультета и университета, но и определить дальнейшую судьбу каждого своего учащегося.

Что такое деканат в ВУЗе и зачем он нужен?

Кто такой декан, какие функции он выполняет, как стать

В каждой организации действует свой порядок и своя структура управления. ВУЗ не является исключением из данного правила. Здесь действует особые правила, о которых мы поговорим сегодня. В частности, речь пойдет о деканате.

Что это такое?

Начиная с первого курса, студенты взаимодействуют не только с преподавателями, но и лаборантами, работниками кафедры и деканатом. Что или кто это такой – декан, деканат?

Деканат – это главный управляющий орган подразделения ВУЗа (факультета). Во главе этого отдела стоит начальник – декан. Деканаты и деканы есть на каждом факультете.

Деканат выполняет руководящую, координирующую и контролирующую функции. В перечень его основных задач входит:

  • Контроль над деятельностью преподавателей (выполнение учебного плана, ведение документации и пр.);
  • Оценка успеваемости студентов;
  • Совместная работа с приемной комиссией в части приема и зачисления абитуриентов;

Кто такой декан, какие функции он выполняет, как стать

  • Организация учебной деятельности на факультете (утверждение учебных планов, индивидуальной программы обучения, утверждение расписания занятий и пр.);
  • Работа со студентами: решение организационных и общих вопросов, консультирование учащихся по отдельным и личным вопросам, предоставление справок и иных документов по месту требования;
  • Оформление приказов и распоряжений (о зачислении, отчислении, переводе и пр.).

Фактически, деканат в ВУЗе – это всеобщее око, которое должно за всем уследить и не пропустить ничего мимо ушей и глаз.

Как формируется деканат?

Кто такой декан, какие функции он выполняет, как стать

Попасть в деканат (на работу) будет непросто. Для этого важно иметь за плечами соответствующее образование. Состав деканата утверждает ректор ВУЗа.

Обычно в деканате работают:

Почему студенты боятся декана и деканата?

В 90% случаев студенты побаиваются деканов и деканата. Порой именно от его решения зависит их дальнейшая судьба, но в большинстве своих проблем они виноваты сами.

Деканат принимает решение о допуске учащегося к сессии, разрешении на пересдачу экзамена, продлении сессии или отчислении студента из ВУЗа. Также данный орган помогает студентам преодолеть жизненные и иные проблемы.

Декан может помочь студенту в получении социальной стипендии, грамотно проконсультировав его, предложить учащемуся особые условия (исходя из положения студента, если он сможет подтвердить обстоятельства документально) и пр.

При появлении проблем (успеваемость, финансы или просто жизненные обстоятельства) оповестите об этом деканат и получите поддержку и подмогу. Так Вы упростите свое пребывание в ВУЗе и не испортите репутацию или успеваемость.

Читайте также: