Как устроиться на работу в пиксар

Обновлено: 16.05.2024

Эта книга – окно в удивительный мир Pixar, одной из лучших анимационных студий мира. В ней есть истории обо всем: технических достижениях, ожесточенной корпоративной борьбе, фантастических прибылях и загадочном, нестандартном подходе Pixar к стратегии и управлению персоналом. Вызывают уважение готовность лидеров Pixar мириться с неудачами, их вера в правоту своих убеждений. К сожалению, выводы, предлагаемые в конце каждой главы, излишне все упрощают, и из них не всегда понятно, как обычные компании могут применить на практике методы Pixar, – эту задачу авторы перекладывают на плечи читателя. Однако приведенный в книге длинный список компаний, с успехом использующих “несерьезную” матрицу, помогает восполнить этот недостаток. Уверены, вы тоже можете это сделать. Тем более, что это абсолютно в стиле Human management.

“Мечтать”

Соучредитель Pixar Studios Эд Катмулл и один из первых сотрудников Джон Лассетер, занимающий теперь пост креативного директора, работают вместе с 1984 года. Их кредо – не утратить, подобно большинству взрослых, способность искренне удивляться. По словам Лассетера, “люди, работающие в анимации, остаются детьми”. И взрослеть им не нужно. Pixar – результат необычного совпадения интересов фанатиков компьютерной анимации, мечтавших рисовать комиксы, и технологических предпринимателей, мечтавших разбогатеть. С самого начала как технические, так и творческие сотрудники Pixar понимали, что будущее – в машинах и программах, которые они либо заимствуют у других, либо изобретают сами. Но никто не знал, как это будущее будет выглядеть.

С приходом Стива Джобса (он купил Pixar у Lucasfilms в 1986 году, а соучредитель Катмулла, Альви Рей Смит, покинул компанию в 1991-м) Pixar попыталась продавать дорогие графические компьютеры. Руководство решило, что производство кино должно быть побочным направлением, скорее увлечением.

По мере развития технологий мозговой центр Pixar все больше склонялся к тому, что смыслом существования компании может стать производство полнометражных мульт-фильмов. Первый фильм Pixar, “История игрушек”, вышел в прокат в 1995 году и имел небывалый успех. Катмулл и Лассетер, к своему удивлению, обнаружили, что у эпидемии изобретательства, вылившейся в “Историю игрушек”, была своя система, даже притом что этот процесс свободного творчества со стороны мог казаться беспорядочным. Они решили привести весь процесс к стройной системе, чтобы сохранить свой успех. Во-первых, они осознали, что все часто ошибаются – и руководители, и творческая группа, и финансовый отдел: следуют неправильной политике, ввязываются в бессмысленные битвы, выбирают для фильмов заурядные темы, используют не те технические приемы.

В то же время Pixar не забывала о долгосрочных целях, придерживалась своего видения и никогда не отступала от своих взглядов ни под давлением обстоятельств, ни в угоду рынку, прессе или мнению коллег по цеху. Именно поэтому сотрудники Pixar могли, не боясь последствий, допускать ошибки в ходе творческого процесса, превращая промахи в искусство. Это один из стержневых моментов культуры Pixar, который Лассетер объясняет так: “Нас даже в большей степени занимает то, что не сработало”.

“Верить”

Pixar с уважением относится к ошибкам; ее руководители не хотят, чтобы сотрудники боялись неверного шага. Налицо даже определенный перебор. Того, кто совершил достаточно серьезный промах, ждет всеобщее признание и вечеринка в его честь. Pixar делает все, чтобы ее сотрудники сохраняли гибкость ума и работали, не чувствуя на себе бремени страха. Это относится как к творческим специалистам, так и к программистам и другим техническим сотрудникам – к тем, кто в более консервативных компаниях находится в состоянии постоянного напряжения, потому что вынужден всегда следовать определенным инструкциям и не может дать волю воображению. Pixar уверена, что ее компьютерщики и художники не должны формировать внутри компании субкультуры, живя по правилам, отличным от корпоративных. Во многих корпорациях каждая группа рассматривает другую как основное препятствие на пути реализации своих целей.

В Pixar создана такая атмосфера, когда каждая группа видит в другой союзника.

Подобная атмосфера сотрудничества вытекает из другого постулата, принятого в Pixar: “общение превыше всего”. Компания использует для этого все возможные каналы. Она поощряет контакты по вертикали – от руководителей к рядовым сотрудникам, а также регулярные официальные и неофициальные встречи программистов и художников, на которых они рассказывают друг другу, что и зачем делают. Менеджеры Pixar никогда не преподносят готовые решения как данность: компания ждет от сотрудников, что те поделятся своим мнением относительно ее новых замыслов. Открытая планировка рабочего пространства, большие общественные зоны для отдыха и неформального общения (бассейн олимпийских размеров, комната для игр, кафетерии) стимулируют постоянное взаимодействие внутри отделов, между разными подразделениями, по управленческой вертикали. Культуре компании присущи равнодушие к титулам и искренность в выражении собственного мнения. Ни у кого из сотрудников не возникнет проблем, если он выскажет свои мысли вслух. Конечно, позволить себе поддерживать такую приверженность открытому общению и творческим ошибкам Pixar может потому, что является в высшей степени прибыльной компанией. Сотрудники Pixar уверены, что во внешнем мире вряд ли кто-то поймет, как они работают. Они даже испытывают удовольствие, когда окружающие мучаются вопросом, как же это все функционирует.

Pixar предпочитает нанимать чудаков, отверженных, тех, кто не привык мыслить шаблонами. Однако руководство компании хочет, чтобы эти бунтари были еще и преданными идее трудоголиками. Люди, не вписывающиеся в рамки более традиционных компаний, снискавшие репутацию упрямых индивидуалистов, как правило, процветают

в Pixar: личная и творческая свобода сочетается в этой компании с четким соблюдением сроков и стремлением к совершенству. Руководители любят ссылаться на добившихся успеха сотрудников, которых другие компании заклеймили как “неуправляемых”. Попав в Pixar, такие люди не становятся более управляемыми, однако в компании создаются все условия для того, чтобы они могли плодотворно работать. Руководители Pixar считают мультфильм “Суперсемейка” творением своих “белых ворон”, группы мечущихся в поисках художников, которым была предоставлена свобода действий. “Суперсемейка” получила премии Оскар в номинациях “Лучший полнометражный анимационный фильм” и “Лучший звуковой монтаж”. Мультфильм отлично продавался на DVD. При этом стоимость производства одной минуты была ниже, чем у всех предыдущих фильмов Pixar. Таков был результат совместной работы команды “мятежников”, которые очень хотели показать всему миру, на что они способны.

Для поддержания своих сотрудников в форме Pixar основала и финансирует университет Pixar. Компания активно агитирует сотрудников проводить минимум четыре часа в неделю в университете. Занятия, которые ведут известные специалисты, охватывают широкий спектр тем – от рисования и импровизации до приемов самообороны. Руководство Pixar уверено, что интеллектуальные, всесторонне образованные сотрудники больше склонны к творчеству и новаторству. Подтверждая стремление жить в соответствии со своими идеалами, Pixar назначила “деканом” университета Рэнди Нельсона, бывшего тренера NeXT (компьютерной фирмы Джобса, созданной им после изгнания из Apple) и основателя абсурдистской постмодернистской труппы жонглеров “Летающие братья Карамазовы”.

Сотрудники могут сами выбирать интенсивность посещения занятий; главное, чтобы это не выбивало их из графика сдачи работ. Девиз университета воплощает дух сотрудничества, царящего в Pixar, – “Alienus Non Diutuis”, что означает: “Ты больше не чужой”.

“Принять вызов”

Основатели Pixar немало натерпелись, общаясь с корпорациями-монстрами – особенно с забюрократизированной и закоснелой компанией Disney, руководство которой заинтересовано только в получении прибыли. На собственном горьком опыте они узнали, как трудно добиться преимущества долгосрочных инвестиций в развитие над быстрым получением прибыли. Руководители Disney не осознавали, какой потенциал скрыт в трехмерной компьютерной анимации. Их вполне удовлетворяли доходы, получаемые от сиквелов известных диснеевских мультфильмов, и не интересовало инвестирование в технологии будущего. Disney упустила возможность приобрести Pixar на стадии ее становления, и в итоге партнеры Pixar заработали на том, на чем Disney не хотела зарабатывать. Они были в постоянном поиске чего-то нового – методов, возможностей. Они верили в важность четкого видения и безупречного качества, невзирая на затраты. В 2006 году Джобс продал Pixar компании Disney за 7,4 миллиарда долларов.

Одна из характерных особенностей Pixar – регулярные встречи для обмена мнениями. Творческие группы демонстрируют свою работу остальным сотрудникам, которые вольны высказать все, что они о ней думают. Участники проекта могут и проигнорировать совет, но они не могут не участвовать в подобного рода встречах. Руководители Pixar считают, что это дает творческим специалистам больше уверенности в своих идеях и вырабатывает способность правильно воспринимать критику, не теряя направления. Это также учит их отстаивать свой подход. Такая совместная работа – источник жизненной силы Pixar. Руководство компании верит в своих сотрудников, в их способность найти самое подходящее решение. Оно с уважением относится и к людям, и к их идеям, считая проявление уважения самым хорошим мотиватором. Работники Pixar не подписывают никаких контрактов. Катмулл считает подобные документы чертой жесткого корпоративного контроля: он стремится к тому, чтобы сотрудники хотели как можно дольше работать в Pixar. А как только у них пропадает такое желание, они, по его мнению, должны покинуть компанию. Кадровая политика Pixar отражает желание студии иметь в своих рядах людей, которые горят желанием работать и любят атмосферу своей фирмы.

При приеме кандидатов проверяют на соответствие общим требованиям компании, которые звучат как “глубина, широта, коммуникации и взаимодействие”. Этими качествами должны обладать все сотрудники. “Глубина” подразумевает превосходные знания в своей области и способность плодотворно работать в течение длительного времени. “Широта” говорит о большом жизненном опыте и природном любопытстве. Также она означает понимание мотивов других людей и их культурных особенностей, умение использовать свои наблюдения и желание помогать коллегам решать их проблемы. “Коммуникация” – способность внимательно выслушать и осмыслить сказанное, а также понять, правильно ли слушатель воспринимает вашу точку зрения. “Взаимодействие” происходит в тот момент, когда все эти навыки используются в работе над совместным проектом. Каждый, кто обладает всеми этими качествами, характеризуется “мастерством”, и он остается мастером своего дела до тех пор, пока умеет проигрывать, восстанавливаться и идти дальше.

“Сделать”


Философия Pixar включает в себя понимание того, как избежать вмешательства в работу и насмешек как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне. На протяжении всей истории компании ее руководители отстаивают свои творческие идеи в борьбе с “костюмами” – корпоративными бюрократами. Pixar четко обозначает стадии разработки проекта, позволяющие увидеть, на каком этапе в данный момент он находится. “Костюмы” приглашаются на брифинги, организуемые специально, чтобы они были в курсе происходящего и чувствовали себя участниками, а не наблюдателями. Отчеты о ходе работ “продают идею” высшему руководству и вовлекают топ-менеджеров в процесс взаимодействия. Сотрудники Pixar хотят услышать мнения своих боссов, но согласно корпоративной стратегии невмешательства это ни в коем случае не означает обязательное следование их указаниям.

Самая сильная сторона Pixar заключается в ее готовности к неудачам. В компании считается, что наказание за провал убивает стремление к инновациям, поэтому сотрудники знают, что они могут смело экспериментировать. Менеджеры поощряют своих подчиненных к тому, чтобы те брались за непосильные задачи, пробовали новые методы. Их цель – получить благодаря ошибкам новые знания, сделать выводы и предпринять новую попытку. Pixar возводит умение пойти на риск в ранг искусства. Ее принципы формирования культуры под девизом “попробуй, узнай и снова попробуй” включают в себя:

• Уважительное отношение к провалу;

• Оперативное создание опытных образцов для быстрого тестирования;

• Предоставление проектным командам неограниченной свободы;

• Отношение к финансовым ограничениям как к положительному фактору и развитие в пределах имеющихся на данный момент возможностей;

• Гибкий подход к планам: планы меняются в зависимости от обстоятельств;

• Демонстрация идей и концепций команды в понятной для всех форме;

• Отказ от длинных совещаний и отчетов как от пустой траты энергии и времени;

• Использование процедуры получения разрешения лишь в крайних случаях;

• Воплощение идей сразу, как только они возникают;

• Поиск покупателей и поставщиков – таких же сторонников передовых взглядов, как сама Pixar; именно они становятся первыми испытателями самых безумных идей.

Pixar верит в возможности игры и в целебные свойства смеха. Офисы Pixar сродни детским площадкам. В неформальной обстановке легко рождаются новые идеи. В начале своей истории Pixar обставила зал показов ужасными продавленными диванчиками из комиссионного магазина: это все, что компания тогда могла себе позволить. Вместо того чтобы смотреть на разносортную старую мебель как на символ ограниченности бюджета, сотрудники сочли ее знаком внимания, и диванная стала излюбленным местом тусовок.

Политика “постоянной игры” Pixar включает в себя придумывание и организацию ежемесячных командных игр, таких как фирменные гонки на скутерах; поощрение творческого оформления сотрудниками своих рабочих мест; фиксирование всех важных событий, которые стоит отметить, – от дней рождения до завершения проекта. Компания также помогает своим специалистам в обретении признания и вне компании, стимулируя их вступать в профессиональные ассоциации, участвовать в конференциях и публиковаться. Давая сотрудникам возможность поделиться своими достижениями с внешним миром, Pixar тем самым повышает их лояльность к компании. Руководители Pixar с уважением и доверием относятся к каждому работнику независимо от его уровня. Не только коммуникации должны осуществляться в обоих направлениях, но и заботиться необходимо обо всех.

Об авторах
Билл Каподальи и Линн Джексон из Capodagli Jackson Consulting также являются авторами книги “Путь Disney”.

Как компания по производству софта для больниц стала лидером в мультипликации.

Сейчас эта компания ассоциируется с качественными 3D-мультфильмами, однако так было не всегда. Чтобы заработать себе имя и из убыточного предприятия превратиться в успешное, сотрудникам Pixar пришлось изрядно попотеть.

Три кита Pixar

Сама же компания Pixar появилась практически за 10 лет до этого. И, говоря о её основании, нужно упомянуть троих человек: Эда Кэтмелла, Джона Лассетера и Стива Джобса. Причем именно в этом порядке.

Началось все с Эда Кэтмелла — компьютерного гения и фаната классического Disney. С самого детства его мечтой было создать свой собственный мультфильм, но у Кэтмелла не было таланта к рисованию. Поэтому он решил пойти другим путём и занялся разработкой оборудования и софта для компьютерного 3D-моделирования. Сразу же после колледжа, в начале 80-х, он был приглашен на работу в студию Джорджа Лукаса. Там Кэтмелл возглавил компьютерный отдел. В Lucasfilm он вместе со своей командой создал мощный компьютер, облегчающий процесс создания 3D-анимации — его назвали Pixar Image Computer.

В 1983 году компьютерный отдел Lucasfilm начал испытывать трудности. Джордж Лукас урезал финансирование из-за развода с женой и сопутствующими расходами, а без денег развивать анимацию было невозможно. Всё изменилось спустя три года, когда на горизонте появился Стив Джобс. В 1985 году его уволили из Apple, и он как раз искал, чем себя занять. Увидев на одной из презентаций компьютер Pixar, Джобс решил купить его у Лукаса вместе со всем компьютерным отделом. Сделка обошлась в пять миллионов, а ещё пять Джобс вложил, чтобы дать возможность начать работу. Так в 1986 году компьютерный отдел Lucasfilm стал самостоятельной компанией Pixar.

Первое время задачей студии было вовсе не создание мультфильмов, а производство аппаратов и программного обеспечения для различного оборудования, в том числе и медицинского . Дела шли не очень удачно, Pixar несла убытки и Стив Джобс даже несколько раз пытался продать её. Чтобы хоть как-то держаться на плаву, студия начала заниматься производством рекламных роликов.

Слияние с Disney

Кстати, сделать главными героями кукол решили из-за особенностей ранней 3D-анимации: всё выглядело слишком ненастоящим, поэтому персонажи из пластика были отличным вариантом.

Проблемы были и со сценарием. Креативная группа решила, что из фильма должно получиться бадди-муви, но с первого раза ничего не вышло. Сценарий был забракован Disney из-за неудачно прописанного персонажа Вуди: в первой версии он получился слишком саркастичным и надменным.

Сначала Вуди был очень агрессивным парнем, острым и неприятным. Трудно было поверить, что он самая популярная игрушка в комнате.

Одно из важнейших изменений в истории Pixar произошло в 2006 году, когда руководство Disney решило выкупить компанию у Стива Джобса. Сделка обошлась в 7,4 миллиарда долларов. Главным условием было сохранение принципов работы Pixar. Их четыре:

  • все идеи должны высказываться свободно;
  • отделы в компании должны быть тесно взаимосвязаны;
  • не нужно бояться браться за большие проекты;
  • не нужно спешить.

Теория единой вселенной

Некоторые зрители увидели в этих деталях скрытый смысл и построили вокруг них настоящую теорию. Они считают, что разработчики Pixar создали целую вселенную, и каждый из мультфильмов студии показывает её в разные временные отрезки.

Монстры. Ещё позднее жуков во вселенной Pixar появляются монстры. Это, по мнению Негрони, животные, которые мутировали из-за загрязнения Земли. Монстры живут в цивилизованном, развитом обществе, и подпитывают свои приборы при помощи человеческой энергии. Чтобы добыть её они путешествуют не в параллельный мир, как казалось сначала, а в прошлое, то есть во времена людей.

В одном из путешествий монстр Салли знакомится с девочкой Бу, между ними завязывается дружба. Чтобы вновь найти монстра и своего приятеля Бу становится ведьмой, возвращается в прошлое, и вот круг замкнулся.

Конкуренция

Ещё один конкурент Pixar — Illumination Entertainment. В 2007 году, сразу же после создания, директор компании Кристофер Меледанри заключил договор с Universal о производстве одного или двух мультфильмов ежегодно. Началом работ был выбран 2010 год.

Отличает Sony от вышеупомянутых студий подход к производству. По словам президента компании Кристен Беллсон, они стараются соблюдать баланс между разработкой проектов и их реализацией так, чтобы соотношение было приближено один к одному. Таким образом, ни одна из идей не остается упущенной.

Ещё один конкурент Pixar — Laika Entertainment. Не самая продуктивная и доходная, зато интересная студия. В отличие от всех предыдущих Laika занимается кукольной анимацией. При этом, графика не исключается: персонажей для мультфильмов аниматоры Laika, как и другие, рисуют при помощи компьютера, а затем отпечатывают на 3D-принтере.

Эта книга – окно в удивительный мир Pixar, одной из лучших анимационных студий мира. В ней есть истории обо всем: технических достижениях, ожесточенной корпоративной борьбе, фантастических прибылях и загадочном, нестандартном подходе Pixar к стратегии и управлению персоналом. Вызывают уважение готовность лидеров Pixar мириться с неудачами, их вера в правоту своих убеждений. К сожалению, выводы, предлагаемые в конце каждой главы, излишне все упрощают, и из них не всегда понятно, как обычные компании могут применить на практике методы Pixar, – эту задачу авторы перекладывают на плечи читателя. Однако приведенный в книге длинный список компаний, с успехом использующих “несерьезную” матрицу, помогает восполнить этот недостаток. Уверены, вы тоже можете это сделать. Тем более, что это абсолютно в стиле Human management.

“Мечтать”

Соучредитель Pixar Studios Эд Катмулл и один из первых сотрудников Джон Лассетер, занимающий теперь пост креативного директора, работают вместе с 1984 года. Их кредо – не утратить, подобно большинству взрослых, способность искренне удивляться. По словам Лассетера, “люди, работающие в анимации, остаются детьми”. И взрослеть им не нужно. Pixar – результат необычного совпадения интересов фанатиков компьютерной анимации, мечтавших рисовать комиксы, и технологических предпринимателей, мечтавших разбогатеть. С самого начала как технические, так и творческие сотрудники Pixar понимали, что будущее – в машинах и программах, которые они либо заимствуют у других, либо изобретают сами. Но никто не знал, как это будущее будет выглядеть.

С приходом Стива Джобса (он купил Pixar у Lucasfilms в 1986 году, а соучредитель Катмулла, Альви Рей Смит, покинул компанию в 1991-м) Pixar попыталась продавать дорогие графические компьютеры. Руководство решило, что производство кино должно быть побочным направлением, скорее увлечением.

По мере развития технологий мозговой центр Pixar все больше склонялся к тому, что смыслом существования компании может стать производство полнометражных мульт-фильмов. Первый фильм Pixar, “История игрушек”, вышел в прокат в 1995 году и имел небывалый успех. Катмулл и Лассетер, к своему удивлению, обнаружили, что у эпидемии изобретательства, вылившейся в “Историю игрушек”, была своя система, даже притом что этот процесс свободного творчества со стороны мог казаться беспорядочным. Они решили привести весь процесс к стройной системе, чтобы сохранить свой успех. Во-первых, они осознали, что все часто ошибаются – и руководители, и творческая группа, и финансовый отдел: следуют неправильной политике, ввязываются в бессмысленные битвы, выбирают для фильмов заурядные темы, используют не те технические приемы.

В то же время Pixar не забывала о долгосрочных целях, придерживалась своего видения и никогда не отступала от своих взглядов ни под давлением обстоятельств, ни в угоду рынку, прессе или мнению коллег по цеху. Именно поэтому сотрудники Pixar могли, не боясь последствий, допускать ошибки в ходе творческого процесса, превращая промахи в искусство. Это один из стержневых моментов культуры Pixar, который Лассетер объясняет так: “Нас даже в большей степени занимает то, что не сработало”.

“Верить”

Pixar с уважением относится к ошибкам; ее руководители не хотят, чтобы сотрудники боялись неверного шага. Налицо даже определенный перебор. Того, кто совершил достаточно серьезный промах, ждет всеобщее признание и вечеринка в его честь. Pixar делает все, чтобы ее сотрудники сохраняли гибкость ума и работали, не чувствуя на себе бремени страха. Это относится как к творческим специалистам, так и к программистам и другим техническим сотрудникам – к тем, кто в более консервативных компаниях находится в состоянии постоянного напряжения, потому что вынужден всегда следовать определенным инструкциям и не может дать волю воображению. Pixar уверена, что ее компьютерщики и художники не должны формировать внутри компании субкультуры, живя по правилам, отличным от корпоративных. Во многих корпорациях каждая группа рассматривает другую как основное препятствие на пути реализации своих целей.

В Pixar создана такая атмосфера, когда каждая группа видит в другой союзника.

Подобная атмосфера сотрудничества вытекает из другого постулата, принятого в Pixar: “общение превыше всего”. Компания использует для этого все возможные каналы. Она поощряет контакты по вертикали – от руководителей к рядовым сотрудникам, а также регулярные официальные и неофициальные встречи программистов и художников, на которых они рассказывают друг другу, что и зачем делают. Менеджеры Pixar никогда не преподносят готовые решения как данность: компания ждет от сотрудников, что те поделятся своим мнением относительно ее новых замыслов. Открытая планировка рабочего пространства, большие общественные зоны для отдыха и неформального общения (бассейн олимпийских размеров, комната для игр, кафетерии) стимулируют постоянное взаимодействие внутри отделов, между разными подразделениями, по управленческой вертикали. Культуре компании присущи равнодушие к титулам и искренность в выражении собственного мнения. Ни у кого из сотрудников не возникнет проблем, если он выскажет свои мысли вслух. Конечно, позволить себе поддерживать такую приверженность открытому общению и творческим ошибкам Pixar может потому, что является в высшей степени прибыльной компанией. Сотрудники Pixar уверены, что во внешнем мире вряд ли кто-то поймет, как они работают. Они даже испытывают удовольствие, когда окружающие мучаются вопросом, как же это все функционирует.

Pixar предпочитает нанимать чудаков, отверженных, тех, кто не привык мыслить шаблонами. Однако руководство компании хочет, чтобы эти бунтари были еще и преданными идее трудоголиками. Люди, не вписывающиеся в рамки более традиционных компаний, снискавшие репутацию упрямых индивидуалистов, как правило, процветают

в Pixar: личная и творческая свобода сочетается в этой компании с четким соблюдением сроков и стремлением к совершенству. Руководители любят ссылаться на добившихся успеха сотрудников, которых другие компании заклеймили как “неуправляемых”. Попав в Pixar, такие люди не становятся более управляемыми, однако в компании создаются все условия для того, чтобы они могли плодотворно работать. Руководители Pixar считают мультфильм “Суперсемейка” творением своих “белых ворон”, группы мечущихся в поисках художников, которым была предоставлена свобода действий. “Суперсемейка” получила премии Оскар в номинациях “Лучший полнометражный анимационный фильм” и “Лучший звуковой монтаж”. Мультфильм отлично продавался на DVD. При этом стоимость производства одной минуты была ниже, чем у всех предыдущих фильмов Pixar. Таков был результат совместной работы команды “мятежников”, которые очень хотели показать всему миру, на что они способны.

Для поддержания своих сотрудников в форме Pixar основала и финансирует университет Pixar. Компания активно агитирует сотрудников проводить минимум четыре часа в неделю в университете. Занятия, которые ведут известные специалисты, охватывают широкий спектр тем – от рисования и импровизации до приемов самообороны. Руководство Pixar уверено, что интеллектуальные, всесторонне образованные сотрудники больше склонны к творчеству и новаторству. Подтверждая стремление жить в соответствии со своими идеалами, Pixar назначила “деканом” университета Рэнди Нельсона, бывшего тренера NeXT (компьютерной фирмы Джобса, созданной им после изгнания из Apple) и основателя абсурдистской постмодернистской труппы жонглеров “Летающие братья Карамазовы”.

Сотрудники могут сами выбирать интенсивность посещения занятий; главное, чтобы это не выбивало их из графика сдачи работ. Девиз университета воплощает дух сотрудничества, царящего в Pixar, – “Alienus Non Diutuis”, что означает: “Ты больше не чужой”.

“Принять вызов”

Основатели Pixar немало натерпелись, общаясь с корпорациями-монстрами – особенно с забюрократизированной и закоснелой компанией Disney, руководство которой заинтересовано только в получении прибыли. На собственном горьком опыте они узнали, как трудно добиться преимущества долгосрочных инвестиций в развитие над быстрым получением прибыли. Руководители Disney не осознавали, какой потенциал скрыт в трехмерной компьютерной анимации. Их вполне удовлетворяли доходы, получаемые от сиквелов известных диснеевских мультфильмов, и не интересовало инвестирование в технологии будущего. Disney упустила возможность приобрести Pixar на стадии ее становления, и в итоге партнеры Pixar заработали на том, на чем Disney не хотела зарабатывать. Они были в постоянном поиске чего-то нового – методов, возможностей. Они верили в важность четкого видения и безупречного качества, невзирая на затраты. В 2006 году Джобс продал Pixar компании Disney за 7,4 миллиарда долларов.

Одна из характерных особенностей Pixar – регулярные встречи для обмена мнениями. Творческие группы демонстрируют свою работу остальным сотрудникам, которые вольны высказать все, что они о ней думают. Участники проекта могут и проигнорировать совет, но они не могут не участвовать в подобного рода встречах. Руководители Pixar считают, что это дает творческим специалистам больше уверенности в своих идеях и вырабатывает способность правильно воспринимать критику, не теряя направления. Это также учит их отстаивать свой подход. Такая совместная работа – источник жизненной силы Pixar. Руководство компании верит в своих сотрудников, в их способность найти самое подходящее решение. Оно с уважением относится и к людям, и к их идеям, считая проявление уважения самым хорошим мотиватором. Работники Pixar не подписывают никаких контрактов. Катмулл считает подобные документы чертой жесткого корпоративного контроля: он стремится к тому, чтобы сотрудники хотели как можно дольше работать в Pixar. А как только у них пропадает такое желание, они, по его мнению, должны покинуть компанию. Кадровая политика Pixar отражает желание студии иметь в своих рядах людей, которые горят желанием работать и любят атмосферу своей фирмы.

При приеме кандидатов проверяют на соответствие общим требованиям компании, которые звучат как “глубина, широта, коммуникации и взаимодействие”. Этими качествами должны обладать все сотрудники. “Глубина” подразумевает превосходные знания в своей области и способность плодотворно работать в течение длительного времени. “Широта” говорит о большом жизненном опыте и природном любопытстве. Также она означает понимание мотивов других людей и их культурных особенностей, умение использовать свои наблюдения и желание помогать коллегам решать их проблемы. “Коммуникация” – способность внимательно выслушать и осмыслить сказанное, а также понять, правильно ли слушатель воспринимает вашу точку зрения. “Взаимодействие” происходит в тот момент, когда все эти навыки используются в работе над совместным проектом. Каждый, кто обладает всеми этими качествами, характеризуется “мастерством”, и он остается мастером своего дела до тех пор, пока умеет проигрывать, восстанавливаться и идти дальше.

“Сделать”


Философия Pixar включает в себя понимание того, как избежать вмешательства в работу и насмешек как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне. На протяжении всей истории компании ее руководители отстаивают свои творческие идеи в борьбе с “костюмами” – корпоративными бюрократами. Pixar четко обозначает стадии разработки проекта, позволяющие увидеть, на каком этапе в данный момент он находится. “Костюмы” приглашаются на брифинги, организуемые специально, чтобы они были в курсе происходящего и чувствовали себя участниками, а не наблюдателями. Отчеты о ходе работ “продают идею” высшему руководству и вовлекают топ-менеджеров в процесс взаимодействия. Сотрудники Pixar хотят услышать мнения своих боссов, но согласно корпоративной стратегии невмешательства это ни в коем случае не означает обязательное следование их указаниям.

Самая сильная сторона Pixar заключается в ее готовности к неудачам. В компании считается, что наказание за провал убивает стремление к инновациям, поэтому сотрудники знают, что они могут смело экспериментировать. Менеджеры поощряют своих подчиненных к тому, чтобы те брались за непосильные задачи, пробовали новые методы. Их цель – получить благодаря ошибкам новые знания, сделать выводы и предпринять новую попытку. Pixar возводит умение пойти на риск в ранг искусства. Ее принципы формирования культуры под девизом “попробуй, узнай и снова попробуй” включают в себя:

• Уважительное отношение к провалу;

• Оперативное создание опытных образцов для быстрого тестирования;

• Предоставление проектным командам неограниченной свободы;

• Отношение к финансовым ограничениям как к положительному фактору и развитие в пределах имеющихся на данный момент возможностей;

• Гибкий подход к планам: планы меняются в зависимости от обстоятельств;

• Демонстрация идей и концепций команды в понятной для всех форме;

• Отказ от длинных совещаний и отчетов как от пустой траты энергии и времени;

• Использование процедуры получения разрешения лишь в крайних случаях;

• Воплощение идей сразу, как только они возникают;

• Поиск покупателей и поставщиков – таких же сторонников передовых взглядов, как сама Pixar; именно они становятся первыми испытателями самых безумных идей.

Pixar верит в возможности игры и в целебные свойства смеха. Офисы Pixar сродни детским площадкам. В неформальной обстановке легко рождаются новые идеи. В начале своей истории Pixar обставила зал показов ужасными продавленными диванчиками из комиссионного магазина: это все, что компания тогда могла себе позволить. Вместо того чтобы смотреть на разносортную старую мебель как на символ ограниченности бюджета, сотрудники сочли ее знаком внимания, и диванная стала излюбленным местом тусовок.

Политика “постоянной игры” Pixar включает в себя придумывание и организацию ежемесячных командных игр, таких как фирменные гонки на скутерах; поощрение творческого оформления сотрудниками своих рабочих мест; фиксирование всех важных событий, которые стоит отметить, – от дней рождения до завершения проекта. Компания также помогает своим специалистам в обретении признания и вне компании, стимулируя их вступать в профессиональные ассоциации, участвовать в конференциях и публиковаться. Давая сотрудникам возможность поделиться своими достижениями с внешним миром, Pixar тем самым повышает их лояльность к компании. Руководители Pixar с уважением и доверием относятся к каждому работнику независимо от его уровня. Не только коммуникации должны осуществляться в обоих направлениях, но и заботиться необходимо обо всех.

Об авторах
Билл Каподальи и Линн Джексон из Capodagli Jackson Consulting также являются авторами книги “Путь Disney”.

Когда ты молод и активен, любишь киноиндустрию и хочешь попробовать себя в чем-то новом – все дороги ведут на киностудию. По крайней мере, меня туда занесло именно по этой причине.

Хотя, что греха таить, основной интерес был все же материальным – ну кто не был студентом? Деньги всегда нужны.

Почему-то мало кто помнит, что съемка кино – это ж не только актеры, но и целый список персонала, который трудится по ту сторону экрана. И одним из этих тружеников может стать обычный человек.

Историей поделился мой читатель Алексей В.

Кто нужен на киностудии

  • администратор по площадке;
  • фотографы;
  • сценаристы, редакторы, композиторы;
  • исполнители трюков, пиротехники;
  • хореографы;
  • ассистенты оператора;
  • гримеры, костюмеры, визажисты, стилисты, декораторы.


Мне несколько раз приходилось работать в группе сценаристов в юмористических проектах.

Сразу скажу, что этот процесс действительно затягивает, но со временем приходит понимание, что, либо должно быть призвание и тогда процесс поиска новых идей существенно упрощается, или это превращается в нескончаемую гонку, когда ты находишься на грани морального истощения.

За месяц с лишним мне тогда удалось заработать 50 тыс. р.

Ассистенты разного толка

Не один съемочный процесс не обходится без помощников того или иного специалиста.

Если есть желание подработать и при этом нет профильного образования, нужны деньги для оплаты учебы или хочется узнать все тонкости профессии изнутри, то вакансии ассистентов стоит рассмотреть повнимательнее.

Итак, что для таких соискателей предлагает киноиндустрия? В первую очередь поисковик выдает ссылки, где указан ассистент оператора или первый помощник оператора.

Как второй человек на площадке с множеством обязанностей, зарплата такого сотрудника в среднем 30-35 тыс. р.

Это, безусловно, не голливудский размах, а российская действительность, поэтому все гораздо скромнее. Все зависит от бюджета картины, так сказать, престижа.

Аналогичные ставки публикуют для ассистента режиссера-постановщика.


Еще одно интересное предложение из этой же серии – ассистент художника-гримера. Рутинная работа быть подмастерьем, поддерживать внешний вид актеров на площадке.

Все те же задачи с одной лишь разницей, что дело касается создания визуального образа персонажей, входят в обязанности ассистента художника по костюмам.

Если не образование, то соответствующие навыки и знания здесь точно нужны, зато есть возможность совмещать несколько проектов или постановок.

Обогатиться таким образом вряд ли получится – предлагают 11-80 тыс. р., но на практике выходит примерно 45 тыс.

Гримеры, визажисты, стилисты, декораторы

Считается, что перечень этих специальностей больше подходит для женщин – без исключения все любят себя украшать, но и мужчины в списке визажистов и стилистов уже отнюдь не редкость – их имена давно на слуху.

Каждой из этих профессий стоит уделить внимание:


Несколько моих знакомых студенток подрабатывает визажистами, ведь, чтобы начать зарабатывать, достаточно пройти базовый курс по основам макияжа за 20-60 тыс. и сделать себе в качестве примера небольшое портфолио.

Вакансий много, съемочные процессы идут повсеместно. Что касается крупных городов, средний доход визажиста составляет порядка 40-45 тысяч руб.

Различные менеджеры

Активному и коммуникабельному человеку можно порекомендовать рассмотреть вариант менеджера или агента. Это настоящая палочка-выручалочка для актера, он берет на себя рутину административных вопросов.

Планировать график съемок, договариваться с продюсерами и режиссерами, условиями сотрудничества и оплаты.

Менеджер работает за процент от гонорара артиста. Востребованность и уровень дохода звезды гарантирует благополучие агента. В общем — волка ноги кормят.

Еще одна современная специальность – локейшн-менеджер или менеджер по выбору натуры.

Ключевая задача – подбор мест для съемок + при необходимости оформление разрешений для работы на охраняемых территориях, где это требуется. Характер работы разъездной, поэтому необходим запас личного времени и транспорт.

Киностудия – своего рода государство с огромным количеством вариантов, которые можно и стоит рассматривать в качестве подработки.

Помимо финансовой части, процесс съемок еще и дополнительный шанс открыть и реализовать свой творческий потенциал, получить уникальный опыт, расширить круг общения, обзавестись полезными знакомствами.

Временный источник дохода способен круто изменить жизнь, найти удачный баланс заработок/удовольствие и даже стать делом всей жизни.

А вы хотели бы влиться в киноиндустрию и оказаться по ту сторону большого экрана? Интересно узнать ваше мнение. Оставляйте свои комментарии подписывайтесь на наш канал.


Почему нельзя просто устроиться на работу сценаристом

Например, как бы вы устраивались на завод? Для начала овладели бы профессией, например, фрезеровщика, потом пришли бы на завод, на который хотите устроиться, прошли бы собеседование, показали бы свои навыки и все. Работа ваша.

Так почему нельзя так же поступить тем, кто хочет стать сценаристом? На самом деле можно, но только нужно учитывать несколько нюансов.

В каждой профессии есть некий порог вхождения – набор минимальных знаний и умений, без которых вас не наймут. Например, для дворника порог вхождения низкий – подметать улицы может почти каждый. А, например, для работы юристом обязательно нужны образование и лицензия. Причем на большинство профессий сегодня набирают прежде всего по знаниям, а не по умениям. Если есть диплом и понимание основ, вас возьмут. А уж как именно нужно работать, научат в процессе.

К сожалению, сценаристам в России нужно сразу обладать и знаниями, и умениями на приличном уровне. У нас пока еще нет системы, когда на работу берут новичков и постепенно всему учат, как, например, это делается в Голливуде. Существующих сценаристов не хватает, все они завалены работой и систематически учить кого-то в рабочие часы им просто некогда.

Когда вы приходите устраиваться на завод, принимать вас и оценивать ваши навыки, скорее всего, будет бригадир. Он точно сможет выделить для вас время, чтобы подробно все о вас узнать. Сценаристов чаще всего ищут продюсеры. Это очень занятые люди с огромным списком повседневных обязанностей. Тратить время на осмотр всех кандидатов они не могут. Представьте, что вы устраиваетесь на завод BMW, где всех работников отбирает лично генеральный директор. Сможете вы к нему пробиться? Много ли он потратит на вас времени? Даст ли он вам право на ошибку? Скорее всего, вы вообще не застанете его на месте, потому что он постоянно носится по городу.

В большинстве случаев начинающим сценаристам придется идти окружным путем. Но задача перед ними останется та же: добиться внимания продюсера и показать свои практические навыки.

И поэтому первое, что вам нужно сделать – это написать что-либо приличное. И раз вы уже задумываетесь о том, как пробиться в индустрию, скорее всего, вы это уже сделали. Что ж, тогда начнем штурмовать стену.

Мы начинаем КВН. Для чего? Для того…

Если вы играете в КВН хотя бы на региональном уровне, поспрашивайте ваших знакомых. Наверняка через одно-два рукопожатия вы сможете выйти на кого-то из киноиндустрии и договориться о встрече.

Кинокомпании и продакшены

К сожалению, не все из нас годами шутили со сцены. Если вы из таких, первое, что вам нужно – это составить таблицу-список кинокомпаний, продакшенов, продюсерских центров и киностудий, которые вам интересны.

Где-то есть открытый электронный адрес, где-то используется форма обратной связи. Всю эту информацию занесите в таблицу.

Затем изучите, какого рода контент выпускает студия. Какие жанры, какой бюджет, сеттинг. Нет смысла присылать фантастический боевик студии, специализирующейся на костюмированных исторических драмах. Это тоже поместите в таблицу.


Продюсеры в шаговой доступности

Закончив с кинокомпаниями, нужно сделать такую же базу продюсеров. В век соцсетей написать напрямую можно практически каждому. Нужно только знать имя и фамилию.

Алгоритм тот же – отсматриваем фильмы и сериалы и выписываем имена исполнительных продюсеров. Ориентируемся на тех, кого указывают первыми. Скорее всего, именно они тянули этот проект с самого начала.

Найдя продюсера, которому может быть интересен ваш сценарий, вы можете написать ему. И тут нужно помнить два момента:

Те, кто опасается такого исхода, может пойти другим путем. Вместо того чтобы присылать свои наработки напрямую, можно спросить у продюсера контакты его редакторов или отборщиков. Людей, которым он платит за поиск и чтение сценариев. Скорее всего, они более лояльно отнесутся к вашим вторым и третьим попыткам.

Киношколы для знакомства и учебы

Еще один верный способ дотянуться до индустрии. Если вы раздумываете о каком-либо обучении, поставьте перед собой сразу две задачи: научится чему-нибудь и познакомиться с нужными людьми.

Если преподаватели-теоретики или уже давно не практикующие сценаристы, вряд ли они смогут вам помочь с трудоустройством. И наоборот. Если преподаватели все еще в обойме, они не только научит вас практическим секретам, они еще и расскажут, какими именно критериями руководствуются кинокомпании, с которыми они сотрудничают. И если вы себя проявите при обучении и вас не стыдно будет представить своим заказчикам, они это сделают.

За обучение придется заплатить, это понимают все. В большинстве случаев будущие студенты забывают, что обучение отнимает много времени. Ведь если вы настроены серьезно, вам нужно будет не только изучить предоставленный материал и разобраться в нем, но и применить его на практике. Это длительный процесс, очень часто студенты к нему не готовы.

Сценарные конкурсы

Еще один способ пробиться в индустрию. Именно его чаще всего практикуют начинающие сценаристы. Благо за последние пару лет количество сценарных конкурсов увеличилось в разы.

Конечно, сценарный конкурс всегда лотерея, где вы будете соревноваться с сотнями других претендентов, среди которых, скорее всего, будут и уже состоявшиеся профессионалы. Но, по крайней мере, вы будете уверены, что вашу идею прочитали.

Самое страшное, что вас ждет

Самое раздражающее для начинающего сценариста в попытках пробиться в индустрию – тотальное отсутствие обратной связи. Вам никто не будет объяснять, почему забраковали ваш проект. Вы плохо его написали? Он не подходит по бюджету? Кто-то уже снимает что-то похожее? Скорее всего, вам не ответят. Более того, вы не всегда даже будете знать, прочитали ли ваше письмо. Это раздражает. И от этого никуда не деться.

На самом деле подходит любой вариант. Помните:

Главное, вырваться из этого губительного состояния. Чтобы пережить отказ, нужно как можно быстрее вернуться к работе. Просто сделайте это, и увидите: вам сразу станет легче.

Попасть в индустрию начинающему сценаристу – это как перебираться через высокую длинную стену без лестницы. Это долго. Это сложно. Это требует фантазии. И это часто раздражает. Но если вы настроены серьезно, рано или поздно стена покориться. Главное, не верить тем, кто говорит, что это невозможно. И, разумеется, не сдаваться.

Читайте также: