Как устроиться на работу в детский дом

Обновлено: 17.05.2024

Форум хабаровских родителей ХабМама

  • Текущее время: 04 янв 2022, 16:29
  • Часовой пояс: UTC+10:00

Кто работал в детском доме?

Модератор: Катюня

Кто работал в детском доме?

Здравствуйте!
Девушки, которые работают (или работали) в детском доме, расскажите о своем опыте, пожалуйста.
Нравится ли вам ваша работа? Насколько она трудна? К чему вы не были готовы, когда шли работать в ДД? Испытываете ли вы моральное и эмоциональное удовлетворение от своей работы?
Вот уже почти год меня преследует мысль оставить свою нынешнюю работу и пойти работать в детский дом. За это время я прочитала очень много о ДД в России и о том, как в них работается, но хочется послушать тех, кто работал в Хабаровских детских домах. Буду вам очень благодарна за обратную связь! Если о чем-то не можете написать в теме, напишите, пожалуйста, в личку.

P.S. И еще вопрос знающим - насколько критично для работы в ДД иметь педагогическое или психологическое образование? (у меня высшее экономическое образование)

person@, а вы попробуйте (если еще не пробовали) поучаствовать в мероприятиях по дет.домам с ХМ и волонтерами.
информация здесь: Помощь детским домам

Катюня, спасибо этим я уже начала заниматься, только не с девочками с ХМ. Но сейчас меня интересует опыт именно работы в детских домах.

person@, буквально завтра планируется мероприятие в одном из ДД. не хотите присоединиться и, так сказать, на месте провести разведку боем, побеседовав с коллективом?

person@, кем вы хотите работать? воспитателем? какой район вас интересует?
могу уточнить наличие вакансий и уровень з/пл.
а если по сути вопроса. то наша родственница по зову сердца пошла работать в детский интернат психологом. проработала 2 года и ушла, очень тяжело морально (она работала с детьми-инвалидами умственно отсталыми). думаю, со здоровыми детьми легче.

Я работала с подростками из детского дома. И хочу сказать для работы с такими детьми нужно призвание. И если у Вас есть свои дети, то будет очень сложно работать. Я пока была не замужем и без своих детей справлялась с эмоциями которые возникают при общении с детьми из дд, они попадают туда не только с роддомов, есть дети родителей, лишенных родительских прав. У каждого ребенка своя ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ, и многие из них пережили в жизни такое. что нам даже в кошмарах не снилось, поэтому лучше 10 раз подумать, прежде чем идти туда работать. А еще лучше сходить в дд и поговорить с директором или с воспитателями дд, в котором хотите работать, и на месте все станет ясно.

Катюня, я бы с радостью, но у меня сын маленький, и он без меня долго ни с кем не остается, поэтому пока я могу помогать только ДД, который находится рядом с нашим домом, в другие ДД ездить с ним далековато. Поговорить лично с сотрудниками детских домов по своему вопросу я собираюсь уже ближе к делу, когда закончится декрет. Спасибо вам за предложение

лолга, думаю, что 2 года - это тоже вклад в плане помощи детям, живущим без родителей, уважаю вашу родственницу! А по поводу вашего предложения написала вам в личку, посмотрите, пожалуйста)))

соловьяжена, вот я и думаю, взвешиваю, рассчитаваю свои силы а сколько вы проработали в ДД? расскажите, пожалуйста, о положительных воспоминаниях, если такие остались

Кто работал в детском доме?

У меня подруга работала. Больше 2 лет не смогла смотреть на все безобразия.Она и сейчас вспоминает и жалеет деток тех,но морально там можно сломаться даже сильному человеку.Они подписывают бумагу о неразглашении.Ну мне много чего рассказала,от чего волосы дыбом.Не советую психику свою там разрушать,уж лучше уборщицей в магазин..В двух словах.Воруют у детей все.Я после этого перестала верить всяким фондам,собирающим деньги в детдома,они до детей не доходят.Подруга даже влажные салфетки и памперсы покупала за свои деньги,ибо там выдавали только на лежачих и то меньше нормы.Няньки,кто давно работает-злые,детей ненавидят.Не поят их водой в жару,чтоб не писались-памперсов то не хватает..Подруга пыталась с ними как то сработаться.на что ей ответили:матери родные их бросили,а мы жалеть должны?Мы же налоги платим за них,у нас свои дети есть!Вещи всегда просят приносить только новые,но их на детях тоже никто не видел.Приносила лично в руки подруге,по ее просьбе.Сказала что у девочек сандалики все разваливаются..И все тайно.а то накажут.Был артист из Москвы,спросил где кондиционеры и микроволновка.которые он подарил..Сказали.что через час все будет)))Я уж молчу про всяких уродов неполноценных..Один лежал с водянкой гол.мозга,целый год.Всегда кричал.К этому тоже надо привыкнуть?Когда я спросила-почему его не усыпят,подруга сказала,что на нем какие то эксперименты проводят с лекарствами..Ну даже вспоминать не хочется все ужасы.А последней каплей было,когда подруга работала сутки через сутки,а получила 8 тыс..При этом ей пытались сказать,что она же и не права. Думайте сами-нужно вам это все?Романтики там точно нет.Подруга же туда шла по зову души-обогреть несчастных брошенных детей..Говорила-пусть хоть в мою смену почувствуют заботу и доброту.А потом поняла,что для них это еще хуже,ибо они как зверята,если нашли слабину-будут вить веревки.Это значит-кричать.мычать,реветь,требовать внимания.

Хочу устроиться педагогом в Доме Ребенка ⇐ Обмен опытом

Обмен опытом по всем аспектам жизнедеятельности многодетной семьи. Рациональное ведение хозяйства, организация быта и отдыха

Девочки, нужен ваш совет, потому что спросить больше не у кого.
Вчера была на собеседовании - хотела на следующий год устроиться учителем в началку. Отбрили по полной. То ли директор неадекватная, то ли я такая. У меня опыт 10 лет педагог-психолог в прогимназии, 3 из них - подготовка к школе в развивалке. Образование - учитель нач. классов и куча всего еще. Весь вечер переживала. На прежнюю работу возвращаться не хочу - ездить теперь очень далеко. Возникла мысль - спросить о вакансии в Доме Ребенка. Загвоздка в том, что я уже лет 7 как являюсь "благотворителем" этого ДР. Собираю для них деньги и прочее. Как это будет выглядеть и захочет ли начальство видеть меня в своих рядах?

У меня два образования и всегда было две работы. Сейчас журналистика перешла в разряд фриланса и там пусть остаётся. А жизнь онлайн хочется опять связать с детками. Только не каждого руководителя устраивает работник с такой историей, как у меня. Слишком уж я активная.

Essvi: Собираю для них деньги и прочее. Как это будет выглядеть и захочет ли начальство видеть меня в своих рядах?

Essvi, думаю, что в своих рядах они вас видеть не захотят. потому, что у вас на многое откроются глаза и наврядли вы будете собирать им помощь. Я работала в этой системе и видела как утром машина привозит спонсорскую помощь, а потом приходит другая машина которая тихонечко эту помощь увозит. Дома ребенка финансируются очень хорошо и без спонсорской помощи, уж поверьте.

Если вы не уверены, что сможете меня загрызть, то поверьте, то даже гавкать в мою сторону не стоит. А то, не дай Бог, сорвусь с цепи!

8 9185389197 мой телефон

Essvi, судя по всему опыта работы с совсем маленькими детьми у Вас нет. По Вашей специализации надо искать работу в детском доме, там детки от 4-х лет

В моем возрасте Торопиться - опасно, Нервничать - вредно, Доверять - сложно, а Бояться - поздно.
Остается только жить, причем в полное свое удовольствие.

Essvi, а больше школ по близости нет?
Если искренне хотите работать, то идите, не пойму что вас смущает?

Essvi, опыт с малышами у меня после своих - сама всему училась, никто не помогал. И я очень хотела бы работать там, где от меня есть польза. У меня просто гиперпотребность быть необходимой. В офисе я сдохну. Но получается, что я никому не нужна. В школу не взяли. Ходила в два садика. В один не взяли, не объяснив причины, во втором сказали, что им воспитатели нужны только бездетные, чтобы на больничных не сидели. В учреждения типа др и дд попасть очень сложно. Там за свои места крепко держатся. Как они говорят, ответственности ноль, а надбавок куча. я, вот, вас спросила, а сама понимаю, что не захочет мой др лишаться курицы, несущей золотые яйца. Я эту помощь тоннами туда вожу, а девочки потом пишут, что деток забирали - требовали новую одежду привозить. Замкнутый круг какой-то.

Ну,не везде так, мы забирали,нам выдали,хоть и по размеру. Думаю дома что ребенок такой напряженный, решила одежду проверить, а на 3 летке трусы на 6 месячного размером
вот мне кажется права красотка, или там работать или помощь возить,и то и то не получится.

Essvi, вы маловато на собеседования ходили, в пед. среде ОЧЕНЬ большая конкуренция. У меня муж месяц назад об'ездил два десятка собеседований прежде, чем нашёл своё место. И в один день с ним на собеседование приезжал ещё примерно десяток человек. Т.е., как минимум, девять человек уходили оттуда ни с чем. Надо стучаться в большее количество дверей.

___________________________________________________________
Доча (2009) сын (2011) сынок (2012) сыночек (2014) дочечка (2017)
Если на душе скребут кошки - выпейте валерьянки, они это любят. (с)

из детских домов "выдают" в одежде и еще что-нибудь с собой могут дать. А в Дом ребенка надо везти все вплоть до трусов. Дите выдадут реально голым

В моем возрасте Торопиться - опасно, Нервничать - вредно, Доверять - сложно, а Бояться - поздно.
Остается только жить, причем в полное свое удовольствие.

Мы возим в реабилитационный центр в Калужской области и у нас "на содержании", так сказать, несколько семей в трудной жизненной ситуации. И постоянно ищем тех, кому нужна помощь. Но им мы помогаем сами. А в районе есть парочка предприятий, которые выделяют средства именно для ДР. Я как-то пыталась осторожно рассказать, что есть вот такие-то и такие семьи, но мне довольно резко ответили, что в жизни полно разных случаев, а это все-таки ДР! Ну, на нет и суда нет.

Я в свое жизни трижды устраивалась на работу: одну постоянную и две подработки. И каждый раз приходила с улицы - и сразу брали. Так что, я избалованная. ) Буду в течение года еще искать, ваша правда.

Понимаю. Я езжу в ДР, меня водят - показывают, что купили, что сделали. Сердце сжимается. Заходим к малюткам с отклонениями. Они по манежам распиханы, пищат. Четыре тетки стоят в углу - треплются. ( Или на прогулке видела - троих тощих деток запихнули в коляску для близнецов - выгуливают. Я бы попросилась волонтером просто, но жить-то на что-то нужно.
За годы работы мне разные детки попадались, с диагнозами были. И шизофрения, и аутизм, и СДВГ. К каждому свой подход нужен, это да. Но большинству - еще больше нужен спокойный, позитивный, доброжелательный взрослый.

О том, что происходит за закрытыми дверями детдомов, какими бывают дети и что делают или не делают воспитатели, в статье рассказано с предельной откровенностью. Chips Journal публикует материал с сокращениями.

— Почему решили посвятить жизнь работе с детьми?

— Изначально, с самого детства, я хотела работать с трудными подростками. Именно с трудными. Для этого с малых лет пыталась попасть в детскую комнату милиции (тогда ещё милиции). Попасть на работу, а не вообще попасть. Но чтобы туда пробраться, надо было приложить очень много усилий, и я решила действовать через детский дом (ДД). И задержалась там на 10 лет.

— Дети какого возраста находятся в вашем детском доме? Есть ли какие-то особенности или это обычные дети?

— Чаще всего в детских домах дети — сироты или те, родителей которых лишили родительских прав?

— В большинстве своем дети, у которых есть родители, лишенные прав. Если родители живут недалеко или в самом городе, то на выходные дети ходят к ним по заявлению. Сирот не так много. Наверное, если брать 100 детей, то сирот — 10, может даже меньше. Есть сироты, от которых изначально отказались. Таких вообще мало, т.к. обычно малышей в доме малютки разбирают до четырех лет, а к нам попадает очень мало. Но они есть.

— Чаще родители сами в детский дом отдают детей или органы опеки забирают?

— Как детский дом влияет на характер детей?

— Если ребенок попал изначально в ДД и не знает семьи, но при этом попал в ДД в нормальную группу с адекватными воспитателями, то в обычной жизни не отличишь его от детдомовского. Если ребенок попал в 5-7 лет, то психика ломается, они становятся хитрыми, умеют адаптироваться под любые обстоятельства, но при этом многие остаются хорошими людьми в будущем (опять же при условии, что попали в нормальный ДД с нормальными воспитателями).

— Поднимали ли вы руку на подопечных?

— Это нельзя. Но было. Конкретно у меня было, что парень пришел в три часа ночи оооочень пьяный и решил, что можно бы и сексом заняться с воспитателем (со мной), пришлось обороняться. Ещё был случай, когда ребята пришли опять же пьяные, и один из них курил в вестибюле под камерами, я выбила сигарету из руки, а потом навели хай, приехала полиция, все дела. Но всё было нормально потом.

— Правда ли, что в некоторых детских домах детей заставляют делать некоторые незаконные вещи? Воровать, продавать наркотики?

— Это делают старшаки. Заставляют мелких сиги стрелять и деньги. А воруют практически все. И заставлять не нужно.

— Правдив ли тезис о том, что из-за хорошего обеспечения в ДД выпускникам потом тяжело в жизни? Они не привыкли добиваться, всё всегда попадает к ним само по факту сиротства.

— Правдив на 100%. Как бы ты ни бился с ними, как бы ни любил — они всё равно оказываются в тюрьме и подобных учреждениях. Не все, но большинство. В зависимости от того, кто во сколько лет попал в ДД и как изначально воспитывался в семье. Да и ДД есть разные. В моем ДД — чернь, там все уголовники, а в соседнем — многие сумели адаптироваться. И это зависит от директора и того, как он поставит работу.

— В чем обычно проблема трудных детей? Болезнь, трудная жизнь или что-то еще?

— Скорее всего, в том, что они попадают в ДД. В тяжелых жизненных ситуациях многие живут, болеют тоже многие, но я не знаю, чтобы такие дети поголовно были плохими. Скорее, когда они попадают в ДД, то заводят дружбу с, так сказать, отбросами и пошло-поехало. Многие приходили нормальными, а выходили курящими-бухающими.

— За вашу практику сколько воспитанников после детского дома достигли кое-какого успеха?

— Именно за мою — не знаю. Ну, у девочки семья, муж, трое детей, и всё хорошо. Это считается? А так — кто продавцом работает, кто на автомойке. Но деньги-то имеют. И сами по себе средние такие обыватели — типа хорошо, что не в тюрьме. В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех.

— По каким статьям УК РФ ваши воспитанники чаще всего оказываются в тюрьме? Воровство, грабежи или что-то серьёзней?

— В основном воровство (машины со штрафстоянок угоняют и перепродают) и, конечно, всякие миксы продают, закладчиками подрабатывают, в магазинах воруют. И дерутся. Есть насильники, но это редко.

— Что бы вы изменили в современном устройстве ДД? Не жалеете ли о выбранной профессии?

Нереальная картина? Но только не в том случае, когда совершеннолетний — воспитанник детского дома.

Волонтеры рассказали о работе с сиротами

Конечно, на улице с чемоданом он не останется — государство обеспечит его жильем. Конечно, он может продолжить учебу, если совместно с другими воспитанниками уже поступил в училище — организованно и коллективно, не задумываясь, нравится ли ему будущая профессия. Но теперь, когда дверь детского дома за его спиной закрылась, на выпускника свалится нереальное количество задач и проблем, с которыми он не готов остаться наедине. Потому что никто и никогда не учил его делать выбор, принимать решения самостоятельно.

Ребенку на выходе из детского дома нужен рядом человек, который станет его другом и помощником, проводником во взрослой жизни. Сейчас с развитием волонтерского движения у ребенка появилась возможность такую помощь получить. В Москве и других городах работают организации, одним из направлений деятельности которых является социальная адаптация детей-сирот в современном бешеном и опасном мире.

— Домашний ребенок в 18 лет никогда не порывает с нами полностью. Это постепенный уход от родительской опеки, то, чего нет у ребенка из детского дома. Хорошо, если у него остались теплые отношения с воспитателем и он может вернуться, чтобы навестить его. Но это редкий случай. Недавно одна выпускница детдома захотела прийти к своей воспитательнице, но ее не пустили дальше охраны, на территории посторонним находиться запрещено. Да, в некоторых учреждениях есть службы сопровождения детей после выпуска, где-то есть воспитатели, которые оставляют подопечным личные контакты. Но в основном происходит следующее: ребенок выходит из детского дома, и эта дверь навсегда захлопывается за ним. Вот почему ему нужен взрослый, который появился бы до выпуска, а в момент прощания с детским домом, когда от свободы у таких детей буквально взрывается мозг, остался бы рядом.


— Наставничество — это история индивидуальных отношений. Это длительное общение, когда волонтер встречается с ребенком раз в неделю, а на связи с ним 24 часа в сутки. Но уже за первую встречу можно дать ребенку многое, например, возможность выбирать. Это та самая возможность, которую ему не предоставляет система коллективного воспитания в детском доме. Жизнь в учреждении — это жизнь по расписанию, в рамках режима, и неважно, хочешь ты есть или в туалет, все идут по расписанию мыть руки, обедать и так далее. Наставничество — это не просто общение, а целый план помощи, разработанный совместно с психологом. Ребенок, который соглашается на наставника, понимает, что это его дополнительный ресурс, турбокнопка, которая может ему помочь в разных жизненных ситуациях. Путем общения ребенок может узнать, чего он на самом деле хочет. Потому что таким детям сложно осознать свои желания и потребности, так как они никогда не удовлетворялись. Волонтер помогает ребенку понять, что он имеет право чего-то хотеть.

Однажды волонтер-наставник пришла с ребенком в кафе и предложила ему заказать блюдо. Процесс выбора занял у подопечного 40 минут, он никак не мог определиться. Волонтер молчала и ждала, она хотела, чтобы этот выбор ребенок сделал самостоятельно. И вот взвесив все, изучив все меню, он наконец сделал заказ. Позже волонтер рассказала психологу об этой истории и отметила, что, по ее мнению, это была бесполезная встреча, поскольку масса времени ушла только на меню. Психолог возразил ей, что как раз эта встреча была самой полезной и что волонтер сделала для подопечного многое, дав ему почувствовать, что он может самостоятельно выбирать.


— Наша задача, — продолжает Мария Рыльникова, — показать детям мир, с которым ему придется столкнуться после выпуска из детдома. Какие-то вещи, которые для нас естественны, поскольку мы выросли в семье, для них становятся настоящим открытием.

— Когда мы говорим, что дети из учреждений воспитываются как иждивенцы, речь идет о системной ошибке, — считает Мария Рыльникова. — Они лишены быта, поэтому общение с волонтером — это про жизнь.


Волонтер-наставник в среднем общается с ребенком год, знакомясь с ним до выпуска из детского дома и сопровождая его первое время в самостоятельной жизни. Иногда спустя год общение прерывается по инициативе одной из сторон. Но если годовой порог пройден, то, как правило, этот союз существует очень долго, их связь не прерывается до 22–24 лет, несмотря на появление у подопечных семьи и детей.

Многие ли дети соглашаются на общение с таким наставником? Когда волонтеры приходят в детский дом и приглашают ребят к участию в проекте, то некоторые воспринимают это предложение настороженно. Но в итоге мало кто отказывается от общения с человеком, который может стать их личным взрослым.

— В проекте участвуют те, кто хочет, — рассказывает Елена Альшанская, — и это не большинство. Вот трое, например, согласились. Остальные наблюдают, видят, как меняются сверстники, когда к ним начинают ездить взрослые. Им тоже хочется индивидуального внимания. И так со временем подтягиваются другие дети.

На сегодняшний день у волонтера, помогающего детям-сиротам, женское лицо. Это очень разные люди. Средний возраст наставников колеблется от 30 до 48 лет. Наименьший процент — это люди от 18 до 22 лет. Редко в наставники идут те, кому за 50, хотя мы очень надеемся привлекать эту категорию, у них есть свободное время, навыки и опят работы с детьми.

— Более того, я считаю, что это состояние является противопоказанием для волонтерства. Мы проводим собеседования и тщательно тестируем кандидатов, многим отказываем по разным причинам. Опустошенный человек будет скорее не отдавать что-то, а забирать у ребенка. Да, волонтерами могут быть люди с богатым, но непростым жизненным опытом, с травмами, но осмысленными. Одинокий человек может быть активным, он не всегда несчастный. Однако острые состояния и недавние травмы помешают таким людям работать с детьми.


Обучение художественному творчеству…

Администрация и персонал детских домов и больниц, с которыми волонтерские организации заключают договор, иногда проявляют недовольство их деятельностью. Сотрудников может пугать ситуация, когда авторитет волонтера становится выше, чем авторитет воспитателя. Когда это происходит, дети становятся непослушными, самостоятельными, знающими и понимающими, что им надо, уверенными в себе. С такими детьми намного сложнее работать, чем с теми, кто ведет себя пассивно.

— На начальном этапе общения с волонтером воспитатели видят, что дети начинают вести себя более вольготно, — говорит Елена Альшанская. — Важно объяснять персоналу, что стоит потерпеть ослабление поведения ребенка, так как у него появилось ощущение собственной свободы. Пока он молчаливый и все принимающий — он очень удобен. Но это может стать трагедией для него, когда он выйдет в 18 лет из детского дома и рядом не окажется никого, кто поднесет ложку к его рту.

Насколько сильно отличаются дети из детских домов от сверстников, у которых есть семья? Это зависит от того, какую часть жизни они провели в детском доме. Чем меньше времени, тем меньше и отпечаток. Если они прожили в учреждении с рождения до 18 лет, последствия будут, и тут важно, сможет ли такой человек социализироваться.

— На этот процесс влияют несколько факторов, — считает Елена Альшанская. — Во-первых, его биология, насколько он способен сопротивляться сложностям, во-вторых, были ли рядом значимые для него взрослые. Это очень важно, и если у ребенка такой поддержки не было, а сопротивляемость трудностям у него слабая, то это грустная история.


Биргит: как немка стала опекуном российских подростков

Адаптация шла непросто. Дети выросли в детском доме потребителями, они не понимали ценности вещей, не были бережливыми, ведь взамен испорченного им всегда приносили новое. Они спокойно рвали и выбрасывали одежду, купленную в магазине, ели все подряд, но не доедали, выбрасывали. Они не понимали, что у вещей и продуктов есть цена. Сложности возникли и с учебой — педагогическая запущенность не позволяла ребятам освоить программу по русскому языку и математике, пришлось организовывать для них домашнее обучение и повторять весь материал, начиная со 2-го класса начальной школы.



Ирина: помочь подросткам найти дорогу

Ирина занялась волонтерской деятельностью, когда ей было 23 года. На это решение повлияла история ее жизни. Она росла без отца, а мама не давала ей достаточно любви и тепла. Ирина часто задумывалась о детях, живущих в детском доме, понимая, что если ей так одиноко и плохо, то как должно быть им, оставшимся без обоих родителей? Так она стала волонтером и уже 7 лет занимается этой деятельностью. Работа в ювелирной компании не помешала ей быть координатором группы наставников в детском доме.

Около двух лет она курировала мальчика, но потом, когда детский дом был расформирован, подросток переехал в другой регион. Ирина не забывала о воспитаннике, а он спустя годы нашел ее в соцсетях. Оказалось, что все это время мальчик пытался ее найти, хранил ее подарки, помнил подробности их встреч. Сейчас он совершеннолетний, окончил колледж, нашел работу, собирается завести семью. При встрече с ним Ирина плакала от счастья и от радости, что у этой истории счастливый конец. Она и ее воспитанник больше не теряются, постоянно на связи, созваниваются и видятся.

Теперь Ирина — временный опекун двоих мальчиков-подростков. Это дети с психологическими травмами и тяжелыми судьбами. Один живет в детском доме с рождения, второго за кражу вернула в учреждение приемная семья. С обоими мальчиками адаптация проходит нелегко. Были оскорбления со стороны старшего ребенка, он скандалил, пытался сам отказаться от наставника, не дожидаясь, пока Ирина бросит его. Младший красил волосы в розовый цвет, курил, попадал в полицию. Прошло не так много времени, но оба подростка изменились, стали более чуткими, боятся обидеть Ирину. Своей основной задачей наставник видит в их подготовке к взрослой жизни, в их социализации, ведь оба воспитанника детского дома инфантильны и в глубине души уверены, что окружающие всегда будут их жалеть. Им сложно общаться и ориентироваться в реальном мире. Ирина вспоминает, что для этих подростков поначалу было проблемой даже заговорить с продавцом в магазине или спросить у прохожего дорогу.

Читайте также: