Какая справка нужна для центра занятости с последнего места работы

Обновлено: 01.05.2024

Статус безработного

– Для этого человеку потребуется оригинал трудовой книжки с записью об увольнении с последнего места работы, — объясняет юрист Татьяна Шадрина. — Кроме того, понадобятся другие документы: паспорт, все документы и дипломы об образовании и повышении квалификации, справка 2-НДФЛ о зарплате с последнего места работы за 3 месяца, реквизиты счета или карты, на которые будет перечисляться пособие по безработице.

Граждане с ограниченными возможностями здоровья также должны показать индивидуальную программу реабилитации, полученную ими от лечащего врача. Те, кто ищут работу впервые и не имеют квалификации, — предоставляют только паспорт и документ об образовании.

Статус безработного вы получите не сразу. Происходит это в два этапа: на первом специалисты Центра занятости предлагают подать документы для поиска работы. На втором — если подходящая работа не нашлась в течение 10 дней, то гражданину присваивается статус безработного.

Основания и условия постановки на учет

Самое главное из них — если у вас нет работы. Вы уволились по собственному желанию, либо по причине сокращения штата. Для постановки на учет вам необходимо получить пакет документов от работодателя и справку о доходов.

Специалисты подчеркивают: безработный — это не тот, кто не трудоустроен. Это тот, у кого есть такой статус. Встать на биржу труда может трудоспособный человек, готовый искать работу и приступить к ней.

Зарегистрироваться в качестве безработного можно, если вы:

  • не моложе 16 лет;
  • не трудоустроены;
  • не состоите в оплачиваемой должности;
  • не находитесь в отпуске;
  • не занимаетесь бизнесом и реализацией какой-либо продукции, не являетесь руководителем коммерческой организации или ИП;
  • не получаете пенсию по старости или за выслугу лет;
  • не проходите военную службу;
  • не являетесь членами фермерского хозяйства.

Пошаговая инструкция через сервис Госуслуги

1. Создайте учетную запись на портале Госуслуг.

5. Заполняете форму заявления, проверяете сведения, которые переданы сюда из вашей учетной записи на Госуслугах.

9. Если статус заявление изменился, то рядом с иконкой появится восклицательный знак красного цвета;

11. Ознакомьтесь со статусом вашего заявления.

Сбор документов

Чтобы встать на биржу труда, необходимо собрать следующие документы:

  • паспорт;
  • справка 2-НДФЛ о зарплате с последнего места работы минимум за три месяца;
  • оригинал трудовой книжки и другие документы, которые подтвердят ваш трудовой стаж;
  • документы о полученном образовании и квалификации;
  • ИНН;
  • страховое свидетельство Пенсионного фонда;
  • реквизиты, на которые будет перечисляться пособие по безработице.

Подача документов

Паспортные данные, СНИЛС, ИНН автоматически перейдут в заявление из ЕСИА. Справка о доходе нужна на всякий случай. В целом в ней нет необходимости, потому что Центр занятости по межведомственному взаимодействию сделает запрос в ПФР, где должна быть информация об увольнении и среднем заработке за последние три месяца.

Татьяна Шадрина отмечает, что сам факт регистрации подтверждается выдачей Центром занятости уведомления, а также включения гражданина в специальный реестр. После этого у человека возникает право на получение пособия, содействие в обучении, иных мерах социальной поддержки.

Если Центром занятости человеку выданы направления, он обязан обратиться к каждому указанному там работодателю и получить либо приглашение на работу, либо отказ. При отказе в приеме на работу в направлении работодатель обязательно должен указать причину — например, вакансия уже закрыта. Если не пройти по предложенным вакансиям, в постановке на учет будет отказано. Также соискатель сам может отказаться от подходящей вакансии, но не более 2 раз, иначе ему откажут в регистрации.

Советы юристов

Закон не обязывает вас обращаться и вставать на учет в Центре занятости, подтверждать факт отсутствия работы. Можно продолжать поиски самостоятельно, получать доход по гражданским договорам, проходить обучение в любых формах. Однако, как считает Шадрина, при постановке на учет на биржу труда в 2022 году есть свои преимущества:

  • возможность получать пособие по безработице сроком от 3 до 6 месяцев;
  • возможность получить справку для бывшего работодателя для выплаты компенсации среднего заработка (за 3 месяца после сокращения или увольнения по ликвидации);
  • получать актуальный перечень вакансий в городе;
  • получить направление на профессиональное обучение за счет государства.

Популярные вопросы и ответы

Как встать на биржу труда во время карантина?

Кому не нужно оформляться в качестве безработных?

По словам юриста Кристины Чурсиной, незанятые люди не обязаны вставать на биржу труда. Если человек не ищет работу — заставить его нельзя. Нет необходимости получать статус безработного и у школьников, которые еще не поступили в среднее или высшее учебное заведение. Они могут обратиться на биржу труда для молодежи, если такая существует по месту жительства.

Кто не может встать на учет в качестве безработного?

Кристина Чурсина приводит следующий список:

1. Предприниматели. ИП нельзя встать на биржу труда. Даже если у ИП давно нет оборотов, безработным такого человека не признают. То же касается и учредителей коммерческих организаций.

2. Пенсионеры. Пенсионера не оформят и пособие платить не будут, но могут помочь подобрать вакансию, если тот хочет работать. Встать на биржу не получится даже тому, кто вышел на пенсию раньше общепринятого возраста, например по выслуге. Исключение — инвалиды трудоспособных групп. Их ставят на учет.

3. Работающие по гражданско-правовым договорам. Также нельзя регистрироваться на бирже труда людям, которые регулярно оказывают платные услуги по договорам гражданско-правового характера. Те, кто постоянно выполняет разовые заказы по таким договорам, считаются трудоустроенными.

4. Лица, не достигшие 16-летнего возраста.

5. Лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, а не имеющие квалификации — в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

6. Лица, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

7. Лица, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

8. Лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Как будут регистрировать безработных в 2022 году?

Как зарегистрироваться в центре занятости, чтобы помогли найти работу и начислили пособие по безработице?

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909.

Заявление о содействии в поиске подходящей работы подается в центр занятости населения по месту жительства. В ином случае заявление примут и помогут найти работу, но пособие по безработице не начислят. Гражданин, не имеющий постоянной регистрации, может обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания по месту фактического жительства. Решение суда станет основанием для его постановки на учет в качестве безработного 1 . Иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание, могут встать на учет в ЦЗН, но пособие по безработице они получать не будут.

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Если заработок исчислен в иностранной валюте, она переводится в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения. Справка выдается последним работодателем по письменному заявлению работника в течение 3 рабочих дней. Ее не заменяет справка, составленная по форме 2-НДФЛ;
  • трудовую книжку, трудовые договоры;
  • документы об образовании и квалификации.

Дополнительно могут потребоваться: справка из отдела социальной защиты населения о получении пособия на ребенка; военный билет с отметкой о дате начала и окончания военной службы; для иностранных граждан – РВП или ВНЖ, удостоверение беженца, удостоверение вынужденного переселенца; для детей-сирот – справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая их статус; для инвалидов – индивидуальная программа реабилитации.

Если не получается самостоятельно подать заявление или собрать необходимые документы, можно обратиться в центр занятости населения за консультацией.

Если за 10 дней со дня подачи заявления гражданину не смогут подобрать подходящие вакансии, он признается безработным. При отказе в признании безработным он может обратиться в ЦЗН повторно через месяц.

Как в 2022 г. встать на учет в центре занятости и получить статус безработного дистанционно?

Центры занятости 19 регионов перешли на новый формат работы в ноябре 2021 г. С 1 января 2022 г. на электронный формат перейдут ЦЗН еще более 60 регионов. В Москве оказывать услуги по новым правилам начнут с 1 января 2023 г.

1. Авторизация на портале.

2. Составление резюме.

3. Подача заявления о содействии в поиске подходящей работы.

В форме подачи заявления необходимо заполнить все поля.

Выберите цель подачи заявления (укажите, претендуете ли вы на пособие по безработице).

Кого признают безработным?

Условия признания граждан безработными указаны в ст. 3 Закона о занятости населения.

Не могут быть признаны безработными:

На что могут рассчитывать безработные граждане?

Среди мер социальной поддержки предусматривается выплата гражданам пособия по безработице. Оно выплачивается в процентном отношении к среднему заработку и начисляется при одновременном выполнении следующих условий:

  • гражданин признан безработным;
  • уволен в течение 12 месяцев до начала безработицы;
  • состоял в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

При соблюдении этих условий размер пособия составит (п. 1 ст. 30 Закона о занятости населения):

  • в первые 3 месяца – 75% среднего заработка по последнему месту работы (службы);
  • в следующие 3 месяца – 60% (с применением районных коэффициентов).

Пособие выплачивается в минимальном размере (п. 2 ст. 30 Закона о занятости населения), если:

  • гражданин впервые ищет работу (ранее не работал), за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы);
  • отсутствуют сведения о том, что гражданин состоял в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы;
  • гражданин хочет возобновить трудовую деятельность после длительного, более года, перерыва;
  • гражданин уволен за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • гражданин прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность;
  • гражданин вышел из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • гражданин направлен органами службы занятости на обучение и отчислен.

В 2022 г. минимальная величина пособия составит 1500 руб.

Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552

Комментарий

Граждане, которые после увольнения находятся в поиске работы, имеют право (при соблюдении определенных требований) на пособие по безработице. Для этого нужно встать на учет в органе службы занятости в качестве безработного. Орган занятости назначит пособие в процентном отношении к такому заработку (ст. 3, 30, 31, 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, далее – Закон № 1032-1). Ранее средний заработок работодатели определяли в соответствии с Порядком, утв. постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок № 62). С 25.09.2021 действуют новые Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 (далее – Правила № 1552). Они предусматривают некоторые новшества.

Кто теперь рассчитывает средний заработок для пособия, как это определяется?

Законодатель изменил принцип расчета заработка для выплаты пособия по безработице. Если раньше заработок во всех случаях рассчитывал последний работодатель, то при постановке на учет в качестве безработного с 25 сентября 2021 года этот заработок считает служба занятости на основе выплат, с которых исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В качестве расчетного периода берутся 3 месяца перед кварталом, предшествующим месяцу обращения физлица в службу занятости за пособием, а для недавно уволенных с военной службы – 3 месяца перед кварталом, предшествующим месяцу призыва (пп. "а" п. 2 Правил № 1552).

За работодателем обязанность по исчислению заработка сохраняется в следующих случаях (п. 3 Правил № 1552):

  • весь расчетный период гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком;
  • в расчетный период гражданин получал выплаты, которые не облагались страховыми взносами по пп. 14 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 422 НК РФ (выплаты следователям, прокурорам, судьям, военнослужащим и пр.);
  • в расчетном периоде сотрудник был занят не у последнего работодателя;
  • по последнему месту работы у физлица отсутствовал доход в течение расчетного периода, а также предшествующего периода, равного расчетному.

Гражданин уволился по соглашению сторон в сентябре 2021 года. В этом же месяце он встал на учет в центре занятости в качестве безработного.

Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель - июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь - март 2021 года. Это расчетный период по Правилам № 1552. При этом вплоть до июня 2021 года гражданин работал в организации "Альфа". С июля по август он был занят по срочному трудовому договору в организации "Бета". Поскольку последним работодателем является "Бета", но в расчетном периоде гражданин работал в иной организации, средний заработок должен рассчитать работодатель. В данном случае это организация "Бета".

Работник по собственному желанию уволился в августе 2021 года. До сих пор он находится в поиске работы и решил встать на учет в службе занятости как безработный и получать пособие. Гражданин обратился в службу занятости в сентябре 2021 года. Сентябрю предшествует второй календарный квартал, т. е. апрель - июнь 2021 года. Три месяца перед указанным кварталом: январь - март 2021 года. Заработок за этот период будет использовать служба занятости для расчета пособия по безработице.

Как работодателю исчислить средний заработок?

В части расчета среднего заработка для работодателей с 25.09.2021 ничего не изменилось. Средний заработок необходимо рассчитывать по тем же правилам, что и до указанной даты. Так, не изменился (п. 5 – 15 Правил № 1552, п. 4 – 11 Порядка № 62):

  • состав выплат и дней, учитываемых и не учитываемых;
  • особенности учета премий и вознаграждений, повышения размера надбавок, тарифных ставок, окладов;
  • порядок определения среднего дневного заработка.

Напомним, что средний заработок нужно исчислить за 3 месяца перед увольнением: с 1-го по 1-е число (п. 6 Правил № 1552, п. 3 Порядка № 62). Исчисленную сумму необходимо отразить в справке о среднем заработке. Эту справку гражданин представляет в орган службы занятости (п. 4 Правил № 1552). Форма справки до сих пор не утверждена законодательно. Работодатель может составить ее в произвольной форме либо по форме, рекомендуемой в письме Минтруда России от 10.01.2019 № 16-5/B-5.

Как служба занятости будет считать средний заработок?

Если средний заработок исчисляет служба занятости, расчетным периодом выступают (п. 2 Правил № 1552):

  • 3 месяца перед календарным кварталом, предшествующим месяцу призыва на военную службу – если гражданин признан безработным в течение 12 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;
  • 3 месяца перед календарным кварталом, предшествующим месяцу обращения гражданина в службу занятости за пособием – во всех остальных случаях.

Служба занятости, как было указано выше, использует в подсчетах данные о выплатах и вознаграждениях, на которые были начислены взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 Порядка № 1552). Средний заработок она рассчитывает путем деления дохода физлица, на который были начислены взносы на ОПС, на количество месяцев в расчетном периоде (пп. "в" п. 2 Правил № 1552). При этом:

  • если в каком-либо месяце расчетного периода у физлица не было дохода, этот месяц не учитывается при расчете среднего заработка (пп. "б" п. 3 Порядка № 1552);
  • если в течение всего расчетного периода у физлица отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.

Заметим, что с апреля 2020 года в связи с пандемией коронавируса центры занятости в целях назначения пособий по безработице самостоятельно запрашивают у ПФР сведения о выплатах и об исчисленных пенсионных взносах в рамках межведомственного взаимодействия. Эти данные приравниваются к информации, указанной в справке работодателя о среднем заработке (п. 4 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460).

Таким образом, у работодателя не возникает обязанности представлять в службу занятости какие-либо сведения, если на него не возложена обязанность по расчету среднего заработка.

В иной ситуации, когда средний заработок исчисляет работодатель, необходимо выдать бывшему сотруднику справку о сумме такого заработка. При этом она выдается только после получения об этом письменного заявления от физлица не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). При этом даже если по Правилам № 1552 средний заработок должна определить служба занятости, но бывший сотрудник обратился к работодателю за справкой о заработке, целесообразнее рассчитать средний заработок и выдать физлицу справку.

С 25.09.2021 постановление Правительства РФ от 14.09.2021 № 1552 утвердило Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы). Рассказываем, для кого они предназначены и какие есть изменения.

Новый регламент

При этом аналогичные правила действуют до 31 декабря 2021 года как временные (п. 4 и др. Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат признанным в установленном порядке безработными (утв. постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460).

Правила № 1552 направлены на реализацию Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ, который внёс изменения в Закон о занятости населения в РФ и ст. 21 ФЗ о социальной защите инвалидов в России. Согласно им, пособие по безработице теперь начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы).

Отметим, что в Постановлении № 1552 регламентированы случаи повышения (п. 14 и 15):

  • тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения);
  • надбавок за квалификационный разряд/классный чин/дипломатический ранг);
  • надбавок за особые условия госслужбы.

Применение Постановления № 1552

С 2021 года в большинстве случаев расчет среднего заработка орган занятости (служба, центр) должен делать сам по сведениям о выплатах, на которые начисляли пенсионные взносы. В первую очередь, это нужно для определения размеров пособия по безработице уволенного. Как было сказало, его начисляют в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы или службы.

По общему правилу заработок рассчитывают за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о содействии в трудоустройстве.

Для определения среднего заработка используют средний дневной заработок.

При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, используют средний часовой заработок (п. 11 Правил № 1552).

Иногда средний заработок рассчитывает работодатель. В частности, когда:

  • сотрудник был в декрете в указанный период;
  • выплаты в таком периоде не облагались взносами на ОПС;
  • не было выплат работнику.

Какие выплаты учитывают в среднем заработке

Для расчета среднего заработка берут все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, независимо от источников этих выплат.

При этом премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, учитывают в следующем порядке (п. 12 Постановления № 1552):

  • ежемесячные премии и вознаграждения ‒ не более 1 выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;
  • премии и вознаграждения за период работы, превышающий 1 месяц, ‒ не более 1 выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
  • вознаграждение по итогам работы за год/единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы)/иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, ‒ в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Справка о доходах с последнего места работы

Если центр занятости не может исчислить средний заработок, гражданин должен обратиться к своему бывшему работодателю за соответствующей справкой. Это нужно, если на расчетный период пришлось хотя бы одно из обстоятельств (п. 3 Постановления № 1552):

  • физлицо всё время находилось в отпуске по беременности и родам и/или по уходу за ребенком;
  • доход не облагался взносами на ОПС ‒ денежное довольствие военнослужащим, денежное содержание судей и т. п.;
  • физлицо трудилось не у последнего работодателя;
  • по последнему месту работы вообще не было дохода.

Основные правила расчета

Средний заработок с 25.09.2021 исчисляют органы службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке:

  • его берут за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (исключение ‒ средний заработок уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока; его исчисляют за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу);
  • средний заработок получают путем деления суммы дохода человека, на который были начислены страховые взносы на ОПС за расчетный период, на количество месяцев в этом периоде.

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Если же работник за расчетный период и до него не имел фактически начисленной зарплаты или отработанных дней, средний заработок определяют по фактически начисленной з/п за фактически отработанные им дни в месяце увольнения.

Читайте также: