Как выбрать профессию профориентация

Обновлено: 19.05.2024

Работа не волк. Почему подростки равнодушны к выбору будущего?

Причина первая. Люди вокруг не любят свою работу

На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой человек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ребенок видит совершенно противоположную картину.

Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью

Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается гораздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.

Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать

Причина четвертая. Боязнь поступления

Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать

Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, проводят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.

Профориентация VS самоопределение

Эти понятия неотделимы. Самоопределение всегда направлено внутрь личности, здесь главную роль играют способности и стремления человека. Его можно охарактеризовать как план на 5-10 лет.

Профориентация — когда человек внимательно наблюдает за внешним миром и опытом других людей, после чего делает свой выбор.

1. Родители

Родственники часто навязывают детям собственное видение их будущего. Особенно это касается родителей, желающих, чтобы подросток достиг вершин, которые оказались им не по силам. Авторитетное мнение взрослого подавляет ребенка, и профориентация завершается его пассивным согласием.

2. Учителя

Случайно брошенная учителем фраза о том, что кто-то из ребят хорошо пишет сочинения, порой превращается в настойчивый совет: ему следует стать журналистом. Если подросток доверяет мнению педагога, то при выборе профессии оно может стать для него определяющим. При этом ребенок проигнорирует тот факт, что в мире на самом деле куда больше направлений, и, возможно, ему было бы интереснее заниматься чем-то другим.

3. Друзья

4. Кино/соцсети

Киноиндустрия формирует определенные образы и людей, и профобластей. Например, профессия адвоката в последнее время очень популярна. На экране ребята видят успешного, богатого и красиво одетого человека. Кажется, что его дело — красноречиво выступать в суде. Но кропотливая работа с документами, постоянная напряженность и жесткая конкуренция, как правило, остаются за кадром. Поступив на юридический, молодой специалист неожиданно сталкивается с рутинными задачами, сложностями и, разочаровавшись, уходит.

5. Установки окружающего мира

Блогерство и желание быть всегда актуальным также оказывают сильное влияние на подростка, сужая его представление о существующих профессиях.

За ними кроется огромное количество критериев. Их нужно разбирать с помощью уточняющих вопросов.

Слова взрослых, на которые необходимо наложить табу:

когда я был в твоем возрасте;

Не всегда дети нуждаются в экспертном мнении старших. Позиция взрослого должна исключать универсальные ответы. Профориентация и самоопределение — нелинейные процессы, в них нет четкого алгоритма действий. Ведь каждый новый опыт корректирует наши пожелания относительно профессии. Это нужно учитывать.

Как заинтересовать ребенка выбором будущего

Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.

Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.

10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении. Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.

Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.

Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.

То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.

Выбор профессии — ответственный шаг в жизни человека. Проще тем, кто уже с детства знает кем хочет быть, у кого есть талант и способности в определенной сфере. Но для многих принятие этого решения становится пыткой. Не помогают тесты, советы близких и даже консультации психолога. Есть ли волшебная таблетка? Есть. Сегодня я расскажу про универсальную формулу как выбрать профессию. Возможно она наведет вас на определенные мысли.

Формула выбора профессии

Давайте от слов сразу к делу. Есть довольно известная формула выбора профессии. Она называется хочу-могу-надо. Возможно, вы уже о ней слышали, но ключевым здесь является умение правильно применить ее для себя. Мы сделаем несколько упражнений, которые помогут сложить воедино все три параметра Формулы. А выглядит она следующим образом:

Итак, есть три переменные, которые нужно сложить, чтобы получить профессию мечты:

  1. То, что вы любите делать
  2. То, что вы хорошо умеете делать
  3. То, что нужно обществу, за что оно готово платить

Если оглядеться вокруг, то можно убедиться, что самые успешные люди — это как раз те, у кого все сошлось. Они не только материально обеспечены, но и самореализованы — им нравится то, чем они занимаются, и они в этом профессионалы.

Прийти к такому состоянию можно путем проб и ошибок либо тщательного анализа и самокопания — самостоятельно и со специалистом. Узнавать себя — занятие полезное, поэтому давайте разберем все составляющие формулы и сделаем несколько упражнений, которые помогут вам понять какую профессию стоит выбрать и куда пойти учиться.

Как выбрать профессию

Пошаговая инструкция к формуле.

Ключ №1 — То, что ты любишь делать

Эта составляющая тесно связана с нашими ценностями. Любимая работа должна приносить и радость и удовольствие, но главное — она должна быть важна лично для вас. Вам должна быть близка сама идея, вы должны понимать ради чего встаете по утрам. Пример: если ведущими ценностями для человека являются красота, искусство, дом и семья, то он может работать дизайнером интерьеров, но вряд ли станет банкиром.

То, что мы любим делать дает нам мотивацию к развитию и росту, дает энергию и нужный настрой. В таком состоянии проще пережить все трудности, решить проблемы если они возникнут и двигаться дальше. С нелюбимым делом этот сценарий будет развиваться совсем по-другому.

Как понять какое у вас любимое дело? Конечно, вы отлично знаете что любите путешествовать, проводить время с друзьями и вышивать крестиком. Но это не приблизит вас к выбору профессии по душе. И даже любимое хобби не всегда подходит для работы и остается лишь хобби. Ключом являются ценностные ориентации! Что для вас важно и ценно в этой жизни?

Ключ №2 — То, что ты умеешь делать

Это ваши компетенции, знания, умения, навыки, таланты и способности. То, что у вас получается делать лучше всего. То, что вам дано природой. А также то, чему вы научились в течении жизни. Это ваша экспертность. Причем в любом деле.

Сюда в равной мере относятся и специальные знания (например, знания в области психологии), практические навыки (умение водить машину или вести бух учет), таланты (танцор от бога) и простые умения типа внимание к мелочам или умение выслушать.

Да-да, ваши простые умения тоже считаются. Давайте попробуем соединить простые навыки с определенной работой:

  • умение убеждать людей и настаивать на своем —> менеджер по продажам
  • способность запоминать большие объемы информации —> лингвист, переводчик, юрист
  • умение чувствовать настроение другого человека —> психолог, преподаватель, социальный работник

И так далее. Каждая ваша отличительная особенность может сыграть роль в вашей будущей профессии, поэтому обязательно выполните следующее задание. Возможно, вы даже не подозревали о некоторых своих неочевидных талантах.

Задание 2: выпишите списком ВСЕ свои способности, умения, навыки, положительные черты. Не останавливайтесь, пока не наберете хотя бы 50 вещей, которые вы делаете хорошо. Затем из этого списка вычеркните то, что вам делать не нравится и выделите то, что вам нравится. Сравните со списком Задания №1 и переходите к следующему пункту.

Ключ №3 — То, что нужно обществу

Выбирая профессию, важно понимать нужна ли она обществу в данный момент. Другими словами готовы ли люди платить за это деньги? Это очень полезный навык — смотреть вокруг и анализировать потребности общества. Какие специальности сейчас актуальны, какие потребности есть у общества?

В принципе, монетизировать сейчас можно практически что угодно. Важно подать свою работу под нужным соусом. Но традиционно более успешными в финансовом плане становятся люди, которые могут подстроиться под нужны общества, когда это необходимо. Когда дети не знают куда пойти учиться, родители обычно советуют исходя именно из этого пункта.

Задание 3. Просмотрите ваши списки из первого и второго задания, выделите те виды деятельности, которые вы и любите и умеете делать. Подумайте, как можно монетизировать эти виды деятельности, какую можно выбрать востребованную профессию. В идеале ваш успех лежит там, где пересекаются все составляющие формулы.

Ошибки выбора профессии

Давайте вернемся к формуле и обсудим что происходит когда какой-то из трех параметров выпадает. Мы видим, что есть три промежуточных состояния:

2. Богатый, но несчастный. К сожалению, таких людей большинство. Человек занимается тем, что ему не нравится, зато за это хорошо платят. Со временем не любимая работа приводит к скуке, а затем к депрессии. Человек чувствует себя нереализованным. Пример: в мечтах шеф-повар, в реальности офис-менеджер.

3. Одни мечты. Это более редкий случай, когда человек пытается заниматься тем, что совершенно не умеет делать, но по каким-то причинам ему это нравится. На первый взгляд кажется, что ничего страшного, ведь всему можно обучиться. Но это не всегда так. Например, очень сложно научиться петь если нет музыкального слуха. Да, его можно развить, но на это уйдут годы. Не всем захочется тратить пол жизни на то, чтобы стать профессионалом. Так что карьеру лучше связать именно с тем, что у вас хорошо получается и дано от природы. А всем остальным можно заниматься просто ради удовольствия, в рамках хобби.

Не совершайте этих ошибок, благодаря формуле вы уже знаете как правильно выбрать профессию. Дополнительно рекомендуем прочитать: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ 2021-2030 и ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ: НА КОГО НЕ СТОИТ УЧИТЬСЯ?

Подведем итоги

Мы разобрали как выбрать профессию по формуле. Конечно, она не выдаст прямой ответ, но даст пищу для размышлений. Составьте несколько вариантов предположительных видов деятельности и изучите каждый подробнее.

В заключении хочется обратить внимание на одну очень важную вещь. В современном мире сейчас все очень быстро меняется. Если раньше человек выбирал профессию на всю жизнь, то сейчас это совершенно не обязательно. За жизнь вы можете сменить несколько профессий. И это нормально. Это интересно, это позволяет людям меняться, разносторонне развиваться и не перегорать.

Несомненно, кто-то будет всю жизнь работать согласно своему единственному призванию. Но главное — не бойтесь делать выбор и изменить его если потребуется. Вокруг море информации, обучающих курсов, бешеными скачками развивается онлайн образование. Пользуйтесь этими возможностями и вы обязательно реализуете себя.

Если вы не знаете какую профессию выбрать и вам нужна помощь, то не стесняйтесь обратиться к специалисту — психологу или профориентологу. Есть разные способы как выбирать род деятельности, один из них это тестирование. На нашем сайте есть 5 бесплатных тестов по профориентации. Лучше всего выполнить их все, сравнить результаты и прогнать их по формуле:

Выбрать дело жизни и не ошибиться — непростая задача. Спросили у экспертов, когда стоит задуматься о будущей профессии и как найти подходящий вуз.

Главные ошибки при выборе профессии

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Выбор вуза: три важных принципа

1. Оцените шансы на успех

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

2. Выбирайте подходящий формат обучения

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

3. Прислушайтесь к себе

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

Что говорят исследования

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Важные вопросы при выборе профессии:

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?

Чек-лист по выбору вуза

  • Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
  • Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
  • Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
  • Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
  • Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.

Тем, кто еще не задумывался над вопросом выбора профессии или просто не представляет с чего начать, мы рекомендуем сориентироваться с помощью следующих способов:

Тестирование

Как это происходит

Заполнение теста/методики позволяет понять текущий статус, срез способностей и склонностей. Важно проходить тест в подходящих условиях с последующей консультацией специалиста, который сможет помочь в интерпретации. Дополнения и объяснения результатов позволяют узнать о себе много новой информации.

Данный способ полезен как первый шаг в профориентации. В условиях полной неопределенности тест служит вектором к рассмотрению направлений, которые близки по личностному профилю. В случаях, когда у подростка есть готовые решения о будущей деятельности, тест может запутать и дезориентировать.

Кто занимается?

Подводные камни

Без помощи специалистов и расшифровки результатов информация может быть слишком общей или неполной.

Практика внимательности и осознанности

Как это происходит

Групповые и индивидуальные занятия по развитию осознанности, внимательности к происходящему и собственному состоянию. Практика техник и приемов на регулярной основе позволяет испытывать меньше стресса.

Посещение подобных занятий является базой для формирования осознанного выбора и поведения. Расширение представлений о психическом устройстве эмоционально-волевой сферы дает возможность узнать много полезной информации о себе, влиять на собственное психологическое состояние, стать устойчивым к стрессам.

Кто занимается?

Подводные камни

Важно очень внимательно подойти к выбору организации, предоставляющей такие услуги. В ней должны работать опытные профильные специалисты с подтвержденной квалификацией.

После того, как вы определились с примерным направлением, стоит более подробно исследовать все возможные варианты и найти среди них свой. Вам в помощь:

Экскурсии в вузы и Дни Открытых Дверей

Как это происходит

Знакомство с учреждением для многих является определяющим при выборе дальнейшего профессионального пути, при выборе ЕГЭ и специализации. Общение с преподавателями, администрацией и студентами дает полную картину будущих лет учебы. Качество учебного процесса определенно влияет на квалификацию и мотивацию продолжать работать по специальности.

Кто занимается?

Подводные камни

Качество предоставления образования по разным специальностям могут отличаться в рамках одного учреждения. И будьте внимательны к предоставлению практики и стажировок — это один из ключевых моментов для получения качественного образования.

Экскурсии на Предприятия / в Компании

Как это происходит

Формат знакомства с настоящим местом работы тысяч людей. Возможность своими глазами увидеть, какие задачи решают люди, как идет рабочий процесс. Позволяет получить еще большее представление о выбранной специальности.

Кто занимается?

Подводные камни

Встречи с представителями профессий

Как это происходит

Ценные встречи с представителями профессий и экспертами в различных сферах. Живые истории и ответы на вопросы участников создают реальное представление о деятельности, которая скрывается за названием должностей.

Прекрасная возможность для общения с настоящими профессионалами. Можно осмысленно оценить, подходит ли участнику выбранная сфера или область деятельности на примере историй экспертов. Общение позволяет получить ответы на вопросы о поступлении, профессиональных качествах и привычках, которые поддержат во взрослой жизни.

Кто занимается?

Подводные камни

История одного специалиста, эксперта — это его личная история. Вдохновляйтесь и ищите свой путь!

Карьерные выставки/форумы

Как это происходит

Комплекс услуг, консультаций и выставочных экспонатов в одном месте. Формат выставок и форумов позволяет в один-два дня познакомиться с комплексом профориентационных услуг, представленных в городе и стране (иногда за рубежом).

Замечательная возможность в короткий срок охватить максимальное количество учреждений, профессиональных центров и специалистов. Перед посещением желательно сфокусироваться на одной-нескольких целях, чтобы не потеряться в огромном количестве активностей и информации.

Кто организует

Подводные камни

Иногда суть этих выставок теряется за большим количеством рекламы и желания продемонстрировать только лучшее.

После подробного исследования, необходимо остановиться на нескольких вариантах и рассмотреть их под разными углами, оценить со всех сторон. Полное погружение и общение со специалистами помогут сделать выбор.

Тренинги/Мастер-классы/Воркшопы

Как это происходит

Кто занимается?

Подводные камни

Выбор центра и тренера — это ключевые ориентиры в выборе программы.

Онлайн-курсы/продукты

Как это происходит

Прохождение курса/активности дистанционно или в онлайн режиме. Набирают популярность вебинары, консультации от специалистов и каталоги профессий.

Позволяет найти ответы на все вопросы в любое время и в любом месте. Прохождение онлайн курса или материалов для многих участников становится лучшим способом в силу школьной загрузки. В зависимости от запроса можно определить онлайн продукты, которые будут эффективными.

Кто занимается?

Подводные камни

Читайте отзывы. тщательно спрашивайте о методологии курса. Будьте готовы, что он-лайн курсы — это самостоятельная работа.

Карьерное консультирование

Как это происходит

Общение со специалистом в индивидуальном формате в течение 1-1.5 часов. Методики работы определяются в зависимости от запроса и уровня специалиста. Позволяет проработать конкретные вопросы и затруднения, выстроить карьерный план.

Кто занимается?

Подводные камни

Выбор консультанта и центра — это ваши главные ориентиры.

Выездные программы/лагеря

Как это происходит

Профориентационные программы и лагеря чаще всего проходят в каникулы и праздники. Представляют собой полноценную программу мероприятий по развитию и осознанию себя, знакомству с профессиональным миром через практику. Полное погружение позволяет добиться быстрых результатов и найти новую среду общения.

Кто занимается?

Подводные камни

Выездной формат — это особая программа и условия. Подготовьтесь к этому основательно, пообщайтесь с инструкторами и тренерами, будьте готовы поддерживать подростка за пределами программы.

После того, как вы приняли решение, проверьте себя — протестируйте этот выбор на практике.

Симуляторы реального мира

Как это происходит

Кто занимается

Кидбург. Для ребят 1.5-14 лет, можно пробовать больше 60 профессий

Мастерславль. Интерактивный развивающий проект для детей от 5 до 14 лет.

Кидзания. Еще один, самый большой город профессий в Москве.

Подводные камни

Важно выбрать время, когда не очень много народу. Иначе впечатление испортится.

Ролевые (деловые) игры

Как это происходит

Обучающая или развлекательная игра, в которой участник отыгрывает свою роль и вместе с другими игроками создаёт какую-то воображаемую ситуацию. Игроки выполняют задания, кейсы и ищут выход из сложных ситуаций.

Кто занимается?

Подводные камни

Выбор центра и ролевой игры под конкретную задачу — в приоритете при использовании этого метода.

Настольные игры

Как это происходит

Мы все играли в детстве и примерно знаем, о чем речь. Настольные игры включают в себя целые комплексы важных профессиональных моментов, равно как и неслабый элемент погружения.

Кто занимается?

Навигатум. Игровые профориентационные материалы.

Подводные камни

Игра требует команду игроков. Может стать неактуальна и скучна через какое-то время.

Результатом нужно делиться. Это дополнительная мотивация, как для подростка, так и для его окружения. Также это возможность находить единомышленников, обмениваться с ними опытом, создавать собственные сообщества и платформы для дальнейшего развития.

Развивающие среды

Как это происходит

Целая система мероприятий, созданная для образовательного и профессионального развития. Решает задачи построения сообществ и сред для полноценного взаимодействия подростков, специалистов, экспертов и родителей.

Быть участником среды — это присваивать и делиться, созидать и определяться с будущим выбором, устанавливать полезные связи и взаимодействия. Погружение в мероприятия и информационное пространство дает необходимые условия для профориентации.

Кто занимается?

Серьезный выбор нельзя делать без серьезной подготовки. От выбора профессии зависит будет ли подросток успешен в профессиональной сфере и будет ли он счастлив в жизни и увлечен своим делом?

Мы привели несколько инструментов, помогающих увидеть все возможные варианты развития, выбрать среди них оптимальный, проверить на практике свой выбор и получить первые результаты от его применения.

Делитесь этой информацией с коллегами и друзьями, она обязательно пригодится им и их детям.

Выбрать профессию и не ошибиться , добиться успеха и профессионального мастерства, построить не просто карьеру, но и заниматься любимым делом – мы стремимся к этому сами и желаем этого нашим детям.

38% россиян с высшим образованием не работают по специальности
(по данным опроса портала Superjob 3500 человек в марте — апреле 2021 г. в 667 населенных пунктах РФ)






По данным Росстата РФ, более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем, а из закончивших высшее или среднее профессиональное обучение только 27% работают по ранее выбранной специальности. В вузе уже на 2-3 курсе до 30-35% студентов понимают, что обучаются не там и не тому, и как результат, нередко бросают учебу, потратив впустую время, деньги и силы. Многие специалисты с дипломами идут получать второе образование, а иногда приступают к этому даже параллельно с первым.

Такой путь ведет к увеличению физических и психо-эмоциональных нагрузок у молодых людей, тревожности, сильной усталости, неуверенности в своих силах и существенным материальным затратам, которые с трудом окупаются в будущем. Намного эффективнее было бы изначально наметить себе профессиональные цели и выбрать оптимальный путь их достижения – именно это и предполагает грамотная профориентация.
Использование современных профориентационных методик позволяет значительно сократить процент неудач в выборе профессии, уменьшить неопределенность в будущем и снизить тревожность, как у молодых людей, так и у их родителей.
Профориентологи Академии дополнительного профессионального образования готовы помочь школьникам:

  • определить, какие виды деятельности им подходят – благодаря грамотной психологической диагностике сферы интересов помогут сориентировать на дополнительные занятия, способные увлечь и стать основой для выбора будущей профессии;
  • обрести уверенность в себе – определив объективный уровень развития интеллекта, выявят и покажут самые развитые способности, которые обязательно есть у каждого;
  • прийти к пониманию, кем можно вообще стать во взрослой жизни, какие существуют профессии – по результатам тестирования предоставляем индивидуальный перечень наиболее подходящих современных профессий, рассказываем про особенности условий труда и трудоустройства.

Какие вопросы помогает решить профориентация?

Каждому возрастному этапу соответствуют определенные задачи в области самоопределения, решить которые помогает профориентационное тестирование и последующая совместная консультация психолога с ребенком и его родителями

  • определить виды деятельности, которые могут заинтересовать ребенка, стать основой будущей профессии;
  • узнать про неочевидные родителям особенности характера и мышления ребенка;
  • выявить, в чем причина трудностей обучения в школе, если они есть;
  • найти пути устранения существующих трудностей;
  • выбрать кружки и секции для дополнительного развития ребенка;
  • найти ресурсы (силы, время, мотивацию) для дальнейшего планомерного развития.
  • выбрать предметы для сдачи ОГЭ;
  • определиться с профилем класса для дальнейшего обучения или выбрать для поступления определенную школу с углубленным изучением ряда предметов;
  • наметить профессиональные области, в которых в дальнейшем удастся добиться большего успеха;
  • решить, нужно ли идти в колледж или остаться в школе и планировать поступление в вуз;
  • выбрать учебные заведения, в которых можно получить среднее профессиональное образование или рабочую профессию.
  • определиться с выбором будущей специальности – сделать первый серьезный шаг во взрослую жизнь;
  • выбрать необходимые предметы для усиленной подготовки к ЕГЭ, наметить план подготовки, возможно, с помощью занятий в организациях дополнительного образования;
  • наметить список колледжей или вузов (факультетов), куда следует подавать документы для поступления;
  • заранее разработать траекторию профессионального обучения под конкретную наиболее подходящую профессию (например, сдать международный экзамен по иностранному языку или освоить второй иностранный язык, получить базовую художественную подготовку для участия в творческих испытаниях и т.д.).

Самое важное при выборе профессии

В идеале для правильного выбора подходящей профессии необходимо, чтобы человек объективно оценивал и осознавал свои особенности, черты характера и интересы.

Первый и самый главный секрет успешного выбора профессии: узнавайте как можно больше о себе. Не важно, сколько вам лет. Личность человека очень пластична, мы меняемся, получаем новый опыт, знакомимся с тем, что не знали ранее, поэтому всегда есть возможность и пространство для новых открытий.


Школьникам особенно важно научиться понимать себя и правильно оценивать свои возможности. Ребенок, который понимает особенности своего характера и может предсказать реакции на разные события в жизни, лучше адаптируется в школе, в новом коллективе, испытывает меньше тревоги и менее подвержен иррациональным страхам.

Еще один важный навык для успешного выбора профессии (и не только) в будущем – это умение самостоятельно делать выбор, отделять возможное от нереального, недостижимого на данный момент.

Ситуация выбора, в том числе и профессии, неизбежно предполагает принятие на себя ответственности за свои действия. Поэтому каждый раз, принимая решение, мы учимся быть ответственными за все, что происходит с нами. Согласно психологическим исследованиям, наиболее счастливыми и удовлетворенными жизнью были те люди, которые осознавали степень своего влияния на происходящее с ними и понимали, что они могут изменить в каждой конкретной ситуации. Таким образом, приучая своих детей, да и самих себя принимать осознанные решения в каждый момент жизни, мы создаем предпосылки для счастливой и успешной профессиональной самореализации – своей и собственных любимых детей.

Что может оценить профориентационный тест

Любое тестирование предполагает оценку какого-то конкретного качества человека в сравнении с большинством других людей. То есть мы можем, например, узнать, какие у нас способности к математическим вычислениям: средние – то есть такие же как у большинства; выше среднего или, наоборот – ниже, чуть хуже, чем у большего количества наших сверстников.

Профориентационный тест точно также дает оценку различным качествам нашей личности.

Тестов, помогающих выбрать профессию, множество. Некоторые оценивают только одно или два-три параметра. Они хороши, когда необходимо получить ответ на конкретный вопрос. В случаях, когда приходится выбирать с нуля, не имея вообще представления о предпочитаемой профессиональной области, лучше всего работают комплексные тесты, предполагающие оценку сразу большого количества параметров.

Такие тесты в идеале должны оценить интересы, способности и важные личностные качества человека. Будущая профессия должна быть человеку интересна, и быть по силам психологически и интеллектуально. Соответственно, при выборе профориентационного теста, стоит отдать предпочтение тому, который предполагает комплексную оценку всего многообразия сторон личности тестируемого.

Какому профориентационному тесту можно доверять?



Сегодня, когда интернет полон разнообразных и, порой, сомнительного качества тестов по профориентации, очень легко запутаться в полученных противоречивых результатах. Многие методики не обладают достаточной надежностью и, соответственно, результаты их могут быть вредны или, как минимум, бесполезны. Консультирование по результатам таких методик практически ничем не отличается от гадания цыганки.

Часть известных опросников на сегодняшний день уже устарели, а публикуемые в открытом доступе современные анкеты, не имеют достаточной статистической доказательной базы для того, чтобы формулировать адекватные рекомендации.

Есть несколько важных особенностей профессионального психодиагностического теста, на которые стоит обратить внимание:

  • Тест должен содержать достаточно большое количество вопросов, чтобы по нему можно было оценить сразу несколько параметров. Анализ результатов в таком случае позволит сделать более глубокие и обоснованные выводы.
  • Обязательно должен быть указан автор теста или название организации-разработчика, чтобы желающие могли проверить историю создания
    методики и убедиться, что она действительно разработана в соответствии с установленными стандартами психологического тестирования.
  • Тест должен иметь название, в котором профессиональным языком кратко отражается его суть.

Определите важные для вас критерии выбора профессии: условия и график работы, возможность командировок, требования к здоровью и т.д.

Не требуйте от подростка невозможного: некоторые профессии не подходят ему — это нормально, пусть выберет другие

Профориентационные тесты, которым можно доверять, должны быть разработаны грамотными специалистами в области психологии, статистики и пройти стандартизацию. Такие тесты обязательно предлагают согласованную оценку разных сторон личности респондента и не могут использоваться без консультации специалиста по профориентации. Комплексная и проверенная методика, используемая в Академии, достаточно современна, и благодаря кропотливой работе её создателей – специалистов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, полностью отвечает требованиям качественного профорентационного тестирования. Основные преимущества данной методики:

Прохождение тестирования по данной методике с последующим анализом результатов психологом-специалистом по профориентации позволяют получить согласованный профиль интересов, способностей и особенностей личности, который четко и подробно покажет наиболее подходящие школьнику профессиональные области.

Профориентационное тестирование – это набор стандартизированных вопросов, по ответам на которые можно определить основные психологические особенности человека, важные для выбора той или иной профессии. Эти тесты создаются психологами совместно с экспертами в различных профессиональных областях.


Конечной целью профориентационного тестирования является выход на определенную профессию или профессиональную область, которую можно порекомендовать человеку. Не касаясь сейчас самого процесса создания психологических тестов (это область специфических научных знаний), рассмотрим механизм выработки рекомендаций при определении перечня профессий по результатам тестирования.

Построить прогноз успешности в той или иной профессиональной области на основании психологического тестирования можно двумя способами.

Первый – связан с исследованием психологических черт успешных представителей разных профессий. Для этого специалистам психологам приходится проводить исследования психологических особенностей сотрудников большого количества фирм и предприятий. Наиболее ценным и успешным работникам предлагают пройти тестирование, а полученные результаты рассматривают как психологический портрет идеального работника в конкретной профессии. Именно этот портрет выступает эталоном при профтестировании и с ним сравнивают индивидуальный результат тестируемого человека, чтобы понять, подходит ли ему данная профессия. Чем ближе результат профтестирования к эталону, тем более вероятно, что человек добьется успеха в данной профессиональной области.Чем больше база таких эталонных результатов в профориентационном тесте – тем больше вариантов профессий может предложить профконсультант по результатам тестирования.

Какую профессию выбрать, чтобы всегда быть востребованным специалистом?

Представитель любой профессии, может стать очень востребованным. Действительно талантливый в своей профессиональной области человек всегда сможет найти работу. Талант в данном случае – это не только соответствие способностей и интересов человека выбранной профессии, но и умение найти свою нишу в изменяющихся условиях, готовность к обучению и постоянному развитию.

Чтобы стать и всегда оставаться востребованным специалистом, независимо от выбранного направления деятельности, необходимо:

  • Вкладывать много сил в образование. Для начинающего жизнь человека образование – это не только способ получения знаний, но и необходимое условие для развития интеллекта. Поэтому так важно посвятить самый продуктивный для развития интеллекта ребенка возраст именно обучению. Не стоит при выборе программ или дополнительных кружков и занятий делать упор только на том, что уже известно и хорошо получается. Всегда стоит пробовать заниматься чем-то новым: это расширяет круг интересов и возможностей, прививает навык учиться и анализировать информацию. Человек, привыкший и умеющий учиться, всегда сможет определить, каких именно знаний ему не хватает, и найти способ их получить. Это делает его более конкурентоспособным во всех профессиональных областях, независимо от специальности.
  • Не бояться, что полученные сегодня знания в дальнейшем не пригодятся в практической деятельности. Как правило, именно этими опасениями оправдывают школьники и студенты свое нежелание учиться в принципе. На самом деле, толка от пребывания в учебном заведении без погружения в процесс обучения нет никакого. Тогда уж лучше сразу идти работать. Главная задача обучения – создать интеллектуальную базу, позволяющую легко осваивать новую информацию и приобретать навыки прямо в процессе трудовой деятельности.
  • Ориентироваться, что после окончания учебного заведения, вуза или техникума, образование не заканчивается. Все больше популярности приобретает концепция непрерывного образования, которая предполагает, что человек не заканчивает свое обучение, получив заветный диплом, а продолжает совершенствоваться. Если ты не следишь за современными тенденциями в своей профессии, то в скором времени рискуешь перейти в разряд низкоквалифицированных работников. Поэтому следует продолжать свое обучение и после окончание вуза или колледжа.

Профориентация – проверенный способ выбрать профессию по душе

Обращение за помощью к специалистам по профориентации – это необходимый шаг в профессиональном самоопределении. На любом этапе жизненного пути, когда нам необходимо выбирать или корректировать образовательный маршрут, повышать квалификацию или осваивать новую профессию, очень важно получить своевременные грамотные рекомендации квалифицированных специалистов. В противном случае велик риск столкнуться с необходимостью начинать профессиональное развитие и обучение заново сразу после окончания вуза или колледжа.

Все те, кто после получения профессионального образования не работают по специальности, не только потеряли время, но и потратили впустую деньги, выделенные на обучение. Хорошо, если своими достижениями в новой профессии они смогли окупить эти затраты, как, например, многие известные артисты, получившие изначально совсем другое образование (М.М. Жванецкий – инженер по профессии, А.Я. Розенбаум – врач). Все же большинство таких людей тратят впустую образовательный ресурс, занимая бюджетное место в вузе или колледже – и это печально не только в личном смысле, но и в масштабах государства. Именно поэтому своевременная профориентация – это не только способ улучшить свою жизнь, но и, в каком-то смысле, наш гражданский долг.

Современные методы диагностики, многолетний опыт консультирования, мониторинг современных тенденций в науке, образовании и потребностях рынка труда позволяют специалистам Академии на протяжении более чем 10 лет оказывать эффективную помощь школьникам, испытывающим сложности в профессиональном самоопределении.

"Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений".

Читайте также: