Как влияет семья на выбор профессии

Обновлено: 25.06.2024

Многие в детстве хотели стать космонавтом, балериной или актрисой Большого театра. А может, просто воспитательницей в детском саду, как мама. Прошли годы, у кого-то детские мечты стали явью, а кто-то запрятал их на самое дно души, обзаведясь вместо этого востребованной, актуальной, денежной специальностью, на которую указали родители или другой уважаемый человек.

Дети, сознательно или подсознательно ориентируются на родителей, на их мнение и ожидания. Кто-то старается оправдать родительские надежды, доказать таким образом свою состоятельность и любовь, кто-то просто подражает старшим. Кто-то доказывает противоположное – свою независимость, и выбирает профессию, не имеющую ничего общего со специальностями родителей.

Часто на выбор профессии ребенка оказывают сильное влияние желания родителей. А родители либо хотят, чтобы дети продолжали семейную династию, либо чтобы дети исполнили несбывшиеся надежды и мечты.

Часто родители видят возможность через ребенка реализовать то, чего когда-то не достигли сами. Мотивация здесь приблизительно такая: если я не смог прожить нормальную жизнь, так пусть мой ребенок это сделает. В результате чадо, которое имеет способности, например, к рисованию (что, по мнению родителей, неперспективно), отправляется в школу с математическим (английским, экономическим и т.д.) уклоном. А потом поступает в вуз, выбранный родителями, получает диплом и становится рядовым специалистом с соответствующей зарплатой. Или хорошим специалистом, но несчастным человеком, ненавидящим свою работу всеми фибрами души. Родительская мечта, что ребенок проживет в соответствии с их планами, терпит фиаско. Проблема отцов и детей иногда доходит до взаимных обвинений. Дети утверждают, что родители испортили им жизнь. Родители разочарованы в том, что надежды не оправдались.

Моя подруга Маша всегда жила в мире манекенов, эскизов, каталогов, тканей, набросков и зарисовок. Ее всегда тянуло к необычной одежде, она часто и с удовольствием меняла свой имидж, перешивала старую одежду. С детства она мечтала стать дизайнером. Но родители посчитали, что заниматься кройкой и шитьем – несерьезное дело. Машина мама, хотела, чтобы дочь стала врачом. Поэтому подготовку к поступлению в медицинский институт начали уже в школе: Машу заставляли углубленно изучать биологию, анатомию, химию. А девочку воротило от вида крови и человеческих органов. Маша неоднократно пыталась объяснить родителям, что врача из нее не получится, но они об этом даже слушать не хотели. В итоге Маша поступила в медицинскую академию. Сдала несколько сессий и поняла, что работать в этой сфере она не сможет. Сейчас моя подруга работает дизайнером известной марки одежды.

– Я воплотила свою мечту в реальность, и я счастлива, – говорит она. – Не представляю себя врачом в белом халате. Сидела бы я в поликлинике на приеме, пациентов бы своих не любила и винила б весь мир во всех неудачах!

Специалисты не рекомендуют родителям выбирать профессию за ребенка. Можно лишь дать совет. Представьте, что ребенок поступил в экономический вуз, потому что так хотела мама. Прошел год, два или, что еще хуже, пять лет – и человек понял, как ненавидит формулы и графики, а работа в офисе кажется ему унылой и неперспективной. Понятно, что при таком отношении к учебе диплом тоже не блещет хорошими оценками, и о том, чтобы более-менее прилично устроиться по специальности не приходится даже думать. Не станет ли тогда жаль потраченных впустую лет?

Честно ответьте себе на вопрос: почему вы выбрали вашу профессию? Кто или что повлияло на ваш выбор? Если вы чувствуете неуверенность, если есть сомнения или неясная неудовлетворенность, помните: вы всегда можете сменить род деятельности. Ведь работа – это важная и значимая часть жизни. Работа должна приносить удовлетворение. Только тогда человек сможет достичь по-настоящему заметных результатов.

Вот,вот.Скажут родители иди,учись на кого-то,да ещё по блату устроят,а ребёнок потом всю жизнь расплачивается.И вот хорошо если смелости хватит,да и денег тоже пойти в другой институт или техникум,а если нет денег,то и придётся всю жизнь мучиться.А потом выйдет из ребёнка плохой врач или учитель.
Вот у меня,например,так. Мама повлияла на выбор профессии, тем, что подталкивала к нужному училищу,а ещё то, что денег не было на дорогой институт.Единственное хорошо,что уже сейчас спустя года, открыла вдруг в себе писательское желание и стала писать в виде хобби.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Грамотный, подготовленный выбор профессии как основа для успешного жизненного старта, самореализации и реализации принципа равных возможностей был определен в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. [2].

В связи с реализацией этих актуальных задач новой школьной реальностью должен стать педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка, чтобы получаемые им знания действительно оказывали развивающий эффект, причем для каждого ученика; индивидуальное педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося требует от педагогов высокого уровня владения навыками методологической, управленческой культуры, дифференциации и индивидуализации.

Такое понимание смысла индивидуализации позволяет искать и находить ресурсы для осуществления целенаправленной индивидуальной профориентационной помощи конкретному ученику.

Правильный выбор профессии — не единовременный акт. Это длительный процесс, имеющий свои этапы и зависящий от множества факторов.

В 2010 г. группа индийских исследователей (Мумбаи) проанализировала факторы, влияющие на выбор профессии студентов. В рейтинговом списке таких факторов на первое место респонденты поставили семью, на второе учителя, затем друзей, следующим фактором — СМИ и т. д. Семья — главное звено социализации молодежи, и это объясняет тот факт, что она является наиболее влиятельным фактором при выборе будущей профессии. Решения, принимаемые родителями — где жить, в какую школу записать ребенка, возможность материального обеспечения — естественным образом влияют на выбор учебного заведения, а в дальнейшем и на профессиональную карьеру. [11].

Сопоставимые данные получены и в результате социологических опросов, проведенных в Воронежском Государственном университете в 2009–2011 г.: свыше 50 % абитуриентов в 2009 году приняли решение о выборе профессии совместно с родителями [6].

В конце 1980-х годов специалисты Центра профессиональной ориентации молодежи Ленинградского района г. Москвы, проводя в разных школах индивидуальные профконсультации с детьми, обратили внимание, что на их выбор профессии влияют не только собственные родители, но и родители одноклассников. В классе создается определенная социальная установка, которая влияет соответствующим образом на выбор всех или большинства учащихся [4]. Это скрытое влияние общих семейных предпочтений нельзя не учитывать в профориентационной работе.

Кроме того, сознательный выбор профессии зависит и от характера взаимоотношений подростков и родителей. В период выбора профиля обучения (13–14 лет) подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, в совете, однако в то же время они считают себя уже взрослыми, не терпят диктата, давления и часто, если с их мнением не считаются, могут поступить вопреки своим интересам и склонностям, но зато наперекор категоричным требованиям родителей.

Несомненно, что родители ребенка (их интересы, уровень компетентности, образовательный потенциал, профессиональные и социально-коммуникативные связи, временные и материальные возможности) — один из основных образовательных и профориентационных ресурсов ребенка. Без знания установок и ценностей (педагогических, социальных и т. д.) конкретной семьи, ее запросов, учета имеющихся в ее распоряжении ресурсов, от которых зависит ребенок (и будет зависеть еще долго) индивидуализация профориентационной работы не может быть реализована.

Один вывод очевиден — игнорировать семью как участника индивидуализации профориентационной деятельности образовательной организации нельзя, ребенок не может быть автономным субъектом такой деятельности. Школе нужно не только повернуться лицом к ученику, но и сделать своим союзником его семью, рассматривать ее не как вспомогательного, но необходимого субъекта профориентации ребенка, так как она представляет собой уникальную образовательную систему, которая учит ребенка всю его жизнь.

Очевидно также и то, что качество данного ресурса не всегда высоко. Например, по данным опроса ВЦИОМ хотя и 64 % россиян считают, что хорошая учеба в школе — залог жизненного успеха, но половина родителей не представляют, какого рода успехов ждать от собственного ребенка, и не могут назвать профессию, которую бы ему пожелали. Лишь 5 % опрошенных более или менее четко представляют будущее своих детей [8].

Часто родители имеют самые превратные представления о действительных интересах, способностях, возможностях и потребностях своих детей. Многие не задумываются над тем, будет ли профессия, полученная их ребенком, соответствовать его склонностям, готов ли он нравственно, социально, психологически к тому, чтобы соответствовать требованиям профессии, не просто выполнять ее как можно лучше, а двигать и совершенствовать дальше, и, таким образом, состоятся в профессии, достичь в ней успехов.

Поэтому те образовательные организации, которые стремятся нести консолидированную ответственность с семьей за образование и профессиональное самоопределение учащихся, занимаются и подготовкой родителей.

В этом смысле показателен опыт профориентации в других странах. В Германии систематическая профориентационная работа осуществляется одновременно как с учащимися, так и с родителями. Причем работе с родителями уделяется особое внимание. Например, перед началом обязательной производственной практики в школах родителям направляются письма, а от них и от учащихся отдельно требуются заявления, оформленные в соответствии со специальной формой. Для родителей выпускается информационный бюллетень о проведении практики и пр. [9].

Работа с семьями учащихся является эффективным инструментом повышения качества образовательного процесса. Умение работать с родителями, совместно с ними реализовывать программы индивидуального развития ребенка — одна из актуальных компетенций, которой должен владеть современный учитель [1].

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, школа, выбор профессии, индивидуальное развитие ребенка, образовательная организация, образовательное учреждение, образовательный процесс, профориентационная работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейные традиции, особенно те, которые передаются из поколения в поколение, очень сильно влияют на характер ребенка, на его предпочтения, мировосприятие. Возникла гипотеза: будущая профессия вероятнее всего будет связана с самой распространенной в семье. Ребята, у которых есть в семье учителя наиболее осознанно и объективно оценивают эту профессию. В их высказываниях видно искреннее уважение к учительскому труду и понимание всех положительных и отрицательных моментов этой профессии.

2.1.Что такое семейные традиции……………………………………………….4

2.2.Геологическое древо нашей семьи……………………………………….….4

2.3.Самая популярная профессия нашей семьи – профессия учителя………. 5

2.4.Истинная суть учительского труда……………………………………….….7

2.5.Исследование отношение учащихся школы к профессии учителя…….….8

Мне исполнилось 10 лет. Многие мои сверстники уже задумываются о выборе своей профессии. Мне тоже стало интересно, почему, вырастая, люди выбирают ту или иную профессию. Что влияет на их выбор? Кем стану я, когда вырасту?

Я стала спрашивать окружающих меня взрослых, родственников, соседей, знакомых, почему они избрали свою конкретную профессию.

Ответы были разные: кто-то стал водителем за компанию с другом, кто-то ветеринаром, потому что с детства любил животных, но многие говорили, что выбрали свою профессию по примеру кого-то из родственников.

Тогда я решила выяснить, как сильно семейные традиции влияют на выбор профессии.

2. Основная часть

2.1. Что такое семейные традиции?

Сначала я попыталась понять, что такое семейные традиции вообще, и как они влияют на развитие человека. Пришлось изучить некоторую литературу на данную тему.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: "Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение".

Семейных традиций великое множество: Это и забота о престарелых родителях, и хранение семейные фотографий, и правило всем вместе отмечать праздники, собравшись за общим праздничным столом. В каждой семье могут быть свои особые традиции и многие из них предаются по наследству. Например, одну очень простую колыбельную песню пела моя прабабушка своим маленьким дочкам, потом эту же колыбельную слушала, засыпая, моя мама, и теперь уже я знаю ее наизусть и, конечно, буду петь своим маленьким детям.

Я поняла, что семейные традиции, особенно те, которые передаются из поколения в поколение, очень сильно влияют на характер ребенка, на его предпочтения, мировосприятие. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Значит, профессия, как семейная традиция, тоже передается от одного члена семьи к другому.

У меня возникла гипотеза: моя будущая профессия вероятнее всего будет связана с самой распространенной в моей семье.

2.2. Генеалогическое древо нашей семьи


Вместе с мамой я составила генеалогическое древо нашей семьи с учетом профессиональной деятельности. (Приложение №1)

Это была достаточно трудоемкая работа. Пришлось изучить весь наш семейный архив. Я использовала в этой работе опрос ближайших родственников, беседы с бабушками и дедушками. Здесь пригодились старые письма, фотографии, документы.

Проделав эту работу, я пришла к выводу, что самой популярной профессией нашей семьи оказалась профессия учителя.

2.3. Самая популярная профессия нашей семьи – профессия учителя


Я поняла, почему с самого раннего возраста меня всегда окружают учителя. Многие из моих родственников добились больших достижений в своей деятельности.

Сразу после окончания института в 1968 году мой дедушка оставил городскую квартиру и уехал вместе с семьей в отдаленное село Голдобино, в маленькую сельскую школу работать учителем математики. Его там сразу оценили и предложили стать завучем этой же школы. А в 1972 году он был уже назначен директором Гагаринской восьмилетней школы. В селе Гагарино он и проработал всю свою оставшуюся трудовую жизнь. Принял сельскую восьмилетнюю школу в маленьком деревянном исполнении, с печным отоплением - всего 4 класса. И под его руководством школа в итоге превратилась в базовую муниципальную среднюю общеобразовательную школу. Сейчас она располагается в современном кирпичном здании с просторными кабинетами, спортзалом, актовым залом, мастерской и столовой. Десятки детей со всего Ишимского района приезжают сюда каждый день, что бы получить среднее образование.


Моя тетя Григорова Лариса Анатольевна тоже закончила Ишимский педагогический институт и приехала по распределению в г. Нижневартовск. В системе образования ХМАО-Югрыа с 1983 года. Вот уже 25 лет работает в моей родной МОСШ №19 учителем русского языка и литературы. Победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО 2008, Почетный работник общего образования. Для меня она является самым ярким примером ответственности, трудолюбия, выдержки и педагогической самоотверженности. Каждый день в школе я наблюдаю, с каким уважением и любовью к ней относятся ребята!

Всего около десяти моих родственников, которых я знаю, имеют педагогическое образование. У каждого сложился по-разному профессиональный путь. Кто-то проработал некоторое время в школе и нашел более приемлемое место работы для себя, кто-то всю свою сознательную жизнь отдал педагогике, а некоторые и до сих пор работают учителями.

2.4. Истинная суть учительского труда.

Прежде всего, учитель не просто профессия, это призвание от Бога. Далеко не каждый человек может преподнести свои знания так, чтобы его слушатель заинтересовался темой разговора, уловил мысль рассказчика и сделал свои выводы. Учитель по призванию всегда может найти правильный подход к каждому ребенку. Кроме того, учитель должен иметь большой запас терпения. Сколько внимания, знания и сил нужно, чтобы доступно объяснить учебный материал своему подопечному. В большей степени с участием учителей формируется наше сознание, наше мировоззрение и отношение к окружающему миру.

Я вдруг осознала, что все эти мысли были со мной всегда, они уже сейчас привиты мне моими старшими родственниками. И если даже я не стану учителем, когда вырасту, все равно я уже не смогу относиться к этой профессии невнимательно или неуважительно. И, наверное, я не одна такая.

2.5. Исследование отношения учащихся школы к профессии учителя.

Что бы подтвердить или опровергнуть свои предположения я решила провести анкетирование среди ребят первых, четвертых и одиннадцатых классов нашей 19 школы. Я предложила им ответить на вопросы:

Хочешь ли ты стать учителем? Почему? Есть ли среди твоих родственников учителя?

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.

  • изучить особенности профессионального самоопределения подростков;
  • развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
  • побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Форма работы: лекция.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути [1].

Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: “Как выбирать профессию?” но и “Когда выбирать профессию?”

Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе, мы попытаемся разобраться.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

Есть очевидные ошибки – например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о “выгодном”, “удобном”, “беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от “своего” выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось [2].

Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них [1]. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло” родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Нужно найти “золотую середину” между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: “Пусть все решает сам” и “Что он без меня решит” - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

  • Знания родителями интересов и потребностей ребенка;
  • Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;
  • Общаться с детьми нестандартно, естественно;
  • Глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

Умение требовать, поощрять и наказывать [3].

Что же можно посоветовать детям, решающим вопрос “Кем быть?”, как предостеречь их от ошибок в выборе профессии?”.

Говорят, на ошибках учатся. Еще говорят, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся причинах, приводящих к неправильному выбору профессии. Их можно условно разделить на три группы:

1 из них - недостаточная информированность о профессиях.

Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок: учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их рассчитывается около 40 тысяч [4].

Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии. Хотят быть бухгалтерами, но дальше фразы “бухгалтер начисляет зарплату” их представления об этой профессии не идут. Выбирают профессию юриста и не могут сказать, чем он занимается.

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

  • Сложности с трудоустройством;
  • Длительное время профессиональной подготовки;
  • Трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
  • Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда или он может работать на будущее);
  • Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического [3].

Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессий необходимо в них разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

Разобраться в себе, свои личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Учащиеся часто склонны переоценивать свое здоровье, не замечать незначительные с их точки зрения “болячки”. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей [3].

3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий

Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и о теневой.

Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Это некоторые распространенные ошибки при выборе профессии, знания их убережет от многих случайностей.

Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу – одно из лучших решений.

Хочется отметить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует самоопределению ребенка и стремится принимать решения, обладая исчерпывающей информацией. Профконсультант поможет не только точнее оценить уже проявившиеся способности и намерения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей [2].

  • Профессии, который ребенок наметил для себя, как желанные, мало согласуются друг с другом;
  • Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
  • Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
  • Ребенок не редко принимает решения под влиянием своих друзей.

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым и детям нужно всегда помнить, что человек “состоит” из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее – приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и “климат” общения, то есть уровень и образ жизни.

Читайте также: