Как выйти на работу при самоизоляции

Обновлено: 16.05.2024

Вспышка заболевания COVID-19, вызванная коронавирусом, за считанные недели распространилась по всему миру и повлекла угрозу жизни и здоровью миллионов людей на планете. Для снижения темпов заболеваемости и борьбы с эпидемией были введены серьезные меры, ограничивающие социальные контакты и передвижения людей. Эта ситуация коснулась большинства жителей нашей страны. Поэтому последние месяцы внесли большие изменения в жизнь каждого человека, поменялись планы, образ жизни, мы столкнулись с проблемами, о которых даже не могли подумать раньше, а кто-то, наоборот, получил время и возможность заняться давно отложенными делами, научиться чему-то новому, уделить больше внимания близким и себе.

Сейчас наступает время, когда можно постепенно возвращаться к более привычному образу и ритму жизни. Но также как в процессе действия жестких ограничительных мер многие могли испытывать трудности адаптации к новым и внезапным условиям, также и возвращение из изоляции несет в себе определенные риски для психологического благополучия.

Понимание некоторых особенностей этого периода, бережное отношение к себе, внимание к близким, постепенность в постановке задач и реализации планов – основа сохранения психологического комфорта.

С какими состояниями Вы можете столкнуться в процессе возвращения к обычной жизни? Что делать и чего лучше избегать? Для того чтобы вы могли позаботиться о себе и своих близких, специалистами психологической службы МЧС России разработаны эти простые рекомендации.

Далее рассмотрим подробнее наиболее вероятные психологические сложности, которые могут возникать вследствие изменений имеющегося ритма и образа жизни и выхода из режима самоизоляции.

Сложности адаптации

Почему возникает?

За период действия строгих ограничительных мер, сложился режим жизни, к которому Вы отчасти успели привыкнуть.

Дискомфорт вызывает не только необходимость вновь перестраиваться, но и отсутствие четкого плана действий, который бы состоял из последовательных этапов. Такой план может помочь вернуть ощущение предсказуемости событий, контроля и благодаря этому, способствовать улучшению психологического состояния.

Как проявляется

 ощущение фрустрации. Кажется, что появилась перспектива возвращения возможностей в полном объеме (прогулки, свободное перемещение и пр.), однако, с учетом поэтапного снятия ограничительных мер это не происходит так быстро как хотелось бы;

 чувство беспомощности и дискомфорта;

 раздражение или нарастающее напряжение при необходимости снова изменить режим дня;

 сложности в восстановлении очных социальных контактов (например, с трудовым коллективом, знакомыми и пр.).

 воспользовавшись информацией о том, как именно будут сниматься ограничения, начинайте планировать свои действия заранее. В этой ситуации, по сравнению с периодом введения ограничительных мер, есть преимущество - сейчас у Вас есть информация о последовательности и временных периодах отмены ограничений;

 постарайтесь сосредоточиться на том, что уже доступно (например, что в вашем городе стало доступно для посещения, возможность приступить в работе и пр.);

 составляйте план на день – это поможет структурировать время и вернуть ощущение контроля; а когда ситуация станет стабильнее – составляйте план на более продолжительный период, например, на неделю. Важно составлять реалистичные, выполнимые планы;

 продумайте, чем Вы могли бы заняться после полного снятия ограничительных мер;

 обязательно обсудите и согласуйте план своих действий с близкими -возможности и темп выхода из изоляции могут быть разными даже для членов одной семьи, в зависимости от возраста, состояния здоровья, рода занятий и т.п.

Что не делать

 не торопитесь, будьте последовательны;

 не стройте не выполнимых планов. Планы должны соответствовать реальным возможностям;

 помните, что под влиянием внешних обстоятельств, даже хорошо продуманный план может измениться. Будьте готовы корректировать план под влиянием меняющейся ситуации.

Генерализованная (общая) тревога

Почему возникает?

Переживание тревоги, с одной стороны, помогает сохранять бдительность и быть внимательным в имеющихся обстоятельствах; однако бывает, что тревога захватывает целиком и не только влияет на общее состояние, но и мешает нормальной жизни – в таком случае, можно говорить о развитии генерализованной (общей) тревоги.

Актуальная ситуация длится уже достаточно давно и сейчас на развитие тревоги могут влиять – длительность и неопределенность, неясные временные перспективы завершения ситуации, накопленная усталость и возможные социально-бытовые сложности.

Как проявляется

 возрастающая раздражительность, в том числе на фоне общей усталости;

 неспособность сосредоточиться на чем-то конкретном, отвлечься от тревожных мыслей;

 ощущение неконтролируемого беспокойства, резкие перепады настроения;

 в моменты переживания могут быть неприятные физиологические ощущения (например, сильного сердцебиения, учащенного дыхания или неспособности сделать глубокий вдох, чувство тяжести в груди, дрожь в руках, ощущение общего мышечного напряжения).

 постарайтесь сформулировать, конкретизировать, что именно тревожит Вас больше всего;

 проанализируйте, на сколько причина Вашей тревоги опасна именно для Вас;

 продумайте, что конкретно Вы можете предпринять для того, чтобы снизить возможные риски;

 позаботьтесь о собственном самочувствии и настроении – включите в режим дня физическую нагрузку, время для занятий, которые позволят переключить внимание.

Что не делать

 важно не додумывать и не фантазировать о ситуации в целом, лучше всего строить свои выводы на достоверной информации;

 не отступайте от намеченного плана и последовательности дел на день, старайтесь четко его придерживаться.

Ситуационная тревога

Почему возникает?

В переживании ситуационной тревоги важно, что оно связано с чем-то конкретным, действием или ситуацией - страх потерять работу, страх выходить из дома и необходимость контактировать с другими людьми и пр. Для некоторых может быть сложно выйти из пространства, в котором находились в изоляции и ощущали себя в безопасности, в мир, который представляется опасным.

Как проявляется

 оценка конкретной ситуации как опасной, неприятной, волнительной, пугающей (например, выход из дома, страх за собственное здоровье и здоровье близких и т.д.);

 стремление к избеганию пугающей ситуаций либо мыслей о ней, откладывание важных дел на потом;

 может проявляться возрастающее раздражение, беспокойство при мыслях о волнующей ситуации.

 сформулируйте, как можно более четко, что конкретно вызывает тревогу;

 при возможности, важно проговорить, что именно тревожит (с близкими, друзьями или специалистом);

 продумайте последовательный план действий, которые помогут справится или изменить тревожащую ситуацию. План должен быть реалистичным, выполнимым, а необходимые шаги к решению по силам лично для Вас. Например, если боитесь сразу возвращаться в социальную жизнь, идти в магазин, передвигаться на общественном транспорте - то начните с малого, выхода во двор. Если актуальна тревога про работу, то начните с просмотра вакансий. Начинайте с простых шагов и двигайтесь поэтапно.

Что не делать

 не стоит думать о тревожащей ситуации так как будто она уже произошла;

 не стоит полностью погружаться в мысли о тревожащей ситуации.

Межличностные конфликты

Почему возникают?

Период нахождения в самоизоляции – не самый удачный момент для решения глобальных проблем в отношениях. При наступлении периода постепенного возвращения к обыденной жизни, круг возможностей и ресурсов для решения такого рода сложностей расширяется. Однако важно помнить, что период самоизоляции мог сказаться на состоянии и привести к нарастанию раздражения, психоэмоционального напряжения и истощения. Поэтому подходить к принятию глобальных решений нужно с осторожностью

Как проявляются

 нарастающее напряжение по отношению к членам семьи, потребность в снижении частоты контактов с ними, вплоть до полного отказа;

 нехарактерные и часто повторяющиеся эмоциональные вспышки (крики, слезы, брань, ссоры);

 острая необходимость в уединении и покое;

 раздражение, агрессивность, несдержанность;

 потребность в незамедлительном разрешении ситуации.

 локальные (ситуативные) конфликты, возникающие время от времени, нормальны для каждой семьи. За период нахождения в изоляции была возможность выработать приемы, которые помогают справляться именно Вам – взять паузу, сделать дыхательные упражнения, пошутить и т.д. Эти приемы останутся полезными и в дальнейшей жизни, продолжайте использовать их;

 возможно, что за время нахождения в изоляции, Вы осознали, что что-то в отношениях с вашими близкими происходит неправильно и это не из-за конкретных ситуаций, а касается отношений в целом. Время выхода из изоляции – это то время, когда можно подумать о том, как решить эти проблемы;

 если вы ощущаете необходимость в изменении качества отношений в целом, постарайтесь выделить отдельное время для обсуждения ситуации в спокойной обстановке. В разговоре важно сохранять уважение друг к другу, чтобы каждый мог быть услышанным;

 обязательно обсудите с близкими - выходя из карантина необходимо учитывать интересы всех членов семьи, тогда этот процесс не будет поводом для конфликта;

 помните, что при ослаблении ограничительных мер, появляется возможность очно обратиться за помощью к специалистам.

Что не делать

 не стоит оставлять без внимания возникновение негативных эмоций;

 постарайтесь не привносить прошлые обиды в решении конкретной ситуации;

 постарайтесь не принимать окончательных решений, находясь в состоянии эмоционального возбуждения (гнева, раздражения и т.д.)

Подведем итоги и сформулируем общие рекомендации, которые помогут вам преодолеть этот период:

1. Воспользуйтесь информацией о том, как именно будут сниматься ограничения, начинайте планировать свои действия заранее. В этой ситуации, по сравнению с периодом введения ограничительных мер, есть преимущество - сейчас у Вас есть информация о последовательности и временных периодах отмены ограничений.

2. Составляйте свой план на день, а когда ситуация станет стабильнее – составляйте план на более продолжительный период. Структурирование времени помогает.

3. Сохраняйте привычную активность.

4. Помогайте друг другу. Кто-то рядом с Вами может не так быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Помощь тому, кто нуждается позволяет почувствовать себя нужным и отвлечься от повседневных тревог.

6. Не забудьте поблагодарить своих близких.

7. Здоровый образ жизни помогает лучше себя чувствовать эмоционально и физически, укрепляет иммунитет. Следите за сном, питанием, выполняйте физические упражнения. Даже в самые загруженные периоды оставьте время на расслабление (музыка, хорошая еда, чтение, фильмы, хобби).

9. Общайтесь, оставайтесь на связи с близкими людьми.

10. Помните о мерах профилактики.

11. Не стесняйтесь обращаться за помощью, если это Вам необходимо.

Помните! Эти меры являются психологической поддержкой, то есть это то, что вы можете сделать для себя и своих близких. Однако, если вы чувствуете, что не можете справится с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту

Я менеджер по продажам, живу и работаю в Москве в компании, которая проектирует станции водоочистки. После того как нерабочие дни отменили, руководитель планировал вывести людей в офис.

С 20 марта я работаю на удаленке и пока не готова вернуться к офисному режиму: мне там будет страшно.

Может ли руководитель заставить меня выйти в офис при условии, что я все могу делать из дома?

Вы можете продолжить работать удаленно, в том числе постоянно. Однако такое решение нельзя принимать в одностороннем порядке — придется договариваться с работодателем. Иначе он может применить дисциплинарные меры, вплоть до увольнения. Расскажу, какие варианты есть в вашей ситуации.

Как оформляется удаленная работа и выход в офис

Режим нерабочих дней, который был введен указами президента, уже давно закончился. На тот момент работодатели по-разному оформляли перевод сотрудников на удаленку. Это зависело от характера изменений и договоренности с работником.

В любом случае работодатель должен был издать приказ и с согласия работника внести изменения в трудовой договор или заключить с работником дополнительное соглашение.

Как я поняла из вопроса, удаленный режим труда после завершения нерабочих дней ваш работодатель хотел отменить. Но так же как и при введении этого режима, нельзя просто взять и обязать всех снова ездить в офис — решение нужно оформить в соответствии с трудовым законодательством. Особенности такой процедуры прямо зависят от того, как работодатель оформил перевод на удаленку каждого конкретного сотрудника.

Возможны два основных варианта оформления перевода на удаленную работу:

  1. В документах, которые вы подписывали, — приказе, допсоглашении или изменениях в трудовом договоре — было указано, что перевод на удаленку носит временный характер. Также там были сроки действия удаленного режима работы и основания, при которых вы снова должны выйти в офис. В этом случае возобновление прежнего режима работы привязано к прекращению действия подписанного вами документа. Вы должны выйти на работу в офис согласно тем условиям, которые в нем оговорены.
  2. В документах не было срока действия удаленного режима работы и оснований для его отмены. В этом случае любые последующие изменения в условиях работы должны оформляться официально. Работодатель должен составить допсоглашение или, что случается крайне редко, документ об изменениях в трудовом договоре. А главное, получить согласие работника, потому что документ должны подписать обе стороны.

Если перевод на удаленку никак не оформлен, это прямое нарушение работодателем норм статьи 72 трудового кодекса. Для вас это означает, что вы формально работаете в офисе и не можете выбирать между офисом и удаленкой. А если же , фактически работая дистанционно, не выйдете по требованию работодателя в офис, то получите прогул.

Получается, даже если работодатель нарушил закон, это не влияет на ваши обязанности по трудовому договору — вы должны исполнять их, как и прежде. Поэтому требования руководителя работать в офисе правомерны.

Как сохранить удаленный режим работы

Варианты есть. Но только один из них бесконфликтный — договориться, выбрав подходящий способ оформления отношений:

  1. Заключить новый трудовой договор — о дистанционной работе. Для этого придется сначала расторгнуть старый трудовой договор, то есть уволиться по соглашению сторон, а затем этим же днем заключить новый — трудовой договор о дистанционной работе.
  2. Внести изменения в действующий трудовой договор или заключить допсоглашение с учетом особенностей регулирования труда удаленных работников.

Если вас перевели на удаленку и не обозначили сроки и основания, когда этот режим перестает действовать, работодатель не может вызвать вас в офис без вашего согласия. Такое согласие необходимо, чтобы заново внести изменения в трудовой договор. С 1 января 2021 года вступят в силу поправки в трудовой кодекс, и такое согласие от работника уже не потребуется. Но поскольку вопрос касается 2020 года, то в вашем случае согласие обязательно.

Однако есть и обратная сторона. Если вы не согласитесь вернуться в офис, вас могут уволить на основании пункта 7 части 1 статьи 77 трудового кодекса как отказавшуюся от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора.

Другие варианты, скорее всего, приведут к конфликту. Придется оспаривать требование руководителя вернуться на работу в офис и доказывать, что рабочие условия небезопасны для здоровья или что работодатель нарушает санитарно-эпидемиологические требования.

Для запуска проверок нужно обращаться в Роспотребнадзор. Если выявят нарушения, работодателя оштрафуют. Но судебная практика в этой сфере неоднозначна.

Например, в Ижевске металлический завод оштрафовали по статье 6.3 КоАП за то, что там, по мнению Роспотребнадзора, не соблюдались санитарно-эпидемиологические требования в период коронавирусных ограничений. Завод не согласился с этим решением и оспорил его.

Верховный суд Удмуртии принял сторону завода. Суд посчитал, что нарушение рекомендаций Роспотребнадзора не основание для привлечения к административной ответственности. Это только рекомендации — обязанности их соблюдать у завода не было.

Если же говорить конкретно о Москве, то в ней практика другая. В городе действует указ, где обозначены требования к работодателям. Они носят обязательный характер, поскольку оформлены не как рекомендации, а на уровне регионального законодательства. Кто и как соблюдает эти требования, контролирует Роспотребнадзор. И поскольку это не рекомендации, а обязанности, наказание по статье 20.6.1 КоАП вполне возможно.

Указ мэра Москвы от 07.05.2020 № 55-УМ PDF, 625 КБ

Если работодатель нарушит правила, появится повод его наказать. Но это не решит вашу проблему — остаться работать дистанционно. Поэтому оптимальный вариант для всех, кто сейчас работает в Москве и хочет это делать удаленно, — договариваться с работодателем. Тем более что в столице удаленка продлена и работодатели обязаны перевести на дистанционную работу не менее 30% сотрудников.

Чтобы договориться, старайтесь показать работодателю преимущества вашей удаленной работы. Например, у вас, как у менеджера по продажам, увеличились показатели эффективности: выросли продажи и средний чек, появилось больше клиентов. Задача — убедить, что ваша удаленка приносит компании больше пользы, чем работа в офисе. Тогда и договориться о работе дистанционно будет проще.


Е. А. Юрова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

Вопрос

1. Если у работника был контакт с коронавирусным больным, но симптомов у такого сотрудника нет, может ли он продолжать ходить на работу или обязан выйти на карантин?

2. Какой алгоритм действий и какие предусмотрены штрафы как для организации, так и непосредственно для гражданина в случае, если он продолжит работу на предприятии?

Ответ

1. Работодатель обязан отстранить работника, контактировавшего с коронавирусным больным, независимо от наличия или отсутствия у работника симптомов заболевания.

2. Как алгоритм действий работодателя можно предложить следующее:

  • отстранение контактировавшего сотрудника от работы;
  • проведение медицинского обследования за счет средств работодателя;
  • при получении результатов анализа, подтверждающих отсутствие коронавирусной инфекции, сотрудник допускается к выполнению трудовых обязанностей. При получении результатов, подтверждающих заболевание, работник считается нетрудоспособным, а работодатель проводит дезинфекцию помещений и выполняет иные меры, установленные для таких случаев противоэпидемическим законодательством.

Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов может повлечь штраф на должностное лицо – от 50 000 до 150 000 руб., на юрлицо – от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности грозит штрафом должностному лицу – от 10 000 до 50 000 руб., юрлицу – от 100 000 до 300 000 руб.

Граждане, к которым относятся и работники, могут быть оштрафованы за неисполнение ими требований нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 000 руб.

Обоснование

1. Мнение эксперта Роструда (см. ИБ под номером 196307) по этому вопросу следующее:

Отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя и возможно только в случаях, прямо предусмотренных ст. 76 Трудового кодекса РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В частности, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ст. 76 ТК РФ).

Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений c 01.01.2021 утвержден Приказом Минздрава России от 14.09.2020 N 972н , в соответствии с которым указанные справки и заключения выдаются гражданам при их личном обращении.

В ходе реализации мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции работодатели и работники руководствуются трудовым законодательством Российской Федерации, документами Минздрава России и Роспотребнадзора, рекомендациями Правительства Российской Федерации и Минтруда России, нормативными правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Так, работодателю рекомендуется не допускать на рабочее место и территорию организации работников, обязанных соблюдать режим самоизоляции на дому (Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям социальных партнеров, работников и работодателей в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации (утв. Минтрудом России, РСПП, ФНПР)).

Вместе с тем норм, обязывающих работника пройти медицинский осмотр и представить работодателю справку о состоянии его здоровья по вопросу об отсутствии у работника заболевания COVID-19, какими-либо законодательными или нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Кроме того, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 88 ТК РФ).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в статье 76 устанавливает, что при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации медицинской помощи по видам медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, установлен частью 6 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ (ред. 08.12.20).

Учитывая изложенное, обследование на COVID-19 контактных лиц с больными COVID-19, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, а также лиц, прибывших из субъектов Российской Федерации или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, не относится к страховому случаю и не может финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования.

По вопросу определения источника финансирования проведения обследования на COVID-19 работникам организаций, в том числе медицинских, имеющим риски инфицирования COVID-19 на рабочих местах, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 (ред. 13.11.2020) N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий обследование на COVID-19 проводится работникам медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19.

Согласно абзацу 12 части 2 статьи 212 и части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель за счет собственных средств обязан организовать проведение в том числе обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров, некоторых категорий работников, в том числе работников медицинских организаций, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что работодатель обязан:

  • отстранить от работы сотрудника, контактировавшего с коронавирусным больным,
  • провести тестирование на наличие коронавирусного заболевания,
  • при получении отрицательного результата допустить сотрудника к выполнению трудовых обязанностей.


Е. А. Юрова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву

Читайте в новостях 1С:ИТС. А также вас ждёт другая полезная информация: Считаются ли сотрудники, находящиеся в отпуске (командировке), переведёнными на удалёнку? Что грозит работодателю, который не организовал медосмотры сотрудников?

Вопрос аудитору

Сотрудник находился в контакте (проживают вместе) с больным коронавирусом членом семьи (подтверждённый случай). У сотрудника проявлений заболевания нет. При этом он находится на самоизоляции. Как оформить и отметить в табеле отсутствие этого сотрудника?

Все лица, контактировавшие с больным COVID-19, должны быть изолированы на срок 14 дней с проведением двукратного лабораторного исследования материала. Допускается изоляция в домашних условиях (при отсутствии эпидемиологических рисков для окружающих) с организацией динамического медицинского наблюдения. Эти правила установлены п. 4.3.3 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020).

Таким образом, сотруднику организации, контактировавшему с больным COVID-19, следует соблюдать режим самоизоляции в течение 14 календарных дней. Если сотрудник не может выйти на работу, поскольку должен находиться на самоизоляции, то у него есть уважительные причины для отсутствия на работе. Поэтому в рассматриваемой ситуации все зависит от того, как будет оформлено отсутствие сотрудника на работе.

Как период нетрудоспособности.

К работнику, контактировавшему с больным коронавирусом, должны приехать медработники и сделать тест на коронавирус (п. 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача от 30.03.2020 № 9). Такому работнику могут выдать листок временной нетрудоспособности на период самоизоляции (п. 2.7 постановленияГлавного государственного санитарного врача от 13.03.2020 № 6). Если работнику выдан больничный лист, то в табеле (по форме № Т-12, Т-13) период его отсутствия обозначается буквенным кодом "Б" или цифровым кодом "19".

Перевести на удалённую работу (при возможности).

Зарплата за такой период начисляется в обычном порядке. В табеле учета рабочего времени период работы обозначается буквенным кодом "Я" или цифровым кодом "01".

Предоставить отпуск без сохранения зарплаты.

Отпуск предоставляется по письменному заявлению сотрудника (ч. 1 ст. 128 ТК РФ). Зарплата за период такого отпуска не начисляется и не выплачивается. В табеле учёта рабочего времени (по форме № Т-12, Т-13) период отпуска обозначается буквенным кодом "ДО" или цифровым кодом "16".

Предоставить часть ежегодного оплачиваемого отпуска вне графика отпусков.

Отпуск предоставляется на основании письменного заявления сотрудника (ст. 122 ТК РФ). Предоставление работнику отпуска по его заявлению, а не по графику не может считаться фактом, ухудшающим положение работника (письмо Роструда от 04.08.2010 № 2286-6-1). За этот период сотруднику полагаются отпускные, а в табеле учёта время отпуска обозначается буквенным кодом "ОТ" или цифровым кодом "09".

Оформить простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

Работодатель может объявить простой в любой момент, когда возникают обстоятельства для простоя. Простой объявляется приказом организации, который издаётся в свободной форме (письмо Минтруда России от 11.08.2017 № 14-2/ООГ-6529). Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

В табеле учёта рабочего времени простоя обозначается буквенным кодом "НП" или цифровым кодом "32". Также в табеле необходимо указать количество часов и дней простоя. Табели заполняются на основании приказа о простое.

Как начислить единовременное пособие в размере трёх должностных окладов при выходе на пенсию педагогических работников? Подробнее.

Как считать 30 процентов сотрудников, если у московской организации есть обособленные подразделения в регионах? Подробнее.

Нужно ли в строке 09 статформы № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы" отражать неисключительные права на ПО? Подробнее.

Должен ли арендатор исчислять налог на имущество с капитальных вложений в арендованный объект? Подробнее.

Читайте также: