Как в городе солнца организован труд граждан

Обновлено: 19.05.2024

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о государстве и праве.

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в "Утопии", сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.

Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, резко отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений.

Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах:


1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан;

2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления;

3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством. Мор, наметивший эти принципы, считал возможным их осуществление в рамках соответствующим образом модифицированной смешанной республики, воспроизводящей ряд характерных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла же изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель - "Солнце" ("Метафизик") - всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: "Пон" ("Сила" - ведает военным делом), "Син" ("Мудрость" - руководит развитием наук), "Мор" ("Любовь" - управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями. Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц.

Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. "Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы". Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Представления Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, как и Утопию Томаса Мора, "образцом для посильного подражания", государственным устройством, "открытым посредством философских умозаключений".

Великий мыслитель эпохи Возрождения родился в Италии в 1568 году в семье сапожника. Несмотря на невысокое социальное положение ему удалось получить прекрасное образование. Кампанелла увлекался математикой, астрономией, физикой и был хорошо знаком со всеми научными достижениями того времени. Кроме того, он активно интересовался политикой, критиковал порядки зарождающегося капитализма.

Это государство образовано не по принципу правления одних над другими, а согласно человеческому разуму, который исключает принуждение и насилие, поэтому в нем не бывает внутренних смут и раздоров. Самое главное то, что в этом государстве его жителям нечего делить между собой, потому что в нем отсутствует частная собственность. Как считал Кампанелла, себялюбие – есть корень всех главных человеческих зол, а себялюбие чаще всего проявляется в накоплении собственности. Исключив частную собственность, мы победим эгоизм, утверждал философ.

Образ жизни граждан города Солнца построен по принципу гармонии с природой. В городе Солнца все является общим. Его граждане трудятся для приумножения богатства города, получая от государства все необходимое для своего существования. Труд здесь не в тягость, он является почетной обязанностью каждого гражданина. Он – не синоним проклятья, так как рабочий день здесь длится всего 4 часа. В свободное от работы время жители совершенствуются в умственных и телесных способностях, укрепляя свое тело и развивая дух. Такой размеренный образ жизни приводит к тому, что все жители острова долгожители, доживающие до 100, а иногда и до 200 лет.

Труд граждан облегчается использованием многочисленных приборов и приспособлений, изобретенных учеными острова. Вообще, наука является здесь одним из главных направлений деятельности, научные достижения широко внедряются и используются.

В государстве Солнца труд строго организован и поэтому эффективен и производителен. Главный принцип его организации – разделение труда умственного и физического. Управление государством находится в руках аристократии – специалистов и ученых. Первым среди них является Метафизик, великолепно образованный во всех областях человеческого знания и осуществляющий управление по разумным принципам. У Метафизика есть три главных помощника, имя которым Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь занимается вопросами безопасности государства и военным делом, Мудрость руководит развитием наук, а Любовь ведает вопросами питания, деторождения и воспитания.

У каждого из трех помощников также есть помощники, более узкие специалисты (например, Математик, Логик, Политик, Стратег и т. д.) – всего 40 человек. Два раза в месяц на острове собирается Большой Совет, и все специалисты, кроме Метафизика, Мощи, Мудрости и Любви, переизбираются всеобщим голосованием. Что же касается четырех высших должностных лиц, то они управляют до тех пор, пока не появится кто-то, более способный и мудрый, чем они. В этом случае они должны уступить место своим более одаренным согражданам.

В связи с тем, что в городе Солнца отсутствует частная собственность, в нем нет и такого понятия, как семья. Все дети воспитываются вместе, с 7 лет они начинают изучение различных наук, которое сочетается с работой в поле. В ходе такого воспитания выясняются склонности и способности каждого ребенка.

Законы в городе Солнца просты, немногочисленны и понятны. Они вырезаны на мраморной доске при входе в главный храм города. Их основной смысл сводится к следующему: чего не хотите самим себе, не делайте того другим.

Что касается религии, то в городе существует культ Солнца. Роль священников выполняют Метафизик и три его помощника. Смерть на острове не является печальным событием, так как все жители города знают, что душа каждого из них бессмертна.

Учение Кампанеллы, оказало большое влияние на последующую социально-утопическую мысль эпохи Возрождения и Нового времени, вызвав дальнейшее исследование вопросов социальной справедливости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Жизнь раба в античном городе

§ 2. Жизнь раба в античном городе Разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII-VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы называем греческим миром. В него входили прибрежные области

Кампанелла[371]

Кампанелла[371] МетафизикаО превосходстве человека над животными и о божественности его души[372]Поистине очевидно, что насколько животные превосходят сложные неодушевленные тела, настолько и человек превосходит животных, так что здесь имеет место не просто большее или

К. Маркс о восточном городе

К. Маркс о восточном городе На Востоке изолированности сельской жизни противостоит концентрация политико-административной, внешнеторговой и профессиональной ремесленной деятельности в городах. Ведущий мотив появления городской жизни – хозяйственный. Город возникает

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ Человеческое, слишком человеческое, как правило, нечто

Томмазо Кампанелла. Город Солнца

Томмазо Кампанелла. Город Солнца Собеседники: Главный Гостинник и Мореход из ГенуиГ о с т и н н и к. Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания.М о р е х о д. Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время которого попал

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Древний Человек в Городе

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Древний Человек в Городе Спираль — движение природы! Спирально движутся народы. Спирально носят огороды Свои сезонные наряды. Нужны наряды — и снаряды, Нежны наяды — но и яды. Александр

Человеческое, слишком человеческое с двумя продолжениями

Глава XIX Секс и человеческое счастье

Глава XIX Секс и человеческое счастье В данной главе я вновь вернусь к вопросам, рассмотренным в первых главах, но уже с точки зрения влияния секса и моральных норм в отношениях между полами на счастье и благополучие личности. Речь пойдет не только о реальных половых

2. Кампанелла

2. Кампанелла Фома Кампапелла, аристотелик, также представляет собою смесь всевозможных характеров; он родился в калабрийском городе Стило в 1568 г., и умер в Париже в 1639 г. Мы еще обладаем многочисленными его произведениями. 27 лет своей жизни он провел в суровом заключении в

Человеческое. Слишком человеческое С двумя продолжениями

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ Человеческое, слишком человеческое – большей частью нечто

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ Комната была хороших пропорций, тихая и спокойная. Элегантная мебель подобрана была с большим вкусом. На полу лежал толстый, мягкий ковер. В мраморном камине горел огонь. Старинные вазы были собраны со всех частей света. На стенах висели картины современных

Жизнь в большом городе

Жизнь в большом городе Это была удачно расположенная комната, тихая и успокаивающая. Мебель стояла изящная и в очень хорошем вкусе, ковер был толстым и мягким. Там был мраморный камин, в нем горел костер. Стояли старинные вазы из разных уголков мира, а на стенах висели

Город счастья. Томмазо Кампанелла

Город счастья. Томмазо Кампанелла Одной из важнейших тем мировой философии была проблема устройства гармоничного и счастливого общества. Многие мыслители пытались найти главную причину общественных несчастий, чтобы показать ее людям, устранить и сделать жизнь

Человеческое, слишком человеческое. С двумя продолжениями

Кампанелла, Город Солнца

Томмазо Кампанелла

Томмазо Кампанелла, годы жизни 1568 — 1639 гг., — человек незаурядных способностей, посвятивший свою жизнь теологическому, философскому исследованию. В отличии от Томаса Мора, Кампанелла не занимал высших государственных постов, однако он, как и Томас Мор был на пике социальных процессов в обществе эпохи Ренессанса. Он искал научное осмысление многих социальных и теологических процессов в обществе, за что подвергался преследованию властей и церкви. Но несмотря на это, Кампанелла всегда был предан католической церкви, как и Томас Мор. Его идеи заставляли обратить на себя внимание, не только большого количество учеников в Италии, но и важных политических фигур, таких как, папа римский Урбан VIII и кардинал римско-католической церкви Франции — Ришелье.

Томмазо Кампанелла — был известным астрологам того времени, его познания в астрологии отражались в во всех опубликованных работах Кампанеллы, которые насчитывают 10ки тысяч страниц.

Верховный правитель у них — священник, именующийся на их языке «Солнце«, на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

Томмазо Кампанелла в начале своего исследования указывает на основных руководителей государства идеального типа.

Расписаны сфера ответственности каждого из помощников Метафизика, так..

Мощь —

В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца. Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.

Мудрость —

Любви —

Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям. В его распоряжении находится ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами.

Во главе всего Метафизик, он контролирует всю работу и направляет ее —

Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трех правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во взаимном согласии все остальные.

Откуда появился народ — Солярии

Народ этот появился из Индии, бежавши оттуда после поражения Монголами и насильниками разорившими их родную страну, и решил вести философский образ жизни общиной. И хотя общность жен и не установлена среди остального населения, живущего в их области, у них самих она принята на том основании, что у них все общее.

Основная причина неравенства — собственность. Как и у Томаса Мора, который считал, что отсутствие частной собственности, основа справедливого общества Утопии, так как нету необходимости к выживанию в обществе. В обществе Утопии все централизовано и все распределяется равномерно. Томмазо Кампанелла, в свою очередь считал, что — собственность основана на присутствии института семьи, где ответственность за жену и детей, заставляет людей добиваться богатств и общественного признания . А эти процессы в свою очередь связаны с грабежом государства или стяжательством, что разрушает человека, общество и государство.

Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности.

Далее в эпизоде книги выносится интересный спор великих мыслителей Античности. В частности, Аристотель своими умозаключениями утверждает, что при общности всего, люди перестанут эффективно работать, так как можно рассчитывать прожить за счет тех, кто будет работать больше.

Вот как этот эпизод описан в книге —

Гостинник: Так ведь никто же не захочет работать, раз будет рассчитывать прожить на счет работы других, в чем Аристотель и опровергает Платона.

На этот вопрос, отвечает Моряк, от лица которого рассказывается о государстве соляриев —

… все, в чем они нуждаются, они получают от общины и должностные лица тщательно следят за том, чтобы никто не получал больше, чем ому следует, никому, однако, не отказывая в необходимом, — но дружба у них проявляется на войне, во время болезни, при соревновании в науках, когда они помогают друг другу и взаимно делятся знаниями; а то в похвалах, словах, при исполнении обязанностей и во взаимном одолжении необходимого.

Как мы видим, идеальное общество Кампанеллы — построено на надзоре и моральных принципах его жителей. Сомнительная перспектива, как показывает пример развития общества СССР, именно надзорные, должностные лица превращаются в тех, кто злоупотребляет общественными и благами. В свою очередь, политическая культура, так же не формируется единовременно и тот же пример СССР показателен, в место государства капиталистов, выросла государства номенклатуры и чиновничества, как итог идеи коммунизма практически не были реализованы.

У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: есть должность, называемая Великодушие, есть — именуемая Мужество, затем Целомудрие, Щедрость, Правосудие — уголовное и гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность и т. д. На каждую из подобных должностей избираются те, кого еще с детства признают в школах наиболее пригодным для ее занятия.

Как мы видим из данного абзаца, аппарат чиновничества в городе Солнца достаточно объемный. Большое количество должностей, которые выбираются по научному принципе отбора, по способностям к тем или иным делам.

Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее.

Общность всего… Достаточно смело и утопично..

Для наблюдения за исполнением всех обязанностей по этой части приставлены маститый старец со старухой, которые распоряжаются прислуживающими и имеют власть бить или приказывать бить нерадивых и непослушных; и в то же время они замечают и отличают мальчиков и девушек, лучше других исполняющих отдельные обязанности.

Томмазо Кампанелла, считает допустим использовать методы насилия в процессе контроля и воспитания молодого поколения.

Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению
своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами;

На мой взгляд, утопично… Хотя думаю, подобные процессы применимы в рамках религиозных сект.

Они утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д., а богатство — надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т. д. Тогда как община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми — потому что у них есть все, бедными — потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.

Отношение соляриев к войне —

Если постановлено разрушить неприятельские стены или казнить кого-нибудь из неприятелей, то это производится в самый день победы над врагами, после чего они непрестанно оказывают им благодеяния, говоря, что целью войны является не уничтожение, а совершенствование побежденных.

Гуманная цель — совершенствование побежденных. В нашем современном обществе, это утверждение, основной мотив военных политик… Принести демократию и ценности свободного общества. В общем, победить и усовершенствовать побежденных.

к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным.

Распределение труда по способностям.

а рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы

Институт рабства — признается в городе Солнца, как и на острове Утопия.

Поэтому, когда они воздвигали свой город, они установили твердые знаки в четырех углах мира. В гороскопе был Юпитер на восток от Солнца в созвездии Льва; Меркурий и Венера — в Раке, но поблизости, так что образовывали сопутствие; Марс был в Стрельце, в пятом Доме, счастливым аспектом усиливая афету и гороскоп; Луна находилась в Тельце в благоприятном аспекте к Меркурию и Венере

Томмаза Кампанелла, организовал деятельность и социальную жизнь соляриев посредством внимательного и даже основополагающего отношения к астрологии. В целом вся работа Томмаза, пронизана ссылками на астрологию.

Они тщательно различают полезную и вредную пищу и питаются согласно требованиям медицины. Пища непрерывно меняется трижды: один день они едят мясо, другой — рыбу, третий — — овощи, а затем возвращаются снова к мясу, дабы и не отягощаться и не изнуряться.

Необходимость здорового питания, как гармоничной составляющей общественной жизни общества.

Далее, описана система деятельности государственных лиц в государстве соляриев —

Также каждый восьмой день собираются все должностные лица, именно Верховный правитель Метафизик и вместе с ним Мощь, Мудрость и Любовь, из которых каждому подчинены три начальника, так что всех их — тринадцать. Все они ведают соответствующей отраслью управления: Мощь — военным делом, Мудрость — науками, Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием.

Такие же собрания проходят и на низовых уровнях общества соляриев —

Собираются и все начальники отрядов — как женских, так и мужских, —десятники, полусотники и сотники для обсуждения государственных дел и выбора должностных лиц, которые на Большом совете только намечаются заранее. Точно так же, ежедневно верховный правитель и трое главных правителей совещаются о текущих делах; проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах и обсуждают другие необходимые мероприятия. К жеребьевке не прибегают, кроме тех случаев, когда совершенно не знают, какое следует принять решение.

Сменяемые и несменяемые должностные лица в государстве соляриев-

Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, если только сами на совещании между собою не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим.

Система управления государства соляриев —

И так. высшая власть — Матафизик, несменяемая пожизненная должность

Его помощники — Мощь, Мудрость и Любовь — несменяемая пожизненная должность.

Низовой уровень — десятники, полусотники и сотники, управляющие на местах, разбираемые должности.

Правовая система соляриев —

Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание — око за око, нос за нос, зуб за зуб и т. д., согласно закону возмездия, если преступление совершено сознательно

Тюрем у них нет, кроме только башни для заключения мятежных неприятелей и др. Письменного судопроизводства (того, что называется процессом) у них не ведется, но перед судьей и Мощью излагается обвинение, приводятся свидетели и говорит в свою защиту ответчик, которого судья тут же или оправдывает, или осуждает;

Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно.

Но если преступление совершено или против свободы государства, пли против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью.

Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны все на медной доске у дверей храма, то есть под колоннадой; и на отдельных колоннах можно видеть определение вещей в метафизическом, чрезвычайно сжатом стиле; именно: что такое Бог, что такое ангел, мир, звезда, человек, рок, доблесть и т. д. Все это определено очень тонко.

Судьями на местах являются главные мастера, они рассматривают все доказательства и немедленно выносят решения. Судебная сфера жизни государства подчинена управляющему — Мощь. Отсутствуют тюрьмы. Наиболее тяжкие преступления — против государства, правителей и религии. Возможно применение смертной казни.

ибо, говорят они, Бог явил свое нескончаемое великолепие в небе и Солнце — своем трофее и изваянии.

Томмазо Кампанелла — видит в Солнце как проявление Бога,его наивысшей силы. Поэтому город Солнца, это своего рода, град Божий.

Они признают два физических начала всех земных вещей: Солнце — отца и Землю — мать. Воздух считают они нечастою долею неба, а весь огонь — исходящим от солнца. Море — это пот Земли или истечение раскаленных и расплавленных ее недр и такое же связующее звено между воздухом и землею, как кровь между телом и духом у живых существ. Мир — это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве.

Мир — это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве.

Томмазо Кампанелла, надеялся что в обществе будущего откроют навык летать и смогу создать мощные телескопы.

О да, Кампанелла увидел то, что сейчас норма. Сотни летательных аппаратов, огромное количество телекопов на земле и даже в космосе.

Но вот только, что ты должен знать: они уже изобрели искусство летать — единственно, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба.

Как итог нашего повествования —

Основная идея его труда, это необходимость отказать от собственности и семейных отношений. Он видит общество, как общину где нету богатых, нету бедных, где дети и женщины общие. А значит, в таком обществе нету причин для излишеств, так как причина разрушительных общественных процессов в том, что люди стремятся во имя своей семьи, своих детей — преуспеть в жизни, что приводит к стяжательству и откровенному грабежу ради будущего детей. Нет личной собственности, нету свои детей, нету своих жен. Значит нету основ для разрушительных социальных процессов. Общество гармонии, где все общее.

Как показывает современный мир, подобные идеи трудно реализуем, хотя в некоторых сектах, в малых сообществах, такое вполне возможною.

Кампанелла оказал весомое влияние на общественную жизни как средневекового общества, так и на жизнь современного общества. Идеи Мора использовались теоретиками социализма и коммунизма, его идеи в большей или меньшей степени пытались реализовать в различных социалистических коммунистических государствах.

Кампанелла — классик утопической мысль идеального общества. Однако, его идеи имеют определенную привлекательность для общества и в зависимости от общественных процессов, идеи Кампанеллы, могут быть применены.

Человек политической мысли, обязан знать классиков утопизма. Это важный материал для размышления над различными аспектам политических процессов современного общества.

Я вижу мои статьи, как своеобразный конспект, который я веду онлайн. Я изучаю определенный труд и записываю основные идеи в свой блог. Я хочу не только изучать, но и делится своими мыслями о прочитанном. Надеюсь, мой труд будет оценен и замечен.


История создания

Два года философ провел под следствием, ему угрожала смертная казнь, но в результате пытки, которая продолжалась почти двое суток, его признали невменяемым. Чтобы вылечиться от последствий пыток, автору понадобилось полгода.

Сам Кампанелла до 34-х лет был монахом-доминиканцем. Отсидев в тюрьме, уехал во Францию, где и провел остаток жизни.

Это был известный религиозный мыслитель и философ, поэт. Он выступал за эмпирический характер науки, защищал идеи Галилея, даже когда находился в тюрьме инквизиции, отстаивал независимость науки от церкви.

О чем книга?

Оказывается, что Мореход вернулся с острова в Индийском океане, где он оказался в Городе Солнца. Далее он описывает, как устроена жизнь в этом городе.

Государственное устройство

Государственное устройство в Городе Солнца напоминает теократию. Верховным правителем является священник. При этом в книге его называют Метафизиком, что не случайно. У Кампанеллы этот пост должен был достаться самому ученому жителю города. Как только находится кто-то мудрее него, он уступает свой пост.

При нем есть три соправителя, чьи имена можно перевести как Мудрость, Мощь и Любовь. Между ними поделены основные стороны жизни. Метафизик совещается с ними, но по всем принципиальным вопросам решение выносит самостоятельно.

Помогает им достаточно много должностных лиц, также существует Совет, в состав которого входят все граждане старше 20 лет.

При этом производство основано на всеобщей трудовой повинности, рабовладение отсутствует. Каждый гражданин обязан работать четыре часа в день. Причем имеется в виду только физический труд, так как далее указано, что все остальное время жители проводят за чтением и занимаясь наукой.

Тотальная унификация

Детально описано, как проходят праздники, в городе регламентировано даже искусство. Под контролем государства находятся отношения между мужчинами и женщинами. Производство потомства называется государственным интересом. При этом рождение детей сравнивается с выведением скота.

Какой мужчина, с какой женщиной должен заниматься сексом, а также как часто решают начальники трудовых отрядов, врач и астролог. Сам половой акт проходит под контролем особого чиновника. Считается, что помимо продолжения рода, отношения между полами имеют важную функцию удовлетворения физиологической потребности.

Воспитание и образование

Воспитание детей в этом обществе на себя полностью берет государство. Во время обучения детей разделяют на отряды, как и взрослых во время работы.

С восьми лет они начинают изучать естественные науки, затем переходят к ремеслам. Менее способные отправляются в деревню, при этом у них есть шанс вернуться в город, если они все-таки себя проявят.

После окончания обучения гражданин считается готовым к получению должности. В какой отрасли он лучше себя проявил, решают наставники.

Система наказаний

В этом обществе, в котором упразднены семья, свобода творчества и труда, собственность, находится место нарушениям закона. Кампанелла подробно описывает систему наказаний. Преступлением считается злоба, неблагодарность, отказ в должном уважении, уныние, лень, шутовство, ложь. В наказание виновные лишаются общения с женщинами или общей трапезы.

Содомия наказывается обязанностью носить постыдную одежду, а при повторном преступлении нарушителя ждет смертная казнь. Судебная власть в городе при этом объединена с административной.

В идеальном государстве Кампанеллы отсутствуют палачи и надзиратели. Смертная казнь осуществляется народными руками, то есть виновного побивают камнями. Вообще, наказания считаются одним из элементов воспитания жителей.

Религия

В Городе исповедуется религия Солнца. В этом веровании можно выделить два аспекта. В основе государственная религия, так как управление Городом совпадает со священным служением.

Священниками из должностных лиц являются только высшие чиновники, на которых лежит обязанность очищать совесть граждан. В результате в одних и тех же руках объединяется административная, судебная и религиозная власть.

В то же время религия Солнца в изложении Кампанеллы предстает как поклонение Вселенной. Ее воспринимают как самый идеальный и рациональный механизм, который только может существовать. По сути, это соединение рационалистической науки и религии с уклоном в астрологию.

Центральное место в Городе занимает храм Солнца. Он больше напоминает не церковь, а естественнонаучный музей. На алтаре стоит глобус с изображением неба и земли, на своде главного купола — звезды.

Похороны

Примечательно, что в идеальном обществе Кампанеллы тела умерших не хоронят. Во избежание моровых болезней и эпидемий их сжигают.

В данной ситуации Кампанелла явно намекает на культ поклонения мощам святых. В его произведениях часто можно было встретить выпады против католической церкви. Однако прямо критиковать церковь он не мог, поэтому идеологические возражения подкреплял утилитарными санитарными аргументами.

Анализ

Например, отсутствие частной собственности он оправдывал, приводя в пример общину апостолов, а, говоря об общности жен, ссылался на различных отцов церкви. Более того, он утверждал, что возможность существования такого государства подтверждена опытным путем. В качестве примера он приводит анабаптистов. В XVII веке это была одна из самых безжалостных и жестоких религиозных сект. Выходцем из нее был предводитель крестьянской войны в Германии Томас Мюнцер.

Читайте также: