Как загрузить больничный из сбис в камин

Обновлено: 10.05.2024

Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил юридической силой электронные больничные листы. С 1 июля 2017 года у пациентов есть выбор: получать больничные в электронном или бумажном виде. Как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам?

Подготовка к работе

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе

Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):

Если у вас обслуживающая бухгалтерия, читайте о том, как получать больничные сотрудников, в статье.

Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:

Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Шаг 2. Перераспределите обязанности

Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.

Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях

Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.

Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:

  • Его проще оформлять, не нужно дополнительно заверять печатями в регистратуре.
  • Его невозможно испортить, забыть, потерять. Если застрахованный потеряет номер больничного, он сможет восстановить его в личном кабинете по номеру СНИЛС и паролю с Госуслуг.
  • Электронный больничный не нужно бережно хранить и передавать бухгалтеру, как его бумажный аналог. Достаточно сообщить номер листка по телефону или по почте. Это особенно актуально для компаний с филиалами, разными офисами или отдельно расположенной бухгалтерией.

ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось.

Оформление пособия

Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного

Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.

Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.

Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете

Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.

На этапе выплаты пособия

Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия

Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.

Зачетная система

Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.


При зачетной схеме:

  • Рассчитайте пособие и выплатите его работнику с ближайшей зарплатой.
  • Сумму расходов, понесенных на выплату пособия, можно или зачесть в счет уплаты взносов на социальное страхование, или возместить в ФСС. Чтобы получить возмещение, необходимо подойти в отделение ФСС и предоставить заявление или справку-расчет.

Прямые выплаты


При прямых выплатах:

  • В своей бухгалтерской программе выполните расчет среднего заработка для пособия.
  • Если пособие за первые три дня нужно оплатить за счет работодателя, рассчитайте и включите эту часть в следующую зарплату.
  • Подготовьте реестр в электронном виде (если отправляете данные через интернет) или заполните заявление в ФСС от имени сотрудника (если обращаетесь в ФСС лично).
  • Отправьте реестр на портал ФСС или отнесите заявление лично в отделение ФСС.
  • Проследите, чтобы работник получит пособие: ФСС выплатит его банковским или почтовым переводом.

Отчитывайтесь за сотрудников через Контур.Экстерн. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Импорт данных из 2-НДФЛ 5.06. Нулевой РСВ в два счета. Бесплатно 14 дней.

Преимущество электронных больничных

Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.

При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.

Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.

С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:

  • передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
  • учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
  • проверку подлинности больничных;
  • хранение и обработку архива.

Меньше места для архивов

Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.

Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ наделил юридической силой электронные больничные листы. С 1 июля 2017 года у пациентов есть выбор: получать больничные в электронном или бумажном виде. Как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам?

Подготовка к работе

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в системе

Если у вашей организации нет подтвержденной учетной записи на Госуслугах, создайте ее в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА):

Если у вас обслуживающая бухгалтерия, читайте о том, как получать больничные сотрудников, в статье.

Для каждого участника системы предусмотрены свои функции личного кабинета:

Утвержден перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Шаг 2. Перераспределите обязанности

Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.

Шаг 3. Расскажите сотрудникам об изменениях

Как только компания подключилась к системе, расскажите сотрудникам, что у них есть право оформить больничный в электронном виде. Можно выпустить приказ под подпись или сделать рассылку по электронной почте.

Работник сам решает, в каком виде хочет оформить документ: в бумажном или электронном. Но у электронного больничного есть преимущества, донесите их до сотрудников:

  • Его проще оформлять, не нужно дополнительно заверять печатями в регистратуре.
  • Его невозможно испортить, забыть, потерять. Если застрахованный потеряет номер больничного, он сможет восстановить его в личном кабинете по номеру СНИЛС и паролю с Госуслуг.
  • Электронный больничный не нужно бережно хранить и передавать бухгалтеру, как его бумажный аналог. Достаточно сообщить номер листка по телефону или по почте. Это особенно актуально для компаний с филиалами, разными офисами или отдельно расположенной бухгалтерией.

ФСС сама прислала нам письмо с приглашением стать участником системы и заключила с нами соглашение об информационном взаимодействии. Оповещать сотрудников о возможности формировать больничные в электронном виде мы планируем в рассылках от имени директоров подразделений. От введения электронных листков нетрудоспособности однозначно ждем только позитивных изменений в работе: например, больше не придется отправлять сотрудника к врачу, чтобы переоформить документ из-за ошибки. Раньше такое случалось.

Оформление пособия

Шаг 4. Получите от сотрудника номер больничного

Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.

Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС. Он должен передать этот номер бухгалтеру, который занимается начислением пособия.

Шаг 5. Заполните листок в личном кабинете

Также нужно будет заполнить свою часть: наименование компании, средний заработок, стаж и т.д. Дополнения в листке нужно заверить электронной подписью, которую вы используете для сдачи электронной отчетности.

На этапе выплаты пособия

Шаг 6. Передайте сведения в ФСС для выплаты или возмещения пособия

Заполненный больничный мгновенно поступит в отделение ФСС по месту работы застрахованного. Эти сведения ФСС будет учитывать при начислении и проверке пособия.

Зачетная система

Рисунок 1. Порядок действий при оплате пособия по нетрудоспособности при зачетной системе страховых взносов.


При зачетной схеме:

  • Рассчитайте пособие и выплатите его работнику с ближайшей зарплатой.
  • Сумму расходов, понесенных на выплату пособия, можно или зачесть в счет уплаты взносов на социальное страхование, или возместить в ФСС. Чтобы получить возмещение, необходимо подойти в отделение ФСС и предоставить заявление или справку-расчет.

Прямые выплаты


При прямых выплатах:

  • В своей бухгалтерской программе выполните расчет среднего заработка для пособия.
  • Если пособие за первые три дня нужно оплатить за счет работодателя, рассчитайте и включите эту часть в следующую зарплату.
  • Подготовьте реестр в электронном виде (если отправляете данные через интернет) или заполните заявление в ФСС от имени сотрудника (если обращаетесь в ФСС лично).
  • Отправьте реестр на портал ФСС или отнесите заявление лично в отделение ФСС.
  • Проследите, чтобы работник получит пособие: ФСС выплатит его банковским или почтовым переводом.

Отчитывайтесь за сотрудников через Контур.Экстерн. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Импорт данных из 2-НДФЛ 5.06. Нулевой РСВ в два счета. Бесплатно 14 дней.

Преимущество электронных больничных

Закон обязывает только медучреждения оформлять электронные больничные по требованию застрахованного. Штрафов для работодателя за то, что он не перешел на электронные больничные, пока не предусмотрено. Но в добровольном переходе на электронные больничные листы есть плюсы.

При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находят ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки практически к нулю.

Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.

С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:

  • передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
  • учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
  • проверку подлинности больничных;
  • хранение и обработку архива.

Меньше места для архивов

Если оформлен электронный больничный, у работодателя нет обязанности хранить бумажный аналог. То есть не нужно будет выделять специальные места для хранения бланков строгой отчетности.

Над материалом работали Наталья Потапкина, эксперт веб-сервиса Контур.Бухгалтерия,
Елена Кулакова, эксперт системы электронной отчетности Контур.Экстерн

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Аренда программы 1С Зарплата и управление персоналом

Законом предусмотрено создание электронного больничного. В программном обеспечении 1С ЗУП может быть создан электронный больничный для отправки в ФСС.

Порядок обмена документами с ФСС

Отправка электронного больничного типа ЭЛН в ФСС происходит следующим образом:

  • медицинское учреждение в момент выдачи работнику ЭЛН посылает данные о пациенте в ФСС;
  • предприятие получает ЭЛН от работника и по номеру документа вызывает всю необходимую информацию прямо из программы;
  • отчетность через интернет отправляется предприятием в Фонд социального страхования.

Процесс обработки листов нетрудоспособности в программном обеспечении 1С зарплата подробно описан ниже.

Для создания ЭЛН нужно ввести необходимые данные в программу, как показано на рисунке 1:

  • данные о предприятии;
  • данные о работнике;
  • данные ЭЛН.

1С ЗУП - получение данных по больничному листу

Затем команда Получить данные обеспечивает заполнение страницы сведениями ЭЛН, почерпнутыми из Фонда социального страхования. Расчет пособия производится в программе отчетность 1С 8.3 на основе информации о величине зарплаты и числе отработанных сотрудником лет, как показано на рисунке 2.

1С ЗУП - заполнение данных ЭЛН согласно ФСС

Информация о медицинском учреждении выгружается в автоматическом режиме (см. рис. 3). Чтобы просмотреть соответствующие данные, воспользуйтесь ссылкой, указанной на рисунке 2.

1С ЗУП - внесение данных по листку нетрудоспособности

Реестр электронного больничного

Реестр создается в разделе отчетности, как показано на рисунке 4.

1С ЗУП - отчет для отправки ЭЛН в ФСС

Существует два пути внесения сведений в таблицу программы Зарплата и управление персоналом на основе данных о предприятии. В первом случае используется команда Заполнить, и в табличную форму добавляются все больничные, которые еще не направлены в ФСС. Во втором случае использование команды Добавить позволяет отобрать листки нетрудоспособности, которые должны быть направлены в страховую организацию.

1С ЗУП - создание реестра ЭЛН для отправки в ФСС

Чтобы проконтролировать внесение направляемых данных о больничных в формате электронная сдача отчетности, следует два раза щелкнуть по графе с данным больничным. Вы увидите страницу дополнительных сведений (рис. 6).

1С ЗУП - информация из реестра о листке не трудоспособности

1С ЗУП - отправка электронного больничного листа в ФСС

В том случае, если соединение со страховой организацией в программном обеспечении 1С отчетность не установлено, пользователю будет рекомендовано осуществить подключение.

Действия работодателя с электронным больничным листом в системе СБИС в 2020 году

С 1 июля 2017 года, законом 86-ФЗ запущен процесс цифровой обработки листков нетрудоспособности. К этому времени производители программных продуктов внедрили изменения, позволяющие взаимодействовать с ФСС посредством телекоммуникационных связей. Возможность обрабатывать электронный больничный лист в 2020 году, действия работодателя в СБИС по работе с сервисом – просты для понимания. С каждым месяцем число электронных листков возрастает, способствуя улучшению производительности бухгалтерских программ и устранению технических ошибок.

О том, как получить электронный больничный лист через СБИС далее в статье.

Понятие и основные преимущества СБИС при работе с больничными листами

Программа СБИС – мост между организацией и налоговыми органами, органами статистики, внебюджетными фондами, иными контролирующими и надзорными органами – в круглосуточном формате.

Каждое бухгалтерское приложение синхронизируется со СБИС. Интерфейс понятен и прост в использовании. Программа адаптируется под стационарные компьютеры, планшеты и смартфоны, можно обработать электронный больничный через СБИС на любом устройстве.

Плюсы и минусы работы с документом в системе

Каждая программа обработки информации содержит ряд преимуществ и недостатков. Среди преимуществ СБИС:

  1. Исключается угроза утери или порчи листка нетрудоспособности. Листки хранятся на сервере и доступны к просмотру.
  2. Появляется доступ к заполнению электронного листка в системе. Если делать расчеты заработной платы в программе СБИС, то расчет пособия по нетрудоспособности происходит автоматом, исходя из количества дней болезни.
  3. Программа СБИС функционирует в автономном режиме. Вносить данные для расчета можно без подключения к сети интернет. Подключение понадобится только для отправки реестра больничных на шлюз ФСС.
  4. Встроенная функция проверки введенных реквизитов позволит выявить ошибки до отправки больничного в Фонд.
  5. Программа СБИС ведет статистику. Так, сформировав отчет за искомый период, видим – сколько дней болели отдельные сотрудники и какие средства потрачены на данную статью расходов.
  6. Электронное заполнение реквизитов исключает ошибки, часто допускаемые с бумажными листками – место печати, цвет чернил, помарки.

О минусах. Главный минус состоит в том, что система Соцстрах пока что на стадии внедрения, так что технические сбои будут периодически возникать в процессе отладки программ.

Никаких выплат по фальшивым больничным

Если вы запросили данные через СБИС, электронный больничный выгрузился с сервера – это показатель того, что ЭЛН был создан уполномоченным медицинским учреждением. Проверить листок нетрудоспособности можно через личный кабинет по номеру. Запустив проверку, работодатель может получить ответ, что ЭЛН с таким номером не найден, это свидетельствует о нарушении. Электронный сервис не допустит расчета и оплаты пособия по несуществующему ЭЛН.

Пошаговая инструкция

Для обработки ЭЛН потребуется установленная программа СБИС, действующая электронная цифровая подпись и реквизит ЭЛН (например, номер). Доступны два варианта обработки – через электронную версию СБИС, или через стационарную. Иинтерфейс схож, поэтому рассмотрим обработку ЭЛН на примере электронной версии программы.

Чтобы узнать, как заполнить электронный больничный лист в СБИС, пример заполнения рассмотрим ниже.

Правила загрузки

Разберемся, как получить электронный больничный лист через СБИС. Выгрузить ЭЛН можно только после получения им статуса о закрытии. Далее рассмотрим работу в электронной версии программы и менее часто используемой стационарной версии.

В обеих версиях дальнейшие действия идентичны: открывается поле для ввода фамилии сотрудника.

Ответ от ФСС занимает от одной минуты до получаса.

Заполнение данных в ЭЛН

Доступны три варианта заполнения:

Отправка данных

Действия работодателя после закрытия ЭЛН

  1. Выгружаем электронный больничный в СБИС или находим его в личном кабинете.
  2. Заполняем реквизиты для расчета пособия (стаж, период нетрудоспособности, средний заработок).
  3. Запускаем автоматическую проверку введенных данных, при появлении ошибок, вносим правки и повторяем проверку до безошибочного результата.
  4. Отправляем ЭЛН (или реестр из нескольких листков) на шлюз ФСС и дожидаемся протокола о принятии данных.
  5. Производим перечисление суммы пособия.

Внимательное отношение к заполнению реквизитов станет залогом безошибочной проверки ЭЛН в фонде социального страхования. Руководствуйтесь инструкциями и в случае возникновения вопросов обращайтесь за консультацией в территориальное отделение Фонда.

Подводные камни

Изменения в привычных операциях создают сопротивление у обработчиков. Введение ЭЛН – это не только упрощение в заполнении данных, но и ускорение процессов, формирование обширной статистики по предприятиям, регионам России и в целом по стране.

Такой масштабный процесс предполагает наличие подводных камней. Программисты Фонда регулярно анализируют ситуацию и совершенствуют программу обмена.

Труднее приходится организациям с большой численностью работников и вариативностью поводов для обращения в ФСС – не только по болезни или беременности, но и по травматизму. Поэтому полного отказа от бумажных листков нетрудоспособности пока нет. Работодатели не забывают о варианте обмена электронного листка на бумажный эквивалент, если невозможна обработка больничного через автоматизированную программу.

По причине технических сбоев, ФСС так же не может в полной мере пользоваться функционалом ЕИИС Соцстрах.

Как выгрузить больничный лист из системы СБИС в 1С

как выгрузить больничный из сбис в 1с

С 2020 года в РФ утвержден новый порядок выдачи листов нетрудоспособности, они могут выдаваться в двух видах – электронном и бумажном. Приказ Минздрава РФ № 925н регулирует порядок их выдачи, и формирования в форме ЭДО. Подача отчетности может происходить через разные программные модули. Расскажем, как выгрузить больничный из СБИС в 1С, и что для этого потребуется, есть ли возможность выполнять этот процесс сразу по нескольким документам.

Как выгрузить больничный из СБИС в 1С: пошаговая инструкция Как выгрузить больничный лист из системы СБИС в 1С

Данная программа позволяет проводить много различных действий с документа. В том числе здесь доступен функционал, с помощью которого подготовленные сведения можно перенести из одной учетной системы в другую.

Так, можно выгрузить больничный лист в систему 1С. Если используете версию СБИС-онлайн, то прядок действий следующий:

Если работаете в версии СБИС 2.4, то будет несколько иной алгоритм действия. В этом случае используйте следующие шаги для выгрузки:

Обратите внимание! Процедура выгрузки файлов из системы СБИС в учетную систему 1С будет существенно отличаться для онлайн версии Программы.

Как выгрузить несколько больничных из СБИС одновременно

Если есть необходимость перенести из программы сразу два и более ЭЛН, то это также доступно. Чтобы выгрузить несколько больничных, используйте следующий алгоритм:

Аренда программы 1С Зарплата и управление персоналом

Законом предусмотрено создание электронного больничного. В программном обеспечении 1С ЗУП может быть создан электронный больничный для отправки в ФСС.

Порядок обмена документами с ФСС

Отправка электронного больничного типа ЭЛН в ФСС происходит следующим образом:

  • медицинское учреждение в момент выдачи работнику ЭЛН посылает данные о пациенте в ФСС;
  • предприятие получает ЭЛН от работника и по номеру документа вызывает всю необходимую информацию прямо из программы;
  • отчетность через интернет отправляется предприятием в Фонд социального страхования.

Процесс обработки листов нетрудоспособности в программном обеспечении 1С зарплата подробно описан ниже.

Для создания ЭЛН нужно ввести необходимые данные в программу, как показано на рисунке 1:

  • данные о предприятии;
  • данные о работнике;
  • данные ЭЛН.

1С ЗУП - получение данных по больничному листу

Затем команда Получить данные обеспечивает заполнение страницы сведениями ЭЛН, почерпнутыми из Фонда социального страхования. Расчет пособия производится в программе отчетность 1С 8.3 на основе информации о величине зарплаты и числе отработанных сотрудником лет, как показано на рисунке 2.

1С ЗУП - заполнение данных ЭЛН согласно ФСС

Информация о медицинском учреждении выгружается в автоматическом режиме (см. рис. 3). Чтобы просмотреть соответствующие данные, воспользуйтесь ссылкой, указанной на рисунке 2.

1С ЗУП - внесение данных по листку нетрудоспособности

Реестр электронного больничного

Реестр создается в разделе отчетности, как показано на рисунке 4.

1С ЗУП - отчет для отправки ЭЛН в ФСС

Существует два пути внесения сведений в таблицу программы Зарплата и управление персоналом на основе данных о предприятии. В первом случае используется команда Заполнить, и в табличную форму добавляются все больничные, которые еще не направлены в ФСС. Во втором случае использование команды Добавить позволяет отобрать листки нетрудоспособности, которые должны быть направлены в страховую организацию.

1С ЗУП - создание реестра ЭЛН для отправки в ФСС

Чтобы проконтролировать внесение направляемых данных о больничных в формате электронная сдача отчетности, следует два раза щелкнуть по графе с данным больничным. Вы увидите страницу дополнительных сведений (рис. 6).

1С ЗУП - информация из реестра о листке не трудоспособности

1С ЗУП - отправка электронного больничного листа в ФСС

В том случае, если соединение со страховой организацией в программном обеспечении 1С отчетность не установлено, пользователю будет рекомендовано осуществить подключение.

Читайте также: