Как в декларации указать больничный лист

Обновлено: 23.04.2024

Когда сотрудник заболел, получил травму или ушел в декрет, он может взять больничный и получать пособие. Для выплат ему нужно оформить листок нетрудоспособности. Это документ, который нужно заполнять строго по правилам, ошибаться в нем нельзя. Работодатель должен этот листок принять и заполнить свою часть.

Что такое электронный больничный лист

Электронный лист нетрудоспособности, или ЭЛН, — это такой же больничный лист, как и на бумаге, только он заполняется и хранится в сети, а для работы с ним нужны специальные программы.

Ваш работник может оформить электронный больничный лист, если:

  • ваша компания готова к работе с ЭЛН: для этого нужна квалифицированная электронная подпись и соглашение с отделением фонда соцстрахования о работе с ЭЛН;
  • у медучреждения есть возможность оформления ЭЛН: это сотрудник должен узнать и проверить сам;
  • сотрудник дал письменное согласие медучреждению на оформление электронного больничного.

Если ваша компания не работает с ЭЛН и не собирается, работник должен оформлять обычный больничный на бумаге. Вы не обязаны принимать электронные больничные до 2022 года. С 1 января 2022 года все больничные будут только электронными.

Зачем нужны электронные больничные

Электронный больничный лист создали для того, чтобы упростить работу врачам, работодателям и фонду социального страхования. К тому же это удобно еще и для работника: ему не надо носить везде бумажный документ.

Работодателю это тоже удобно: достаточно один раз потратить время на подключение к системе, а дальше вы будете экономить время бухгалтера и сотрудника, который взял больничный. К тому же электронные больничные нельзя подделать. Соответственно, не придется возвращать деньги фонду, как это бывает с бумажными листками.

Кроме скорости, для работника есть еще один плюс: он может в любой момент узнать, какая выплата ему положена. А фонду проще контролировать листки нетрудоспособности, и ошибок становится меньше.

Как любые электронные документы, электронные больничные не нужно распечатывать и хранить, и их невозможно потерять или испортить.

Как устроена работа с электронным листком нетрудоспособности

Больничный лист позволяет работнику получить выплату по болезни, травме или в связи с декретом. По закону первые три дня болезни или травмы оплачивает работодатель, остальные дни оплачиваются ФСС. Поэтому, если сотрудник болеет меньше трех дней, больничный в фонд можно не подавать. Но если болезнь затягивается, номер листка и дату нужно внести в электронный реестр для фонда социального страхования, ФСС перечислит пособие работнику.

Ниже рассмотрим схему, как компания, сотрудник, врач и фонд социального страхования работают с больничным.

Сотрудник. Он обращается за помощью в медицинское учреждение, в день обращения ему открывают больничный лист. Чтобы больничный лист открыли в электронной форме, сотрудник должен подписать согласие на открытие ЭЛН в медорганизации. Если работник не согласен, до 2022 года ему откроют обычный больничный на бумаге.

Врач. Открывает больничный лист в день обращения. Он заполняет свою часть листка в электронной системе ФСС: вводит ФИО и дату рождения работника, сроки и код нетрудоспособности. Еще указывают название медучреждения, ФИО и специальность врача. ЭЛН подписывается квалифицированной электронной подписью врача.

Талон с датой и номером ЭЛН выдают сотруднику, номер листка сотрудник должен передать работодателю, чтобы обосновать причину отсутствия на работе. По окончании лечения больничный закрывают.

Работодатель. Сотрудник сообщает работодателю о болезни, травме или декрете и сразу передает номер электронного больничного листка. Когда врач закроет больничный, работодатель заполняет свою часть листка нетрудоспособности: указывает данные о страховом стаже и среднем дневном заработке. Потом подписывает листок квалифицированной электронной подписью и отправляет сведения в ФСС.

Подробнее о заполнении листка расскажем дальше.

Фонд социального страхования. Рассчитывает и выплачивает пособие по больничному листку работнику сразу на карту.

Схема работы с электронным больничным листом

Схема работы с электронным листком нетрудоспособности

Как начать работу с электронными больничными

Любая компания или ИП могут работать с больничными в электронном виде. Для этого нужно зарегистрироваться в системе соцстрахования и получить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.

Заключить соглашение об информационном обмене с фондом страхования. Соглашение оформляют на бумаге и направляют в региональное отделение фонда заказным письмом. В отделении сотрудники подпишут соглашение, после этого можно работать с фондом удаленно. Соглашение можно скачать на сайте ФСС.

Взять номер больничного у сотрудника. Врач сообщит номер электронного больничного сотруднику, он должен передать его вам. Если он забыл или потерял номер, посмотреть его сотрудник может в своем личном кабинете застрахованного на сайте ФСС по логину и паролю от портала госуслуг.

Если вы подписали с сотрудником соглашение об обработке персональных данных, вы можете узнать этот номер самостоятельно — достаточно ввести СНИЛС сотрудника.

Заполнить часть работодателя. Работодателю нужно указать сведения о доходах и страховом стаже работника. Электронные больничный выглядит как на бумаге — графы и поля такие же, только теперь их заполняют на компьютере.

Электронный листок нетрудоспособности можно распечатать в личном кабинете ФСС. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку. По закону распечатывать и хранить электронные больничные не нужно. Все данные хранятся в системе ФСС.

Что нужно для работы с электронным больничным

  1. Квалифицированная электронная подпись.
  2. Зарегистрироваться на портале госуслуг и на сайте фонда страхования.
  3. Заключить соглашение с фондом.
  4. Номер больничного или СНИЛС сотрудника.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

В сентябре 2020 года Минздрав утвердил новый порядок заполнения больничных листов. Рассказываем, как заполнять бумажные и электронные больничные листы в 2021 году, можно ли оформлять больничный при дистанционном приёме врачом и как проверить подлинность больничного листа.


Варианты заполнения больничного листа: бумажный и электронный

С 2017 года в России можно использовать два способа составления больничных листов: традиционный бумажный и электронный.

Бумажный больничный лист — это бланк специальной формы. Врач заполняет свою часть документа и отдаёт работнику. После выздоровления работник сдаёт больничный лист в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет документ, заполняет раздел с данными о компании и расчётами, а затем передаёт больничный в ФСС для оплаты. Также на основании больничного листа в установленных законом случаях работодатель сам перечисляет работнику пособие за первые три дня болезни.

Электронный больничный лист — это запись в базе данных ФСС. Работник должен дать письменное согласие на использование электронного документа. В этом случае врач заносит информацию в базу фонда со своего компьютера и отдаёт сотруднику талон с номером больничного. Далее сотрудник передаёт талон работодателю, и бухгалтер также заполняет свою часть документа, но в электронном виде.

Как проверить больничный лист перед заполнением

Получив больничный лист на бумаге, работодатель должен проверить три параметра.

1. Номер бланка в базе ФСС . Но здесь нужно иметь в виду, что перечень похищенных и утерянных бланков больничных фонд обновляет в среднем раз в месяц. Поэтому полной гарантии от подделки эта проверка не даёт.

2. Подлинность бланка по внешним признакам:

3. Достоверность информации, заполненной врачом. В частности, название медицинского учреждения должно быть таким же, как на печати, ФИО работника должно соответствовать его паспортным данным. А вот в названии предприятия могут быть опечатки, так как врач заносит эти сведения со слов сотрудника. В этом случае заменять больничный не нужно, работодателю достаточно без ошибок внести название компании и регистрационный номер в своём разделе (письмо Московского регионального отделения ФСС РФ от 14.07.2020 № 14-15/7710-1110-ЛНК).

Как заполнить бумажный больничный лист

Правила заполнения больничных листов приведены в разделе IX Порядка, утвержденного приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.

1. Записи нужно делать заглавными печатными буквами с использованием печатающих устройств или с помощью гелевой, капиллярной, либо перьевой ручки с чернилами чёрного цвета. Пользоваться шариковой ручкой нельзя.

2. Допускается комбинированный вариант, когда часть информации в больничный внесена с помощью печатающего устройства, а часть — вписана авторучкой (письмо ФСС РФ от 23.10.2014 № 17-03-09/06-3841П).

3. Все записи должны начинаться с первой ячейки и не выходить за границы полей.

4. Печати медицинской организации и работодателя могут выходить за границы отведённых мест, но не должны перекрывать поля с информацией.

  • зачеркнуть ошибочную запись;
  • внести правильную запись на оборотной стороне бланка;
  • заверить правильную запись подписью работодателя и печатью.

При исправлении нельзя использовать корректор и другие аналогичные средства.

1. Сведения о месте работы:

2. Идентификационные коды работника: ИНН и СНИЛС.

3. Специальные условия расчёта больничного:

  • коды различных особых условий, при которых больничный рассчитывается по отдельным правилам. Например, инвалиды, пострадавшие от радиации и т.п.;
  • дата составления акта по форме Н-1, если больничный выдан по причине производственной травмы.

Если ни одного из перечисленных особых условий нет, все эти поля нужно оставить пустыми.

4. Сведения для начисления пособия:

  • страховой стаж;
  • нестраховые периоды, которые вычитаются из страхового стажа;
  • период, за который нужно считать пособие — даты открытия и закрытия больничного листа;
  • средний заработок за два предыдущих года и за день;
  • сумма пособия за счет работодателя;
  • сумма пособия за счет средств ФСС;
  • итого начислено.

При оплате пособия напрямую через ФСС две последние строки заполнять не нужно (п. 73 приказа № 925н).

Работодатель заверяет больничный подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, если она имеется.

Как заполнить электронный больничный лист

Для того, чтобы работать с электронным больничным листом, медицинское учреждение и работодатель должны быть подключены к информационной системе ФСС . Также для обмена информацией с фондом нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Работодатель вносит в электронный больничный лист те же сведения, что и в бумажный бланк. Информацию нужно передать в базу ФСС через личный кабинет работодателя. После того, как данные внесены, их в общем случае следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера, либо индивидуального предпринимателя.

Работодатель может передать полномочия по заверению больничных листов специалисту, который занимается их оформлением. Для этого нужно издать приказ и оформить доверенность. Тогда для заверения электронных больничных листов необходимо будет использовать УКЭП уполномоченного лица (п. 74 приказа № 925н).

Особые случаи: декретные выплаты и карантин

В период эпидемии допускается оформление больничного листа в рамках дистанционного приёма с использованием телемедицинских технологий. Это относится, в том числе, и к начислению пособий по беременности и родам (п. 50 приказа № 925н). Таким образом снижаются риски распространения опасных заболеваний.

Также для уменьшения количества контактов между врачами и пациентами, в условиях эпидемии предусмотрено особое правило заполнения больничных при карантине. В этом случае врач должен оформить больничный лист сразу на весь период изоляции пациента (п. 48 приказа № 925н).

В остальном порядок заполнения работодателем больничных листов при беременности или в случае карантина не отличается от описанного выше.

В материале приведены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые страхователями при формировании реестров сведений, направляемых для назначения и выплаты пособий по социальному страхованию. Инспекторы ФСС рекомендуют бухгалтерам быть более внимательными при заполнении реестров.

Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26 (действует с 02.05.2021) были утверждены формы документов, применяемых для назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами ФСС застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (далее – реестр, реестр сведений), и Порядок заполнения реестра.

Перечислим ошибки, которые обычно допускают страхователи при заполнении данного реестра.

Ошибка 1: указание неверных сведений об организации.

Ошибка 2: указание неверных персонифицированных данных работников (графы 2 – 15 реестра).

Ошибка 3: указание неверного периода оплаты.

Одной из распространенных ошибок является указание неверного периода, за который выплачивается пособие, например: с 04.05.2021 по 12.05.2020.

Ошибка 4: указание неверного стажа при переходящем листке нетрудоспособности.

Ошибка 5: указание неверного расчетного периода.

Распространенными ошибками являются:

неправильное указание очередности годов в расчетном периоде, например: 2020, 2019, вместо 2019, 2020;

указание неверного расчетного периода при переходящем листке нетрудоспособности.

Дело в том, что средний заработок застрахованного лица (графы 39, 40 реестра), так же как и его страховой стаж, определяется на момент наступления временной нетрудоспособности. То есть в листках нетрудоспособности, выданных в продолжение первичного листка нетрудоспособности, должен быть указан один и тот же расчетный период. Например, при трудоспособности, начавшейся в 2020 году и продолжающейся в 2021 году, расчетные периоды будут 2018 и 2019 годы.

Ошибка 6: указание неверного среднего заработка.

При формировании реестра сведений необходимо указывать реальный заработок работника за 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (графы 39 – 40 реестра). Если застрахованное лицо до наступления страхового случая отработало менее 2 лет (например, несколько месяцев), следует указывать начисленную ему заработную плату за эти месяцы, не доводя средний заработок до МРОТ. Это наиболее актуально для работодателей, чьи работники заняты на условиях неполного рабочего времени. Доведение в направляемых сведениях заработка застрахованного до среднего заработка, исчисленного из МРОТ, расценивается как реальный заработок, что может привести к необоснованному завышению пособия, начисленного работникам, занятым в условиях неполного рабочего времени.

Ошибка 7: указание неверного периода простоя.

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. Если болезнь началась в период простоя, пособие не назначается вовсе (пп. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ).

Таким образом, неверное отражение периодов простоя влияет на размер, а порой, и на возможность получения пособия.

Ошибка 8: неправомерное указание сведений о дате заключения трудового договора.

Если заключен бессрочный трудовой договор либо срочный трудовой договор на срок более 6 месяцев, данная графа не заполняется. Также ее нужно оставить свободной в случае заболевания работника туберкулезом независимо от вида заключенного трудового договора и срока его действия.

Ошибка 9: направление на оплату листка нетрудоспособности по уходу за ребенком в период нахождения другого лица в отпуске по уходу за этим ребенком.

Основанием для назначения и выплаты как ежемесячного пособия по уходу за ребенком, так и пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком является фактическое осуществление ухода за ребенком. В связи с этим пособие по временной нетрудоспособности для осуществления ухода за больным ребенком не может быть назначено, если фактический уход за ребенком осуществляет другое лицо, находящееся в отпуске по уходу за ним. Если же фактический уход за больным ребенком в период его болезни осуществляет застрахованное лицо, обратившееся за назначением пособия по временной нетрудоспособности, другое застрахованное лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, обязано прервать данный отпуск на этот период, так как основания для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в таком случае будут утрачены.

Ошибка 10: указание неверных банковских реквизитов.

Отказ банка-эмитента в исполнении запроса на пополнение платежной карты может быть дан также в связи с истечением срока действия платежной карты или блокировкой карты.

Ошибка 11: указание неверного адреса доставки почтового перевода застрахованному лицу, в частности неуказание индекса получателя пособия.

Ошибка 12: непроставление отметки о нарушение режима.

Распространенная ошибка – неуказание в реестре сведений кодов о наличии в электронном листе нетрудоспособности отметки о нарушение режима. Также часто эти коды ошибочно не проставляются в листках нетрудоспособности, выданных в продолжение первого листка нетрудоспособности при длительном страховом случае.

Ошибка 13: указание (неуказание) кодов условия исчисления пособия.

43 – если получатель пособия имеет право на льготы в качестве участника ликвидции аварии, связанной с атомной энергетикой;

44 – если получатель пособия приступил к работе в районах Крайнего Севера до 2007 года и продолжает трудиться в данных местностях;

45 – если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия имеет группу инвалидности;

47 – если заболевание или травма у получателя пособия наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, в течение которых он подлежит обязательному социальному страхованию;

51 – если получатель пособия на момент наступления страхового случая трудится на условиях неполного рабочего времени. При отсутствии оснований для отражения в указанной графе названных кодов в графе проставляется прочерк.

Ошибка 14: указание неполной информации о больном члене семьи.

Распространенной ошибкой является неуказание инициалов больного члена семьи, за которым осуществляется уход, а также родственной (семейной) связи.

Ольга Воропаева

Индивидуальные предприниматели платят взносы на пенсионное и медицинское страхование в налоговую — они идут на бесплатную медицинскую помощь и будущую пенсию. Чтобы получать оплачиваемый больничный и пособие по беременности, нужно платить взносы в фонд социального страхования. За наёмных работников взносы платит работодатель, а ИП сами решают — страховаться в ФСС добровольно или нет.

Выплаты по беременности и родам, если вы не застрахованы в ФСС

  • единовременное пособие при рождении ребёнка — 18 004,12 рублей + районный коэффициент, если ребёнок родился в январе 2021 года; 18 886,32 рублей — для детей, которые родились после 1 февраля 2021 года;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет: в январе — 6752 рублей, с 1 февраля 2021 года — 7082,85 рублей.

Чтобы получать больничный, пособие при постановке на учёт в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам и повышенное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет, добровольно зарегистрируйтесь в ФСС и платите туда страховые взносы.

Важно: вы получите пособия, только если станете добровольцем в году, предшествующем страховому случаю. Например, чтобы получить декретные пособия в 2021 году, нужно было зарегистироваться и заплатить взносы ещё в 2020.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Размер добровольных взносов в ФСС

Сумма взносов за год равна МРОТ на начало года × 2,9% × 12. В 2021 году = 12 792 х 2,9% х 12 = 4451,62‬ рублей. Эта сумма дополнительно умножается на районный коэффициент, если он принят в регионе.

Заплатите взносы до 31 декабря 2021 года — можно разбить на части или перечислить всю сумму сразу.

Как зарегистрироваться в ФСС

  • Лично. Для этого скачайте и заполните заявление, приложите к нему копии паспорта, свидетельства ИНН о постановке на учет в налоговой и выписки из ЕГРИП. Подайте заявление и документы через многофункциональный центр.
  • Электронно через сайт госуслуг.

Вас зарегистрируют за 3 рабочих дня. Но пособия из ФСС вы начнёте получать только со следующего года. Если заболеете в этом году, то больничный не оплатят.

Как платить

КБК для оплаты добровольных взносов 393 1 17 06020 07 6000 180, а реквизиты ФСС уточните в самом фонде при регистрации.

Больничный ИП

Пособия для предпринимателей рассчитываются из МРОТ, который равен:

— с 1 января 2020 года — 12 130 рублей;
— с 1 января 2021 года — 12 792 рублей.

Также на размер больничного влияет страховой стаж — период, когда вы работали по трудовому договору или добровольно платили взносы в ФСС.

Пример расчёта больничного

1. Посчитайте средний дневной заработок. Для этого разделите МРОТ на количество дней в месяце болезни: 12 792 / 30 = 426,4 рубля.

2. Определите страховой стаж:

  • от 6 месяцев до 5 лет — 60% от среднего заработка
  • от 5 до 8 лет — 80% от среднего заработка
  • свыше 8 лет — 100% от среднего заработка.

3. Посчитайте больничный: умножьте средний дневной заработок на количество дней болезни и на процент от среднего заработка. Сумма больничного за 7 дней со страховым стажем больше 8 лет: 426,4 × 100% × 7 = 2 984,8 рубля.

Пособие при постановке на учёт в ранние сроки беременности ИП

Размер этого пособия фиксирован и с 1 февраля 2020 года составляет 675,15 рублей + районный коэффициент, с 1 февраля 2021 года — 708,23 рублей.

Отпуск по беременности и родам ИП

Обычно в отпуск по беременности и родам уходят на 140 дней — 70 дней до родов и 70 дней после. Этот период увеличивается при рождении двойни или из-за осложнений. Для расчёта берут средний заработок равный одному МРОТ на день наступления страхового случая

В 2020 году ФСС выплатит примерно 59 тысяч рублей за 140 дней отпуска — точнее можно сказать, зная точные даты.

Пример расчёта отпуска по беременности и родам ИП

ИП в отпуске по беременности и родам с 15 января по 3 июня 2021. Пособие за каждый месяц в декрете:

  • с 15 по 31 января: 12 792 / 31 × 17 = 7 014 рублей
  • с 1 по 28 февраля: 12 792 рублей
  • с 1 по 31 марта: 12 792 рублей
  • с 1 по 30 апреля: 12 792 рублей
  • с 1 по 31 мая: 12 792 рублей
  • 1 по 3 июня: 12 792 рублей/ 30 х 3 = 1 279,2 рублей

Всего: 59 461,2 рублей.

Отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет

Равен 40% от МРОТ. С 1 февраля 2021 — 7 082,85 рублей.

Пособие по уходу за вторым и последующим детьми до полутора лет с 1 февраля 2020 года составляет 6 751,54 рублей. От МРОТ оно не зависит.

Как получить пособия

Если вы добровольно не регистрировались в ФСС и не платили взносы — за пособиями придется обратиться в органы социальной защиты по месту жительства. Они устанавливают свой перечень документов для назначения и выплаты пособий.

Если вы зарегистрировалсиь в ФСС и платили взносы — за пособиями обратитесь в местное отделение фонда. Форму, текст заявления и перечень подтверждающих документов вам подскажут специалисты фонда.

Взносы нельзя учесть при расчёте УСН

В декрете взносы на пенсионное и медицинское страхование можно не платить

Предприниматель в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет может не платить страховые взносы в налоговую при условии, что не ведёт бизнес и не получает доходов. Чтобы перестать платить взносы, обратитесь в налоговую с заявлением и документами, которые подтвердят, что вы приостановили деятельность. Перечень документов не утверждён, уточните его в своей налоговой. Вот примерный список:

— заявление в свободной форме
— свидетельство о рождении ребёнка
— выписку с расчётного счёта

Если вы ведёте бизнес в декрете и получаете доходы, страховые взносы в налоговую придётся платить полностью.

Выгодно ли добровольно регистрироваться в ФСС?

Ради получения больничного регистрироваться в ФСС не выгодно — добровольные взносы могут оказаться больше, чем вы получите при болезни. Вы заплатите 4 451,62 рублей взносов за год. Эта сумма окупится, если вы будете на больничном дольше 11 дней в году — и это при условии, что ваш страховой стаж больше 8 лет.

А вот если вы собираетесь завести ребёнка, добровольная регистрация в ФСС окажется полезной. За 4 451,62 рублей добровольных взносов в год вы сможете получить пособие за отпуск по беременности и родам — общая сумма около 59 тысяч рублей за 140 дней.

Важно: пособие начинают выдавать только со следующего года после добровольной регистрации в ФСС. Если ребёнок родится в 2022 году, зарегистрируйтесь в ФСС в 2021.

Статья актуальна на 09.02.2021

Читайте также: