Как устроиться на работу в театр

Обновлено: 19.05.2024

Я проходил бесплатно, потому что работал на этих мероприятиях: разбирал сцену и загружал оборудование. Расскажу, как все устроено на больших концертах и сколько на них можно заработать.

Что там за кем надо разбирать?

Серьезные артисты едут в турне со своим оборудованием: светом, звуком, дым-машинами , мониторами, стойками, панелями и баннерами. У кого-то все помещается в газель, а кому-то нужно десять фур. Все это само себя не разгрузит, не соберет, не разберет и не загрузит обратно.

Исполнители не возят в турне рабочую силу: ее легко найдут в своем городе организаторы. С собой артисты берут только роуди — это специалисты, которые знают, что куда надо поставить и подключить, чтобы концерт состоялся. Эти же роуди руководят бригадами демонтажников после концерта.

Можно работать и на монтаже сцены перед концертом, но на монтаж сложнее попасть: обычно берут тех, у кого уже есть опыт такой работы. К тому же на демонтаж требуется больше людей: разобрать сцену и загрузить фуры надо очень быстро: артистам еще ехать в следующий город турне и быть там надо к утру, чтобы к вечеру сцена была готова. Поэтому попасть на демонтаж проще и быстрее.

Как я попал на эту работу

До 2011 года я особо не интересовался тем, что происходит на сцене до и после концерта. Я приходил послушать музыку и уходил домой.

Концерт закончился в районе 22 часов, а к полуночи мы выполнили демонтаж лишь наполовину. В первый раз бригадир отпустил меня пораньше, чтобы я успел на метро. Это был единственный случай, когда мне сделали такую поблажку. Я получил свою тысячу рублей за неполную смену и поехал домой, жутко уставший после перетаскивания 30-килограммовых ящиков.

Мне понравилась магия того, что творится на демонтаже: как люди за несколько часов превращают красивую сцену, заполненную оборудованием, в пустое место. И я решил еще поучаствовать в подобных проектах. Во время учебы в вузе это стало для меня основной подработкой.

Когда концерт закончился, ни у кого уже не было времени и возможности фотографировать. Фото: Shutterstock

До начала работы

Перед входом охранники сверяют паспорта со списками, которые бригадир подает заранее. Паспорт обязательно нужен для допуска к работе. Тех, у кого его нет, сразу отправляют домой. Один раз я тоже забыл паспорт и не попал на концерт Мадонны. В Кремле с безопасностью еще строже: нас досматривали, проводили через металлоискатели и сверяли со списками несколько раз.

Перед началом работы пришедших разбивают на бригады. Каждая бригада занимается своим делом: световым или звуковым оборудованием, видеопанелями, погрузочно-разгрузочными работами. Бывалые ребята иногда могут сами выбирать бригаду по своему опыту; остальных отправляют туда, где больше нужны рабочие руки.

У каждой бригады свой цвет, чтобы роуди не перепутали людей и давали корректные указания. Чаще всего выдают браслеты разных цветов, но на некоторых концертах давали цветные майки с логотипом группы — многие я храню и надеваю до сих пор.

Еще перед демонтажом нам раздавали каски и запрещали их снимать на площадке под угрозой увольнения. Если бригаде предстоит много работать на улице, выдают светоотражающие жилеты.

Во время концерта

Оптимальный способ застать максимум выступления артиста — попасть и на монтаж сцены до концерта, и на демонтаж после. Монтаж обычно начинается утром в день концерта и заканчивается за 4—6 часов до старта шоу. Люди, пришедшие только на монтаж, идут домой, а те, кто остается на демонтаж, ждут.

В зрительный зал рабочих не пускают. Но если у бригадира хорошие связи с организаторами, он может договориться, чтобы некоторых ребят пустили в фан-зону. Бригадиры обычно используют эту возможность для поощрения лучших работников.

Как по мне, в наблюдении за концертом из-за сцены есть свой шарм. Слышно все хорошо, а вместо исполнителя можно наблюдать за слаженной работой звукооператоров, роуди, следить, что делают за сценой. В конце концов, посещением концерта может похвастаться любой, кто купил билет, а за кулисы попадает не каждый.

Процесс работы

Для демонтажа пригодятся сильные руки и минимальные знания английского. Силачом быть не требуется, но порой надо поднять и пронести несколько десятков метров оборудование весом под 50 килограмм. Рассчитывайте свои силы.

В самом демонтаже нет ничего сложного: роуди командуют, что и где нужно взять и куда отнести. Просто аккуратно отключаешь все, что подключено, кладешь в кофр и катишь в фуру.

Кофры — это большие прочные кейсы. В них хранится и перевозится все, что пригодится исполнителю и его команде в турне. Все кофры на колесиках, поэтому загружать и разгружать фуры легко — достаточно закатить кофр по рампе. Фото: Shutterstock

Работа в помещении никогда не вызывала у меня дискомфорта. В концертных залах установлены промышленные системы вентиляции и кондиционирования. Там всегда приятная температура. Я не ощущал духоты, нехватки воздуха и никогда не промокал насквозь, даже если носил тяжести.

Курящие коллеги раз в полчаса отдыхали на перекуре, некурящие отдыхали где-то в сторонке, чтобы не увидели бригадиры или роуди: стоящий просто так человек вызывает у них желание поскорее найти ему работу.

Если объект был сложный и смена затягивалась, бригадиры заказывали нам пиццу для поднятия боевого духа. Часто мы уже заканчивали свою работу, а роуди свою еще нет — приходилось ждать несколько часов, пока главный роуди разрешит бригадиру нас отпустить.

После работы

Пару раз нам удавалось попасть в гримерку артистов, когда те уже уехали с площадки. После них оставались непочатые коробки пиццы, сэндвичи и напитки: у артистов после мероприятия нет сил и они едут сразу в гостиницу или хотят поужинать в более приличном месте, а по райдеру им положены угощения. Добрые менеджеры раздавали все это нам. А когда не раздавали — мы брали сами, невзначай проходя мимо гримерки, но я не советую так делать.

Демонтаж обычно заканчивается ночью, уже после закрытия метро. Когда я работал с другом, нас забирали на машине его родители или мы скидывались на такси. Когда работал один, я либо вместе с другими спал в подсобке до открытия метро, либо шел несколько часов пешком до дома.

Сколько можно заработать

В среднем в 2011—2013 годах за одну смену демонтажа я получал 1000 рублей, за монтаж — 1500. Сейчас можно найти предложения по 3000 за монтаж или демонтаж и 5000 за работу со сложным техническим оборудованием — обычно это микшерные пульты.

Для этой вакансии нужен опыт работы от 1 года, но вряд ли кто-то будет требовать трудовую книжку или рекомендации от бригадиров

За однодневные проекты мы получали деньги быстро, часто сразу после демонтажа. За крупные проекты на несколько дней или недель — по окончании проекта. За Кремль я получил деньги через пару месяцев: с бригадирами рассчитались только после окончания выступлений и демонтажа сцены, это заняло месяц.

Как попасть на монтаж и демонтаж

Группы во Вконтакте, где бывают вакансии для работников сцены:

Сейчас концертные площадки нанимают свой персонал — можно поискать на сайте клуба или концертного зала. Для таких вакансий обычно не требуется опыт работы и образование.

Часто перед крупными мероприятиями, например перед днем города, агентства массово набирают работников для монтажа и демонтажа временных сцен и площадок — в это время можно отслеживать вакансии на сайтах с работой или в тематических группах в социальных сетях.

Запомнить

  1. Если работаете на монтаже и демонтаже одновременно, можно послушать концерт бесплатно, правда, не со стороны зрительного зала. Если только на демонтаже — обычно лишь вторую половину выступления.
  2. Рассчитывайте силы. Если не можете поднять хотя бы 25—30 килограммов — эта работа не для вас.
  3. Пригодятся минимальные знания английского: все иностранные роуди дают команды на английском.
  4. За небольшие проекты платят сразу, за крупные — после демонтажа сцены по окончании выступлений.
  5. Проверяйте своего работодателя, читайте отзывы о нем. Бывают случаи, когда бригадиры недоплачивают.
  6. Не забывайте паспорт: без него не пустят ни на один объект.




Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Для многих профессия актера является чем-то недостижимым и сакральным, чем-то доступным только избранному кругу одаренных людей. Однако, на самом деле, в эту профессию попадают те, кто по-настоящему этого хочет, а все необходимые навыки, как и в любом деле, тут приходят с практикой.

Сегодня мы решили рассказать, как стать актером в России и за рубежом тем, у кого есть огромное желание и готовность предпринимать конкретные действия. Только так можно добиться желаемого.

Многие киношники говорят, что в актерском ремесле надо обладать харизмой, превосходной памятью, терпением и невероятной работоспособностью. Если ты считаешь, что у тебя есть все эти навыки, первый тест пройден. Можно двигаться дальше.

1 Откажись от снобизма и стереотипов

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Прежде всего, ты должен понимать, что актер — это не тот человек, который ходит с недовольным лицом по съемочной площадке и жалуется на недостаточное количество сахара в своем латте.

Профессионал в этом деле постоянно работает над собой — он заучивает длинные реплики, ждет своего появления в кадре по несколько часов, готов к ненормированному графику, ранним подъемам, экспериментам со своей внешностью, самым разным образам, а также периодам отсутствия ролей и длительным командировкам.

Кроме того, он прекрасно понимает, что в актерской профессии.

Очень большая конкуренция

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Несмотря на то, что фильмов выходит много и театральные постановки идут каждый день, желающих получить в них главные роли (или хотя бы второстепенные) намного больше.

Настоящими звездами становятся далеко не все

Любой актер должен прекрасно понимать, что всеобщее признание и востребованность — это не только затраченные усилия, но и удачное стечение обстоятельств.

То есть популярность и слава порой приходят совершенно случайно, а иногда и не приходят вовсе.

Все довольно нестабильно

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

У всех актеров (особенно у начинающих) бывают моменты, когда нет предложений по съемкам или участию в разных проектах. В таких случаях некоторым приходится переходить на режим строгой экономии.

Надо помнить об этом и искать дополнительные источники дохода, чтобы не полагаться только на свою основную профессию.

2 Постарайся объективно оценить свои данные

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Многие далекие от мира кино люди считают, что ключевым фактором успеха в профессии является идеальная внешность. Однако, на самом деле, это далеко не так.

В фильмах и сериалах есть роли под абсолютно разные типажи — от старой бабушки до ботаника. Поэтому подтянутая фигура и гладкое лицо являются вовсе не обязательными атрибутами успеха.

Лучше всего сосредоточиться на своей харизме, потому что она гораздо важнее внешности. Актер должен уметь притягивать внимание зрителя, вызывать симпатию или, наоборот, отторжение. Это достигается благодаря умению владеть собой и держаться в жизни (и, соответственно, в кадре).

Опытные киношники также любят советовать начинающим актерам научиться нормально воспринимать критику. Потому что профессиональный актер — это инструмент в руках режиссера. Нередко под его видение приходится подстраиваться и играть в соответствии с ним.

Помни, что профессия актера представляет собой мастерство перевоплощения. Не стоит об этом забывать.

3 Постоянно развивайся

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Актерское ремесло — это постоянная практика и развитие своих навыков. Для тех, кто пытается понять, как стать актером без образования, киношники рекомендуют записаться на курсы актерского мастерства или в театральные студии.

Совсем без теоретической и практической базы попасть в эту профессию вряд ли получится. Поэтому любой опыт тут будет полезен.

Кроме того, по актерскому мастерству есть специальная литература со всеми базовыми принципами профессии. Для самоучек такие пособия будут очень полезными.

Вместе с этим надо присмотреться к биографиям популярных актеров, книгам по психологии, основам написания сценариев и так далее. Любая теоретическая база, относящаяся к профессии, точно не будет лишней.

Ну, и, конечно, в этом деле нужна насмотренность. Смотри кино, сериалы и ходи на спектакли. Это тоже очень помогает в понимании механизмов игры на сцене.

4 Получи образование

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Несмотря на то, что многие известные актеры не заканчивали профильных учебных заведений, получение образования — это очень важный момент, без которого карьера может и не стартовать.

Зачастую без образования в кино попадали люди случайно встретившиеся великим режиссерам. Но это исключительная удача, ждать которой просто бессмысленно.

Естественно, существует множество других училищ и театральных студий, которые могут научить азам. Однако вышеупомянутые заведения являются тем самым знаком качества, на который обращают внимание люди, занятые в профессии.

Однако сразу стоит отметить, что в театральные вузы нельзя поступить в любом возрасте. Девушек туда берут примерно до 22 лет, а парней до 25-27 лет. Если вдруг ты столкнешься с подобным барьером, придется искать курсы актерского мастерства в другом месте.

5 Составь портфолио

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

Твое портфолио должно состоять из качественных фотографий, которые смогут дать исчерпывающее представление о твоих внешних данных. Для его составления попроси помощи у своих друзей-фотографов или обратись в фотостудию.

При этом требований к этим фотосессиям не так много. Портретные снимки должны быть светлыми и четкими. На тебе не должно быть грима или макияжа, и твой взгляд должен быть направлен прямо в объектив.

Стоит отметить, что на этом этапе не надо улыбаться или позировать. Люди в индустрии должны хорошо проанализировать твой естественный образ, чтобы понимать, подойдешь ли ты для их проектов.

6 Будь готов к публичности

Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам

В актерской профессии коммуникация играет очень важную роль. Иногда, чтобы добиться места в том или ином проекте, приходится общаться со множеством незнакомых людей, которые могут сыграть решающую роль в твоей карьере.

Удачная самопрезентация — это действительно ключ к обретению новых связей и работы. Поэтому интровертам в этой профессии приходится весьма непросто.

Как бы то ни было, сейчас коммуницировать можно через социальные сети. Например, фейсбук или инстаграм. Некоторые даже заводят целые каналы на ютьюбе, публикуя там свой контент. Кстати, некоторые актеры пришли к большим ролям посредством своих проектов. Чего только стоят потрясающие Ирина Горбачева и Антон Лапенко, которые снимали короткие скетчи в инстаграме.

До своих проектов они были неизвестными персонажами в индустрии, а после вирусного контента и народного признания стали чуть ли не центровыми деятелями профессии.

Поэтому не стоит игнорировать современные инструменты продвижения собственного бренда.

Тем не менее, все равно не забывай про тематические оффлайн-мероприятия, на которые приходят люди из кинотусовки. Не будет лишним появляться там почаще и заводить полезные знакомства. Одним словом, работай на всех направлениях и тогда у тебя будет больше шансов залететь на потенциально успешный проект.



О профессии актера мечтают многие, она находится в постоянном тренде, особенно среди детей. Однако не все могут достичь популярности, поскольку для этого необходимо обладать не только множеством навыков, но и незаурядным талантом. При этом актерское образование способно открыть множество других направлений и специализаций, и это является непременным плюсом.


Суть профессии

Актер – это человек, который умеет перевоплощаться в разные образы, которые демонстрируются в театре, кино, опере, балете и пр. Задачей профессионала является вызвать эмоции у зрителя (радость и грусть, смех и слезы), а также заставить его сопереживать и задумываться над актуальными проблемами. От того, насколько качественно будет сыграна роль, зависит многое. Хорошему актеру удастся убедить зрителя в том, что он видит перед собой совершенно другой образ, который часто не имеет ничего общего с самим специалистом. Поэтому работа актера – это очень сложная задача, с которой справляются только те, кто нашел в этом деле свое призвание.


Преимущества

Среди преимуществ можно назвать возможность заниматься любимым делом. Профессия актера никогда не бывает скучной, она увлекательная, захватывающая и творческая.

У актера есть возможность завоевать любовь публики, а купаться в любви зрителей – это мечта многих людей, которые мечтают обмениваться положительными эмоциями с большой аудиторией.

Специалисты часто ездят по разным городам и странам, поэтому возможность путешествовать по миру также можно назвать непременным преимуществом.


Актеры общаются с множеством творческих людей, и у их окружения всегда есть чему поучиться, поскольку все эти люди являются незаурядными.

Не каждый представитель профессии может войти в историю, однако у актера есть такая возможность.

Артисты являются образованными творческими людьми, поэтому они легко смогут устроиться на любую работу, если захотят сменить род деятельности. Например, можно стать замечательным преподавателем или журналистом.


Минусы

Среди минусов можно обозначить ненормированный рабочий график. Всем, кто выбрал этот путь, следует знать, что очень часто нет возможности распоряжаться собственным временем.


Нужно также быть готовым к тому, что далеко не во всех гостиницах будут предоставлены комфортные условия. А по этому поводу никто не будет отменять гастроли, поэтому придется мириться с дискомфортом.

Артист может получить травму, когда выполняет разные трюки или участвует в сложных съемках. Особенно этим рискам подвержены артисты балета и цирка.

Личные качества

Перечень личных качеств, которыми должен обладать актер, очень велик. Вот только часть того, без чего не может обойтись ни один артист:

  • отличная память;
  • высокий интеллектуальный уровень;
  • отсутствие страха перед публикой;
  • умение перевоплощаться;
  • способность работать в команде;
  • ораторские способности;
  • хорошая физическая подготовка и выносливость;
  • трудолюбие;
  • уверенность в своих силах;
  • неординарное мышление;
  • наличие фантазии;
  • активность и энергичность;
  • уверенность в себе и собственных силах.


Где учиться

Почти в каждом крупном городе есть театральный вуз или коллеж. Поступление в эти учебные заведения нельзя назвать легким, поскольку количество желающих на одно место достигает полумиллиона человек. Самыми известными являются: Всероссийский государственный университет кинематографии (ВГИК), институт имени Щепкина, Российский университет театрального искусства (ГИТИС), Театральный институт имени Щукина.


Зарплата

Средняя зарплата актера в России составляет 51 889 рублей. Лидером является Москва (74 692 рубля). На втором месте находится Санкт-Петербург (41 443 рубля). Последним в списке представленных вакансий находится Омск с оплатой в 15 000 рублей. Очень многое зависит от опыта актера и его специализации. Также немаловажным является фактор везения. Нужно оказаться в нужное время и в нужном месте, уметь собраться и продемонстрировать все свои способности. Тогда вас могут заметить и пригласить на роль, которая окажется для вас знаковой, и это отразится на оплате. Например, зарплата популярных актеров насчитывает сотни тысяч рублей.


Перспектива

В основном на сайтах по поиску актеров ищут аниматоров и актеров массовых сцен. Однако это не означает, что эта профессия не является востребованной и перспективной. Для съемок в фильмах или спектаклях компетентные люди обращаются в театральные вузы, где выбирают студентов или людей из театральной среды. Карьеры как таковой нет, однако если иметь талант и везение, можно стать знаменитостью. Также можно с уверенностью сказать, что артист будет востребован через многие десятилетия, поскольку эта профессия является одной из древнейших, нет никаких предпосылок к тому, чтобы она исчезла.

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Читайте также: