Как зафиксировать время ухода с работы

Обновлено: 14.05.2024

Что такое рабочее время сотрудников

Проще говоря, под рабочим временем понимается время, которое сотрудник тратит на выполнение задач, находясь на территории работодателя или вне ее (например, на рабочей встрече).

Понятие режима рабочего времени

Из 100 статьи ТК следует, что под режимом рабочего времени подразумевается график сотрудника, а именно:

  • продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя);
  • работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
  • продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
  • время начала и окончания работы;
  • длительность перерывов в работе;
  • количество смен в сутки;
  • чередование рабочих и нерабочих дней.

Все эти пункты устанавливаются компанией самостоятельно в соответствии с трудовым законодательством.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Согласно 56 статье ТК РФ, продолжительность рабочего времени является обязательной составляющей трудового договора: работодатель должен указать, сколько часов в неделю будет работать сотрудник. По общему правилу, если человек не относится к льготным категориям граждан (например, несовершеннолетние, инвалиды), его рабочий график — 8 часов в день и 40 в неделю.

Исключения составляют те работники, которые работают посменно. Смена может составлять 10 или 12 часов, но общая продолжительность за учетный период — месяц, два и больше, но не более года — не должна превышать норму продолжительности рабочего времени, то есть суммарное количество часов должно быть не больше 40 в неделю.

Отработанные часы — время, которое сотрудник проводит на работе, выполняя свои обязанности.

Формы учета рабочего времени

По словам Ольги Полежаевой, руководителя практики юридического консалтинга по трудовому праву и охране труда в ANCOR, существуют различные инструменты контроля фактически отработанного сотрудниками времени. Например, в производственных компаниях часто ведутся журналы учета посетителей, регистрации времени прихода и ухода, а современные офисы оборудованы системой СКУД, которая помимо пропускной функции также фиксирует время прихода на работу и ухода.

Тем не менее, как правило, итоговая информация о явках и неявках консолидируется отделом персонала в табеле учета рабочего времени. Именно по нему в каждой организации обязательно должен вестись учет того, сколько работал каждый сотрудник компании. Компания может применять собственный табельный бланк, однако обычно используются разработанные Госкомстатом РФ:

Виды учета рабочего времени

Исходя из нормы рабочего времени, его учет делится на:

  • Несуммированный. К такому относится стандартный график 5/2 с 9-часовым рабочим днем, где обед составляет от 45 минут до 1 часа. Человек отрабатывает одинаковое количество часов каждый рабочий день, а дни и часы фиксируются в табеле рабочего времени.
  • Суммированный. Нет четкой фиксации в количестве рабочих дней и отработанных в эти дни часов, главное, чтобы общее количество отработанных часов за год не превышало норму по производственному календарю.

Как контролировать рабочее время сотрудников

Основным формальным инструментом контроля с правовой точки зрения является ранее упомянутый табель рабочего времени. На табеле должны быть подписи руководителя структурного подразделения и HR-специалиста, он делается в одном экземпляре. Как правило, его ведет бухгалтерия, где он и должен храниться.

Другие способы контроля и ведения зависят от внутреннего обустройства каждой компании. Табель может заполнять как HR-специалист, так и руководитель. Каждая компания может сама выбрать уполномоченное лицо по ведению табеля.

Офисная работа

Офисные работники часто пользуются специальным программным обеспечением, которое предоставляет руководству информацию о количестве отработанных часов и о времени выполнения каждой задачи. Функция контроля рабочего времени сотрудников есть у CRM-систем и аппаратно-программных комплексов, среди которых:

Работа вне офиса

Услуга также помогает настроить внутренние процессы, рассказывает Бурчилина.

Некоторые компании используют данные пропускной системы для расчета рабочих часов, контроля опозданий и переработок. Разрабатываются и системы распознавания лиц: над ними работает, в частности, NtechLab и Vision Labs. Они помогут сделать процесс проще и прозрачнее, ведь в теории свой пропуск можно отдать коллеге или придумать другой метод обхода ограничения.

Такая система также полезна и для сотрудников. Например, в Калининграде суд удовлетворил иск, в котором сотрудница банка просила оплатить ей сверхурочные часы. Выиграть такое дело можно благодаря внутренней системе компании, в которой будет видно, что, допустим, руководитель ставит задачи после окончания рабочего дня, а сотрудник сразу к ним приступает, работая таким образом сверхурочно.

Для чего нужен учет

Эффективность

У большинства систем есть функция измерения эффективности, которая рассчитывается с учетом выполненных задач и отработанного времени. Это помогает как контролировать рабочее время, так и оптимизировать процессы внутри компании. Можно понять, когда сотрудник наиболее эффективен, какие задачи делает быстрее, а на какие нужно больше времени и ресурсов. Руководитель, в свою очередь, использует эти данные, чтобы правильно распределять нагрузку и ставить дедлайны.

Дисциплина

Многие сотрудники работают эффективнее, если их рабочее время четко зафиксировано и они отчитываются о выполненных задачах. В период пандемии в связи с переходом на удаленку программы и сайты, которые фиксируют рабочие процессы, стали более востребованы.

Так, сервис прокачки маркетинга Callibri использовал программу TimeDoctor около двух лет для контроля почасовых подрядчиков и разработчиков, а с приходом карантина распространил ее на всех сотрудников. Процесс пошел так хорошо, что теперь использование TimeDoctor — обязательное условие для работы в компании, рассказывают в компании.

Автоматизация и безопасность

При помощи программ, пропускной системы и распознавания лиц можно упростить процессы фиксации опозданий, срывов дедлайнов, отсутствия на рабочем месте, а также сверхурочной работы. Системы также помогают в сохранении коммерческой тайны и усложняют доступ к корпоративным данным для злоумышленников.

С момента открытия представительства The MASCC (чешско-российская ИТ-компания) в Москве организация использует систему учета рабочего времени сотрудников по бесконтактным картам. Удалось повысить не только дисциплину (по словам представителя компании Ильи Харченко, количество опозданий на работу практически свелось к нулю, как и случаи ухода с работы раньше назначенного времени), но и безопасность офиса. Незнакомцы и гости, не имеющие карт для входа, должны сначала позвонить в офисный домофон и представиться. После установления их личности и цели прихода они получают или не получают возможность попасть внутрь.

Сверхурочные и штрафы за несоблюдение требований ТК РФ

Когда сотрудник отрабатывает большее количество часов, ситуация становится неоднозначной. С одной стороны, согласно ТК, дополнительные часы идут как сверхурочные и оплачиваются соответствующим образом.

Однако, согласно судебной практике, если работник не успевает выполнять свои задачи за восьмичасовой рабочий день или рабочую смену, и приказа работодателям о привлечении его к сверхурочной работе нет, такая работа сверхурочной не считается.

Задержка на работе может быть связана с медленным темпом работы человека или тем, что он не справляется со своими обязанностями. Такая работа не будет оплачиваться дополнительно.

В случае, когда приказ есть, дополнительные часы оплачиваются соответствующим образом: первые два часа в размере 1,5х часовой ставки и последующие часы в двойном размере. В год должно быть не более 120 часов сверхурочной работы на каждого сотрудника вне зависимости от его должностных обязанностей.

Если же работодатель ставит сотруднику рабочие задачи, которые надо выполнять после или до рабочего дня (встречи или другие поручения), судебная практика оценивает это так: эти действия выполняются сотрудником добровольно, он имеет право встать и уйти. Уволить его за это нельзя. Таким образом, если вам поставили сверхурочную задачу, вы имеете право от нее отказаться и сказать руководителю, что будете выполнять ее в свое рабочее время, либо попросить оформить эту работу как сверхурочную.

Вывод

Сказать однозначно, нужно ли каждой компании автоматизировать учет рабочего времени, нельзя, однако техническая фиксация значительно упрощает процесс и помогает контролировать прогресс команды.

Тем не менее, основным правовым документом фиксации рабочих часов остается табель учета рабочего времени. Использование его вкупе с данными программ помогает в решении спорных ситуации между работником и работодателем, а также может пригодиться для отстаивания своих прав в суде обеими сторонами.

При этом не стоит забывать, что помимо применения технологий и ведения табеля нужно грамотно распределять рабочие задачи на стадии планирования.

Дистанционная работа подразумевает достаточно большую самостоятельность всех сотрудников. Работник осуществляет свою деятельность не в условиях офиса, самостоятельно занимается организацией своего рабочего дня, создает план работы, назначает онлайн встречи и формирует отчетность в электронном формате.

В соответствии с существующим законодательством, дистанционная (удаленная) работа является выполнением трудовой функции, описанной в договоре, вне места нахождения офиса работодателя, отведенного стационарного места, контролируемого руководством.

Удаленные сотрудники создают для себя рабочие места в любом подходящем помещении, имеющем доступ в интернет. Для работы требуется хороший интернет-провайдер и современная аппаратура.

Контроль дистанционных сотрудников

Деятельность работников за пределами офиса обязательно подлежит контролю. Современные способы контроля дают возможность эффективной работы на пользу компании, и развивают у подчиненных чувство ответственности.

Контроль объема работ

Самый простой и достаточно эффективный способ контроля за удаленными работниками – определение для каждого сотрудника соответствующих показателей качества и количества, например, KPI или установление определенного объема работ, рассчитанный на различный период времени. При этом работник вправе выполнять свою работу в любое время суток.

Контроль рабочего времени

При невозможности назначения конкретных показателей и в случаях, когда трудовая функция удаленного сотрудника заключается в постоянном нахождении на связи и своевременным подключением к рабочему процессу в любой необходимый момент, применяется специальное ПО, разработанное для контроля удаленных сотрудников.

Данное программное обеспечение занимается фиксацией всех действий удаленного сотрудника с целью определения, сколько времени сотрудник работает, какие сайты посещает, чем занимается в конкретный период времени.

В сервисе 1С:Битрикс Корпоративный портал система учета рабочего времени интегрирована с органайзером, документооборотом, телефонией и системой управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Собранная статистика автоматически передается в виде отчетов руководителю и в бухгалтерию. На основании данных учета использования рабочего времени начисляется зарплата.

Модели ПО для контроля рабочего времени удаленных сотрудников

Чтобы учитывать рабочее время дистанционных работников, создано множество программ, например Kickidler, ActivTrak, Hubstaff, Yaware.TimeTracker, Toggl, Time doctor, Bitcop, Monitask.

Для контроля различных проектов и этапов их создания: доски Trello и Kanban, задачники Битрикс24, Jira, сервисы Google и т.д.

Bitcop работает незаметно для сотрудника, фиксирует данные времени начала и окончания работы, учитывает продолжительность простоя, в который не входит участие в различных онлайн-конференциях, длительность рабочего общения с использованием мессенджеров, IP-телефонии, без чего невозможна удаленная работа.

Hubstaff занимается мониторингом рабочего времени, к тому же обладает рядом особенностей: возможностью сохранения снимков с экрана компьютера, созданием отчета по всем использованным видам приложений и посещаемым сайтам, анализом всех нажатий клавиш.

TMetric – удобный контроль времени, который запускается сотрудником с началом нового этапа работы.

Обновите 1С:ЗУП до последней версии!

Здоровый расчет зарплаты: все изменения по льготным ставкам страховых взносов и срок и действия будет применяться автоматически!

  • Настроим 1С:ЗУП под изменения законодательства и новые введения в связи с ограничениями из-за самоизоляции;
  • Настроим электронный кадровый документооборот с сотрудниками;
  • Настроим интеграцию 1С:ЗУП с Корпоративным порталом или создадим его;
  • Подключим 1С:Кабинет сотрудника и обучим работе в нем.

Контроль рабочего места

Поскольку трудовой договор определяет удаленному сотруднику выполнение своих должностных обязанностей вне организации, работник самостоятельно определяется для себя соответствующее место работы, не советуясь с работодателем. Рабочее место тоже организуется самостоятельно.

Условие о посещении удаленного сотрудника в период рабочего дня абсолютно неправомерно и полностью противоречит действующему трудовому законодательству.

Что можно и что нельзя контролировать в работе дистанционного сотрудника

  • качественные и количественные параметры трудовой деятельности работника, в том числе объем выполняемой работы;
  • контроль сроков выполнения работ, ее соответствие всем требованиям трудового договора;
  • режим рабочего времени, если он оговорен в договоре. Примечание: заключаемый трудовой договор может давать сотруднику право самостоятельно определять режим работы и отдыха;
  • контроль сроков предоставления отчетов о выполненной работе;
  • применение средств для защиты информации, предоставленных работодателем или рекомендованных им и др.;
  • постоянную связь с работодателем;

Основная часть контролирующих позиций, в случае их несоблюдения, может быть причиной увольнения удаленного сотрудника.

  • несоблюдение более трех раз сроков выполнения полученной работы, несоответствие конечного результата условиям заключенного договора;
  • нарушение более трех раз сроков подачи отчетов о проделанной работе;
  • отказ сотрудника от использования выданных работодателем средств защиты информации;
  • отсутствие связи с сотрудником более двух дней без уважительной причины (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 30 марта 2021 г. № ПГ/05823-6-1).

Нельзя контролировать удаленного сотрудника:

  • перемещения дистанционного работника, если он выполняет заданную работу;
  • нахождение сотрудника в определенном месте, запрещено посещать работника на дому;
  • время работы и перерывы на обед, если это не обговорено в договоре.

1С:Кабинет сотрудника

Удобный сервис для сотрудников, который экономит время бухгалтера и кадровика

По инструкции, работники завода обязаны являться для приема смены за 15 минут до ее начала, однако работодатель не считает это время рабочим и не оплачивает его. Истцы проиграли в первой инстанции, но подали апелляции и выиграли. Судебная коллегия признала это время рабочим и, более того, постановила оплачивать его в полуторном размере как сверхурочное. Ссылка на суммированный учет рабочего времени ответчику также не помогла.

Стороны конфликта. Шестеро работников-истцов и ПАО “Нижнекамскшина".

Суть иска. Истцы требуют признать работы сверхурочными, внести изменения в табель рабочего времени, взыскать плату за сверхурочную работу, компенсацию за нарушение сроков выплаты, компенсацию морального вреда. Определением суда дела были объединены в одно производство. Истцы проиграли в суде первой инстанции, но подали апелляционные жалобы. Причем это был уже не первый раз.

Аргументы истцов. Истцы трудятся в цехах ПАО “Нижнекамскшина” по рабочим специальностям. Работодатель не учитывает фактически отработанное ими время, в табеле учета рабочего времени фиксирует за смену 7,5 часа (еще 30 минут занимает неоплачиваемое обеденное время). Тем не менее, согласно технологическим инструкциям, работник обязан явиться за 15 минут до начала работы в спецодежде, принять рабочее место у сменщика, проверить рабочее место, крепление защитных ограждений и работу аварийных устройств, получить задание от мастера, ознакомиться с выписками, проверить наличие полуфабрикатов и т.д. Аналогичные обязанности содержатся в разделе “До начала работы в смену” в инструкции по охране труда.

ПАО “Нижнекамскшина” в нарушение ст. 91 ТК РФ не учитывает это время в качестве сверхурочной работы и не оплачивает его. За 15 минут до начала смены истец выполняет на рабочем месте свои установленные технологической инструкцией трудовые обязанности. Эти минуты не являются временем отдыха, которое можно использовать по своему усмотрению.

Аргументы ответчика. Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что прием смены не может быть включен в рабочее время. Работники в этот период не вправе участвовать в ведении технологического процесса и не несут ответственности за отклонения в эксплуатации техники, за сохранность оборудования, сырья и материалов. Ответственность работника наступает только после приема смены, что оформляется соответствующей записью в журнале.

Действия работника, выполняемые при приеме смены, отличаются от трудовых обязанностей, указанных в инструкциях. Одновременно на одном оборудовании может работать только одна смена, другая готовится к работе. Работник, придя на рабочее место за 15 минут до начала смены, не участвует в производственном процессе, следовательно, оснований для оплаты этого времени в повышенном размере нет.

В системе оплаты труда учитывается данная работа, поскольку предусмотрена плата за выполнение плана, норм выработки, за интенсивность труда. Кроме того, в ряд технологических инструкций были внесены изменения в части обязанности явиться на рабочее место до начала смены: “15 минут” заменены словом “заблаговременно”.

Судебное разбирательство. Апелляционным определением судебной коллегии аналогичный отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований истцов уже был отменен. Период подготовки к началу рабочей смены продолжительностью 15 минут, установленный требованиями рабочей инструкции и инструкции по охране труда, был признан сверхурочной работой. Работодателя обязали оплатить ее за период с 1 мая по 31 июля 2016 года. По настоящему делу истцы предъявили требования об оплате сверхурочной работы за новый период - с 1 августа по 31 октября 2016 года.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поэтому оснований для отказа в удовлетворении иска у суда не имелось.

Из правовой позиции ответчика следует, что это время не является рабочим и оплате не подлежит. Однако в Правилах внутреннего трудового распорядка предприятия предусмотрен исчерпывающий перечень периодов, не входящих в отработанное время и неучитываемых в нем. К таким периодам относятся: время проезда от места жительства до места работы и обратно; время на дорогу от проходной до рабочего места; время на переодевание перед началом и после смены; время на регистрацию прихода и ухода с работы. Следовательно, спорный период подлежит включению в фактически отработанное время.

Доводы ответчика о том, что при подготовке к началу работы истец не осуществляет свою трудовую функцию и в технологическом процессе не участвует, судебной коллегией отклоняются как необоснованные. Доводы о том, что на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени, также не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчиком утверждены графики рабочих смен с указанием начала и окончания каждой.

Поскольку спорный период находится за пределами официально установленной рабочей смены, а истцы не работают на условиях ненормированного рабочего дня, работу, выполняемую ими в это время согласно возложенной работодателем обязанности, следует признать сверхурочной, а требования о ее оплате - правомерными.

Итог. Решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении требований истцов (с учетом сокращения размера компенсации морального вреда).

В нашей компании — три розничных магазина и собственное производство. Оплата труда почасовая. Раньше, когда в штате было 150 человек, приход и уход сотрудников на работу фиксировал в специальном журнале охранник на проходной. Затем бухгалтер переносил информацию в электронную таблицу. Ему приходилось выделять полтора-два часа времени на то, чтобы заполнить таблицу, а затем перенести данные (обычно за предыдущий день) в программу. С ростом компании количество работников увеличилось в три раза, поэтому справляться с учетом времени прихода и ухода пятисот сотрудников стало очень сложно.

Учет прихода и ухода сотрудников: как контролировать эффективно

Пять лет назад мы решили автоматизировать контроль прихода и ухода сотрудников. Сначала думали об электронных карточках — самых популярных на сегодняшний день. Но эту систему очень просто обойти: сотрудники могут просто передавать свои пропуска с теми, кто приходит вовремя. Поэтому отказались от этой идеи, хоть с карточными системами и проще работать — они практически не допускают ошибок при регистрации. Наиболее интересной оказалась биометрическая система учета рабочего времени BioTime.

Это сканер отпечатков пальцев, установленный на проходной и подсоединенный к компьютеру, на котором установлена специальная программа. Поскольку вход и для сотрудников магазинов, и для тех, кто работает на производстве, общий, понадобилось всего четыре сканера: три в магазинах на постах охраны и один в бухгалтерии. Все они абсолютно идентичны, но на оборудовании в бухгалтерии установлена программа, управляющая учетными записями сотрудников и готовящая аналитические данные. Здесь же в базу данных вносятся сведения о новых работниках. Кстати, эта база может храниться на любых серверах: мы, например, пользуемся Microsoft SQL Server. Также в ней предусмотрено автоматическое создание резервной копии на случай аварии. Поэтому, если что-то случится с сервером, данные мы не потеряем.

Установка системы обошлась примерно в 80 000 руб., из которых около 20 000 руб. ушло на закупку четырех сканеров и 15 000 руб. — на оплату услуг консультантов за первый год технической поддержки. Для работы с системой достаточно штатного системного администратора, нанимать дополнительного работника необходимости нет. Дополнительного обслуживания самого оборудования не требуется. Как и у любой техники, у него есть определенный срок службы, но за пять лет мы заменили только один сканер из четырех.

Учет и контроль прихода и ухода работников

Сейчас все сотрудники, приходя на работу, обязаны пройти сканирование. Когда человек прикладывает палец к сканеру, на экране он видит фамилию, имя и отчество. В его интересах следить, чтобы оборудование работало верно и опознавало именно его.

Затем все сотрудники в любом случае подходят к охране, чтобы записаться в журнал, — это обязательная процедура. Абсолютно уйти от бумажных носителей у нас не получилось.

Но теперь журнал используется только в спорных ситуациях, при начислении заработной платы бухгалтерия к нему больше не обращается — работает с электронными данными: запрашивает отчет об отработанных часах, в котором даны фамилия и общее время работы за рассматриваемый период. Также программа может подготовить разнообразные отчеты:

  • сумма отработанных часов за любой промежуток времени;
  • время прихода;
  • время ухода;
  • время на рабочем месте.

Раньше при возникновении спорных ситуаций приходилось обращаться к другим сотрудникам, начальникам отделов или администрации магазина и на основании совокупных данных принимать решение. Теперь же достаточно электронной версии приходов и уходов. Все работники это понимают, поэтому опозданий стало меньше, ведь за нарушения их могут лишить части премии. Система упростила работу не только бухгалтерии, но и службе по работе с персоналом, которая регулярно пользуется данными сканера.

Однако даже такая умная машина не всегда может верно идентифицировать личность человека. Несмотря на то что возможность дублирования отпечатка одна к миллиону, ошибки иногда встречаются. Бывает, что с первого раза техника не считывает отпечаток. А бывали даже случаи, когда система опознавала не того сотрудника.

Думаю, это особенность биометрии, ведь аппарат сканирует не весь палец, а определенное количество точек. У некоторых сотрудников, занятых на производстве в горячем цехе или непосредственно контактирующих с оборудованием, бывают повреждения подушечек пальцев, как тепловые, так и механические. В результате человек неверно идентифицируется.

Решить эту проблему можно двумя путями.

Увеличить чувствительность сканера. Программа это позволяет, но нам не менее важна оперативность считывания данных. Особенно утром, когда одновременно приходят около ста сотрудников, задерживаться у сканера более двух секунд невозможно.

Завести в системе отпечаток не одного пальца, а двух. Так, у нас для каждого сотрудника сохранены отпечатки указательного пальца и мизинца, который меньше всего подвержен травмам.

Приход и уход сотрудников: опыт решения проблемы с опозданиями

Рита Ним, начальник отдела кадров ИП Казаков А.В., Луховицы, Московская область

У нас шесть магазинов в городе. Штатная численность продавцов — восемь человек, из которых двое подменные — на случай болезни, отпуска или каких-либо непредвиденных обстоятельств. Это, с одной стороны, облегчает работу, потому что контролировать маленький штат проще. Но с другой стороны, в большом коллективе обычно есть специальные сотрудники, следящие за дисциплиной. В нашем же случае это просто невозможно, а устанавливать какие бы то ни было системы учета абсолютно нерентабельно.

Мы разработали другие способы контролировать приход и уход сотрудников. В каждый магазин я подбираю сотрудников, которые живут в том же районе и могут быстро добираться до работы. Для большинства у нас введена почасовая оплата труда (в соответствии с МРОТ по Московской области). Можно, конечно, установить график работы 2/2 или 7/7, но таким способом мы бы увеличили штатную численность, на что компании потребуются определенные затраты. Из-за этого мы установили плату за каждый час. Поэтому важно, чтобы сотрудник исправно отрабатывал положенное оплачиваемое время.

Продавец приходит на работу к восьми часам и сам открывает магазин. Я обзваниваю всех и проверяю, вышли ли они на работу. А в конце рабочего дня, около пяти часов вечера, я вновь всех обзваниваю и спрашиваю сумму выручки. В конце каждого месяца в компании составляется табель учета рабочего времени, в котором указывается, сколько дней и часов отработал каждый, а также размер выручки — продавцы получают от нее один процент.

  • объехать все магазины;
  • посмотреть, на месте ли продавцы;
  • проверить, к которому часу они приходят;
  • оценить, как продавцы себя ведут, как говорят с покупателями.

Иногда наш директор сам делает такие объезды, а также еженедельно руководитель отдела продаж и реализации в каждом магазине проводит ревизию. Это стимулирует продавцов работать качественно.

За разовые небольшие нарушения обычно не штрафуем, но если сотрудник совершает их регулярно — увольняем. Недисциплинированных продавцов не держим — сейчас много желающих найти работу. И можно подобрать того, кто будет приносить пользу магазину, а не портить впечатление покупателей о компании.

Читайте также: