Как уволить с работы стюардессу

Обновлено: 01.05.2024

Одна из них в буквальном смысле летает в облаках, потому что она бортпроводник в компании "Уральские авиалинии". И сегодня вы узнаете, какого это - работать в небе.

Начнем интервью

— Привет, Алена. Давай начнем с общей информации. Сколько ты работаешь стюардессой, какой у тебя стаж? Чем занимаешься сейчас?

— Почему авиация? Как ты туда попала?

— Не скажу, что это было моей мечтой. Я по образованию психолог и в этой сфере уже отработала прилично на тот момент. Хочу отметить, что в авиацию я пришла, когда мне было уже 28. Что-то захотелось в жизни поменять, добавить новых эмоций. И случайно наткнулась на вакансию бортпроводник и заинтересовалась этой областью. При чем были сомнения на счёт того, что я смогу попасть и пройти конкурс. Посещали разные мысли: лет много, по-английски говорю неуверенно (могу поддержать несложный разговор, иногда путаюсь во временах). Но решение пробовать было принято и получилось.

— Как ты представляла себе работу стюардессы? Насколько твои представления оказались близки к реальности? Какие моменты совпали с твоими ожиданиями?

Об изнанке работы

— Я знаю, что в ж/д сфере есть довольно четкое и неформальное деление на новичков и опытных проводников. Те, кто работает недавно, получают не очень хорошие рейсы и всякие направление типа Екатеринбург-Приобье, когда зимой надо размораживать вагон и туалеты, чтобы была вода. Есть ли у вас в авиакомпании нечто подобное? Существует ли некая градация у бортпроводников? Сталкивалась ли ты с этим?

— В нашей компании я такого отношения к новичкам не встречала. Наоборот, когда только начала летать, мои коллеги оказывали поддержку и отвечали на все возникающие вопросы. Конечно есть старший бортпроводник, у него свои обязанности, остальные также заняты тем что положено (принимают питание, мягкий инвентарь, сувенирную продукцию, багаж). Единственный момент, если в бригаде летит мужчина бортпроводник, то он чаще всего отвечает за прием/выгрузку багажа и спускается под самолёт. Что касается направлений, так встречала новичков, которые летали в такие города/страны, в которых ещё не бывали старички.

— Был момент, когда ты хотела уволиться? Расскажи о нем.

— Честно говоря, был. Причём сразу, как только я начала летать.

Я поняла, что у меня многое не получается, мне нужно было время, чтобы всему научиться в практике. Когда рейс с разворотом, т.е. ты прилетаешь в аэропорт и у тебя час времени для того, чтобы подготовиться к обратному вылету. И ты должен успеть все… проверить нет ли забытых вещей, все ли жилеты на месте, заполнить документации…если отвечаешь за питание, то подготовить/заменить все необходимое, если за мягкий инвентарь, то проверить чего не хватает на кухне, туалетах и при необходимости дополнить. А после того, как все службы покинут борт, то также все тщательно проверить на отсутствие забытых/посторонних вещей. У каждого бортпроводника свои обязанности, они распределяются на предполетном брифинге старшим бортпроводником. И все заняты своими делами, а помимо этого самолет убирают, заправляют, проверяют, то есть в этот час на борту кипит работа. И ещё нужно успеть привести себя в порядок, чтобы встретить следующих пассажиров достойно и в красивом виде. Человек привыкает ко всему, первое время тяжело было, но это того стоило.

— Слышала, что при трудоустройстве в авиацию нужно забыть о семейных праздниках. Попадаешь ли ты на дни рождения своих близких?

— График ненормированный и, конечно, не всегда получается встретить праздник с родными или друзьями. Но в любом случае можно запланировать выходные и проблем нет. Также у бортпроводников есть возможность брать длительный отпуск, в котором успеваешь все: отдохнуть, дела сделать и конечно же со всеми повидаться.

— Как тебе рабочая форма? Считаешь ли ты ее красивой, удобной?

— Мне нравится наша форма. Она удобная, качественная, все продумано на мой взгляд. Да, считаю её красивой и ношу с гордостью. Также хочу отметить, что форма у нас не из одного платья. Также выдаётся юбка с жилетом, комплекты рубашек, брюки, пиджак, платок на шею, пилотка, плащ, пуховик, шарф. То есть полный комплект. У мужчин нет такого разнообразия в нарядах, но не встречала недовольных. Всех все устраивает.

Об аплодисментах и нагрузках на здоровье

— Чем можешь поразить неосведомленного в авиации человека?

— Думаю, что сейчас уже ничем не удивить этаким, так как столько информации в интернете и большинство осведомлены о многом. Когда мы летим в горизонтальном полете, высота составляет 10000 метров, температура снаружи порядка -50 градусов. Все просьбы, с которыми обращаются бортпроводники к пассажирам только для обеспечения безопасности и порядка на борту. Например, наушники необходимо снять при взлёте и посадке для того, чтобы в случае аварийной ситуации пассажиры слышали необходимую информацию и команды экипажа. Детей в возрасте до 2 лет, если они летят на руках родителя, необходимо пристегивать детским ремнем, так как при посадке, родитель может не удержать ребёнка. И многое другое. Все правила существуют не случайно и их соблюдение помогает снизить риски и сделать полет безопасным и комфортным.

— Зачем бортпроводники считают пассажиров?

— Для того, чтобы никто не потерялся, количество пассажиров на борту, должно совпадало с заявленным в пассажирской ведомости. По прилёту также сообщается информация о количестве пассажиров наземным службам, чтобы они были готовы к встрече.

— Как ты относишься к аплодисментам после посадки? Сама когда-то так делала в качестве пассажира?

— К аплодисментам отношусь хорошо. Я и сама аплодирую, честно, когда лечу пассажиром. Читала о том, что есть разные мнения хорошо это или плохо. Для меня ничего плохого нет, наоборот – сняли напряжение, подняли настроение, даже сплотились немного.

— Столкнулась ли с какими-то проблемами со здоровьем: бессонница из-за ранних вылетов, варикоз из-за перегрузок и каблуков?

— Когда начала летать, поняла, что важно отдыхать и высыпаться перед рейсом. Бессонницы не было, спать могла при любых обстоятельствах. Не важно было день или ночь, разговаривает ли кто-то, шумит ли соседка по комнате. Если я хотела спать, я спала. Нагрузка на ноги большая, рекомендуют носить компрессионные чулки. После рейса, особенно длительного, часто бывает дискомфорт, особенно поначалу, потом организм перестраивается.

О бонусах

— Какие бонусы дает эта работа? (медицина, служебный транспорт, бесплатные перелеты на время отпуска)

— Самый главный бонус- это возможность путешествовать. Быть в городах и странах, где раньше не бывал. Общаться с разносторонними и интересными людьми. Это касается как коллег, так и пассажиров. Хочу сказать, что здоровье должно быть в порядке. И мы, бортпроводники, раз в полгода проходим ВЛЭК. Мне кажется, что это тоже бонус, когда за твоим здоровьем следит ещё кто- то кроме тебя. И конечно есть скидки на билеты тебе и твоей семье (муж, дети), что тоже не может не радовать.

Об эмоциях

— Какого пассажира ты запомнила на всю жизнь? (может кто-то понравился или, наоборот, вызывал злость)

— Запомнился один пассажир – мы летели из Тель-Авив, на аэробус 321, в котором не было предусмотрено разделение на пассажиров бизнес-класса и класса эконом. Летел мужчина (медийная личность) и совершенно никак себя не выделял. Спокойно сидел и общался с соседями и вокруг него не было ажиотажа. Очень было необычно и душевно.

— Сталкивалась ли ты с ЧП на борту самолета? Какими именно?

— К счастью нет! Но могу сказать, что мы проходим обучение, где нас учат в теории и на практике знать и уметь все. Бортпроводник - универсален. Он является лицом авиакомпании, должен разбираться в меню и уметь его предложить, оказать первую медицинскую помочь и обеспечить безопасность на борту и ещё многое того, что не видно на первый взгляд.

— Оказывают ли пассажиры знаки внимания? Расскажи о курьезном, смешном или забавном случае.

— Без этого никак). Чаще всего приятные комплименты. Был случай не у меня, а у коллеги. При обслуживании пассажирам было предложено приобрести сувенирную продукцию на борту. И мужчина, купив мягкую игрушку, подарил её бортпроводнице. Для неё это было неожиданно и, думаю, что очень приятно.

— Идеальный пассажир. Какой он?

— На мой взгляд – воспитанный и выполняющий просьбы/требования бортпроводников. Думаю, что для меня этого было бы достаточно. По большей части мне попадаются именно такие люди и это радует. Считаю, что в большинстве случаев, можно найти подход к каждому, по крайней мере попытаться.

Вот такое интервью с Аленой у меня получилось. Не забудьте поделиться им в своих соцсетях.

Делитесь впечатлениями: что нового узнали, может захотели сменить работу?))

Чтобы попасть в авиацию, нужно иметь крепкое здоровье

Жизнь стюардесс многим кажется мечтой: бесконечные путешествия, красивая форма, прически и макияж. К тому же столько разговоров ходит об их заоблачных зарплатах! Мы решили разобраться, в каких условиях на самом деле работает экипаж и как проходят отбор будущие бортпроводницы и летчики.

Бортпроводник — самая популярная и востребованная профессия в сфере авиации

— Собеседование [на должность пилота] проходит в два этапа: проверка документов и проверка знаний по профильным предметам (кандидаты проходят специальный тест). Исходя из результатов теста, происходит ранжирование по баллам, затем кандидат попадает в лист ожидания. При наличии вакансии он, соответственно, вступает в должность, — говорят в авиакомпании.

Стюардессам нужно образование не ниже среднего, грамотная речь, знание английского языка не ниже уровня Intermediate, а также доброжелательность, стрессоустойчивость, уравновешенность, способность решать конфликтные ситуации.

В авиакомпании говорят, что женщины могут претендовать на должность командира воздушного судна наравне с мужчинами

Главное требование для кандидата — отличное здоровье. Комиссию члены экипажа обязаны проходить несколько раз в год, и даже с легкой заложенностью носа на борт не пустят.

Бывшие стюардессы добавляют, что есть еще немало негласных требований, о которых не пишут в объявлениях. Например, размер одежды.

Для пилотов внешний вид не важен, а вот хорошее образование требуется обязательно.

— В вакансиях для пилотов сегодня можно встретить такие требования как высшее авиационное образование и наличие соответствующих свидетельств и допусков (в частности, допуск к выполнению международных полетов), высокий уровень владения английским языком, а также внимательность, стрессоустойчивость, аналитические способности, — комментируют вакансии в Head Hunter.

Какая зарплата у стюардесс и пилотов?

— По России средняя зарплата в целом составляет рублей, по Екатеринбургу — рублей. Конечно, зарплатное предложение отличается в зависимости от должности, — говорят аналитики.

57,3 тысячи рублей" title _">57,3 тысячи рублей" itemprop="contentUrl" >

По России средняя зарплата в сфере авиаперевозок составляет рублей

Самые большие зарплаты, судя по данным сервиса по поиску вакансий, — у пилотов. Им готовы платить до рублей. В поиске по Екатеринбургу эта цифра меньше — . Следом по уровню оклада идут программисты, им в авиации обещают .

У бортпроводников зарплата ниже — около рублей. Но действующие стюардессы говорят, что сумма зависит от часов налета — сколько отлетал, столько и получишь в конце месяца. Первое время зарплата может быть в два раза ниже средней.

Сотрудникам авиакомпании положены бонусы. Например, пилоты и бортпроводники имеют увеличенный отпуск — в год. А также могут получить путевки в санаторий на себя и детей.

70 дней в году" title _">70 дней в году" itemprop="contentUrl" >

Стюардессы могут отдыхать в году

Еще один плюс — льготные билеты. Сотрудники авиакомпании, их супруги и дети до могут летать по служебным тарифам, скидка будет зависеть от стажа работы.

— В профессии есть много плюсов: ты не имеешь права набрать пару лишних килограммов, нужно постоянно поддерживать себя в физической форме, — говорит специалист в HR Ольга Новгородова. — Ты должен учить иностранные языки, должен постоянно совершенствоваться, обновлять знания по технике безопасности. Когда ты в таком тонусе, это хорошо. Но есть и минусы: перегрузки, варикоз, часто встречаются пассажиры неадекватные, выпившие. Это очень серьезно влияет на нервную систему.

За что могут уволить из авиакомпании?

— Главное требование к стюардессам — безупречный внешний вид. За этим очень пристально следят.

— Вульгарные фотографии тоже запрещены, — говорит бывшая бортпроводница.

Другая стюардесса добавляет, что следят и за подписями к фото.

— Сразу уволить могут, если, например, кто-то написал о причине задержки рейса или выложил информацию о каких-то неисправностях самолета. В остальном обычно просят написать объяснительную. Например, за то, что нахамил пассажиру. А потом поставят в план еще и дополнительное обучение сервису. Если объяснительных будет три за год, только тогда увольняют.

Все команды стюардессы должны знать наизусть на английском языке

Все правила и команды экипажу знать нужно наизусть. Причем на английском языке. Экзамены проходят прямо на борту самолета. Часто бывает, что летать приходится каждый раз новой командой — на рейсы во многих авиакомпаниях персонал распределяет компьютерная программа.

— Это командная работа, здесь важна коммуникабельность, умение установить контакт, работать слаженно и в обычных условиях, и в экстренных. В обучении есть даже специальный предмет — Crew resources management (управление возможностями экипажа), — говорит бортпроводник.

Реальные истории стюардесс

Мы попросили стюардесс рассказать, правдивы ли слухи, которые ходят вокруг их профессии. Например, есть мнение, что к девушкам в форме постоянно пристают мужчины.

— Мужчины уделяют внимание всегда, — говорит одна из действующих стюардесс. — Но всё зависит от рейса: например, в Дагестан или в Баку лучше надеть кольцо, даже если не замужем. Это перелеты жаркие.

— У меня не было случаев, чтобы прям приставали, — объясняет другая бортпроводница. — Кто-то пытается пообщаться и передает записки с номером телефона. В основном попытки знакомства делают в гостиницах, когда мы выходим в форме перед рейсом, а в самолетах побаиваются, наверное.

Зачастую рабочие будни стюардесс не так романтичны, как кажется со стороны

Еще одна байка связана с работой в бизнес-классе — якобы девушки стремятся попасть туда, чтобы найти богатого жениха. Но стюардессы это опровергают.

— Шансы невысоки на самом деле. В бизнес-классе в основном путешествуют семейные люди. Знакомиться никто не запрещает, главное — делать это деликатно, тихо. Не флиртовать в открытую. Думаю, это прежде еще и воспитание, — отмечает стюардесса.

Самые любимые рейсы экипажа — те, которые предполагают стоянку. Когда после длительного перелета есть время отдохнуть, выспаться, а когда-то и искупаться в море. Но часто бывает наоборот — после длительного перелета, уборки самолета и заполнения всех бумаг команде нужно возвращаться обратно.

Недолюбливают бортпроводники также рейсы в определенные страны. Например, в Таджикистан.

— Рейсы в Таджикистан это вообще жесть. Таджики симулируют, что им плохо, что у них болит голова, чтобы стюардессы только почаще к ним подходили и таблетки приносили, — рассказывает один из бортпроводников. — Стюардесс весь перелет гоняют, постоянно их снимают на телефон как достопримечательность.

А вот перелеты в Европу считают престижными. Некоторые авиакомпании оплачивают их выше.

Бесконечные перелеты у бортпроводников обычно заканчиваются после , многие начинают работать на земле в качестве инструкторов. Некоторые стюардессы уходят из профессии вместе с рождением ребенка. Другие — стараются отлетать , после которых можно уйти на пенсию в .

Где в городе платят больше рублей в месяц, можно узнать из этой подборки.

СЮЖЕТ

Ранее мы публиковали колонку HR-директора, которая поможет узнать, насколько вы востребованы на рынке труда. Прочитайте также, как найти работу во время кризиса и как вычислить синдром самозванца, из-за которого большинство успешных работников чувствуют себя неудачниками.

Когда вы заходите в самолёт, вы даже не задумываетесь об обязанностях стюардессы или стюарда. Вы видите перед собой улыбчивых людей в аккуратных костюмах, которые вас приветствуют и проводят основной инструктаж. На первый взгляд, работа бортпроводников кажется простой, но в критической ситуации именно эти люди будут бороться за жизнь пассажиров.


Фото: Yi Lu / Depositphotos

огромной ответственности, которая ложится на плечи бортпроводников, к их внешнему виду, поведению, физической и психологической подготовке авиакомпании предъявляют невероятно высокие требования.

Бортпроводники не могут использовать медицинское оборудование

Бортпроводникам нельзя быть слишком низкими или слишком высокими

За весом бортпроводникам тоже приходится следить

Бортпроводнику нельзя быть полным, потому что это делает его неуклюжим в самолёте. Компания British Airlines объясняет требование именно манёвренностью на борту воздушного судна во время критической ситуации. Экипаж не только реагирует молниеносно, но и очень быстро двигается, так как счёт идёт на секунды. Российский авиаперевозчик в ответ на иск бортпроводниц в 2017 году отметил, что превышение допустимой массы — это ещё и расходы для компании. По мнению фирмы, лишний килограмм каждого члена экипажа обходится в среднем в 760 рублей в год.

Бортпроводникам запрещено иметь татуировки

Татуировки для бортпроводников на тех частях тела, которые не скрывает одежда, под запретом. Спрятать от работодателя тату не получится. Перед тем, как получить допуск, каждый член экипажа проходит медицинский осмотр. Татуировки запрещено перекрывать макияжем или закрывать повязками. Если инструктор или старший бортпроводник заметит тату, то стюардессу или стюарда тут же уволят.

Бортпроводники не берут чаевых

К чаевым одинаково категорично относятся авиаперевозчики всех стран. Несмотря на то, что бортпроводник кормит пассажиров и приносит напитки, он ещё и отвечает за их безопасность. Сохранность жизни на борту — главная задача экипажа. Иногда бортпроводнику приходится принять чаевые, если пассажир настаивает и не хочет идти на компромисс. Иногда стюардессе или стюарду удаётся уговорить пассажира обойтись подарочной картой или памятной открыткой. Хотите отблагодарить бортпроводника? Не создавайте ему проблем во время работы.

Бортпроводник не пропустит вас с бутылкой алкоголя

Даже бутылочку из не разрешат пронести на борт самолёта. Согласно требованиям, в ручной клади пассажир имеет право провозить определённое количество спиртного, но бутылки обязательно упаковываются. Например, алкоголь из запаивают в прозрачные пакеты, и во время посадки стюардесса проверяет целостность упаковки. С распитием алкоголя на борту всё не так однозначно. На некоторых российских рейсах спиртные напитки входят в стоимость билета , но для в этом же самолёте может действовать строгий запрет на их распитие. В любом случае, по закону, в самолёте пить можно только тот алкоголь, который предлагает персонал.

Бортпроводникам нельзя перебарщивать с макияжем

Бортпроводник не пьёт, пока не переоденется

Стюардессам и стюардам запрещено пить не только во время исполнения служебных обязанностей, но и на земле. Некоторые авиакомпании устанавливают жёсткие требования в отношении алкоголя. В частности, бортпроводнику придётся переодеться и выложить своё удостоверение, прежде чем пригубить бокальчик. Компании вводят такие требования для того, чтобы исключить любой риск нанесения ущерба деловому имиджу.

Стюардам запрещено носить модные причёски

Бортпроводник должен уметь отлично плавать

Вы по достоинству оцените это требование, если самолёт совершит экстренную посадку в озеро, море или океан. Перед получением допуска бортпроводники сдают тест, который показывает, как хорошо они умеют плавать. Некоторым фирмам достаточно того, что экипаж уверенно держится на воде. Однако иногда от бортпроводников требуют, чтобы они без затруднения могли проплыть не менее 50 метров, а потом ещё три минуты были в состоянии идти по воде. Жёсткие требования гарантируют, что у бортпроводника хватит сил помочь пассажирам.

Бортпроводники могут носить только одну пару серёжек

Пирсинг на лице для бортпроводников под запретом. Но, кроме того, стюардессам не разрешается носить больше одной пары серёжек, причём пробивать разрешено только мочки. Размер серёжек тоже регламентирован. Например, компания United flight запрещает стюардессам носить , которые больше американской десятицентовой монетки.

Первой стюардессой стала 25-летняя медсестра в 1930 году, а уже к 1936 году женщины практически вытеснили мужчин на этом поприще.

Требования к девушкам стали ужесточаться год от года, и касались они не только физической подготовки и компетентности, но и внешнего вида.

Жесткие нормы прошлого века


Нелли Динер — первая бортпроводница, 1934 год.


Еще 50–60 лет назад требования к стюардессам были строже: контролировать вес, формы, подчиняться строгому дресс-коду, который в 1960–70-е годы обязывал их носить короткие облегающие юбки.

Бортпроводница, работавшая в те годы, рассказала, что раньше стюардесс заставляли носить под одеждой специальный пояс, чтобы придать фигуре нужный вид.

Если бортпроводница набирала вес, достигала возраста 32–35 лет или выходила замуж, ее попросту увольняли.

В наш толерантный век авиакомпании не контролируют личную жизнь работниц и не предъявляют неадекватные требования, однако стюардессы все же должны выглядеть соответствующим образом. Вот основные требования к внешнему виду современных бортпроводниц.

Топ-модели не нужны


Вопреки расхожему мнению, бортпроводница не обязана быть модельного телосложения.

Минимальный рост должен составлять 160 см, при этом, вытянув руку, девушка должна дотягиваться до отметки 210–212 см.

Это нужно, чтобы она могла класть вещи на багажные полки в самолете и доставать их.

Вес стюардессы рассчитывается по индексу массы тела, который должен уложиться в рамки от 18,5 до 24,9.
Требования могут отличаться в разных авиакомпаниях.

Возраст важен, но летать могут и бабушки


Минимальный возраст для работы в небе — от 18 до 21 года.

Максимальный обычно не упоминается, так как это будет дискриминацией, однако после 30–32 лет девушки, как правило, находят работу на земле.

Но так бывает не всегда и не во всех авиакомпаниях. Например, на фото американская бортпроводница Бетти Наш в 2017 году.

Тогда ей был 81 год, и она продолжала активно летать и работать.

Только чистая и красивая кожа


Бортпроводница — лицо компании. Поэтому ей желательно не иметь неаккуратных шрамов на лице или частях тела, не скрытых одеждой.

То же самое касается прыщей, родимых пятен и татуировок. Иметь тату на спине или бедре — допустимо в большинстве авиакомпаний, но даже небольшой рисунок на щиколотке, запястье или шее гарантирует отказ в приеме на работу в качестве стюардессы.

Орлиное зрение обязательно


Бортпроводники должны обладать 100-процентным зрением. В противном случае им необходимо носить линзы.
Как правило, авиакомпании разрешают работать и в очках, которые по дизайну соответствуют критериям имиджа компании.

Однако некоторые все же предпочитают контактные линзы и допустят к работе в очках, только если у сотрудника есть медицинские противопоказания носить линзы.

Действует такой медотвод от линз не дольше 3 месяцев.

Улыбка как у голливудских звезд


Стюардессы всегда улыбаются пассажирам, и их улыбка должна быть красивой.

Белые, ровные зубы — идеально. Брекеты разрешены в некоторых авиакомпаниях, в других к ним относятся не так лояльно.

Но что не приветствуется нигде — сильно кривые зубы или отсутствующий зуб. Даже если зуб отсутствует временно, стюардессу, вероятно, не допустят к работе в таком виде.

Яркие волосы — только на пенсии


Никаких лаков модных мятных оттенков


Маникюр для стюардессы обязателен.
Длина ногтей и их цвет обусловлены правилами каждой авиакомпании.
Обычно это классический маникюр: недлинные красные или нюдовые ногти, еще допустим френч.

Макияж как у Гоар Аветисян


Макияж тоже необходим, он должен выглядеть естественно, однако разрешены наращенные ресницы и яркая помада.
В некоторых авиакомпаниях допускается исключительно красная помада, причем определенных оттенков.
Другие фирмы требуют от сотрудниц, помимо помады и туши, обязательно использовать тональную основу, подводку, тени и румяна.

По аэропорту — только на каблуках


Политики авиакомпаний могут отличаться, однако большинство из них обязывают стюардесс показываться в здании аэропорта в туфлях на высоких каблуках.
Это выглядит красиво и презентабельно, хоть и не совсем удобно. А во время полета девушки переобуваются в более практичную и устойчивую обувь.

Никаких побрякушек, но часы обязательны


Только самый минимум: 1 пара маленьких сережек без цветных камней и не более 2 колец, включая обручальное.
Но самое главное — часы. Стюардессу не пустят на работу, если она забудет надеть этот аксессуар.
Часы есть у каждого члена экипажа, чтобы в случае аварийной ситуации отслеживать время, ведь эвакуация не должна занять более 90 секунд.

Читайте также: