Как жить без профессии

Обновлено: 24.04.2024

Здравствуйте, девочки! Есть ли кто-нибудь на форуме у кого вообще нет никакого образования (школа не считается). Как Вы с этим живете? Чем занимаетесь? Мне 26 лет, школу я закончила хорошо, без троек. Ну а дальше не сложилось. И в ближайшем будущем перспективы получения образования я не вижу. Раньше как-то не задумывалась, все думала молодая, успею еще. С 23 лет в декрете, сейчас малышу уже почти 3 года. И чем заниматься дальше ума не приложу. Дома сидеть не получится. Это уже становится навязчивой идеей. Комплексом.

У меня несколько знакомых есть без образования (кроме школы). Не знаю, нормально они устраиваются, правда, должности самые простые - оператор на почте, продавец, кассир, работник торгового зала, нянечка в детсаду. Но они без претензий, поэтому довольны

так вам же бесплатно будет, раз нет высшего. Найдите какой-нибудь несложный вечерний, заочный - и учитесь себе.

У меня нет, комплекс не развился, хотя ради получения корочки пошла на заочное.
Работаю нормально сама по себе.

Может я чего-то не знаю? Подскажите, пожалуйста. Где можно бесплатно в таком возрасте получить хотя бы среднеспециальное. В городе Москве я живу недавно, многого не знаю. Просветите, если не сложно. Прописка есть, если интересует.

Идёте в интересующий Вас вуз или в колледж (или как там они щас называются) и узнаёте
Я платно учусь в обычном ВУЗе, но т.к. у вас нет высшего, то его вы можете получить бесплатно. Только я сейчас не знаю условия приёма, вроде всех обязали сдавать ЕГЭ, но в этом вопросе я могу быть неправа. А если не ЕГЭ, то экзамены вам всё равно сдавать надо будет для поступления.

моя подруга работала, мастером маникюра окончив курсы сейчас у неё свой салон и первый курс вуза ей 35

с егэ надо определиться до 1 апреля,так что не затягивайте,а то год потеряете. Узнайте в вузе,какие экзамены нужны,идите в роно и записывайтесь на эти предметы на лето.

У друга жена, так у нее даже 11 классов нет Тоже как-то не сложилось. Очень деньги нужны были, пошла официанткой работать в казино, хорошо зарабатывала, не парилась. А потом уволилась, поработала пару недель в обувном магазине продавщицей, и вот уже года три дома сидит. Детей нет. Чего сидит? Непонятно.

Да не волнуйтесь. Будет возможность и желание-поучитесь, нет-значит так тому и быть
У меня два в/о + много комплексов и по поводу образования, и по поводу работы. все относительно

раньше было до 35 лет счас не знаю. счас другая песня ЕГЭ сдавать, а это жесть, как учитель вам говорю, но не горюйте, есть курсы при институтах, готовят к поступлению по ЕГЭ. опять же целевой набор никто не отменял, т.е. за образование платит работодатель или уж во всяком случае пропихивает вас на целевое место, а вы потом будете обязаны отработать свое образование, так у педагогов и медиков.

У меня несколько знакомых без образования.
Но все те, кто имеет мозги, годам к 25 поняли, что ситуацию пора менять и срочно.
Хотя некоторые без образования умудрялись зарабатывать и по 150тр

Скроюсь, потому что стыдно. Забеременела, потом много лежала на сохранении, а потом из института на 5 курсе выкинули, остался последний 6 (вечернее обучение. До сих пор не могу вернуться (3 года прошло). Работала без образования по знакомству, потом во время декрета стала работать в сетевой компании, а теперь не хочу возвращаться в офис. Но универ обязательно закончу. Может даже на второе пойду.

Я взрослая тетенька уже.
Скажу по своему опыту , испытываю большую неловкость из за того, что нет высшего образования.
Так что девченки , учитесь.
Сейчас есть и такие институты в которых и ходить почти не нужно и по деньгам не смертельно
Правда, правда , очень советую т.к. сама очень об этом жалею

да ладно чего там хорошего? Муж-то зарабатывает, но ее особо не балует, все тратит на свои "игрушки", в походы ходит и т.д. (она не ходит, так как не любит это дело) Приходит он поздно, не раньше 22 вечера, один выходной в неделю.
Свекровь слегка не в себе, с ней в одной маленькой квартире целый день сидеть - одуреешь. Интернета нет, подружка одна есть и все, остальные в другом городе.
Нафик такую хорошую жизнь, я бы сверкая пятками на работу побежала, на любую.

Мне сейчас 30, раньше не было возможности поступить ( работала, выживала и т д. ) я из области, очень хочу получить высшее , посоветуйте - куда обращаться в первую очередь так как сейчас ЕГЭ и как сдать экзамены? Как еще найти такой вуз где есть шанс попасть и небольшой набор на место.

Я работаю без образования. Окончила только школу
Активно изучала интернет и web-дизайн, теперь работаю web-дизайнером

Я вот тоже читаю каждый раз думаю. все ессно,понятно,учиться надо,возможностей теоретически хоть отбавляй,а на деле. бесплатное образование-это ЕГЭ или ещё какие-то экзамены.школу закончила,я например,20 лет назад.Вспомнить тяжело будет,если просто не невозможно,нанять репетиторов-денег стоит.Учиться платно-тоже в копеечку влетает.
Ситуации разные бывают,у самой вот не сложилось с образованием,было дело-работала,зарабатывала какие-то копейки,семейные обстоятельства были такие на тот момент,что не до образования. потом дети. а вот теперь у разбитого корыта вообще((((

Не пишите мне,девочки,пожалуйста,что я ною,что я ленива и ты.ды.
Реально нет возможности,не хочу писАть много тут про свою насыщеную жизнь.
А мне уже за 35((((
И желание есть,а возможности нету .
И чувствую себя ущербной в этом отношении,но пока изменить ниче не могу!А позже..фиг его знает.Может и позже ничего не поменяется.А хочется верить!

Тот кто хочет - ищет возможности, кто не хочет - ищет причины. Тяжело вспомнить будет? Как же вы учиться тогда собираетесь? Ведь это тоже тяжело.

Не устраивает, жалуется при каждой встрече. Очень жалуется, но ничего менять не желает. Он ей стиральную машинку 5 лет не мог купить (не хотел), руками стирала все вещи.
Я ей предлагала несколько вакансий, вполне подходящих. Отказалась. То ездить далеко, то страшно, то лень.

у меня нет образования. Есть 2 незаконченных высших Мне 34 года. С 17 лет работаю, очень успешно. Сделала неплохую карьеру. Может быть, все-таки, доучусь. Вернее, мне придется поступать снова на первый курс.
Учиться было некогда, работала, было жалко терять работу, а она отнимала очень много времени. Всегда работала по одной специальности

Кто не сдавал ЕГЭ, тот сдает обычные экзамены. На дневном можно учиться бесплатно до 35 лет, а на вечернем и заочном и того больше. А без образования можно открыть свое дело - самое то

Рантше не жаловалась, когда работала в казино, имела деньги, цвела и пахла. Была счастливая и довольная.
Ну да ладно, мне все равно не понять.

У меня когда не было возможности позволить себе высшее образование, пошла на среднее-специальное (а потом еще и на второе), работала сама все это время (так как была острая необходимость содержать семью), ребенка маленькая поднимала.

Не очень люблю вспоминать то время, когда было по-настоящему тяжело подниматься с нуля. Сейчас потихоньку начинает все устаканиваться. Ребенок растет, образование дальше получаю.
Остался последний рывок (он сложный самый) и все будет ок! Я уверена просто.
Опускать руки никогда не стоит!

Автор, когда Вы обзаведетесь мотивацией, тогда все Вам будет по колено Как говорится, было бы желание)) Удачи!

Имею 10 классов родной советской школы, и вообще не парюсь. Работала и в юр.фирме с документами, и в частной ювелирной лавочке, и в газете Аргументы и Факты. Ну и по мелочи еще в разных местах. Последние 10 лет - в страховании (сейчас зам.директора VIP-структуры), плюс сейчас еще свой бизнес. Никогда не зарабатывала мало, и никогда не комплексовала от отсутствия в/о. Мозги это как музыкальный слух - они либо есть, либо их нет, а образование - всего лишь шлифовка того, что в наличии. Неужели не видите сами, сколько вокруг абсолютных идиотов с корочками?

идите на заочный. Я приехала в германию в 28 и образование мое не подтвердилось, пришлось все снова, в 35 родила и в результате диплом сделала только в 36.Работаю , преподаю в школе и даже вот в аспирантуру думаю поступать. А у вас уже детенку 3 так вы вообще свободня можно сказать))))

ну а тем у кого мозгов маловато , тем образование помогает лично мне мои два очень мозгоФ прибавили Не всем везет ка вам , в смысле мозгов. Некотрым и к гудвину надо шодить(читай поучиться)

Может быть с образованием еще большего бы добились. К тому же вы попали на лихие 90е, когда образование мало ценилось, а сейчас без него никак.

да у меня тоже такая подружка тоже без конца жалуется денег нет муж денег совсем мало зарабатывает но у неё немного сложнее ситуация у неё гражданство украинское, а прописать свекровь категорически против, вот и сидит дома с двумя высшыми образованиями продавцом идти не хочет няней боится.

я вот тоже без образования окончила 9 классов и пошла работать, потом вышла замуж сейчас сижу с маленьким ребёнком и хожу в вечернюю школу , если у вас есть московская прописка то вам очень просто можно пойти и написать заявление и вас приймут , у нас в школе есть экстернат за один год можно закончит школу, я не смогла так как ребёнок ещё маленький но потом планирую пойти в Пед училище (мечта с детства), а потом и в институт может пойду. да и мне 29 и планов море жизнь только началась)))))Удачи вам!! главное не опускайте руки!

*сколько вокруг абсолютных идиотов с корочками?*

+мульон!!только приоритеты при поступлении на работу отдаются этим вот реальным идиотам с корочками почему-то?
У нас сейчас понабрали. е-моё. Работать не просто не хотят,они реально ни фига не могут!
В словах первого класса по неск.ошибок!Лариса пишут ЛОриса.
а те,кто хотел,мог,пусть образование чуть ниже,пролетели.

Девочки,а вот хотелось бы услышать мнение. навреное,это больше для работодателей и тем не менее:
Скажите,бытует мнение при устройстве на работу,что если есть в/о,так уже считать(практически автоматически)можно человека умным,ибо хотя бы хватило ума его получить.
Кто так же считает?

Это если при условии,что эта цель была поставлена им самим и добился он её сам,а не за папины деньги и не потому что так надо.И,если этот человек может сформулировать ЗАЧЕМ оно,это в/о,было нужно.
Ответ типа"ну надо" для меня не аргумент.
ИМХО.
Вы вот посмотрите,что сейчас происходит.Есть в/о берут на работу и АБСОЛЮТНО не важно,что это в/о вообще не имеет никакого отношения к специальности!А значит ПО СУТИ его и нет

Эх, мне тоже стыдно, но образования у меня нет. К концу 90-х мне очень хотелось работать, устроилась секретарем в только что зародившиеся маркетинговое агентство, и так увлеклась маркетингом, стала самостоятельно изучать и рекламу и пиар и т.д., теперь имя огромный успешный опыт в этой области, понимаю, что просто корочки не хватает, но кто знает меня как маркетолога, то проблем не испытываю, разве что только моральных. Вот на данный момент из-за детского садика временно не работаю, так млин, постоянно приглашают меня в разные компании, ну, правда, те люди, которые знают меня как профессионала. У мужа та же ситуация, у него среднее-специальное, но он специалист в своей области от бога, и хрен ему уволится из компании, потому как понято что незаменимых работников нет, но его как специалиста заменить ни кем не могут.
На мой взгляд, конечно для успокоения души нужна корочка, но главное что надо – это понимать, кто ты есть на своем месте и какой ты профи, а учится и приобретать опыт никогда не поздно. Например мой отец в своей области тоже был профи, а образование получит только в 45 лет.
Кстати есть одноклассница, которая школу окончила с золотом, и имеет два красных диплома, один из которых МГУ, а работает то кладовщиком, то продавцом и т.д.

У меня два ВО, но кроме корки (в плане знаний) они мне мало что дали. Первое-языковое с историей (училка), когда пошла в ун-т, то уже хорошо англ яз знала (год училась в США), 5 лет мне не дали ничего, а история-как выучилась так и не пригодилась (не работала в школе). Второе-мировая экономика (специалист ВЭД)-из практики мало что почерпнула, все очень общее, за 3 месяца работы узнала больше, чем за 3 года учебы, но хотя бы, работаю по специальности и диплом был плюсом при устройстве на работу без соответствующего опыта.

А кому-то может понадобиться человек, который будет добиваться чужой цели, потому что "так надо", ну, или хотя бы принимать в этом участие посредством вкладывания своих сил и времени Просто в обществе есть стереотип "так надо" - это минимальная мотивация для получения в.о - пусть даже не сразу после школы. Есть другие мотивации кроме этой - чудесно. Но если никакой вообще нет - плохо. Естественно, сейчас я имею ввиду офисных обитальцев - плотники, парикмахеры и кондитеры, достойно выполняющие и любящие свою работу - это совсем другая история

Кстати, и есть еще те (это я про себя), которые образование получили, а работают совсем не по специальности! Я тоже, между прочим, комплексую от этого!

Текст: Анна Елисеева


Кристина Габеева

СММ-дизайнер

Если ты не учишься и не получаешь стипендию, у тебя не остаётся другого выхода, кроме как идти работать. Я помню своё состояние, когда решила уйти: документы получилось забрать далеко не сразу, но решение было принято — на душе было так легко, будто я избавилась от тяжкого груза. Представляю, каково тем, кто учится через силу все четыре года. Недолго думая, в юношеском порыве нести пользу людям я пошла работать в больницу.

После долгих скитаний от санитарки до бариста, от офис-менеджера до художника-фрилансера я пришла к должности дизайнера в хорошей компании. Я не стремилась в дизайн сознательно, очень хотела стать именно художником. Но когда попала в профессию, сразу поняла, что это моё: этим мне хочется заниматься, здесь я понимаю, как сделать лучше. Всё получилось очень естественно: сначала я просто делала то, что мне нравится, а потом это стало моей профессией. Сейчас удалённая работа позволяет мне заниматься кучей всего: иллюстрировать книги в независимом издательстве, учить японский, заниматься каллиграфией и кое-какими своими проектами, которым ещё не время давать полный ход.

Когда я задумываюсь о высшем образовании, в голову мне приходит лингвистика. У меня хорошая подруга-лингвист, мы вместе работали переводчиками сериалов, и тогда, обсуждая с ней интересные и необычные кейсы, я поняла, что влюбилась в перевод и вполне могла бы заниматься этим. Сейчас это сознательное и зрелое решение, хотя я понимаю, что с языками у меня всё было хорошо и в школе — просто я этого сама не замечала, а учителя не акцентировали внимание. Гораздо проще жить, когда понимаешь, почему хочешь заниматься тем или иным делом. Когда ты уже пощупал его изнутри, познал механизмы и понял, какие потребуются умения. Если я после тридцати захочу сменить род деятельности, то знаю, что выберу. Меня не пугает такой вариант, я привыкла к переменам, а они, по моему опыту, обычно ведут к лучшему. Но пока я не стала мастером в нынешнем деле и хочу развиваться в дизайне.

Об одном неочевидном минусе отсутствия высшего образования я узнала совсем недавно — без диплома сложно эмигрировать. А ещё ты лишаешься чудесной студенческой поры разгильдяйства и свободы, общажных историй и КВНа. У меня всего этого не было, и я чуточку жалею. Мне пришлось повзрослеть для работы, и, думаю, не всем будет комфортно ухнуть сразу с головой в мир взрослых и их больших проблем. Для меня всё сложилось очень удачно, но для кого-то это может оказаться совсем неподходящим путём. Нужно научиться слушать себя.

Профильное образование я решила получать в Японии. В этом решении всё: и моя страсть к языкам, и нежная любовь к этой стране, и дизайн, с которым нам ещё долго идти рука об руку. Сейчас образование не самоцель, а полноформатный экспириенс: подтянуть язык, познакомиться с кучей нового. К тому же было бы интересно получить его в другой стране, где, может, на самые простые вещи совершенно другой взгляд.

Даниил Брод

музыкант Pompeya


Меня отчислили в начале третьего курса из МосУ, с факультета графического дизайна. Это был не мой выбор, но мне самому не хватило бы смелости покинуть институт. Я не видел никакого смысла в обучении, накопил много долгов по экзаменам, а все мои мысли были только о музыке. Я хотел изучать графический дизайн — одно время у меня была мечта поступить в какой-нибудь арт-колледж в Лос-Анджелесе. Но на это просто не было времени и средств. Отчисление же помогло смириться с тем, что у меня будет только одна цель в жизни — стать музыкантом. И не нужно отвлекаться ни на что другое.

Сегодня я не представляю, что мог бы заниматься чем-то вместо музыки. Для себя я не вижу необходимости в высшем образовании. Во-первых, я достаточно хорошо закрепился в профессии. А во-вторых, если подходить рационально, то мне бы подошли какие-нибудь курсы сведения и мастеринга — что-то такое, чему можно учиться полгода, но точно не полноценное музыкальное образование. Шанс, что я пойду в другой институт, тоже очень мал. Для этого нужно иметь порядка пяти лет свободного времени — где их взять?

Отказ от вуза можно сравнить вот с чем: когда тебя бросают в воду, ты начинаешь шевелиться, чтобы не утонуть. Отпадут лишние вопросы, чем бы заняться сегодня: ты занимаешься всем, что связано с твоим личным выбором. Я считаю, что художник должен уметь зарабатывать деньги искусством — в таком случае и само искусство приобретает реальную ценность, и человек оправдывает своё занятие. Я не знаю, имею ли право считаться музыкантом, пока мою музыку не слушают. Но зато как только я собрал первый зал и получил гонорар, я точно знаю, что могу продолжать дальше.


Вячеслав Олесик

Впрочем, это не помешало мне вылететь из института на второй сессии. Я не сдал один из экзаменов и решил не ходить на пересдачу. Зато пошёл продавать пиратские компакт-диски у метро. Тем не менее в вузе я подружился с одногруппником, который тоже увлекался IT — он вылетел на первой же сессии, на полгода раньше меня. Через два года мы вместе основали первый бизнес.

До горного я думал поступить на программиста в тогдашний ЛЭТИ. Но, видимо, не смог объяснить себе, зачем учиться программированию пять лет, если я умею делать это уже сейчас. Не будем забывать и про подростковый пофигизм. Кстати, в нашей компании почти у всех разработчиков нет высшего.

Так сложилось, что IT — территория самообразования. Большая часть знаний, которые дают в институтах, устаревает ещё до того, как доходит до студентов. Часто эти знания теоретические, далёкие от реальной практики. Это не касается отдельных секторов IT, в которых действительно требуется сильная математическая подготовка. Но всё равно восемьдесят-девяносто процентов навыков ты приобретаешь самостоятельно.

Минусы отказа от высшего образования для ряда сфер очевидны, например, там, где диплом — допуск в профессию. Плюс отказа — время. Если любишь своё дело, за те же пять лет можно прочитать, осмыслить и опробовать огромное количество материала. Набраться опыта, заработать репутацию, и когда другие только получат диплом, уже быть профи. Наш технический директор окончил Петербургскую консерваторию — он музыкант. Но где-то в двадцать три года он увлёкся компьютерами, начал программировать и уже через два года стал известным разработчиком. Нужен ли был ему для этого институт? Думаю, нет.

Высшее образование я получать не планирую. Взамен предпочитаю курсы Coursera, статьи в интернете и ролики на ютьюбе. Недавно посчитал, что я трачу полтора-два часа в день на то, что можно назвать самообразованием. Оно не обязательно напрямую касается IT. И, кажется, так было всегда. Это самое кайфовое — свобода изучать то, что хочешь, в той форме, какой хочешь.

Сергей Макаров

начальник производства по переработке вторичных полимеров


Я не собирался получать высшее образование. До армии год учился в техникуме, после уехал в город Волжский на трубный завод по комсомольской путёвке. Хотел перевестись на заочное обучение, послал документы в аналогичный техникум в Новороссийске, но их на почте потеряли. Второй раз с завода не отпустили за дубликатами — сказали, что только через увольнение. А затем появилась семья, дети, наступили лихие 90-е — оказалось не до учёбы, нужно было выживать, кормить семью. Работая на заводе вальцовщиком, я в выходные дни брался за любую подработку: кому мебель и сантехнику отремонтировать, кому плитку положить. Так руками научился делать почти всё, что нужно для жизни. Это подстегнуло меня учиться всему самостоятельно на практике, что нравится мне больше, чем узнавать теорию в аудитории. Как оказалось, человек с практическими навыками востребован больше, чем человек с высшим образованием без опыта.

Сейчас я работаю начальником производства в частной фирме по переработке вторичных полимеров. Я не стремился к руководящей должности, но опыт сделал своё дело. Сегодня у меня в подчинении есть молодые ребята с высшим образованием, которым я передаю знания. Но эта работа не то, чем мне нравится заниматься, это средство зарабатывания денег. Любимому делу я посвящаю свободное время — столярничаю, пишу картины. В общем, занимаюсь творчеством. И в будущем, когда уйду на пенсию, хочу заняться этим серьёзно. Жизнь уже научила меня многому, и дальше по мере надобности я буду учиться сам.

Возможно, иногда мне не хватало теоретических знаний: приходилось самому додумывать, читать литературу, посещать технические библиотеки. А сейчас есть интернет — стало проще находить нужную информацию. Но я считаю основой именно практику. Вернёмся к моим подопечным с высшим образованием: да, теоретически они подкованы, формулы от зубов отскакивают, но мне приходится их учить читать электросхемы или правильно собирать какой-нибудь узел агрегата. Ощущение, что в вузах практических занятий не дают вообще. Но я говорю о технических учебных заведениях — о гуманитарных судить не берусь.


Катерина Франк

продуктовый маркетолог и бренд-менеджер

Довольно сложно было объяснить родителям и родственникам, что я не хочу получать высшее образование, потому что мне это просто не нужно. Родители принадлежат к другому поколению, и, кроме того, в семье много учёных: есть доктора наук и академики, для которых отсутствие высшего просто немыслимо. При этом ни на одной работе у меня ни разу не спросили о дипломе, хотя я не скрываю его отсутствие.

Сейчас я занимаюсь маркетингом. В силу того, что я рано начала работать, мой опыт уже около девяти лет, и это даёт мне большее преимущество, чем диплом. При этом из вуза я бы вышла преподавателем итальянского языка и литературы — уверена, что такой диплом мало интересен в маркетинговых специальностях. Если бы я поступала сейчас, то на техническую специальность: мехмат, ВМК, физтех.

Для меня нет необходимости в высшем образовании, даже профильном. В большинстве вузов тот же маркетинг преподают люди, не имеющие никакого отношения к профессии, — непонятно, чему они учат. В российских учебных заведениях редко можно послушать лекции специалистов из крутых компаний. Чтобы получить высшее образование, я почти в тридцать лет должна сдавать ЕГЭ — мне становится плохо, когда я представляю себе это. Скорее всего, я буду добивать образование курсами и профильными предметами в других местах.

Анфиса Карпова

выпускница школы


Я окончила одиннадцать классов в 2020 году. Думала поступить в вуз, но, честно, не знаю, чему хочу посвятить свою жизнь. Я хотела дать себе год, чтобы передохнуть, устроиться на работу и определиться, чего я действительно хочу и во что должна вкладываться. Я не сдала один предмет ЕГЭ и поняла, что всё получается так, как и нужно. Пока это никак не повлияло на мою жизнь и, думаю, не повлияет.

Я размышляла о нескольких направлениях: хотела поступить на бизнес, но меня тянуло в психологию и на хореографический — я разрывалась перед этим выбором. Я ещё планирую получить высшее образование, но сейчас не вижу в нём необходимости. Не хочу идти учиться, чтобы потом понять, что мне это не нужно. Набраться знаний и опыта можно, непосредственно занимаясь делом, тем более есть много курсов и обучающих видео. А добиться больших высот можно и без высшего образования.

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

Можно ли обойтись без высшего образования

Некоторым специалистам — например, программисту, менеджеру по продажам или человеку из сферы digital — можно обойтись и без высшего образования. Но есть профессии, которые требуют дипломов. Это врачи, лётчики, инженеры, преподаватели, учёные.

Кроме того, вуз даёт как минимум три дополнительные возможности, которые сделают жизнь проще и интереснее.

1. Продуманный выбор. Когда в 16 лет вы заканчиваете школу и не идёте дальше учиться в вуз или колледж, то сразу должны выбрать профессию на долгие годы. Проблема — вы пока плохо знаете мир и можете выбрать неправильно. В вузе это решение можно оттянуть на 4-5 лет. Особенно в крупном, где есть возможность переходить между факультетами и пробовать разные специальности. Так вы сможете разобраться в собственных интересах.

2. Отсрочка от армии — важный момент для мальчиков.

3. Нетворкинг. Это возможность найти работу через профессиональные связи. В хороших вузах есть профильные кафедры со специалистами-практиками. Они часто ищут сотрудников среди лучших студентов. Также в вузах есть сообщество выпускников, которые любят забирать к себе в компании ребят, закончивших эти же вузы.

С какого возраста стоит начинать работать?

В школе очень полезно подрабатывать на каникулах. Вы поймёте ценность денег, обрастёте связями и попробуете разные профессии. Конечно, до 14 лет работать незаконно, и официально вас не оформит ни одна компания. После 14 лет устроиться уже проще.

Работать по-серьезному можно со второго-третьего курса, в зависимости от вуза. На первом курсе не стоит, потому что вы только учитесь учиться и за прогулы вас могут отчислить, но позже точно нужно набираться опыта и получать практические навыки.

Что делать, если родители не одобряют выбор профессии?

Для этого больше узнайте о той профессии, которая вам нравится. Возможно, в ближайшие годы она будет востребованной, и уже сейчас на неё есть много вакансий. Или она хорошо оплачивается. Или даёт возможность работать по всему миру. Как только вы начнёте говорить с родителями на языке взрослых, они будут вас слушать.

Если лень читать статью, вот видео, где Алёна Владимирская отвечает на вопросы учеников Фоксфорда

Где лучше начинать карьеру: в большой компании или маленьком стартапе?

В большой компании у вас появится много связей и возможностей для манёвра. Например, если вам не понравится в одном отделе, вы сможете перейти в другой. Покажется интересным другой проект — сможете перейти в него. Так вы будете искать то, что вам нравится, и развиваться.

В стартапе никто никого не учит, наоборот, все уже используют свои знания. Как молодой специалист вы будете там расти гораздо медленнее, поэтому начинать работать однозначно стоит в большой компании.

Стоит ли идти учиться, если уже работаешь или есть собственный бизнес?

Зависит от того, какие у вас потребности. Просто учиться ради того, чтобы учиться, наверное, не стоит. Но если чувствуете, что вам не хватает знаний или просто диплома, чтобы перейти на следующий уровень, то, конечно, нужно идти учиться.

Что делать, если профессия, в которой хочешь работать, низкооплачиваемая?

Посмотрите на людей, которые работают в этой профессии. Возможно, в ней есть какое-нибудь коммерческое направление. Например, педагог. В государственных школах платят мало, но в частных вполне приличные зарплаты. Также для преподавателей есть разные гранты и стипендии.

Конечно, есть профессии, где таких возможностей мало или совсем нет. Но чаще всего — особенно в больших городах — всегда есть шанс заработать, не изменяя любимой работе.

Стоит ли выбирать профессию, в которой слишком большая конкуренция? Например, юристы или экономисты.

У нас получается хорошо то, что нам нравится. А нравится то, что хорошо получается. Поэтому если вы талантливы в профессии, то вам совершенно не важны конкуренция и переполненность рынка.

Если же таланта нет, то вы всё равно не станете успешным, потому что кто-нибудь всегда будет впереди вас. Поэтому делайте то, к чему лежит душа, и то, что у вас получается — это абсолютный залог успеха.

Что школьнику делать летом: учиться, работать или отдыхать?

На этот вопрос нет правильного ответа. Потому что он зависит от того, что вы хотите.

Как правило, первая работа делится на два типа:

1. Нужны деньги. Обычно это неинтересная работа. Школьники работают официантами или курьерами и получают почасовую оплату. Она им нужна, чтобы купить что-то интересное или, например, съездить с друзьями на море.

2. Хочется попробовать разные профессии. К примеру, вы хотите заниматься архитектурой. Чтобы понять, кто такой архитектор, вы ходите по архитектурным фирмам и проситесь к ним стажёром. Вас, возможно, возьмут подмастерьем, но платить не будут. Зато так вы поймёте, интересно ли вам там работать, и сможете спланировать будущую карьеру.

Поэтому важно понять, что вы хотите. Заработать или попробовать себя в профессии — прекрасно. Хотите отдыхать — имеете полное право. Ваши каникулы это такой же отпуск, как и у взрослого человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: