Как вести себя с токсичными людьми на работе

Обновлено: 27.04.2024

В этой статье я рассказываю о методах, позволяющих выжить на работе и одержать верх над злоупотребляющими своим положением начальниками и коллегами. Некоторые советы происходят из общения с моими читателями, некоторые из моей книги No Asshole Rule, а некоторые из научных исследований. И прежде чем я возьмусь за список советов, вот самый главный из них:

ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО — БЕГИТЕ. Лучшее, что можно сделать, если вы оказались в руках засранцев — это выбираться оттуда как можно скорее. Вам угрожает серьезный личный ущерб, и вы сами можете превратиться в сволочь. Сволочное поведение — это не врожденная черта каких-то несчастных уродов: это заразная болезнь.

Но побег не всегда возможен, и поэтому вот мои главные советы, позволяющие справляться с засранцами на работе, если вы не можете от них сбежать (пока):

2. Если обидчик продолжает оплевывать вас ядом, по возможности ограничьте свои контакты с ним. Избегайте совещаний с ним. При возможности проводите их по телефону. Пусть эти разговоры будут как можно более короткими. Ведите себя вежливо, но не снабжайте оппонента личной информацией в любом виде, включая электронную переписку. Если урод пишет или говорит что-то мерзкое, постарайтесь удержаться от ответной реакции: она загонит вас в порочный круг сволочного поведения. На встречах, если возможно, не садитесь. Последние исследования показывают, что стоячие совещания не менее эффективны, чем сидячие, но зато короче. Поэтому старайтесь встречаться в помещениях, где нет стульев, и в любом случае не садитесь — это ограничит ваши контакты с засранцами.

4. Тренируйтесь в безразличии и эмоциональной отчужденности — научитесь не отдавать свою душу на съедение засранцу. Гуру менеджмента и топ-менеджеры постоянно тараторят о том, как важны самоотдача, страсть и способность с головой погружаться в работу. Это хороший совет, когда босс и коллеги достойно к вам относятся. Но если вы работаете с людьми, которые относятся к вам как к грязи, они не заслужили вашей страсти и самоотдачи. Тренируйтесь терпеть неприятные события, никак не реагируя на них. Не позволяйте их злобным словам и поступкам по-настоящему тронуть вас. Учитесь спокойной отстраненности, пока не придет день, когда вы найдете работу, заслуживающую вашей страсти и полной самоотдачи.

6. Привлеките в поддержку других жертв и свидетелей. Как показывает пример чиновницы, это чрезвычайно эффективная тактика. Руководству — или судье — гораздо труднее отмахнуться от жалобы, составленной группой жертв, чем от жалоб одного человека. Анализ Памелы Лутген-Сандвик из Университета Нью-Мексико показывает, что люди, противостоящие коллегам-обидчикам вместе, испытывают меньше стресса, с большей вероятностью сохранят рабочее место и выгонят обидчиков.

7. При необходимости предпринимайте юридические меры, но лишь в последнюю очередь. Для таких юридических претензий необходимы подробные документальные свидетельства. И конечно, есть масса сволочных начальников и работодателей, которые заслуживают того, чтобы им влепили штраф побольше. Но если вы столкнулись со злоупотреблениями на работе, то для вас самих лучше всего как можно быстрее выбраться оттуда, пока вы серьезно не пострадали. У меня была длинная беседа по этому поводу с двумя умными юристами, и они указали на неприятный факт, который нужно осознать каждому человеку, оказавшемуся под началом мерзкой личности: чем больше вы потеряли, чем глубже ваша депрессия, чем серьезнее ваша тревога, ваши финансовые потери и физические страдания, тем более обоснована ваша юридическая претензия к боссу и компании. Чем больше вы страдаете, тем больше денег сможете получить. Но почему тогда не бежать оттуда, чем терпеть кошмарные проблемы на работе?

Для людей, попавших в ловушку мерзкой работы, нет простых решений. Но надеюсь, что мой скромный список советов поможет тем, кто ищет возможность дать отпор противному начальнику. И вот еще один совет, который я подумываю добавить в список: смейтесь над оскорблениями со стороны коллеги-засранца и пересылайте его письма с гадостями начальнику. Смысл в том, что если вы не воспринимаете эти гадости как нечто, заслуживающее серьезного внимания, они причиняют меньше вреда, и возникает основа для того, чтобы несколько жертв объединились и начали давать обидчику отпор.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Атмосфера на работе постоянно вгоняет в стресс? Вместе с психологом составили для вас руководство по выживанию в токсичном коллективе.

Токсичные коллеги как общаться советы психолога

Как распознать токсичного коллегу?

На работе мы проводим огромную часть жизни, и если попадаем в токсичный коллектив, то приходится очень нелегко. Причем не всегда просто распознать, в чем именно дело, какие проблемы в коммуникации с коллегами существуют и как их преодолеть. Но общаться с коллегами необходимо, ведь без этого сложно решить деловые вопросы. Токсичный человек может обладать одной из следующих характеристик:

1) постоянно настроен на негатив — это может проявляться в виде необоснованной критики, сплетен и жалоб по любому поводу;

2) любит интриги, манипуляции, часто использует коллег по работе для решения своих проблем;

3) всегда уверен в своей правоте, даже если не является экспертом в конкретной области, не желает слушать критику и мнение окружающих.

Бывают сотрудники, которые сочетают в себе все вышеперечисленные характеристики, с таким людьми работать особенно сложно.

Как формируется токсичный коллектив?

Групповую динамику определяет большинство сотрудников и политика руководства, которое транслирует правила игры и участвует в подборе новых сотрудников. С одной стороны, руководитель поощрять такую тенденцию: например, когда он выделяет любимчиков, любит интриги, сплетни, манипуляции. С другой стороны, если большинство сотрудников токсичны, то групповая динамика вытеснит неподходящего человека. Новый сотрудник либо примет эти правила, либо уйдёт (зачастую до окончания испытательного срока).

Что делать, чтобы предупредить развитие токсичной атмосферы в коллективе?

Если вы руководитель

1) Не выделяйте любимчиков и не формируйте круг приближённых лиц.

2) Не поощряйте сплетни и интриги в коллективе.

3) При возникновении проблем в коллективе выслушайте мнения всех сторон, старайтесь быть объективным в своих решениях.

4) Рассказывайте новым сотрудникам стратегию развития компании, принятые ценности и стандарты корпоративной культуры.

5) Периодически проверяйте психологический климат в коллективе с помощью специальных исследований, которые может провести психолог или HR-эксперт с психологическим образованием.

Если вы сотрудник

1) Если вы испытываете дискомфорт, попробуйте сообщить о проблеме корпоративному психологу или сотруднику HR.

2) Всегда можно уйти из компании, если вас не устраивает общая деструктивная атмосфера.

Признаки токсичного коллектива

1) Руководитель, который транслирует не совсем корректные ценности либо не занимается вопросами социального взаимодействия в коллективе.

2) Нездоровый социально-психологический климат в коллективе.

3) Высокая текучка кадров.

4) Низкая производительность труда (токсичный коллектив может быть одной из ее причин, но не основной).

Если же вы не готовы менять место работы, то вот несколько важных правил, которые помогут выжить в токсичном коллективе.

Как общаться с токсичными коллегами?

2) Не вовлекайтесь в споры, ругань и прочие неприятные ситуации, которые создают вокруг себя токсичные люди. Если существует проблема, необходимо искать пути ее решения, отбросив эмоциональный компонент.

3) Разграничивайте работу и личную жизнь. Не приносите домой рабочие проблемы — токсичный человек не достоин того, чтобы занимать ваше личное пространство. Переключитесь на разговор о чем-то приятном или на любимое хобби: позвоните подруге, договоритесь с друзьями о встрече, запланируйте прогулку.

4) Заботьтесь о себе. Берегите свое здоровье и время, не забывайте о физической нагрузке и занимайтесь тем, что вам нравится, пробуйте разное. Активный образ жизни помогает держать в тонусе не только тело, но и дух — хорошее настроение положительно влияет на продуктивность и придает уверенности в себе.

5) Ищите плюсы. Взаимодействуя с токсичным коллегой, вы развиваете свои навыки общения, умение обозначать границы, правильно конфликтовать (да, это тоже искусство — вести трудный разговор и не скатываться в ссору). А еще токсичный человек показывает вам, как точно не стоит себя вести.

Никто из нас не застрахован от эмоциональных взлетов и падений. Однако важно, чтобы эмоции оставались за порогом офиса и не мешали результативности.

Сегодня многие говорят о токсичности. Действительно, по аналогии с ядом, отравляющим воздух, встречаются люди, способные портить здоровую атмосферу в коллективе.

Токсичность проявляется не только на работе: такой человек может быть членом вашей семьи, другом, соседом или просто знакомым. Но если в повседневной жизни вы можете выбрать не общаться с ним, то на работе избежать взаимодействия невозможно.

1.Помешанный на контроле (control freak)

Он все за всеми перепроверяет, не упускает ни одной даже самой незначительной детали. Считает, что никто лучше него не знает, как сделать правильно, и обязательно сообщает об этом всем вокруг. Он навешивает на окружающих ярлыки некомпетентности и преподносит свою точку зрения как единственно верную. Такой человек не слышит других, не уважает их право высказывать идеи.

Чем это грозит?

Ситуация усугубляется, если такой человек руководит командой. Представьте себе менеджера, который ни в чем не полагается на своих подчиненных. Для сотрудников такой тип руководства — существенный демотиватор.

Такие начальники воспринимают подчиненных как людей, которые справляются только с краткосрочными задачами и небольшими поручениями. Это не то, чего современные компании ждут от руководителей: младшие сотрудники должны становиться лидерами, в перспективе им нужно уметь предлагать алгоритмы решения проблем, выполнять разные функции. Специалисты понимают это и, сталкиваясь с чрезмерным контролем, стремятся покинуть отдел или даже организацию.

Если вы менеджер

2.Зависимый от похвалы

Чем это грозит?

Если босс не будет хвалить его достаточно часто, он будет испытывать неудовлетворенность и рабочий процесс может оказаться под угрозой.

Если вы менеджер

Задача менеджера — правильно оценивать, благодарить и поощрять сотрудников, но следует вовремя замечать, если кто-то из них чрезмерно зависит от похвалы. Даже когда такой человек — действительно эксперт в своей области, нужно непременно донести до него ценность командной работы. Покажите, что команда — не угроза его талантам, а их поддержка.

3. Сплетник

Кажется, что большую часть времени такой сотрудник тратит на разговоры о коллегах, не связанные напрямую с работой. Обычно за таким поведением также сквозит неуверенность в себе.

Доказано, что всем свойственно подмечать в других те хорошие и плохие качества, которые присущи нам самим. А значит, сплетник осуждает другого за то, что есть в нем самом, но не понимает этого. Поскольку они обычно говорят плохое, им следует присмотреться к самим себе и подумать, какая теневая сторона заставляет их так себя вести.

Когда человек сфокусирован на негативе, он не занят собственным развитием, профессиональным или личностным. В идеале стоит разобраться в себе, понять, почему так интересны подробности чужой личной жизни, а не собственной.

Чем это грозит?

Если сотрудник сплетничает на работе, значит, у него слишком много свободного времени. То есть в первую очередь страдает его продуктивность. Если коллега — сплетник, хорошо бы не участвовать в обсуждениях и по возможности переключать его внимание на рабочие моменты. Пусть ему будет не с кем делиться собственными умозаключениями. Пользы от слухов и сплетен нет, а атмосфера в офисе становится напряженной и нездоровой.

Если вы менеджер

Сместите фокус внимания на важные рабочие вопросы, и результативность команды вырастет. Не связанные с работой разговоры ведутся в каждом коллективе, но нельзя дать им выйти из-под контроля. Пора действовать, если вы видите, что они мешают делам, задевают чьи-то чувства, отрицательно влияют на мотивацию и отношения в команде. Руководителю следует отслеживать токсичных подчиненных и при необходимости прибегать к коучинг-сессиям, во время которых он может напоминать, что офис не место для сплетен.

4.Энергетический вампир

У такого работника негативные эмоции вызывает все: от больших стратегических целей компании до отзывов клиентов. Это мальчик Кай, в глазу у которого — осколок льдинки. Его критика не бывает конструктивной: это всегда лишь отрицательные эмоции, губительные для рабочего процесса. Непонятно, какая может быть мотивация работать и хорошо выполнять обязанности у человека, который все встречает таким неприятием.

Чем это грозит?

Если энергетический вампир руководит другими, результатом может стать потеря интереса к работе у всей команды. Постоянные негативные сравнения с конкурентами и пессимистичный взгляд на вещи могут пошатнуть самые позитивные убеждения коллег. Отрицательное влияние таких людей способно приостановить компанию в движении к общим целям.

Чтобы оградить себя от дурного влияния таких людей, будьте уверены в себе и фокусируйтесь на позитиве. Радуйтесь заслуженным успехам и помните, что провалы могут стать источником опыта, предостеречь от ошибок в будущем. Замечайте токсичных коллег и не позволяйте им влиять на ваш настрой и лишать сил, нужных для дальнейших свершений.

Если вы менеджер

Что может помочь

Стратегия противодействия любому виду токсичного поведения едина. Лучшая защита от негатива в коллективе — саморазвитие. Внутренне спокойные и гармоничные люди менее подвержены внешним эмоциональным воздействиям. Главное, искать точку опоры в себе.

Развивайте отношения с теми, общение с кем наполняет положительными эмоциями, приносит пользу, вселяет надежду и придает уверенность. Максимально ограничьте себя от дурного влияния, быстрее завершайте разговоры, которые считаете ненужными и непродуктивными. Отслеживайте провокации: если от вас не будет отдачи, они прекратятся. Токсичные люди нуждаются в собеседниках. Лишившись эмоциональный подпитки, они меняют модель поведения или ищут другую аудиторию. Пусть на работе за вас говорят дела.

Третий компонент, способный оградить вас от отрицательного влияния, — удовольствие, которое вы получаете от работы. Если вы довольны результатами деятельности команды и своими достижениями, выбить вас из колеи достаточно сложно. Важно верить в то, чем занимается компания, и обладать внутренней мотивацией. Личные границы, уверенность и позитивный настрой всегда будут развивать вас как личность, способствовать карьерному росту и приносить успех компании.


Токсичный коллега и сотрудник


Стоит помнить, что для разговора с токсичным человеком необходимо заранее подготовиться. Нужно, прежде всего, подготовить план разговора. Всегда в такой беседе нужно быть уважительными. Чаще всего вокруг такого сотрудника бывают сплетни, которые он распускает о ком-то, плохое отношение с коллегами, нехорошие рабочие привычки и другие варианты несдержанного поведения.


Поэтому человеку, который контролирует и отвечает за всю работу, нужно будет поговорить с таким токсичным сотрудником. И чем начальник для разговора будет лучше подготовлен, тем плодотворнее пройдет эта беседа. Не стоит забывать, что в начале разговора следует быть очень осторожными. От того, как вы будет подготовлены, в таком русле и пройдет разговор.

Советы психологов


Психологи, изучая поведение токсичных людей, пришли к тому, что нужно правильно вести себя с такими сотрудниками, и тогда можно будет добиться любых целей. Чтобы лучше подготовиться к разговору с таким сотрудником, используйте полезные советы психологов. Прежде всего, следует начать с подготовительного этапа, который заключается в том, чтобы собрать конкретные примеры плохого поведения сотрудника.


Психологи советуют также продумать и то, какой результат после этого разговора, вы хотели бы получить. Необходимо подготовить несколько сценариев беседы, так как такие люди могут по-разному реагировать на замечания. Например, собеседник может уходить или становиться слишком воинственным.


Чтобы разговор не заходил в тупик, следует заранее себе на листочке написать конкретные моменты, которые бы вы хотели обсудить в ходе беседы. Не стоит сводить весь смысл разговора к мыслям такого токсичного сотрудника о работе и коллегах.

Разговор с таким коллегой следует начинать тогда, когда с таким токсичным сотрудником вы остались наедине. Не следует торопиться и можно обсудить все, что было намечено. Желательно, чтобы не было и подслушивания во время такого разговора. Чтобы начать разговор, можно использовать какие-то положительные стороны сотрудника, указать на то, что у него получается хорошо, а затем перейти к негативным сторонам, сообщив, что и это можно улучшить.


Начальник, который ведет такой разговор, всегда должен оставаться хладнокровным, следить за своим поведением, беседовать уважительно и проявлять себя как настоящий профессионал.

Реакция сотрудника


Начиная разговор с токсичным сотрудником, нужно быть готовым к тому, что отреагировать на эту беседу он может по-разному. Например, он может защищаться или же, наоборот, атаковать вас. Может такой сотрудник и рассказывать о том, что другие сотрудники ведут себя не лучше, чтобы оправдать свое поведение. Может такой токсичный человек, например, и отрицать все факты, которые вы приводите и говорить, что этого с ним никогда не происходило.


И поэтому, начиная разговор с таким токсичным сотрудником, нужно быть готовыми к тому, что реакция у него может быть совершенно разной. Разговор может вызывать у сотрудника и сильные эмоции, поэтому следует подготовиться к тому, что и другие сотрудники неожиданно могут его услышать. Но если вы начинаете такую беседу с ним, всегда следует быть твердым и не отступать от намеченной цели, какая бы реакция ни была бы у сотрудника.

План действий для сотрудника


Чтобы этот разговор имел позитивные последствия, необходимо токсичному сотруднику представить подробный план – описание, который бы конкретизировал те шаги, которые бы привели к изменениям в работе и в отношениях с коллегами. Можно даже, если придете к согласию, подписать две копии такого плана, чтобы одну оставить себе, а другую отдать сотруднику. Может быть, этот план пригодится еще и в последующих с ним беседах.

Читайте также: