Какая зарплата у дальнобойщиков в европе

Обновлено: 18.05.2024


Достаточно многих людей интересует работа водителем в Европе. Это связано с востребованностью автотранспортных перевозок в настоящее время и сравнительной доступностью работы водителем за границей. Поэтому имеет смысл посмотреть, что ждет тех, кто от общих намерений переходит к действиям. Если же присутствуют сомнения, всегда можно посмотреть на отзывы уже прошедших этот путь.

Работа дальнобойщиком в Германии в 2022 году

Чаще всего, конечно, направляются туда, где уровень доходов выше. А именно в Германию. Развитая экономика этой страны к тому же достаточно мощна и в отношении транспорта.

Дальнобойщики в Германии именуются Fernfahrer, но основным обозначением является термин LKW-Fahrer. LKW означает сокращение от слова Lastkraftwagen, или, в переводе, грузовик.

Как и везде в мире, водитель грузового автомобиля обязан не просто добираться без лишних проблем из пункта А в пункт Б. Неотъемлемым требованием к нему является наличие некоторых знаний по логистическому обеспечению перевозок.

Желающие работать дальнобойщиком в Германии должны уметь загружать и выгружать груз, обеспечивать его сохранность, соблюдать как дорожные правила, так и специфические нормы вождения грузового автомобиля. Шофер отвечает за то, что машина чиста и исправна технически, может использовать средства спутниковой навигации, вступает в деловые контакты и при отправке груза, и при его получении по месту назначения.


Само собой, предполагаются и определенные личностно-профессиональные качества. Среди них – высокая скорость реакции, достаточно большой опыт вождения, готовность длительное время управлять тяжелым автотранспортом.

Работа водителем в Германии подразумевает наличие одной из четырех категорий водительских прав. Так, сертификат С1 позволяет владельцу управлять грузовиками массой до 7500 кг с прицепами до 750 кг.

Категории вождения

Обратная сторона водительского удостоверения с категориями вождения

Более высокая ступень – С1Е – предполагает доступ к грузовикам до 7500 кг и прицепам массой свыше 750 кг (но при этом суммарная масса автопоезда не может превышать 12 т). Самая продвинутая категория прав – СЕ – означает допуск на управление тяжелыми (свыше 7,5 т) грузовиками, которые дополнены прицепами тяжелее 750 кг. Получение нужной категории водительских прав возможно только при обращении в немецкую автошколу.

Пакет документов содержит заключение о хорошем зрении водителя, общее заключение о состоянии здоровья, права категории В по стандартам, принятым в ФРГ, и удостоверение о знании основ первой медицинской помощи.

Нормы и требования

Работа водителем в Германии очень жестко контролируется. Время, проводимое шоферами за рулем, фиксируется, что позволяет их приводить в соответствие с нормой. Грузовики не могут быть выпущены в рейс, если там нет автоматических приборов, которые собирают полный комплект необходимых сведений.

В каждой компании, безусловно, свои особенные правила. Их сообщают водителям при подготовке к получению прав либо же записывают в контракт. Однако некоторые общие моменты вполне известны.

  1. Для шоферов грузовиков, ездящих по территории Германии, в том числе и русских, за каждые сутки время пребывания в кабине не превышает 9 часов (в этот промежуток входит и обед).
  2. Дважды в неделю может быть превышение лимита на один час. Однако это уже может вызывать вопросы у контролирующих органов.
  3. После каждых 4,5 часов вождения максимум требуется делать перерыв, причем длина пауз в работе в течение дня не должна быть меньше 45 минут.
  4. Устанавливаются при работе дальнобойщиком в Германии также недельные ограничения продолжительности работы. За одну неделю дозволяется крутить баранку максимум 56 часов. Однако за каждые 2 недели рабочее время не превышает 90 часов. Отсчет ведут от 0 часов понедельника до полуночи с воскресенья на понедельник.
  5. Без учета перерывов в течение каждого дня полагается иметь 11 часов отдыха водителей. Он может происходить и в машине, но только если она остановлена и имеет спальное место. В воскресные и праздничные дни перемещение всех тяжелых грузовиков дозволяется только с 22 до 24 часов.


Работа дальнобойщиком в Германии подразумевает оплату от 8 до 15 евро за час. В южных регионах оплата несколько выше, чем на севере ФРГ. Как свидетельствуют отзывы дальнобойщиков, самые маленькие ставки наблюдаются на территории бывшей ГДР.

Другие варианты

Разумеется, кроме Германии, возможности для работы водителем за границей есть и в других странах. И далеко не всегда это управление именно грузовиками.

Например, в Финляндии очень не хватает шоферов автобусов.

Местным жителям такая работа кажется не слишком привлекательной, и государство вынуждено открывать расширенные возможности для иностранцев. Наименьшая зарплата в Финляндии для дальнобойщиков составляет 2000 евро за месяц, работать нужно 74 часа в неделю.

автобусы в Финляднии

Работа на автобусе в Финляндии

Рабочая виза в этой стране дается на 12 месяцев безвозмездно. Подписание контракта и оформление в социальных фондах происходит в присутствии самих будущих работников. Им потребуется пройти медобследование и 3 дня посещать курсы повышения квалификации. Лишь затем можно писать заявление в министерство транспорта, чтобы получить из него особое свидетельство.

Главные моменты

Везде в Европе время отдыха водителей тщательно расписано действующим законодательством, применяются эти ограничения и к иностранцам. Малейшие нюансы контролирует тахограф, с беспристрастными показаниями которого спорить весьма трудно.

Работа вахтой за границей для шофера возможна также в Чехии и в ряде других стран в Европе, так как почти повсюду количество квалифицированных специалистов ограничено, потребность же в них растет.

Непременными условиями для кандидатов являются наличие рабочих виз, приглашений на работу, знания местного государственного языка, наличие полагающихся по закону допусков и заключение официального контракта.

Вакансии для водителей за границей проще всего найти в специализированных агентствах. Перевозчики (автотранспортные компании) в странах Европы не прочь заплатить приличные деньги, предоставить отличные по меркам постсоветского пространства условия, взамен требуя только добросовестность и наличие навыков. Кроме того, наниматели содействуют в заполнении документов и в подготовке к рейсам, в решении другого рода проблем.

Главное, что привлекает людей, если взглянуть на отзывы, это возможность увеличить свое благосостояние и получить достаточно интересную работу. Если же учесть, что уровень социальных гарантий и трудовых прав в Западной Европе заметно выше, выбор места работы однозначен. О таком уникальном шансе посмотреть на мир и говорить не приходится.

Работа за пределами Европы

В США в настоящее время дефицит водителей большегрузного автотранспорта принял очень большие размеры. Необходимость в специалистах исключительно велика, фирмы готовы порой даже оплачивать обучение и выдавать отменную на сегодняшний заработную плату (она начинается от 35 тысяч долларов в год).

Дальнобойщик в Америке

Дальнобойщик в Америке

Почему же в самих США дальнобойщиков мало? Около трети из тех, кто уже занят в этой сфере (из числа коренных американцев), родились в первые послевоенные годы. Именно они наиболее опытны, отлично ориентируются на трассах, знают все профессиональные тонкости и реже других становятся участниками ДТП.

Новая же смена совершенно незначительна по количеству. Желающих работать дальнобойщиком в США и гонять грузовики на сотни и тысячи километров с каждым годом становится меньше. И еще один фактор – удорожание авиационного топлива сделало автомобильные грузоперевозки более рентабельными, чем прежде. Спрос на них увеличился.

Работа водителем в Европе Работа водителем в Европе Работа водителей – серьёзный и довольно ответственный труд, из-за этого, почти все вакансии автоводителем за рубежом подразумевают наличие не лишь водительского удостоверения, но и оптимального опыта работы

Посмотрите видео: всего 5 минут вашего времени

Работа водителей – серьёзный и довольно ответственный труд, из-за этого, почти все вакансии автоводителем за рубежом подразумевают наличие не лишь водительского удостоверения, но и оптимального опыта работы. Без него трудоустроиться будет весьма сложно, но всё же реально.

Содержание данной статьи

Работа водителем в Европе для русских

Работа водителем в Европе для русских

Работа водителем за рубежом предлагается многими европейскими перевозчиками. Впрочем, несмотря на большой выбор вакансий, выбрать подходящий вариант бывает сложно. Нужно достаточно внимательно изучать условия к кандидату, а иначе, водитель за рубеж приедет, но трудоустроится так и не сможет. Какие условия недопустимо игнорировать при поиске вакансии:

  • Минимальный опыт работы по отмеченной категории. Даже если стаж на легковую машину от 10 лет, а недавно получили права С и Е, и намерены сразу стать водителем большегруза, вряд ли получится, если работодатель указал водительский опыт, допустим от 2 лет.
  • Минимальный стаж работы в Европе. Во многих случаях, водительского стажа в России и странах СНГ бывает недостаточно, и работодатель готов предложить место лишь тому кандидату, который ранее уже перевозил грузы (или людей) по территории европейских стран.
  • Если водитель за границу едет на перевозку грузов, то в некоторых случаях требуется наличие ADR, позволяющее транспортировать опасные грузы. Если же это работа водителем пассажирского транспорта, то, по аналогии, от водителя потребуется разрешение на подобный вид деятельности.
  • Нередко от водителей требуется знание языков. Как минимум – это английский, хотя могут быть и иные, в зависимости от государства, где планируете трудоустроиться. Уровень знания не обязательно должен быть высокий, но коммуникативный – это как минимум.

Работа водителем дальнобойщиком в Европе

Работа водителем дальнобойщиком в Европе

В наше время в Европе – значительный дефицит дальнобойщиков со стажем. Транспортная индустрия в Евросоюзе усовершенствована на высоком уровне, что и притягивает большинство кандидатов из РФ. Нередкие случаи, когда перевозчики, иммигрировавшие на заработки, в дальнейшем переезжают всей семьёй.

Польша и Литва – одни из крупных государств, занимающиеся грузовыми перевозками. Водители-дальнобойщики, иммигрировавшие для заработков из России, могут получить огромный опыт. Зарплата высокая, она может составлять 7 000 евро. Европейские предприятия готовы трудоустроить российских перевозчиков со стажем.

Достоинства работы дальнобойщиком

Достоинства работы дальнобойщиком

  1. Востребованная вакансия.
  2. Комфортные и удобные условия труда.
  3. Упорство.
  4. Прекрасные возможности на будущее.
  5. Высокий доход – зависит от числа поездок.
  6. Отличный шанс обеспечить семью.
  7. Шанс трудоустроиться по оптимальному графику.
  8. Возможность найти новых друзей, посмотреть на уникальные достопримечательности, побывать в разных регионах.
  9. Хорошо оснащённые стояночные места с полным комплектом сервиса.

Большинство перевозчиков, трудоустроенных в Польше, выделяют, что фуры в хорошем состоянии, а требования вполне комфортные. Зарплата перечисляется в срок. Огромное преимущество, что работа имеется постоянно.

Если получится проработать на этом вакантном месте до пенсии, наниматель станет вам предлагать дополнительный % к зарплате. В итоге с увеличением опыта, ваш доход будет увеличиваться.

Работа водителем в Европе — вакансии

Доступные вакансии в Европе

Россиянам, желающим трудоустроится на перевозку грузов, рекомендовано подыскивать вакансию на бирже в Германии. Немцы предъявляют к будущим работникам серьёзные условия:

  • Способность обращаться с крупногабаритными доставками
  • знание ПДД
  • знание иностранного языка
  • ТО автотранспорта
  • применение навигационной системы в момент движения по прямому маршруту

В Чехии, Финляндии пользуются спросом шофера общественного транспорта. Неимение изволивших из местных жителей побуждает нанимателей подыскивать работников среди иммигрантов. В Италии, Франции, Испании востребованы таксисты. Кроме главной документации от автоводителей потребуется знание ПДД, местного языка, экскурсионных рейсов, общительность. Для белорусов и россиян вакантны места межнациональным водителем в Польше. Специальные правила, предъявляемые к работнику: прохождение медкомиссии, прохождение курсов повышения квалификации.

шкала зарплат

Шкала зарплат в Европе для водителей

  1. Самые обеспеченные автоводители проживают в королевстве Люксембург. Их оплата труда — около 44000 € ежегодно.
  2. У итальянских дальнобойщиков доход примерно 40000 €, у бельгийцев – немного поменьше – 39 600 €.
  3. Франция и Германия также состоят в одном тарифе – от 37000-38500 €.
  4. Испанцы соглашаются трудиться за 30 000 €.
  5. Португалия и Словения, где водители большегрузов трудятся за 20000-22000 €.
  6. Поляки, чехи и словаки могут предложить сумму в 17000-19000 €.
  7. У румынов, литовцев и венгров, средний доход сведён к минимуму и составляет 19000 €.
  8. Болгарский ежемесячный доход с трудом подступил к 15000 €.

Всеевропейская контора статистических данных разделяет государства ЕС на 3 группы по размеру минимальному этническому доходу:

1 группа включает государства, в которых минимальный ежемесячный доход не выше 500€. Это Болгария (от 235 €), Польша, Литва, Венгрия, Латвия (до 470 €), Румыния, Словакия, Хорватия, Чехия, Эстония.

2 группа государств с ежемесячной зарплатой жителей до 1 тыс. €. Минимум получали португальцы (650 €), максимум – население Испании (826 €). Иные малочисленные члены группы: Греция, Словения, Мальта.

3 группа обеспеченных ЕС предполагал ежемесячный доход свыше 1 000 €. Самая минимальная оплата в месяц зафиксирована у англичан — 1 400 €, а наивысшая – у люксембуржцев (2000 €).

Рекомендации и востребованность

Рекомендации и востребованность

Бизнесмены ЕС, представленные чаще жителями Польши и Литвы, формируют стремительную деятельность по притягиванию работников из бывших стран СНГ, а также РФ. Их привлекают ежемесячным доходом от 1 300 до 2000 € (в рублях от 80000 до 125000)

Изредка отличные предложения доходят до 150000 руб., минимальной считается доход в 60000 руб., и на такую отыскать работника вовсе сложно.

Между тем в РФ средний доход водителя большегруза равен 36000 руб. В Москве он варьируется от 64000-70000 руб., в С-Петербурге составляет 73000 руб.

Белорусы смогут рассчитывать на 30000-44000 руб., регионы же предлагают только 13000 руб.

На Украине тарифы варьируются довольно заметно – от 11000 до 25000 зарплаты встречающиеся везде, в Киеве – выше практически в 2 раза.

Работа водителем в Европе — примерные расценки

Известно, что предложения европейских работодателей интересует дальнобойщиков очень сильно. Кроме того, наниматель на себя берёт сбор всей документации, предоставляя трудоустройство по договору и гарантируя полную загруженность по рейсам внутри Западной Европы.

Представляется график с различным промежутком деятельности и отдыха по неделям – 8 через 3, 6 через 2, 4 через 1. Доход при подобной занятости равен 1 500 € (93 000 руб.).

Ежемесячная оплата зависит от рейса, графика, продолжительности поездки

Как правило, выплата суммируется из расчёта базовая ставка + суточные, зависимо от направления рейсов. Предлагают ежемесячную базовый оклад от 450 € + командировочные 50€ (с выходными и праздничными днями) + премиальные от 50 €.

Нечестные предприятия предлагают трудиться по оплате зависимо от километража либо цены за перевозки. Здесь водитель не в курсе, сколько он заработает и на сколько обманут

Из минусов такой работы на западе Европы называют приезжих, которые сильно наводнили некоторые города Азии и Африки и интенсивно предписывают собственные правила поведения, криминализируя обстановку в когда-то процветающих, спокойных регионах.

Работа в Великобритании - востребованные профессии, зарплаты, карьера
Эмигрировать из России с детьми - ТОП стран и способов иммиграции

Вам также может понравиться

Учеба в Чехии для русских

Учеба в Чехии для русских — ТОП 15 специальностей для обучения

Так получилось, что среди моих друзей и знакомых есть не только российские водители и грузоперевозчики, но и почти иностранные. То есть, русские (точнее, россияне — русских среди них как раз мало), которые уехали работать водителями в Европу. Ну, как в Европу… В основном в Польшу и Латвию. Глядя на них, я иногда задумывался: а что, если тоже? Вроде, живут они неплохо, хоть и обычные водители. Сейчас эта мысль возникает чуть реже, но может быть, кому-то будет интересно узнать, насколько сложно провернуть эту операцию. Информации я собрал много, поэтому с удовольствием поделюсь ей с вами. Сам я на это, по-моему, не готов: нужно обладать тестикулами из высоколегированной стали, чтобы попробовать всё это пройти, будучи глубоко женатым и зело дремучим.

Сколько брать?​

Самый сложный вопрос — это, конечно, вопрос денег. Понятно, что даже для такого, на первый взгляд, простого предприятия какой-то запас финансов нужен. Давайте посчитаем, какой величины этот запас нужно иметь.

Начнём с того, что довольно приличная сумма потребуется на решение бумажных вопросов. Чисто теоретически работать можно и с нашим водительским удостоверением (о категориях скажу позже, пока спойлер: чем их больше, тем лучше). Но всё-таки придётся получить ещё так называемый “код 95”. А потом ещё — ADR (разрешение на перевозку опасных грузов, что-то типа нашего ДОПОГ). Стоить это счастье будет 40-50 тысяч рублей, если учиться в Польше (обычно так и делают: Польша и Литва — самые гостеприимные для водителей европейские страны).



Следующий вопрос: это страховка и виза. Без медицинской страховки лучше даже не рыпаться: лечение в Европе стоит по нашим понятиям не просто дорого, а очень дорого. Треть зарплаты водителя легко отдать за разболевшийся зуб, а если придётся лечить что-нибудь серьёзное… Нет, лучше об этом не думать. Стоимость страховки — вещь очень персональная, но очень приблизительно на неё надо отложить 5-10 тысяч рублей. Стоимость визы — от трёх тысяч. Итого у нас уже набралось минимум 50. И это ещё цветочки.

Печально, но жить на халяву в Европе не получится. А жить там без дохода придётся довольно долго.

Во-первых, никто не знает, как долго придётся учиться на код 95. Говорят, длительность курса может быть непредсказуемой: от десяти дней до месяца. Есть мнение, что с правами, полученными в России до 1995 года, курс продлится несколько дней, а с правами после 95-го — месяц. Точно я не скажу, потому что мои знакомые однозначно ответить на вопрос, сколько мне придётся учиться, не смогли. Но на всякий случай закладываем месяц очень скромного проживания в Польше. Понятие скромности очень растяжимое, но хотя бы тысячу евро отложим (итого получается уже ближе к 150 тысячам рублей). Конечно, может получиться и дешевле: иногда работодатель готов оплатить проживание в хостеле. Это надо обговаривать заранее.

Во-вторых, придётся пройти стажировку у работодателя. Хорошо, если она оплачиваемая. Но это не всегда так, и это тоже надо выяснить заранее. Стажировка в среднем занимает пару недель, иногда меньше. На это время тоже нужно иметь деньги.

Получается, что неплохо для старта иметь тысяч двести свободных рублей. Но не всё можно купить за деньги.

Моя твоя не понимай

А точно есть уверенность, что вас там в Европе ждут? Теоретически — да. Вакансии есть всегда, и работу водителем, на первый взгляд, найти несложно. Но есть несколько подводных камней.

Во-первых, это знание языка. Не рассчитывайте работать, например, на немецкую компанию. Зарплата, конечно, в Германии побольше, но берут туда только граждан Германии. С российским гражданством (а также украинским или белорусским) прямой путь лежит только в Польшу, Литву или на крайний случай — в Румынию. И первые рейсы будут именно по этим странам. И не стоит думать, что небритый дедушка-кладовщик где-нибудь в Гожув-Велькопольском поймёт ваш великорусский “ту ти ту ту ту”. Русский язык он, может, и поймёт (хотя может сделать вид, что не понял), а вот английский — вряд ли. А молодой менеджер, скорее, раскопает в русском прононсе английскую лексику, но чистейший русский знать не будет точно. Так что хотя бы как-то объясняться на польском надо уметь. В Литве и Румынии ситуация похожая (с поправкой на местный язык). Кстати, при этом вполне возможно в той же Польше пройти обучение на код 95 на русском языке: это довольно популярное предложение местных фирм.

Во-вторых, прежде чем ехать в Европу, нужно иметь стаж. Хотя бы минимальный — год, но обязательно. Водители без стажа там не нужны. Впрочем, и у нас тоже. Причём у нас водитель должен в 30 лет иметь стаж лет в 40.

Если вы немного понимаете по-английски, можете сказать “dzień dobry”, имеете стаж и деньги, можно приступать к действиям.

От простого к сложному

Прежде чем бежать за рабочей визой, нужно получить вызов — приглашение на работу. А для этого надо найти работодателя.

Нет ничего странного в том, что работодатели ищут рабочую силу в основном в России, Украине и Беларуси: именно из этих стран уезжают мужчины, готовые работать хоть бы за 1200 “ойро” (евро) в месяц. Немца за эти деньги работать не заставишь, а нам — за радость. Поэтому в социальных сетях есть очень много вакансий именно на русском, украинском и белорусском языках. Найти заманчивое предложение не слишком сложно, но всё-таки желательно убедиться, что конторы нет в “чёрном списке” дальнобойщиков: “дарьмовозы” есть везде, и граждане той же Литвы или Польши с удовольствием будут рады сэкономить на каком-нибудь лузере из России (или другой страны). Будет очень полезно почитать отзывы о компаниях: кидают там часто (я не говорю о Германии и других по-настоящему европейских странах: там закон работает заметно лучше).

Итак, находим потенциального работодателя. И очень дотошно изучаем, что он предлагает: обучение на код 95 за свой счёт, проживание на этот период времени, длительность стажировки, её оплату, режим работы. Режим может быть очень разным: от восьмичасового рабочего дня до нескольких недель в рейсе (хотя насчёт переработки в Европе довольно строго). Нужно выяснить все условия испытательного срока. В той же Германии по истечении испытательного срока вас обязаны взять на работу, а если этого не случится, полиция (ГИБДД в Германии нет, есть просто полиция и BAG — Федеральное ведомство грузового транспорта) при проверке документов здорово нахлобучит работодателя, чего там сильно боятся. А вот, например, в Польше могут и прокатить. Поэтому эти вопросы нужно обсудить заранее. Можно поинтересоваться, кто будет платить за перегруз и нарушение правил каботажа (нельзя в ЕС три раза подряд грузиться в одной стране: конкуренция и монополия, знаете ли), за автохофы (платные стоянки с приличной инфраструктурой) и некоторые другие вещи? Можно, конечно, об этом и не спрашивать: ответы на эти вопросы обычно узнают уже на месте, а на первых порах лучше не наглеть.

Если всё устраивает, можно бежать за визой.

А что может устраивать? Конечно же, зарплата. А зарплата может быть разной. Само собой, больше всего она у счастливчиков с категорией СЕ. И в Польше и Литве она не будет большой — хорошо, если получится устроиться на 1700-1900 евро. Плохо — на 1500, а на более низкую зарплату соглашаться не стоит вовсе.

Если есть гражданство Германии, то есть и шансы на более приличную зарплату — от трёх тысяч и выше.

Нет категории СЕ? Не надо расстраиваться. Можно найти работу и с категорией С, и даже с В на малотоннажник до 3,5 т. Зарплата, правда, там будет небольшой — около 1100-1200 евро, а график работы более трудным, но никто лёгкой жизни в Европе и не обещал. Зато если продержаться на работе больше пяти лет перед выходом на пенсию, можно уже получать польскую пенсию. По их меркам — копейки, по нашим пенсионерским — вполне приличные тысяч 27 рублей.

Обратная сторона медали

Я не буду сейчас пугать европейскими толерантностью, гомосексуализмом и прочими вещами, которыми пугают наших людей продвинутые пропагандисты-русофилы. В Европе есть другие вещи, которые русских водителей пугают больше узаконенной педерастии. Это штрафы и тяга к порядку.

Штрафы не только большие, но и не неизбежные. За нарушение режима труда и отдыха можно получить счёт на 20 000 евро, за превышение скорости — в зависимости от страны. В некоторых странах (например, в Германии) нештрафуемого порога нет, так что превышать нельзя совсем. То же самое относится ко всем документам от просроченной визы до неоплаченных штрафов. Можно заработать и депортацию, и небольшой, но реальный тюремный срок, и запрет на работу водителем в Европе.

А ещё европейцы очень любят штрафовать за нарушение графика. Машину всегда нужно подавать вовремя и на загрузку, и на разгрузку. За нарушения графика штрафуют часто, потому что часто клиент работодателя выставляет за это счёт работодателю, который плюсует свой штраф и переводит стрелки на водителя. При этом надо заметить, что в приличной фирме водителя никогда не станут пытаться обманывать и штрафовать просто так. Всё это — только за нарушение порядка.

Впрочем, и помогать вам тоже не больно-то захотят. Сел планшет с навигацией, кончились деньги на телефоне — это проблема водителя. Наверное, ничего плохого в этом нет, потому что этот закон работает в обе стороны, и если ломается машина, то это проблема фирмы, а не водителя. Конечно, опять же надо заметить: приличной фирмы. В неприличной всё может быть так же, как в России.


Ехать или нет — вопрос очень сложный. В Европе водители тоже не гребут денег лопатой. Правда, условия труда всё же полегче (если знать язык, уметь пользоваться навигацией, не сильно тупить и быть человеком), но некоторым там не хватает отечественных колдобин, берёз и проституток на дороге (хотя последние в Европе недорогие — от 30 евро за сеанс, а в некоторых странах типа Латвии или Германии это ещё и полностью законный бизнес, с лицензиями и не только). Кому-то трудно привыкнуть, что нельзя давать полицейским взятки, а сами полицейские их не вымогают. Кому-то сложно привыкнуть к быту, кто-то скучает по возможности слить соляру. А кто-то работает и не жалуется. Одним словом, универсального ответа на вопрос “где лучше?” не существует. Как бы нам этого ни хотелось.

Так получилось, что среди моих друзей и знакомых есть не только российские водители и грузоперевозчики, но и почти иностранные. То есть, русские (точнее, россияне — русских среди них как раз мало), которые уехали работать водителями в Европу. Ну, как в Европу… В основном в Польшу и Латвию. Глядя на них, я иногда задумывался: а что, если тоже? Вроде, живут они неплохо, хоть и обычные водители. Сейчас эта мысль возникает чуть реже, но может быть, кому-то будет интересно узнать, насколько сложно провернуть эту операцию. Информации я собрал много, поэтому с удовольствием поделюсь ей с вами. Сам я на это, по-моему, не готов: нужно обладать тестикулами из высоколегированной стали, чтобы попробовать всё это пройти, будучи глубоко женатым и зело дремучим.

Сколько брать?​

Самый сложный вопрос — это, конечно, вопрос денег. Понятно, что даже для такого, на первый взгляд, простого предприятия какой-то запас финансов нужен. Давайте посчитаем, какой величины этот запас нужно иметь.

Начнём с того, что довольно приличная сумма потребуется на решение бумажных вопросов. Чисто теоретически работать можно и с нашим водительским удостоверением (о категориях скажу позже, пока спойлер: чем их больше, тем лучше). Но всё-таки придётся получить ещё так называемый “код 95”. А потом ещё — ADR (разрешение на перевозку опасных грузов, что-то типа нашего ДОПОГ). Стоить это счастье будет 40-50 тысяч рублей, если учиться в Польше (обычно так и делают: Польша и Литва — самые гостеприимные для водителей европейские страны).



Следующий вопрос: это страховка и виза. Без медицинской страховки лучше даже не рыпаться: лечение в Европе стоит по нашим понятиям не просто дорого, а очень дорого. Треть зарплаты водителя легко отдать за разболевшийся зуб, а если придётся лечить что-нибудь серьёзное… Нет, лучше об этом не думать. Стоимость страховки — вещь очень персональная, но очень приблизительно на неё надо отложить 5-10 тысяч рублей. Стоимость визы — от трёх тысяч. Итого у нас уже набралось минимум 50. И это ещё цветочки.

Печально, но жить на халяву в Европе не получится. А жить там без дохода придётся довольно долго.

Во-первых, никто не знает, как долго придётся учиться на код 95. Говорят, длительность курса может быть непредсказуемой: от десяти дней до месяца. Есть мнение, что с правами, полученными в России до 1995 года, курс продлится несколько дней, а с правами после 95-го — месяц. Точно я не скажу, потому что мои знакомые однозначно ответить на вопрос, сколько мне придётся учиться, не смогли. Но на всякий случай закладываем месяц очень скромного проживания в Польше. Понятие скромности очень растяжимое, но хотя бы тысячу евро отложим (итого получается уже ближе к 150 тысячам рублей). Конечно, может получиться и дешевле: иногда работодатель готов оплатить проживание в хостеле. Это надо обговаривать заранее.

Во-вторых, придётся пройти стажировку у работодателя. Хорошо, если она оплачиваемая. Но это не всегда так, и это тоже надо выяснить заранее. Стажировка в среднем занимает пару недель, иногда меньше. На это время тоже нужно иметь деньги.

Получается, что неплохо для старта иметь тысяч двести свободных рублей. Но не всё можно купить за деньги.

Моя твоя не понимай

А точно есть уверенность, что вас там в Европе ждут? Теоретически — да. Вакансии есть всегда, и работу водителем, на первый взгляд, найти несложно. Но есть несколько подводных камней.

Во-первых, это знание языка. Не рассчитывайте работать, например, на немецкую компанию. Зарплата, конечно, в Германии побольше, но берут туда только граждан Германии. С российским гражданством (а также украинским или белорусским) прямой путь лежит только в Польшу, Литву или на крайний случай — в Румынию. И первые рейсы будут именно по этим странам. И не стоит думать, что небритый дедушка-кладовщик где-нибудь в Гожув-Велькопольском поймёт ваш великорусский “ту ти ту ту ту”. Русский язык он, может, и поймёт (хотя может сделать вид, что не понял), а вот английский — вряд ли. А молодой менеджер, скорее, раскопает в русском прононсе английскую лексику, но чистейший русский знать не будет точно. Так что хотя бы как-то объясняться на польском надо уметь. В Литве и Румынии ситуация похожая (с поправкой на местный язык). Кстати, при этом вполне возможно в той же Польше пройти обучение на код 95 на русском языке: это довольно популярное предложение местных фирм.

Во-вторых, прежде чем ехать в Европу, нужно иметь стаж. Хотя бы минимальный — год, но обязательно. Водители без стажа там не нужны. Впрочем, и у нас тоже. Причём у нас водитель должен в 30 лет иметь стаж лет в 40.

Если вы немного понимаете по-английски, можете сказать “dzień dobry”, имеете стаж и деньги, можно приступать к действиям.

От простого к сложному

Прежде чем бежать за рабочей визой, нужно получить вызов — приглашение на работу. А для этого надо найти работодателя.

Нет ничего странного в том, что работодатели ищут рабочую силу в основном в России, Украине и Беларуси: именно из этих стран уезжают мужчины, готовые работать хоть бы за 1200 “ойро” (евро) в месяц. Немца за эти деньги работать не заставишь, а нам — за радость. Поэтому в социальных сетях есть очень много вакансий именно на русском, украинском и белорусском языках. Найти заманчивое предложение не слишком сложно, но всё-таки желательно убедиться, что конторы нет в “чёрном списке” дальнобойщиков: “дарьмовозы” есть везде, и граждане той же Литвы или Польши с удовольствием будут рады сэкономить на каком-нибудь лузере из России (или другой страны). Будет очень полезно почитать отзывы о компаниях: кидают там часто (я не говорю о Германии и других по-настоящему европейских странах: там закон работает заметно лучше).

Итак, находим потенциального работодателя. И очень дотошно изучаем, что он предлагает: обучение на код 95 за свой счёт, проживание на этот период времени, длительность стажировки, её оплату, режим работы. Режим может быть очень разным: от восьмичасового рабочего дня до нескольких недель в рейсе (хотя насчёт переработки в Европе довольно строго). Нужно выяснить все условия испытательного срока. В той же Германии по истечении испытательного срока вас обязаны взять на работу, а если этого не случится, полиция (ГИБДД в Германии нет, есть просто полиция и BAG — Федеральное ведомство грузового транспорта) при проверке документов здорово нахлобучит работодателя, чего там сильно боятся. А вот, например, в Польше могут и прокатить. Поэтому эти вопросы нужно обсудить заранее. Можно поинтересоваться, кто будет платить за перегруз и нарушение правил каботажа (нельзя в ЕС три раза подряд грузиться в одной стране: конкуренция и монополия, знаете ли), за автохофы (платные стоянки с приличной инфраструктурой) и некоторые другие вещи? Можно, конечно, об этом и не спрашивать: ответы на эти вопросы обычно узнают уже на месте, а на первых порах лучше не наглеть.

Если всё устраивает, можно бежать за визой.

А что может устраивать? Конечно же, зарплата. А зарплата может быть разной. Само собой, больше всего она у счастливчиков с категорией СЕ. И в Польше и Литве она не будет большой — хорошо, если получится устроиться на 1700-1900 евро. Плохо — на 1500, а на более низкую зарплату соглашаться не стоит вовсе.

Если есть гражданство Германии, то есть и шансы на более приличную зарплату — от трёх тысяч и выше.

Нет категории СЕ? Не надо расстраиваться. Можно найти работу и с категорией С, и даже с В на малотоннажник до 3,5 т. Зарплата, правда, там будет небольшой — около 1100-1200 евро, а график работы более трудным, но никто лёгкой жизни в Европе и не обещал. Зато если продержаться на работе больше пяти лет перед выходом на пенсию, можно уже получать польскую пенсию. По их меркам — копейки, по нашим пенсионерским — вполне приличные тысяч 27 рублей.

Обратная сторона медали

Я не буду сейчас пугать европейскими толерантностью, гомосексуализмом и прочими вещами, которыми пугают наших людей продвинутые пропагандисты-русофилы. В Европе есть другие вещи, которые русских водителей пугают больше узаконенной педерастии. Это штрафы и тяга к порядку.

Штрафы не только большие, но и не неизбежные. За нарушение режима труда и отдыха можно получить счёт на 20 000 евро, за превышение скорости — в зависимости от страны. В некоторых странах (например, в Германии) нештрафуемого порога нет, так что превышать нельзя совсем. То же самое относится ко всем документам от просроченной визы до неоплаченных штрафов. Можно заработать и депортацию, и небольшой, но реальный тюремный срок, и запрет на работу водителем в Европе.

А ещё европейцы очень любят штрафовать за нарушение графика. Машину всегда нужно подавать вовремя и на загрузку, и на разгрузку. За нарушения графика штрафуют часто, потому что часто клиент работодателя выставляет за это счёт работодателю, который плюсует свой штраф и переводит стрелки на водителя. При этом надо заметить, что в приличной фирме водителя никогда не станут пытаться обманывать и штрафовать просто так. Всё это — только за нарушение порядка.

Впрочем, и помогать вам тоже не больно-то захотят. Сел планшет с навигацией, кончились деньги на телефоне — это проблема водителя. Наверное, ничего плохого в этом нет, потому что этот закон работает в обе стороны, и если ломается машина, то это проблема фирмы, а не водителя. Конечно, опять же надо заметить: приличной фирмы. В неприличной всё может быть так же, как в России.


Ехать или нет — вопрос очень сложный. В Европе водители тоже не гребут денег лопатой. Правда, условия труда всё же полегче (если знать язык, уметь пользоваться навигацией, не сильно тупить и быть человеком), но некоторым там не хватает отечественных колдобин, берёз и проституток на дороге (хотя последние в Европе недорогие — от 30 евро за сеанс, а в некоторых странах типа Латвии или Германии это ещё и полностью законный бизнес, с лицензиями и не только). Кому-то трудно привыкнуть, что нельзя давать полицейским взятки, а сами полицейские их не вымогают. Кому-то сложно привыкнуть к быту, кто-то скучает по возможности слить соляру. А кто-то работает и не жалуется. Одним словом, универсального ответа на вопрос “где лучше?” не существует. Как бы нам этого ни хотелось.

Читайте также: