Какая максимальная продолжительность сверхурочной авральной работы определена для экипажей судов

Обновлено: 15.05.2024

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" 1 приказываю:

утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров.

Врио Директора

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха командного и рядового состава пограничных патрульных судов, катеров из числа гражданского персонала (далее - члены экипажа).

II. Рабочее время

2. В настоящем Положении рабочим временем считаются периоды времени, в течение которых члены экипажа должны нести ходовую или стояночную вахту, выполнять работы по обслуживанию судна, поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

3. Нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажа не может превышать 40 часов в неделю с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику вахт (работ).

Для отдельных членов экипажей судов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, продолжительность рабочего дня - 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными.

4. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа устанавливается трехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график вахт (работ).

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительность рейса, навигационный или эксплуатационный период) могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

Графики вахт (работ) разрабатываются капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива и утверждаются работодателем.

5. Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени. Ведение суммированного учета рабочего времени осуществляется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка пограничного органа по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажа между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работ на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

6. Продолжительность вахт (работ) членов экипажа в ночное время не сокращается.

7. При стоянках в портах, базах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и других обстоятельств, требующих обязательного несения на стоянке в порту (базе) трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации в связи с ремонтом, отстоем (вывод судна из эксплуатации при неукомплектованности экипажа, закрытии навигации в замерзающих районах, ожидании ремонта и в других случаях стоянок судов без выполнения заданий сроком свыше 30 календарных суток), постановки в консервацию (вывод из эксплуатации технически исправных судов с сокращенными экипажами в целях их сохранения от преждевременного износа, экономии материальных средств и высвобождения численности личного состава) капитан судна может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов.

8. При несении судами дежурства в составе дежурных сил пограничного органа (далее - дежурные силы) капитанами судов может устанавливаться суточное дежурство всем членам экипажа судов с предоставлением за переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени суммированных дней отдыха после исключения судна из состава дежурных сил. Учет времени переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени и учет предоставленных дней отдыха ведется капитаном судна в журнале учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха. Дежурными силами являются суда, объявленные в составе этих сил решением соответствующих командиров (начальников), с назначенной готовностью к выходу в море не более 1 часа.

9. Члены экипажа, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в круг их должностных обязанностей (очистка танков, погрузочно-разгрузочные, такелажные и другие работы), в свободное от вахт (работ) время.

10. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава.

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности вахт (работ) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

11. Ежедневная продолжительность рабочего времени членов экипажа, включая время несения вахт, выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за временно отсутствующих членов экипажа и выполнения дополнительных работ, не являющихся выполнением должностных обязанностей, не может превышать 12 часов.

III. Время отдыха

12. Члены экипажа пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочего дня (вахт, работ). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем;

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

Данное положение не распространяется на случаи несения суточных дежурств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

14. Выходные дни, нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей судов должны предоставляться в любом российском или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное количество членов экипажа для несения вахтенной службы, обеспечения безопасности и живучести судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, перешвартовок. Остальным членам экипажа предоставляются дни отдыха.

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни проведение на судах каких-либо работ, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт, выходом из порта и перешвартовками, не допускается. Членам экипажа, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх нормальной продолжительности рабочего времени - дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые 8 часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

15. В тех случаях, когда членам экипажа невозможно предоставить дни отдыха полностью, с их согласия допускается оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

IV. Аварийные и авральные работы

16. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всех членов экипажа или его части в помощь вахтенным.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов и являются обязательными для всех членов экипажа.

17. К аварийным работам на судах относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, и их спасание;

б) работы по снятию своего судна с мели и его разгрузка для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

в) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;

г) работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и грузов, тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место).

18. К авральным работам на судах относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него (открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей);

в) работы по буксировке аварийных кораблей, судов или плавучих сооружений, имеющих на борту оружие и (или) боезапас;

г) работы по постановке судна на якорь (якоря, бочки) для выполнения подводных работ;

д) работы по передаче сухих и жидких грузов кораблям и судам в море на ходу;

е) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

ж) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту.

Конкретный перечень авральных работ для каждого судна устанавливает начальник пограничного органа, к которому относятся суда, руководствуясь настоящим пунктом.

19. Авральные работы, выполняемые членами экипажа сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются в табеле на авральные работы.

20. Капитан судна должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество авральных работ.

Режим труда и отдыха плавсостава в течение суток, недели и рей­са регулируется следующими законодательными и нормативными правовыми актами: ТК РФ, Уставом службы на судах рыбопро­мыслового флота РФ; Отраслевым тарифным соглашением между Российским профсоюзом работников рыбного хозяйства, Государ­ственным комитетом РФ по рыболовству, Всероссийской Ассоциа­цией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспор­теров и Минтруда России на 2000-2002 годы; приказом Минрыб-хоза СССР от 3 июля 1986 года "О максимальных сроках

непрерывного пребывания экипажей судов промыслового флота в море, коллективным договором и трудовым договором (контрактом).

Для плавсостава устанавливается помесячный суммированный учет рабочего времени. При этом нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. Все остальные часы работы сверх месячной нормы считаются сверхурочными (овер-тайм). Учет часов сверхурочной работы ведется индивидуально для каждого члена экипажа.

Часы переработки сверх нормального рабочего времени в обыч­ные дни недели компенсируются плавсоставу по приходу в порт одним днем отдыха (отгулом) из расчета за каждые 8 часов пере­работки или ден компенсацией в размере 1 долж­н оклада

За работу в выходные и праздничные дни плавсоставу предост отгулы, которые должны быть использованы в портах или могут быть присоединены к отпуску с оплатой в размере 1 должн оклада При неиспользовании отгулов или увольнении эти дни оплач в размере

2-го должн оклада (тарифной ставки) согласно штатному расписанию.

При установлении дежурства на судне для лиц комсостава, продолж вахты (работы) вместе с дежурством не должна превышать 24 часов. Часы дежурства сверх времени еже­дневной вахты (работы) компенс отгулом той же продол­ж, что и дежурство (т. е. за каждые 7 часов дежурства -1 день отдыха).

Авральные работы, выполняемые сверх установленного рабо­чего времени, учитываются и оплачи­ваются как сверхурочные работы.

Предоставление ежегодного и дополнительного отпусков, льгот и компенсаций плавсоставу за работу во вредных условиях труда производится в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором (соглашением).

Максимальные сроки непрерывного пребывания экипажей в мо­ре

для судов,L> 100 м и более - 165 суток; L=65-100м-150 суток; L= 34-65 м - 135 суток;

L= 24-34 м - 110 суток; аварийно-спасательных, рыбоохраны и других вспомогательных судов независимо от категории - 110 суток.

В целях сохранения здоровья моряков и соблюдения правил технической эксплуатации рыбопромысловых судов, находящихся непрерывно в рейсе, предусматривается первый заход крупных и больших судов в порт на 80-100 сутки, средних и малых - на 60-70 сутки. Второй заход в порт планируется после окончания производственной деятельности.

2.11. ЭМ поля в радиочастотном диапазоне. Группы: а) 60 кГц-3Мгц – неэкранир. эл-ты оборудования для индукционной обраб. Ме, а также оборуд. Радиосвязи/вещания; б) 3-300 МГц – РПДУ; в) 300-3000 МГц – РЛС, физиотерапия. Характерное возд. ЭМИ этих частот: отклон. от норм. сост. ЦНС и С-СС. Субъективными ощущениями явл: а) headache; б) сонливость; в)бессонница; г) слабость; д) сниж. памяти. Нормиров. ГОСТ 12.1.006-84. Оценив. Е(t) и Н(t) + Энергетический подход: Е^2(Н^2)*t. В диап. 300МГц-300ГГц интенсивность хар-ся пл. потока мкВт/см.кв. Нормы: а) не >10 Вт/кв.м – 20 мин; б)100 мкВт/кв.м – 2 часа; в) 10 мкВт/кв.м – 8 часов. Измерения проводятся при приемке в порядке приемки сан.надзора 1 раз в год.Защита примен. Для всех видов работ: а) использ. соглас. нагр. и поглотителей; б) экраниров. раб. места и ист. изл.; в) рацион. размещ. оборудов.; г) подбор рацион. реж. работы; д) СИЗ. Сплошные Ме экраны при d=0.01 мм сниж. поле в 100000 раз. Поглощ. экраны – мат. с низкой электропров. – прессов. листы резины спец. состава.

1.8. Виды ответственности за нарушение законодательства о тру­де и охране труда

Ответственность работодателей, должностных и других лиц за нарушение законодательства о труде и охране труда определена Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ", ТК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Граждан­ским кодексом РФ и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об основах охраны труда в РФ" и статьей 419 ТК РФ лица, виновные в наруше­нии требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами) несут ответственность (дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголов­ную) в порядке, установленном федеральными законами.

Дисциплинарная ответственность выражается в праве наложения вышестоящими органами и должностными лицами (по подчинен­ности) дисциплинарных взысканий на лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда в виде замечания, выго­вора, увольнения. Кроме этого, Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота предусмотрены и другие виды дисципли­нарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответ­ствии; перевод на судно более низкой группы по оплате труда или на береговую работу с учетом профессии (квалификации) на срок до одного года; лишение звания лица командного состава судов флота

рыбной промышленности с изъятием диплома (квалификационного свидетельства) на срок от 6 месяцев до 3 лет с предоставлением работы с учетом профессии (специальности), а также увольнение за определенные виды нарушений.

Административная ответственность наложе­ния ден штрафов на должн лиц, виновных в наруше­нии зак-ва о труде и охране труда.- макс100 ми­нимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьями 234 и 235 ТК РФ гражданско-право­вая ответственность выражается в возмещении работнику мате­риального ущерба, причиненного в результате незаконного лише­ния его возможности трудиться, а также за ущерб, причиненный имуществу работника, а также возмещение работником ущерба, причиненного работодателю (статья 238 ТК РФ), и в других случаях.

Уголовная ответственность за нарушение правил по охране труда определена статьей 143 Уголовного кодекса РФ. Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью челове­ка, - наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправи­тельными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, определена статьей 145 УК РФ, принятого Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года.

Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ определена статьей 216 УК РФ, за нарушение правил пожарной безопасности -статьей 219 У К РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил - статьей 236 УК РФ, за нарушение правил дорожного дви­жения и эксплуатации транспортных средств - статьей 246 УК РФ.

2.13. Величина тока и индив. св-ва чела. а) 0.01..0.02А – безопасный ток; б) до 0.05 А – опасный – кроме рук + туловище; в) более 0.05 А – death danger. Безопасным считается до ~42 В и до =110 В. Хуже, если условия пораж. сопутствуют прохожд. тока (сырость, мет. пов-ть). С увеличением времени нахожд. ­ вер. фибриляции. Имеет знач. путь прохождения и род тока. = безоп., чем ~. Наиб. опасно f=50-60 Гц, если f ­ 400-500 Гц – ожоги. Индив. особ чела – меняется R (500 Ом) – приним. R=1 кОм.

2.18.Д.б. защищены от опасн и вредн. факторов (вдали от уст. под давл., котлов, движ. частей и т.п.). Размеры д. обеспечивать: удобство, легкость выполн. произв. операций, чтобы max ­ реакцию чела и ¯ ошибки чела. Наклон палубы не более 3 град., нескользкое покрытие, без выступов. Наличие штормовых поручней и ограждений. Цвета: красн – запрещ. авар. сигн.+ перегрузка; желтый – привлеч вним., достиж предельных знач., переход на автом. работу; зеленый – норм. режим работы, сигнал о разрешении начала работы; синий – сигнализация безопасности, когда нельзя исп. зеленый; белый – общ. информация.

от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Федотовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании частично недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 133,

Положением установлено, что число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 данного Положения (пункт 20).

Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода, как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год (пункт 21 Положения).

В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся (пункт 24 Положения).

Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем (пункт 32 Положения).

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения по тем основаниям, что они в нарушение статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации вводят необоснованные ограничения прав наемных работников, гарантированных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Свои требования заявитель мотивируют тем, что: пункт 20 Положения предусматривает число предоставляемых суммированных дней отдыха за работу, выполняемую сверх нормальной продолжительности рабочего времени, только по графику вахт (смен) по основной должности, не учитывая другие периоды работы членов плавсостава: время выполнения работником работ за недостающего по штату работника, время выполнения аварийных и авральных работ, что противоречит статье 91 ТК РФ; пункт 21 Положения допускает перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год, что противоречит статье 99 ТК РФ, которая устанавливает предельную продолжительность сверхурочной работы 120 часов в год; пунктом 24 Положения установлено, что в случае привлечения работников плавсостава к работе в период предоставления суммированных дней отдыха дни отдыха на другой срок не переносятся, что противоречит статье 152 ТК РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права МОТ; пунктом 32 Положения предусмотрено, что порядок учета фактически отработанного рабочего времени устанавливает работодатель, что противоречит статье 104 ТК РФ, в соответствии с которой порядок устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Кроме того, заявитель считает, что в нарушение статьи 100 ТК РФ, Постановления Правительства от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" оспариваемый Приказ не был согласован с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В судебное заседание В. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель В.Т.В. Т.И.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации З., Т.С., С.М., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации К., С.М. и Министерства юстиции Российской Федерации Ф. возражали против доводов заявителей, пояснили, что Приказ издан в рамках предоставленной компетенции, оспариваемые положения не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, и не ухудшают положение работников.

Выслушав и обсудив доводы представителя заявителя, возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей заявление удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными данным Кодексом.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.

Оспариваемое Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем (пункт 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 133 согласован с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в установленном порядке, о чем свидетельствует представленный представителями заинтересованного лица лист согласования.

Таким образом, оспариваемое Положение утверждено Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с предоставленной компетенцией и с соблюдением порядка принятия.

В силу пункта 2 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, данным Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

Статьей 104 ТК РФ установлено, что, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Оспариваемым Положением для работников плавсостава установлена нормальная продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (пункт 6); суммированный учет рабочего времени (пункт 7); время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ (пункт 8); работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни (пункт 16).

Особенностью режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников плавсостава является то, что по условиям работы в период эксплуатации невозможно регулярное предоставление плавающему составу еженедельных дней отдыха и нерабочих праздничных дней. В связи с чем такие дни суммируются и предоставляются либо в период навигации, либо в межнавигационный период.

Положением предусмотрено предоставление работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, суммированных дней отдыха (пункт 19).

Пункт 20 Положения устанавливает порядок определения количества суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу по графику вахт (смен) по основной должности сверх установленной продолжительности рабочего времени, который заявителем не оспаривается.

Указание в оспариваемой норме о том, что при определении количества суммированных дней отдыха не учитывается время выполнения работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей работника: за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, не противоречит действующему законодательству.

Выполнение работ за недостающих по штату работников не входит в обязанности работника по основной должности, а может выполняться либо в порядке внутреннего совместительства в свободное от основной работы время (статья 60.1 ТК РФ), либо в порядке совмещения профессий без освобождения от работы, определенной трудовым договором (статья 60.2), т.е. вне графика и компенсируется соответствующей оплатой (статьи 151, 285 ТК РФ).

Ссылки заявителя на часть первую статьи 329 ТК РФ, запрещающую работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, работу по совместительству, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не могут быть признаны обоснованными.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 16.

Между тем к "плавающему составу" относятся не только эти профессии и должности, а все лица, работающие на борту судна в любом качестве по трудовому договору (пункт 2.8 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009 - 2011 годы, утвержденного Профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта 16 декабря 2008 г.).

Из изложенного следует, что работники, не подпадающие под этот перечень, могут работать по совместительству, а работники, подпадающие под перечень, могут выполнять по совместительству работу, не связанную с управлением транспортными средствами.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня (пункт 26 Положения); авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт ( работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы) (пункт 29 Положения).

Авральные работы, выполняемые членами экипажа судов (включая командный состав) сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы), оплачиваются за фактическую их продолжительность не менее чем в двойном размере часовой ставки. Предельное количество часов на авральные работы устанавливается в коллективных договорах (соглашениях) в зависимости от вида и характера выполняемой работы. Аварийные работы, не связанные с производственными обязанностями, выполняются работниками только с их согласия и при условии принятия необходимых мер по обеспечению их безопасности со стороны администрации, о чем делается запись в соответствующий журнал (пункты 5.29, 8.15 Федерального отраслевого соглашения).

Таким образом, аварийные и авральные работы, произведенные в течение установленной продолжительности рабочего дня, учитываются как рабочее время по графику, учет времени, отработанного сверх нормы рабочего времени (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, аварийные и авральные работы и др.), ведется отдельно и компенсируется повышенной оплатой.

Ошибочным является довод заявителя о противоречии пункта 20 в оспариваемой части статье 91 ТК РФ, устанавливающей обязанность работодателя обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника, поскольку оспариваемая норма не устанавливает порядок привлечения работников к сверхурочным работам и не освобождает работодателя от обязанности вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.

Пункт 21 Положения, допускающий перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год в случае производственной необходимости и при условии письменного согласия работника, не противоречит статье 104 ТК РФ, поскольку данной нормой продолжительность учетного периода не пересматривается.

Возможность привлечения работников к работе в выходные дни с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации с последующей компенсацией по желанию работника другим днем отдыха предусмотрена ТК РФ (часть пятая статьи 113, статья 153 ТК РФ). При этом ТК РФ не устанавливает сроки предоставления другого дня отдыха.

Пункт 21 Положения не нарушает прав работников, а обеспечивает работнику возможность реализовать свое право на отдых в полном объеме. Кроме этого, по желанию работника неиспользованные дни отдыха ему могут быть заменены денежной компенсацией (пункт 25).

Довод заявителя о противоречии пункта 21 части шестой статьи 99 ТК РФ, устанавливающей предельную продолжительность сверхурочной работы 120 часов в год, не может быть признан обоснованным, поскольку ограничение продолжительности сверхурочной работы, установленное трудовым законодательством для каждого работника, распространяется только на сверхурочную работу. Работа в выходные дни в длительность сверхурочной работы не включается. Статьями 152 и 153 ТК РФ предусмотрен различный механизм компенсации за сверхурочную работу и за работу в выходные дни.

Не противоречит ТК РФ и не ущемляет прав работников пункт 24 Положения, устанавливающий возможность привлечения в период предоставления суммированных дней отдыха работников по их письменному заявлению к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

В соответствии со статьей 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

ТК РФ допускает выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) с оплатой пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (статьи 60.1, 285 ТК РФ), работу по договорам гражданско-правового характера.

Из оспариваемой нормы следует, что работник привлекается к работе не по инициативе работодателя, а по желанию самого работника. Работая в свой день отдыха, который ему уже оплачен (пункт 5.27 Федерального отраслевого соглашения), работник получает оплату за выполненную работу. Предоставление дополнительных гарантий в виде переноса дней отдыха на другой день в данном случае будет являться необоснованным и чрезмерным.

Пункт 32, в соответствии с которым учет рабочего времени осуществляется в порядке, установленном работодателем, не противоречит ТК РФ, согласно которому порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (статья 104 ТК РФ), которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (статья 190 ТК РФ).

Поскольку оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не ухудшают положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

заявление В. о признании частично недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 133, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

рассмотрев в отк дебн нии гражданское дело по заявлению Веснина В.Н. о признании частично недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 133,

Положением установлено, что число суммированных дней отдыха полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 данного Положения (пункт 20).

Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода, как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год (пункт 21 Положения);

В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся (пункт 24 Положения);

Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем (пункт 32 Положения).

Веснин В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения по тем основаниям, что они в нарушение статьи 329 Трудового Кодекса Российской Федерации вводят необоснованные ограничения прав наемных работников, гарантированных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Свои требования заявитель мотивируют тем, что: пункт 20 Положения предусматривает число предоставляемых суммированных дней отдыха за работу, выполняемую сверх нормальной продолжительности рабочего времени только по графику вахт (смен) по основной должности, не учитывая другие периоды работы членов плавсостава: время выполнения работником работ за недостающего по штату работника, время выполнения аварийных и авральных работ, что противоречит статье 91 ТК РФ; пункт 21 Положения допускает перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год, что противоречит статье 99 ТК РФ которая устанавливает предельную продолжительность сверхурочной работы 120 часов в год; пунктом 24 Положения установлено, что в случае привлечения работников плавсостава к работе в период предоставления суммированных дней отдыха дни отдыха на другой срок не переносятся, что противоречит статье 152 ТК РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права МОТ; пунктом 32 Положения предусмотрено, что порядок учета фактически отработанного рабочего времени устанавливает работодатель, что противоречит статье 104 ТК РФ, в соответствии с которой порядок устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

В судебное заседание Веснин В.Н. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель Веснина В.Н. Телятьев И.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Зрилова Е.А., Тонких СР., Скидоненко М.В., Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кирьянова Г.В., Сарвадий М.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Фоменко Ю.А. возражали против доводов заявителей, пояснили, что Приказ издан в рамках предоставленной компетенции, оспариваемые положения не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации, и не ухудшают положение работников.

Выслушав и обсудив доводы представителя заявителя, возражения представителей заинтересованных лиц, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей заявление удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными данным Кодексом.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395, таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации.

Оспариваемое Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее - работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем (пункт 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 133 согласован с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в установленном порядке, о чем свидетельствует представленный представителями заинтересованного лица лист согласования.

Таким образом, оспариваемое Положение утверждено Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с предоставленной компетенцией и с соблюдением порядка принятия.

В силу пункта 2 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются законодательством Российской Федерации о труде, данным Кодексом, уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, а также уставом о дисциплине, утвержденным Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными соглашениями коллективными договорами (соглашениями) и трудовыми договорами (контрактами).

Статьей 104 ТК РФ установлено, что, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Оспариваемым Положением для работников плавсостава установлена нормальная продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (пункт 6); суммированный учет рабочего времени (пункт 7); время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ (пункт 8); работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни (пункт 16).

Особенностью режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников плавсостава является то, что по условиям работы в период эксплуатации невозможно регулярное предоставление плавающему составу еженедельных дней отдыха и нерабочих праздничных дней. В связи с чем такие дни суммируются и предоставляются либо в период навигации, либо в межнавигационный период.

Положением предусмотрено предоставление работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни суммированных дней отдыха (пункт 19).

Пункт 20 Положения устанавливает порядок определения количества суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу по графику вахт (смен) по основной должности сверх установленной продолжительности рабочего времени, который заявителем не оспаривается.

Указание в оспариваемой норме о том, что при определении количества суммированных дней отдыха не учитывается время выполнения работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей работника: за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, не противоречит действующему законодательству.

Выполнение работ за недостающих по штату работников не входит в обязанности работника по основной должности, а может выполняться либо в порядке внутреннего совместительства в свободное от основной работы время (статья 60.1 ТК РФ), либо в порядке совмещения профессий без освобождения от работы, определенной трудовым договором (статья 60.2), т.е. вне графика и компенсируется соответствующей оплатой (статьи 151, 285 ТК РФ).

Ссылки заявителя на часть первую статьи 329 ТК РФ, запрещающую работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, работу по совместительству, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не могут быть признаны обоснованными.

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16.

Из изложенного следует, что работники, не подпадающие под этот перечень, могут работать по совместительству, а работники, подпадающие под перечень, могут выполнять по совместительству работу, не связанную с управлением транспортными средствами.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня (пункт 26 Положения); авральные работы выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы) (пункт 29 Положения).

Авральные работы, выполняемые членами экипажа судов (включая командный состав) сверх установленной графиком вахт (работ продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы), оплачиваются за фактическую их продолжительность не менее чем в двойном размере часовой ставки. Предельное количество часов на авральные работы устанавливается в коллективных договорах (соглашениях) в зависимости от вида и характера выполняемой работы. Аварийные работы, не связанные с производственными обязанностями, выполняются работниками только с их согласия и при условии принятия необходимых мер по обеспечению их безопасности со стороны администрации, о чем делается запись в соответствующий журнал (пункты 5.29, 8.15 Федерального отраслевого соглашения).

Таким образом, аварийные и авральные работы, произведенные в течение установленной продолжительности рабочего дня, учитываются как рабочее время по графику, учет времени отработанного сверх нормы рабочего времени (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, аварийные и авральные работы и др.) ведется отдельно и компенсируется повышенной оплатой.

Ошибочным является довод заявителя о противоречии пункта 20 в оспариваемой части статье 91 ТК РФ, устанавливающей обязанность работодателя обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника, поскольку оспариваемая норма не устанавливает порядок привлечения работников к сверхурочным работам и не освобождает работодателя от обязанности вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.

Пункт 21 Положения, допускающий перенос использования суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год в случае производственной необходимости и при условии письменного согласия работника, не противоречит статье 104 ТК РФ поскольку данной нормой, продолжительность учетного периода не пересматривается.

Возможность привлечения работников к работе в выходные дни с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации с последующей компенсацией по желанию работника другим днем отдыха предусмотрена ТК РФ (часть пятая статьи 113, статья 153 ТК РФ). При этом ТК РФ не устанавливает сроки предоставления другого дня отдыха.

Пункт 21 Положения не нарушает прав работников, а обеспечивает работнику возможность реализовать свое право на отдых в полном объеме Кроме этого, по желанию работника неиспользованные дни отдыха ему могут быть заменены денежной компенсацией (пункт 25).

Довод заявителя о противоречии пункта 21 части шестой статьи 99 ТК РФ, устанавливающей предельную продолжительность сверхурочной работы 120 часов в год, не может быть признан обоснованным, поскольку ограничение продолжительности сверхурочной работы, установленное трудовым законодательством для каждого работника, распространяется только на сверхурочную работу. Работа в выходные дни в длительность сверхурочной работы не включается. Статьями 152 и 153 ТК РФ предусмотрен различный механизм компенсации за сверхурочную работу и за работу в выходные дни.

Не противоречит ТК РФ и не ущемляет прав работников пункт 24 Положения, устанавливающий возможность привлечения в период предоставления суммированных дней отдыха работников по их письменному заявлению к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

В соответствии со статьей 106 ТК РФ время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

ТК РФ допускает выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство с оплатой пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (статьи 60.1, 285 ТК РФ); работу по договорам гражданско-правового характера.

Из оспариваемой нормы следует, что работник привлекается к работе не по инициативе работодателя, а по желанию самого работника. Работая в свой день отдыха, который ему уже оплачен (пункт 5.27 Федерального отраслевого соглашения), работник получает оплату за выполненную работу Предоставление дополнительных гарантий в виде переноса дней отдыха на другой день в данном случае будет являться необоснованным и чрезмерным.

Пункт 32, в соответствии с которыми учет рабочего времени осуществляется в порядке, установленном работодателем, не противоречит ТК РФ, согласно которому порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (статья 104 ТК РФ), которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (статья 190 ТК РФ).

Поскольку оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не ухудшают положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

заявление Веснина В Н о признании частично недействующими пунктов 20, 21, 24, 32 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 133, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева

Читайте также: